Резервная мощность
В парламентской или полупрезидентской системе правления (или его представителем ) резервные полномочия , также известные как дискреционные полномочия , — это полномочия, которые могут осуществляться главой государства без одобрения другой ветви или части правительства. В отличие от президентской системы правления, в парламентской системе глава государства (или его представитель) обычно ограничен кабинетом министров или законодательным органом , и большинство резервных полномочий можно использовать только в определенных исключительных обстоятельствах.
Конституционные монархии
[ редактировать ]В монархиях с некодифицированной или частично неписаной конституцией (например, в Соединенном Королевстве или Канаде ) или с полностью написанной конституцией, состоящей из текста, дополненного дополнительными соглашениями, традициями, патентными грамотами и т. д., монарх обычно обладает резервными полномочиями.
Обычно этими полномочиями являются: даровать помилование ; уволить премьер-министра; отказаться от роспуска парламента ; и отказать или отложить королевское согласие на законодательство (отказ от королевского согласия равносилен вето на законопроект, в то время как сохранение королевского согласия, по сути, равнозначно решению не давать и не отказывать в согласии, а откладывать принятие решения по неопределенный срок). Обычно существуют строгие конституционные соглашения относительно того, когда эти полномочия могут быть использованы, и эти соглашения обеспечиваются общественным давлением. Использование этих полномочий в нарушение традиций обычно провоцирует конституционный кризис .
Большинство конституционных монархий используют систему, включающую принцип ответственного правительства . В таком порядке резервные полномочия считаются средством, с помощью которого монарх и его или ее наместники могут законно существовать в качестве «конституционных опекунов» или «арбитров», которым поручено гарантировать, что Кабинет министров и парламент придерживаются фундаментальных конституционных принципов. верховенства закона и ответственного правительства. [1] Некоторые исследователи конституционного права, такие как Джордж Винтертон , заявили, что резервные полномочия — это хорошо, поскольку они позволяют главе государства справиться с непредвиденным кризисом. [2] и что использование конвенции для ограничения использования резервных полномочий позволяет осуществлять более постепенную и тонкую конституционную эволюцию, чем это возможно посредством официальных поправок к писаной конституции. Другие, такие как Герберт Эватт , полагают или считали, что резервные полномочия рудиментарны и потенциально открыты для злоупотреблений. [2] [3] Эватт считал, что резервные полномочия могут быть систематизированы и по-прежнему выполнять свою функцию в ответственной правительственной системе. [3] как это происходит в Ирландии, Японии и Швеции. [2]
Бельгия
[ редактировать ]В Бельгии конституционное положение прямо гласит, что ни один акт монарха не имеет силы без подписи члена или членов правительства, которое, таким образом, становится единоличной ответственностью, что исключает любые резервные полномочия короны. Таким образом, в юридической терминологии компетенция, наделенная «королем», очень часто означает правительство, в отличие от формальных законов, которые требуют (иногда квалифицированного) парламентского большинства.
Конституционный приоритет даже установил неписаное, но обязательное правило, согласно которому монарх должен давать согласие на любое парламентское решение, независимо от любых других соображений (которые могут быть выдвинуты только на частной аудиенции с членами правительства, а не навязаны), как только правительство его представит. на королевскую подпись и, таким образом, принимает на себя полную политическую ответственность.
закон о либерализации законов об абортах в Бельгии В 1990 году, когда парламент одобрил , король Бодуэн отказался дать свое королевское согласие, что стало лишь вторым случаем в истории Бельгии, когда монарх решил сделать это. Вместо этого он потребовал, чтобы кабинет объявил его неспособным править в течение одного дня, что он и сделал, тем самым приняв на себя конституционные полномочия короля. Затем все члены правительства подписали законопроект, придав ему силу закона. Двухпалатный законодательный орган одобрил предложение о том, что Бодуэн сможет снова править на следующий день.
Царства Содружества
[ редактировать ]В доминионах до 1920-х годов большинство резервных полномочий осуществлялось генерал-губернатором по рекомендации либо местного, либо британского правительства , хотя последнее имело приоритет. После того, как Декларация Бальфура была принята на Имперской конференции 1926 года , формально устанавливающая автономию и равный статус правительств Содружества, британское правительство перестало каким-либо образом консультировать генерал-губернаторов. Например, первый генерал-губернатор Ирландского свободного государства в Тим Хили 1922 году получил от Управления британских доминионов указание не давать королевского согласия на любой законопроект, принятый двумя палатами Oireachtas (ирландского парламента), который пытался изменить или отменить Присягу на верность . Однако за время пребывания Хили у власти такой законопроект не был внесен. К тому времени, когда ирландский парламент отменил присягу в 1933 году, ирландский генерал-губернатор формально получал рекомендации исключительно от ирландского правительства.
Австралия
[ редактировать ]Хотя резервное право распускать правительство не использовалось в Соединенном Королевстве с 1834 года, в последнее время это право использовалось в Австралии дважды:
- 13 мая 1932 года, когда губернатор Нового Южного Уэльса сэр Филип Гейм отправил в отставку правительство Нового Южного Уэльса .
- 11 ноября 1975 года, когда генерал-губернатор Австралии сэр Джон Керр отправил в отставку правительство Содружества .
В обоих случаях вскоре после этого были проведены выборы, и снова в обоих случаях отправленное в отставку правительство потерпело массовое поражение в результате всенародного голосования .
