Jump to content

Секуляризация

(Перенаправлено с Secularize )
Церковь на Лесё , Дания , преобразованная в курорт в 2008 году.

В социологии секуляризация secularization ( британский английский : . ) — многослойное понятие, которое обычно обозначает «переход с религиозного на более мирской уровень» [ 1 ] Существует множество типов секуляризации, и большинство из них не ведут к атеизму или безбожию и не являются автоматически антитезой религии. [ 2 ] Секуляризация имеет разные коннотации, например, подразумевает дифференциацию светской и религиозной сфер, маргинализацию религии в этих сферах или может также повлечь за собой трансформацию религии в результате ее переквалификации (например, как частный интерес или как неполитическая организация). дело или проблема). [ 3 ] [ 4 ]

Истоки секуляризма можно проследить до самой Библии и проявиться на протяжении всей христианской истории до наших дней. [ 5 ] « Секулярность » — это часть истории христианской церкви, в которой есть даже светское духовенство . со времен средневековья [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Более того, светские и религиозные образования в средневековый период не были разделены, а сосуществовали и естественным образом взаимодействовали. [ 9 ] [ 10 ] Значительный вклад в принципы, используемые в современном секуляризме, внесли выдающиеся теологи и христианские писатели, такие как Св. Августин , Уильям Оккам , Марсилий Падуанский , Мартин Лютер , Роджер Уильямс , Джон Локк и Талейран . [ 11 ]

Термин «секуляризация» может также означать снятие монашеских ограничений с представителя духовенства, [ 12 ] и к деосвящению , снятию освящения религиозного здания, чтобы его можно было использовать для других целей. [ 13 ] Первое использование слова «светский» как переход от религии к мирскому относится к 16 веку, когда речь шла о преобразовании церковных владений для гражданских целей, таких как монастыри в больницы; и к 19 веку он приобрел популярность как политический объект секуляристских движений. [ 1 ] В ХХ веке «секуляризация» разделилась на различные версии в свете разнообразия опыта разных культур и институтов. [ 14 ] Ученые признают, что светскость структурирована протестантскими моделями христианства, имеет язык, параллельный религии, и усиливает протестантские черты, такие как иконоборчество, скептицизм по отношению к ритуалам и подчеркивает убеждения. [ 15 ] При этом секуляризм увековечивает христианские черты под другим именем. [ 15 ]

Тезис секуляризации выражает идею о том, что через призму европейской просвещенческой модернизации , рационализации в сочетании с подъемом науки и техники религиозный авторитет уменьшается во всех аспектах социальной жизни и управления. [ 16 ] [ 17 ] В последние годы тезис о секуляризации был поставлен под сомнение из-за некоторых глобальных исследований, показывающих, что нерелигиозное население мира может сокращаться в процентах от мирового населения из-за того, что в нерелигиозных странах уровень рождаемости ниже уровня замещения , а в религиозных странах уровень рождаемости выше. общий. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Христианский социолог Питер Л. Бергер ввел термин «десекуляризация» для описания этого явления. [ 21 ] Кроме того, темпы секуляризации замедляются или обращаются вспять в некоторых странах/регионах, таких как страны бывшего Советского Союза или крупные города западного мира со значительным количеством религиозных иммигрантов. [ 22 ] [ 23 ] Не существует определенного монолитного направления или тенденции секуляризации, поскольку даже в Европе тенденции в истории религии и демографические религиозные показатели (например, вера, принадлежность и т. д.) смешаны и делают регион исключением по сравнению с другими частями мира. [ 24 ] Даже глобальные исследования показывают, что многие люди, не идентифицирующие себя с какой-либо религией, по-прежнему придерживаются религиозных убеждений и участвуют в религиозных практиках, что усложняет ситуацию. [ 25 ] [ 26 ]

Секуляризация, в основном, социологическом значении этого термина, предполагает исторический процесс, в котором религия теряет свою социальную и культурную значимость. В результате секуляризации роль религии в современных обществах становится ограниченной. В секуляризованных обществах вере не хватает культурного авторитета, а религиозные организации обладают небольшой социальной властью.

Секуляризация имеет много уровней значения, как как теория , так и как политический процесс. Карл Маркс (1818–1883), Зигмунд Фрейд (1856–1939), Макс Вебер (1864–1920) и Эмиль Дюркгейм (1858–1917) постулировали, что модернизация общества будет включать снижение уровня формальной религиозности . Изучение этого процесса направлено на определение того, каким образом или в какой степени религиозные верования , практики и институты теряют социальную значимость. Некоторые теоретики утверждают, что секуляризация современной цивилизации частично является результатом нашей неспособности адаптировать широкие этические и духовные потребности людей к все более быстрому развитию физических наук. [ 27 ]

В отличие от тезиса о «модернизации», Кристиан Смит и другие утверждают, что интеллектуальная и культурная элита продвигает секуляризацию для повышения своего собственного статуса и влияния. Смит считает, что интеллектуалам присуща склонность враждебно относиться к своей родной культуре, что заставляет их принимать атеизм. [ 28 ]

По мнению Джека Дэвида Эллера, секуляризация совместима с религией, поскольку большинство версий секулярности не ведут к атеизму или неверию. [ 2 ]

Термин «секуляризация» имеет и дополнительные значения, прежде всего исторические и религиозные. [ 29 ] Применительно к церковной собственности исторически это понятие относится к захвату церковных земель и зданий, например, в Англии Генрихом VIII в 16 веке к роспуску монастырей 18 века и к более поздним актам во время Французской революции , а также к различным антитеррористическим действиям. -клерикальные просвещенные абсолютистские европейские правительства в XVIII и XIX веках, что привело к изгнанию и подавлению оккупировавших их религиозных общин. XIX века Культуркампф в Германии и Швейцарии и подобные события во многих других странах также были проявлениями секуляризации. [ 30 ]

Еще одна форма секуляризации относится к действиям князей-епископов или обладателей постов в монашеских или военных орденах , обладающих объединенной религиозной и светской властью под властью католической церкви, которые отделились и превратились в полностью светские (как правило, протестантские) ордена. ) потомственные правители. Например, Готхард Кеттлер (1517–1587), последний магистр Ливонского ордена , перешедший в лютеранство , секуляризовал (и взял себе) земли Земгалии и Курляндии , которыми он владел от имени ордена, — что позволило ему жениться и оставить своим потомкам Курляндское и Земгальское герцогство .

