Секуляризация
В социологии секуляризация secularization ( британский английский : . ) — многослойное понятие, которое обычно обозначает «переход с религиозного на более мирской уровень» [ 1 ] Существует множество типов секуляризации, и большинство из них не ведут к атеизму или безбожию и не являются автоматически антитезой религии. [ 2 ] Секуляризация имеет разные коннотации, например, подразумевает дифференциацию светской и религиозной сфер, маргинализацию религии в этих сферах или может также повлечь за собой трансформацию религии в результате ее переквалификации (например, как частный интерес или как неполитическая организация). дело или проблема). [ 3 ] [ 4 ]
Истоки секуляризма можно проследить до самой Библии и проявиться на протяжении всей христианской истории до наших дней. [ 5 ] « Секулярность » — это часть истории христианской церкви, в которой есть даже светское духовенство . со времен средневековья [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Более того, светские и религиозные образования в средневековый период не были разделены, а сосуществовали и естественным образом взаимодействовали. [ 9 ] [ 10 ] Значительный вклад в принципы, используемые в современном секуляризме, внесли выдающиеся теологи и христианские писатели, такие как Св. Августин , Уильям Оккам , Марсилий Падуанский , Мартин Лютер , Роджер Уильямс , Джон Локк и Талейран . [ 11 ]
Термин «секуляризация» может также означать снятие монашеских ограничений с представителя духовенства, [ 12 ] и к деосвящению , снятию освящения религиозного здания, чтобы его можно было использовать для других целей. [ 13 ] Первое использование слова «светский» как переход от религии к мирскому относится к 16 веку, когда речь шла о преобразовании церковных владений для гражданских целей, таких как монастыри в больницы; и к 19 веку он приобрел популярность как политический объект секуляристских движений. [ 1 ] В ХХ веке «секуляризация» разделилась на различные версии в свете разнообразия опыта разных культур и институтов. [ 14 ] Ученые признают, что светскость структурирована протестантскими моделями христианства, имеет язык, параллельный религии, и усиливает протестантские черты, такие как иконоборчество, скептицизм по отношению к ритуалам и подчеркивает убеждения. [ 15 ] При этом секуляризм увековечивает христианские черты под другим именем. [ 15 ]
Тезис секуляризации выражает идею о том, что через призму европейской просвещенческой модернизации , рационализации в сочетании с подъемом науки и техники религиозный авторитет уменьшается во всех аспектах социальной жизни и управления. [ 16 ] [ 17 ] В последние годы тезис о секуляризации был поставлен под сомнение из-за некоторых глобальных исследований, показывающих, что нерелигиозное население мира может сокращаться в процентах от мирового населения из-за того, что в нерелигиозных странах уровень рождаемости ниже уровня замещения , а в религиозных странах уровень рождаемости выше. общий. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Христианский социолог Питер Л. Бергер ввел термин «десекуляризация» для описания этого явления. [ 21 ] Кроме того, темпы секуляризации замедляются или обращаются вспять в некоторых странах/регионах, таких как страны бывшего Советского Союза или крупные города западного мира со значительным количеством религиозных иммигрантов. [ 22 ] [ 23 ] Не существует определенного монолитного направления или тенденции секуляризации, поскольку даже в Европе тенденции в истории религии и демографические религиозные показатели (например, вера, принадлежность и т. д.) смешаны и делают регион исключением по сравнению с другими частями мира. [ 24 ] Даже глобальные исследования показывают, что многие люди, не идентифицирующие себя с какой-либо религией, по-прежнему придерживаются религиозных убеждений и участвуют в религиозных практиках, что усложняет ситуацию. [ 25 ] [ 26 ]
Обзор
[ редактировать ]Секуляризация, в основном, социологическом значении этого термина, предполагает исторический процесс, в котором религия теряет свою социальную и культурную значимость. В результате секуляризации роль религии в современных обществах становится ограниченной. В секуляризованных обществах вере не хватает культурного авторитета, а религиозные организации обладают небольшой социальной властью.
Секуляризация имеет много уровней значения, как как теория , так и как политический процесс. Карл Маркс (1818–1883), Зигмунд Фрейд (1856–1939), Макс Вебер (1864–1920) и Эмиль Дюркгейм (1858–1917) постулировали, что модернизация общества будет включать снижение уровня формальной религиозности . Изучение этого процесса направлено на определение того, каким образом или в какой степени религиозные верования , практики и институты теряют социальную значимость. Некоторые теоретики утверждают, что секуляризация современной цивилизации частично является результатом нашей неспособности адаптировать широкие этические и духовные потребности людей к все более быстрому развитию физических наук. [ 27 ]
В отличие от тезиса о «модернизации», Кристиан Смит и другие утверждают, что интеллектуальная и культурная элита продвигает секуляризацию для повышения своего собственного статуса и влияния. Смит считает, что интеллектуалам присуща склонность враждебно относиться к своей родной культуре, что заставляет их принимать атеизм. [ 28 ]
По мнению Джека Дэвида Эллера, секуляризация совместима с религией, поскольку большинство версий секулярности не ведут к атеизму или неверию. [ 2 ]
Термин «секуляризация» имеет и дополнительные значения, прежде всего исторические и религиозные. [ 29 ] Применительно к церковной собственности исторически это понятие относится к захвату церковных земель и зданий, например, в Англии Генрихом VIII в 16 веке к роспуску монастырей 18 века и к более поздним актам во время Французской революции , а также к различным антитеррористическим действиям. -клерикальные просвещенные абсолютистские европейские правительства в XVIII и XIX веках, что привело к изгнанию и подавлению оккупировавших их религиозных общин. XIX века Культуркампф в Германии и Швейцарии и подобные события во многих других странах также были проявлениями секуляризации. [ 30 ]
Еще одна форма секуляризации относится к действиям князей-епископов или обладателей постов в монашеских или военных орденах , обладающих объединенной религиозной и светской властью под властью католической церкви, которые отделились и превратились в полностью светские (как правило, протестантские) ордена. ) потомственные правители. Например, Готхард Кеттлер (1517–1587), последний магистр Ливонского ордена , перешедший в лютеранство , секуляризовал (и взял себе) земли Земгалии и Курляндии , которыми он владел от имени ордена, — что позволило ему жениться и оставить своим потомкам Курляндское и Земгальское герцогство .
