Консерватизм в Пакистане
Часть серии о |
Консерватизм |
---|
![]() |
Консерватизм в Пакистане ( урду : میں قدامت پسندی ) обычно относится к традиционным , социальным и религиозным идентичностям в политике Пакистана پاکستان . Американский историк Стивен Коэн описывает несколько политических констант пакистанского консерватизма: уважение к традициям , верховенство закона и исламская религия , которая является неотъемлемой частью идеи Пакистана . [1]
Консервативная философия , принципы, идеи и традиции были впервые приняты премьер-министром Лиакат Али Ханом в рамках его внутренней политики в 1950 году. Консервативная традиция сыграла важную роль в пакистанской политике , культуре, а организованное консервативное движение сыграло важную роль. ключевую роль в политике только с 1950-х годов. По данным базы данных ЦРУ , примерно 95–97% пакистанцев являются последователями ислама, а остальные исповедуют христианство , индуизм и др . [2] [3] [4]
Консерватизм в Пакистане обычно ассоциируется с Пакистанской мусульманской лигой (ПМЛ) – партией-преемницей той, которая была ответственна за основание Пакистана. [5] [6] Доминирующую и влиятельную часть ПМЛ возглавляет расширенная ПМЛ(Н) , которую в настоящее время возглавляет ее лидер и бывший премьер-министр Наваз Шариф , избранный на всеобщих выборах , состоявшихся в 2013 году. [6] Тем не менее, консервативный банк голосов страны разделился поровну между ПМЛ (Н) и центристской ПТИ Имрана Хана по темам, главным образом, касающимся внешней политики, национальных и социальных вопросов. В 2018 году консервативный банк голосов в конечном итоге перешел на PTI, когда Имран Хан был приведен к присяге в качестве премьер-министра, победившего кандидата от PML Шахбаза Шарифа на общенациональных всеобщих выборах .
Идея Пакистана, концепция и консерватизм
[ редактировать ]
С 1930-х годов Мусульманская лига лоббировала и продвигала свою политику создания отдельной родины для мусульман Индии, известной как Пакистан .
Конституция и принципы Мусульманской лиги содержались в «Зеленой книге» , написанной консервативным мыслителем и священнослужителем Мауланой Мухаммедом Али . Его цели на этом этапе не включали создание независимого мусульманского государства, а, скорее, концентрировались на защите мусульманских свобод и прав, содействии взаимопониманию между мусульманской общиной и другими индийцами, просвещении мусульманской и индийской общины в целом о действиях правительства и препятствование насилию. Однако в течение следующих тридцати лет несколько факторов, включая межконфессиональное насилие, привели к переоценке целей Мусульманской лиги. [7] [8]
Когда Мухаммед Али Джинна стал президентом Мусульманской лиги , партия постепенно стала ведущим представительным органом индийских мусульман . С новым призывом к созданию отдельного государства выступил тогда известный писатель, поэт и философ Аллама Мухаммад Икбал , который в своем президентском обращении к съезду Мусульманской лиги 1930 года сказал, что, по его мнению, отдельное мусульманское государство необходимо в противном случае. Южная Азия, где доминируют индуисты. [9] [10] Название было придумано студентом Кембриджа и мусульманским националистом Чоудхари Рахматом Али . [11] и был опубликован 28 января 1933 года в брошюре « Сейчас или никогда» . [12] После длительной политической борьбы и партийных встреч с народами Северо-Западной Индии Британская империя создание Пакистана предоставила Индии и независимость; обе страны присоединились к организации Британского Содружества .
Мусульманская лига была не единственным консервативным движением в бывшем регионе Британской Индии, который стал Пакистаном. Другие включали Националистическую партию Конгресса , [13] Пенджабская юнионистская партия [14] [ не удалось пройти проверку ] Индуистская Махасабха и Акали Дал .