В 1960-е годы наблюдалась тенденция к усилению секуляризации в Западной Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Эта трансформация сопровождала основные социальные факторы: экономическое процветание, восстание молодежи против правил и условностей общества, сексуальную революцию , освобождение женщин , радикальную теологию и радикальную политику. [ 31 ]

Новое исследование выявило доказательства того, что рост секуляризации в целом предшествовал экономическому росту в прошлом столетии. Многоуровневые регрессии с запаздыванием по времени также показывают, что толерантность к правам личности предсказала экономический рост 20-го века даже лучше, чем секуляризация. [ 32 ]

Секуляризацию иногда приписывают как культурным сдвигам в обществе, последовавшим за появлением рациональности и развитием науки в качестве замены суевериям ( Макс Вебер назвал этот процесс «расколдовыванием мира»), так и изменениями, произведенными религиозными институтами, чтобы компенсировать это. . На самых основных этапах это начинается с медленного перехода от устных традиций к письменной культуре, которая распространяет знания. Это в первую очередь снижает авторитет священнослужителей как хранителей богооткровенных знаний. Перенос ответственности за образование с семьи и общества на государство имел два последствия:

  • Коллективное сознание , по определению Дюркгейма , уменьшено;
  • Религия становится вопросом индивидуального выбора, а не наблюдаемым социальным обязательством.

Главный вопрос в изучении секуляризации заключается в том, в какой степени определенные тенденции, такие как снижение посещаемости мест отправления культа, указывают на снижение религиозности или просто на приватизацию религиозных убеждений, когда религиозные убеждения больше не играют доминирующую роль в общественной жизни или в другие аспекты принятия решений.

Определения

[ редактировать ]

Джек Дэвид Эллер (2010) выделил 10 различных институциональных, нормативных или когнитивных версий секуляризации Питера Гласнера, большинство из которых не ведут к неверию или атеизму: [ 2 ]

  1. Рутинизация — институционализация религии через интеграцию в общество.
  2. Дифференциация - переопределенное место или отношение к обществу, например, при плюрализации.
  3. Отстранение — отделение определенных аспектов общественной жизни от религии.
  4. Трансформация — изменение с течением времени (например, протестантизм развился в христианстве).
  5. Обобщение — когда религия становится менее конкретной, более абстрактной и инклюзивной.
  6. Сегментация — развитие специализированных религиозных институтов, сосуществующих с другими социальными институтами.
  7. Десакрализация — дистанцирование отсылок к «сверхъестественному» от материального мира.
  8. Упадок — сокращение количественных показателей религиозной идентификации и участия.
  9. Секуляризация — плюрализм, посредством которого общество уходит от «священного» к «профанному».
  10. Секуляризм — единственная форма, приводящая к прямому неприятию религии, равнозначному атеизму.

К. Джон Соммервилл (1998) выделил шесть вариантов использования термина «секуляризация» в научной литературе. Первые пять больше похожи на «определения», а шестой — скорее на «разъяснение использования»: [ 33 ]

  1. При обсуждении макросоциальных структур секуляризация может относиться к дифференциации : процессу, в котором различные аспекты общества, экономические, политические, правовые и моральные, становятся все более специализированными и отличными друг от друга.
  2. При обсуждении отдельных институтов секуляризация может означать трансформацию религии в светский институт. Примером может служить эволюция таких учреждений, как Гарвардский университет, из преимущественно религиозного учреждения в светское учреждение (при этом школа богословия теперь содержит религиозный элемент, иллюстрирующий дифференциацию).
  3. При обсуждении деятельности секуляризация подразумевает передачу деятельности от религиозных институтов к светским, например, переход в предоставлении социальных услуг от церквей к правительству.
  4. При обсуждении менталитетов секуляризация относится к переходу от первоочередных забот к непосредственным заботам. Например, люди на Западе теперь с большей вероятностью будут смягчать свое поведение в ответ на более непосредственные последствия, а не из-за беспокойства о посмертных последствиях. Это личный религиозный упадок или движение к светскому образу жизни.
  5. При обсуждении населения секуляризация относится к общим закономерностям социального снижения уровня религиозности в отличие от секуляризации на индивидуальном уровне, описанной выше (4). Такое понимание секуляризации также отличается от приведенного выше (1) тем, что оно относится именно к религиозному упадку, а не к социальной дифференциации.
  6. При обсуждении религии секуляризацию можно однозначно использовать только для обозначения религии в общем смысле. Например, ссылка на христианство неясна, если не указать, какие именно конфессии христианства обсуждаются.

Абдель Вахаб Эльмессири (2002) выделил два значения термина секуляризация:

  1. Частичная секуляризация : это общепринятое значение этого слова, выражающее «разделение между религией и государством».
  2. Полная секуляризация : это определение не ограничивается частичным определением, но превосходит его: «Разделение между всеми (религией, моральными и человеческими) ценностями и (не только государством), но также и (человеческой природой в ее общественной и частные стороны), так что святость удаляется из мира, и этот мир превращается в полезную материю, которую можно использовать ради сильных».