В Квинсленде в 1987 году, во время напряженного периода смены руководства, Квинсленда губернатор сэр Уолтер Кэмпбелл воспользовался резервными полномочиями, отказавшись последовать совету премьер-министра сэра Джо Бьелке-Петерсена . Кэмпбелл первоначально отказался перераспределить министерские портфели по единоличному совету премьер-министра, которому не хватало доверия своего кабинета. Впоследствии, в период, когда в Квинсленде был «премьер-министр, который не является лидером», а у правящей партии был «лидер, который не является премьер-министром», [4] существовали предположения о потенциальном осуществлении Кэмпбеллом резервных полномочий вице-короля при увольнении премьер-министра в отсутствие вотума недоверия со стороны парламента . В конечном итоге Кэмпбелла похвалили за то, как он справился с нежелательной ситуацией. [5]
Это одно из нескольких проявлений резервных полномочий в Австралии в 20 веке на уровне штата и федеральном уровне. [6]
Канада
[ редактировать ]Резервные полномочия в Канаде относятся к королевской прерогативе и принадлежат конкретно монарху , поскольку Конституционный акт 1867 года наделяет всю исполнительную власть сувереном страны. [7] Король Георг VI в 1947 году издал патентную грамоту, разрешающую генерал-губернатору «осуществлять все полномочия и полномочия, законно принадлежащие нам [монарху] в отношении Канады». [8]
Резервное право увольнения никогда не использовалось в Канаде, хотя другие резервные полномочия использовались, чтобы заставить премьер-министра уйти в отставку в двух случаях: первый имел место в 1896 году, когда премьер-министр сэр Чарльз Таппер отказался уйти в отставку. после того, как его партия не получила большинства в Палате общин во время выборов в том году , что привело к тому, что генерал-губернатор граф Абердин больше не признавал Таппера премьер-министром и не одобрял несколько назначений, которые рекомендовал Таппер. Во втором случае, который произошел в 1925 году и стал известен как дело Кинга-Бинга , премьер-министр Уильям Лайон Маккензи Кинг , столкнувшись с вотумом недоверия в Палате общин, посоветовал генерал-губернатору, виконту Бингу, Вими , чтобы распустить новый парламент, но Бинг отказался.
На провинциальном уровне 29 июня 2017 года вице-губернатор Британской Колумбии Джудит Гишон использовала свои резервные полномочия, чтобы отклонить просьбу премьер-министра Кристи Кларк о роспуске законодательного органа и назначении новых выборов всего через 51 день после недавних провинциальных выборов. Кларк посоветовала Гишону распустить законодательный орган, поскольку, по ее мнению, назначение спикера привело бы к частому равенству голосов и несостоятельной позиции. Гишон отказался от этого совета и вместо этого попросил Джона Хоргана сформировать правительство, став новым премьер-министром. [9]
Ни один современный генерал-губернатор не отклонил законопроект, за исключением вице-губернаторов провинций . [10]
Питер Хогг , специалист по конституционному праву, высказал мнение, что «система ответственного правительства не может работать без формального главы государства, обладающего определенными резервными полномочиями». [11] Далее Юджин Форси заявил, что «резервная власть действительно, согласно нашей Конституции, является абсолютноважнейшая гарантия демократии. Она заменяет правовые и судебные гарантии, предусмотренные в Соединенных Штатах писаными конституциями и подлежащие исполнению в судах». [12]
Новая Зеландия
[ редактировать ]Первые губернаторы Новой Зеландии, предшественники сегодняшних генерал-губернаторов , обладали значительной властью, обладая исключительной властью в некоторых вопросах, таких как иностранные дела и дела маори . У них также был реальный выбор при выборе премьер-министров – парламенты того периода состояли из независимых членов, которые образовывали рыхлые и меняющиеся фракции – и не всегда были обязаны действовать по советам своих министров. По мере развития политической системы Новой Зеландии Управление по делам колоний все чаще поручало губернаторам следовать советам местных министров, и полномочия управления постоянно сокращались. Важные остатки этих ранних сил сохраняются. Генерал-губернатор имеет ряд резервных полномочий, которые могут быть использованы от имени короля Карла III . [13] Сэр Кеннет Кейт описывает использование этих полномочий как основанное на принципе: « Королева правит, но правит правительство, пока оно пользуется поддержкой Палаты представителей». [14]
Наиболее заметными резервными полномочиями являются право назначать премьер-министра и связанные с ним полномочия принимать отставку премьер-министра. Это право осуществляется каждый раз, когда всеобщие выборы приводят к смене правительства, последний раз в 2023 году . Его также можно применить, если премьер-министр теряет доверие парламента и уходит в отставку вместо того, чтобы рекомендовать роспуск парламента; последний такой случай был в 1911 году . Наконец, это может произойти, если премьер-министр будет смещен со своего поста своей собственной партией, уйдет в отставку или уйдет в отставку по личным причинам или умрет на своем посту. Хотя право назначения числится среди резервных полномочий, на самом деле генерал-губернатор соблюдает строгие соглашения и всегда назначал лидера доминирующей фракции в Палате представителей . Генерал-губернатор сохраняет теоретические полномочия назначать премьер-министром члена Палаты представителей, который явно не пользуется поддержкой большинства депутатов, но ни один генерал-губернатор не пытался использовать это право с тех пор, как Новая Зеландия получила ответственное правительство , хотя некоторые кабинеты в 19 веке просуществовали крайне недолго. Раньше, если премьер-министр умирал, становился недееспособным или неожиданно уходил в отставку, генерал-губернатор мог выбрать временного премьер-министра из нескольких старших министров, в то время как правящая партия выбирала нового лидера, который затем был бы должным образом назначен назначен премьер-министром. Однако сегодня практика назначения – по рекомендации премьер-министра – постоянного заместителя премьер-министра, который при необходимости становится исполняющим обязанности премьер-министра, в значительной степени лишила генерал-губернатора даже этой свободы действий. [ нужна ссылка ]
Генерал-губернатор обладает рядом других юридических полномочий. [15] Они могут уволить действующего премьер-министра и кабинет министров , отдельного министра или любого другого должностного лица, занимающего должность «по усмотрению короля » или «по усмотрению генерал-губернатора». [14] Обычно генерал-губернатор следует советам премьер-министра или другого соответствующего министра в вопросах назначения и увольнения. Аналогичным образом, по соглашению, правительство в целом остается у власти до тех пор, пока оно пользуется доверием Палаты представителей.