Кроме того, ряд деятелей Индийского национального конгресса , такие как Сардар Валлабхай Патель, были консервативными. [15]
После смерти Джинны в 1948 году премьер-министра Лиаката Али Хана была направлена на работу над конституцией. конституционная политика [16] 12 марта 1949 года премьер-министр Али Хан приказал парламенту штата принять и обнародовать Резолюцию о целях , которая в конечном итоге провозгласила ислам государственной религией страны. [16] Основной целью резолюции было «декларирование подчинения государства демократической вере ислама и суверенитету Бога ». [16] Такая резолюция была встречена большим сопротивлением в парламенте штата, когда министр юстиции Дж.Н. Мандал ушел из своего министерства и подверг резкой критике премьер-министра Лиаката Али Хана. Политизация ислама в стране еще больше усилила свою поддержку, когда в 1950 году ультраконсервативные священнослужители приняли «проект требования» под названием « 22 пункта» , который призывал к подготовке конституции в соответствии с Резолюцией о целях .
В 1977 году правительство Зульфикара Али Бхутто объявило вне закона алкоголь и наркотики и перенесло выходные с воскресенья на пятницу, но до программы исламизации генерала Зия-уль-Хака не было реализовано никакой существенной программы исламских реформ . С февраля 1979 года вступили в силу новые меры наказания, основанные на исламских принципах правосудия. Для женщин это имело значительно более серьезные последствия, чем для мужчин. Система социального обеспечения и налогообложения, основанная на закяте , и банковская система прибылей и убытков также были созданы в соответствии с исламскими запретами на ростовщичество , но были недостаточными.
Раннее основание консерватизма
[ редактировать ]1947–59: Независимость и борьба за власть.
[ редактировать ]После смерти Джинны Лиакат премьер-министр Али Хан успешно разработал и принял Резолюцию о целях парламента штата , грубо объявив ислам государственной религией . Идея консерватизма в Пакистане определяет несколько констант, включая «уважение к традициям, верховенству закона и исламской религии». Сторонники правого консерватизма и националистической повестки были поддержаны премьер-министром Али Ханом в рамках его внутренней политики. Его консервативная политика встретила сопротивление со стороны левых , которых обвиняли в подготовке заговора против Али-хана . В 1979 году религиозный консерватизм и поддерживаемая государством исламизация стали основной политикой военного правительства президента генерала Зия- уль -Хака .
После всеобщих выборов 1954 года консерватизм потерял свое преимущество в Восточном Пакистане , когда коммунизм глубоко утвердился после победы Коммунистической партии . Военные диктатуры Аюб Хана и Яхья Хана еще больше ограничили консервативную платформу. Во время всеобщих выборов 1970 года религиозные консервативные и правоконсервативные партии участвовали в выборах, прямо конкурируя с левоориентированной ПНП . Исламские консервативные партии успешно оказали давление на ПНП из Бхутто , чтобы тот объявил Ахмадийскую секту немусульманским доминированием . Правые массы заметно вернулись в ответ на программу национализации Бхутто и призвали к созданию правого альянса ПНА против ПНП.
Национальное здание
[ редактировать ]1960–78: Религиозное право и национализм.
[ редактировать ]В 1960-х годах консервативные движения в стране подчеркивали исламские корни и ценности в обществе, но в конечном итоге это не имело каких-либо долгосрочных последствий в противостоянии агрессивной политике президента Аюб Хана , направленной на то, чтобы вывести аграрную страну на путь индустриализации .
