Восьмая поправка к Конституции Пакистана
| ||
---|---|---|
Политика
Галерея : изображение, звук, видео |
||
Восьмая поправка к Конституции Пакистана ( урду : آئین پاکستان میں آٹھویں ترمیم) позволила президенту в одностороннем порядке распустить Национальное собрание и избрать правительство. Национальная ассамблея Пакистана в внесла поправки в Конституцию Пакистана 1985 году, и закон оставался в силе до его отмены в 1997 году.
Законопроект был принят в отсутствие избранного парламента . Восьмая поправка была разработана и позже введена в действие технократически - военным правительством генерала Зия-уль-Хака . Восьмая поправка изменила Пакистана систему правления с парламентской демократии на независимую от ассамблей республику . Восьмая поправка усилила полномочия президента, а также предоставила дополнительные полномочия по роспуску правительства избранного премьер-министра. Эти полномочия включали право, выраженное в подразделе 2(b), включенном в статью 58, распускать Национальное собрание (но не Сенат ), если, по его или ее мнению, «возникла ситуация, в которой Правительство Федерация не может существовать в соответствии с положениями Конституции, и необходимо обращение к избирателям». ( Конституция Пакистана , статья 58) с последствием увольнения премьер-министра и его или ее кабинета.
Текст
[ редактировать ]Восьмая поправка, помимо внесения ряда других изменений в Конституцию, внесла в статью 58 Конституции следующий пункт:
(2) Несмотря ни на что, содержащееся в пункте (2) статьи 48, Президент может также распустить Национальное собрание по своему усмотрению, если, по его мнению,
- (a) если премьер-министру был вынесен вотум недоверия, ни один другой член Национальной ассамблеи не сможет пользоваться доверием большинства членов Национальной ассамблеи в соответствии с положениями Конституции, поскольку установлено на созванной для этой цели сессии Национального собрания; или
- (б) возникла ситуация, при которой Правительство Федерации не может осуществлять свою деятельность в соответствии с положениями Конституции и необходимо обращение к избирателям.
Влияние на демократию
[ редактировать ]Генерал Зия-уль-Хак впервые использовал эту поправку для увольнения премьер-министра Мохаммада Хана Джунджо по обвинению в коррупции в мае 1988 года. Премьер-министр хотел свергнуть власть Зии. В 1988 году Беназир Бхутто пообещала отменить поправку в своем предвыборном манифесте. Однако поправка осталась в силе, поскольку у нее не было достаточного количества мест в 1988 году и снова в 1993 году. [ 1 ] С 1988 по 1996 год президент Гулаам Исхак Хан широко использовал восьмую поправку и статью 58 2 (b) для роспуска Национальной ассамблеи. Президент Хан использовал поправку для роспуска избранных правительств премьер-министров Беназир Бхутто и Наваза Шарифа . Президент Хан впервые применил VIII поправку 6 августа 1990 года против Бхутто по предполагаемым случаям кумовства и коррупции. В 1993 году президент Исхак Хан снова использовал эту поправку, чтобы распустить избранное народом правительство премьер-министра Наваза Шарифа. Во втором случае премьер-министр Наваз Шариф был восстановлен в должности премьер-министра Верховным судом, но возникшая тупиковая ситуация закончилась отставками как Хана, так и Шарифа. Использование статьи 58 2(b) почти всегда оправдывалось президентом как необходимость свержения коррумпированных правительств, которые, как утверждалось, потеряли доверие народа. Каждый раз проводились выборы, в результате которых правящая партия теряла большинство или большинство голосов в Национальном собрании. В 1996 году его снова использовал президент Фарук Ахмад Хан Легари против лидера своей партии, премьер-министра Беназир Бхутто, в ноябре 1996 года.
В 1997 году была принята Тринадцатая поправка , лишавшая президента права распускать Национальное собрание и объявлять новые выборы, фактически сводя пост президента к формальному номинальному лицу .
Демократия Пакистана не дает людям возможности напрямую отозвать членов парламента до истечения их срока полномочий. Следовательно, Тринадцатая и Четырнадцатая поправки устранили институциональные сдержки и противовесы в отношении власти премьер-министра , предоставив ему или ей иммунитет от увольнения по закону. Однако неограниченные полномочия президента, избранного непрямым путем, распускать избранное прямым голосованием правительство, были сочтены парламентом чрезмерными, и поэтому он принял меры по его смещению, вернув высшую власть премьер-министру, как это имеет место в большинстве демократических стран, следующих Вестминстерской системе управления. .
Власть администрации президента была частично восстановлена Семнадцатой поправкой . Право на роспуск Национальной ассамблеи и увольнение премьер-министра тогда подлежало утверждению Верховного суда . В 2010 году Восемнадцатую поправку парламент Пакистана принял , отменяющую 17-ю поправку.
Восьмая поправка как компромисс
[ редактировать ]В общем, Восьмая поправка стала синонимом статьи 58 2(b), которая, в свою очередь, считается положением, вводящим президентские полномочия по роспуску Национальной ассамблеи. Однако Восьмая поправка фактически была компромиссом между парламентом, избранным на беспартийных выборах 1985 года, и тогдашним президентом генералом Зия-уль-Хаком. До выборов 1985 года, в течение шести лет, генерал Зия-уль-Хак уже внес многочисленные поправки в Конституцию 1973 года посредством различных указов о внесении поправок в Конституцию, наиболее значительным из которых является Указ о возрождении Конституции 1973 года (Указ президента). № 14 от 1985 г.). Этот указ фактически предоставил президенту еще больше полномочий при роспуске Национальной ассамблеи. Пункт (2), добавленный к статье 58 этого указа, гласил: «Президент может также распустить Национальное собрание по своему усмотрению, если, по его мнению, необходимо обращение к избирателям». Обратите внимание, что проверка конституционного функционирования правительства не требовалась президенту для роспуска Национального собрания.
Следует также отметить, что Восьмая поправка также заставила избранный парламент одобрять все приказы генерала Зия-уль-Хака, заменив статью 270А, введенную Указом президента № 14 от 1985 года, слегка измененной версией, сохранив текст. заявив о действительности всех своих действий, включая его приход к власти 5 июля 1977 года и последующие поправки к конституции.
Неясно, требовалось ли это явное одобрение парламента для того, чтобы поправки генерала Зия приобрели юридическую силу, но похоже, что генерал Зия счел желательным получить это одобрение и поэтому решил пойти на компромисс, ослабив некоторые президентские полномочия своих поправок. предоставил.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Калим Бахадур (1998). Демократия в Пакистане: кризисы и конфликты . Публикации Хар-Ананда. стр. 28–29.