Jump to content

Платон

Страница полузащищена
(Перенаправлено из Диалогов Платона )

Платон
Римская копия портретного бюста ок. 370 г. до н.э.
Рожденный 428/427 или 424/423 г. до н.э.
Умер 348 г. до н.э. (возраст ок. 75–80 )
Афины, Греция
Заметная работа
Эра Древнегреческая философия
Школа Платоническая Академия
Известные студенты Аристотель
Основные интересы
Эпистемология , Метафизика
Политическая философия
Известные идеи

Платон ( / ˈ p l t / PLAY -toe ; [1] Греческий : Πλάτων, урожденный Аристокл (Ἀριστοκλῆς; ок. 427–348 до н. э.), был древнегреческим философом классического периода , который считается основополагающим мыслителем западной философии и новатором письменного диалога и диалектических форм. Он поднимал проблемы для всех основных областей как теоретической философии , так и практической философии , и был основателем Платонической Академии , философской школы в Афинах , где Платон преподавал доктрины, которые позже стали известны как платонизм .

Самым известным вкладом Платона является теория форм (или идей) , которая интерпретировалась как продвижение решения того, что сейчас известно как проблема универсалий . На него решающее влияние оказали мыслители-досократики Пифагор , Гераклит и Парменид , хотя многое из того, что известно о них, заимствовано от самого Платона. [а]

Наряду со своим учителем Сократом и Аристотелем , его учеником, Платон является центральной фигурой в истории философии . [б] Считается, что все произведения Платона сохранились в нетронутом виде более 2400 лет — в отличие от работ почти всех его современников. [5] Хотя их популярность колебалась, их постоянно читали и изучали на протяжении веков. [6] Через неоплатонизм он также оказал большое влияние как на христианскую , так и на исламскую философию . [с] В наше время Альфред Норт Уайтхед знаменито сказал: «Самая безопасная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она состоит из ряда сносок к Платону». [7]

Имена

Платон ( греческий : Πλάτων , Платон , от древнегреческого : πλατύς , латинизированный : platys , букв. «широкий») на самом деле является прозвищем . Хотя факт, что философ в зрелом возрасте называл себя Платоном , происхождение этого имени остается загадочным. Платон было довольно распространенным именем (только в Афинах известен 31 экземпляр), [8] но это имя не встречается в известной семейной линии Платона. [9]

Источники Диогена Лаэртского объясняют это тем, что его тренер по борьбе Аристон из Аргоса назвал его «широким» из-за его груди и плеч, или что Платон получил свое имя из-за широты его красноречия или широкого лба. [10] [11] Филодем в выдержках из папирусов Геркуланума подтверждает утверждение, что Платон был назван в честь своего «широкого лба». [12]

Вспоминая нравственный урок бережливой жизни, Сенека упоминает значение имени Платона: «Самое имя его было дано ему из-за его широкой груди». [13] По словам Диогена Лаэртского, [14] его имя при рождении было Аристокл ( Ἀριστοκλῆς ), что означает «лучшая репутация». [д]

Биография

Платон, настоящее имя которого было Аристокл, родился в Афинах или на Эгине между 428 г. [15] и 423 г. до н.э. [16] Он был членом аристократической и влиятельной семьи. [17] [и] [20] Его отцом был Аристон. [ф] [20] который, возможно, был потомком двух царей — Кодра и Меланфа . [г] [21] Его матерью была Периктиона , потомок Солона . [22] [23] государственный деятель, которому приписывают заложение основ афинской демократии . [24] [25] [26] У Платона было два брата, Главкон и Адеймант , сестра Потоне , [23] полтора брата Антифонта. [27]

Платон, возможно, путешествовал по Италии, Сицилии , Египту и Кирене . [28] В 40 лет он основал философскую школу — Академию . Он располагался в Афинах, на участке земли в роще Гекадема или Академа . [29] назван в честь аттического героя греческой мифологии . Академия действовала до тех пор, пока не была разрушена Суллой в 84 г. до н.э. В Академии учились многие философы, наиболее выдающимся из которых был Аристотель. [30] [31]

По мнению Диогена Лаэртского , на протяжении всей своей дальнейшей жизни Платон ввязался в политику города Сиракуз , где он пытался сменить тирана Дионисия , [32] с зятем Дионисия, Дионом Сиракузским , которого Платон завербовал в число своих последователей, но сам тиран восстал против Платона. Платон чуть не погиб, но был продан в рабство. Анникерис , киренский философ, купил свободу Платона за двадцать мин . [33] и отправил его домой. Однако Филодем утверждает, что Платон был продан в рабство еще в 404 г. до н. э., когда спартанцы завоевали Эгину, или, альтернативно, в 399 г. до н. э., сразу после смерти Сократа. [34] После смерти Дионисия, согласно Седьмому письму Платона , Дион попросил Платона вернуться в Сиракузы, чтобы обучать Дионисия II , который, казалось, принял учение Платона, но в конце концов стал подозревать их мотивы, изгнав Диона и удерживая Платона против его воли. В конце концов Платон покинул Сиракузы, и Дион вернулся, чтобы свергнуть Дионисия и править Сиракузами, прежде чем его узурпировал Каллипп , соратник Платона.

Различные источники сообщают о смерти Платона. Одна история, основанная на искалеченной рукописи, [35] предполагает, что Платон умер в своей постели, пока молодая фракийская девушка играла ему на флейте. [36] Другая традиция предполагает, что Платон умер на свадебном пиру. Этот отчет основан на ссылке Диогена Лаэртского на рассказ Гермиппа, александрийца третьего века. [37] По мнению Тертуллиана , Платон просто умер во сне. [37] По словам Филодема, Платон был похоронен в саду своей академии в Афинах, недалеко от священного храма муз. [34]

Влияния

Платон был одним из преданных молодых последователей Сократа, бюст которого изображен выше.

Сократ

Платон никогда не говорит в своих диалогах своим голосом ; В каждом диалоге, кроме «Законов», присутствует Сократ, хотя во многих диалогах, включая «Тимей» и «Государственный деятель» , он говорит лишь изредка. Лео Штраус отмечает, что репутация Сократа как ироничного человека ставит под сомнение то, выражает ли Сократ Платона искренние убеждения. [38] и Ксенофонта «Мемориальные вещи» « Аристофана, » Облака кажется, представляют несколько иной портрет Сократа, чем тот, который рисует Платон. Аристотель приписывает Платону и Сократу иное учение о формах. [39] Аристотель предполагает, что идея форм Сократа может быть обнаружена путем исследования мира природы, в отличие от форм Платона, которые существуют за пределами обычного человеческого понимания. [40] Сократовская проблема заключается в том, как согласовать эти различные точки зрения. Точные отношения между Платоном и Сократом остаются предметом споров среди ученых. [41] [ нужна страница ]

Пифагореизм

Математические и мистические учения последователей Пифагора, изображенные выше, оказали сильное влияние на Платона.

