Jump to content

Шарль Моррас

Шарль Моррас
Моррас в 1937 году
Рожденный
Шарль-Мари-Фотий Моррас

( 1868-04-20 ) 20 апреля 1868 г.
Умер 16 ноября 1952 г. ( 1952-11-16 ) (84 года)
Туры , Франция
Эра Философия 20 века
Область Западная философия
Школа
Учреждения Французский экшн
Известные идеи
Моррасизм

Шарль ( / məˈræs Фотий ; / - Мари - Моррас Французский: [ʃaʁl moʁas] ; 20 апреля 1868 — 16 ноября 1952) — французский писатель, политик, поэт и критик. Он был организатором и главным философом « Французского действия» , политического движения, которое является монархическим , антипарламентаристским и контрреволюционным . Моррас также придерживался антикоммунистических , антимасонских , антипротестантских и антисемитских взглядов, при этом резко критикуя нацизм , называя его «глупостью». Его идеи сильно повлияли на национальный католицизм и интегральный национализм . [1] руководствуясь своим принципом, что «настоящий националист ставит свою страну превыше всего».

Выросший католиком, Моррас в юности оглох и стал агностиком, но оставался антисекуляристом и политически поддерживал церковь. Орлеанист , он начал свою карьеру с написания литературной критики и стал политически активным как ведущий антидрейфусар . В 1926 году Папа Пий XI издал спорное папское осуждение « Французской акции» , которая была отменена Папой Пием XII в 1939 году.

после того, как высказал угрозы смертью политику-социалисту Леону Блюму В 1936 году Моррас был приговорен к восьми месяцам заключения в Ла-Санте . Находясь в тюрьме, он получил поддержку Марии-Полин Мартен , Анри Бордо , Пия XI и до 60 000 сочувствующих граждан. [2] Во время Второй мировой войны Моррас поддерживал нацистский коллаборационистский режим Виши , полагая, что Свободной Францией манипулирует Советский Союз . [3] За это время он написал много антисемитских статей, хотя и выступал против депортации евреев Виши в нацистские концентрационные лагеря. [4] Он объяснил свою поддержку Виши, написав: «Как роялист, я никогда не упускал из виду необходимость монархии. Но чтобы возвести на престол королевского наследника, необходимо было спасти наследие». [5] После падения режима он был арестован и обвинен в пособничестве врагу. [5] По итогам политического процесса он был признан виновным в подстрекательстве к убийству, получив Indignité nationale и приговорен к пожизненному заключению. В 1951 году после болезни он был переведен в больницу, а затем получил медицинское помилование. В свои последние дни он вернулся в католицизм и принял последние обряды незадолго до смерти .

Как политический теоретик и крупный правый интеллектуал Европы 20-го века, Моррас существенно повлиял на правые и крайне правые идеологии, предвосхитив некоторые идеи фашизма . [6] Его называют самым важным французским консервативным интеллектуалом. [7] и оказал непосредственное влияние на большое количество политиков, теоретиков и писателей как левого, так и правого толка, включая Элиота , Хьюма , Дугласа , Эволу , Шмитта , Хайдеггера , Бернаноса , Мориака , Тибона , Сореля , Деона , Лорана , Анри Орлеанского , Кюнельт-Леддин , Маритен , де Оливейра , Сардинья , Перейра , Альтюссер , Осма , Ланц , де Голль , Франко , Салазар , Дюплесси , Кофлин , Дегрель , Петен , Перон , Феррара , Бэннон и Макрон . По сей день Моррас остается спорным. Критики раскритиковали его антисемитские взгляды и поддержку Виши, назвав его «фашистской иконой». И наоборот, такие сторонники, как Жорж Помпиду, хвалили его как пророка. Другие, в том числе Макрон, придерживаются более тонкого подхода: Макрон заявил: «Я борюсь со всеми антисемитскими идеями Морраса, но считаю абсурдным говорить, что Моррас больше не должен существовать». [8] [9]

Биография

[ редактировать ]

Перед Первой мировой войной

[ редактировать ]
Молодой Моррас в 1877 году.