В 1960-е годы наблюдалась тенденция к усилению секуляризации в Западной Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Эта трансформация сопровождала основные социальные факторы: экономическое процветание, восстание молодежи против правил и условностей общества, сексуальную революцию , освобождение женщин , радикальную теологию и радикальную политику. [ 31 ]
Новое исследование выявило доказательства того, что рост секуляризации в целом предшествовал экономическому росту в прошлом столетии. Многоуровневые регрессии с запаздыванием по времени также показывают, что толерантность к правам личности предсказала экономический рост 20-го века даже лучше, чем секуляризация. [ 32 ]
Фон
[ редактировать ]Секуляризацию иногда приписывают как культурным сдвигам в обществе, последовавшим за появлением рациональности и развитием науки в качестве замены суевериям ( Макс Вебер назвал этот процесс «расколдовыванием мира»), так и изменениями, произведенными религиозными институтами, чтобы компенсировать это. . На самых основных этапах это начинается с медленного перехода от устных традиций к письменной культуре, которая распространяет знания. Это в первую очередь снижает авторитет священнослужителей как хранителей богооткровенных знаний. Перенос ответственности за образование с семьи и общества на государство имел два последствия:
- Коллективное сознание , по определению Дюркгейма , уменьшено;
- Религия становится вопросом индивидуального выбора, а не наблюдаемым социальным обязательством.
Главный вопрос в изучении секуляризации заключается в том, в какой степени определенные тенденции, такие как снижение посещаемости мест отправления культа, указывают на снижение религиозности или просто на приватизацию религиозных убеждений, когда религиозные убеждения больше не играют доминирующую роль в общественной жизни или в другие аспекты принятия решений.
Определения
[ редактировать ]Джек Дэвид Эллер (2010) выделил 10 различных институциональных, нормативных или когнитивных версий секуляризации Питера Гласнера, большинство из которых не ведут к неверию или атеизму: [ 2 ]
- Рутинизация — институционализация религии через интеграцию в общество.
- Дифференциация - переопределенное место или отношение к обществу, например, при плюрализации.
- Отстранение — отделение определенных аспектов общественной жизни от религии.
- Трансформация — изменение с течением времени (например, протестантизм развился в христианстве).
- Обобщение — когда религия становится менее конкретной, более абстрактной и инклюзивной.
- Сегментация — развитие специализированных религиозных институтов, сосуществующих с другими социальными институтами.
- Десакрализация — дистанцирование отсылок к «сверхъестественному» от материального мира.
- Упадок — сокращение количественных показателей религиозной идентификации и участия.
- Секуляризация — плюрализм, посредством которого общество уходит от «священного» к «профанному».
- Секуляризм — единственная форма, приводящая к прямому неприятию религии, равнозначному атеизму.
К. Джон Соммервилл (1998) выделил шесть вариантов использования термина «секуляризация» в научной литературе. Первые пять больше похожи на «определения», а шестой — скорее на «разъяснение использования»: [ 33 ]
- При обсуждении макросоциальных структур секуляризация может относиться к дифференциации : процессу, в котором различные аспекты общества, экономические, политические, правовые и моральные, становятся все более специализированными и отличными друг от друга.
- При обсуждении отдельных институтов секуляризация может означать трансформацию религии в светский институт. Примером может служить эволюция таких учреждений, как Гарвардский университет, из преимущественно религиозного учреждения в светское учреждение (при этом школа богословия теперь содержит религиозный элемент, иллюстрирующий дифференциацию).
- При обсуждении деятельности секуляризация подразумевает передачу деятельности от религиозных институтов к светским, например, переход в предоставлении социальных услуг от церквей к правительству.
- При обсуждении менталитетов секуляризация относится к переходу от первоочередных забот к непосредственным заботам. Например, люди на Западе теперь с большей вероятностью будут смягчать свое поведение в ответ на более непосредственные последствия, а не из-за беспокойства о посмертных последствиях. Это личный религиозный упадок или движение к светскому образу жизни.
- При обсуждении населения секуляризация относится к общим закономерностям социального снижения уровня религиозности в отличие от секуляризации на индивидуальном уровне, описанной выше (4). Такое понимание секуляризации также отличается от приведенного выше (1) тем, что оно относится именно к религиозному упадку, а не к социальной дифференциации.
- При обсуждении религии секуляризацию можно однозначно использовать только для обозначения религии в общем смысле. Например, ссылка на христианство неясна, если не указать, какие именно конфессии христианства обсуждаются.
Абдель Вахаб Эльмессири (2002) выделил два значения термина секуляризация:
- Частичная секуляризация : это общепринятое значение этого слова, выражающее «разделение между религией и государством».
- Полная секуляризация : это определение не ограничивается частичным определением, но превосходит его: «Разделение между всеми (религией, моральными и человеческими) ценностями и (не только государством), но также и (человеческой природой в ее общественной и частные стороны), так что святость удаляется из мира, и этот мир превращается в полезную материю, которую можно использовать ради сильных».
