Моррасизм


Моррасизм — политическая доктрина, созданная Шарлем Моррасом (1868–1952), наиболее тесно связанная с движением «Французское действие» . Морассим выступает за абсолютный интегральный национализм , монархизм , корпоративизм , национальный синдикализм и оппозицию демократии , либерализму , капитализму и коммунизму . [1]
Учение моррасизма [ править ]
Состояние упадка [ править ]
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм во Франции |
---|
![]() |
Часть серии о |
Интегрализм |
---|
![]() |
Моррасизм имел целью стать контрреволюционной доктриной, утверждающей сплоченность Франции и ее величие. Все началось с лозунга «Политика прежде всего», с постулата патриотизма , который Французская революция стерла, отдав предпочтение национализму , и государства: для Морраса французское общество конца 19 века было подорвано упадком и коррупцией. По его мнению, эти беды возникли в результате революции и вызвали свой пароксизм в деле Дрейфуса . влияние Морраса Философское простиралось от Платона и Аристотеля до Жозефа де Местра , проходя через Данте , Фому Аквинского и Огюста Конта . Его историческое влияние варьировалось от Сент-Бёва до Фюстеля де Куланжа, проходя через Ипполита Тена и Эрнеста Ренана .
Виной, по мнению Морраса, был революционный и романтический дух, который несли либеральные силы, которые он назвал четырьмя конфедеративными государствами ( États confédérés ), определенные им в 1949 году в Pour un jeune Français : евреи , протестанты , масоны и иностранцы, которых Моррас называл « метиками » ( métèques ). [2] Они представляли «анти-Францию»; их никоим образом нельзя было признать частью французской нации.
Морраса: порядок, разум, классицизм и вольности Решение
Моррасизм , кажется, родился в молодом Шарле Моррасе из стремления к порядку, которое некоторые приписывают его глухоте. [3]
- В философии это стремление к порядку повлекло за собой безусловную привязанность к разуму .
- В искусстве защита классицизма от «девиантных» направлений романтизма .
- В политике он подразумевал стремление к режиму, основанному на власти. регионалиста Но для Морраса, провансальского поэта- , власть должна была соответствовать уважению региональных свобод – условие, которое, по его мнению, можно найти только в монархии . Таким образом, Моррас роялистом . в 1896 году стал принципиальным
Точнее, что касается политики, Моррасизм опирался на следующую политику обеспечения национального единства:
- Исключение из нации четырех «конфедеративных государств» и превознесение национальных интересов («только Франция»),
- Создание институтов, призванных одновременно гарантировать региональные свободы «настоящей нации» и поддерживать национальное единство (для Морраса этим институтом была монархия).
- В моральном отношении учительство Католической Церкви является объединяющим цементом, творцом и образцом порядка.
стране» (pays réel основанная на « Настоящей Политическая модель , )
Следуя линии позитивизма, Моррас считал, что общественная организация и институты должны быть плодом отбора, навязанного веками, причем «организующий эмпиризм» считается более эффективным, чем идеализированные теории, поскольку он адаптирован к каждой национальной ситуации. Монархия играла роль в этих институтах, которые были необходимы, в частности, для сдерживания франко-французского соперничества.
Доверие к институтам, выкованное временем, побудило Морраса отличить «Настоящую страну» ( pays réel ), укорененную в реалиях жизни — местности, работе, ремеслах, приходе и семье, — от «правовой страны» ( pays légal ). которые он считал искусственно навязанными «Реалу». Эти мысли вновь обратились к органическим темам католической политической традиции.
Институциональный инстинкт Морраса также во многом был обязан его первоначальному федерализму и его принадлежности к Фелибриж движению Мистраля . Он видел в монархии ключ к сокровищнице децентрализации . Он считал, что прямая привязанность народа к власти суверена и моральный цемент католической церкви являются объединяющими силами, которых будет достаточно для обеспечения национального единства в условиях в значительной степени децентрализованной политической системы. Республика, напротив, могла достичь этих целей, только будучи скованной железным поясом наполеоновской централизованной администрации. Его видением была власть наверху и свобода внизу.
Можно отметить, что именно благодаря прагматизму и одержимости гражданской войной Моррас в 1914 году, как и в 1940 году, оставался верен своему принципу националистического компромисса или национального союза во время кризиса и поддерживал как Жоржа Клемансо , так и Филиппа Петена в этот.
