Артур Сомервелл

Сэр Артур Сомервелл (5 июня 1863 — 2 мая 1937) — английский композитор и педагог. После Хьюберта Пэрри он был одним из самых успешных и влиятельных авторов авторской песни в эпоху английского музыкального ренессанса 1890–1900-х годов. По словам Майкла Херда , его самая важная работа находится в пяти песенных циклах, особенно в его постановках Теннисона в «Мод» (1898) и Хаусмана в «Парне из Шропшира» (1904). [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Он родился в Уиндермире , Уэстморленд , в семье Роберта Миллера Сомервелла и его жены. Его отец был производителем обуви и работал судьей- президентом компании «Хазелтуэйт» в Уиндермире (1821–1899). [ 2 ] Семья Сомервелл (первоначально Сомервилл) прибыла из Шотландии и поселилась в Лондоне в 1700-х годах. [ 3 ]
Брат Сомервелла, Колин Сомервелл, стал производителем обуви, как и их отец, а позже служил верховным шерифом Вестморленда в 1916 году. Сын Колина, майор Арнольд Колин Сомервелл, ОБЕ, служил в этом офисе в 1936 году; позже служили и другие члены семьи Сомервелл. [ 4 ]
Первоначально Сомервелл получил образование в Аппингемской школе и Королевском колледже в Кембридже . [ 5 ] где он изучал композицию у сэра Чарльза Вильерса в Стэнфорде . С 1883 по 1885 год он учился в Высшей музыкальной школе в Берлине , а с 1885 по 1887 год — в Королевском музыкальном колледже в Лондоне под руководством Пэрри. Он изучал композицию у Фридриха Киля . Он стал профессором Королевского музыкального колледжа в 1894 году и дирижировал своими произведениями на фестивалях в Лидсе и Бирмингеме в 1895–97 годах. [ 1 ]
В 1890 году Сомервелл женился на Эдит Лэнс Колле (1861–1944). Детей было четверо: Виола Хелен Антония, Кэтрин Маргарет, Хьюберт Артур и Рональд Артур. Через свою дочь Кэтрин («Кит»), которая стала танцовщицей Сергея Дягилева » «Русского балета , они были бабушкой и дедушкой писательницы Элизабет Джейн Ховард . [ 6 ]
Сомервелл также оказал влияние в области музыкального образования. В течение двадцати восьми лет он проработал одним из инспекторов школ Его Величества (HMI), отвечая за преподавание музыки. [ 7 ] В 1901 году он был назначен инспектором музыки Совета по образованию и Департамента образования Шотландии (вслед за Джоном Стейнером ). [ 8 ] [ 9 ] В июне следующего года он получил степень доктора музыки в Кембриджском университете . [ 10 ]
Сомервелл был посвящен в рыцари в 1929 году. После выхода на пенсию он продолжал оставаться председателем фестивалей школьных оркестров в Куинс-холле с 1932 года до своей смерти. Он умер в своем доме по адресу Клифтон-Хилл, 105, Сент-Джонс-Вуд, в возрасте 73 лет. После кремации его прах был захоронен в месте его рождения, в Озерном крае, а именно на кладбище Грасмир. [ 7 ]
Музыка
[ редактировать ]Стиль Сомервелла был консервативным и демонстрирует влияние Мендельсона и Брамса . В свое время он добился успеха как композитор таких хоровых произведений, как «Оставленный русал» (1895), «Напоминание о бессмертии» (которым он дирижировал на фестивале в Лидсе в 1907 году) и короткая оратория «Страсти Христовы» (1914). Какое-то время эта картина соперничала » Стейнера . вездесущим «Распятием по популярности с [ 11 ] Его единственная симфония «Таласса » впервые была исполнена в феврале 1913 года и явно следует примеру Брамса. [ 12 ] Центральная медленная часть «Потерянные в действии» регулярно исполнялась как отдельное произведение во время Первой мировой войны. [ 13 ] Квинтет кларнета впервые был исполнен Гайдном Дрейпером в Вигмор-холле 19 мая 1919 года, но до недавнего возрождения интереса к нему было мало других исполнений. Его Скрипичный концерт 1930 года был посвящен скрипачке Адиле Фачири . Его популярная Генделя адаптация « Безмолвное поклонение » была показана в фильме 1996 года «Эмма» . [ 14 ]