Хотя Сократ оказал непосредственное влияние на Платона, влияние Пифагора или, в более широком смысле, пифагорейцев, таких как Архит , также, по-видимому, было значительным. Аристотель и Цицерон утверждали, что философия Платона близко следовала учению пифагорейцев . [42] [43] По мнению Р.М. Зайца , это влияние состоит из трёх пунктов:

  1. Платоническая республика могла быть связана с идеей «плотно организованного сообщества мыслителей-единомышленников», подобного тому, которое основал Пифагор в Кротоне.
  2. Идея о том, что математика и вообще абстрактное мышление являются надежной основой для философского мышления, а также «для существенных тезисов в науке и морали ».
  3. Их разделял «мистический подход к душе и ее месту в материальном мире». [44] [45]

Пифагор считал, что все вещи имеют число, а космос основан на числовых принципах. Он ввел понятие формы, отличной от материи, и что физический мир является имитацией вечного математического мира. Эти идеи оказали большое влияние на Гераклита, Парменида и Платона. [46] [47]

Гераклит и Парменид

Гераклит (1628) Хендрика тер Брюггена . Гераклит видел мир в движении , в котором все всегда находится в противоречии, постоянно меняется.
Бюст Парменида из Велии . Парменид видел мир вечным и неизменным, что все изменения были иллюзией.

Два философа Гераклит и Парменид , находившиеся под влиянием более ранних греческих философов-досократиков, таких как Пифагор и Ксенофан , [48] отошел от мифологических объяснений Вселенной и положил начало метафизической традиции, которая сильно повлияла на Платона и продолжается и сегодня. [47] Гераклит считал все вещи непрерывно изменяющимися , что нельзя «вступить в одну и ту же реку дважды» из-за постоянно меняющихся вод, текущих через нее, и все вещи существуют как противопоставление противоположностей. По мнению Диогена Лаэртского, Платон получил эти идеи через ученика Гераклита Кратила . [49] Парменид придерживался совершенно противоположного видения, отстаивая идею неизменной, вечной Вселенной и точку зрения, что изменение — это иллюзия. [47] Самый самокритичный диалог Платона — « Парменид» , в котором фигурируют Парменид и его ученик Зенон , критикующий собственные метафизические теории Платона. Платона Софистский диалог включает в себя элеатского незнакомца. Эти идеи об изменении и постоянстве, или становлении и бытии, повлияли на Платона при формулировании его теории форм. [49]

Философия

В диалогах Платона Сократу и его компании спорщиков было что сказать по многим вопросам, включая некоторые аспекты метафизики . К ним относятся религия и наука, человеческая природа, любовь и сексуальность. Не один диалог противопоставляет восприятие и реальность , природу и обычаи, тело и душу. Фрэнсис Корнфорд определил «двойные столпы платонизма» как теорию Форм, с одной стороны, и учение о бессмертии души, с другой стороны. [50]

Формы

В диалогах Сократ регулярно спрашивает о значении общего термина (например, справедливости, истины, красоты) и критикует тех, кто вместо этого приводит ему конкретные примеры, а не качество, присущее всем примерам. «Платонизм» и его теория Форм (известная также как «теория Идей») отрицают реальность материального мира, считая его лишь образом или копией реального мира. Согласно этой теории Форм, существуют два рода вещей: видимый мир материальных объектов, постигаемый органами чувств, который постоянно меняется, и неизменный и невидимый мир Форм, постигаемый разумом ( λογική ). Формы Платона представляют типы вещей, а также свойства , закономерности и отношения , которые называются объектами. Точно так же, как отдельные столы, стулья и автомобили относятся к объектам в этом мире, «столовость», «стулья» и «машинность», а также, например, справедливость , истина и красота относятся к объектам в другом мире. Одним из наиболее цитируемых Платоном примеров Форм были истины геометрия , такая как теорема Пифагора . Теория форм впервые представлена ​​в диалоге Федона (также известном как О душе »), в котором Сократ оспаривает плюрализм Анаксагора « , который в то время был самым популярным ответом Гераклиту и Пармениду.

Душа

Для Платона, как это было характерно для древнегреческой философии, душа была тем, что давало жизнь. [51] Платон отстаивает веру в бессмертие души, и некоторые диалоги заканчиваются длинными речами, изображающими загробную жизнь . В « Тимее » Сократ помещает части души внутри человеческого тела: разум расположен в голове, дух — в верхней трети туловища , а аппетит — в средней трети туловища, вплоть до пупка . [52] [53]

Более того, Платон демонстрирует веру в теорию реинкарнации в многочисленных диалогах (таких как « Федон» и «Тимей» ). Однако ученые спорят о том, хочет ли он, чтобы эта теория была буквально верной. [54] Он использует идею реинкарнации, чтобы ввести концепцию, согласно которой знание — это вопрос воспоминания о вещах, с которыми человек был знаком до рождения, а не наблюдения или изучения. [55] Продолжая тему признания собственного невежества, Сократ регулярно жалуется на свою забывчивость. В « Меноне» Сократ использует геометрический пример, чтобы изложить точку зрения Платона о том, что знание в этом последнем смысле приобретается посредством воспоминания. Сократ извлекает факт, касающийся геометрической конструкции, от мальчика-раба, который иначе не мог бы знать этот факт (из-за необразованности мальчика-раба). Познание должно иметь, заключает Сократ, вечную, невоспринимаемую форму.

Эпистемология

Диаграмма Венна, иллюстрирующая классическую теорию познания.

Платон также обсуждает некоторые аспекты эпистемологии . В нескольких диалогах Сократ переворачивает интуицию обычного человека о том, что познаваемо, а что реально. Реальность недоступна тем, кто использует свои чувства. Сократ говорит, что тот, кто видит глазами, слеп. В то время как большинство людей считают объекты своих чувств реальными, если таковые вообще существуют, Сократ презирает людей, которые думают, что для того, чтобы что-то было реальным, нужно схватить его руками. В «Теэтете» он говорит, что такие люди — eu amousoi (εὖ ἄμουσοι), выражение, которое буквально означает «счастливо без муз». [56] Другими словами, такие люди сознательно невежественны, живут без божественного вдохновения и доступа к высшему пониманию реальности. Многие интерпретировали Платона как утверждение (даже будучи первым, кто написал), что знание — это оправданная истинная вера , влиятельная точка зрения, которая повлияла на будущее развитие эпистемологии. [57] Платон также выявил проблемы с определением обоснованного истинного убеждения в « Теэтете» , заключив, что обоснование (или «отчет») потребует знания различий , а это означает, что определение знания является циклическим . [58] [59]

В «Софисте» , «Государственном деятеле» , «Государстве» , «Тимее» и « Пармениде » Платон связывает знание с пониманием неизменных Форм и их взаимоотношений друг с другом (что он называет «экспертизой» в диалектике), в том числе посредством процессов сбора и разделения . [60] Более конкретно, сам Платон утверждает в « Тимее» , что знание всегда пропорционально сфере, из которой оно получено. Другими словами, если кто-то получает свое объяснение чего-либо опытным путем, поскольку чувственный мир находится в движении, достигнутые в нем взгляды будут просто мнениями. Между тем, мнения характеризуются отсутствием необходимости и устойчивости. С другой стороны, если кто-то получает свое описание чего-либо посредством бессмысленных Форм, поскольку эти Формы неизменны, то же самое происходит и с описанием, полученным на их основе. То, что понимание Форм необходимо для познания, можно рассматривать как согласующееся с теорией Платона в «Теэтете» и «Меноне» . [61] Действительно, понимание Форм может лежать в основе объяснения, необходимого для обоснования, поскольку оно предлагает основополагающее знание, которое само по себе не нуждается в объяснении, тем самым избегая бесконечной регрессии . [62]

Что такое справедливость?

