Jump to content

Роберт Нозик

Роберт Нозик
Нозик в 1977 году
Рожденный ( 1938-11-16 ) 16 ноября 1938 г.
Нью-Йорк, США
Умер 23 января 2002 г. (23 января 2002 г.) (63 года)
Образование Колумбийский университет ( бакалавр )
Принстонский университет ( доктор философии )
Оксфордский университет
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Аналитический
Либертарианство
Докторские консультанты Карл Густав Хемпель
Основные интересы
Политическая философия , этика, эпистемология
Известные идеи
Монстр полезности , машина опыта , теория справедливости по предоставлению прав , Нозика о оговорка Локке , [1] Аргумент Уилта Чемберлена , парадокс деонтологии , [2] дедуктивное замыкание , четыре условия познания Нозика , отказ от принципа эпистемической замыкания

Роберт Нозик ( / ˈ n z ɪ k / ; 16 ноября 1938 — 23 января 2002) — американский философ. Джозефа Пеллегрино Он занимал должность профессора в Гарвардском университете . [3] и был президентом Американской философской ассоциации . Он наиболее известен своей книгой «Анархия, государство и утопия» (1974), либертарианским ответом на книгу Джона Ролза « Теория справедливости» (1971), в которой Нозик предлагает свое минимальное государство как единственную оправданную форму правления. Его более поздняя работа «Философские объяснения» (1981) выдвинула заметные эпистемологические утверждения, а именно его контрфактическую теорию познания. он получил Общества Фи-бета-каппа от премию Ральфа Уолдо Эмерсона В следующем году .

Другая работа Нозика включала этику, теорию принятия решений , философию разума , метафизику и эпистемологию . Его последняя работа перед смертью, «Инварианты» (2001), представила его теорию эволюционной космологии , с помощью которой он утверждает, что инварианты и, следовательно, сама объективность возникли в результате эволюции в возможных мирах . [4]

Личная жизнь [ править ]

Нозик родился в Бруклине в семье еврейского происхождения. Его мать родилась Софи Коэн, а отец был евреем из российского местечка , родившимся по фамилии Коэн и ведшим небольшой бизнес. [5]

Нозик посещал государственные школы в Бруклине. Затем он получил образование в Колумбийском колледже Колумбийского университета ( AB 1959, с отличием ), где учился у Сидни Моргенбессера ; Принстонский университет (доктор философии 1963 г.) под руководством Карла Хемпеля ; и в Оксфордском университете в качестве стипендиата Фулбрайта (1963–1964).

В какой-то момент Нозик вступил в Молодёжную социалистическую лигу , а в Колумбийском университете основал местное отделение Студенческой лиги за индустриальную демократию . Он начал отходить от социалистических идеалов, когда познакомился с Фридриха Хайека » «Конституцией свободы , утверждая, что его «неохотно втянули в либертарианство», когда он обнаружил, что не может дать удовлетворительные ответы на либертарианские аргументы. [6]

Получив степень бакалавра в 1959 году, он женился на Барбаре Фирер. У них было двое детей, Эмили и Дэвид. Нозики в конце концов развелись; Позже Нозик женился на поэтессе Гьертруде Шнакенберге .

Нозик умер в 2002 году после продолжительной борьбы с раком желудка . [7] Он был похоронен на кладбище Маунт-Оберн в Кембридже, штат Массачусетс .

Карьера и творчество [ править ]

Политическая философия [ править ]

В первой книге Нозика « Анархия, государство и утопия» (1974) утверждается, что только минимальное государство, ограниченное функциями защиты от «силы, мошенничества, воровства и управления судами», может быть оправдано, как и любое более обширное государство. нарушают индивидуальные права людей. [8]

Нозик считал, что распределение товаров справедливо, когда оно осуществляется путем свободного обмена принципы теории прав между взрослыми людьми, согласившимися на это, при торговле с исходной позиции, при которой поддерживаются . В одном из примеров Нозик использует пример баскетболиста Уилта Чемберлена , чтобы показать, что даже когда большое неравенство впоследствии в результате процессов бесплатного трансфера возникает (т. договаривающиеся стороны добровольно дали согласие на такие обмены.