Место в истории политических идей [ править ]
Новый политический синтез [ править ]
Что касается политических институтов, Моррас в юности был легитимистом , затем федералистом-республиканцем, но вновь открыл для себя роялизм (хотя и был сторонником орлеанистов ) в 1896 году посредством политического аргумента: короли создали Францию, а Франция деградировала с 1789 года. Будучи сторонником герцога Орлеанского и его потомков ( герцога де Гиза , затем графа Парижского ), он мечтал обратить « Французское действие» , вновь созданное националистическими республиканцами, в роялистский идеал и собрать на свою сторону весь народ. остаток традиционной французской королевской семьи, примером которого является маркиз ла Тур дю Пен или генерал де Шаретт .
Синтез контрреволюционных идей и национализма (но также и позитивизма), вызванный моральным потрясением войны 1870 года , которая обратила некоторые традиционалистские силы в сторону национальной идеи и в значительной степени управлялся делом Дрейфуса , начиная с 1898 года, должен был найти его апофеоз в «Моррасизме» . Хотя оставались некоторые неморрасистские политические националистические движения, такие как многие якобинские выражения национализма и универсалистский национализм в духе Пеги , контрреволюционная политика была полностью преобразована в моррасизм к 1911 году после консолидации традиционных роялистских групп.
Моррассизм должен был дать второе дыхание контрреволюционным идеям, которые находились в упадке с 1893 года, когда католиков привлекли в республику. Целью было пропагандировать эти идеи за пределами традиционно контрреволюционных регионов, католического общества и аристократии.
Лично оставаясь агностиком до последних лет своей жизни (когда он обратился в католицизм), Моррас ценил социальную и историческую роль католической религии во французском обществе, особенно ее роль как объединяющей силы. Его утилитарное видение католической церкви как института, служащего интересам национального единства, способствовало сближению набожных католиков и тех, кто более дистанцировался от церкви.
века Большое влияние . на первую половину 20
Моррасистский синтез разовьется в школу мысли во Франции и даже выйдет за пределы Франции. Во Франции Моррасизм приобрел большое влияние в интеллектуальных и студенческих кругах (на юридических, медицинских факультетах и т. д.) в 1910-х и 1920-х годах, достигнув пика в 1926 году, перед осуждением Папы. Например, моррасистское течение привлекало самых разных личностей: «от Бернаноса до Жака Лакана , от Т.С. Элиота до Жоржа Дюмезиля , от Жака Маритена до Жака Лорана , от Тьерри Молнье до Гюстава Тибона , вплоть до де Голля ». . [4]
Моррасизм был особым источником вдохновения для Национальной революции режима Виши 1940–1941 годов, режима Антонио Салазара в Португалии и режима Франсиско Франко в Испании .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Дэвид Миллер, Джанет Коулман, Уильям Коннолли, Алан Райан. Энциклопедия политической мысли Блэквелла . Второе издание. Молден, Массачусетс, США; Оксфорд, Англия, Великобритания; Карлтон, Виктория, Австралия: Blackwell Publishing, 1991, стр. 328.
- ^ См. далее этот отрывок из его Политического и критического словаря .
- ^ Лоран Дандрие , Valeurs Actuelles , ссылка будет предоставлена позже.
- ^ Лоран Дандрие, Текущие значения , 15 сентября 2006 г. Архивировано 14 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
Библиография [ править ]
- Пьер Бутан , Моррас, судьба и работа , «Разница» , 1991.
- Франсуа Югенен, В школе французского действия: век интеллектуальной жизни , Editions J.-C Lattes, 1998.
- Ив Широн, Жизнь Морраса , Перрен, 1991.
- Стефан Джоканти, Моррас Фелибре , колл. Друзей окситанского языка , 1995.
- Мишель Мурр, Шарль Моррас , изд. Академики, 1958.
- Жак Погам, Золотой век моррасизма , предисловие Жан-Жака Шевалье, Париж, Деноэль, 1971.
- Клод Хаузер и Катрин Помейролс (редакторы), L'Action française и иностранец: использование, сети и репрезентации французских правых националистов , L'Harmattan, 2001, ISBN 2-7475-1778-0
Внешние ссылки [ править ]
- Организационный эмпиризм (сайт движения Национальной реставрации )