Моррас родился в провансальской семье, воспитывался матерью и бабушкой в ​​католической и монархической среде. В раннем подростковом возрасте он оглох. [10] Как и многие другие французские политики, на него сильно повлияло поражение Франции во франко-прусской войне 1870 года . [11] После Парижской Коммуны 1871 года и поражения правительства Морального Порядка маршала Мак-Магона в 1879 году постепенно французское общество нашло консенсус в пользу Республики , символом которого стало сплочение монархических орлеанистов на стороне Республики. Моррас опубликовал свою первую статью в возрасте 17 лет в обзоре Annales de philosophie chrétienne . [10] Затем он участвовал в написании различных обзоров, в том числе L'Événement. [ фр ] , La Revue bleue , La Gazette de France и La Revue encyclopédique , в которых он восхвалял классицизм и критиковал романтизм . [10]

В какой-то момент юности Моррас потерял католическую веру и стал агностиком . В 1887 году, в возрасте семнадцати лет, он приехал в Париж и начал писать литературную критику в «Католическом и орлеанистском обсерваторе» . [11] В это время Моррас находился под влиянием орлеанизма, а также немецкой философии, рассмотренной католическим мыслителем Леоном Олле-Лапруном , влиянием Анри Бергсона , и философом Морисом Блонделем , одним из вдохновителей христианских «модернистов», который позже стать его величайшими противниками. [11] Он познакомился с провансальским поэтом Фредериком Мистралем в 1888 году и разделил федералистский тезис движения Мистраля Фелибриж (см. Моррас и Фелибриж ). [11] В том же году он познакомился с писателем-националистом Морисом Барресом . [12]

В 1890 году Моррас одобрил призыв кардинала Лавижери к сплочению католиков на стороне республики, тем самым выразив свою оппозицию не республике как таковой, а «сектантскому республиканизму». [11]

Помимо принадлежности к орлеанистам, Моррас имел некоторые общие черты с бонапартизмом . В декабре 1887 года он провел демонстрацию под крик «Долой разбойников!» во время скандала с торговлей военными наградами , в котором был замешан Дэниел Уилсон , зять президента Жюля Греви . [11] Несмотря на это, он изначально выступал против националистически-популистской философии буланжизма . [11] Но в 1889 году, после визита к Морису Барресу, Баррес проголосовал за кандидата буланжистов; несмотря на свой « антисемитизм сердца» (« antisémitisme de coeur »), он решил проголосовать за еврея . [11]

В 1894–1895 годах Моррас некоторое время работал в газете Барреса La Cocarde Кокарда» ), хотя иногда выступал против мнения Барреса относительно Французской революции. [11] Ла Кокард поддержал генерала Буланже , ставшего угрозой для парламентской республики в конце 1880-х годов.

Во время поездки в Афины на первые современные Олимпийские игры в 1896 году Моррас раскритиковал греческую демократическую систему полиса , которую он считал обреченной из-за ее внутреннего разделения и открытости по отношению к метекам (иностранцам). [11]

Политическое участие

[ редактировать ]

Моррас начал заниматься политикой во время дела Дрейфуса , став антидрейфусаром. Он поддержал полковника Генри подделку , обвиняющую Дрейфуса , поскольку считал, что защита Дрейфуса ослабляет армию и систему правосудия. По мнению Морраса, Дрейфус должен был быть принесён в жертву на алтарь национальных интересов . [11] Но в то время как мыслитель-республиканец-националист Баррес обвинил Дрейфуса в виновности из-за его еврейства, Моррас пошел еще дальше, очернив «Еврейскую Республику». [11] В то время как антисемитизм Барреса возник как в псевдонаучных расистских современных теориях, так и в библейской экзегезе , Моррас осудил «научный расизм» в пользу более радикального «государственного антисемитизма». [11] Моррас участвовал в основании националистической и антидрейфусарской Лиги французского отечества в конце 1898 года вместе с Морисом Барресом, географом Марселем Дюбуа , поэтом Франсуа Коппе и критиком и профессором литературы Жюлем Леметром . [13]

В 1899 году Моррас основал обзор Action Française (AF), ответвление газеты, созданной Морисом Пюжо и Анри Вожуа годом ранее. [10] Моррас быстро стал влиятельным в движении и обратил Пюжо и Вожуа в монархизм, что стало основной причиной движения. Вместе с Леоном Доде он редактировал обзор движения La Revue de l'Action Française , который в 1908 году стал ежедневной газетой с более коротким названием L'Action Française . АФ смешал интегральный национализм с реакционными темами, сместив националистическую идеологию , ранее поддерживаемую левыми республиканцами, вправо. [14] Он имел широкую читательскую аудиторию во время реализации закона 1905 года об отделении церкви от государства . В 1899 году он написал короткое сообщение в пользу монархии «Dictateur et roi» («Диктатор и король»), а затем в 1900 году свою книгу «Enquête sur la Monarchie» ( «Исследования о монархии »), опубликованную в легитимистском рупоре La Gazette de France . что сделало его знаменитым. Моррас также опубликовал тринадцать статей в газете Le Figaro в 1901 и 1902 годах, а также шесть статей в период с ноября 1902 года по январь 1903 года в Эдуарда Дрюмона антисемитской газете La Libre Parole . [12]

Между 1905 и 1908 годами, когда была создана монархическая лига «Камелоты дю Руа» , Моррас представил концепцию политического активизма через внепарламентские лиги , теоретизируя возможность государственного переворота . [11] Моррас также основал Лигу французского действия в 1905 году, миссия которой заключалась в наборе членов для французского действия. Члены пообещали бороться с республиканским режимом и поддержать восстановление монархии при принце Филиппе, герцоге Орлеанском (1869–1926) . [15]

Многие первые члены «Французского действия» были практикующими католиками, в том числе Бернар де Весен , историк искусства Луи Димье и эссеист Леон де Монтескью . Они помогли Моррасу разработать прокатолическую политику лиги роялистов. [16]

От Первой мировой войны до конца 1930-х годов.