Социологическое использование и дифференциация
[ редактировать ]Согласно исследованиям социологов, одной из основных тем секуляризации является «дифференциация», то есть тенденция к тому, чтобы сферы жизни стали более отчетливыми и специализированными по мере модернизации общества. Европейская социология, находящаяся под влиянием антропологии , интересовалась процессом перехода от так называемых примитивных обществ к все более развитым обществам. В Соединенных Штатах первоначально акцент был сделан на изменениях как аспекте прогресса, но Талкотт Парсонс переориентировался на общество как на систему, погруженную в постоянный процесс усиления дифференциации, который он рассматривал как процесс, в котором новые институты берут на себя необходимые задачи. в обществе, чтобы гарантировать его выживание в случае распада первоначальных монолитных институтов. Это переход от одиночных, менее дифференцированных институтов к все более дифференцированному подмножеству институтов. [ 34 ]
После Парсонса эта концепция дифференциации получила широкое применение. По выражению Хосе Казановы , этот «основной и центральный тезис теории секуляризации — это концептуализация процесса социальной модернизации как процесса функциональной дифференциации и эмансипации светских сфер — прежде всего государства, экономики и науки — из религиозной сферы и сопутствующей дифференциации и специализации религии внутри ее собственной вновь созданной религиозной сферы». Казанова также описывает это как теорию «приватизации» религии, которую он частично критикует. [ 35 ] Однако, критикуя некоторые аспекты традиционной социологической теории секуляризации, Дэвид Мартин утверждает, что концепция социальной дифференциации была ее «наиболее полезным элементом». [ 36 ]
Текущие проблемы секуляризации
[ редактировать ]В настоящее время секуляризация в ее понимании на Западе обсуждается в социологии религии . В своих работах «Легитимность Нового времени» (1966) и «Происхождение коперниканского мира» (1975) Ганс Блюменберг отверг идею исторической преемственности – фундаментальную для так называемой «теоремы секуляризации»; Новое время, по его мнению, представляет собой независимую эпоху, противостоящую Античности и Средневековью путем реабилитации человеческого любопытства в качестве реакции на теологический абсолютизм. «Блюменберг нацелен на аргумент Лёвита о том, что прогресс — это секуляризация еврейских и христианских верований, и утверждает обратное, что современная эпоха, включая ее веру в прогресс, выросла из нового светского самоутверждения культуры вопреки христианской традиции ». [ 37 ] Вольфхарт Панненберг , ученик Лёвита, продолжил дебаты против Блюменберга. [ 38 ] Предположение Ганса Блюмберга о том, что секуляризация не совсем выросла из западно-христианской традиции, также, похоже, согласуется с более поздними открытиями Кристофа Кляйне и Моники Вольраб-Сар, которые показали, что подобные исторические события можно обнаружить и в преимущественно нехристианских традициях. таких контекстах, как Япония или Шри-Ланка. [ 39 ]
Чарльз Тейлор в книге «Секулярный век» (2007) бросает вызов тому, что он называет «тезисом вычитания»: наука приводит к вычитанию религии из все большего и большего количества сфер жизни.
Сторонники «теории секуляризации» демонстрируют повсеместное снижение распространенности религиозных убеждений на Западе, особенно в Европе. [ 16 ] [ 40 ] Некоторые учёные (например, Родни Старк , [ 41 ] Питер Бергер [ 42 ] ) утверждали, что уровень религиозности не снижается, в то время как другие ученые (например, Марк Чавес, Н. Дж. Демерат) возражали, введя идею «неосекуляризации», которая расширяет определение секуляризации, включив в него упадок религиозной власти и его способность влиять на общество.
Другими словами, вместо того, чтобы использовать долю нерелигиозных отступников в качестве единственного показателя секулярности, «неосекуляризация» утверждает, что люди все чаще ищут авторитетные позиции за пределами религии. «Неосекуляризаторы» утверждают, что авторитет религии в таких вопросах, как контроль над рождаемостью , снижается , и утверждают, что авторитет религии падает и происходит секуляризация, даже если религиозная принадлежность, возможно, не снижается в Соединенных Штатах (дебаты все еще продолжаются). . [ 43 ]
Наконец, некоторые утверждают, что демографические силы компенсируют процесс секуляризации и могут сделать это до такой степени, что люди могут последовательно отходить от религии, даже если общество становится более религиозным. Это особенно актуально в таких обществах, как Израиль (с ультраортодоксами и религиозными сионистами ), где уровень рождаемости в преданных религиозных группах в несколько раз выше, чем у светских людей. Эффект религиозного рождаемости действует в большей или меньшей степени во всех странах и усиливается на Западе за счет религиозной иммиграции. Например, хотя коренные белые стали более светскими, Лондон , Англия, за последние 25 лет стал более религиозным, поскольку религиозные иммигранты и их потомки увеличили свою долю населения. [ 44 ] По всем направлениям вопрос секуляризации вызвал значительные (а иногда и горячие) дебаты в социальных науках. [ 45 ]
Критика теории секуляризации
[ редактировать ]Сегодня критика направлена против утверждения, что религия в современную эпоху стала менее важной. Критики указывают на события в Южной Корее, России и США. Сочетание институциональной религии с другими интересами, такими как экономические или политические интересы, приводит к усилению этих религий в соответствующих обществах. Однако есть и факторы, которые приводят к уменьшению значимости религии. Это основная тенденция в Западной Европе. [1] Некоторые ученые указывают на постоянное взаимодействие между секуляризацией и (рес)сакрализацией в западных обществах. Например, после первых демократических революций XVIII и XIX веков религиозные традиции быстро восстановили силу. [2] Также отрицается, что секуляризация когда-либо имела место в США - стране, которая была основана многими религиозными сектантами, изгнанными из своих стран и где ведьм все еще преследовали в 1692 году. Детлеф Поллак [3] , с другой стороны, утверждает, что более высокая религиозность американцев по сравнению с европейцами хорошо совместима с предположениями теории секуляризации: среди прочего, это можно объяснить необычайно высокой степенью экзистенциальной незащищенности и социального неравенства в США и Европе. миллионы религиозных иммигрантов из Латинской Америки. Однако либеральные американцы все больше дистанцируются от церкви и религии из-за растущего слияния евангелических и консервативных позиций. [4]