В популярном академическом дискурсе «Анархия, государство и утопия» часто противопоставляются Джона Ролза » «Теории справедливости Ролза , поскольку она оспаривает частичный вывод принципа различия о том, что «социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы оно было наибольшую пользу наименее обеспеченным членам общества».

Философия Нозика также претендует на наследие Джона Локка и Второго трактата о правительстве стремится обосноваться на доктрине естественного права , но явно расходится с Локком в вопросах самопринадлежности, пытаясь секуляризировать ее притязания. Нозик также апеллировал ко второй формулировке Иммануила Канта : категорического императива к людям следует относиться как к самоцели, а не просто как к средству для достижения цели. Нозик называет это «отдельностью личностей», говоря, что «не существует социальной сущности... есть только отдельные люди», и что мы должны «уважать и принимать во внимание тот факт, что [каждый человек] является отдельной личностью». ". [9]

Наиболее спорным является то, что Нозик утверждал, что последовательное применение либертарианского права собственности на себя позволит заключать договоры порабощения между взрослыми по обоюдному согласию, без принуждения. Он отверг идею неотъемлемых прав, выдвинутую Локком и большинством современных капиталистически ориентированных либертарианских ученых, написав в книге «Анархия, государство и утопия» , что типичное понятие «свободной системы» позволяет людям добровольно заключать непринудительные рабские контракты . [10] [11] [12] [13]

«Анархия, государство и утопия» получила Национальную книжную премию в категории «Философия и религия» через год после первой публикации. [14]

относительно утилитаризма Мысленные эксперименты

В ранних разделах «Анархии, государства и утопии» , подобных введению в «Теорию справедливости» , Нозик неявно присоединяется к попыткам Ролза дискредитировать утилитаризм . Случай Нозика несколько отличается тем, что он в основном нацелен на гедонизм и опирается на множество отдельных насосов интуиции, хотя обе работы основаны на кантовских принципах.

Самый известный из них — Нозик представил машину опыта в попытке показать, что этический гедонизм — это не то, чего желают люди, и не то, чего мы должны желать:

Возникают серьезные загадки, когда мы спрашиваем, что имеет значение, кроме того, как люди ощущают переживания «изнутри». Предположим, существует машина опыта, которая даст вам любой желаемый опыт. Супер-нейропсихологи могли бы стимулировать ваш мозг, чтобы вы думали и чувствовали, что пишете отличный роман, заводите друга или читаете интересную книгу. Вы все время будете плавать в резервуаре с электродами, прикрепленными к вашему мозгу. Стоит ли вам подключаться к этой машине на всю жизнь, предварительно программируя свой жизненный опыт? [15]

Нозик утверждает, что жизнь в машине опыта не будет иметь никакой ценности, и дает несколько объяснений того, почему это может быть так, включая (но не ограничиваясь): желание делать определенные вещи, а не просто иметь опыт их выполнения; желание действительно стать человеком определенного типа; и что подключение к машине опыта ограничивает нас созданной человеком реальностью.

Еще один насос интуиции, который предлагает Нозик, — это « монстр полезности» — мысленный эксперимент, призванный показать, что средний утилитаризм может привести к ситуации, когда потребности подавляющего большинства будут принесены в жертву ради одного человека. В своем исследовании деонтологической этики и прав животных Нозик использует фразу «утилитаризм для животных, кантианство для людей», в которой признается отдельность отдельных людей, но единственной моральной мерой, приписываемой животным, является максимизация удовольствия:

[Утилитаризм для животных, кантианство для людей] говорит: (1) максимизировать общее счастье всех живых существ; (2) налагать строгие побочные ограничения на то, что можно делать с людьми. [16]

Прежде чем представить полезного монстра, Нозик предлагает гипотетический сценарий, в котором кто-то может «по какой-то странной причинно-следственной связи» убить 10 000 бесхозных коров и умереть безболезненно, щелкнув пальцами, задаваясь вопросом, будет ли это морально неправильно. [17] Согласно исчислению удовольствия, которое использует «утилитаризм для животных, кантианство для людей», если предположить, что смерть этих коров может быть использована для того, чтобы каким-то образом доставить удовольствие людям, тогда (безболезненная) смерть коров будет морально допустима, поскольку она не оказывает негативного влияния на утилитарное уравнение.