Социологическое использование и дифференциация

[ редактировать ]

Согласно исследованиям социологов, одной из основных тем секуляризации является «дифференциация», то есть тенденция к тому, чтобы сферы жизни стали более отчетливыми и специализированными по мере модернизации общества. Европейская социология, находящаяся под влиянием антропологии , интересовалась процессом перехода от так называемых примитивных обществ к все более развитым обществам. В Соединенных Штатах первоначально акцент был сделан на изменениях как аспекте прогресса, но Талкотт Парсонс переориентировался на общество как на систему, погруженную в постоянный процесс усиления дифференциации, который он рассматривал как процесс, в котором новые институты берут на себя необходимые задачи. в обществе, чтобы гарантировать его выживание в случае распада первоначальных монолитных институтов. Это переход от одиночных, менее дифференцированных институтов к все более дифференцированному подмножеству институтов. [ 34 ]

После Парсонса эта концепция дифференциации получила широкое применение. По выражению Хосе Казановы , этот «основной и центральный тезис теории секуляризации — это концептуализация процесса социальной модернизации как процесса функциональной дифференциации и эмансипации светских сфер — прежде всего государства, экономики и науки — из религиозной сферы и сопутствующей дифференциации и специализации религии внутри ее собственной вновь созданной религиозной сферы». Казанова также описывает это как теорию «приватизации» религии, которую он частично критикует. [ 35 ] Однако, критикуя некоторые аспекты традиционной социологической теории секуляризации, Дэвид Мартин утверждает, что концепция социальной дифференциации была ее «наиболее полезным элементом». [ 36 ]

Текущие проблемы секуляризации

[ редактировать ]

В настоящее время секуляризация в ее понимании на Западе обсуждается в социологии религии . В своих работах «Легитимность Нового времени» (1966) и «Происхождение коперниканского мира» (1975) Ганс Блюменберг отверг идею исторической преемственности – фундаментальную для так называемой «теоремы секуляризации»; Новое время, по его мнению, представляет собой независимую эпоху, противостоящую Античности и Средневековью путем реабилитации человеческого любопытства в качестве реакции на теологический абсолютизм. «Блюменберг нацелен на аргумент Лёвита о том, что прогресс — это секуляризация еврейских и христианских верований, и утверждает обратное, что современная эпоха, включая ее веру в прогресс, выросла из нового светского самоутверждения культуры вопреки христианской традиции ». [ 37 ] Вольфхарт Панненберг , ученик Лёвита, продолжил дебаты против Блюменберга. [ 38 ] Предположение Ганса Блюмберга о том, что секуляризация не совсем выросла из западно-христианской традиции, также, похоже, согласуется с более поздними открытиями Кристофа Кляйне и Моники Вольраб-Сар, которые показали, что подобные исторические события можно обнаружить и в преимущественно нехристианских традициях. таких контекстах, как Япония или Шри-Ланка. [ 39 ]

Чарльз Тейлор в книге «Секулярный век» (2007) бросает вызов тому, что он называет «тезисом вычитания»: наука приводит к вычитанию религии из все большего и большего количества сфер жизни.

Сторонники «теории секуляризации» демонстрируют повсеместное снижение распространенности религиозных убеждений на Западе, особенно в Европе. [ 16 ] [ 40 ] Некоторые учёные (например, Родни Старк , [ 41 ] Питер Бергер [ 42 ] ) утверждали, что уровень религиозности не снижается, в то время как другие ученые (например, Марк Чавес, Н. Дж. Демерат) возражали, введя идею «неосекуляризации», которая расширяет определение секуляризации, включив в него упадок религиозной власти и его способность влиять на общество.

Другими словами, вместо того, чтобы использовать долю нерелигиозных отступников в качестве единственного показателя секулярности, «неосекуляризация» утверждает, что люди все чаще ищут авторитетные позиции за пределами религии. «Неосекуляризаторы» утверждают, что авторитет религии в таких вопросах, как контроль над рождаемостью , снижается , и утверждают, что авторитет религии падает и происходит секуляризация, даже если религиозная принадлежность, возможно, не снижается в Соединенных Штатах (дебаты все еще продолжаются). . [ 43 ]

Наконец, некоторые утверждают, что демографические силы компенсируют процесс секуляризации и могут сделать это до такой степени, что люди могут последовательно отходить от религии, даже если общество становится более религиозным. Это особенно актуально в таких обществах, как Израиль ультраортодоксами и религиозными сионистами ), где уровень рождаемости в преданных религиозных группах в несколько раз выше, чем у светских людей. Эффект религиозного рождаемости действует в большей или меньшей степени во всех странах и усиливается на Западе за счет религиозной иммиграции. Например, хотя коренные белые стали более светскими, Лондон , Англия, за последние 25 лет стал более религиозным, поскольку религиозные иммигранты и их потомки увеличили свою долю населения. [ 44 ] По всем направлениям вопрос секуляризации вызвал значительные (а иногда и горячие) дебаты в социальных науках. [ 45 ]

Критика теории секуляризации

[ редактировать ]

Сегодня критика направлена ​​против утверждения, что религия в современную эпоху стала менее важной. Критики указывают на события в Южной Корее, России и США. Сочетание институциональной религии с другими интересами, такими как экономические или политические интересы, приводит к усилению этих религий в соответствующих обществах. Однако есть и факторы, которые приводят к уменьшению значимости религии. Это основная тенденция в Западной Европе. [1] Некоторые ученые указывают на постоянное взаимодействие между секуляризацией и (рес)сакрализацией в западных обществах. Например, после первых демократических революций XVIII и XIX веков религиозные традиции быстро восстановили силу. [2] Также отрицается, что секуляризация когда-либо имела место в США - стране, которая была основана многими религиозными сектантами, изгнанными из своих стран и где ведьм все еще преследовали в 1692 году. Детлеф Поллак [3] , с другой стороны, утверждает, что более высокая религиозность американцев по сравнению с европейцами хорошо совместима с предположениями теории секуляризации: среди прочего, это можно объяснить необычайно высокой степенью экзистенциальной незащищенности и социального неравенства в США и Европе. миллионы религиозных иммигрантов из Латинской Америки. Однако либеральные американцы все больше дистанцируются от церкви и религии из-за растущего слияния евангелических и консервативных позиций. [4]

Еще одним предметом критики в дискурсе о секуляризации является недостаточное рассмотрение европоцентристской природы общих терминов, концепций и определений. Например, религиовед и межкультурный теолог Майкл Бергундер [5] критикует тот факт, что термины «религия» и «эзотерика» [6] запятнаны евроцентристским происхождением мышления. Такое неточное использование терминов препятствует конструктивному обсуждению секуляризации в глобальном контексте. В качестве альтернативы Бергундер [7] выступает за историзацию этих общих терминов из настоящего в соответствии с Фуко [8] . Таким образом, могут быть выявлены невиданные до сих пор связи и истоки современного понимания секуляризации XIX века. [9]