Еще одним предметом критики в дискурсе о секуляризации является недостаточное рассмотрение европоцентристской природы общих терминов, концепций и определений. Например, религиовед и межкультурный теолог Майкл Бергундер [5] критикует тот факт, что термины «религия» и «эзотерика» [6] запятнаны евроцентристским происхождением мышления. Такое неточное использование терминов препятствует конструктивному обсуждению секуляризации в глобальном контексте. В качестве альтернативы Бергундер [7] выступает за историзацию этих общих терминов из настоящего в соответствии с Фуко [8] . Таким образом, могут быть выявлены невиданные до сих пор связи и истоки современного понимания секуляризации XIX века. [9]
Региональные события
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]1870–1930 . Кристиан Смит исследовал секуляризацию американской общественной жизни между 1870 и 1930 годами. Он отметил, что в 1870 году протестантский истеблишмент полностью доминировал в американской культуре и ее государственных институтах. Однако на рубеже 20-го века позитивизм вытеснил бэконовский метод (который до сих пор поддерживал естественное богословие ), и высшее образование было полностью секуляризовано. В 1910-е годы « правовой реализм » приобрел известность, преуменьшив значение религиозной основы права . В том же десятилетии появились издательства, независимые от протестантского истеблишмента. В 1920-е годы секуляризация распространилась на массовую культуру, и массовое государственное образование перестало находиться под протестантским культурным влиянием. Хотя широкая общественность в тот период все еще была очень религиозной, к 1930 году старый протестантский истеблишмент находился в «руине». [ 46 ]
Ключом к пониманию секуляризации, утверждает Смит, стал рост элитного интеллектуального класса, скептически относящегося к религиозной ортодоксальности и находящегося под влиянием европейской традиции Просвещения . Они сознательно стремились сместить протестантское учреждение, которое, по их мнению, стояло на их пути. [ 47 ]
2000–2021 гг . Ежегодные опросы Gallup с 2008 по 2015 год показали, что доля американцев, не идентифицирующих себя с какой-либо конкретной религией, неуклонно росла с 14,6% в 2008 году до 19,6% в 2015 году. В то же время доля американцев, идентифицирующих себя как христиане, упала с 80,1%. до 69% в 2021 году. [ 48 ] [ 49 ] В декабре 2021 года около 21% американцев не заявили об отсутствии религиозной принадлежности или предпочтений. [ 50 ] [ 49 ] Учитывая, что нехристианские религии остались примерно на том же уровне (около 5-7% с 2008 по 2021 год), секуляризация, похоже, затронула в первую очередь христиан. [ 48 ] [ 49 ]
Однако исследователи утверждают, что неаффилированность не означает автоматически объективно нерелигиозность. [ 51 ] [ 26 ] [ 52 ] [ 53 ] поскольку большинство неаффилированных лиц все еще придерживаются некоторых религиозных и духовных убеждений. [ 26 ] [ 54 ] Например, 72% американцев, не принадлежащих к какой-либо организации или «не-аффилированных», верят в Бога или Высшую Силу. [ 55 ] Ответ «Нет» является скорее индикатором отсутствия принадлежности, чем активным показателем нерелигиозности, и большинство «Нет» могут быть либо традиционно религиозными, либо «духовными». [ 56 ] [ 26 ] [ 57 ]
Британия
[ редактировать ]История
[ редактировать ]В Британии секуляризация произошла гораздо позже, чем в большинстве стран Западной Европы. Оно началось в 1960-х годах как часть гораздо более масштабной социальной и культурной революции. До этого в послевоенные годы в Британии наблюдалось возрождение религиозности. [ 58 ] Социологи и историки ведут активные дебаты о том, когда это началось, как быстро это произошло и что стало причиной. [ 59 ]
Спонсорство со стороны королевской семьи, аристократии и влиятельного местного дворянства обеспечило важную систему поддержки организованной религии. Спонсорство сошло на нет в 20 веке, поскольку местные элиты больше не были настолько влиятельными и финансово способными субсидировать свои любимые занятия. В угледобывающих районах местные угольные шахты обычно финансировали местные часовни, но это закончилось [ когда? ] поскольку промышленность испытывала трудности, а объединенные в профсоюзы горняки отвергали вмешательство элиты в их местные дела. Это позволило секуляризирующим силам набрать силу. [ 60 ]
Последние события
[ редактировать ]Данные ежегодного опроса British Social Attitudes и проводимого раз в два года Европейского социального исследования показывают, что доля британцев, идентифицирующих себя как христиан, упала с 55% (в 1983 году) до 43% (в 2015 году). В то время как число представителей нехристианских религий – в основном мусульман и индуистов – увеличилось в четыре раза, нерелигиозные («неверующие») теперь составляют 53% британского населения. [ 61 ] Более шести из десяти «никто» были воспитаны как христиане, в основном англиканцы или католики. Только 2% «никто» не были воспитаны в религиях, отличных от христианских. [ 62 ] Люди, которые были воспитаны для исповедания религии, но которые теперь идентифицируют себя как неверующие, так называемые «неверты», имели разные показатели отказа от религии, в которой они были воспитаны, а именно: 14% для евреев, 10% для мусульман и сикхи и 6% индуисты. Доля нерелигиозных людей, принявших веру, невелика: 3% сейчас идентифицируют себя как англиканцы, менее 0,5% переходят в католицизм, 2% присоединяются к другим христианским конфессиям и 2% переходят в нехристианские конфессии. [ 62 ] [ 63 ]
, в 2018 году По данным исследовательского центра Pew подавляющее большинство (89%) тех, кто был воспитан христианами в Соединенном Королевстве, по-прежнему идентифицируют себя как таковые, в то время как остальные в основном идентифицируют себя как религиозно беспристрастные. [ 64 ]
Испания
[ редактировать ]Раньше Испания была одной из самых религиозных стран Европы, но за последние несколько десятилетий секуляризация быстро прогрессировала. Отчасти это было связано с ролью католической церкви, составлявшей «доктринальную основу наиболее значимых организаций антидемократических и антилиберальных правых». [ 65 ] и возникший в результате антиклерикализм , который был одним из корней гражданской войны в Испании . Примечательно, что основной идеологией диктатуры Франсиско Франко был национальный католицизм .