Генерал-губернатор также может распустить парламент и назначить выборы без совета премьер-министра. Роспуск парламента и назначение выборов являются частью обычных обязанностей генерал-губернатора; каждый роспуск парламента и последующие всеобщие выборы в истории Новой Зеландии объявлялись губернатором или генерал-губернатором. Однако все выборы с момента создания ответственного правительства, включая внеочередные выборы, проводились по требованию действующего премьер-министра или премьер-министра и, соответственно, не являются примерами использования резервных полномочий. Премьер-министр, потерявший доверие Палаты представителей, традиционно либо предложит роспуск парламента и проведение новых выборов, либо подаст в отставку. Если потерпевший поражение премьер-министр отказывается сделать что-либо из этих двух вещей, генерал-губернатор может использовать резервные полномочия, чтобы либо уволить премьер-министра (см. Выше), либо распустить парламент без совета премьер-министра. Аналогично, если премьер-министр подаст в отставку, генерал-губернатор теоретически может отказаться принять ее и распустить парламент вопреки совету премьер-министра.
Генерал-губернатор также может отклонить просьбу премьер-министра о роспуске парламента и проведении выборов. Если премьер-министр терпит поражение в результате вотума недоверия, отказ генерал-губернатора распустить парламент, по сути, вынудит премьер-министра уйти в отставку и освободить место для преемника. см . в Принципах Ласелла. Факторы, которыми генерал-губернатор может руководствоваться при принятии решения о роспуске в таких обстоятельствах, Генерал-губернатор также может по закону отклонить просьбу о досрочных выборах от премьер-министра, которому доверяет Палата представителей, но такой отказ будет крайне маловероятен.
Право отказать королевской власти в одобрении законопроектов является спорным. Многие комментаторы конституции полагают, что генерал-губернатор (или суверен ) больше не имеет права отказывать в королевском согласии на любой законопроект, должным образом принятый Палатой представителей – бывший профессор права и премьер-министр сэр Джеффри Палмер и профессор Мэтью Палмер оспаривают любой отказ королевского согласия приведет к конституционному кризису. [16] Другие, такие как профессор Филип Джозеф, полагают, что генерал-губернатор сохраняет за собой право отказать в королевском одобрении законопроектов в исключительных обстоятельствах, таких как отмена демократии. [17] Аналогичным спорным правом является возможность отказаться от принятия приказов и постановлений, рекомендованных правительством или отдельными министрами.
Было несколько случаев, когда резервные полномочия использовались или, по крайней мере, рассматривались.
В 1890-х годах премьер-министр Джон Балланс посоветовал губернатору произвести несколько новых назначений в Законодательный совет (после упразднения) . Два последовательных губернатора, граф Онслоу и граф Глазго , отказывались производить назначения, пока Управление по делам колоний не вмешалось в пользу Балланса. Этот инцидент заметно ограничил дискреционные полномочия губернатора. Хотя в настоящее время они оставались неизменными по закону, позже губернаторы и правительства сочли, что будет гораздо меньше сценариев, в которых их использование будет уместным.
Почти столетие спустя, в 1984 году, произошел краткий конституционный кризис . Уходящий премьер-министр сэр Роб Малдун только что проиграл выборы, но отказался посоветовать генерал-губернатору сэру Дэвиду Битти принять срочные правила, которых желал не только новый премьер-министр Дэвид Ланге , но и многие в правительстве Малдуна. своя партия и кабинет. Сообщается, что в то время обсуждался вариант увольнения Битти Малдуна и замены его, не дожидаясь отставки Малдуна. В конце концов Малдун уступил под давлением своего кабинета, сделав ненужным использование резервных полномочий Битти.
Сент-Китс и Невис
[ редактировать ]Конституционный кризис произошел в Сент-Китс и Невис в 1981 году, когда губернатор сэр Пробин Иннисс использовал свои резервные полномочия, чтобы отказать в одобрении законопроекта, принятого правительством сэра Кеннеди Симмондса страны , премьер-министра . Иннисс считал, что законопроект неконституционен и вскоре будет отклонен Верховным судом ассоциированных штатов Вест-Индии . Ситуация разрешилась, когда королева Елизавета II по требованию Симмондса прекратила полномочия Иннисса на посту губернатора. [18]
Тувалу
[ редактировать ]В статье 52 Конституции Тувалу предусматривается, что генерал-губернатор осуществляет свои полномочия «только в соответствии с рекомендациями (а) Кабинета министров; или (b) премьер-министра [...], за исключением случаев, когда он обязан действовать (c) в соответствии с советом любого другого лица или органа власти [...] или(e) по своему собственному обдуманному решению (в этом случае он должен осуществлять независимое усмотрение)».