Этика

В нескольких диалогах обсуждаются этика , включая добродетель и порок, удовольствие и боль, преступление и наказание, справедливость и медицину. Сократ представляет знаменитую дилемму Евтифрона в диалоге одноименном : «Любимо ли благочестивое ( τὸ ὅσιον ) богами потому , что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что любимо богами?» ( 10а ) В диалоге Протагора через Сократа утверждается, что добродетель врождена и ей нельзя научиться, что никто не делает зла ​​намеренно, и знание того, что хорошо, приводит к поступку добра; это знание является добродетелью. В « Государстве » Платон ставит вопрос: «Что такое справедливость?» и, исследуя как индивидуальную справедливость, так и справедливость, которая информирует общества, Платон способен не только информировать метафизику, но также этику и политику, задавая вопрос: «Что является основой моральных и социальных обязательств?» Хорошо известный ответ Платона основан на фундаментальной ответственности за поиск мудрости, мудрости, которая ведет к пониманию Формы Блага. Платон рассматривает «Добро» как высшую Форму, каким-то образом существующую даже «за пределами бытия». Таким образом, справедливость достигается, когда на практике применяются знания о том, как выполнять свою моральную и политическую функцию в обществе. [63]

Политика

Оксиринховые папирусы Платона. с фрагментом «Государства»

В диалогах также обсуждается политика. Некоторые из самых известных доктрин Платона содержатся в «Государстве », а также в « Законах» и «Государственном деятеле» . Поскольку эти мнения не высказываются Платоном напрямую и различаются в разных диалогах, их нельзя прямо считать отражающими собственные взгляды Платона.

Сократ утверждает, что общества имеют трехстороннюю классовую структуру, соответствующую структуре аппетит/дух/разум индивидуальной души. Желание/дух/разум аналогичны кастам общества. [64]

  • Продуктивные (Рабочие) – чернорабочие, плотники, сантехники, каменщики, торговцы, фермеры, владельцы ранчо и т. д. Они соответствуют «аппетитной» части души.
  • Защитники (Воины или Стражи) – предприимчивые, сильные и храбрые; в вооруженных силах. Они соответствуют «духовной» части души.
  • Управляющие (Правители или Короли-философы) – умные, рациональные, владеющие собой, любящие мудрость, хорошо приспособленные для принятия решений за общество. Они соответствуют «разумной» части души и их очень мало.

Согласно Сократу, государство, состоящее из разных типов душ, в целом приведет к деградации от аристократии (правление лучших) к тимократии (правление почетных), затем к олигархии (правление немногих), а затем к олигархии (правление немногих), а затем к демократия тирания (правление народа) и, наконец, ( правление одного человека, правление тирана). [65]

Риторика и поэзия

Несколько диалогов затрагивают вопросы искусства, включая риторику и рапсодию. Сократ говорит, что поэзия вдохновляется музами и не рациональна. Об этом и других формах божественного безумия (опьянение, эротика и сновидения) он говорит одобрительно в «Федре» : [66] и все же в Республике хотят объявить вне закона великую поэзию Гомера, а также смех. Ученые часто рассматривают философию Платона как противоречащую риторике из-за его критики риторики в « Горгии» и его двойственного отношения к риторике, выраженного в « Федре» . Но другие современные исследователи оспаривают идею о том, что Платон презирал риторику, и вместо этого рассматривают его диалоги как инсценировку сложных риторических принципов. [67] [68] [69] Платон широко использовал мифологические повествования в своих произведениях; [70] Принято считать, что основная цель использования мифов Платоном была дидактической. [71] Он считал, что лишь немногие люди способны или заинтересованы в том, чтобы следовать аргументированному философскому дискурсу, но мужчин в целом привлекают истории и сказки. Следовательно, он использовал миф, чтобы передать выводы философских рассуждений. [72] Яркие примеры включают историю Атлантиды , Миф об Эр и Аллегорию Пещеры .

Работает

Темы

Картина сцены из «Пира» Платона ( Ансельм Фейербах , 1873)

Платон никогда не представляет себя участником ни одного из диалогов, и, за исключением «Апологии » , нет никаких предположений о том, что он слышал какой-либо из диалогов из первых рук. Некоторые диалоги не имеют рассказчика, но имеют чистую «драматическую» форму, некоторые диалоги повествуются самим Сократом, говорящим от первого лица. « Пир» рассказывает Аполлодор, ученик Сократа, по-видимому, Главкону. Аполлодор уверяет своего слушателя, что он рассказывает историю, произошедшую, когда он сам был младенцем, не по своей памяти, а по воспоминаниям Аристодема, который рассказал ему эту историю много лет назад. « Теэтет» также представляет собой своеобразный случай: диалог в драматической форме встроен в другой диалог в драматической форме. Некоторые ученые считают это признаком того, что Платон к этому времени устал от повествовательной формы. [73] В большинстве диалогов основным говорящим является Сократ, который использует метод вопросов, основанный на форме диалога, называемой диалектикой. Роль диалектики в мысли Платона оспаривается, но существует две основные интерпретации: тип рассуждения и метод интуиции. [74] Саймон Блэкберн придерживается первого, говоря, что диалектика Платона — это «процесс выявления истины посредством вопросов, направленных на раскрытие того, что уже имплицитно известно, или на разоблачение противоречий и путаницы позиции оппонента». [74] Карл Поппер , с другой стороны, утверждает, что диалектика — это искусство интуиции для «визуализации божественных оригиналов, форм или идей, раскрытия Великой Тайны за повседневным миром явлений обычного человека». [75]

Текстовые источники и история

Том 3, стр. 32–33, издания Платона Стефаном 1578 года, показывающий отрывок из Тимея с латинским переводом и примечаниями Жана де Серра.

В эпоху раннего Возрождения греческий язык, а вместе с ним и тексты Платона, были вновь завезены в Западную Европу византийскими учеными. Сохранилось около 250 известных рукописей Платона. [76] В сентябре или октябре 1484 года Филиппо Валори и Франческо Берлингьери напечатали 1025 экземпляров перевода Фичино , используя печатный станок [ it ] в доминиканском монастыре Сан-Якопо ди Риполи [ it ] . [77] Издание 1578 года. [78] Полное собрание сочинений Платона, опубликованное Хенриком Стефаном ( Анри Этьен ) в Женеве, также включало параллельный латинский перевод и текущие комментарии Жоана Серрана ( Жан де Серр ). Именно это издание установило стандартную нумерацию страниц Стефана , которая используется до сих пор. [79] Текст Платона, полученный сегодня, по-видимому, представляет собой полный письменный философский труд Платона, основанный на сочинении Фрасилла Мендеса первого века нашей эры . [80] [81] Современным стандартным полным английским изданием является «Hackett Plato: Complete Works» 1997 года под редакцией Джона М. Купера. [82] [83]

Подлинность

тридцать пять диалогов и тринадцать писем (« Послания» Платону традиционно приписывают ), хотя современные ученые сомневаются в подлинности по крайней мере некоторых из них. Джоуэтт [84] упоминает в своем Приложении к Менексену, что произведения, носившие характер писателя, приписывались этому писателю, даже когда настоящий автор был неизвестен.Работы, которые в древности считались подлинными, но сейчас подвергаются сомнению, по крайней мере, некоторыми современными учеными: Алкивиад I (*), [час] Алкивиад II (‡), Клитофон (*), Эпиномис (‡), Письма (*), Гиппарх (‡), Менексен (*), Минос (‡), Влюбленные (‡), Теаг (‡)Под именем Платона в древности передавались следующие произведения, но уже к I веку нашей эры считались поддельными: Аксиох , Определения , Демодок , Эпиграммы , Эриксий , Безмятежный , О справедливости , О добродетели , Сизиф .