Однако соглашения, связанные с конституцией 1978 года, разделили церковь и государство. В 2001 году 82% испанцев идентифицировали себя как католики, но в 2021 году только половина из них сделали это. Лишь около 20% испанцев регулярно ходят на мессу и только 20% свадеб проходят в церкви (2019 г.). Точно так же развод в 1981 году был легализован - аборты и однополые браки . , а вскоре после этого [ 66 ]
Германия
[ редактировать ]Как и в других европейских странах, в Германии зафиксировано снижение религиозности (например, с точки зрения доли лиц, принадлежащих к церкви, и количества крещений), но тенденции в Восточной и Западной Германии существенно различаются. В Восточной Германии процесс секуляризации шел значительно быстрее. [ 67 ] Эти различия объясняют социологи ( Йорг Штольц , Детлеф Поллак и Нан Дирк де Грааф). [ 68 ] ) в результате государственных репрессий в 1950-х и 1960-х годах, что ставит под сомнение прогнозы естественного замещения когорт, сделанные в модели Воаса. [ 69 ]
Азия
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]В Индии после обретения независимости возникло агрессивное светское государство. [ 70 ]
Китай
[ редактировать ]Согласно одному традиционному взгляду на китайскую культуру учения конфуцианства , оказавшие влияние на протяжении многих столетий, в основном являются светскими. [ 71 ]
Чан Пао-мин резюмирует предполагаемые исторические последствия очень ранней секуляризации в Китае:
Ранняя секуляризация китайского общества, которую следует признать признаком современности, [...] по иронии судьбы оставила Китай на столетия без мощного и стабильного источника морали и права. Все это просто означает, что погоня за богатством или властью или просто борьба за выживание может быть и часто была безжалостной, без какого-либо чувства сдержанности. [...] Наряду с ранней секуляризацией китайского общества, которая была столь же ранней, сопутствующий упадок феодализма и наследственной аристократии, еще одно замечательное событие, превратил Китай раньше, чем любая другая страна, в политически унитарную систему с одним единственным центром власти. Это также сделало китайское общество гораздо более эгалитарным, чем Западная Европа и Япония. [ 72 ]
В этой, возможно, светской обстановке режим Коммунистической партии Китая в Китайской Народной Республике (находившийся у власти на материковой части Китая с 1949 года) продвигал преднамеренную секуляризацию. [ 73 ]
Арабский мир
[ редактировать ]Многие страны арабского мира демонстрируют признаки растущей секуляризации. Например, в Египте поддержка введения шариата (исламского закона) упала с 84% в 2011 году до 34% в 2016 году. Египтяне также молятся меньше: среди пожилых египтян (55+) 90% молились ежедневно в 2011 году. Среди молодого поколения ( в возрасте 18–24 лет) эта доля составляла лишь 70% в 2011 году. Напротив, в 2016 году эти цифры упали до <80% (55+) и <40% (18–24). [ 74 ] Остальные возрастные группы находились между этими значениями. В Ливане и Марокко число людей, слушающих ежедневное чтение Корана, сократилось вдвое с 2011 по 2016 год. [ 74 ] Некоторые из этих событий, по-видимому, вызваны необходимостью, например, стагнацией доходов, которая вынуждает женщин вносить свой вклад в семейный доход и, следовательно, работать. Высокая стоимость жизни задерживает брак и, как следствие, поощряет добрачный секс. [ 74 ] Однако в других странах, таких как Иордания и Палестина , поддержка шариата и исламистских идей, похоже, растет. Даже в странах, где секуляризация растет, наблюдается обратная реакция. Например, президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси запретил сотни газет и веб-сайтов, которые могут спровоцировать оппозицию. [ 74 ]
См. также
[ редактировать ]- Христианский комплекс преследования
- Теология смерти Бога
- Просвещение
- Современность
- Прогрессизм
- Теория рационального выбора религии
- Светскость
- Светское государство
- Секуляризм
- Отделение церкви от государства
- Социология религии
- Государственная религия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Латре, Стейн; Ванхисвейк, Гвидо (1 января 2015 г.). «Секуляризация: история концепции». Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук (второе издание) : 388–394. дои : 10.1016/B978-0-08-097086-8.03113-5 . ISBN 9780080970875 .
- ^ Jump up to: а б с Эллер, Джек (2010). «Что такое атеизм?». В Цукермане, Филе (ред.). Атеизм и светскость . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. стр. 12–13. ISBN 9780313351839 .
Дело в том, что дихотомия священное/светское, как и большинство дихотомий, ложна. «Секулярный», конечно, не означает «атеистический» или «безрелигиозный», и уж точно не антирелигиозный; на самом деле, как я иллюстрирую в главе второго тома этого сборника, существует гордая традиция «исламского секуляризма». Несмотря на предсказания «теоретиков секуляризации», таких как Маркс и Вебер, «современные» или светские процессы не означали упадка религии и на самом деле оказались вполне совместимыми с религией — даже привели, по крайней мере в краткосрочной перспективе, к удивительное возрождение религии. Проблема более ранних теорий секуляризации заключалась в том, что они предполагали, что секуляризация — это единое, всеобъемлющее и однонаправленное явление. Однако, как совсем недавно показал Питер Гласнер, «секуляризация» и «секуляризация» охватывают множество разнообразных процессов и реакций, не все из которых — а на самом деле лишь немногие из них — по своей сути противоположны религии. Гласнер выделяет десять различных версий секуляризации. , организованные с точки зрения того, является ли их направленность в первую очередь институциональной, нормативной или когнитивной... Результатом этого анализа является то, что секуляризм, несомненно, не переводится просто и непосредственно в атеизм. Многие хорошие теисты поддерживают секуляризацию американского правительства в форме «разделения церкви и государства», и все они проводят, по крайней мере, часть своего дня, не занимаясь религией.
- ^ Булливант, Стивен; Ли, Лоис (2016). Словарь атеизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191816819 .
- ^ Эртит, Волкан (2018). «Секуляризация: упадок сверхъестественного мира1» . Религии . 9 (4): 92. дои : 10.3390/rel9040092 .
- ^ Берлинерблау, Жак (2022). Секуляризм: основы . Рутледж. п. 4. ISBN 9780367691585 .
В первой части этой книги мы нарисуем схему медленного и неустойчивого развития политического секуляризма (часть 2) во времени и пространстве. Вы можете быть удивлены, узнав, что мы проследим его происхождение из Библии. Отсюда мы увидим, как в эпоху христианского средневековья, протестантской Реформации и Просвещения по крупицам возникали основные принципы секуляризма. Секуляризм, как некоторые могут удивиться, имеет религиозную генеалогию.