В 1965 году консервативные движения предусмотрительно выступили, чтобы заручиться поддержкой Фатимы Джинны , сестры Мухаммеда Али Джинны , первоначально проводившей кампанию на основе исламских традиций и продвижения националистического общества. [17] Во время президентских выборов 1965 года президент Аюб Хан использовал радикальные исламские консервативные группы, чтобы дисквалифицировать Фатиму Джинну с выборов ; тем не менее, эта схема провалилась, когда огромная общественность проголосовала за кандидатуру Фатимы Джинны на пост президента. [17] Историки отмечают, что без использования государственной машины президент Аюб Хан едва не проиграл выборы. [17]
Религиозные права были встревожены, когда президент Аюб Хан расторг соглашение с ортодоксальными религиозными партиями JeI в 1966 году. [18] Правый популизм был одним из многих факторов, которые сделали партию популярной, хотя и просуществовали недолго. В 1967 году левые идеи, в которых доминировала ПНП, получили широкую поддержку общественности. [18] Консервативные партии показали плохие результаты на всеобщих выборах, состоявшихся в 1970 году. [18] Только Пакистанская мусульманская лига (ПМЛ) во главе с Нурулом Амином набрала значительное количество голосов со всей страны; JeI столкнулась с неприятным результатом выборов , получив только 4 из 300 мест. [18]
После ожесточенной войны с Индией и потери Восточного Пакистана консервативные движения в то время рассматривались как последний удар по их видению. Левоориентированное ГЧП инициировало процесс национализации , чтобы воспрепятствовать частной собственности на промышленность в стране. В 1973 году жестокие волнения, спровоцированные Джеи, вынудили ПНП принять Вторую поправку к закону, объявляющую Ахмадии доминирование немусульманским . Большая часть Конституции философски склонялась к консервативным корням и основам. [19] За это время JeI потеряла всю свою поддержку, а новая консервативная партия, Пакистанская мусульманская лига, нашла собственную поддержку со стороны влиятельных капиталистических мыслителей, инвесторов и богатых доноров, которые сопротивлялись программе национализации. [20] Хотя ДжИ вносил основной вклад в правый Пакистанский национальный альянс (ПНА), именно Пакистанская мусульманская лига была самой ресурсной партией из всех. [20] Несмотря на популизм и массовый финансовый капитал, потраченный в пользу Пакистанского национального альянса (ПНА), альянс показал плохие результаты на всеобщих выборах, состоявшихся в 1977 году. [20] Массовые акции гражданского неповиновения , насилие со стороны правых и призывы к введению военного положения привели к отставке правительства ПНП в 1977 году после военного положения . введения [20]
Активизм и авторитаризм
[ редактировать ]1979–1980-е годы: подъем консерватизма
[ редактировать ]
После успешного государственного переворота против левого правительства Пакистанской народной партии (ПНП) современное консервативное движение взяло на себя контроль над делами государства под руководством президента Зия-уль-Хака . [5] Консервативные принципы доминировали в экономической и внешней политике Зии, включая беспроцентную систему и строгую оппозицию советскому коммунизму, определяющую политическую философию его военной администрации. [21]
Президент Зия-уль-Хак во многом зависел от Совета исламской идеологии (CII) в работе и политических рекомендациях по вопросам политического руководства. Что касается философско-правовых вопросов, Федеральный шариатский суд получил широкую поддержку и расширил свою деятельность на судебную систему федерального уровня. [22] Его сторонники приписывают президенту Зии успех современного консервативного движения в стране; некоторая активизация директив Зии предотвратила более широкие советские вторжения в регион, а также экономическое процветание. [23] Военная администрация президента Зии вызвала ярость консервативных экономистов; консервативные практики внешней политики; и социальные консерваторы, которые разделяли его религиозные и социальные идеалы. [22] В то время Зия подвергался нападкам со стороны левых деятелей как «источника фундаментализма», но консервативные историки утверждали, что он решительно ограничил Союз Афганистаном Советский . [24]