[ редактировать ]

Затем Моррас поддержал вступление Франции в Первую мировую войну (даже вплоть до поддержки полностью республиканского Жоржа Клемансо ) против Германской империи . Во время войны еврейский бизнесмен Эмиль Ульман был вынужден выйти из совета директоров банка Comptoir d'Escompte после того, как Моррас обвинил его в том, что он немецкий агент. Затем он раскритиковал Версальский договор за то, что он недостаточно суров по отношению к немцам, и осудил Аристида Бриана с Германией. политику сотрудничества [10] В 1923 году Жермен Бертон совершила убийство своего коллеги-члена Action Française Мариуса Плато . Бертон планировал также убить Леона Доде и Морраса, но безуспешно. [17]

Моррас в 1925 году

В 1925 году он призвал к убийству Абрахама Шрамека , министра внутренних дел правительства Поля Пенлеве Картеля де Гош (левой коалиции) , который приказал разоружить крайне правые лиги . [12] За эту угрозу смертью он был приговорен к штрафу и году тюремного заключения (условно). [12]

В 1929 году Папа Пий XI осудил « Французскую акцию» , которую до этого поддерживало большое количество католиков, духовенства и мирян. Несколько работ основателя движения Шарля Морраса были помещены в Index Librorum Prohibitorum вместе с официальной газетой движения. [18] Это был сокрушительный удар по движению. 8 марта 1927 года членам ВС было запрещено причащаться . Многие ее члены ушли (двумя католиками, вынужденными искать иной путь в политике и жизни, были писатели Франсуа Мориак и Жорж Бернанос ); и оно вступило в период упадка. [19]

Моррас снова высказал угрозы смертью в адрес председателя Совета (премьер-министра) Леона Блюма , организатора Народного фронта , в «Французской акции» от 15 мая 1936 года, подчеркнув свое еврейское происхождение (однажды он назвал его «старым семитским верблюдом»). [12] Эта еще одна угроза смерти принесла ему восемь месяцев тюремного заключения, с 29 октября 1936 года по 6 июля 1937 года. [12] Опасаясь коммунизма, он присоединился к пацифистам и высоко оценил Мюнхенское соглашение 1938 года, которое президент Совета Эдуард Даладье подписал без каких-либо иллюзий. Он также писал в Action Française :

Во Франции есть некоторые консерваторы, которые вызывают у нас отвращение. Почему? Из-за своей глупости. Что за глупость? Гитлеризм . Эти французские «консерваторы» ползут на брюхе перед Гитлером . Эти бывшие националисты пресмыкаются перед ним. Несколько фанатиков валяются в грязи, в собственной грязи, с бесконечными хайлями . Чем они богаче, чем больше они владеют, тем важнее дать им понять, что, если Гитлер вторгнется в нас, он снимет с них шкуру гораздо тщательнее, чем Блюм, Торез и Сталин вместе взятые. Эта «консервативная» ошибка самоубийственна. Мы должны призвать наших друзей не позволять себе затуманиваться. Мы должны сказать им: будьте начеку! На кону сейчас не антидемократия или антисемитизм. Франция превыше всего! [20]

В 1930-е годы - особенно после кризиса 6 февраля 1934 г. [21] — многие члены Action Française обратились к фашизму, в том числе Робер Бразийяк , Люсьен Ребате , Абель Боннар , Поль Чак и Клод Жанте . Большинство из них принадлежало сотрудникам фашистской газеты Je suis partout ( «Я везде »).

Оказывая влияние на Антониу де Оливейры Салазара в режим Estado Novo Португалии, Моррас также поддерживал Франсиско Франко и до весны 1939 года Бенито Муссолини фашистский режим . Выступая против Адольфа Гитлера , потому что он был антинемецким, Моррас сам критиковал расистскую политику нацизма в 1936 году и потребовал полного перевода «Майн кампф» — некоторые отрывки во французском издании были подвергнуты цензуре.