Региональные события

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

1870–1930 . Кристиан Смит исследовал секуляризацию американской общественной жизни между 1870 и 1930 годами. Он отметил, что в 1870 году протестантский истеблишмент полностью доминировал в американской культуре и ее государственных институтах. Однако на рубеже 20-го века позитивизм вытеснил бэконовский метод (который до сих пор поддерживал естественное богословие ), и высшее образование было полностью секуляризовано. В 1910-е годы « правовой реализм » приобрел известность, преуменьшив значение религиозной основы права . В том же десятилетии появились издательства, независимые от протестантского истеблишмента. В 1920-е годы секуляризация распространилась на массовую культуру, и массовое государственное образование перестало находиться под протестантским культурным влиянием. Хотя широкая общественность в тот период все еще была очень религиозной, к 1930 году старый протестантский истеблишмент находился в «руине». [ 46 ]

Ключом к пониманию секуляризации, утверждает Смит, стал рост элитного интеллектуального класса, скептически относящегося к религиозной ортодоксальности и находящегося под влиянием европейской традиции Просвещения . Они сознательно стремились сместить протестантское учреждение, которое, по их мнению, стояло на их пути. [ 47 ]

2000–2021 гг . Ежегодные опросы Gallup с 2008 по 2015 год показали, что доля американцев, не идентифицирующих себя с какой-либо конкретной религией, неуклонно росла с 14,6% в 2008 году до 19,6% в 2015 году. В то же время доля американцев, идентифицирующих себя как христиане, упала с 80,1%. до 69% в 2021 году. [ 48 ] [ 49 ] В декабре 2021 года около 21% американцев не заявили об отсутствии религиозной принадлежности или предпочтений. [ 50 ] [ 49 ] Учитывая, что нехристианские религии остались примерно на том же уровне (около 5-7% с 2008 по 2021 год), секуляризация, похоже, затронула в первую очередь христиан. [ 48 ] [ 49 ]

Однако исследователи утверждают, что неаффилированность не означает автоматически объективно нерелигиозность. [ 51 ] [ 26 ] [ 52 ] [ 53 ] поскольку большинство неаффилированных лиц все еще придерживаются некоторых религиозных и духовных убеждений. [ 26 ] [ 54 ] Например, 72% американцев, не принадлежащих к какой-либо организации или «не-аффилированных», верят в Бога или Высшую Силу. [ 55 ] Ответ «Нет» является скорее индикатором отсутствия принадлежности, чем активным показателем нерелигиозности, и большинство «Нет» могут быть либо традиционно религиозными, либо «духовными». [ 56 ] [ 26 ] [ 57 ]

Британия

[ редактировать ]

В Британии секуляризация произошла гораздо позже, чем в большинстве стран Западной Европы. Оно началось в 1960-х годах как часть гораздо более масштабной социальной и культурной революции. До этого в послевоенные годы в Британии наблюдалось возрождение религиозности. [ 58 ] Социологи и историки ведут активные дебаты о том, когда это началось, как быстро это произошло и что стало причиной. [ 59 ]

Спонсорство со стороны королевской семьи, аристократии и влиятельного местного дворянства обеспечило важную систему поддержки организованной религии. Спонсорство сошло на нет в 20 веке, поскольку местные элиты больше не были настолько влиятельными и финансово способными субсидировать свои любимые занятия. В угледобывающих районах местные угольные шахты обычно финансировали местные часовни, но это закончилось [ когда? ] поскольку промышленность испытывала трудности, а объединенные в профсоюзы горняки отвергали вмешательство элиты в их местные дела. Это позволило секуляризирующим силам набрать силу. [ 60 ]

Последние события

[ редактировать ]

Данные ежегодного опроса British Social Attitudes и проводимого раз в два года Европейского социального исследования показывают, что доля британцев, идентифицирующих себя как христиан, упала с 55% (в 1983 году) до 43% (в 2015 году). В то время как число представителей нехристианских религий – в основном мусульман и индуистов – увеличилось в четыре раза, нерелигиозные («неверующие») теперь составляют 53% британского населения. [ 61 ] Более шести из десяти «никто» были воспитаны как христиане, в основном англиканцы или католики. Только 2% «никто» не были воспитаны в религиях, отличных от христианских. [ 62 ] Люди, которые были воспитаны для исповедания религии, но которые теперь идентифицируют себя как неверующие, так называемые «неверты», имели разные показатели отказа от религии, в которой они были воспитаны, а именно: 14% для евреев, 10% для мусульман и сикхи и 6% индуисты. Доля нерелигиозных людей, принявших веру, невелика: 3% сейчас идентифицируют себя как англиканцы, менее 0,5% переходят в католицизм, 2% присоединяются к другим христианским конфессиям и 2% переходят в нехристианские конфессии. [ 62 ] [ 63 ]

, в 2018 году По данным исследовательского центра Pew подавляющее большинство (89%) тех, кто был воспитан христианами в Соединенном Королевстве, по-прежнему идентифицируют себя как таковые, в то время как остальные в основном идентифицируют себя как религиозно беспристрастные. [ 64 ]

Раньше Испания была одной из самых религиозных стран Европы, но за последние несколько десятилетий секуляризация быстро прогрессировала. Отчасти это было связано с ролью католической церкви, составлявшей «доктринальную основу наиболее значимых организаций антидемократических и антилиберальных правых». [ 65 ] и возникший в результате антиклерикализм , который был одним из корней гражданской войны в Испании . Примечательно, что основной идеологией диктатуры Франсиско Франко был национальный католицизм .