Позже Нозик явно приводит пример утилитарных монстров, чтобы «поставить в неловкое положение [утилитарную теорию]»: поскольку люди получают выгоду от массовых жертвоприношений и потребления животных, а также обладают способностью убивать их безболезненно (т. е. без какого-либо негативного влияния на утилитарные расчеты). чистого удовольствия), людям разрешено максимизировать потребление мяса до тех пор, пока они получают от него удовольствие. Нозик не согласен с этим, поскольку это делает животных «слишком подчиненными» людям, что противоречит его мнению о том, что животные должны «что-то иметь в виду». [18] а .

Эпистемология [ править ]

В «Философских объяснениях» (1981) Нозик представил новые концепции знаний , свободы воли , личной идентичности , природы ценностей и смысла жизни. Он также выдвинул эпистемологическую систему, которая попыталась решить как проблему Геттье , так и проблему скептицизма . Этот весьма влиятельный аргумент избегал обоснования как необходимого требования для знания. [19] : гл. 7

Нозик приводит четыре условия, при которых S знает, что P (S = Субъект / P = Предложение):

  1. П это правда
  2. С. полагает, что П.
  3. Если бы было так, что (не-P), S не поверил бы, что P
  4. Если бы это было так, что P, S поверил бы, что P

Третье и четвертое условия Нозика являются контрфактическими . Он назвал это «теорией отслеживания» знаний. Нозик считал, что контрфактические кондиционалы выявляют важный аспект нашего интуитивного понимания знания: для любого данного факта метод верующего (М) должен надежно отслеживать истину, несмотря на различные соответствующие условия. В этом смысле теория Нозика похожа на релайабилизм . В связи с некоторыми контрпримерами, которые в противном случае можно было бы привести против этих контрфактических условий, Нозик уточнил, что:

  1. Если бы P не имело место и S использовал бы M, чтобы прийти к убеждению, является ли P, то S не поверил бы через M, что P.
  2. Если бы имело место P и S использовал бы M, чтобы прийти к убеждению, является ли P, то S поверил бы через M, что P.
  3. [20]

Главной особенностью теории познания Нозика является отказ от принципа дедуктивного замыкания . Этот принцип гласит, что если S знает X и S знает, что X подразумевает Y, то S знает Y. Условия отслеживания истины Нозика не допускают принципа дедуктивного замыкания.

Более поздние работы [ править ]

«Исследованная жизнь » (1989), ориентированная на более широкую аудиторию, исследует темы любви, последствий смерти, вопросов веры, природы реальности и смысла жизни. Книга получила свое название от цитаты Сократа о том, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить». В нем Нозик пытается найти смысл в повседневных событиях и размышляет о том, как мы можем почувствовать себя «более реальными». [21] В своих поисках Нозик обсуждает смерть своего отца, переоценивает машину опыта и предлагает «матрицу реальности» как средство понимания того, как люди могут лучше соединиться с реальностью в своей жизни. [22]

«Природа рациональности» (1993) представляет теорию практического разума, которая пытается приукрасить классическую теорию принятия решений. В этой работе Нозик пытается решить проблему Ньюкомба и дилемму узника и вводит концепцию символической полезности, чтобы объяснить, как действия могут символизировать определенные идеи, а не выполняться для максимизации ожидаемой полезности в будущем.

«Сократические головоломки» (1997) представляет собой сборник предыдущих статей Нозика, а также некоторых новых эссе. Хотя дискуссии довольно разрозненные, эссе в целом основаны на предыдущих интересах Нозика как в политике, так и в философии. Примечательно, что это включает в себя рецензию Нозика 1983 года на «Дело о правах животных книгу Тома Ригана », в которой говорится, что активистов по защите прав животных часто считают «чудаками» и, похоже, они возвращаются к вегетарианской позиции, которую он ранее придерживался в «Анархии, государстве и утопии» . [23] [24]

Последняя работа Нозика, «Инварианты» (2001), применяет идеи физики и биологии к вопросам объективности в таких областях, как природа необходимости и моральная ценность . Нозик представляет свою теорию истины, в которой он склоняется к дефляционной теории истины , но утверждает, что объективность возникает благодаря инвариантности при различных преобразованиях. Например, пространство-время является важным объективным фактом, поскольку интервал, включающий как временное, так и пространственное разделение, инвариантен, тогда как никакой более простой интервал, включающий только временное или только пространственное разделение, не является инвариантным относительно преобразований Лоренца . Нозик утверждает, что инвариантность и, следовательно, сама объективность возникли благодаря теории эволюционной космологии возможных миров . [25]