После его неудачи против Шарля Жоннара в 1924 году при избрании во Французскую академию, ему удалось войти в ряды «Бессмертных» 9 июня 1938 года, заменив Анри-Робера , выиграв 20 голосов против 12 за Фернана Грега . Он был принят в Академии 8 июня 1939 года католическим писателем Анри Бордо . В том же году Папа Пий XII отменил осуждение своего предшественника « Французского действия» . [19]

Режим Виши, арест и смерть

[ редактировать ]
Моррас на суде в 1945 году.

В июне 1940 года статьи в Action Française, подписанные Моррасом, Леоном Доде и Морисом Пюжо , восхваляли генерала Шарля де Голля . [22] Хотя Моррас назвал маршала Филиппа Петена «божественным сюрпризом», [23] утверждение обычно цитируется без контекста; Моррас имел в виду именно то, что Петен обладал политическим талантом, а также был символом Франции, и до февраля 1941 года нет никаких свидетельств этого замечания. [24]

Виши, Франция, Реакционная программа « Национальная революция» была полностью одобрена Моррасом, который вдохновил ее на большую часть. [10] Монархическая газета была запрещена в оккупированной зоне и находилась под цензурой Виши в Южной зоне с ноября 1942 года. [25] В «Селе, Франция » (1941) Моррас выступал за политику France d'abord («Франция прежде всего»), согласно которой Франция восстановит себя политически и морально при Петене, устранив то, что Моррас считал причинами поражения Франции в 1940 году, прежде чем заняться с проблемой иностранной оккупации. Эта позиция контрастировала с позицией голлистов, бежавших из Франции и продолживших военную борьбу. Моррас резко критиковал довоенное французское правительство за то, что оно занимало все более воинственную позицию по отношению к Германии, в то же самое время, когда эти правительства ослабляли Францию ​​в военном, социальном и политическом отношении, тем самым делая поражение Франции в 1940 году практически неизбежным. Моррас также раскритиковал Закон 1940 года о статусе евреев как слишком умеренный. [11] В то же время он продолжал выражать элементы своей давней антипатии к Германии, утверждая в Сеуле, Франция, что французов не следует привлекать к модели этой страны, и проводя антигерманские конференции. [26] и он выступал как против « диссидентов » в Лондоне, так и против коллаборационистов в Париже и Виши (таких как Люсьен Ребате , [27] Робер Бразийяк , Пьер Лаваль или Марсель Деа ). [28] В 1943 году немцы планировали арестовать Морраса. [29]

Довоенный поклонник де Голля, который сам находился под влиянием интегралистизма Морраса , Моррас затем резко критиковал генерала в изгнании. Позже он утверждал, что, по его мнению, Петен вел «двойную игру», союзников . тайно добиваясь победы [ нужна ссылка ]

После освобождения Франции Моррас был арестован в сентябре 1944 года вместе со своей правой рукой Морисом Пюжо и обвинен перед Высоким судом Лиона в «соучастии врагу» на основании статей, опубликованных им с начала войны. война. В конце судебного процесса, в ходе которого было допущено множество нарушений, таких как ложные датировки или усеченные цитаты, [30] Моррас был приговорен к пожизненному заключению и лишению гражданских свобод. Он был автоматически уволен из Французской академии (мера, включенная в постановление от 26 декабря 1944 г.). [10] ). Его ответом на приговор было восклицание «C'est la revanche de Dreyfus!» («Это месть Дрейфуса!») [11]

По мнению историка Ойгена Вебера , суд над Моррасом был политическим и был сфальсифицирован против него. Вебер пишет, что присяжные, выбранные по делу Морраса, были взяты из списка, составленного его политическими врагами. [31]

Тем временем Французская академия объявила его место вакантным, как и в случае с Петеном, вместо того, чтобы исключить его, как это было в случае с Абелем Эрманом и Абелем Боннаром . [10] (Академия ждала до его смерти, чтобы избрать его преемника, и выбрала Антуана де Леви-Мирепуа , который сам находился под влиянием Action Française и сотрудничал с Пьера Бутанга монархическим обзором La Nation Française .)

После заключения в Риоме , а затем в Клерво Моррас был освобожден в марте 1952 года и госпитализирован. Его поддержал Анри Бордо, который неоднократно просил президента республики Винсента Ориоля помиловать Морраса. Несмотря на ослабление, Моррас сотрудничал с «Aspects de la France» , которое заменило запрещенное издание « Action Française» в 1947 году. Его перевели в клинику в Туре , где он вскоре умер. В свои последние дни он вновь принял католическую веру своего детства и принял последние обряды . [32]

Работа Морраса

[ редактировать ]

Моррас и Фелибриж

[ редактировать ]

писатель Родившийся в Провансе , Моррас присоединился к Félibrige , литературной и культурной ассоциации, основанной Фредериком Мистралем и другими провансальскими писателями для защиты и продвижения окситанских языков и литературы. Название ассоциации произошло от слова félibre , провансальского слова, означающего ученик или последователь.

