Джон Серрес
Джон Серрес | |
---|---|
![]() Подпись Жана де Серра | |
Рожденный | 1540 Вильнев-де-Берг , Франция |
Умер | 1598 г. (57–58 лет) |
Национальность | Французский |
Другие имена | Джоаннес Серранус |
Род занятий | Историк, классик, знаток Платона. |
Известный | Перевод Платона 1578 г. в редакции Стефана |
Родственники | Оливье де Серр (брат) |
Джон Серрес (англ. Французский: [sɛʁ] ; Латынь : Джоаннес Серранус ; 1540–1598) — крупный французский историк и советник короля Генриха IV во время религиозных войн , омрачивших французскую Реформацию во второй половине шестнадцатого века. Будучи беженцем от религиозных преследований, он получил образование в Швейцарии и стал кальвинистским пастором, гуманистом, поэтом, полемистом и дипломатом. [1] Его полный перевод Платона появился в знаменитом издании 1578 года, опубликованном Анри Этьеном , которое является источником стандартных «числа Стефана», которые до сих пор используются учеными для обозначения работ Платона. В 1596 году король Генрих IV назначил де Серра «историком Франции». Его посмертно опубликованная «История Франции » имела «огромный успех» и не вытеснялась почти столетие. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]

Жан де Серр родился в 1540 году в Вильнев-де-Берге , Франция, в семье кальвинистов. Его матерью была Луиза де Лерис (или Лерис). Он был братом знаменитого земледельца Оливье де Серра и другого брата Раймона. Жан де Серр женился на дочери Пьера Годари и Бернардины Ришье по имени Маргарита 25 апреля 1569 года. Семья невесты была французскими протестантскими беженцами из Лотарингии, жившими, как и де Серр, в Швейцарии. В браке родилось девять детей. [3]
Примерно в возрасте 13 лет де Серр бежал из Франции в Швейцарию, чтобы избежать преследований и массовых убийств протестантов, которые предшествовали французским религиозным войнам (1562–1598 гг.). [4] Он изучал классическую литературу в Лозаннской академии (ныне Лозаннский университет) в Швейцарии с 1557 по 1559 год, а затем теологию в Женевской академии (ныне Женевский университет) до 1566 года. Он был членом первого класса, посещать эту школу, которую основал сам Кальвин . Затем он стал пастором реформатской церкви Джусси .
В 1569–1571 годах де Серр начал публиковать свои «Комментарии о состоянии религии и республике во Французском королевстве», в которых описывались недавние массовые убийства и гражданская война во Франции. Он был написан на латыни, чтобы обратиться к общеевропейской аудитории, и много раз расширялся и переиздавался. [5] По словам де Серра, королева Екатерина Медичи уже давно замышляла уничтожение протестантизма, и Варфоломеевская резня 1572 года была лишь кульминацией ее планов. [6]
Перевод Платона
[ редактировать ]
После ссоры с консисторией Женевы он вернулся в Лозанну, Швейцария, где стал директором колледжа. [7] Он прибыл в 1572 году одновременно со многими беженцами, спасавшимися от резни в День Святого Варфоломея. Там он отвернулся от религиозных споров и посвятил около двух лет переводу Платона:
Как после тяжёлой болезни, мои телесные силы были истощены. Не было никакого занятия, которое могло бы гарантировать мне хоть какой-то отдых, и я с тревогой искал повсюду способ использовать свой досуг, не зная, на чем остановиться. Затем Бог предоставил мне возможность, которая на два года позволила мне заняться изучением философии Платона. Это было для меня великим удовольствием и освобождением от различного рода занятий, которые нападали на меня. [8]
После многих задержек эта работа, «которую ученый мир всей Европы ждал с нетерпением», наконец появилась весной 1578 года. [9] Трехтомное двуязычное издание (греческий и латинский) имело объем около 2000 страниц. Де Серр предоставил многочисленные примечания, сопровождающие его переводы, предисловия и анализ каждого диалога. «В течение двух столетий он был незаменимым инструментом изучения Платона». [10]
Более поздние споры
[ редактировать ]Перевод Платона, сделанный де Серром, еще больше укрепил его репутацию, и в 1579 году его вызвали в Ним для реформирования городского колледжа. Находясь в Ниме, он опубликовал комментарий к книге Экклезиаста , в котором утверждалось, что в основе книги лежит философское единство. [11]
Примерно с 1579 года де Серр стал сподвижником Генриха Наваррского, впоследствии короля Генриха IV .
В 1582–1586 годах он опубликовал «Четыре антииезуитских трактата» , целью которых было продемонстрировать «ошибки, злоупотребления и суеверия католицизма» и защитить кальвинистское учение. [12] В 1589 году он стал пастором города Оранж .

