Jump to content

Исламская экономика в Пакистане

(Перенаправлено из «Исламизация экономики »)
Ночной вид на мечеть Шаха Фейсала . Мечеть имеет уникальное культурное значение в Пакистане.

Экономическая политика, предложенная под лозунгом «исламизации» в Пакистане, включает в себя указы о закяте (долге для бедных), ушре ( десятине ), правовых изменениях, которые помогли остановить перераспределение земли в пользу бедных, и, возможно, самое главное, устранении ростовщичества ( определяется активистами как проценты, взимаемые по кредитам и ценным бумагам). [1] Возможно, самый выдающийся сторонник исламизации среди правителей Пакистана — генерал Мухаммад Зия-уль-Хак. [2] — в 1978 году выдвинул программу по приведению (по мнению Зии и его сторонников) пакистанского законодательства в соответствие с принципами шариата . [1] [3]

Задуманная в конце 1977 года и реализованная во время его правления, программа стала ответом на всплеск исламской активности, а также на проблемы и противоречия, связанные с политикой предшественника Зии, премьер-министра Зульфикара Али Бхутто . Заявленное намерение Зии заключалось в том, чтобы «искоренить бедствие процентов» по ​​кредитам и ценным бумагам. [4] и создать « беспроцентную экономику ». [3] 1 января 1980 года во всех национализированных коммерческих банках было открыто около 7000 беспроцентных касс, что сделало Пакистан первой страной в мусульманском мире с исламским банкингом . [3]

Однако, несмотря на общественную поддержку, предположительно продемонстрированную ей (и другим политикам исламизации) референдумом по исламизации 1984 года , а также первоначальным успехам и успехам программы, ей не удалось достичь международных целей и наладить коммерческое взаимодействие с другими крупными международными банками. [3] Исламские активисты также были недовольны тем, что постановления и прокламации Зии не запрещали счета с выплатой процентов.

Преемники Зии не были столь активны в своем стремлении к исламизации. Хотя консервативный премьер-министр Наваз Шариф публично поддерживал исламизацию, его экономическая политика была сосредоточена на приватизации и экономической либерализации . [5] Многие пакистанские экономисты и бизнесмены обеспокоены тем, что попытка навязать Пакистану исламскую экономику будет иметь «разрушительные экономические, политические и социальные последствия для страны». [6] [7] хотя другие (например, глава Государственного банка Пакистана Ишрат Хусейн) назвали опасения исламизации «абсурдными» и основанными на западных стереотипах. Исламизация продолжалась благодаря усилиям исламских судов, созданных Зией, включая активистов шариатской апелляционной коллегии Верховного суда , хотя она и получила неудачу, когда правительство Первеза Мушаррафа пришло к власти и заставило ряд судей-активистов уйти в отставку. [4]

История и предыстория

[ редактировать ]

Будучи государством, созданным специально для мусульман, в Пакистане уже давно есть исламские активисты, выступающие за более тщательную исламизацию этой страны и, в частности, за отмену риба (определяемого как проценты по кредитам). Но в стране также были исламские модернисты влиятельные и секуляристы, а «поколения мусульманских обычаев и обычаев поддерживались фетвой уважаемых улемов , которые считали низкие процентные ставки приемлемыми, не ростовщическими и не ростовщическими », согласно экономист Фейсал Хан. [8] Даже Аллама Икбал, «Мыслитель Пакистана» ( Муфаккир-е-Пакистан ), «одобрительно отметил» тот факт, что мусульманские княжества в Индии не ограничивали современную банковскую деятельность и не «пытались навязать какую-то «исламскую» концепцию беспроцентных финансовых операций». транзакции». [Примечание 1] [9] Следовательно, энтузиазм по поводу исламизации то усиливался, то ослабевал на протяжении всей истории Пакистана. Оно было сильным, когда «религиозные элементы преобладали», например, во время раздела, движения Низам-и-Мустафа в 1977 году и во время подъема фундаменталистов после 2000 года. В других случаях этому вопросу уделяется «только слова». [10] [11] Маудуди и другие исламисты надеялись сделать Пакистан «новой Мединой », которая станет «лидером исламского мира в двадцатом веке, лабораторией, где будут успешно проводиться эксперименты в области исламской современности на пути к началу нового исламского возрождения». [12]

Ашраф Курейши и Абул А'ла Маудуди , двое пионеров-теоретиков исламского банкинга, которые проповедовали, что проценты — это ростовщичество, запрещенное для мусульман, и «заложили основы нынешнего» исламского банкинга и финансов в 1940 году, были выходцами из Южной Азии. (Маудуди переехал в Пакистан, где стал влиятельным исламистским лидером.) [13] По словам Фейсала Хана, «жители Южной Азии в целом и пакистанцы в частности «чрезмерно представлены» среди «теоретиков и практиков» исламского банкинга, а пакистанцы «встречаются в исламских банках и финансовых фирмах по всему [Персидскому] заливу на всех уровнях». , от кассиров до зала заседаний». [14]

Статья 28 Конституции Пакистана 1956 года призывала к отмене ростовщичества «как можно скорее». Конституция 1962 года в принципах политики предусматривала отмену «ростовщичества». Аналогичные положения были найдены в Конституции 1973 года. [4] В 1969 году спонсируемый государством консультативный орган, известный как Совет исламской идеологии (CII), заявил, что банковская система Пакистана «фундаментально основана на ростовщичестве », и единогласно призвал к ее ликвидации. [4]