Политическая мысль Морраса

[ редактировать ]
Моррас из Action Française в 1927 году.
Моррас с Анри Орлеанским в 1934 году.

Политические идеи Морраса были основаны на сильном национализме (то, что он называл « интегральным национализмом ») и вере в упорядоченное общество, основанное на сильном правительстве. Это было основанием его поддержки как французской монархии, так и Римско-католической церкви.

Он сформулировал агрессивную политическую стратегию, которая контрастировала с апатией легитимистов к политическим действиям. [11] Ему удалось соединить парадокс реакционной мысли , активно меняющей историю, форму контрреволюции, противостоящую простому консерватизму. [11] Его «интегральный национализм» отвергал все демократические принципы , которые он считал противоречащими «естественному неравенству», критикуя всю эволюцию после Французской революции 1789 года и выступал за возврат к наследственной монархии. [10]

Как и многих людей в Европе того времени, его преследовала идея « декаданса », отчасти вдохновленный чтением публикаций Ипполита Тена и Эрнеста Ренана , и он восхищался классицизмом . Он чувствовал, что Франция потеряла свое величие во время революции 1789 года , величие, унаследованное от ее происхождения как провинции Римской империи и выкованное, как он выразился, «сороком королями, которые за тысячу лет создали Францию». Французская революция, писал он в « Observateur Français» , была негативной и разрушительной.

Он проследил этот упадок еще дальше, к эпохе Просвещения и Реформации ; он описал источник зла как «швейцарские идеи», имея в виду приемную нацию Кальвина и родную нацию Руссо . Далее Моррас обвинил в упадке Франции «Анти-Францию», которую он определил как «четыре конфедеративных государства протестантов, евреев, масонов и иностранцев» (его фактическое слово для последнего - ксенофобский термин métèques ). Действительно, для него все первые трое были «внутренними иностранцами». [33]

Антисемитизм и антипротестантизм были обычными темами в его произведениях. Он считал, что Реформация , Просвещение и конечный результат Французской революции способствовали тому, что люди стали ценить себя больше, чем нацию, с последующими негативными последствиями для последней, и что демократия и либерализм только ухудшали ситуацию.

Хотя Моррас выступал за возрождение монархии, во многих отношениях Моррас не был типичным представителем французской монархической традиции. Его поддержка монархии и католицизма была явно прагматичной, поскольку он утверждал, что государственная религия была единственным способом поддержания общественного порядка. В отличие от Мориса Барреса , теоретика романтического национализма, основанного на Эго, Моррас утверждал, что основывает свои мнения на разуме, а не на сантиментах, преданности и вере.

Как ни парадоксально, он восхищался позитивистом философом- Огюстом Контом , как и многие политики Третьей республики, которых он ненавидел, с которыми он выступал против немецкого идеализма . В то время как монархисты- легитимисты отказывались участвовать в политических действиях, отступая к непримиримо консервативному католицизму и относительному безразличию к современному миру, который они считали неисправимо порочным и отступническим, Моррас был готов участвовать в политических действиях, как ортодоксальных, так и неортодоксальных («Французское действие» Лига «Камелоты дю Короля» часто участвовала в уличном насилии с левыми оппонентами, а также с Марка Саннье социалистическим католиком Ле Силлоном ). Моррас был дважды признан виновным в подстрекательстве к насилию против еврейских политиков, а Леон Блюм , первый еврейский премьер-министр Франции, чуть не умер от травм, нанесенных соратниками Морраса. [34] Его лозунгом была фраза «Политика запрета!» («Политика прежде всего!»). Другие влияния включали Фредерика Ле Плая , британский эмпиризм , который позволил ему примирить картезианский рационализм с эмпиризмом, [11] и Рене де ла Тур дю Пен .

Религиозные взгляды Морраса также были далеко не ортодоксальными. Он поддерживал политическую католическую церковь как потому, что она была тесно связана с историей Франции, так и потому, что ее иерархическая структура и клерикальная элита отражали его образ идеального общества. Он считал церковь раствором, скрепляющим Францию, и ассоциацией, объединяющей всех французов. Однако он не доверял Евангелиям, написанным, по его словам, «четырьмя безвестными евреями». [35] но восхищался католической церковью за то, что она якобы скрыла большую часть «опасных учений» Библии. Интерпретация Морраса Евангелий и его интегралистское учение подверглись резкой критике со стороны многих католических священнослужителей. Однако к концу своей жизни Моррас в конце концов перешел из агностицизма в католицизм.