Однако соглашения, связанные с конституцией 1978 года, разделили церковь и государство. В 2001 году 82% испанцев идентифицировали себя как католики, но в 2021 году только половина из них сделали это. Лишь около 20% испанцев регулярно ходят на мессу и только 20% свадеб проходят в церкви (2019 г.). Точно так же развод в 1981 году был легализован - аборты и однополые браки . , а вскоре после этого [ 66 ]

Германия

[ редактировать ]

Как и в других европейских странах, в Германии зафиксировано снижение религиозности (например, с точки зрения доли лиц, принадлежащих к церкви, и количества крещений), но тенденции в Восточной и Западной Германии существенно различаются. В Восточной Германии процесс секуляризации шел значительно быстрее. [ 67 ] Эти различия объясняют социологи ( Йорг Штольц , Детлеф Поллак и Нан Дирк де Грааф). [ 68 ] ) в результате государственных репрессий в 1950-х и 1960-х годах, что ставит под сомнение прогнозы естественного замещения когорт, сделанные в модели Воаса. [ 69 ]

В Индии после обретения независимости возникло агрессивное светское государство. [ 70 ]

Согласно одному традиционному взгляду на китайскую культуру учения конфуцианства , оказавшие влияние на протяжении многих столетий, в основном являются светскими. [ 71 ]

Чан Пао-мин резюмирует предполагаемые исторические последствия очень ранней секуляризации в Китае:

Ранняя секуляризация китайского общества, которую следует признать признаком современности, [...] по иронии судьбы оставила Китай на столетия без мощного и стабильного источника морали и права. Все это просто означает, что погоня за богатством или властью или просто борьба за выживание может быть и часто была безжалостной, без какого-либо чувства сдержанности. [...] Наряду с ранней секуляризацией китайского общества, которая была столь же ранней, сопутствующий упадок феодализма и наследственной аристократии, еще одно замечательное событие, превратил Китай раньше, чем любая другая страна, в политически унитарную систему с одним единственным центром власти. Это также сделало китайское общество гораздо более эгалитарным, чем Западная Европа и Япония. [ 72 ]

В этой, возможно, светской обстановке режим Коммунистической партии Китая в Китайской Народной Республике (находившийся у власти на материковой части Китая с 1949 года) продвигал преднамеренную секуляризацию. [ 73 ]

Арабский мир

[ редактировать ]