Середина и конец 1970-х годов были временем исламского возрождения во всех частях мусульманского мира, включая Пакистан. Предшественник Зии, левый премьер-министр Зульфикар Али Бхутто столкнулся с экономическими проблемами стагфляции и противодействия его программе национализации и земельной реформы . В 1976 и 1977 годах активная оппозиция политике Бхутто объединилась под лозунгом возрождения Низам-э-Мустафы. [15] («Правление пророка » ) и проповедовал, что создание исламского государства, основанного на законах шариата, приведет к возвращению справедливости и успеха первых дней ислама, когда исламский пророк Мухаммед правил мусульманами. [16] Стремясь остановить волну уличной исламизации, Бхутто также призвала к исламизации и запретила мусульманам употребление и продажу вина, ночные клубы и скачки. [16] [17] Противостояние между ПНП Бхутто и оппозиционным Пакистанским национальным альянсом , уличные протесты, гибель людей и имущества – все это предшествовало военному свержению Зульфикара Али Бхутто Зией в 1977 году. [18] Придя к власти, Зия взял на себя обязательство обеспечить соблюдение Низама Мустафы . [16] существенный отход от преимущественно светского закона Пакистана , унаследованного от британцев.

Менее чем через два года после переворота в шиитском соседе Пакистана, Иране, произошла очень неожиданная исламская революция финансируемую прозападную , свергнувшая хорошо светскую монархию . Новая самопровозглашенная революционная Исламская Республика Иран верила в необходимость исламского закона шариата для выживания и процветания ислама, а также в необходимость распространения этой доктрины на другие мусульманские государства. Являясь частью исламского возрождения, революция создала новый конфликт в исламском мире, натравив революционного шиитского Ирана на своего доктринального и геополитического соперника, консервативное ваххабитское королевство Саудовская Аравия , за лидерство в исламском мире. Будучи бедной страной с преимущественно суннитским населением, Пакистан был тесно связан с экспортирующей нефть Саудовской Аравией, которая наняла много пакистанских гастарбайтеров . Эта конкуренция за влияние повлияла на многие вещи в мусульманских странах, включая экономическую политику.

Хронология ростовщичества и банковского дела

[ редактировать ]
  • 1956 г. - первая конституция Пакистана гласит, что государство должно «как можно скорее устранить ростовщичество» (статья 29 (f)), но не дает определения ростовщичества. [19]
  • 1969 г. - Совет по исламской идеологии рекомендует отменить ростовщичество и провести капитальный ремонт банковской системы; правительство игнорирует эту рекомендацию.
  • 1971 г. - Совет по исламской идеологии рекомендует отменить ростовщичество и провести капитальный ремонт банковской системы; рекомендация также игнорируется правительством.
  • 1979 , июль — по приказу генерала Зии с трёх финансовых учреждений снимаются проценты. [20] С 1 июля 1979 года генерал Зия заявил, что дела Национального инвестиционного фонда, Корпорации финансирования жилищного строительства и Инвестиционной корпорации Пакистана должны вестись на беспроцентной основе посредством принятия распределения прибылей и убытков (PLS). .
  • 1980 г. , подробный отчет об устранении процентов из экономики 1980 г. , выпущен Центральным институтом исламских исследований по запросу правящего генерала Зия-уль-Хака. Призывает к полной ликвидации интереса к экономике Пакистана в течение пятилетнего периода. [21]
  • 1991 , ноябрь — «монументальное решение» Федерального шариатского суда Пакистана об отмене 20 федеральных и провинциальных финансовых законов как противоречащих исламу и запрещающих ростовщичество абсолютно без исключений. Танзил-ур-Рехман, вышедший из отставки и назначенный председателем FSC, считает, что финансовая исламизация Зии неадекватна. [22]
  • 1999 г. - решение Шариатской апелляционной коллегии оставлено в силе, признав финансовую исламизацию Зии неадекватной. [22] После долгих задержек со стороны правительства и бюрократии дело Фейсала было поддержано шариатской апелляционной коллегией Верховного суда (SAB) в решении Аслама Хаки с подробными указаниями о начале беспроцентной экономики.
  • 1999 - SAB дает правительству Пакистана дополнительный год на исламизацию. Сославшись на то, что исполнение решения «создаст огромные проблемы» для отечественного банковского дела и экономики западного типа, а также для «официального и частного бизнеса и финансовых отношений Пакистана с внешним миром», правительству был предоставлен дополнительный год на то, чтобы Исламизация на скамейке запасных.
  • 2002 , 24 мая — SAB воссоздан новым президентом генералом Первезом Мушаррафом. По приказу Мушаррафа был удален один исламист и добавлены два новых судьи-улема. [23]
  • 2002 г., 24 июня - решение воссозданного SAB «отменить» постановление 1999 г. о запрете всех процентов по банковским кредитам. Дело 1999 года отправлено обратно в Федеральный шариатский суд (FSC) для «окончательного решения по всем вопросам…» [24]
  • 2002 г. – «Перезагрузка» исламского банкинга. Государственный банк Пакистана заявляет, что банки и «окна», ставшие «исламскими» в результате исламизации генерала Зии в 1979 году, являются не истинно исламскими, а традиционными. В Пакистане не будет разрешено создание новых традиционных банков. [25] Банки (такие как Meezan Bank и Al Baraka Bank ) преобразуются в «полноценные» исламские коммерческие банки, [26] следуя мировым стандартам шариата [27] с шариатскими советами , [28] но также и в соответствии с традиционными глобальными банковскими нормами, такими как Базельские соглашения . [27]

Политика и трудности

[ редактировать ]

Несмотря на успех в первые пять лет, программа была сломана по многим очевидным причинам, и стагфляция снова начала истощать ресурсы страны, а также возникло множество технических и научных проблем в новой экономической системе, которую военное правительство и Зия- Сам уль-Хак не смог решить. [29] Вновь избранное, но технократическое правительство премьер-министра Мохаммада Хана Джунджо отказалось принять новую, более строгую версию закона шариата . [30] Зия внезапно распустил правительство 29 мая 1988 года, а на следующий день распустил парламент , заявив о медленных темпах исламизации, коррупции, ухудшении правопорядка и неэффективном управлении экономикой. [30]