Определяя консерватизм, президент Зия однажды сказал британскому журналисту Яну Стивену: «Основа Пакистана — ислам. Основой Пакистана были мусульмане в Южной Азии , представляющие собой отдельную культуру. Именно теория двух наций привела к независимости» . Пакистана». [23] Университетская учебная программа в стране была обновлена президентом Зия-уль-Хаком и включает преподавание исламоведения и курсов арабского языка, которые стали обязательными для студентов, желающих получить степень в области искусств и социальных наук. [22] Пакистанские исследования были обязательными для инженеров , медицинского образования, торговли, права и медсестер. Людям, являвшимся хафизами, были вручены аттестаты и дипломы о дополнительном образовании . [22] Что касается национальных приоритетов, проект атомной бомбы был агрессивно выдвинут президентом Зия-уль-Хаком для противодействия индийской угрозе на Востоке и советской угрозе на Западе. [25]
страны За одиннадцать лет пребывания у власти консервативные реформы и экономическая политика президента Зии привели к тому, что процентная ставка национального экономического ВВП достигла 5,88%, превзойдя экономический рекорд президента Аюб Хана в 1960-х годах. [26] ВНП ; был оценен в 6,8% оба показателя, ВВП и ВНП , были в то время самыми высокими в мире. [27] Его политика оказала сильное влияние на Пакистан, и некоторые из его экономических политик были продолжены сменявшими друг друга правительствами. По мнению историков, его политика была направлена на то, чтобы превратить Пакистан в цитадель ислама, чтобы он мог играть почетную и заметную роль для исламского мира. [22] Левые историки утверждают, что его наследие остается самым токсичным, долговечным и защищенным от взлома наследием. [28] но, с точки зрения консервативных мыслителей, некоторые считают, что Зия предотвратил более широкое советское вторжение в регион, а также обеспечил экономическое процветание. [29]
Несмотря на жесткую риторику Зии и его авторитаризм страны , общество продолжало двигаться вперед к просвещению и чувству умеренности. [30] По словам критика Зии и левого писателя-культуролога Надима Парача , он далее писал, что в 2013 году именно «консервативный режим Зии, когда модная одежда и прическа западных 1980-х годов были популяризированы, а рок-группы, которые набирали обороты под его руководством, режим. [31] Далее Парача писал: «По иронии судьбы, именно эта политическая и экономическая напряженность и претензии, хэви-метал, рок-музыка и экономическое процветание также способствовали постепенному расширению городского среднего класса и низшего среднего класса страны. [31] По словам левого культурного критика Надима Ф. Парача : «Молодежная культура возникла на этих занятиях, которые дали начало той поп-культуре, сцене и музыке, которую мы теперь называем современной пакистанской поп-музыкой и роком». [31]
Модерация и конкуренция
[ редактировать ]1990–2000-е: новые правые и консервативная демократия
[ редактировать ]
Зии После смерти в 1988 году левая Пакистанская народная партия (ПНП) пришла к власти в стране в результате всеобщих выборов, состоявшихся в 1988 году. [32] 1990–2000-е годы — это период напряженной и жесткой конкуренции между левыми кругами во главе с Беназир Бхутто и консервативным кругом во главе с Навазом Шарифом . [32] Менее чем через два года правительство ПНП было отправлено в отставку на основании Восьмой поправки всего за два года. [32] В 1990 году консервативная масса во главе с Навазом Шарифом победила на всеобщих выборах ; Выборы вызвали споры, поскольку судебные расследования показали, что разведывательное сообщество сыграло жизненно важную роль в поддержке Пакистанской мусульманской лиги (N) (PML (N)) во время всеобщих выборов 1990 года.