- ^ Томас, Хью М. (2014). Светское духовенство в Англии, 1066-1216 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198702566 .
- ^ Эллер, Джек Дэвид (2022). Знакомство с антропологией религии: культура до предела (Третье изд.). Рутледж. п. 282. ИСБН 9781032023045 .
- ^ «Светский священник» . Религия прошлого и настоящего в Интернете . Брилл. Апрель 2011.
- ^ Тирни, Брайан (1988). Кризис церкви и государства, 1050–1300: С избранными документами . Торонто: Издано University of Toronto Press совместно со Средневековой академией Америки. ISBN 9780802067012 .
- ^ Страйер, Джозеф Р. (2016). О средневековых истоках современного государства . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691169330 .
- ^ Берлинерблау, Жак (2022). Секуляризм: основы . Рутледж. п. 35. ISBN 9780367691585 .
- ^ «секуляризация» . Проверено 2 мая 2018 г. - через The Free Dictionary.
- ^ Дональд С. Арментраут и Роберт Боак Слокам (2000). «Секуляризация освященного здания» . Епископальный словарь Церкви . Отечественное и зарубежное миссионерское общество.
Эта услуга используется для деосвящения и секуляризации освященного здания, которое должно быть снесено или использовано для других целей.
- ^ Гласнер, Питер Э. (1977). Социология секуляризации: критика концепции . Лондон: Рутледж и К. Пол. ISBN 9780710084552 .
- ^ Jump up to: а б Бланкхольм, Джозеф (2022). Светский парадокс: о религиозности нерелигиозных людей . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 8. ISBN 9781479809509 .
- ^ Jump up to: а б «Дебаты о секуляризации» , глава 1 ( 3–32 стр . ) Норрис, Пиппа ; Инглхарт, Рональд (2004). Священное и светское. Религия и политика во всем мире . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-83984-6 .
- ^ Хекматпур, Пейман (01 июня 2020 г.). «Неравенство и религиозность в глобальном контексте: разные пути секуляризации для развитых и развивающихся стран» . Международный журнал социологии . 50 (4): 286–309. дои : 10.1080/00207659.2020.1771013 . ISSN 0020-7659 . S2CID 219748670 .
- ^ Цукерман, Фил (2006). «3 - Атеизм: современные цифры и закономерности». Мартин, Майкл (ред.). Кембриджский спутник атеизма . стр. 47–66. дои : 10.1017/CCOL0521842700.004 . ISBN 9781139001182 .
- ^ Культуры и глобализация: конфликты и напряженность под редакцией Хельмута К. Анхейера, Юдхиштхира Раджа Исара, SAGE, 27 марта 2007 г., стр. 253
- ^ Должны ли религиозные люди унаследовать Землю?: Демография и политика в XXI веке , Эрик Кауфманн , Белфер-центр, Гарвардский университет / Биркбек-колледж, Лондонский университет
- ^ Десекуляризация: концептуальная основа Вячеслава Карпова, Журнал «Церковь и государство», том 52, выпуск 2, весна 2010 г., страницы 232–270, https://doi.org/10.1093/jcs/csq058
- ^ Лондон: растущий остров религии в светском море Эрик Кауфманн , Huffington Post , 20 февраля 2013 г.
- ^ Глобальное возрождение религии? Ассаф Могадам, Центр международных отношений Уэтерхед, Гарвардский университет, документ № 03-03, август 2003 г.
- ^ Дэви, Грейс (2022). «15. Религия, светскость и секуляризация в Европе». Оксфордский справочник по религии и Европе . Издательство Оксфордского университета. стр. 270, 273, 278, 282. ISBN. 978-0198834267 .
- ^ «Религиозно беспристрастный» . Глобальный религиозный ландшафт . Исследовательский центр Пью : Религия и общественная жизнь. 18 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джонсон, Тодд; Зурло, Джина (2016). «Неаффилированный, но религиозный: методологический и демографический анализ». В Чиприани, Роберто; Гарелли, Франко (ред.). Ежегодный обзор социологии религии: Том 7: Социология атеизма . Лейден: Брилл. стр. 56–60. ISBN 9789004317536 .
- ^ См . текст. Архивировано 15 июня 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Смит, Кристиан. Светская революция: полномочия, интересы и конфликты в секуляризации американской общественной жизни (2012)
- ^ Казанова, Хосе (1994). Публичные религии в современном мире . Издательство Чикагского университета, стр. 13. ISBN 0-226-09535-5
- ^ Гулд, Эндрю в: Истоки либерального доминирования: государство, церковь и партия в Европе девятнадцатого века , University of Michigan Press, 1999, стр. 82, ISBN 978-0-472-11015-5
- ^ Джеффри Кокс, «Секуляризация и другие основные повествования о религии в современной Европе». Современная история церкви (2001): 24-35.
- ^ Рак, Дамиан Дж.; Бентли, Р. Александр; Лоусон, Дэниел Дж. (2018). «Религиозные изменения предшествовали экономическим изменениям в 20 веке» . Достижения науки . 4 (7): eaar8680. Бибкод : 2018SciA....4.8680R . doi : 10.1126/sciadv.aar8680 . ПМК 6051740 . ПМИД 30035222 .
- ^ Сомервилл, CJ «Религиозное население светского общества: наши негласные правила использования термина секуляризация . Журнал научного изучения религии 37 (2): 249-53. (1998)
- ^ Мартин, Дэвид (2005). О секуляризации: к пересмотренной общей теории . Издательская компания «Ашгейт», с. 20. («Парсонс рассматривал дифференциацию как отделение каждой социальной сферы от церковного контроля: государства, науки и рынка, а также права, социального обеспечения, образования и т. д.»)
- ^ Казанова, Хосе (1994). Публичные религии в современном мире . Издательство Чикагского университета, с. 19. ISBN 0-226-09535-5 («Только в 1980-е годы, после внезапного проникновения религии в публичную сферу, стало очевидно, что дифференциация и потеря социальных функций не обязательно влекут за собой «приватизацию»).
- ^ Мартин, с. 20.