Запрет риба и развитие исламского банкинга

[ редактировать ]

Генерал Зия заявил, что с 1 июля 1979 года дела Национального инвестиционного фонда, Корпорации финансирования жилищного строительства и Инвестиционной корпорации Пакистана будут вестись на беспроцентной основе путем принятия финансирования с разделением прибылей и убытков (PLS). . [4] 1 января 1980 года он выступил по национальному телевидению и объявил о введении «Системы разделения прибылей и убытков», согласно которой владельцы счетов должны были делить убытки и прибыль банка. [31]

В 1980 году Совет исламской идеологии опубликовал отчет с «подробными и далеко идущими реформами», направленными на устранение интереса. Военное правительство наняло исламских ученых и экономистов во главе с профессором Хуршидом Ахмадом для составления законов об исламском финансировании. [31] Правительство Зии отреагировало на отчет совета, заменив процентные сберегательные счета инструментами PLS в пяти государственных банках Пакистана. Правительство также ввело и призвало такие банки принять схемы финансирования, основанные на принципах мудараба и/или мушараки. [4]

  • Мурабаха — это практика, при которой «кредитор» (обычно банк) покупает от своего имени товары, которые хочет заемщик (обычно импортер или торговец), а затем продает ему товары по согласованной наценке. Этот метод используется для финансирования торговли, но поскольку банк приобретает право собственности на товары и, следовательно, занимается покупкой и продажей, его прибыль получается от реальной услуги и влечет за собой определенную, хотя и минимальную, степень риска. [4]
  • Мушарака — это практика, при которой «кредитор» (обычно банк) вступает в партнерство с заемщиком/клиентом, в котором оба разделяют акционерный капитал — и, возможно, даже управление — проекта или сделки, и оба разделяют прибыль или прибыль. убытки в соответствии с их долей участия. [4]

Однако эта политика исламизации не включала запрет на счета с выплатой процентов, и «в большинстве случаев» пакистанские банки продолжали предлагать счета с фиксированными процентными ставками. [32] Например, в отношении срочных депозитов банки заменили фразы «процентная ставка» на «ожидаемую норму прибыли » и «сохранили весь режим процентных депозитов нетронутым». [33]

В то время как Федеральный шариатский суд (FSC), созданный генералом Зией, среди прочего, для проверки существующих законов и отмены тех, которые не соответствуют законам шариата [Примечание 2] — было бы способом положить конец таким счетам с выплатой процентов, Зия создал статью в конституции (203B), которая конкретно исключила из юрисдикции FSC «фискальный закон или любой закон, касающийся взимания и сбора налогов и сборов или банковской или страховой практики и процедур», пока правительство не сочтет целесообразным снять запрет.

Более того, после смерти генерала Зия-уль-Хака этой программой пренебрегла его давняя соперница, премьер-министр Беназир Бхутто, в то время как союзник Зия Наваз Шариф запустил двойную усиленную программу: программу приватизации и экономической либерализации , чтобы способствовать росту ВВП. темпы, а также возвращение экономики обратно к вестернизированной экономической системе. [Примечание 3]

Чтобы преодолеть это препятствие, исламские активисты работали над [35]

  1. просвещать или убеждать общественность в том, что беспроцентная экономика жизнеспособна и религиозно необходима
  2. принять законопроект, чтобы сделать шариат «высшим» над конституцией
  3. поощрять высшие суды расширять свои определения шариатской юрисдикции на конституционные вопросы [35]
Образование

Мусульмане согласны с тем, что Коран осуждает ростовщичество . [36] но не все согласны с тем, что такое риба . [37]

В то время как мусульманские активисты (и большинство пакистанцев) согласны с тем, что ростовщичество — это проценты по долгу, другие полагают, что ростовщичество — это ростовщичество (неэтичные кредиты, которые несправедливо обогащают кредитора), а не проценты, взимаемые в соответствии с регулируемой государством банковской практикой. Таких людей можно было найти непропорционально много среди «экономистов, банкиров, политиков и бюрократов», которые «будут нести ответственность за управление беспроцентной системой». [38]

Чтобы убедить этих и других людей, «Джамат-и-Ислами» и группы единомышленников спонсировали, а Саудовская Аравия финансировала многочисленные симпозиумы, «посвященные задаче определения условий беспроцентной экономики». По результатам этих конференций вышла «яркая» и обширная литература, но многие ведущие экономисты остались неубедительными. [38] Активистам также не удалось добиться принятия закона, подчинившего конституцию шариату, но им повезло больше в судах.

Высшие суды

Хотя Зия заблокировал возможность шариатских судов запрещать проценты с помощью статьи 203B, он также добавил статью 2A (также известную как «Резолюция о целях» в конституцию ), которая включала заявление о том, что жизнь мусульман должна регулироваться «на индивидуальном и коллективном уровне». сферах в соответствии с учением и требованиями ислама, изложенными в Священном Коране и Сунне». Один судья вышестоящего суда [39] известный как особенно «умелый» исламский активист и судебный активист, Танзил-ур-Рахман, утверждал, что статья 2А требует соблюдения законов шариата и является «надконституционной» основной нормой закона в Пакистане. [40] это означало, что суды высшей инстанции получили юрисдикцию отменять части законов, защищаемых конституцией, если они нарушают статью 2-А, если только этот суд не был специально исключен. [41] (Статья 203B прямо исключала FSC из рассмотрения налоговых законов на предмет противоречия исламу, но не высоких судов. [41] )Несколько решений, принятых в конце 1980-х и начале 1990-х годов, поддержали интерпретацию Танзил-ур-Рахмана: [42] но большинство судей высоких судов не поддержали ни его применение Резолюции о целях , ни запрет на проценты, и Танзил-ур-Рехман ушел со своей должности в 1990 году.