Несмотря на свою религиозную неортодоксальность, Моррас приобрел большое количество последователей среди французских монархистов и католиков, включая ассумпционистов и орлеанистского претендента на французский престол, графа Парижского Филиппа . Тем не менее, его агностицизм беспокоил часть католической иерархии, и в 1926 году Папа Пий XI поместил некоторые сочинения Морраса в Индекс запрещенных книг и осудил философию Action Française в целом. Семь книг Морраса уже были включены в этот список в 1914 году, а досье на Морраса было передано Пию X.

Католическую иерархию беспокоил не только его агностицизм, но и то, что, настаивая на политике запрета, он поставил под сомнение примат духовного и, следовательно, учительский авторитет Церкви и авторитет самого Папы. То, что это было основой дела, показано в Жака Маритена книге «Primauté du Spirituel» . Маритен был связан с L'Action Française и знал Морраса. Хотя его беспокойство по поводу движения возникло еще до кризиса 1926 года, именно оно стало причиной его отчуждения от Морраса и L'Action Française. Это папское осуждение стало большой неожиданностью для многих его приверженцев, в том числе значительного числа французского духовенства, и нанесло большой ущерб движению. Папский запрет был позже отменен Папой Пием XII в 1939 году, через год после того, как Моррас был избран членом Французской академии . [36]

Наследие

[ редактировать ]
Бюст головы Морраса в Мартиге

Моррас оказал большое интеллектуальное влияние на национальный католицизм , крайне правые движения, латинский консерватизм и интегральный национализм . [1] Он и «Французское действие» оказали влияние на многих людей и движения, включая генерала Франсиско Франко , Хосе Антонио Примо де Ривера , Антониу Сардинью , Леона Дегрелля и автономистские движения в Европе. Христианский демократ Жак Маритен также был близок к Моррасу до папского осуждения ВС в 1927 году. [1] и критиковал демократию в одном из своих ранних произведений « Мнение о Шарле Моррасе или долге католиков» . [1] Более того, моррасизм также повлиял на многие сочинения членов Секретной армейской организации, которые теоретизировали « контрреволюционную войну ». [1] В Испании «Испанское действие» позаимствовало не только свой крайне правый монархизм, но и название от движения Морраса. [37]

Влияние распространилось на Латинскую Америку, например, в Мексику, где Хесус Гиса-и-Асеведо [1] получил прозвище «маленький Моррас», а также историк Карлос Перейра или венесуэльский писатель Лауреано Валленилья Ланц , написавший книгу под названием Cesarismo democrático («Демократический цезаризм »). [1] Среди других фигур, оказавших влияние, - бразилец Плинио Корреа де Оливейра . Мысль Морраса также повлияла на католических фундаменталистов, поддерживающих бразильскую диктатуру. [1] (1964–85), а также Cursillos de la Cristiandad (Курсы христианского мира), аналогичные группе Cité Catholique , которые были инициированы в 1950 году епископом Сьюдад-Реаля , монсеньором. Эрве. [1] Аргентинский милитарист Хуан Карлос Онгания , свергнувший Артуро Илью в результате военного путча в 1966 году, а также Алехандро Агустин Лануссе , сменивший Онганию после очередного переворота, участвовали в Курсильос де ла Кристиандад , [1] как и доминиканские милитаристы Антонио Имберт Баррера и Элиас Вессин-и-Вессин , начальник штаба вооруженных сил и противник восстановления Конституции 1963 года после Рафаэля Трухильо . свержения [1] В Аргентине он также оказал влияние на писателей-националистов 1920-х и 1930-х годов, таких как Родольфо Ирасуста и Хуан Карулла . [38]

В 2017 году Майкл Кроули писал, что Стив Бэннон , тогдашний главный стратег президента Дональда Трампа , «также выразил восхищение реакционным французским философом Шарлем Моррасом, согласно сообщениям французских СМИ, подтвержденным Politico ». [39]