Хронология

Никто не знает ни в каком точном порядке были написаны диалоги Платона, ни в какой степени некоторые из них могли быть позже переработаны и переписаны. Работы обычно группируются в ранний (иногда в переходный ), средний и поздний периоды; Ниже представлено одно относительно распространенное деление. [85]

В то время как те, которые классифицируются как «ранние диалоги», часто заканчиваются апорией , так называемые «средние диалоги» содержат более четко изложенные позитивные учения, которые часто приписывают Платону, такие как теория форм. Остальные диалоги классифицируются как «поздние» и, как правило, считаются сложными и сложными философскими произведениями. [87] Следует, однако, иметь в виду, что многие позиции в упорядочении до сих пор являются предметом серьезных споров, а также что само представление о том, что диалоги Платона могут или должны быть «упорядочены», ни в коем случае не является общепринятым. [88] [я] хотя произведения Платона по-прежнему часто характеризуются как стилистически относящиеся, по крайней мере, примерно к трем группам. [2]

Наследие

Мозаика Академии Платона на вилле Т. Симиния Стефана в Помпеях , около 100 г. до н.э. — 100 г. н.э.

Неписаные доктрины

Неписаные доктрины Платона таковы: [90] [91] [92] согласно некоторым древним источникам, самое фундаментальное метафизическое учение Платона, которое он раскрывал только устно, а некоторые сообщал только своим самым доверенным собратьям, и которое он, возможно, держал в секрете от публики, хотя многие современные учёные [ ВОЗ? ] сомневаюсь в этих утверждениях. Причина, по которой не раскрывать его всем, частично обсуждается в «Федре» , где Платон критикует письменную передачу знаний как ошибочную, отдавая предпочтение вместо этого устному логосу : «тот, кто знает справедливое, доброе и прекрасное... не будет, когда серьезно, напишите их чернилами, засевая их через перо словами, которые не могут защитить себя аргументами и не могут эффективно научить истине». [93] Говорят, однако, что Платон однажды раскрыл это знание публике в своей лекции «О благе» ( Περὶ τἀγαθοῦ ), в которой Добро ( τὸ ἀγαθόν ) отождествляется с Единым (Единством, τὸ ἕν ), фундаментальным онтологическим принцип.

Первым свидетелем, упоминающим о его существовании, является Аристотель, который в своей «Физике» пишет: «Действительно, то, что он дает там (т. е. в «Тимее ») рассказ об участнике, отличается от того, что он говорит в своих так называемых неписаных учениях. ( Древнегреческий : ἄγραφα δόγματα , латинизированный : agrapha догмата )». [94] В «Метафизике» он пишет: «Теперь, поскольку Формы являются причинами всего остального, он [т. е. Платон] предположил, что их элементы являются элементами всех вещей. Соответственно, материальный принцип — это Великое и Малое [т. е. Диада], и сущность есть Единое ( τὸ ἕν ), так как числа происходят от Великого и Малого посредством причастности к Одному». [95] «Из этого отчета ясно, что он использовал только две причины: причину сущности и материальную причину; ибо Формы являются причиной сущности во всем остальном, а Единое является причиной ее в Формах. Он также говорит нам о том, каков материальный субстрат, о котором говорят Формы в случае чувственных вещей и Единое в случае Форм, - что это и есть двойственность (Диада, ἡ δυάς ), Великое и Малое ( τὸ μέγα καὶ τὸ μικρόν ). Далее, он приписал этим двум элементам соответственно причинность добра и зла». [95]

Важнейшим аспектом такой интерпретации метафизики Платона является преемственность между его учением и неоплатонической интерпретацией Плотина. [Дж] о, Фичино [к] которое многие считали ошибочным, но на самом деле на него могла непосредственно влиять устная передача учения Платона. Современным ученым, признавшим важность неписаного учения Платона, был Генрих Гомперц , описавший его в своей речи на 7-м Международном философском конгрессе в 1930 году. [96] Все источники, относящиеся к ἄγραφα δόγματα, были собраны Конрадом Гайзером и опубликованы под названием Testimonia Platonica . [97]

Прием

Мысль Платона часто сравнивают с мыслью его самого известного ученика Аристотеля , чья репутация в западном средневековье настолько затмила репутацию Платона, что схоластические философы называли Аристотеля «Философом». Единственным произведением Платона, известным западной науке, был «Тимей» , пока переводы не были сделаны после падения Константинополя , которое произошло в 1453 году. [98] Однако изучение Платона продолжалось в Византийской империи , Халифатах во время Золотого века ислама и в Испании во время Золотого века еврейской культуры . Платон также упоминается еврейским философом и талмудистом Маймонидом в его «Путеводителе для растерянных» .

Работы Платона были вновь возрождены во времена Золотого века ислама с другим греческим содержанием посредством их перевода с греческого на арабский язык. Неоплатонизм возродился благодаря своему основателю Плотину. [99] Неоплатонизм, философское течение, пронизавшее исламскую науку, подчеркивал один аспект коранической концепции Бога — трансцендентный — и, по-видимому, пренебрегал другим — творческим. Эта философская традиция, введенная Аль-Фараби и впоследствии развитая такими фигурами, как Авиценна , постулировала, что все явления исходят из божественного источника. [100] [101] Он функционировал как проводник, соединяющий трансцендентальную природу божественного с осязаемой реальностью творения. В исламском контексте неоплатонизм способствовал интеграции платоновской философии с мистической исламской мыслью, способствуя синтезу древней философской мудрости и религиозного прозрения. [100] Вдохновленный «Республикой» Платона, Аль-Фараби расширил свои исследования за пределы простой политической теории, предложив идеальный город, управляемый королями-философами . [102]

Многие из этих комментариев к Платону были переведены с арабского на латынь и, как таковые, оказали влияние на средневековых схоластических философов. [103]

Афинская школа» На фреске Рафаэля « Платон (слева) также является центральной фигурой, держащей своего Тимея и указывающей на небо. копию своей «Никомаховой этики» . Аристотель (справа) показывает на землю, держа в руке

В эпоху Возрождения привез Георгий Гемист Плитон во Флоренцию из Константинополя оригинальные сочинения Платона в столетие ее падения. Многие из величайших ученых и художников раннего Нового времени, порвавших со схоластикой , при поддержке вдохновленного Платоном Лоренцо (внука Козимо), видели в философии Платона основу прогресса в искусстве и науке. 17-го века Кембриджские платоники стремились примирить более проблематичные убеждения Платона, такие как метемпсихоз и полиамория, с христианством. [104] К XIX веку репутация Платона была восстановлена ​​и, по крайней мере, достигла уровня Аристотеля. Влияние Платона было особенно сильным в математике и естественных науках. Возрождение Платона вдохновило на некоторые из величайших достижений в логике со времен Аристотеля, в первую очередь благодаря Готлобу Фреге . Альберт Эйнштейн предположил, что учёный, серьёзно относящийся к философии, должен будет избегать систематизации и брать на себя множество различных ролей и, возможно, выглядеть платоником или пифагорейцем, поскольку такой человек будет иметь «точку зрения на логическую простоту как на незаменимый и эффективный инструмент». его исследования». [105] Британского философа Альфреда Н. Уайтхеда часто неправильно цитируют знаменитое высказывание: «Вся западная философия — это сноска к Платону». [106]