Дело Фейсала

Однако в 1990 году правительство Беназир Бхутто было отправлено в отставку президентом, а Танзил-ур-Рехман был выведен из отставки и назначен председателем FSC. В ноябре 1991 года он своим «монументальным решением» отменил 20 федеральных и провинциальных финансовых законов как противоречащие исламу. [43] [44]

Решение запрещало риба абсолютно без исключений, определяло его как «любую надбавку, даже самую незначительную, сверх основной суммы», включая любую систему наценок, любую индексацию с учетом инфляции , оплату по стоимости, а не натурой. Он запрещает ростовщичество в «производственных кредитах», а также в «потребительских» кредитах. Он, в частности, объявил недействительными две исламские модернистские интерпретации, которые избежали строгого запрета: рассмотрение антирибаных стихов Корана (2:275-8) как аллегорических и использование иджтихада (независимого рассуждения) по вопросу, основанного на поиске общественного блага ( маслаха ). [45]

Правительство публично выразило приверженность исламизации, но также стремилось к либерализации экономики Пакистана и потребовало от полуавтономного государственного банка подать апелляцию. После долгих задержек со стороны правительства и бюрократии, дело Фейсала было поддержано в 1999 году Шариатской апелляционной коллегией в решении по делу Аслама Хаки с подробными указаниями о начале беспроцентной экономики. [4] [46] Сославшись на то, что исполнение решения «создаст огромные проблемы» для отечественного банковского дела и экономики западного образца, а также для «официального и частного бизнеса и финансовых отношений Пакистана с внешним миром», правительству был предоставлен дополнительный год на то, чтобы Исламизация на скамейке запасных. [11]

Однако к этому времени Первез Мушарраф устроил переворот, пришел к власти и ограничил власть судов. Он потребовал от судей принести «новую присягу», в которой они обязуются соблюдать «Временный конституционный порядок», установленный в результате переворота, который требовал от судей «не издавать никаких приказов против главы исполнительной власти или любого другого лица, осуществляющего полномочия или юрисдикция под его властью». Два судьи Шариатской апелляционной коллегии подали в отставку, не приняв присягу, новая апелляция с участием новых судей обнаружила множество «ошибок» в деле Аслама Хаки и отменила решение, принятое пару месяцев назад. [11] [47]

Последствия

В финансовом секторе Пакистана с 2006 года была принята система исламского банкинга, которая действует параллельно с традиционной банковской системой. Пакистанцы могут выбирать между двумя способами финансирования. Однако большинство информированных пакистанцев настаивают на том, что не существует «никаких согласованных шагов» по ​​полному отказу от традиционной банковской системы или замене существующих связей и отношений с международными финансовыми рынками. [48]

По состоянию на март 2014 года новый «перезагруженный» исламский банковский сектор составлял 9,4% банковских активов Пакистана. [49] но, как и старый исламский банковский сектор, все еще в подавляющем большинстве основан на наценке, а не на распределении прибылей и убытков. [50] По состоянию на 2015 год решение по делу Фейсала, которое запретило все проценты по банковским кредитам, но было отправлено обратно в Федеральный шариатский суд (FSC) для «окончательного заключения по всем вопросам…» в 2002 году, остается нерассмотренным в Федеральном шариатском суде. [51]

Исламские активисты (такие как М. Акрам Хан) утверждали, что исламское банковское дело и экономика «фактически потерпели неудачу». [52] из-за отсутствия «политической воли», незнания «потенциала» исламского банкинга, «неопытности» банковского сектора, неспособности заинтересовать общественность, [53] и т. д.

Исследования отрасли и клиентов

Критик и экономист Фейсал Хан отметил, что индустрия исламского банкинга в Пакистане движима предложением, а не спросом (по указанию генерала Зия-уль-Хака, постановлениями суда и Государственным банком Пакистана, а не интересами клиентов или народными движениями). ). [54] В серии интервью, проведенных в 2008 и 2010 годах с пакистанскими банковскими специалистами (банкирами в традиционных и исламских сферах, консультантами по шариатскому банковскому делу, бизнесменами, использующими финансовые средства, и консультантами по менеджменту), Хан отметил, что многие исламские банкиры выразили «цинизм» по поводу различий или их отсутствия между традиционные и исламские банковские продукты, [55] отсутствие требований о проведении внешнего аудита исламских банков в Пакистане на соответствие шариату, [56] шариатским советам не хватает знаний о несовместимых с шариатом практиках в своих банках или полномочий прекратить эту практику. [57] Однако это не остановило покровительство со стороны набожных (один из которых объяснил, что, если его исламский банк не полностью соответствует шариату, «грех теперь на их голове, а не на моей! Все, что я мог сделать, я сделал»). [58]

По одной из оценок предпочтений банковских клиентов (данных пакистанским банкиром), из всего банковского сектора Пакистана около 10% клиентов были «строго традиционными банковскими клиентами», 20% были банковскими клиентами, строго соблюдающими шариат, и 70 % предпочли бы банковское обслуживание, соответствующее шариату, но воспользовались бы традиционным банковским обслуживанием, если бы «существовала значительная разница в ценах». [59] Опрос клиентов исламских и традиционных банковских услуг показал (что неудивительно), что клиенты исламских банков были более наблюдательными (посещали хадж , соблюдали намаз , отращивали бороду и т. д.), но также имели более высокие остатки на сберегательных счетах, чем клиенты обычных банков, были старше, лучше получил образование, много путешествовал за границу и, как правило, имел второй счет в обычном банке. [Примечание 4] Другое исследование с использованием «официальных данных», предоставленных Государственному банку Пакистана, показало, что для кредиторов, которые брали как исламское ( Мурабаха ) финансирование, так и обычные кредиты, уровень дефолта был более чем в два раза выше по обычным кредитам. Заемщики «с меньшей вероятностью объявят дефолт во время Рамадана и в больших городах, если доля голосов за религиозно-политические партии увеличится, что позволяет предположить, что религия – либо через индивидуальное благочестие, либо через сетевые эффекты – может сыграть роль в определении дефолта по кредиту». [61] [Примечание 5]