Сегодня его главным образом помнят за его песенные циклы , такие как «Мод» (по мотивам Теннисона , 1898) и первое известное музыкальное оформление (1904) из А.Э. Хаусмана » «Парня из Шропшира . [ 15 ] Тревор Холд отмечает, что Сомервелл имел «искреннюю, глубокую привязанность к литературе», что отражалось в его широком и эклектичном выборе текстов. «Мод» стала первым успешным циклом английских песен и «остается одним из шедевров английской песни». [ 16 ] Стивен Бэнфилд считает Роберта Браунинга цикл «Сломанная дуга» (1923) своей лучшей, а «Самое худшее из этого» — своей лучшей песней. [ 17 ]
Записи
[ редактировать ]- Скрипичный концерт соль минор (1930) получил свою первую запись в 2005 году Энтони Марвудом и Шотландским симфоническим оркестром BBC под управлением Мартина Браббинса . [ 18 ]
- Мировая премьера симфонии ре минор «Таласса» (Морская симфония) состоялась в 2011 году на студии Cameo Classics, почти через 100 лет после ее написания. Написанная в 1912 году вторая часть, «Элегия», посвящена смерти Роберта Фалькона Скотта в Антарктике в том же году. Мальтийским филармоническим оркестром дирижировал Майкл Лаус. [ 19 ]
- Фортепианный концерт (1921) и Нормандские вариации для фортепиано с оркестром (1912) были записаны для Hyperion Records в 2011 году с Мартином Роско и Концертным оркестром BBC под управлением Мартина Йейтса . [ 20 ]
- Премьера «Двух разговоров о Бахе» (1915) для двух скрипок и фортепиано состоялась в 2015 году Рупертом Маршаллом-Лаком (обе скрипки, двухдорожечные) и Мэтью Рикардом (фортепиано). [ 21 ]
- Кларнетовый квинтет соль мажор (1913) был записан Стефаном Зигенталером и Лейпцигским струнным квартетом на CPO в 2016 году. [ 22 ]
- Есть много записей A Shropshire Lad и Maud . менее известный цикл песен «A Broken Arc» (постановка Браунинга ) 1923 года. Но также был записан [ 23 ]
Композиции
[ редактировать ]
- Очарованный принц
- Принцесса Зара ; Червовый валет (Новелло)
- Золотая соломинка (Карвен)
- Томас Ример
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Таласса- симфония ре минор (1912) [ 24 ] (Бузи)
- Елена Кирконнельская (Новелло)
- В Аркадии (Сюита для малого оркестра) (Донаёвский)
Концертные произведения
[ редактировать ]- Нормандия , симфонические вариации для фортепиано с оркестром (Огенер, 1911)
- Концерты для скрипки с оркестром (Огенер, 1913)
- Хайлендский концерт ля минор для фортепиано с оркестром (1920)
- Концерт для скрипки с оркестром (1930).
Хоровой
[ редактировать ]- Масса
- Сила звука
- Атака легкой бригады
- Элегия (Хор и оркестр.) (Новелло)
- Хвалебная песня (хор и оркестр.) (Мецлер)
- В Авангард ; Страсти Христовы (хор и оркестр.) (Бузи)
- Месса ре минор (Воспоминания).
Камерная музыка
[ редактировать ]- Квинтет для кларнета и струнных
- Сюиты, этюды и пьесы для скрипки и фортепиано (Огенер, Уикс, Уильямс и Эшдаун)
- Вариации для 2-х фортепиано (Огенер)
Песни
[ редактировать ]- Шесть песен Роберта Бернса (1885–86)
- Мод Цикл (1898)
- Четыре песни невиновности (1899)
- Время пения, песни для маленьких детей (1899)
- Любовь в весеннем цикле (1901). (Бузи)
- Цикл парней из Шропшира (1904)
- Цикл жены Джеймса Ли (1908)
- Цикл разорванной дуги (1923)
- Цветы ветра , Цикл для вокального квартета (Бузи).