генерал-губернатора сэра Якобы Италели В 2013 году оппозиция потребовала от действовать без совета премьер-министра (и даже вопреки ему). 28 июня правительство премьер-министра Вилли Телави проиграло решающие дополнительные выборы , в результате чего оппозиция получила большинство в один голос в парламенте. Оппозиция немедленно призвала правительство вновь созвать парламент, чтобы можно было внести вотум недоверия и сформировать новое правительство. [19] Премьер-министр Телави ответил, что согласно Конституции он обязан созывать парламент только один раз в год (для голосования по бюджету), и поэтому не обязан созывать его до декабря. [20] Оппозиция обратилась к генерал-губернатору. 3 июля Италели воспользовался своими резервными полномочиями, приказав парламенту собраться 30 июля вопреки желанию премьер-министра. [21]
В конце концов генерал-губернатор отстранил премьер-министра от должности.
Великобритания
[ редактировать ]В Великобритании монарх имеет множество теоретических личных прерогатив , но, помимо назначения премьер-министра, на практике в современном британском правительстве мало обстоятельств, при которых эти прерогативы могли бы быть оправданно реализованы; [ нужна ссылка ] в прошлом веке они редко применялись. В октябре 2003 года правительство обнародовало следующие прерогативы, но тогда оно заявило, что полный перечень прерогатив не может быть представлен: [22]
- Отказаться от роспуска парламента по требованию премьер-министра. Последний раз об этом думали в 1910 году, но позже Георг V передумал. Гарольду Вильсону, возглавлявшему правительство меньшинства в 1974 году, сказали, что Елизавета II может отказаться распустить парламент, если она сможет найти альтернативного премьер-министра, способного создать межпартийное большинство. [23] См. Принципы Lascelles .
- Назначать премьер-министра по своему выбору. В последний раз это было сделано в Великобритании в 1963 году, когда Елизавета II назначила сэра Алека Дугласа-Хьюма премьер-министром по совету уходящего в отставку Гарольда Макмиллана .
- Увольнять премьер-министра и его или ее правительство по собственному усмотрению монарха. Последний раз это было сделано в Британии в 1834 году королём Вильгельмом IV .
- Созвать и приостановить работу парламента
- Командовать вооруженными силами
- Увольнять и назначать министров
- Вводить офицеров в вооруженные силы
- Назначить королевского советника
- Выдача и изъятие паспортов
- Создавать корпорации посредством королевской хартии
- Назначать епископов и архиепископов англиканской церкви.
- Чтобы предоставить почести
- Предоставить прерогативу милосердия
- Задержать одобрение законопроекта, используя свои резервные полномочия в почти революционных ситуациях, тем самым наложив вето на законопроект. [24]
- Отказаться от королевского одобрения парламентского законопроекта по совету министров, [25] в последний раз это использовала королева Анна , когда она отказалась от королевской санкции на законопроект о шотландской милиции 1708 года.
- Объявить войну и мир
- Для размещения вооруженных сил за границей
- Ратифицировать и заключать договоры
- Отказаться от « согласия короля », когда прямое монархическое согласие требуется для законопроекта, затрагивающего, прямо или косвенно, прерогативы, наследственные доходы, включая ultimus haeres , сокровища и bona vacantia , или личную собственность или интересы Короны. быть услышанным в парламенте. В 1999 году королева Елизавета II , действуя по совету правительства, отказалась выразить свое согласие на законопроект о военных действиях против Ирака (одобрение парламента) , который стремился передать от монарха парламенту полномочия санкционировать военные удары по Ираку.
Эти полномочия могли быть реализованы в чрезвычайной ситуации, такой как конституционный кризис (например, в связи с Народным бюджетом 1909 года) или в военное время. Они также были бы очень актуальны в случае подвешенного парламента .
Например, в подвешенном парламенте в 1974 году действующий премьер-министр Эдвард Хит пытался остаться у власти, но не смог сформировать рабочее большинство . Затем королева попросила Гарольда Вильсона , лидера Лейбористской партии, имевшей наибольшее количество мест в палате общин, но не абсолютное большинство, попытаться сформировать правительство. Впоследствии Вильсон попросил, чтобы, если правительство потерпит поражение в Палате общин, королева разрешит роспуск, на что она согласилась. [26]
Япония
[ редактировать ]В отличие от большинства других конституционных монархов, император Японии не имеет резервных полномочий. После Второй поражения Японии во мировой войне роль Императора определена в Главе I Конституции Японии 1947 года по решению иностранных держав , победивших страну. В нем говорится, что суверенитет принадлежит японским гражданам, а не Императору, который является просто символом государства и единства народа.
