Афоризм
Афоризм , обозначающий «разграничение», « различение (от греч. ἀφορισμός: aphorismos » и «определение») — это краткое, краткое, лаконичное или запоминающееся выражение общей истины или принципа . [1] Афоризмы часто передаются по традиции из поколения в поколение.
Эта концепция обычно отличается от понятий пословицы , Брокара , хиазма , эпиграммы , максимы ( юридической или философской ), принципа , пословицы и поговорки ; хотя некоторые из этих концепций можно истолковать как разновидности афоризмов.
Часто афоризмы отличаются от других коротких высказываний необходимостью интерпретации, чтобы понять их смысл. В своей книге «Теория афоризма » Эндрю Хуэй определил афоризм как «короткое высказывание, требующее интерпретации». [2]
Известный пример:
Невозможно войти в одну и ту же реку дважды.
— Гераклит
История
[ редактировать ]Это слово впервые было использовано в Афоризмах Гиппократа , а также , длинной серии положений, касающихся симптомов и диагностики болезней искусства врачевания и медицины . [3] Часто цитируемое первое предложение этого произведения: « Ὁ βίος βραχύς, δὲ τέχνη μακρή » — «жизнь коротка, искусство длинно», обычно в обратном порядке ( Ars longa, vita brevis ).
Этот афоризм позже был применен или адаптирован к физической науке , а затем трансформировался в разнообразные афоризмы философии , морали и литературы . В настоящее время под афоризмом обычно понимают краткое и красноречивое изложение истины .
Афоризмы отличаются от аксиом : афоризмы обычно возникают из опыта и обычаев , тогда как аксиомы являются самоочевидными истинами и поэтому не требуют дополнительных доказательств. Афоризмы особенно использовались в предметах, к которым изначально не применялось методическое или научное лечение, таких как сельское хозяйство , медицина , юриспруденция и политика . [3]
Литература
[ редактировать ]Афористические сборники, иногда называемые литературой мудрости , занимают видное место в канонах нескольких древних обществ, таких как Сутр литература Индии , библейский Экклезиаст , исламские хадисы , золотые стихи Пифагора , Гесиода » «Труды и дни , Дельфийские максимы и Справочник Эпиктета . Афористические сборники также составляют важную часть творчества некоторых современных авторов. Картина 1559 года, написанная маслом на дубовой панели, «Нидерландские пословицы» (также называемые «Синий плащ» или «Перевернутый мир ») Питера Брейгеля Старшего , искусно изображает землю, населенную буквальными интерпретациями фламандских афоризмов ( пословиц ) того времени.
Первым отмеченным опубликованным сборником афоризмов является «Адагия Эразма » . Другими важными ранними афористами были Бальтасар Грасиан , Франсуа де Ларошфуко и Блез Паскаль .
Двумя влиятельными сборниками афоризмов, опубликованными в двадцатом веке, были « Неопрятные мысли» Станислава Ежи Леца (на польском языке) и «Зуд мудрости» Михаила Туровского (на русском и английском языках). [4]
Общество
[ редактировать ]Во многих обществах есть традиционные мудрецы или культурные герои , которым обычно приписывают афоризмы, такие как Семь мудрецов Греции , Чанакья , Конфуций или царь Соломон .
Неправильно процитированные или ошибочные афоризмы часто используются как источник юмора ; например, игра слов афоризмов появляется в работах П.Г. Вудхауза , Терри Пратчетта и Дугласа Адамса . Афоризмы, неправильно цитируемые спортивными игроками, тренерами и комментаторами, составляют основу Private Eye » раздела «Коулманболлы .
Философия
[ редактировать ]Профессор гуманитарных наук Эндрю Хуэй, автор книги «Теория афоризма», предложил следующее определение афоризма: «короткое высказывание, требующее интерпретации». [2] Хуэй показал, что некоторые из самых ранних философских текстов традиций всего мира использовали афористический стиль. Некоторые из самых ранних текстов западного философского канона содержат короткие утверждения, требующие интерпретации, как это видно у досократиков, таких как Гераклит и Парменид . В ранней индуистской литературе Веды состояли из множества афоризмов. Точно так же в ранней китайской философии даосские тексты, такие как Дао Дэ Цзин и Конфуцианские Аналекты , опирались на афористический стиль. Фрэнсис Бэкон , Блез Паскаль , Дезидериус Эразм и Фридрих Ницше входят в число самых известных философов, которые использовали их в наше время.