Критика

Многие современные философы также отошли от того, что некоторые называют идеалами, характерными для традиционного платонизма. Фридрих Ницше, как известно, критиковал «идею самого добра» Платона, а также многие основы христианской морали, которые он интерпретировал как «Платонизм для масс» в книге « По ту сторону добра и зла » (1886). Мартин Хайдеггер выступал против предполагаемого запутывания Платоном Бытия в своем неполном фолианте «Бытие и время » (1927). Карл Поппер утверждал в первом томе «Открытого общества и его врагов» (1945), что предложение Платона о « утопическом » политическом режиме в республике было прототипом тоталитарного ; это оспаривается. [107] [108] Эдмунд Геттье, как известно, продемонстрировал проблему Геттье для объяснения обоснованных истинных убеждений в знании. Однако тот факт, что современная теория обоснованной истинной веры как знания, к которой обращается Геттье, эквивалентна теории Платона, принимается только некоторыми учеными и отвергается другими. [109]

Примечания

  1. ^ «Хотя Сократ находился под влиянием в первую очередь Сократа, поскольку Сократ обычно является главным героем многих произведений Платона, на него также повлияли Гераклит, Парменид и пифагорейцы» [2]
  2. ^ «...предмет философии, как его часто понимают, — строгое и систематическое исследование этических , политических, метафизических и эпистемологических проблем, вооруженное особым методом, — можно назвать его изобретением». [3] [4]
  3. ^ Двумя влиятельными примерами указанных культур являются Августин Гиппопотам и Аль-Фараби .
  4. ^ От Аристоса и Клеоса.
  5. Известно, что в юности он носил серьги и кольца на пальцах в знак своего благородного происхождения. [18] Степень пристрастия Платона к ювелирным украшениям в молодости даже охарактеризовал Секст Эмпирик как «декадентский» . [19]
  6. Согласно Александру Полихистору , цитируется Диогеном Лаэртием .
  7. Согласно традиции, сообщенной Диогеном Лаэртием, но оспариваемой Виламовицем-Мёллендорфом, сам Аристон проследил свое происхождение от этих королей.
  8. ^ (*), если среди ученых нет единого мнения относительно того, является ли Платон автором, и (‡), если большинство ученых согласны с тем, что Платон не является автором произведения. Степень, в которой ученые считают диалог аутентичным, отмечена в Cooper 1997 , стр. v–vi.
  9. ^ В последних исследованиях Платона писатели все чаще скептически относятся к идее о том, что порядок сочинений Платона можно установить с какой-либо точностью. [89]
  10. ^ Плотин описывает это в последней части своей последней Эннеады (VI, 9), озаглавленной «О благе, или Едином» ( Περὶ τἀγαθοῦ ἢ τοῦ ἑνός ). Йенс Хальфвассен утверждает в Der Aufstieg zum Einen' (2006), что «онтология Плотина, которую следует называть генологией Плотина , представляет собой довольно точное философское обновление и продолжение неписаной доктрины Платона, то есть доктрины, заново открытой Кремером и Гайзером».
  11. ^ В одном из своих писем (Epistolae 1612) Фичино пишет: «Главная цель божественного Платона... — показать одно начало вещей, которое он назвал Единым ( τὸ ἕν )», ср. Монториола 1926 , с. 147.