Критика

У других экономистов были другие, более критические объяснения и наблюдения. В 2000 году управляющий Государственного банка Пакистана утверждал Ишрат Хусейн , что «Пакистан далек от того дня, когда он будет готов принять полноценную исламскую экономическую систему. ... Большинство предположений и предпосылок, на которых основаны (научные) гипотезы об исламской экономической системе имеют серьезные недостатки...» выстроенные [63] В отчете МВФ отмечается, что правительство не смогло сформулировать беспроцентные инструменты для финансирования бюджетного дефицита, «поэтому правительство, которое является основным сторонником внедрения исламской системы, вынуждено привлекать средства за счет заимствований на на основе фиксированной нормы прибыли». [64]

Другой критик «исламизации» экономики, Фейсал Хан, утверждает, что одной из причин того, что инвестиции в акционерный капитал, предложенные сторонниками исламских финансов, не прижились, является «давно сложившийся консенсус» о том, что долговое финансирование превосходит инвестиции в акционерный капитал, поскольку точно определяет Проверка кредитоспособности заемщика/получателя инвестиций требует много времени и средств и гораздо более важна для инвесторов в акции, чем для долговых кредиторов. Качество и количество такой информации становятся особенно проблематичными, когда уровень уклонения от уплаты налогов высок, а теневая экономика велика. Это в значительной степени относится к Пакистану, где в 2005 году уровень уклонения от уплаты налогов составлял от 5,7 до 6,5% ВВП, а размер неофициальной/теневой экономики - от 54,6 до 62,8% ВВП. [65] «среди самых высоких в мире». [66] (Средний размер неформальной экономики в Азии составляет около 30%). [67]

Экономист Изсуд-Дин Пал утверждает, что «исламизацию» экономики Пакистана нельзя рассматривать отдельно от более широких попыток режимов и политических элит с низким уровнем легитимности и популярности использовать религию для завоевания общественной поддержки. [68] [69] К сожалению, по словам другого автора Йогиндера Сиканда, «вместо того, чтобы сосредоточиться на исламских императивах равенства и социальной справедливости, которые так важны для текста Корана, сменявшие друг друга режимы в Пакистане стремились сосредоточиться на конкретных экономических предписаниях Корана». абстрагированный от более широких вопросов справедливости и равенства». [68] Поскольку дебаты об «исламизации» национальной экономики Пакистана свелись к вопросам, связанным с беспроцентной банковской деятельностью, отменой риба (процентов), законами о наследовании и взиманием « закята », Сиканд верит всему, что предлагается. являются «магическими решениями» сложных современных проблем экономики Пакистана. [68] [69]

Фейсал Хан также утверждает, что создание строго исламской банковской системы мудараба и мушарака, как того требует решение Шариатской апелляционной коллегии по делу Аслам Хаки от 1999 года, может привести к финансовой катастрофе. Если бы мурабаха и другие инструменты с фиксированным доходом были запрещены и заменены более «аутентичным» разделением прибылей и убытков , банки могли бы финансировать предприятия только путем принятия «состояния прямого акционерного капитала», как того требуют мудараба и мушарака. Кредит сократится, и центральные банки не смогут предотвратить кризис ликвидности , покупая облигации, коммерческие бумаги и т. д. для расширения кредита. [70]

Земельная реформа и исламизация

[ редактировать ]

Землевладение сконцентрировано в Пакистане: по данным на 2015 год, половина сельских домохозяйств в Пакистане не имеют земли, а 5% населения страны владеет почти двумя третями сельскохозяйственных угодий. [Примечание 6] Некоторые реформаторы считают, что концентрация собственности на землю играет роль в «поддержании бедности и отсутствия продовольственной безопасности» в Пакистане. [71] было предпринято несколько попыток перераспределения земли среди крестьян и безземельных (законы, принятые в 1959, 1972 и 1977 годах). Однако большинство положений этих законов были отклонены пакистанскими судами как неисламские. [72] [73]

Первые попытки земельной реформы в Пакистане предприняты при правительстве Аюб Хана в 1959 году, им успешно противостояла земельная элита, которая мобилизовала исламистскую партию Джамаат-и-Ислами для защиты «неприкосновенности частной собственности в исламе». [74]

В 1971 году, когда Зульфикар Али Бхутто и Пакистанская народная партия пришли к власти, земельные реформы были «в центре» планов этого правительства по преобразованию Пакистана в «демократическое исламское социалистическое» государство. Режим издал два закона о земельной реформе. Закон 1972 года (Положение о военном положении - MLR 115, «обнародованный» премьер-министром, а не принятый Национальной ассамблеей) был разработан, чтобы установить ограничения на сельскохозяйственные владения крупных пакистанских землевладельцев (обычно 150 акров, но 300 акров, если земля была неорошаемые исключения были предоставлены для тракторов или установленных трубчатых колодцев; [75] ). Земля должна была быть конфискована государством без компенсации и роздана безземельным. [76] Другое положение закона давало «преимущественное право покупки» (право преимущественной покупки земли) существующим арендаторам. В 1977 году Национальное собрание приняло закон, еще больше снижающий потолок до 100 акров, хотя этот закон предусматривал компенсацию землевладельцам. [76]

Проведение земельной реформы подверглось критике [77] из-за скромного количества земли, захваченной и перераспределенной среди крестьян, менее чем справедливого управления (реализация была гораздо более жесткой в ​​СЗПП и Белуджистане , где была сосредоточена оппозиция Бхутто), а также из-за того, что он по своей сути «неисламский». [77] Многие крупные землевладельцы Пакистана мобилизовались против реформ, которые они считали «прямым вызовом их давним интересам в сохранении политического контроля в сельских районах Пакистана».