Эндрю Хуэй утверждал, что афоризмы сыграли важную роль в истории философии, влияя на излюбленные средства философских традиций. Например, он утверждал, что Платонические диалоги послужили ответом на трудные для интерпретации фрагменты и фразы, которыми славились философы-досократики. Хуэй предполагает, что афоризмы часто появляются до, после или в ответ на более систематическую аргументированную философию. [2] Например, афоризмы могут предшествовать систематической философии, потому что систематическая философия состоит из попыток интерпретировать и объяснить афоризмы, как он утверждает, и в случае с конфуцианством. С другой стороны, афоризмы могут быть написаны против систематической философии как форма вызова или непочтительности, как это видно в работах Ницше. Наконец, афоризмы могут появиться после систематической философии или после нее, как это было в случае с Фрэнсисом Бэконом, который стремился положить конец старому образу мышления. [2]
Афористы
[ редактировать ]- Джордж Батай
- Джордж EP Box
- Жан Бодрийяр
- Эмброуз Бирс ( Словарь Дьявола )
- Николас Гомес Давила ( Схолии к неявному тексту )
- Теодор В. Адорно ( Минима Моралии: Размышления о поврежденной жизни )
- Ф. Х. Брэдли
- Малькольм де Шазаль
- Эмиль Чоран
- Аркадий Давидовиц
- Дезидерий Эразм
- Гюстав Флобер ( Словарь полученных идей )
- Бенджамин Франклин
- Анджей Максимилиан Фредро
- Роберт А. Хайнлайн ( Записные книжки Лазаря Лонга )
- Эдмон Жабес
- Томаш Янович
- Жозеф Жубер
- Франц Кафка
- Карл Краус
- Станислав Ежи Лец
- Георг Кристоф Лихтенберг
- Анджей Маевский
- Хуан Мануэль (вторая, третья и четвертая части его знаменитого произведения « Эль Конде Луканор» ) [ нужна ссылка ]
- Фридрих Ницше
- Марк Мирмонт
- Ойва Палохеймо
- Дороти Паркер
- Патанджали
- Петар II Петрович-Негош
- Faina Ranevskaya
- Франсуа де Ларошфуко
- Джордж Сантаяна
- Артур Шопенгауэр
- Сенека Младший [ нужна ссылка ]
- Джордж Бернард Шоу
- Михаил Туровский
- Lev Shestov
- Нассим Николас Талеб ( Ложе Прокруста )
- Лао Цзы
- Вольтер
- Васиф Али Васиф
- Оскар Уайльд
- Александр Вулкотт
- Бурхард из Вормса
- Чэн Йен ( Афоризм Цзин Си )
- Сунь Цзы
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Определение афоризма из онлайн-словаря этимологии.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хуэй, Эндрю (2019). Теория афоризма: от Конфуция до Твиттера . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. дои : 10.23943/Принстон/9780691188959.001.0001 . ISBN 9780691188959 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Афоризм ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 165. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Заголовок (2003-06-30). ЗАЛОЖНИК ВЕЧНОСТИ Михаил Туровский/ЗАЛОЖНИК ВЕЧНОСТИ Михаил Туровский (на русском языке). Пиплс.ру . Проверено 15 октября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гири, Джеймс (2005). Мир во фразе: Краткая история афоризма . Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 9781608197620 .
- Гопник, Адам , «Краткость, душа, остроумие: искусство афоризма» (включает обсуждение Эндрю Хуэя, «Теория афоризма: от Конфуция до Твиттера» , Принстон, 2019 г.), The New Yorker , 22 июля 2019 г., стр. 67–69. «Афоризм [...] является [...] всегда воплощением и ищет суть. Способность исключить постороннее — вот что делает афоризм острым, но возможность сделать обратный вывод к отсутствующему тексту — вот что делает афоризм поэтический ». (стр. 69.)
- Джон Морли (1887 г.), Афоризмы: речь, произнесенная перед Эдинбургским философским институтом, 11 ноября 1887 г. (1-е изд.), Лондон: Macmillan Publishers , Wikidata Q19045853
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском и арабском языках) Комментарий к афоризмам Гиппократа