Малайзия
[ редактировать ]Ян ди-Пертуан Агонг (избранный верховный федеральный правитель, обычно называемый «королем») не имеет резервных полномочий. Статья 40 конституции Малайзии определяет только три полномочия Агонга: отклонить просьбу о роспуске парламента , созвать заседание Конференции правителей ; и назначить премьер-министра , которого он не имеет права уволить. [27]
Испания
[ редактировать ]Конституция Испании 1978 года конкретно не наделяет чрезвычайными полномочиями правительство , хотя в статье 56 и утверждает, что монарх «арбитрирует и регулирует регулярное функционирование институтов», а также возлагает на монарха обязанность следить за тем, чтобы формы конституция соблюдена. [28] [29] Именно благодаря этому конституционному языку монарху предоставляются более широкие «резервные полномочия». Именно благодаря этому пункту и своей должности главнокомандующего испанскими вооруженными силами король Хуан Карлос I подорвал попытку 23-F военного переворота в 1981 году.
Раздел II, статьи 56
Король является главой государства, символом его единства и постоянства. Он регулирует и регулирует регулярное функционирование институтов, принимает на себя высшее представительство испанского государства в международных отношениях, особенно со странами его исторического сообщества, и выполняет функции, прямо возложенные на него Конституцией и законами . [28] [29]
Конституция Испании 1978 года, Раздел II «Корона» , статья 62, разграничивает полномочия монарха, а Раздел IV «Правительство и администрация» , статья 99, определяет роль монарха в правительстве. [28] [29] [30] Раздел VI «Судебная власть» , статья 117, статьи с 122 по 124, определяет роль монарха в независимой судебной системе страны . [31] Однако согласно конституционному соглашению , установленному Хуаном Карлосом I, монарх осуществляет прерогативы после запроса совета правительства, оставаясь при этом политически беспартийным и независимым. Получение совета правительства не обязательно обязывает монарха выполнять этот совет, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией.
На короля возлагается обязанность :
- а. Санкционировать и обнародовать законы
- б. Созвать и распустить Генеральные кортесы , а также назначить выборы в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией.
- в. Проводить референдум в случаях, предусмотренных Конституцией .
- е. Назначать и освобождать от должности членов Правительства по предложению Председателя Правительства .
- ф. Издавать указы, одобренные Советом Министров , о присвоении гражданских и воинских почестей и отличий в соответствии с законом.
- г. Быть информированным о государственных делах и с этой целью председательствовать на заседаниях Совета Министров всякий раз, когда он считает нужным, по просьбе Председателя Правительства.
- час Осуществлять высшее командование Вооруженными Силами.
- я. Пользоваться правом помилования в соответствии с законом, который не может разрешать всеобщее помилование.
- Дж. Осуществлять высокий патронаж Королевских академий. [28] [29]
После всеобщих выборов объявления монархом политические партии выдвигают своих кандидатов на пост президента правительства.
После всеобщих выборов Генеральных кортесов ( кортесов ) и других обстоятельств, предусмотренных Конституцией, монарх встречается и берет интервью у лидеров политических партий, представленных в Конгрессе депутатов, а затем консультируется со спикером Конгресса депутатов ( официально Президента Конгресса Испании , который в данном случае представляет все Генеральные кортесы), прежде чем выдвинуть своего кандидата на пост президента в соответствии со статьей 99 Раздела IV. [30] Часто второстепенные партии являются частью более крупной крупной партии, и благодаря такому членству можно сказать, что монарх выполняет конституционный мандат по консультированию с представителями партий, представленными в Конгрессе.
Раздел IV Правительство и администрацияРаздел 99(1) и (2)
- (1) После каждого возобновления состава Конгресса и в других случаях, предусмотренных Конституцией, Король после консультации с представителями, назначенными политическими группами с парламентским представительством, и через Спикера Конгресса выдвигает кандидатуру на пост Президента правительство.
- (2) Кандидат, выдвинутый в соответствии с положениями предыдущего подраздела, должен представить Конгрессу политическую программу правительства, которое он или она намеревается сформировать, и завоевать доверие Палаты. [30]
Конституция Испании 1978 года прямо гласит: [32] что монарх не несет никакой ответственности, но для того, чтобы его действия были действительными, они должны быть одобрены правительством и не будут действительны без такого одобрения. Единственное исключение [33] заключается в том, что монарх свободен назначать и снимать с должности членов частных и военных советников ( Casa Real ).
Раздел IV Конституции наделяет монарха санкцией ( королевское согласие ) и обнародованием (публикацией) законов, а раздел III «Генеральные кортесы» , глава 2 «Разработка законопроектов», описывает метод принятия законопроектов. Согласно статье 91, в течение пятнадцати дней после принятия законопроекта Генеральными кортесами монарх должен дать согласие и опубликовать новый закон. Статья 92 наделяет монарха правом созвать референдум по рекомендации президента и с предварительного разрешения Конгресса.
Ни одно положение Конституции не наделяет монарха возможностью напрямую налагать вето на законодательство, однако ни одно положение не запрещает отказ в королевском согласии – фактически это вето. Когда средства массовой информации спросили короля Хуана Карлоса , поддержит ли он законопроект о легализации однополых браков , он ответил: « Soy el Rey de España y no el de Bélgica » («Я король Испании, а не Бельгии») – ссылка королю Бельгии Бодуэну I , который отказался подписать бельгийский закон, легализующий аборты . [34] Король дал свое королевское одобрение Закону 13/2005 1 июля 2005 года; закон был опубликован в Boletín Oficial del Estado 2 июля и вступил в силу 3 июля 2005 года. [35]
Швеция
[ редактировать ]Как и император Японии, король Швеции не несет никакой конституционной ответственности за управление королевством, за ним сохраняются строго церемониальные и представительские функции. Согласно Правительственному инструменту 1974 года , высшим органом исполнительной власти является правительство (состоящее из премьер-министра и других министров кабинета), которое подотчетно Риксдагу . Король, однако, не подчиняется правительству и, таким образом, может играть независимую роль в качестве морального авторитета, но преобладающая традиция, выраженная в подготовительных работах к Правительственному инструменту 1974 года, заключается в том, что король должен держаться подальше от всего, что может можно разумно интерпретировать как партийную политику или критику действующего правительства .