Работает

[ редактировать ]
  • 1889: Теодор Обанель
  • 1891: Жан Мореас
  • 1894: Дорога в рай, мифы и фаблио
  • 1896–1899: путешествие в Афины.
  • 1898: Идея децентрализации
  • 1899: Три политические идеи: Шатобриан, Мишле, Сент-Бев.
  • 1900: Расследование монархии
  • 1901: Антинея: из Афин во Флоренцию письмами с Олимпийских игр )
  • 1902: Любовники Венеции, Жорж Санд и Мюссе
  • 1905: Будущее разведки
  • 1906: Дилемма Марка Саннье
  • 1910: Если переворот возможен
  • 1910: Киль и Танжер
  • 1912: Религиозная политика
  • 1914: Французские действия и католическая религия
  • 1915: Пруд Берре
  • 1916: Когда французы не любили друг друга
  • 1916–1918: Условия победы , 4 тома.
  • 1921: Гробницы
  • 1922: Надписи
  • 1923: Поэты
  • 1924: Аллея философов
  • 1925: Внутренняя музыка
  • 1925: Барбари и поэзия
  • 1927: Французская акция и Ватикан
  • 1927: Когда Хьюго было сто лет
  • 1928: Принц облаков
  • 1928: Дебаты о романтизме
  • 1928: На пути к интеллектуальному искусству
  • 1928: Англичанин, знавший Францию
  • 1929: Славное тело или Добродетель совершенства
  • 1929: Итальянская прогулка
  • 1929: Наполеон за или против Франции
  • 1930: От Демоса до Цезаря
  • 1930: Корсика и Прованс
  • 1930: Четыре ночи в Провансе.
  • 1931: Триптих Поля Бурже
  • 1931: Четырехугольник
  • 1931: По знаку Флоры
  • 1932: Бессмертные часы
  • 1932–1933: Политико-критический словарь , в 5 томах.
  • 1935: Пролог к ​​эссе о критике
  • 1937: Четыре стихотворения Эвридики.
  • 1937: Дружба Платона
  • 1937: Жак Бенвиль и Поль Бурже
  • 1937: Сады у моря
  • 1937: Жанна д'Арк, Людовик XIV, Наполеон
  • 1937: Перед вечной Германией
  • 1937: Мои политические идеи
  • 1937: Кружево вала
  • 1940: африканские страницы
  • 1941: Под стеной кипариса
  • 1941: Мистраль
  • 1941: Единственная Франция
  • 1942: От гнева к справедливости
  • 1943: За французское пробуждение
  • 1944: Поэзия и правда
  • 1944: Мистральские пейзажи
  • 1944: Хлеб и вино
  • 1945: В ночь
  • 1945: Германия и мы
  • 1947: Два судьи, или Наш обвиняемый
  • 1948: Порядок и беспорядок
  • 1948: Морис Баррес
  • 1948: Повышение Иуды по службе
  • 1948: Ответ Андре Жиду
  • 1949: Великому судье Франции
  • 1949: Вешалка Риома
  • 1950: Мой сад, который помнил
  • 1950: Холм Сатурна
  • 1951: Трагикомедия моей глухоты
  • 1951: Правда, справедливость, отечество Морисом Пужо )
  • 1952: К моим старым оливковым деревьям
  • 1952: Внутренний баланс
  • 1952: Красивая игра возрождений
  • 1952: Блаженный Пий X , спаситель Франции.
  • 1953: Паскаль Пуни (опубликовано посмертно)
  • 1958: Тюремные письма (1944–1952) (опубликовано посмертно)
  • 1966: Письма сквозь стены, переписка с Ксавье Валлатом (1950–1952) (опубликовано посмертно)
английские переводы
  • 2016: Будущее интеллигенции и за французское пробуждение , Арктос Медиа . ISBN   978-1910524985
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мигель Рохас-Микс, « Моррас в Латинской Америке », Le Monde Diplomatique , ноябрь 1980 г. (переиздано в Mannières de voir n°95, « Права на власть », октябрь – ноябрь 2007 г.)
  2. ^ Стефан Джоканти (2006). Шарль Моррас: хаос и порядок (на французском языке). стр. 392–393.
  3. ^ Джоканти, с. 444-447
  4. Октав Мартен (псевдоним Шарль Моррас), «На службе Гитлеру», «Аспекты Франции» , 3 февраля 1949 года.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Такер, Уильям Р. (ноябрь 1955 г.). Наследие Шарля Морраса . Том. 17. Издательство Чикагского университета, Южная ассоциация политических наук. стр. 570–589. дои : 10.2307/2126615 . JSTOR   2126615 . S2CID   154447641 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  6. ^ «Шарль Моррас | Французский писатель и политический теоретик» . Британская энциклопедия . Проверено 19 июля 2018 г.
  7. ^ Ален де Бенуа (20 марта 2007 г.). «Праздник консервативной политики во Франции» . Киркцентр.орг .
  8. ^ Пинкоски, Натан (ноябрь 2019 г.). «Месть Морраса» . Первые вещи .
  9. ^ «Макрона раскритиковали за комментарии в адрес антисемитского деятеля Филиппа Петена» . «Джерузалем Пост» . 30 декабря 2020 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Биографическая справка о Моррасе на Французской академии сайте (на французском языке)
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ален-Жерар Слама, «Моррас (1858 (так в оригинале)-1952): или миф о революционных правых». Архивировано 26 сентября 2007 года в Wayback Machine , статья впервые опубликована в L'Histoire в 2002 году (на французском языке).