- ^ Буллер, Корнелиус А. (1996). Единство природы и истории в теологии Панненберга . Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд . п. 95 . ISBN 978-0-822-63055-5 .
- ^ Панненберг, Вольфхарт (1973). «Христианство как легитимность современности (1968)» . Идея Бога и свободы человека, Том 3 . Лондон: Вестминстер Пресс. стр. 178–191. ISBN 978-0-664-20971-1 .
- ^ Кляйне, Кристоф; Вольраб-Сахр, Моника (2021). «Сравнительная светскость: отслеживание социальных и эпистемических структур за пределами современного Запада». Метод и теория в изучении религии . 33 : 43–72.
- ^ Брюс, Стив. Бог мертв: секуляризация на Западе. (2002)
- ^ Старк, Родни (1999). «Секуляризация, RIP» Социология религии . 60 (3): 249–273. дои : 10.2307/3711936 . ISSN 1069-4404 . JSTOR 3711936 .
- ^ Бергер, Питер (1969). Священный сень: элементы социологической теории религии . Даблдэй.
- ^ Рик Филлипс, Может ли рост участия в церкви быть следствием секуляризации?, Социология религии, том 65, выпуск 2, лето 2004 г., страницы 139–153, https://doi.org/10.2307/3712403
- ^ Кауфманн, Эрик. 2011. Унаследуют ли религиозные деятели землю: демография и политика в двадцать первом веке . Лондон: Профильные книги. Также см. www.sneps.net. Архивировано 17 января 2012 г. на Wayback Machine .
- ^ Дроми, Шай М.; Стейблер, Сэмюэл Д. (2019). «Хорошо на бумаге: социологическая критика, прагматизм и теория секуляризации» . Теория и общество . 48 (2): 325–350. дои : 10.1007/s11186-019-09341-9 . S2CID 151250246 .
- ^ Смит, Кристиан. Светская революция: полномочия, интересы и конфликты в секуляризации американской общественной жизни (2012), стр. 25-28.
- ^ Смит, Кристиан. Светская революция: полномочия, интересы и конфликты в секуляризации американской общественной жизни (2012), стр. 32-43.
- ^ Jump up to: а б Инк., Гэллап. «Процент христиан в США снижается, но все еще высок» . Gallup.com . Проверено 3 сентября 2018 г.
{{cite news}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Jump up to: а б с Inc, Gallup (23 декабря 2021 г.). «Насколько религиозны американцы?» . Gallup.com . Проверено 27 декабря 2021 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Инк., Гэллап. «Обновленная информация об американцах и религии за 2017 год» . Gallup.com . Проверено 3 сентября 2018 г.
{{cite news}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Фрэнк Ньюпорт, Бог жив и здоров: будущее религии в Америке . Саймон и Шустер (2013). стр. 14-15. «Все это приводит к простому выводу: когда американцы отвечают на вопрос «какая у вас религия» ответом «нет», это не обязательно означает, что они лишены религиозности. Ответ «нет» также может означать, что респонденты просто не принадлежат к официальной религиозной организации, группе или конфессии. Или это может означать, что они не предпочитают называть себя названием официальной религиозной организации, группы или конфессии. «Нет» в них. Эти примеры отражают то, как респонденты хотели видеть себя или как они решили выражать свою религию, а не обязательно отсутствие религиозности.
- ^ Хаут, Майкл; Фишер, Клод С. (13 октября 2014 г.). «Объяснение, почему все больше американцев не имеют религиозных предпочтений: политическая реакция и преемственность поколений, 1987-2012 гг.» . Социологическая наука . 1 : 423–447. дои : 10.15195/v1.a24 .
- ^ Хаут, Майкл (ноябрь 2017 г.). «Американская религия: все или ничего» . Контексты . 16 (4): 78–80. дои : 10.1177/1536504217742401 . S2CID 67327797 .
- ^ Дрешер, Элизабет (2016). Выбор нашей религии: духовная жизнь нонов Америки . Нью-Йорк. ISBN 9780199341221 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Основные выводы о вере американцев в Бога» . Исследовательский центр Пью . 25 апреля 2018 г.
- ^ Фрэнк Ньюпорт, Бог жив и здоров: будущее религии в Америке . Саймон и Шустер (2013). стр. 14-15.
- ^ Дрешер, Элизабет (2016). Выбор нашей религии: духовная жизнь нонов Америки . Нью-Йорк. ISBN 9780199341221 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Каллум Г. Браун, Смерть христианской Британии: понимание секуляризации, 1800–2000 (2009), стр. 170–92.
- ^ Джереми Моррис, «Секуляризация и религиозный опыт: аргументы в историографии современной британской религии». Исторический журнал 55 № 1 (2012): 195-219.
- ^ Стив Брюс, «Патронаж и секуляризация: социальные обязательства и поддержка церкви Патронаж и секуляризация: социальные обязательства и поддержка церкви», Британский журнал социологии (2012) 63 № 3, стр. 533-552.
- ^ «Большинство британцев сейчас не исповедуют никакой религии» . Экономист . 9 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Шервуд, Харриет; корреспондент, религия (13 мая 2017 г.). «Почти 50% не исповедуют никакой религии – но достигла ли Великобритания «пика светской жизни»?» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 31 августа 2017 г. Проверено 1 сентября 2017 г.
{{cite news}}
:|last2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Булливант, Стивен (2017). «Население Британии, не исповедующее религии: последние данные Британского исследования социальных отношений (2015 г.) и Европейского социального исследования (2014 г.)» (PDF) . Университет Святой Марии, Твикенхем . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ «Быть христианином в Западной Европе» (PDF) . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 29 мая 2018 г. Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Авилес Фарре, Хуан (2002). «Католицизм и авторитарные правые. От мауризма до испанской фаланги» . В Обере, Поле (ред.). Религия и общество в Испании (19 и 20 века) . Коллекция Дома Веласкеса. Мадрид: Дом Веласкеса . стр. 255–263. ISBN 9788490961124 .
- ^ Аноним (01.05.2021). «Религия в Испании. Пустые скамьи, большая кафедра». Экономист . Том. 1 мая 2021 г. стр. 26–27.