Республики
[ редактировать ]Резервные полномочия также могут быть записаны в республиканской конституции, разделяющей должности главы государства и главы правительства . Так было в Германии во времена Веймарской республики и до сих пор так происходит во Французской Пятой республике , Итальянской республике и Ирландской республике . Резервные полномочия могут включать, например, право издавать чрезвычайные законы или постановления в обход обычных процессов. В большинстве штатов способность главы государства осуществлять резервные полномочия четко определена и регулируется текстом конституции.
Бангладеш
[ редактировать ]Президент Бангладеш должен консультироваться с премьер-министром по всем решениям, за исключением назначения премьер-министра и главного судьи. [36] Однако президент имеет право распустить правительство или парламент, помиловать преступников, [36] блокировать законопроекты/бюджеты законодательным органом [36] или объявить чрезвычайную ситуацию. [37]
Во время режима временного правительства власть президента резко расширилась; [37] по сути, он больше не является церемониальным главой государства.
Франция
[ редактировать ]Статья 16 Конституции Франции позволяет Президенту Республики осуществлять исключительные полномочия в случае чрезвычайного положения в стране. В течение этого времени президент не может использовать свою прерогативу для роспуска Национального собрания и назначения досрочных выборов. Ему еще предстоит проконсультироваться с премьер-министром, лидерами обеих палат парламента и Конституционного совета .
Вдохновением для такого положения Конституции послужил институциональный хаос и отсутствие государственной власти, которые способствовали разгрому Франции в битве за Францию в 1940 году. В более широком масштабе это соответствует традиции Римской республики (которая всегда послужил источником вдохновения для последующих французских республик), предоставить гражданину шесть месяцев диктаторской власти в случае неминуемой опасности вторжения.
Правило статьи 16 применялось только один раз, в 1961 году, во время кризиса, связанного с войной в Алжире , когда Шарлю де Голлю потребовались эти чрезвычайные полномочия, чтобы сорвать военный заговор с целью захвата правительства. [38] В 1962 году Государственный совет признал себя некомпетентным оценивать меры законодательного характера, изданные президентом в соответствии со статьей 16.
В своей книге Le Coup d'État Permanent («Постоянный переворот ») Франсуа Миттеран раскритиковал статью 16 за то, что она дала амбициозному политику возможность стать диктатором. Однако он не предпринял никаких попыток отказаться от своих резервных полномочий после того, как сам стал президентом.
Германия
[ редактировать ]Конституция Германии ограничивает полномочия президента , чтобы предотвратить ситуацию, в которой исполнительная власть могла бы эффективно управлять без одобрения законодательного органа, как это имело место в Веймарской республике . В частности, президент не может править указом . Однако в случае «чрезвычайной законодательной ситуации» президент Германии может принять закон без одобрения «Бундестага » (парламента). Статья 81 конституции Германии предусматривает возможность того, что президент сможет таким образом сохранить дееспособность правительства даже в случае потери конструктивного большинства в Бундестаге.
Кроме того, президент Германии может распустить Бундестаг (парламент), если канцлер потеряет вотум доверия и попросит президента сделать это. Президент Германии воспользовался этим правом трижды с момента основания Федеративной Республики в 1949 году. Президент Густав Хайнеман распустил Бундестаг по требованию канцлера Вилли Брандта в 1972 году, а в 1982 году президент Карл Карстенс сделал это по требованию канцлера Гельмута Коля. . И Брандт, и Коль были переизбраны с большим большинством голосов. Совсем недавно, 1 июля 2005 года, президент Хорст Келер распустил Бундестаг по требованию канцлера Герхарда Шредера . Шредер неожиданно проиграл выборы последующие .
Президент имеет право отказать в подписании законов, принятых парламентом (вето) при определенных обстоятельствах. Это могут быть формальные ошибки в законотворческом процессе или нарушения Основного закона, присущие новому закону. По состоянию на май 2013 года эта резервная мощность использовалась 8 раз. [примечание 1]
Президент выдвигает первого кандидата на пост канцлера, поставленного на голосование в Бундестаге . Президент также может распустить Бундестаг, если ни один из кандидатов не наберет абсолютного большинства членов парламента после трех голосов.
Президент имеет право помиловать преступников, совершивших федеральные преступления, с подписью члена кабинета министров. Отказ в помиловании не требует скрепления подписи.
Индия
[ редактировать ]Ирландия
[ редактировать ]Президент Ирландии не обладает исполнительной властью: исполнительная власть принадлежит правительству, которое возглавляет премьер-министр (премьер-министр), который избирается и подотчетен Дайлу Эйрианну (Палате представителей).
Полномочия президента в основном определяются статьей 13 Конституции Ирландии . По большей части эти церемониальные обязанности могут выполняться только с разрешения и по обязательному совету правительства.
Однако у президента есть определенные резервные полномочия, также известные в Ирландии как «дискреционные полномочия», которые президент может осуществлять по своему усмотрению – без или даже вопреки рекомендации правительства.