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Биографическое уведомление. Архивировано 9 октября 2007 г. в Wayback Machine на Моррасе на Action Française ( веб-сайте на французском языке).
  13. ^ Пьерр, Пьер (1998), Христиане и дело Дрейфуса , Editions de l'Atelier, стр. 180, ISBN  978-2-7082-3390-4 , получено 7 марта 2016 г.
  14. ^ Винок, Мишель (реж.), История крайне правых во Франции (1993)
  15. ^ Жоли, Лоран (2006), «Начало французского действия (1899–1914) или развитие антисемитского национализма», Revue historique , 308 (3 (639)): 695–718, doi : 10.3917/ris. 063.0695 , JSTOR   40957800
  16. ^ Арнал, Оскар Л. (15 апреля 1985 г.), Амбивалентный альянс: католическая церковь и французское действие, 1899–1939 , Университет Питтсбурга, с. 17, ISBN  978-0-8229-7705-6 , получено 27 июля 2017 г.
  17. ^ « «Убить человека не за что» или политическое преступление Жермен Бертон» . Радио Франции (на французском языке). 29 августа 2017 года . Проверено 4 июня 2022 г.
  18. ^ «Святой Престол запрещает французскую бумагу». Солт-Лейк-Трибьюн . 10 января 1927 г. с. 1.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арнал, Оскар Л., Амбивалентный альянс: католическая церковь и французское действие, 1899–1939 , стр. 174–75 (Питтсбург: University of Pittsburgh Press , 1985).
  20. Action Française , 25 марта 1938 г. Цитируется по Леопольду Шварцшильду, «Мир в трансе» (Лондон: Хэмиш Гамильтон, 1943), стр. 268.
  21. ^ Bruno Goyet, Charles Maurras , Presses de Sciences Po , 1999, p.73
  22. ^ Франсуа-Марен Флёто, Роялисты в Сопротивлении (Фламмарион, 2000)
  23. Le Petit Marseillais , 9 февраля 1941 г. Цитируется Бруно Гойе, op.cit. , с. 84
  24. ^ Пакстон, Роберт О. (1972). Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок, 1940-1944 гг . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 187. ИСБН  978-0-8041-5410-9 . См. сноску 10.
  25. ^ Жан Севилья , Исторически правильно , Темпус, 2006, с. 365
  26. ^ Жан Мадиран, Моррас все еще здесь , Consep, 2004, стр.71–72.
  27. В 1942 году Ребате опубликовал брошюру «Les Décombres» («Руины»), в которой он решительно выступал против «еврейского» действия «Французское действие».
  28. ^ См., например, Анри Амуру , Жизнь французов в условиях оккупации. Т2: Черные годы , Карманная книга, 1961, с. 342;
    Бруно Гойе, op.cit. , с. 82;
    Жан Севилья, цит. , с. 365
  29. ^ Роберт Пакстон , Виши, Франция , Сей, 1973, с. 246
  30. ^ Роберт Арон , История очищения (второй том), Fayard, 1969, стр. 365, 366, 367.
    Перечисляя эти нарушения, Робер Арон описывает процесс над Моррасом как «один из самых жалких и наиболее характерных в период очищения » (стр. 362).
  31. ^ Джоканти, с. 466
  32. Письмо аббата Жиро Шарлю Форо, 4 июля 1958 г., ведомственный архив Прива, файл 24J25.
  33. См., например, этот отрывок из его Политического и критического словаря .
  34. ^ Маколи, Джеймс. «Два парижских книжных магазина бок о бок ведут культурную войну» . Вашингтон Пост . Проверено 14 июня 2019 г.
  35. Путь в рай , 1894 г.
  36. ^ Фридлендер, Саул. Нацистская Германия и евреи: годы преследования , 1997, Нью-Йорк: HarperCollins, с. 223
  37. ^ Стэнли Г. Пейн , Первая демократия Испании: Вторая республика, 1931–1936 , 1993, стр. 171
  38. ^ Сандра МакГи Дойч, Las Derechas , 1999, с. 197
  39. ^ Майкл, Кроули (март 2017 г.). «Человек, который хочет разрушить Запад» . Политик . Проверено 6 июня 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кертис, Майкл (2010). Трое против Третьей республики: Сорель, Баррес и Моррас , издательство транзакций.
  • Коджеки, Роджер (1972). «Шарль Моррас и французское действие» в «Социальной критике» Т.С. Элиота . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, стр. 58–69.
  • Мольнар, Томас (1999). «Шарль Моррас, творец эпохи», Modern Age 41 (4), стр. 337–342.
  • Серина, Елена (2020). Новые элементы отношений между Action Française и Святым Престолом: роль Луи Димье в защите Морраса , «Rivista di Storia del Cristianesimo» (2), стр. 497–518.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 025cf37550b339ee4ae92815b41cf7bc__1719596040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/bc/025cf37550b339ee4ae92815b41cf7bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charles Maurras - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)