Многие страны арабского мира демонстрируют признаки растущей секуляризации. Например, в Египте поддержка введения шариата (исламского закона) упала с 84% в 2011 году до 34% в 2016 году. Египтяне также молятся меньше: среди пожилых египтян (55+) 90% молились ежедневно в 2011 году. Среди молодого поколения ( в возрасте 18–24 лет) эта доля составляла лишь 70% в 2011 году. Напротив, в 2016 году эти цифры упали до <80% (55+) и <40% (18–24). [ 74 ] Остальные возрастные группы находились между этими значениями. В Ливане и Марокко число людей, слушающих ежедневное чтение Корана, сократилось вдвое с 2011 по 2016 год. [ 74 ] Некоторые из этих событий, по-видимому, вызваны необходимостью, например, стагнацией доходов, которая вынуждает женщин вносить свой вклад в семейный доход и, следовательно, работать. Высокая стоимость жизни задерживает брак и, как следствие, поощряет добрачный секс. [ 74 ] Однако в других странах, таких как Иордания и Палестина , поддержка шариата и исламистских идей, похоже, растет. Даже в странах, где секуляризация растет, наблюдается обратная реакция. Например, президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси запретил сотни газет и веб-сайтов, которые могут спровоцировать оппозицию. [ 74 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Латре, Стейн; Ванхисвейк, Гвидо (1 января 2015 г.). «Секуляризация: история концепции». Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук (второе издание) : 388–394. дои : 10.1016/B978-0-08-097086-8.03113-5 . ISBN  9780080970875 .
  2. ^ Jump up to: а б с Эллер, Джек (2010). «Что такое атеизм?». В Цукермане, Филе (ред.). Атеизм и светскость . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. стр. 12–13. ISBN  9780313351839 . Дело в том, что дихотомия священное/светское, как и большинство дихотомий, ложна. «Секулярный», конечно, не означает «атеистический» или «безрелигиозный», и уж точно не антирелигиозный; на самом деле, как я иллюстрирую в главе второго тома этого сборника, существует гордая традиция «исламского секуляризма». Несмотря на предсказания «теоретиков секуляризации», таких как Маркс и Вебер, «современные» или светские процессы не означали упадка религии и на самом деле оказались вполне совместимыми с религией — даже привели, по крайней мере в краткосрочной перспективе, к удивительное возрождение религии. Проблема более ранних теорий секуляризации заключалась в том, что они предполагали, что секуляризация — это единое, всеобъемлющее и однонаправленное явление. Однако, как совсем недавно показал Питер Гласнер, «секуляризация» и «секуляризация» охватывают множество разнообразных процессов и реакций, не все из которых — а на самом деле лишь немногие из них — по своей сути противоположны религии. Гласнер выделяет десять различных версий секуляризации. , организованные с точки зрения того, является ли их направленность в первую очередь институциональной, нормативной или когнитивной... Результатом этого анализа является то, что секуляризм, несомненно, не переводится просто и непосредственно в атеизм. Многие хорошие теисты поддерживают секуляризацию американского правительства в форме «разделения церкви и государства», и все они проводят, по крайней мере, часть своего дня, не занимаясь религией.
  3. ^ Булливант, Стивен; Ли, Лоис (2016). Словарь атеизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191816819 .
  4. ^ Эртит, Волкан (2018). «Секуляризация: упадок сверхъестественного мира1» . Религии . 9 (4): 92. дои : 10.3390/rel9040092 .
  5. ^ Берлинерблау, Жак (2022). Секуляризм: основы . Рутледж. п. 4. ISBN  9780367691585 . В первой части этой книги мы нарисуем схему медленного и неустойчивого развития политического секуляризма (часть 2) во времени и пространстве. Вы можете быть удивлены, узнав, что мы проследим его происхождение из Библии. Отсюда мы увидим, как в эпоху христианского средневековья, протестантской Реформации и Просвещения по крупицам возникали основные принципы секуляризма. Секуляризм, как некоторые могут удивиться, имеет религиозную генеалогию.
  6. ^ Томас, Хью М. (2014). Светское духовенство в Англии, 1066-1216 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198702566 .
  7. ^ Эллер, Джек Дэвид (2022). Знакомство с антропологией религии: культура до предела (Третье изд.). Рутледж. п. 282. ИСБН  9781032023045 .
  8. ^ «Светский священник» . Религия прошлого и настоящего в Интернете . Брилл. Апрель 2011.
  9. ^ Тирни, Брайан (1988). Кризис церкви и государства, 1050–1300: С избранными документами . Торонто: Издано University of Toronto Press совместно со Средневековой академией Америки. ISBN  9780802067012 .
  10. ^ Страйер, Джозеф Р. (2016). О средневековых истоках современного государства . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691169330 .
  11. ^ Берлинерблау, Жак (2022). Секуляризм: основы . Рутледж. п. 35. ISBN  9780367691585 .
  12. ^ «секуляризация» . Проверено 2 мая 2018 г. - через The Free Dictionary.
  13. ^ Дональд С. Арментраут и Роберт Боак Слокам (2000). «Секуляризация освященного здания» . Епископальный словарь Церкви . Отечественное и зарубежное миссионерское общество. Эта услуга используется для деосвящения и секуляризации освященного здания, которое должно быть снесено или использовано для других целей.
  14. ^ Гласнер, Питер Э. (1977). Социология секуляризации: критика концепции . Лондон: Рутледж и К. Пол. ISBN  9780710084552 .
  15. ^ Jump up to: а б Бланкхольм, Джозеф (2022). Светский парадокс: о религиозности нерелигиозных людей . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 8. ISBN  9781479809509 .
  16. ^ Jump up to: а б «Дебаты о секуляризации» , глава 1 ( 3–32 стр . ) Норрис, Пиппа ; Инглхарт, Рональд (2004). Священное и светское. Религия и политика во всем мире . Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-521-83984-6 .
  17. ^ Хекматпур, Пейман (01 июня 2020 г.). «Неравенство и религиозность в глобальном контексте: разные пути секуляризации для развитых и развивающихся стран» . Международный журнал социологии . 50 (4): 286–309. дои : 10.1080/00207659.2020.1771013 . ISSN   0020-7659 . S2CID   219748670 .
  18. ^ Цукерман, Фил (2006). «3 - Атеизм: современные цифры и закономерности». Мартин, Майкл (ред.). Кембриджский спутник атеизма . стр. 47–66. дои : 10.1017/CCOL0521842700.004 . ISBN  9781139001182 .
  19. ^ Культуры и глобализация: конфликты и напряженность под редакцией Хельмута К. Анхейера, Юдхиштхира Раджа Исара, SAGE, 27 марта 2007 г., стр. 253
  20. ^ Должны ли религиозные люди унаследовать Землю?: Демография и политика в XXI веке , Эрик Кауфманн , Белфер-центр, Гарвардский университет / Биркбек-колледж, Лондонский университет
  21. ^ Десекуляризация: концептуальная основа Вячеслава Карпова, Журнал «Церковь и государство», том 52, выпуск 2, весна 2010 г., страницы 232–270, https://doi.org/10.1093/jcs/csq058
  22. ^ Лондон: растущий остров религии в светском море Эрик Кауфманн , Huffington Post , 20 февраля 2013 г.
  23. ^ Глобальное возрождение религии? Ассаф Могадам, Центр международных отношений Уэтерхед, Гарвардский университет, документ № 03-03, август 2003 г.