Отмена

После свержения Зульфикара Али Бхутто землевладельцы, проигравшие в результате земельной реформы, обратились в «исламские суды» (т.е. Шариатскую апелляционную коллегию и Федеральный шариатский суд ), учрежденные преемником Бхутто генералом Зия-уль-Хаком , и эти, скорее, чем исполнительный или законодательный орган Пакистана, отменил большую часть программы реформ Зульфикара Али Бхутто. По словам ученого Чарльза Х. Кеннеди, суды фактически «приостановили реализацию» земельной реформы, «отменили реформы, разработали новое законодательство, а затем интерпретировали значения новых законов». [78]

«В начале 1979 года «шариатская коллегия» Высокого суда Пешавара «постановила, что раздел закона 1972 года, предоставляющий арендаторам право покупать землю, на которой они работали, до того, как другие предложения («право преимущественной покупки»), «противоположен исламу» и, таким образом, пустота. Противники закона успешно доказали, что «нигде в Священном Коране или Сунне » не упоминается преимущественное право арендатора. [79] Право преимущественной покупки согласно хадису ) , (записанным сообщениям об учениях, поступках и высказываниях исламского пророка Мухаммеда , составляющих большую часть Сунны по мнению петиционеров и судей Шариатской коллегии, вместо этого досталось [79]

  1. шафи шарик шариате «совладельцы» или совладельцы земли) [80]
  2. шафи халит («участники иммунитетов и придатков», т.е. те, кто разделяет особые права на собственность, такие как право прохода, право ирригации и т. д.); [80]
  3. шафи джар (соседние владельцы, «владеющие недвижимым имуществом, прилегающим к проданному недвижимому имуществу»). [79]

Это решение было подтверждено Федеральным шариатским судом в 1981 году. [81] [82] (хотя суд признал, что «ислам признал обоснованность государственных ограничений на богатство с целью борьбы с бедностью или обеспечения общественного блага», что было целью законов о земельной реформе. [80] ), и поддержан шариатской апелляционной коллегией Верховного суда в 1986 году решением 3 против 2. Это решение было «уточнено и уточнено» в последующих решениях, [83] (но путаница в отношении того, какие передачи земель были действительными, а какие нет в соответствии со «старым законом», сохранялась, поскольку судебные разбирательства с «окончательным указом» до решения августа 1986 года оставались в силе [83] [Примечание 7] ).

В августе 1989 года Апелляционная коллегия шариата отменила еще несколько мер закона о земельной реформе 1972 года. [84] Он единогласно постановил, что положения, допускающие конфискацию земли без компенсации, являются неисламскими. По другим мерам он разделил 3 к 2. Он постановил, что земля вакфа (исламского религиозного фонда, обычно подаренного участка земли или здания) освобождена от каких-либо положений законов о земельной реформе; что предельные размеры земель, находящихся в собственности, являются неоправданным ограничением прав собственности, [85] на том основании, что «ислам не поддерживает принудительное перераспределение богатства или земли с целью облегчения бедности, какой бы похвальной ни была цель облегчения бедности». [73] [Примечание 8] [86] Несогласные судьи утверждали, что в соответствии с исламом права владельца собственности должны быть сбалансированы с потребностями общества. [87] Отказ от основной черты внутренней политики Зульфикара Али Бхутто во время режима его дочери, подчеркивающий независимость судебной власти (т.е. власть) и слабость избранного правительства. [85]

По словам адвоката, опубликованного на сайте Dawn.com, «конечным результатом дела Казалбаш Вакф против Главного земельного комиссара (решение Шариатской апелляционной коллегии 1989 года) является то, что земельные реформы в Пакистане сейчас находятся на том же уровне, что и в 1947 году, как и решение 1972 года. основные положения закона 1977 года были отменены, а правила 1959 года отменены». [72]

Другие вопросы

[ редактировать ]

Другие постановления, касающиеся исламских финансов, включали постановления о закяте и ушре , изданные 20 июня 1980 года, об исламизации налогообложения. Новая система исключила светские и международные финансовые институты и состояла только из исламских организаций, ассоциаций и учреждений. [31] Закят должен был списываться с банковских счетов мусульман по ставке 2,5% в год сверх остатка в рупиях. 3000. [31] Ушр взимался с урожая сельскохозяйственных земель в денежной или натуральной форме в размере 10% от урожая сельскохозяйственной продукции ежегодно. [31]

По поручению генерала Зия-уль-Хака правительство назначило центральные, провинциальные, окружные советы и советы по закяту Техсил для распределения средств закята нуждающимся, бедным, сиротам и вдовам. [31] Мусульмане - шииты были освобождены от удержания закята со своих счетов из-за их собственных религиозных убеждений. [31] По мнению критиков (Арскал Салим), программа не имела большого успеха:

«С тех пор, как он был введен Постановлением о закяте и ушре № 17 от 1980 года… реальная жизнь и экономические условия миллионов пакистанских граждан совершенно не изменились, но большое количество социально-религиозных и политических проблем возникло в результате вмешательства государства в администрация закята». [88]