Двумя наиболее политически важными дискреционными полномочиями являются:
- Отказ от роспуска Dáil по совету Taoiseach, потерявшего доверие Dáil.
- Передача законодательства в Верховный суд.
Первое из них означает, что премьер-министр, потерпевший поражение в результате вотума недоверия, не может автоматически рассчитывать на то, что обратится к народу путем назначения всеобщих выборов. Вопрос о том, потерял ли Палата депутатов доверие Палаты представителей, может быть дискреционным вопросом, который должен решать Президент – в принципе, Президент может отказаться от роспуска Палаты представителей по совету Председателя Палаты представителей, который еще не потерпел поражение в вотум недоверия, но кто, скорее всего, потерпит поражение, если такое вотум будет проведен. Эта сила до сих пор не использовалась, но она может стать решающей силой в случае распада правящей коалиции.
В соответствии со вторым из этих полномочий Президент может отказаться одобрить закон, принятый Парламентом, если он или она считает его неконституционным. Президент передает дело в Верховный суд, который принимает окончательное решение. Эту власть несколько раз использовали разные президенты.
В дополнение к этим полномочиям президент имеет в Конституции ряд других дискреционных полномочий, которые имеют меньшее политическое значение (в нормальных обстоятельствах). Президент может принять решение о созыве референдума по законодательству, «имеющему большое национальное значение». Это право, предоставленное статьей 27 Конституции, до сих пор не использовано. Президент не может инициировать референдум, а должен дождаться заявления большинства Шонада (Сената) и одной трети Палаты представителей. Как правило, из-за способа избрания Шонада правительственная коалиция контролирует большинство мест, а сильная партийная дисциплина означает, что сенаторы редко выступают против своей партии, поэтому заручиться поддержкой Шонада на референдуме сложно. Если бы Шонад был реформирован, эта власть потенциально могла бы стать гораздо более значимой. Точно так же президент играет скрытую роль в разрешении споров между Палатой представителей и Шонадом. Президент может созвать специальный комитет для решения вопросов привилегий между Палатой представителей и Шонадом в отношении Денежные законопроекты , а также относительно ускорения прохождения срочных законопроектов через Шонад. Опять же, из-за метода избрания Шонада споры такого рода, как правило, не возникают на практике.
Осуществление этих полномочий находится полностью на усмотрении Президента, за что Президент не несет ни юридической, ни политической ответственности. Однако перед их осуществлением президент в большинстве случаев обязан проконсультироваться с Государственным советом , консультативным органом, состоящим из высокопоставленных членов ex-officio и назначенных членов.
Италия
[ редактировать ]Полномочия Президента Итальянской Республики определены статьями 87–90 Конституции Италии . Президент Республики:
- может отправлять официальные послания в палаты Парламента ;
- назначает Председателя Совета Министров ;
- может назначать до пяти сенаторов пожизненно ;
- назначает треть судей Конституционного суда ;
- может помиловать и смягчить приговоры ;
- может назначить новые выборы в обе или только в одну из палат, за исключением последних шести месяцев своего срока.
Президент Республики может отказаться подписывать законы, которые, по его мнению, явно противоречат Конституции, а менее очевидные случаи рассматриваются позднее Конституционным судом. Однако, если отклоненный закон снова будет принят большинством в парламенте , президент должен его подписать.
Учитывая его монократический характер, этот орган объединяет в себе прерогативы, которые во всех других коллегиальных органах присваиваются коллективно. [примечание 2]
См. также
[ редактировать ]- Разделение государственной власти на отдельные ветви, обычно исполнительную , законодательную и судебную.
- Вестминстерская система
- Дональд Марквелл
- Юджин Форси
- Джордж Винтертон
- Х.В. Эватт
Примечания
[ редактировать ]- ↑ См в немецкой Википедии . статью de:Federal President (Германия) .
- ^ В Конституции, как ее интерпретирует практика Конституционного суда (постановление № 9 от 1970 г.), парламентская неприкосновенность не является субъективным правом отдельного члена парламента, а является прерогативой парламента в целом. [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Винтертон, Джордж (1993), «Резервные полномочия в австралийской республике» , Law Review Университета Тасмании , 12 (2): 252, заархивировано из оригинала 16 февраля 2017 г. , получено 17 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Винтертон 1993 , с. 252
- ^ Jump up to: а б Эватт, Герберт (1967), Король и губернаторы его доминионов (2-е изд.), Лондон: Фрэнк Касс, стр. 306, ISBN 978-0714614717
- ^ Питер Бауэрс и Грег Робертс, «Ахерн руководит, но правит Джо», Sydney Morning Herald, 27 ноября 1987 г. Цитируется в книге Джеффа Барлоу и Дж. Ф. Коркери, «Сэр Уолтер Кэмпбелл, губернатор Квинсленда и его роль в отставке премьер-министра Джона Бьелке-Петерсена, 1987 г. », 23. Электронный журнал Общества Оуэна Диксона (Голд-Кост, Квинсленд: Университет Бонда, 2007 г.)
- ↑ Барлоу и Коркери «Сэр Уолтер Кэмпбелл», 28–29.
- ^ HV Evatt , Король и губернаторы его владений , 1936; 2-е изд., введение Зельмана Коуэна , 1967; 3-е изд., введение Юджина Форси , в книге Эватта и Форси о резервных полномочиях , изд. Джордж Винтертон , 1990. Дональд Марквелл , Корона и Австралия , Лондонский университет, 1987 – «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2009 г. Проверено 25 февраля 2009 г.