  24. ^ Дэви, Грейс (2022). «15. Религия, светскость и секуляризация в Европе». Оксфордский справочник по религии и Европе . Издательство Оксфордского университета. стр. 270, 273, 278, 282. ISBN.  978-0198834267 .
  25. ^ «Религиозно беспристрастный» . Глобальный религиозный ландшафт . Исследовательский центр Пью : Религия и общественная жизнь. 18 декабря 2012 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д Джонсон, Тодд; Зурло, Джина (2016). «Неаффилированный, но религиозный: методологический и демографический анализ». В Чиприани, Роберто; Гарелли, Франко (ред.). Ежегодный обзор социологии религии: Том 7: Социология атеизма . Лейден: Брилл. стр. 56–60. ISBN  9789004317536 .
  27. ^ См . текст. Архивировано 15 июня 2010 г. на Wayback Machine.
  28. ^ Смит, Кристиан. Светская революция: полномочия, интересы и конфликты в секуляризации американской общественной жизни (2012)
  29. ^ Казанова, Хосе (1994). Публичные религии в современном мире . Издательство Чикагского университета, стр. 13. ISBN   0-226-09535-5
  30. ^ Гулд, Эндрю в: Истоки либерального доминирования: государство, церковь и партия в Европе девятнадцатого века , University of Michigan Press, 1999, стр. 82, ISBN   978-0-472-11015-5
  31. ^ Джеффри Кокс, «Секуляризация и другие основные повествования о религии в современной Европе». Современная история церкви (2001): 24-35.
  32. ^ Рак, Дамиан Дж.; Бентли, Р. Александр; Лоусон, Дэниел Дж. (2018). «Религиозные изменения предшествовали экономическим изменениям в 20 веке» . Достижения науки . 4 (7): eaar8680. Бибкод : 2018SciA....4.8680R . doi : 10.1126/sciadv.aar8680 . ПМК   6051740 . ПМИД   30035222 .
  33. ^ Сомервилл, CJ «Религиозное население светского общества: наши негласные правила использования термина секуляризация . Журнал научного изучения религии 37 (2): 249-53. (1998)
  34. ^ Мартин, Дэвид (2005). О секуляризации: к пересмотренной общей теории . Издательская компания «Ашгейт», с. 20. («Парсонс рассматривал дифференциацию как отделение каждой социальной сферы от церковного контроля: государства, науки и рынка, а также права, социального обеспечения, образования и т. д.»)
  35. ^ Казанова, Хосе (1994). Публичные религии в современном мире . Издательство Чикагского университета, с. 19. ISBN   0-226-09535-5 («Только в 1980-е годы, после внезапного проникновения религии в публичную сферу, стало очевидно, что дифференциация и потеря социальных функций не обязательно влекут за собой «приватизацию»).
  36. ^ Мартин, с. 20.
  37. ^ Буллер, Корнелиус А. (1996). Единство природы и истории в теологии Панненберга . Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд . п. 95 . ISBN  978-0-822-63055-5 .
  38. ^ Панненберг, Вольфхарт (1973). «Христианство как легитимность современности (1968)» . Идея Бога и свободы человека, Том 3 . Лондон: Вестминстер Пресс. стр. 178–191. ISBN  978-0-664-20971-1 .
  39. ^ Кляйне, Кристоф; Вольраб-Сахр, Моника (2021). «Сравнительная светскость: отслеживание социальных и эпистемических структур за пределами современного Запада». Метод и теория в изучении религии . 33 : 43–72.
  40. ^ Брюс, Стив. Бог мертв: секуляризация на Западе. (2002)
  41. ^ Старк, Родни (1999). «Секуляризация, RIP» Социология религии . 60 (3): 249–273. дои : 10.2307/3711936 . ISSN   1069-4404 . JSTOR   3711936 .
  42. ^ Бергер, Питер (1969). Священный сень: элементы социологической теории религии . Даблдэй.
  43. ^ Рик Филлипс, Может ли рост участия в церкви быть следствием секуляризации?, Социология религии, том 65, выпуск 2, лето 2004 г., страницы 139–153, https://doi.org/10.2307/3712403
  44. ^ Кауфманн, Эрик. 2011. Унаследуют ли религиозные деятели землю: демография и политика в двадцать первом веке . Лондон: Профильные книги. Также см. www.sneps.net. Архивировано 17 января 2012 г. на Wayback Machine .
  45. ^ Дроми, Шай М.; Стейблер, Сэмюэл Д. (2019). «Хорошо на бумаге: социологическая критика, прагматизм и теория секуляризации» . Теория и общество . 48 (2): 325–350. дои : 10.1007/s11186-019-09341-9 . S2CID   151250246 .
  46. ^ Смит, Кристиан. Светская революция: полномочия, интересы и конфликты в секуляризации американской общественной жизни (2012), стр. 25-28.
  47. ^ Смит, Кристиан. Светская революция: полномочия, интересы и конфликты в секуляризации американской общественной жизни (2012), стр. 32-43.
  48. ^ Jump up to: а б Инк., Гэллап. «Процент христиан в США снижается, но все еще высок» . Gallup.com . Проверено 3 сентября 2018 г. {{cite news}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  49. ^ Jump up to: а б с Inc, Gallup (23 декабря 2021 г.). «Насколько религиозны американцы?» . Gallup.com . Проверено 27 декабря 2021 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  50. ^ Инк., Гэллап. «Обновленная информация об американцах и религии за 2017 год» . Gallup.com . Проверено 3 сентября 2018 г. {{cite news}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  51. ^ Фрэнк Ньюпорт, Бог жив и здоров: будущее религии в Америке . Саймон и Шустер (2013). стр. 14-15. «Все это приводит к простому выводу: когда американцы отвечают на вопрос «какая у вас религия» ответом «нет», это не обязательно означает, что они лишены религиозности. Ответ «нет» также может означать, что респонденты просто не принадлежат к официальной религиозной организации, группе или конфессии. Или это может означать, что они не предпочитают называть себя названием официальной религиозной организации, группы или конфессии. «Нет» в них. Эти примеры отражают то, как респонденты хотели видеть себя или как они решили выражать свою религию, а не обязательно отсутствие религиозности.
  52. ^ Хаут, Майкл; Фишер, Клод С. (13 октября 2014 г.). «Объяснение, почему все больше американцев не имеют религиозных предпочтений: политическая реакция и преемственность поколений, 1987-2012 гг.» . Социологическая наука . 1 : 423–447. дои : 10.15195/v1.a24 .
  53. ^ Хаут, Майкл (ноябрь 2017 г.). «Американская религия: все или ничего» . Контексты . 16 (4): 78–80. дои : 10.1177/1536504217742401 . S2CID   67327797 .
  54. ^ Дрешер, Элизабет (2016). Выбор нашей религии: духовная жизнь нонов Америки . Нью-Йорк. ISBN  9780199341221 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  55. ^ «Основные выводы о вере американцев в Бога» . Исследовательский центр Пью . 25 апреля 2018 г.
  56. ^ Фрэнк Ньюпорт, Бог жив и здоров: будущее религии в Америке . Саймон и Шустер (2013). стр. 14-15.
  57. ^ Дрешер, Элизабет (2016). Выбор нашей религии: духовная жизнь нонов Америки . Нью-Йорк. ISBN  9780199341221 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  58. ^ Каллум Г. Браун, Смерть христианской Британии: понимание секуляризации, 1800–2000 (2009), стр. 170–92.
  59. ^ Джереми Моррис, «Секуляризация и религиозный опыт: аргументы в историографии современной британской религии». Исторический журнал 55 № 1 (2012): 195-219.
  60. ^ Стив Брюс, «Патронаж и секуляризация: социальные обязательства и поддержка церкви Патронаж и секуляризация: социальные обязательства и поддержка церкви», Британский журнал социологии (2012) 63 № 3, стр. 533-552.