Консерваторы во главе с премьер-министром Навазом Шарифом впервые в истории приобрели национальную известность в условиях перехода к демократии . [32] Правительство ПМЛ(Н) немедленно приступило к приватизации и реформам, направленным на либерализацию экономики в стране. Ключевые сторонники шариата были включены в Уголовный кодекс в 1993 году. [33] Исламские ценности были подчеркнуты как часть социальных консервативных реформ правительством ПМЛ (Н), которые поддерживаются на массовом уровне. [34]
В 1997 году ПМЛ(Н) вернулась к власти с эксклюзивным мандатом во время всеобщих выборов , на которых ПМЛ(Н) получила подавляющее большинство в две трети в парламенте . впервые в истории Пакистана [35] Несмотря на конфронтацию с левым президентом Фаруком Легари либеральным главным судьей и Саджадом Али в 1997 году, ПМЛ(Н) решительно укрепила свою авторитетную позицию, назначив национального консервативного юриста Саидуззамана Сиддики главным судьей и религиозного консерватора Рафика Таррара . президентом в 1997 году. [36]

Решив вопрос о власти, ПМЛ (Н) провела заметные конституционные реформы в сторону конституционного консерватизма, когда правительство ПМЛ (Н) курировало принятие тринадцатой , четырнадцатой и пятнадцатой поправок в национальной ассамблее , нижней палате. [37] Однако пятнадцатая поправка не была принята Сенатом , поскольку премьер-министр Шариф так и не внес законопроект в Сенат. [37] Проекция сильной военной обороны была поддержана ведущими средствами массовой информации , и, наконец, консервативная ПМЛ (Н) приказала активировать программу ядерных испытаний страны в 1998 году, впервые в истории страны. [38] Программа ядерных испытаний, санкционированная премьер-министром Шарифом, использовалась как политика « око за око » в прямом ответе на ядерные испытания Индии в 1998 году. [38] Ядерные испытания в соревновании с Индией были очень популярны в стране в то время, консервативное правительство ПМЛ(Н) имело полную общественную поддержку по этому вопросу. [38] ПМЛ (Н) продолжила использовать свою политическую позицию после того, как премьер-министр Шариф уволил председателя Объединенного комитета начальников штабов и начальника штаба армии генерала Джехангира Карамата , что свидетельствует о восприятии гражданского контроля над вооруженными силами в 1998 году. [39] В том же году правительство ПМЛ(Н) отменило пятничные каникулы, несмотря на усиление опасений консерваторов. [33] Основные реформы образования были проведены правительством ПМЛ (Н) с упором на научные исследования и религиоведение. [40]
В 1999 году премьер-министр Шариф добился еще одного политического достижения после проведения саммита в Лахоре , на котором его коллега индийский Атал Бихари Ваджпаи был делегирован в Лахор , Пенджаб , на автобусе . [41] Несмотря на мирные инициативы с Индией , правительство ПМЛ(Н) потеряло весь свой престиж после того, как вступило в военное столкновение с Индией в секторе Каргил . [42] Несмотря на его авторитарные действия, его экономические программы потерпели неудачу в период мирового экономического роста, особенно его попытки установить жесткий контроль над вооруженными силами в конечном итоге привели к его гибели. [33] В 1999 году правительство ПМЛ(Н) было отправлено в отставку председателем Объединенного комитета начальников штабов генералом Первезом Мушаррафом в результате бескровного, скорее, самостоятельного государственного переворота . [39] На момент совершения государственного переворота консерватизм находился на низкой поддержке со стороны общественности, а поддержка правительства ПМЛ (Н) и его консервативных программ была в значительной степени не одобрена общественностью. [23]
2010-е: новое определение «новых правых» и эскалация
[ редактировать ]К 2000 году консерватизм достиг минимума с 1960-х годов. Финансовые проблемы, экономическая стагфляция и социальная напряженность способствовали падению консерватизма и его противоположности, социализма одновременно. В поисках новой политической философии президент Первез Мушарраф призвал к « третьему пути » после формирования группы PML(Q) , полностью враждебной Пакистанской мусульманской лиге . [43]
новое поколение либеральных мыслителей Президент Мушарраф привел к власти в Исламабаде . Мушарраф был пионером либеральной идеи « просвещенной умеренности » и запустил успешные программы либерализации в стране. [43] После терактов 11 сентября в США и начала войны в Афганистане в 2001 году произошли переопределения моментов как для левой, так и для правой политики. состоявшиеся Всеобщие выборы 2002 года, в 2002 году, ознаменовали приход к власти либералов: PML(Q) и MQM правительство сформировали . Религиозные ортодоксальности в рамках мощного альянса ММА одержали заметную победу в парламенте , обеспечив себе значительное количество мест в парламентах. [18] В 2002 году массовая демонстрация коммунистической партии против США и ожесточенная совместная оппозиция ПНП и ПМЛН политически ослабили правительство. Историки Пакистана также отметили, что тот факт, что отчеты о распространении атомной энергии вызвали ярость и возмущение как левых, так и консерваторов, в том числе их национального героя доктора. Кадир Хан . [44] В целом, социальный консерватизм и крайне левые идеи переросли в оппозицию президенту Первезу Мушаррафу , включая крайне правое повстанческое движение в стране. [45]
Влияние на массовую культуру, литературу, искусство и науку
[ редактировать ]Религиозная идентичность, национализм и правые идеи оказали большое влияние на литературу , театр , архитектуру и массовую культуру.