Ссылки

  1. ^ Джонс 2006 .
  2. ^ Jump up to: а б Брикхаус и Смит .
  3. ^ Краут 2013
  4. ^ Дуиньян, Брайан. «Платон и Аристотель: чем они отличаются?» . Британника . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года. Платон (ок. 428–348 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.) обычно считаются двумя величайшими фигурами западной философии.
  5. ^ Купер, Джон М.; Хатчинсон, Д.С., ред. (1997): «Введение».
  6. ^ Купер 1997 , с. VII.
  7. ^ Уайтхед 1978 , с. 39.
  8. ^ Гатри 1986 , с. 12 (сноска).
  9. ^ Седли, Дэвид , Кратил Платона , Cambridge University Press, 2003, стр. 21–22. Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine .
  10. Диоген Лаэртский, Жизнь Платона , IV.
  11. ^ Нотопулос 1939 , с. 135
  12. ^ «Программа просмотра открытого доступа GreekSchools» . view.greekschools.eu . Проверено 31 мая 2024 г.
  13. ^ Сенека, Epistulae , VI 58:29–30; перевод Роберта Мотта Гаммера
  14. ^ Лаэрций 1925 , § 4.
  15. ^ Виламовиц-Мёллендорф 2005 , с. 46.
  16. ^ Гвозди 2002 , с. 246.
  17. ^ Диоген Лаэртский, Жизнь Платона , III
    Гвозди 2002 , с. 53
    Виламовиц-Мёллендорф 2005 , с. 46
  18. ^ Нотопулос, Джеймс А. (1940). «Жизнь Платона Порфирия» . Классическая филология . 35 (3): 284–293. дои : 10.1086/362396 . ISSN   0009-837X . JSTOR   264394 . S2CID   161160877 . Архивировано из оригинала 13 октября 2023 года . Проверено 23 июля 2023 г.
  19. ^ Верес, Мате (1 января 2019 г.). «Секст Эмпирик, Против тех, кто занимается дисциплинами. Перевод с введением и примечаниями Ричарда Бетта (Oxford University Press, 2018)» . Международный журнал по изучению скептицизма . Архивировано из оригинала 7 сентября 2023 года . Проверено 24 июля 2023 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Часто задаваемые вопросы по Платону: настоящее имя Платона» . www.plato-dialogues.org . Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 28 января 2023 г.
  21. ^ Диоген Лаэртий, III. 1
    • У. фон Виламовиц-Мёллендорф, Платон , 46 лет.
  22. ^ Диоген Лаэртий , iii.1
  23. ^ Jump up to: а б Диоген Лаэртий, III. 4
  24. ^ Стэнтон, GR Афинская политика ок. 800–500 до н.э.: Справочник , Routledge, Лондон (1990), стр. 76.
  25. ^ Эндрюс, А. Греческое общество (Penguin, 1967) 197
  26. ^ Э. Харрис, Новое решение загадки Сейсахтеи , в книге «Развитие полиса в архаической Греции» , ред. Л. Митчелл и П. Роудс (Routledge, 1997) 103
  27. ^ Платон (1992). Республика . пер. ГМА Грубе . Индианаполис: Хакетт. п. viii. ISBN  0-87220-137-6 .
  28. ^ McEvoy 1984 .
  29. ^ Кэрнс 1961 , с. xiii.
  30. ^ Диллон 2003 , стр. 1–3.
  31. ^ Пресс 2000 , с. 1.
  32. ^ Ригинос 1976 , с. 73.
  33. Диоген Лаэртский, Книга III, 20. Архивировано 28 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
  34. ^ Jump up to: а б Сабур, Розина (24 апреля 2024 г.). «Тайна места последнего упокоения Платона раскрыта после того, как «бионический глаз» проник в свиток 2000-летней давности» . Телеграф . Проверено 25 апреля 2024 г.
  35. ^ Ригинос 1976 , с. 194.
  36. ^ Шалл 1996 .
  37. ^ Jump up to: а б Ригинос 1976 , с. 195.
  38. ^ Штраус 1964 , стр. 50–51.
  39. ^ Метафизика 987b1–11
  40. ^ Макферран, ML (1998). Религия Сократа . Пенн Стейт Пресс. п. 268.
  41. ^ Властос 1991 .
  42. ^ Метафизика, 1.6.1 (987a)
  43. ^ Тогда Спор 17.1.39.
  44. ^ Р. М. Хэйр, Платон в CCW Тейлор, Р. М. Хэйр и Джонатан Барнс, греческие философы, Сократ, Платон и Аристотель, Оксфорд: Oxford University Press, 1999 (1982), 103–189, здесь 117–119.
  45. ^ Рассел, Бертран (1991). История западной философии . Рутледж. стр. 120–124. ISBN  978-0-415-07854-2 .
  46. ^ Калиан, Флорин Джордж (2021). Числа с онтологической точки зрения: Платон о многочисленности . Брилл. ISBN  978-90-04-46722-4 . Архивировано из оригинала 7 мая 2023 года . Проверено 10 апреля 2023 г.
  47. ^ Jump up to: а б с Макфарлейн, Томас Дж. «Парменид Платона» . Интегральная наука . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
  48. ^ Джон Палмер (2019). «Парменид» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 18 октября 2017 г.
  49. ^ Jump up to: а б Большой, Уильям. «Гераклит» . Арасит . Архивировано из оригинала 6 марта 2017 года . Проверено 3 марта 2017 г.
  50. ^ Фрэнсис Корнфорд, 1941. Республика Платона . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. XXV.
  51. См. этот краткий диалог из « Федона» : «Что, находясь в теле, делает его живым? – Душа». Федон 105в.
  52. ^ Платон, Тимей 44d. Архивировано 11 декабря 2021 года в Wayback Machine и 70. Архивировано 11 декабря 2021 года в Wayback Machine.
  53. ^ Дортер 2006 , с. 360.
  54. ^ Йоргенсен 2018, пожалуй, самый сильный противник интерпретаций, согласно которым Платон буквально рассматривает теорию. См. Йоргенсен, «Воплощенная душа в позднейшей мысли Платона» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2018.
  55. ^ Бэрд и Кауфманн 2008 .
  56. ^ Теэтет 156а
  57. ^ Файн 2003 , с. 5.
  58. Theaetetus 210a–b. Архивировано 11 декабря 2021 года в Wayback Machine.
  59. ^ Макдауэлл 1973 , с. 256.
  60. ^ Тейлор 2011 , стр. 176–187.
  61. ^ Ли 2011 , с. 432.
  62. ^ Тейлор 2011 , с. 189.
  63. ^ Республика , Книга IV.
  64. ^ Блосснер 2007 , стр. 345–349.
  65. ^ Блосснер 2007 , с. 350.
  66. ^ Федр (265a–c)
  67. ^ Кастели, Джеймс (2015). Риторика Платоновской республики . Чикаго, УП. Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 28 сентября 2021 г.