размышления о либертарианстве Более поздние

Нозик выразил некоторые опасения по поводу либертарианства – в частности, своей собственной работы «Анархия, государство и утопия » – в своих более поздних публикациях. Некоторые более поздние издания «Исследованной жизни » прямо рекламируют этот факт в аннотации, заявляя, что Нозик «опровергает свои прежние заявления о либертарианстве» в одном из эссе книги «Зигзаг политики». Во введении к «Исследованной жизни » Нозик говорит, что его ранние работы по политической философии «теперь [кажутся] серьезно неадекватными», и позже повторяет это утверждение в первой главе « Природы рациональности» . [26] [27]

В этих работах Нозик также восхвалял политические идеалы, которые противоречили аргументам, изложенным в «Анархии, государстве и утопии» . В «Исследованной жизни » Нозик предлагает перераспределение богатства посредством налога на наследство и поддерживает ценность либеральной демократии . [28] В книге «Природа рациональности » Нозик называет истину первичным благом , явно присваивая « Теорию справедливости» Ролза . [29] Однако в той же работе Нозик подразумевает, что законы о минимальной заработной плате несправедливы. б , а позже очерняет марксизм, прежде чем оправдать капитализм, ссылаясь на » Адама Смита «Богатство народов . [30]

Нозик также отошел от либертарианских принципов в своей личной жизни, применив законы о контроле над арендной платой против Эриха Сигала , который в какой-то момент был домовладельцем Нозика, и выиграв более 30 000 долларов в качестве компенсации. Позже Нозик заявил, что сожалеет о том, что сделал это, заявив, что в то время он был тронут «сильным раздражением» по поводу Сигала и его законных представителей, и в интервью он процитировал слова, говорящие, что «иногда нужно делать то, что нужно». [31]

Некоторые из более поздних работ Нозика, похоже, поддерживают либертарианские принципы. В «Инвариантах » Нозик выдвигает «четыре слоя этики», которые по своей сути поддерживают явно либертарианскую основу. [32] В «Сократических головоломках » Нозик переиздал некоторые из своих старых эссе с либертарианской основой, такие как «Принуждение» и «О аргументе Рэндиана», наряду с новыми эссе, такими как «Об австрийской методологии» и «Почему интеллектуалы выступают против капитализма?». Тем не менее, Нозик во введении ссылается на некоторые сохраняющиеся сомнения в отношении либертарианства, заявляя, что «вызывает беспокойство то, что тебя знают прежде всего благодаря ранним работам». [33]

С тех пор ученые и журналисты спорят о том, какова была истинная политическая позиция Нозика до конца его жизни. [34] для Slate В статье Стивен Меткалф отмечает одно из основных утверждений Нозика в «The Examined Life» о том, что действия, совершаемые через правительство, служат маркерами «нашей человеческой солидарности». Затем Меткалф постулирует, что Нозик чувствовал угрозу со стороны неолиберальной политики. [35] Либертарианский журналист Джулиан Санчес , который брал интервью у Нозика незадолго до его смерти, утверждает, что Нозик «всегда считал себя либертарианцем в широком смысле, вплоть до своих последних дней, даже несмотря на то, что его взгляды стали несколько менее «жесткими»». [36]

Философский метод [ править ]

Нозика иногда восхищали за исследовательский стиль его философствования, он часто довольствовался тем, что поднимал заманчивые философские возможности, а затем оставлял суждение читателю. В своем обзоре « Природы рациональности » Энтони Готлиб высоко оценил этот стиль, отметив его место в подходе Нозика к написанию философии:

«От г-на Нозика всегда ожидаешь фейерверков, даже если некоторые из них взорвутся в ящике... Начни обдумывать предложение, и ты окажешься преждевременно уведенным вопросом в скобках; подумай о вопросе, и ты будешь втянут в дискурсивная сноска... Тем не менее, оно того стоит – конечно, для постоянных читателей философии, а часто и для других». [37]