Музыкально-просветительская работа
[ редактировать ]- Ритмический Gradus для фортепиано (Босворт)
- Упражнения по чтению с листа и т. д. (Кервен)
- Школа мелодии , 10 прогрессивных мелодий для альта и фортепиано (1919): (Огенер)
- Чтение с листа , 6 томов (Лебедь)
- Упражнения по чтению с листа (Огенера)
- Таблицы правил гармонии и контрапункта (Clarendon press)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Майкл Херд. «Сомервелл, сэр Артур» в Grove Music Online (2001)
- ^ Сэр Артур Сомервелл о музыкальном образовании - Его сочинения, речи и письма , изд. Гордон Кокс, Boydell Press, 2003, стр. 7
- ^ Земельное дворянство Берка 1952 , «Сомервелл из Хай-Борранса», с. 2359
- ^ Земельное дворянство Берка 1952 , «Сомервелл из Хай-Борранса», с. 2359
- ^ «Сомервелл, Артур (SMRL880A)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ «Элизабет Джейн Ховард — некролог» . 2 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диббл, Джереми. «Сомервелл, сэр Артур» в Оксфордском национальном биографическом словаре (2004)
- ^ Кокс, Гордон (редактор), сэр Артур Сомервелл о музыкальном образовании (2003)
- ^ Чарльтон, Питер. Джон Стейнер и музыкальная жизнь викторианской Британии (1984), с. 107-8, 199
- ^ «Университетская разведка». Таймс . № 36793. Лондон. 13 июня 1902 г. с. 5.
- ^ Некролог, The Musical Times , Vol. 78, № 1131 (май 1937 г.), с. 464
- ^ 'Премьера британского композитора Vol. 3 ' , рецензия на MusicWeb International
- ^ «Сэр Артур Сомервелл», биография, Hyperion Records
- ^ «Эмма (У)» . Британский совет классификации фильмов . 10 июня 1996 года . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ «Два цикла песен Артура Сомервелла», в Opera Today , 2 июня 2020 г.
- ^ Тревор Холд. Парри Финци (2002), с. 91
- ^ Стивен Бэнфилд. Чувствительность и английская песня (1985), с. 60-61
- ^ Гиперион CDA67420 (2005)
- ^ Cameo Classics CC9034CD (2011)
- ^ Гиперион CDA67837 (2011)
- ^ Dream Shadows , EM Records EMRCD030 (2015)
- ^ Британские кларнетовые квинтеты , CPO 777 905-2 (2016)
- ^ Дуэт Meridian Records DUOCD89026 (1994)
- ^ Musical Times и циркуляр для классов пения в Google Books , 1 марта 1913 г., страницы 175–6. Сообщает о представлении - возможно, премьере - произведения 17 февраля того же года. ( Артур Никиш , Лондонский симфонический оркестр .)
Источники
[ редактировать ]- А. Иглфилд-Халл (ред.), Словарь современной музыки и музыкантов (Дент, Лондон, 1924).
- Т. Холт, Парри Финци: Двадцать английских композиторов песен (Boydell Press, Woodbridge 2002), 87–101.
- К. Шентон, «Сэр Артур Сомервелл», в журнале Британского музыкального общества 9 (1987), 45–54.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1863 рождения
- 1937 смертей
- Английские композиторы-романтики
- Английские композиторы-классики
- Рыцари Бакалавр
- Композиторам было присвоено рыцарское звание
- Жители Уиндермира, Камбрия
- Ученики Чарльза Вильерса Стэнфорда
- Выпускники Королевского колледжа Кембриджа
- Английские композиторы-классики мужского пола
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские музыканты-мужчины XIX века