  68. ^ Бьорк, Коллин (2021). «Платон, Ксенофонт и неравномерность времен этоса в суде над Сократом» . Философия и риторика . 54 (3): 240–262. дои : 10.5325/philrhet.54.3.0240 . ISSN   0031-8213 . JSTOR   10.5325/philrhet.54.3.0240 . S2CID   244334227 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 28 сентября 2021 г.
  69. ^ Бенгтсон, Эрик (2019). Эпистемология риторики: Платон, докса и постправда . Уппсала.
  70. ^ Чаппель, Тимоти. «Мифы и логос у Платона» . Открытый университет. Архивировано из оригинала 4 июля 2022 года . Проверено 20 августа 2017 г.
  71. ^ Йоргенсен, Чад. Воплощенная душа в позднейшей мысли Платона . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2018, стр. 199.
  72. ^ Партени, Каталин. «Мифы Платона» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 27 мая 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
  73. ^ Бернет 1928a , § 177.
  74. ^ Jump up to: а б Блэкберн 1996 , с. 104.
  75. ^ Поппер 1962 , с. 133.
  76. ^ Брамбо и Уэллс 1989 .
  77. ^ Аллен 1975 , с. 12.
  78. ^ Работы Платона, quae extant omnia, были опубликованы Хенриком Стефаном, Женева, 1578 г.
  79. ^ Сюзанна 2009 .
  80. ^ Купер 1997 , стр. viii–xii.
  81. ^ Ирвин 2011 , стр. 64 и 74.
  82. ^ Fine 1999a , с. 482.
  83. ^ Полное собрание сочинений - Философия. Архивировано 11 января 2012 г. в Wayback Machine.
  84. ^ Б. Джоветт , Menexenus : Приложение I (1-й абзац). Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine .
  85. ^ См. Гатри 1986 ; Властос 1991 ; Пеннер 1992 ; Кан 1996 ; Прекрасно, 1999б .
  86. ^ Доддс 2004 .
  87. ^ Купер 1997 , с. xiv.
  88. ^ Купер 1997 .
  89. ^ Краут 2013 ; Шофилд 2002 ; и Роу 2006 .
  90. ^ Родригес-Гранжан 1998 .
  91. ^ Реале 1990 . См. п. 14 и далее.
  92. ^ Кремы 1990 . См. стр. 38–47.
  93. ^ Федр 276c
  94. ^ Физика 209б
  95. ^ Jump up to: а б Метафизика 987б
  96. ^ Гомперц 1931 .
  97. ^ Гайзер 1998 .
  98. ^ CUMSmith - Мозг, разум и сознание в истории нейронауки (стр. 1). Архивировано 23 декабря 2016 г. в Wayback Machine. Springer Science & Business, 1 января 2014 г., 374 страницы, том 6 журнала «История, философия и теория наук о жизни». SpringerLink : Бюхер ISBN   94-017-8774-3 [Проверено 27 июня 2015 г.]
  99. ^ Виллинский, Джон (2018). Интеллектуальные свойства обучения: предыстория от Святого Иеронима до Джона Локка (1-е изд.). Чикаго: Издательство Чикагского университета (опубликовано 2 января 2018 г.). стр. Глава 6. ISBN  978-0226487922 .
  100. ^ Jump up to: а б Аминразави, Мехди (2021 г.), «Мистика в арабской и исламской философии» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 17 марта 2024 г.
  101. ^ Пайя, Али (июль 2014 г.). «Исламская философия: прошлое, настоящее и будущее» . Дополнения Королевского института философии . 74 : 265–321. дои : 10.1017/S1358246114000113 . ISSN   1358-2461 .
  102. ^ Стефанюк, Томаш (5 декабря 2022 г.). «Человек в ранней исламской философии – Аль-Кинди и Аль-Фараби» . Философское движение . 78 (3): 65–84. дои : 10.12775/РФ.2022.023 . ISSN   2545-3173 .
  103. ^ См. Баррелл 1998 и Хассе 2002 , стр. 33–45.
  104. ^ Кэрриган, Генри Л. младший (2012) [2011]. «Кембриджские платоники». Энциклопедия христианской цивилизации . Чичестер, Западный Суссекс : Уайли-Блэквелл . дои : 10.1002/9780470670606.wbecc0219 . ISBN  978-1405157629 .
  105. ^ Эйнштейн 1949 , стр. 683–684.
  106. ^ «А. Н. Уайтхед о Платоне» . Колумбийский колледж . Архивировано из оригинала 29 октября 2023 года.
  107. ^ Герасимос Сантас (2010). «Понимание Республики Платона». Уайли-Блэквелл. п. 198. «Современное мнение о том, что совершенно хороший город Платона — это некая форма тоталитарного общества, проистекает из… его критики демократии и цензуры искусства. Этой современной точке зрения во многом противоречит то, что Платон считает тиранию полярной противоположностью своего совершенно доброго и справедливого города. Прежде чем современная критика сможет укрепиться, необходимо понять эту полярную оппозицию. Платону было бы трудно понять критику Поппера; да, Платон считал свое справедливое общество антидемократическим, но прямая демократия, которую критиковал Платон, далека от наших представительных демократий и не существует нигде среди современных национальных государств, как и его идеальный город. Современные люди склонны думать, что если режим недемократичен, то он тоталитарен. Совершенно добрый город Платона — это власть знания, а не власть, или честь, или богатство, или свобода и равенство».
  108. ^ Левинсон, Рональд Б. (1970). В защиту Платона . Нью-Йорк: Рассел и Рассел. п. 20. «Несмотря на высокий рейтинг, следует признать его первоначальное стремление к справедливости, его ненависть к врагам «открытого общества», его рвение уничтожить все, что ему кажется разрушительным для благополучия человечества, привели его в широкое использование того, что можно назвать терминологической контрпропагандой... Однако, за некоторыми исключениями в пользу Поппера, заметно, что рецензенты, обладающие особой компетентностью в определенных областях - и сюда снова следует включить Линдсея - возражали против выводов Поппера. в этих самых областях... «Социологи и социальные философы выразили сожаление по поводу его радикального отрицания исторической причинности, а также его поддержки систематического недоверия Хайека к более крупным программам социальных реформ; Историки-философы протестовали против его яростной полемики с Платоном, Аристотелем и особенно с Гегелем; специалисты по этике обнаружили противоречия в этической теории («критический дуализм»), на которой во многом основана его полемика».
  109. ^ Файн 1979 , с. 366.