Джейсон Бреннан связал этот момент с «удивительной степенью смирения Нозика, по крайней мере, в его произведениях». Бреннан подчеркивает, как это позволило Нозику прийти к неожиданным выводам, а также обращает внимание на одну из наиболее известных цитат Нозика, которая также стала заголовком его некролога в The Economist : «Есть место для слов по другим темам, кроме последних слов». ". [38] [39]

Нозик также был известен тем, что использовал литературу за пределами философии, а именно экономику , физику , эволюционную биологию , теорию принятия решений , антропологию и информатику , среди других дисциплин. [40] [41]

В популярной культуре [ править ]

В 23-м эпизоде ​​шоу HBO «Клан Сопрано » очевидец одного из преступлений Тони Сопрано читает дома «Анархия, государство и утопия Роберта Нозика ». Дэни Родрик использует точку зрения Бо Ротштейна , чтобы указать на то, что ведущие телешоу занимают определенную позицию в дебатах, показывая, как очевидец реагирует на то, что человек, которого они указали как виновника увиденного им преступления, на самом деле был местной мафией. босс, сразу после появления книги на экране. [42]

Библиография [ править ]

  • Анархия, государство и утопия (1974) ISBN   0-631-19780-X
  • Философские объяснения (1981) ISBN   0-19-824672-2
  • Исследованная жизнь (1989) ISBN   0-671-72501-7
  • Природа рациональности (1993/1995) ISBN   0-691-02096-5
  • Сократовские головоломки (1997) ISBN   0-674-81653-6
  • Инварианты: структура объективного мира (2001/2003) ISBN   0-674-01245-3

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

а. ^ Обсуждение Нозиком прав животных предшествует Питера Сингера более подробной книге «Освобождение животных» . Однако утилитарная позиция Сингера в отношении прав животных была известна Нозику в то время, и он выражает опасения по этому поводу в главе 3 (сноска 11) книги «Анархия, государство и утопия» .
б. Из стр. 27 книги «Природа рациональности» : «На этом основании можно утверждать, что определенные меры по борьбе с наркотиками символизируют сокращение количества употребления наркотиков, а законы о минимальной заработной плате символизируют помощь бедным».

Ссылки [ править ]