Другой экономист (Парвез Хасан), написавший в 2004 году, утверждает, что сборы закята недостаточны для помощи бедным, поскольку они составляют всего «0,17 процента ВВП… 5–6 миллиардов рупий». Нынешний уровень грантов «добавит лишь 5-6 процентов» к доходам 1,2 миллиона беднейших пакистанских домохозяйств, даже если каждая рупия собранного закята пойдет непосредственно этим беднякам. [89]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ в своем президентском послании на ежегодном собрании Всеиндийской мусульманской лиги в 1930 году.
  2. Он также учредил шариатскую апелляционную коллегию Верховного суда, которая будет последней инстанцией в делах шариата. [34]
  3. ^ См.: страницы программы приватизации и экономической либерализации.
  4. ^ Опрос 5133 банковских клиентов 30 филиалов исламского и обычного банка под руководством Аиши Халид Хан. [60]
  5. ^ исследование «обычных и исламских кредитов с использованием комплексного ежемесячного набора данных из Пакистана, который отслеживает более 150 000 кредитов за период с 2006:04 по 2008:12». [62]
  6. ^ Лишь 5 процентов населения страны владеют почти двумя третями (64 процента) сельскохозяйственных угодий. ...около половины (50,8 процента) сельских домохозяйств являются безземельными, что является прямым результатом феодальной системы, существовавшей на протяжении веков. ... Эти данные были получены от Общества охраны и защиты окружающей среды (SCOPE), пакистанской неправительственной организации. [71]
  7. ^ например, более 5000 дел о преимущественном праве находилось на рассмотрении в провинциальных судах Пенджаба.
  8. ^ По состоянию на 2014 год это постановление, похоже, осталось в силе согласно: Батт, Аамир. «Ибтида Текущие события Социальное развитие Творческое письмо Фотожурналистика Вдохновение Философия и естественные науки ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ПАКИСТАНЕ – ОБЗОР» . laaltain.com . Проверено 1 января 2015 г.
  1. ^ Перейти обратно: а б Хак, Зиаул-. «Исламизация экономики в Пакистане (1977-1988): очерк взаимосвязи экономики и религии» . Зия-уль-Хак . Проверено 12 августа 2012 г.
  2. ^ «Исламизация при генерале Зия-уль-Хаке | Исламизация и внедрение исламских законов в Пакистане» . История Пакистана . 01.06.2003 . Проверено 3 июня 2017 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Мехбуб, Аурангзаиб (2002). «Исполнительная инициатива I» (PDF) . Исламизация экономики . Исламские исследования. стр. 682–686. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2015 года . Проверено 12 августа 2012 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хэтэуэй, Роберт М.; Ли, Уилсон, ред. (2006). «Высшие суды Пакистана и запрет ростовщичества» (PDF) . ИСЛАМИЗАЦИЯ И ПАКИСТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА . Международный центр Вудро Вильсона или ученые . Проверено 19 января 2015 г.
  5. ^ См.: Приватизация в Пакистане и экономическая либерализация в Пакистане.
  6. ^ Хэтэуэй, Роберт М. (2004). Хэтэуэй, Роберт М; Ли, Уилсон (ред.). ИСЛАМИЗАЦИЯ И ПАКИСТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА (PDF) . Международный центр ученых Вудро Вильсона. п. 3 . Проверено 30 января 2015 г. Многие экономисты и представители бизнес-сообщества обеспокоены тем, что попытка навязать исламскую экономику Пакистану может подорвать этот прогресс и иметь разрушительные экономические, политические и социальные последствия для страны. ... Опасения по поводу исламизации экономики страны, заявил глава Государственного банка Пакистана Ишрат Хусейн в программном обращении на конференции 27 января, абсурдны и служат лишь для того, чтобы широко подчеркнуть клише и стереотипы Пакистана и ислама. проводится на Западе. «Большинство предположений и предпосылок, на которых были построены гипотезы об исламской экономической системе, имеют серьезные недостатки»…
  7. ^ Номан, Омар (2004). «Мотив прибыли в исламе: религия и экономика в мусульманском мире» (PDF) . В Хэтэуэе, Роберт М.; Ли, Уилсон (ред.). ИСЛАМИЗАЦИЯ И ПАКИСТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА . Международный центр ученых Вудро Вильсона. п. 77 . Проверено 30 января 2015 г. принятие всеобъемлющей обязательной исламской системы... не имеет политического или экономического смысла... сторонники исламской экономики не привели каких-либо строгих доказательств того, как принятие их рекомендаций ускорит экономический рост, сократит бедность или улучшит положение женщин. Аргументы, как правило, основаны исключительно на благочестии, а не на социально-экономических показателях.
  8. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.79.
  9. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.80.
  10. ^ Аси, Анвар, «На пути к исламской банковской системе», 2002 г. [ мертвая ссылка ]
  11. ^ Перейти обратно: а б с Нисар, Шарик . «Современные проблемы исламского банкинга» (PDF) . shariqnisar.com . п. 6. Архивировано из оригинала (PDF) 30 января 2015 года . Проверено 27 января 2015 г.
  12. ^ Дулипала, В. (2011). «Недооцененное национальное государство? Дебаты о Пакистане в позднеколониальной Северной Индии». Обзор экономической и социальной истории Индии . 48 : 381. дои : 10.1177/001946461104800303 . S2CID   145406179 .
  13. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.2, 60-64.
  14. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.2.
  15. ^ Наср, Сейед Вали Реза Наср (1996). Маудуди и создание исламского возрождения . Нью-Йорк, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 45–6. ISBN  0195096959 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Кепель, Жиль (2002). Джихад: путь политического ислама (изд. 2006 г.). ИБТаурис. стр. 100-1 100–101. ISBN  9781845112578 . Проверено 5 декабря 2014 г.
  17. ^ Майкл Хенг Сиам-Хенг, Тен Чин Лью (2010). Государство и секуляризм: взгляды из Азии § Генерал Зия-уль-Хак и покровительство исламизму . Сингапур: World Scientific. п. 360. ИСБН  9789814282383 .
  18. ^ Шафкат, Саид (2004). «Изобретение Пакистана заново: ислам, безопасность и демократия – что меняется?» (PDF) . В Хэтэуэе, Роберт М. (ред.). Исламизация и пакистанская экономика . Международный центр ученых Вудро Вильсона. п. 122 . Проверено 21 января 2015 г.