Интернет-источники
[ редактировать ]Библиография и ссылки
[ редактировать ]- ^ Коэн, Стивен П.; другие (октябрь 2011 г.). Будущее Пакистана . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Брукингского института. ISBN 978-0815721819 .
- ^ «Религии: ислам 95%, другие (включая христиан и индуистов, 2% ахмадийцев) 5%» . ЦРУ . Всемирный справочник фактов о Пакистане. 2010. Архивировано из оригинала 17 июня 2009 года . Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ «Пакистан, ислам внутри» . Оксфордский центр исламских исследований . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 29 августа 2010 г.
Примерно 97 процентов пакистанцев — мусульмане.
- ^ «Мусульманское население — статистика мусульманского населения мира» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 года . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Коэн, Стивен П. (2004). Идея Пакистана (1-е изд. в мягкой обложке). Вашингтон, округ Колумбия: Brookings Institution Press, 2004. с. 10 . ISBN 0815715021 .
консерватизм в Пакистанской мусульманской лиге (Н).
- ^ Jump up to: а б Заиди, С. Акбар (24 мая 2013 г.). «Больше, чем один консерватизм» . Бета. Рассветные исследования территории . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Талбот, Ян (1999). Пакистан: современная история . Нью-Дели; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-565073-0 .
- ^ Кровь, Питер Р. (1995). Пакистан: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса. стр. 28–29 . ISBN 978-0-8444-0834-7 .
Джинна 1930.
- ^ «Президентское обращение сэра Мухаммеда Икбала в 1930 году» . Речи, сочинения и заявления Икбала . Проверено 4 декабря 2007 г.
- ^ Мир, Мустансир (2006). Икбал . Лондон; Нью-Йорк: ИБ Таурис. п. 138. ИСБН 978-1-84511-094-9 .
- ^ Ихсан Аслам (11 февраля 2004 г.). «Человек-историк: Кембридж помнит Рахмата Али» . Дейли Таймс, Пакистан . Проверено 4 декабря 2007 г.
- ^ Чоудхари Рахмат Али (28 января 1933 г.). «Сейчас или никогда: жить нам или погибнуть навсегда?» . Исторические документы Пакистанского движения . Проверено 4 декабря 2007 г.
- ^ Бек, Сандерсон. Южная Азия 1800-1950 гг .
- ^ Харди (1972). Мусульмане Британской Индии . Архив Кубка. ISBN 978-0-521-09783-3 .
- ^ Маклеод, Джон (2015). История Индии (2-е изд.). Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. п. 139. ИСБН 978-1-61069-765-1 .
- ^ Jump up to: а б с «Резолюция о целях принята» . История Пакистана (1949) . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Президентские выборы» . История Пакистана . 1 июня 2003 года . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Почему Джамаат-и-Ислами потерпела неудачу в пакистанской политике?» . Иртика . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ «Конституция» . Конституция . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Всеобщие выборы 1977 года» . Всеобщие выборы 1977 года.
- ^ «Афганское военное урегулирование» . Афганское военное урегулирование . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Правила демократии: период Зия» . История Пакистанского фонда прессы . Фонд пакистанских исследований . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаккани, Хусейн (2005). Пакистан: между мечетью и военными; §От Исламской Республики к Исламскому Государству . США: Фонд Карнеги за международный мир (июль 2005 г.). стр. 395 страниц. ISBN 978-0-87003-214-1 .