- ^ Мелисса Харди, Вегард Скирбекк и Марцин Стонавски (2020) Религиозно-неаффилированные лица в Германии, 1949–2013: Контрастные модели социальных изменений на Востоке и Западе, The Sociological Quarterly, 61:2, 254-286, https://doi. орг/10.1080/00380253.2019.1593064 .
- ^ Йорг Штольц, Детлеф Поллак, Нан Дирк Де Грааф, Может ли государство ускорить светский переход? Секуляризация в Восточной и Западной Германии как естественный эксперимент, European Sociological Review, том 36, выпуск 4, август 2020 г., страницы 626–642, https://doi.org/10.1093/esr/jcaa014 .
- ^ Дэвид Воас, Взлет и падение нечеткой верности в Европе, European Sociological Review, том 25, выпуск 2, апрель 2009 г., страницы 155–168, https://doi.org/10.1093/esr/jcn044 .
- ^ Галантер, Марк. «Индуизм, секуляризм и индийская судебная система». Философия Востока и Запада . 21 .
- ^
Бергер, Питер (15 февраля 2012 г.). «Является ли конфуцианство религией?» . Американский интерес . ООО «Американский интерес». ISSN 1556-5777 . Архивировано из оригинала 17 августа 2015 г. Проверено 3 марта 2016 г.
Не может быть никаких сомнений в том, что конфуцианство оказало мощное культурное влияние на всю Восточную Азию, обеспечивая социальные и политические ценности не только в Китае, но и в Японии, Южной Корее и Вьетнаме. [...] [T] Здесь существовал взгляд на конфуцианство как на не что иное, как светскую, возможно, даже секуляризирующую мораль.
- ^ Чанг, Пао-мин (1999). «Коррупция и преступность в Китае: старые проблемы и новые тенденции». Журнал по делам Восточной Азии . 13 (1, весна/лето). Институт стратегии национальной безопасности: 223. ISSN 1010-1608 . JSTOR 23257220 . цитируется в: Бао-Эр (2007). Детские контракты Китая: философия прав ребенка в Китае XXI века . Блэксленд, Новый Южный Уэльс: Центр юридических исследований Голубых гор. п. 43. ИСБН 9781921300561 . Проверено 3 марта 2016 г.
- ^
См. например:
Марш, Кристофер (2011). «Введение: от принудительной секуляризации к десекуляризации» . Религия и государство в России и Китае: подавление, выживание и возрождение . А&С Черный. п. 10. ISBN 9781441112477 . Проверено 3 марта 2016 г.
[...] принудительной секуляризации не так-то легко добиться, и [...] того, на что пошли режимы СССР и КНР, было недостаточно, чтобы полностью – или даже основательно – изгнать религию из общества. [...] [Эти] режимы были готовы пойти на многое, чтобы уничтожить религию во имя науки и прогресса, и результат на каждом этапе был неопределенным.
- ^ Jump up to: а б с д «Новые арабские космополиты». Экономист . 4 ноября 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергер, Питер. Священный купол . (1967)
- Бергер, Питер. Десекуляризация мира . (1999)
- Браун, Каллум Г. Смерть христианской Британии: понимание секуляризации, 1800–2000 (2009).
- Брюс, Стив и Тони Глендиннинг, «Когда произошла секуляризация? Датирование упадка британских церквей и определение его причины» Британский социологический журнал 61 № 1 (2010): 107-126.
- Брюс, Стив. Религия в современном мире: от соборов к культам (1996)
- Брюс, Стив. Бог мертв: секуляризация на Западе . (2002)
- Казанова, Хосе. Публичные религии в современном мире. (1994)
- Чавес, М. Секуляризация как снижение религиозной власти . Социальные силы 72(3):749–74. (1994)
- Эллюль, Жак. Новые Демоны. (1973/тр. 1975)
- Гоше, Марсель. Разочарование мира. (1985/тр. 1997)
- Гилберт, Алан Д. Становление постхристианской Британии: история секуляризации современного общества (Лонгман, 1980).
- Инглхарт, Рональд Ф. , «Отказ от Бога: глобальный упадок религии», Foreign Relations , vol. 99, нет. 5 (сентябрь/октябрь 2020 г.), стр. 110–118.
- Мартин, Дэвид. Общая теория секуляризации . (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1979).
- Поллак, Детлеф. Разновидности теорий секуляризации и их необходимое ядро , The Germanic Review: Literature, Culture, Theory , 90:1 (2015), 60-79.
- Поллак, Детлеф и Гергели Роста. Религия и современность: международное сравнение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2017.
- Рак Дэмиан Дж., Бентли Р. Александер, Лоусон Дэниел Дж. Религиозные изменения предшествовали экономическим изменениям в 20 веке . Достижения науки 4 (7): eaar8680 (2018) doi : 10.1126/sciadv.aar8680
- Соммервилл, К.Дж. «Религиозное население светского общества: наши негласные правила использования термина секуляризация». Журнал научного изучения религии 37 № 2: 249–53. (1998)
- Саид, Э. Ориентализм: западные концепции Востока . Лондон: Пингвин. (1978).
- Скольник, Джонатан и Питер Эли Гордон, ред., New German Critique 94 (2005), специальный выпуск о секуляризации и разочаровании.
- Старк, Родни, Лоуренс Р. Яннакконе, Моника Турчи и Марко Зекки. «Насколько Европа была секуляризована?» Инчьеста 32 № 136 стр: 99–112. (2002)
- Старк, Родни. Триумф веры: почему мир стал более религиозным, чем когда-либо . Уилмингтон: Книги ISI. (2015)
- Тейлор, Чарльз. Светский век . (Издательство Гарвардского университета, 2007 г.)
- Уорриер, Майя. «Процессы секуляризации в современной Индии: вера гуру в миссию Мата Амританандамайи», « Современные азиатские исследования » (2003).
- Вольраб-Сахр, Моника и Мариан Бурхардт. «Множественные секулярности: к культурной социологии секулярной современности». Сравнительная социология 11(6): 875-909, doi.org/10.1163/15691330-12341249 .