  61. ^ «Большинство британцев сейчас не исповедуют никакой религии» . Экономист . 9 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 г.
  62. ^ Jump up to: а б Шервуд, Харриет; корреспондент, религия (13 мая 2017 г.). «Почти 50% не исповедуют никакой религии – но достигла ли Великобритания «пика светской жизни»?» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Архивировано из оригинала 31 августа 2017 г. Проверено 1 сентября 2017 г. {{cite news}}: |last2= имеет общее имя ( справка )
  63. ^ Булливант, Стивен (2017). «Население Британии, не исповедующее религии: последние данные Британского исследования социальных отношений (2015 г.) и Европейского социального исследования (2014 г.)» (PDF) . Университет Святой Марии, Твикенхем . Проверено 27 марта 2024 г.
  64. ^ «Быть ​​христианином в Западной Европе» (PDF) . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 29 мая 2018 г. Проверено 21 января 2021 г.
  65. ^ Авилес Фарре, Хуан (2002). «Католицизм и авторитарные правые. От мауризма до испанской фаланги» . В Обере, Поле (ред.). Религия и общество в Испании (19 и 20 века) . Коллекция Дома Веласкеса. Мадрид: Дом Веласкеса . стр. 255–263. ISBN  9788490961124 .
  66. ^ Аноним (01.05.2021). «Религия в Испании. Пустые скамьи, большая кафедра». Экономист . Том. 1 мая 2021 г. стр. 26–27.
  67. ^ Мелисса Харди, Вегард Скирбекк и Марцин Стонавски (2020) Религиозно-неаффилированные лица в Германии, 1949–2013: Контрастные модели социальных изменений на Востоке и Западе, The Sociological Quarterly, 61:2, 254-286, https://doi. орг/10.1080/00380253.2019.1593064 .
  68. ^ Йорг Штольц, Детлеф Поллак, Нан Дирк Де Грааф, Может ли государство ускорить светский переход? Секуляризация в Восточной и Западной Германии как естественный эксперимент, European Sociological Review, том 36, выпуск 4, август 2020 г., страницы 626–642, https://doi.org/10.1093/esr/jcaa014 .
  69. ^ Дэвид Воас, Взлет и падение нечеткой верности в Европе, European Sociological Review, том 25, выпуск 2, апрель 2009 г., страницы 155–168, https://doi.org/10.1093/esr/jcn044 .
  70. ^ Галантер, Марк. «Индуизм, секуляризм и индийская судебная система». Философия Востока и Запада . 21 .
  71. ^ Бергер, Питер (15 февраля 2012 г.). «Является ли конфуцианство религией?» . Американский интерес . ООО «Американский интерес». ISSN   1556-5777 . Архивировано из оригинала 17 августа 2015 г. Проверено 3 марта 2016 г. Не может быть никаких сомнений в том, что конфуцианство оказало мощное культурное влияние на всю Восточную Азию, обеспечивая социальные и политические ценности не только в Китае, но и в Японии, Южной Корее и Вьетнаме. [...] [T] Здесь существовал взгляд на конфуцианство как на не что иное, как светскую, возможно, даже секуляризирующую мораль.
  72. ^ Чанг, Пао-мин (1999). «Коррупция и преступность в Китае: старые проблемы и новые тенденции». Журнал по делам Восточной Азии . 13 (1, весна/лето). Институт стратегии национальной безопасности: 223. ISSN   1010-1608 . JSTOR   23257220 . цитируется в: Бао-Эр (2007). Детские контракты Китая: философия прав ребенка в Китае XXI века . Блэксленд, Новый Южный Уэльс: Центр юридических исследований Голубых гор. п. 43. ИСБН  9781921300561 . Проверено 3 марта 2016 г.
  73. ^ См. например: Марш, Кристофер (2011). «Введение: от принудительной секуляризации к десекуляризации» . Религия и государство в России и Китае: подавление, выживание и возрождение . А&С Черный. п. 10. ISBN  9781441112477 . Проверено 3 марта 2016 г. [...] принудительной секуляризации не так-то легко добиться, и [...] того, на что пошли режимы СССР и КНР, было недостаточно, чтобы полностью – или даже основательно – изгнать религию из общества. [...] [Эти] режимы были готовы пойти на многое, чтобы уничтожить религию во имя науки и прогресса, и результат на каждом этапе был неопределенным.
  74. ^ Jump up to: а б с д «Новые арабские космополиты». Экономист . 4 ноября 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бергер, Питер. Священный купол . (1967)
  • Бергер, Питер. Десекуляризация мира . (1999)
  • Браун, Каллум Г. Смерть христианской Британии: понимание секуляризации, 1800–2000 (2009).
  • Брюс, Стив и Тони Глендиннинг, «Когда произошла секуляризация? Датирование упадка британских церквей и определение его причины» Британский социологический журнал 61 № 1 (2010): 107-126.
  • Брюс, Стив. Религия в современном мире: от соборов к культам (1996)
  • Брюс, Стив. Бог мертв: секуляризация на Западе . (2002)
  • Казанова, Хосе. Публичные религии в современном мире. (1994)
  • Чавес, М. Секуляризация как снижение религиозной власти . Социальные силы 72(3):749–74. (1994)
  • Эллюль, Жак. Новые Демоны. (1973/тр. 1975)
  • Гоше, Марсель. Разочарование мира. (1985/тр. 1997)
  • Гилберт, Алан Д. Становление постхристианской Британии: история секуляризации современного общества (Лонгман, 1980).
  • Инглхарт, Рональд Ф. , «Отказ от Бога: глобальный упадок религии», Foreign Relations , vol. 99, нет. 5 (сентябрь/октябрь 2020 г.), стр. 110–118.
  • Мартин, Дэвид. Общая теория секуляризации . (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1979).
  • Поллак, Детлеф. Разновидности теорий секуляризации и их необходимое ядро , The Germanic Review: Literature, Culture, Theory , 90:1 (2015), 60-79.
  • Поллак, Детлеф и Гергели Роста. Религия и современность: международное сравнение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2017.
  • Рак Дэмиан Дж., Бентли Р. Александер, Лоусон Дэниел Дж. Религиозные изменения предшествовали экономическим изменениям в 20 веке . Достижения науки 4 (7): eaar8680 (2018) doi : 10.1126/sciadv.aar8680
  • Соммервилл, К.Дж. «Религиозное население светского общества: наши негласные правила использования термина секуляризация». Журнал научного изучения религии 37 № 2: 249–53. (1998)
  • Саид, Э. Ориентализм: западные концепции Востока . Лондон: Пингвин. (1978).
  • Скольник, Джонатан и Питер Эли Гордон, ред., New German Critique 94 (2005), специальный выпуск о секуляризации и разочаровании.
  • Старк, Родни, Лоуренс Р. Яннакконе, Моника Турчи и Марко Зекки. «Насколько Европа была секуляризована?» Инчьеста 32 № 136 стр: 99–112. (2002)
  • Старк, Родни. Триумф веры: почему мир стал более религиозным, чем когда-либо . Уилмингтон: Книги ISI. (2015)
  • Тейлор, Чарльз. Светский век . (Издательство Гарвардского университета, 2007 г.)
  • Уорриер, Майя. «Процессы секуляризации в современной Индии: вера гуру в миссию Мата Амританандамайи», « Современные азиатские исследования » (2003).
  • Вольраб-Сахр, Моника и Мариан Бурхардт. «Множественные секулярности: к культурной социологии секулярной современности». Сравнительная социология 11(6): 875-909, doi.org/10.1163/15691330-12341249 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19bfdded866dc4ea461f1e078a6dd17d__1722135240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/7d/19bfdded866dc4ea461f1e078a6dd17d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Secularization - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)