- ^ Патель, Аакар (8 августа 2012 г.). «Во славу Зии» . Экспресс Трибьюн, 2012 . Проверено 28 сентября 2013 г.
- ^ Хан, Фероз Хасан (7 ноября 2012 г.). Едят траву, делают пакистанскую бомбу . Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордские исследования безопасности, издание Stanford University Press. ISBN 978-0804784801 .
- ^ Фарук Тирмизи (20 мая 2012 г.). «Чтобы прояснить ситуацию: не все диктаторы равны, и не все демократы некомпетентны» . Экспресс Трибьюн . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Ханна, Сушил Ханна. «Кризис в экономике Пакистана» . Сушил Ханна . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Насир, Аббас (7 июля 2012 г.). «Длинная тень Зии» . Газеты «Рассвет» . Газеты «Рассвет» . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ «Пакистан оскорбляет ахмадийцев» . Экономист . Лондон. 13 января 2010 г. Проверено 13 ноября 2011 г.
- ^ «Правила демократии: принята историческая 8-я поправка» . Принята историческая 8-я поправка . Принята историческая 8-я поправка . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Надим Ф. Парача (28 марта 2013 г.). «Времена жизненно важных знаков» . Dawn News, Надим Ф. Парача . Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Липперт, Анна (2007). Молодая страна со многими лидерами . Публикации Грина. ISBN 978-3638588218 .
- ^ Jump up to: а б с Уэст, Барбара А. (2009). Энциклопедия народов Азии и Океании . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-1438119137 .
- ^ Кадир, Мохаммед (2012). Пакистан . Рутледж. ISBN 978-1134186167 .
- ^ Акбар, МК (1997). Пакистан от Джинны до Шарифа . Нью-Дели: Публикации Mittal. ISBN 8170996740 .
- ^ Кукрея, Вина (2003). Современный Пакистан: политические процессы, конфликты и кризисы . Sage Publications Ltd. Лондон: ISBN 0761996834 .
- ^ Jump up to: а б Гергес, Джеймс Винбрандт; предисловие Фаваза А. (2008). Краткая история Пакистана . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0816061846 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Пакистан: ядерная держава» . История Пакистана . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Азиз, Мажар (2008). Военный контроль в параллельном государстве Пакистан . Лондон: Рутледж, 2008. ISBN. 978-0203933572 .
- ^ Джон Р. Шмидт (2011). Распутывание: Пакистан в эпоху джихада . США: Макмиллан. ISBN 978-1429969079 .
- ^ «Лахорский саммит» . Саммит в Лахоре . 1 июня 2003 года . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ «Каргильское наступление» . История Пакистана . Каргильское наступление . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Мушарраф, Первез (2006). На линии огня: мемуары . Нью-Йорк [ua]: Свободная пресса. ISBN 074-3283449 .
- ^ Хуссейн, Таукир (2008). Взаимодействие США и Пакистана: война с терроризмом и не только . Институт мира США: Таукир Хуссейн, Институт мира США. ISBN 978-1437904253 .
- ^ Аджай Гарг (2010). Ангелы затерянного мира . Нью-Дели: Аджай Гарг.
- Научные книги
- Гергес, Джеймс Винбрандт; предисловие Фаваза А. (2008). Краткая история Пакистана . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0816061846 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Сингх, RSN (2008). Военный фактор в Пакистане . Нью-Дели: Франкфурт, Иллинойс. ISBN 978-0981537894 .
- ЛеВайн, Марк (2008). Хэви-метал, исламский рок, сопротивление и борьба за душу ислама . Нью-Йорк: Издательская группа Crown. ISBN 978-0307449603 .
- Заман, Хасан; Хусейн, Сайед Саджад. (1964). Пакистан: антология . Дакка, Общество исследований Пакистана.
- Аджай Гарг (2010). Ангелы затерянного мира . Нью-Дели: Аджай Гарг.