{{cite web}}
:CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) . Дональд Марквелл , «Гриффит, Бартон и первые генерал-губернаторы: аспекты конституционного развития Австралии», Public Law Review , 1999. - ^ «Конституционный акт 1867 года: III. Исполнительная власть» . Министерство юстиции Канады: Веб-сайт законов о правосудии . Правительство Канады. 29 марта 1867 года . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Георг VI (1 октября 1947 г.). «Патентные письма, составляющие Управление генерал-губернатора Канады» . Оттава: Королевский принтер для Канады . Проверено 29 мая 2009 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Туми, Энн (27 апреля 2018 г.). Завуалированный скипетр: резервные полномочия глав государств в Вестминстерских системах . Издательство Кембриджского университета . стр. 432–433. ISBN 978-1107056787 .
- ^ « Достопочтенный Джон К. Боуэн, 1937–50. Архивировано 20 декабря 2008 г. в Wayback Machine ». Законодательное собрание Альберты. Проверено 22 апреля 2007 г.
- ^ Хогг, Питер (1999), Конституционный закон Канады , Торонто: Карсвелл, с. 253, ISBN 978-0459239251
- ^ Форси, Юджин (1974), Свобода и порядок , Торонто: Макклелланд и Стюарт, с. 48, АСИН Б005ДЖЛ56ТА
- ^ «Резервные полномочия» . Генерал-губернатор Новой Зеландии . Проверено 9 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Сэр Кеннет Кейт (2008). «О Конституции Новой Зеландии: введение в основы нынешней формы правления» . Архивировано из оригинала 9 октября 1999 года . Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ Сэр Кеннет Кейт (2008). «О Конституции Новой Зеландии: введение в основы нынешней формы правления» . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Сэр Джеффри Палмер и Мэтью Палмер (2004). Обузданная власть: Конституция и правительство Новой Зеландии (Четвертое изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-558463-5 .
- ^ Филип Джозеф (2002). Конституционное и административное право в Новой Зеландии (второе изд.). Брукеры. ISBN 978-0-86472-399-4 .
- ^ Филлипс, Фред (2013). Конституционный закон Карибского Содружества . Рутледж. п. 331. ИСБН 9781135338053 .
- ^ «Оппозиция Тувалу ждет вестей от GG». Архивировано 8 января 2014 г. в Wayback Machine , Islands Business , 1 июля 2013 г.
- ^ «Парламенту нужно одно ежегодное заседание, только говорит дерзкий премьер-министр Тувалу» , Radio New Zealand International, 2 июля 2013 г.
- ^ «Парламент Тувалу собирается 30 июля». Архивировано 21 сентября 2013 г. в Wayback Machine , Islands Business , 3 июля 2013 г.
- ^ Дайер, Клэр (21 октября 2003 г.). «Тайна, поднятая над полномочиями королевы» . Хранитель .
- ^ «Документы раскрывают дилемму премьер-министра в марте 1974 года» . 28 октября 2005 г.
- ^ Беннион, Фрэнсис (1 октября 1981 г.). «Современная процедура королевского согласия в Вестминстере». Обзор статутного права . 2 (3): 138. дои : 10.1093/slr/2.3.133 .
- ↑ Томаса Эрскина Мэя , Парламентская практика стр. 373, 2-е издание, 1851 г.
- ↑ Письмо Джо Хейнса ( пресс-секретаря Гарольда Уилсона ) от 10 февраля 1999 г. Алану Кларку ; воспроизведено в книге Алана Кларка, Тори: консерваторы и национальное государство 1922–1997 (Феникс в мягкой обложке, издание 1999 г.), стр. 580. ISBN 978-0-7538-0765-1
- ^ «Когда и как собирается парламент, это выходит за рамки полномочий Агонга, - говорит бывший главный судья» . malaysianow.com . 12 августа 2021 г. Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Конституция Испании 1978 года: 04 — Wikisource» . es.wikisource.org .
- ^ Jump up to: а б с д «Дом Его Величества короля Испании — испанский — ошибка 404» . www.casareal.es .
- ^ Jump up to: а б с «Конституция Испании 1978 года: 06 — Wikisource» . es.wikisource.org .
- ^ «Конституция Испании 1978 года: 08 — Wikisource» . es.wikisource.org .
- ^ статья 53.3
- ^ статья 65.2
- ^ «Дон Хуан Карлос об однополых браках: «Я король Испании, а не Бельгии » . Мир (на испанском языке). 13 мая 2006 года . Проверено 8 января 2007 г.
- ^ «Общие положения» (PDF) (на испанском языке). Официальный государственный вестник. 2 июня 2005 г. Проверено 8 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Муса, ПРО (4 августа 2011 г.). «Раштропотир Боиплобич Хома». Дайник Протом Здравствуйте .
- ^ Jump up to: а б «Бангладеш» . Госдепартамент США . Проверено 4 августа 2011 г.
- ^ Мартин Харрисон, Французский опыт исключительных полномочий: 1961 , Журнал политики, Том. 25, № 1 (февраль 1963 г.), стр. 139-158.
- ^ Буономо, Джампьеро (2013). «Почетное подслушивание» . Информация о големах (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 1 августа 2012 г. Проверено 10 апреля 2016 г.