В 1596 году король Генрих IV назвал де Серра «Историком Франции». Он был нанят королем как во Франции, так и за границей, чтобы попытаться добиться сближения между враждующими религиозными сектами во Франции. Это привело к национальной полемике, из-за которой подавляющее большинство как кальвинистов, так и католиков не доверяли де Серру. [13] Он умер в 1598 году после непродолжительной болезни, которая, по мнению его современников, была результатом отравления. [14]
Его краткая история Франции, Inventaire de l'Histoire de France , была опубликована вскоре после его смерти. По словам Дардье, «Успех «Изобретения » был огромен, и он был заслужен... Впервые факты были представлены в хронологическом порядке, ясно и методично. Эта работа не была заменена до 1683 года...» [15]
Он был не столько «защитником религиозной терпимости» (понятие, которое стало общепринятым только в XVIII веке), сколько сторонником союза двух основных сект — кальвинистов и католиков. Это принесло ему позор со стороны единоверцев и репутацию ренегата - легенду, которую распространяли некоторые современные писатели. [16]
Стихи
[ редактировать ]
Книга стихов де Серра под названием «Томбо» («Похоронный памятник») вышла в свет вскоре после его смерти. Единственный экземпляр был обнаружен в 2013 году в библиотеке Гренобля. По словам Видаля, стихи де Серра «свидетельствуют о его верности реформированной религии и противоречат клевете на его веру». [17]
Работает
[ редактировать ]- Воспоминания о Третьей гражданской войне и последних смутах Франции , 1570 год.
- Commentariorum de statu Relipublicis et Reipublicae in Regno Galliae , 1571. Эта работа, напечатанная Жаном Креспеном , освещала религиозные войны с 1557 по 1570 год и была первой историей этих войн, основанной на свидетельствах французских беженцев, достигших Швейцарии. В 1575 году он добавил четвертую часть, продлившую работу до 1574 года.
- Жизнь Гаспара Колиния Кастеллониуса, великого бывшего адмирала Франции , 1575 г.
- Опера Платониса , Женева , 1578 год. Это издание, результат сотрудничества с Анри Эстьеном , считается стандартным произведением и является источником упомянутых выше «числов Стефана».
- О бессмертии души , 1596 г.
- Inventaire de l'Histoire de France , 1597. Эта работа, написанная, когда он работал историком при короле, часто переиздавалась с дополнениями. Переведен на английский язык с более поздними дополнениями как «Джон Де Серр, Общая история Франции» (Лондон, Элд и Флечер, 1624 г.).
- История памятных вещей во Франции с 1547 года до начала 1597 года, в период правления Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и Генриха IV , 1599 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шарль Дардье, Жан де Серр, историограф короля , в Revue historique , XXII и XXIII, 1883, особенно. п. 292.
- ^ Ссылки см. ниже.
- ^ Дардье, с. 298 и далее.
- ^ Дардье, с. 295.
- ^ Дардье, с. 301 и след.
- ^ Дардье, с. 309 и далее.
- ^ Дардье, с. 298 и далее.
- ^ Дардье, с. 311 и след. (англ. пер. Jd'A.)
- ^ Ревердин, с. 245.
- ^ Ревердин, с. 239.
- ^ Дардье, с. 314-5.
- ^ Дардье, с. 315.
- ^ Шарль Дардье, Жан де Серр, историограф короля , в Revue historique , XXII и XXIII, 1883, с. 292.
- ^ Дардье, с. 325. (англ. пер. J'dA)
- ^ Дардье, с. 325. (англ. пер. J'dA)
- ^ Институт Оливье Серра, http://www.olivier-de-serres.org/jean.php, по состоянию на 16 ноября 2015 г.
- ^ Доминик Видаль, «Поэтическая гробница Жана де Серра, историографа короля, напечатанная в 1598 году в Монпелье, чтобы противостоять забвению и клевете», Бюллетень Общества истории французского протестантизма, декабрь 2013 г., т. 2. 159, с. 609-622. См. также http://www.olivier-de-serres.org/TombeauJean.php.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шарль Дардье, Жан де Серр, историограф дю королевы , в Revue historique , XXII и XXIII, 1883 г. (Интернет-архив). Первая статья обозревает жизнь; второй собирает множество документов о его предложениях по религиозному единству.
- Стефани Дюву (с Флоренс Алазар), Жан де Серр: иреник во время религиозных войн , Центр перспективных исследований эпохи Возрождения, 2007 г.
- Оливье Реверден, «Платон» Анри Эстьена, Музей Гельветикум: швейцарский журнал классической античности, т. 13, н. 4, 1956. Постоянная ссылка на pdf здесь .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница автора в Национальной библиотеке Франции.
- Краткая биография в Институте Оливье де Серра