  1. ^ Мак, Эрик (30 мая 2019 г.). «Политическая философия Роберта Нозика». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
  2. ^ «Как забота о ненарушении C [т.е. некоторых деонтологических ограничений] может привести к отказу от нарушения C, даже если это предотвратит другие, более обширные нарушения C ?»: Роберт Нозик, Анархия, Государство и Утопия , Basic Books (1974), с. 30, как цитирует Ульрика Хойер, «Возвращение к парадоксу деонтологии», в: Марк Тиммонс (ред.), Оксфордские исследования в области нормативной этики . Издательство Оксфордского университета (2011).
  3. ^ «Роберт Нозик, 1938–2002». Труды и обращения Американской философской ассоциации , ноябрь 2002 г.: 76 (2).
  4. ^ Словарь современных американских философов , Том 1, под редакцией Джона Р. Шука, Thoemmes Press, 2005, стр.1838
  5. ^ «Профессор Роберт Нозик» . Дейли Телеграф . 2002. ISSN   0307-1235 . Проверено 1 августа 2018 г.
  6. ^ Альберт Злабингер (1 декабря 1977 г.). «Интервью с Робертом Нозиком» . www.libertarianism.org . Институт КАТО . Проверено 12 декабря 2023 г.
  7. ^ Биографии, мемориалы и некрологи см.:
  8. ^ Фезер, Эдвард. «Роберт Нозик (1938—2002)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 13 марта 2017 г.
  9. ^ Нозик, Роберт (1974). Анархия, государство и утопия . Основные книги. п. 32-33.
  10. ^ Эллерман, Дэвид (сентябрь 2005 г.). « Translatio vs Concessio : возобновление дебатов о договорах отчуждения с применением к сегодняшнему трудовому договору» (PDF) . Политика и общество . 35 (3). Публикации Сейджа: 449–80. дои : 10.1177/0032329205278463 . S2CID   158624143 . Проверено 17 апреля 2017 г.
  11. Краткое изложение политической философии Роберта Нозика, составленное Р.Н. Джонсоном. Архивировано 4 февраля 2002 г., в Wayback Machine.
  12. Джонатан Вольф (25 октября 2007 г.). «Роберт Нозик, либертарианство и утопия»
  13. ^ Нозик о проблеме Ньюкомба и дилемме заключенных, автор: С.Л. Херли. Архивировано 1 марта 2005 г., в Wayback Machine.
  14. ^ «Национальная книжная премия – 1975 г. [https://web.archive.org/web/20110909065656/http://www.nationalbook.org/nba1975.html. Архивировано 9 сентября 2011 г. в Wayback Machine . Национальный книжный фонд . Проверено 8 марта 2012 г.
  15. ^ Нозик, Роберт (1974). Анархия, государство и утопия . Основные книги. п. 42-43.
  16. ^ Нозик, Роберт (1974). Анархия, государство и утопия . Основные книги. п. 39.
  17. ^ Нозик, Роберт (1974). Анархия, государство и утопия . Основные книги. п. 36.
  18. ^ Нозик, Роберт (1974). Анархия, государство и утопия . Основные книги. п. 35-42.
  19. ^ Шмидц, Дэвид (2002). Роберт Нозик . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-00671-6 .
  20. ^ Кейт Дероуз, Решение скептической проблемы
  21. ^ Нозик, Роберт (1989). Исследуемая жизнь: Философские размышления , с.7-8, с.15. Саймон и Шустер. ISBN   978-0-671-72501-3
  22. ^ Нозик, Роберт (1989). Исследуемая жизнь: Философские размышления , стр.182-183. Саймон и Шустер. ISBN   978-0-671-72501-3
  23. ^ Нозик, Роберт (1989). Сократовские головоломки , стр.280-285. Издательство Гарвардского университета.
  24. ^ «Права животных» . Нью-Йорк Таймс . 18 декабря 1983 года.
  25. ^ Словарь современных американских философов, том 1, под редакцией Джона Р. Шука, A&C Black, 2005, стр.1838
  26. ^ Нозик, Роберт (1989). Исследуемая жизнь: Философские размышления , с.17. Саймон и Шустер. ISBN   978-0-671-72501-3
  27. ^ Нозик, Роберт (1989). Природа рациональности , стр.32. Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-02096-5
  28. ^ Нозик, Роберт (1989). Исследуемая жизнь: Философские размышления , стр.28-32. Саймон и Шустер. ISBN   978-0-671-72501-3
  29. ^ Нозик, Роберт (1989). Природа рациональности , стр.68. Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-02096-5
  30. ^ Нозик, Роберт (1989). Природа рациональности , с.27, с.130-131. Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-02096-5
  31. ^ Санчес, Джулиан (8 апреля 2003 г.). «Квартира Нозика» . Проверено 14 декабря 2023 г.
  32. ^ Нозик, Роберт (2001). Инварианты , стр.280-282. Издательство Гарвардского университета
  33. ^ Нозик, Роберт (1989). Сократовские загадки , стр.17. Издательство Гарвардского университета.
  34. ^ Хербьёрнсруд, Даг (2002). Уход от либертарианства: социальные связи в новой философии Роберта Нозика . Осло, Норвегия: Университет Осло.
  35. ^ Меткалф, Стивен (24 июня 2011 г.). «Афера со свободой: почему даже Роберт Нозик, философский отец либертарианства, отказался от движения, которое он вдохновил» . slate.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
  36. ^ Джулиан Санчес , «Нозик, либертарианство и мысленные эксперименты» .
  37. ^ Готлиб, Энтони (22 августа 1993 г.). «Почему вы делаете то, что делаете?» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 8 марта 2024 г.
  38. ^ Бреннан, Джейсон (29 июня 2011 г.). «Нозик о философских исследованиях: есть место для других слов, кроме последних слов» . Либертарианцы с кровоточащими сердцами . Проверено 8 марта 2024 г.
  39. ^ «Не все слова обязательно должны быть последними» . Экономист . Проверено 8 марта 2024 г.
  40. ^ Там же.
  41. ^ Уильямс, Бернард. «Космический философ» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 1 августа 2018 г.
  42. ^ Родрик, Дэни (5 сентября 2009 г.). «Тони Сопрано и Роберт Нозик» . Блог Дэни Родрика .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79c8c90015add51ccf52a790863285ec__1719028140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/ec/79c8c90015add51ccf52a790863285ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Robert Nozick - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)