Цитируемые работы

Первоисточники (греческие и римские)

Вторичные источники

  • Альберт, Карл (1980). Греческая религия и философия Платона . Гамбург: Феликс Майнер Верлаг.
  • Альберт, Карл (1996). Введение в философский мистицизм . Дармштадт: Научное книжное общество.
  • Аллен, Майкл Дж.Б. (1975). "Введение". Марсилио Фичино: Комментарий Филеба . Издательство Калифорнийского университета. стр. 1–58.
  • Бэрд, Форрест Э.; Кауфманн, Вальтер, ред. (2008). Философская классика: от Платона до Деррида (Пятое изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. ISBN  978-0-13-158591-1 .
  • Блэкберн, Саймон (1996). Оксфордский философский словарь . Издательство Оксфордского университета.
  • Блум, Гарольд (1982). Агон . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Блосснер, Норберт (2007). «Аналогия города-души». В Феррари, GRF (ред.). Кембриджский компаньон «Республики Платона» . Перевод GRF Ferrari. Издательство Кембриджского университета.
  • Бороди, Вашингтон (1998). «Изображение фаллогоцентрического аргумента в отношении классической греческой философской традиции» . Небула, Сетевой журнал искусств и науки . 13 : 1–27. Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
  • Бойер, Карл Б. (1991). Мерцбах, Ута К. (ред.). История математики (второе изд.). Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-0-471-54397-8 .
  • Брандвуд, Леонард (1990). Хронология диалогов Платона . Издательство Кембриджского университета.
  • Брикхаус, Томас; Смит, Николас Д. Физер, Джеймс; Дауден, Брэдли (ред.). «Платон» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
  • Браун, сэр Томас (1672). «XII» . Эпидемия псевдодоксии . Том. IV (6-е изд.).
  • Брамбо, Роберт С.; Уэллс, Рулон С. (октябрь 1989 г.). «Завершение проекта микрофильмов Йельского университета». Газета библиотеки Йельского университета . 64 (1/2): 73–75. JSTOR   40858970 .
  • Бернет, Джон (1911). Платон «Федон» . Издательство Оксфордского университета.
  • Бернет, Джон (1928a). Греческая философия: Часть I: от Фалеса до Платона . Макмиллан.
  • Бернет, Джон (1928b). Платонизм . Издательство Калифорнийского университета.
  • Кэрнс, Хантингтон (1961). "Введение". В Гамильтоне, Эдит; Кэрнс, Хантингтон (ред.). Собрание диалогов Платона, включая письма . Издательство Принстонского университета.
  • Баррелл, Дэвид (1998). «Платонизм в исламской философии». В Крейге, Эдварде (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . Том. 7. Рутледж. стр. 429–430.
  • Купер, Джон М.; Хатчинсон, Д.С., ред. (1997). Платон: Полное собрание сочинений . Издательство Хакетт.
  • Диллон, Джон (2003). Наследники Платона: исследование старой академии . Издательство Оксфордского университета.
  • Доддс, ER (1959). Платон Горгий . Издательство Оксфордского университета.
  • Доддс, Э.Р. (2004) [1951]. Греки и иррациональное . Издательство Калифорнийского университета.
  • Дортер, Кеннет (2006). Трансформация республики Платона . Лексингтонские книги.
  • Эйнштейн, Альберт (1949). «Примечания к эссе, вошедшим в этот коллективный том». В Шильппе (ред.). Альберт Эйнштейн: философ-ученый . Библиотека живых философов. Том. 7. Книги MJF. стр. 663–688.
  • Хорошо, Гейл (июль 1979 г.). «Познание и Логос в Теэтете». Философский обзор . 88 (3): 366–397. дои : 10.2307/2184956 . ISSN   0031-8108 . JSTOR   2184956 . Перепечатано в Fine 2003 г.
  • Прекрасно, Гейл (1999a). «Избранная библиография». Платон 1: Метафизика и эпистемология . Издательство Оксфордского университета. стр. 481–494.
  • Прекрасно, Гейл (1999b). "Введение". Платон 2: Этика, политика, религия и душа . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–33.
  • Хорошо, Гейл (2003). "Введение". Платон о познании и формах: Избранные очерки . Издательство Оксфордского университета.
  • Гадамер, Ханс-Георг (1980) [1968]. «Неписаная диалектика Платона». Диалог и диалектика . Издательство Йельского университета. стр. 124–155.
  • Гадамер, Ханс-Георг (1997). "Введение". В Гирдженти, Джузеппе (ред.). Новая интерпретация Платона . Милан: Рускони Либри.
  • Гайзер, Конрад (1980). «Загадочная лекция Платона «О добре» ». Фронезис . 25 (1): 5–37. дои : 10.1163/156852880x00025 .
  • Гайзер, Конрад (1998). Реале, Джованни (ред.). Testimonia Platonica: Le Ancient testimonianze sulle dottrine Non Step di Platone . Милан: Vita e Pensiero. Впервые опубликовано как «Testimonia Platonica. Исходные тексты для школы и устное учение Платона» как приложение к « Неписанному учению Платона» Гайзера , Штутгарт, 1963.
  • Гомперц, Х. (1931). «Система философии Платона». В Райле, Г. (ред.). Материалы Седьмого Международного философского конгресса . Лондон. стр. 426–431. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: местонахождение отсутствует, издатель ( ссылка ) Перепечатано в Gomperz, H. (1953). Философские исследования . Бостон: Издательство Christopher Publishing House, 1953, стр. 119–124.
  • Гронден, Жан (2010). «Гадамер и Тюбингенская школа». В Гилле, Кристофер; Рено, Франсуа (ред.). Герменевтическая философия и Платон: ответ Гадамера Филебу . Академия Верлаг. стр. 139–156.
  • Гатри, WKC (1986). История греческой философии: Том 4, Платон: Человек и его диалоги: более ранний период . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-31101-4 .
  • Хассе, Даг Николаус (2002). «Арабско-латинский Платон». В Герше; Хоэнен (ред.). Платоническая традиция в средние века: доксографический подход . Де Грюйтер. стр. 33–66.
  • Ирвин, TH (1979). Платон: Горгий . Издательство Оксфордского университета.
  • Ирвин, TH (2011). «Платонический корпус». В Файне, Г. (ред.). Оксфордский справочник Платона . Издательство Оксфордского университета.
  • Джонс, Дэниел (2006). Роуч, Питер; Хартман, Джеймс; Сеттер, Джейн (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (17-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  • Кан, Чарльз Х. (1996). Платон и сократический диалог: философское использование литературной формы . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-64830-1 .
  • Кьеркегор, Сёрен (1992). "Платон". Понятие иронии . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-02072-3 .
  • Кремер, Ханс Иоахим (1990). Катан, Джон Р. (ред.). Платон и основания метафизики: Труд по теории начал и неписаных учений Платона с собранием основных документов . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-7914-0433-1 .
  • Ли, М.-К. (2011). « Теэтет ». В Файне, Г. (ред.). Оксфордский справочник Платона . Издательство Оксфордского университета. стр. 411–436.
  • Краут, Ричард (11 сентября 2013 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Платон» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет. Архивировано из оригинала 6 сентября 2018 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
  • Лакнер, Д.Ф. (2001). «Камальдольская академия: Амброджо Траверсари, Марсилио Фичино и христианская платоническая традиция». В Аллене; Рис (ред.). Марсилио Фичино: его теология, его философия, его наследие . Брилл.
  • Мейнвальд, Констанс Чу (1991). Платон «Парменид» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Макдауэлл, Дж. (1973). Платон: Теэтет . Издательство Оксфордского университета.
  • МакЭвой, Джеймс (1984). «Платон и мудрость Египта» . Ирландский философский журнал . 1 (2): 1–24. дои : 10.5840/irishphil1984125 . ISSN   0266-9080 . Архивировано из оригинала 5 декабря 2007 года . Проверено 3 декабря 2007 г.
  • Монториола, Карл Маркграф фон (1926). Письма Медичинского кружка из «Эпистолярия» Марсилио Фичино . Берлин: Юнкер.
  • Гвозди, Дебра (2002). Люди Платона: Просопография Платона и других сократиков . Издательство Хакетт. ISBN  978-0-87220-564-2 .
  • Гвозди, Дебра (2006). «Жизнь Платона Афинского». В Бенсоне, Хью Х. (ред.). Спутник Платона . Издательство Блэквелл. ISBN  978-1-4051-1521-6 .
  • Ницше, Фридрих Вильгельм (1967). «Конспект лекций». Работы: Critical Complete Edition (на немецком языке) . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-013912-9 .
  • Нотопулос, А. (апрель 1939 г.). «Имя Платона». Классическая филология . 34 (2): 135–145. дои : 10.1086/362227 . S2CID   161505593 .
  • Пеннер, Терри (1992). «Сократ и ранние диалоги». В Крауте, Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Платона . Издательство Кембриджского университета. стр. 121–169.
  • Мейнвальд, Констанс (16 июня 2023 г.). «Платон» . Британика Онлайн . Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 13 января 2022 г.
  • "Платон". Энциклопедический словарь Гелиос, том XVI (на греческом языке) . 1952.
  • «Платон» . Суда . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 12 января 2007 г.
  • Поппер, К. (1962). Открытое общество и его враги . Том. 1. Лондон: Рутледж.
  • Пресс, Джеральд Алан (2000). "Введение". В прессе, Джеральд Алан (ред.). Кто говорит за Платона?: Исследования платонической анонимности . Роуман и Литтлфилд. стр. 1–14.
  • Реале, Джованни (1990). Катан, Джон Р. (ред.). Платон и Аристотель . История древней философии. Том. 2. Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
  • Реале, Джованни (1997). К новой интерпретации Платона . Вашингтон, округ Колумбия: CUA Press.
  • Ригинос, Алиса (1976). Платоника: анекдоты о жизни и сочинениях Платона . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN  978-90-04-04565-1 .
  • Робинсон, Джон (1827). Archæologica Greca (Второе изд.). Лондон: Эй Джей Валпи. Архивировано из оригинала 1 июля 2014 года . Проверено 4 февраля 2017 г.
  • Родригес-Гранжан, Пабло (1998). Философия и диалог: неписаные учения Платона с герменевтической точки зрения . Двадцатый Всемирный философский конгресс . Бостон. Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 12 ноября 2008 г.
  • Роу, Кристофер (2006). «Толкование Платона». В Бенсоне, Хью Х. (ред.). Спутник Платона . Издательство Блэквелл. стр. 13–24.
  • Шалл, Джеймс В. (лето 1996 г.). «О смерти Платона» . Американский учёный . 65 . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 11 сентября 2011 г.
  • Шофилд, Малькольм (23 августа 2002 г.). Крейг, Эдвард (ред.). «Платон» . Философская энциклопедия Рутледжа . Рутледж. Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
  • Седли, Дэвид (2003). Платон «Кратил» . Издательство Кембриджского университета.
  • Слинги, СР (1987). «Заметки о некоторых недавних папирусах Политеи » . Мнемозина . Четвертое. 40 (1/2): 27–34. дои : 10.1163/156852587x00030 .
  • Слинги, СР (2003). Платонис Републикам . Издательство Оксфордского университета.
  • Смит, Уильям (1870). «Платон» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Архивировано из оригинала 24 января 2015 года . Проверено 27 января 2007 г.
  • Штраус, Лео (1964). Город и человек . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Сюзанна, Бернар (8 марта 2009 г.). «Издание Стефана» . Платон и его диалоги . Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
  • Слезак, Томас А. (1999). Читая Платона . Рутледж. ISBN  978-0-415-18984-2 .
  • Таран, Леонардо (1981). Спевсипп Афинский . Издательство «Брилл».
  • Таран, Леонардо (2001). «Предполагаемая эпитафия Платона». Сборник статей 1962–1999 гг . Академическое издательство «Брилл». ISBN  978-90-04-12304-5 .
  • Тейлор, Альфред Эдвард (2001) [1937]. Платон: Человек и его работа . Публикации Courier Dover. ISBN  978-0-486-41605-2 .
  • Тейлор, CCW (2011). «Эпистемология Платона». В Файне, Г. (ред.). Оксфордский справочник Платона . Издательство Оксфордского университета. стр. 165–190.
  • Властос, Грегори (1991). Сократ: иронист и философ-моралист . Издательство Кембриджского университета.
  • Уайтхед, Альфред Норт (1978). Процесс и реальность . Нью-Йорк: Свободная пресса.
  • Виламовиц-Мёллендорф, Ульрих фон (2005) [1917]. Платон: Его жизнь и творчество (перевод на греческий язык Ксенофонта Армироса) . Кактос. ISBN  978-960-382-664-4 .

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e7dacc9124a552d151c50f6de63d094__1722660720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/94/3e7dacc9124a552d151c50f6de63d094.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plato - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)