  19. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.40.
  20. ^ Третий Путь . Hymns Ancient & Modern Ltd., сентябрь 1985 г. Проверено 1 июня 2017 г.
  21. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.78.
  22. ^ Перейти обратно: а б Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.7.
  23. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.123.
  24. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.124.
  25. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.96.
  26. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр. 127-134.
  27. ^ Перейти обратно: а б Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр. 159.
  28. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.97.
  29. ^ Нисар, доктор философии, доктор профессор Шарик. «Проблемы исламизации экономики» (google docs) . Доктор Шариф Нисар, доктор экономических наук, является соредактором «Бюллетеня исламской экономики», Индия . Совместный редактор Бюллетеня исламской экономики Индии . Проверено 13 августа 2012 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Правительство США, Правительство США. «ЗИА-УЛ-ХАК» . Авторские права на эту работу принадлежат правительству США . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Проверено 13 августа 2012 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Администрация (июнь 2003 г.). «Исламизация при генерале Зия-уль-Хаке» . 1 июня 2003 года . История Пакистана: правила демократии . Проверено 12 августа 2012 г.
  32. ^ Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.128-9.
  33. ^ Хан, Что не так с исламской экономикой? , 2013 : с.297
  34. ^ Кеннеди, Чарльз (1996). "Введение". Исламизация законов и экономики, тематические исследования Пакистана . Анис Ахмад, автор введения. Институт политических исследований, Исламский фонд. п. 25.
  35. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр. 129-30.
  36. ^ Коран   2:275-8.
  37. ^ Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.130-1.
  38. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр. 131.
  39. ^ в Высоком суде Синда в то время
  40. ^ Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.95.
  41. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр. 132-3.
  42. ^ Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.99-100.
  43. Дело: Махмуд-ур-Рехман Фейсал против секретаря Министерства юстиции и парламентских дел.
  44. ^ Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.134-7.
  45. ^ Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.135-6.
  46. ^ «Исламский закон о процентах: решение Верховного суда Пакистана 1999 г. по рибе» . Юридический обзор Всемирного банка . Уолтерс Клювер. 2003. с. 393. ИСБН  9789041120014 . Проверено 26 января 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  47. ^ Кеннеди, Высшие суды Пакистана и запрет на ростовщичество , 2006 : стр.111-113.
  48. ^ Хэтэуэй, Исламизация и экономика Пакистана , 2006 : стр.2.
  49. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.130.
  50. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.131.
  51. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.162.
  52. ^ Хан, М. Акрам, «Исламское банковское дело в Пакистане: путь в будущее», Всепакистанский конгресс исламского образования, Лахор, 1992.
  53. ^ Хан, М. Фахим, «Исламское банковское дело, практикуемое сейчас в мире» в книге Ахмада Зиауддина и др. (ред.), Деньги и банковское дело в исламе, Институт политических исследований, Исламабад, Пакистан, 1983.
  54. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.151.
  55. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр. 138, 142.
  56. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.144.
  57. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.138-9.
  58. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.146.
  59. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.138.
  60. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.147-9.
  61. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.149-50.
  62. ^ Баеле, Ливен; Фарук, Моаззам; Онгена, Стивен (19 февраля 2014 г.). «О религии и искуплении: свидетельства невыполнения обязательств по исламским кредитам». Серия дискуссионных документов CentER № 2012-014 Дискуссионный документ Европейского банковского центра № 2012-008 . ССНР   1740452 .
  63. ^ Хэтэуэй, Исламизация и пакистанская экономика , 2006 : стр.4.
  64. ^ НИСАР, ШАРИК. «Современные проблемы исламского банкинга» (PDF) . shariqnisar.com . п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 30 января 2015 года . Проверено 27 января 2015 г.
  65. ^ Кемаль, Массачусетс (2007). Свежая оценка теневой экономики и уклонения от налогов в Пакистане: причины, последствия и связи с формальной экономикой (PDF) . Рабочий документ ПИДЕ. Пакистанский институт экономики развития. п. 28 . Проверено 10 июня 2017 г.
  66. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 , стр.99.
  67. ^ Шнайдер, Ф. (2006). Теневая экономика и коррупция во всем мире: что мы на самом деле знаем? (PDF) . Институт изучения труда, документ для обсуждения № 2315. стр. 23, 24, 27 . Проверено 10 июня 2017 г.
  68. ^ Перейти обратно: а б с Йогиндер Сиканд. «Провал исламизации в Пакистане [Рецензия на книгу «Пакистан, ислам и экономика — провал современности », Иззуд-Дин Пал]» . Йогиндер Сиканд . Оксфордский университет . Проверено 13 августа 2012 г.
  69. ^ Перейти обратно: а б Сиканд, доктор философии, Йогиндер; Изсуд-Дин Пал (23 сентября 1999 г.). «Провал исламизации в Пакистане». Пакистан, ислам и экономика: провал современности . Карачи, провинция Синд, Пакистан: Издательство Оксфордского университета, Карачи. п. 195. ИСБН  978-0195790689 . Проверено 16 февраля 2014 г.
  70. ^ Хан, Исламский банкинг в Пакистане , 2015 : стр.160-61.
  71. ^ Перейти обратно: а б Гош, Палаш (11 октября 2013 г.). «Дайте мне землю, много земли: только 5% пакистанцев владеют двумя третями сельскохозяйственных угодий; половина фермеров безземельны» . ibtimes.com . Интернэшнл Бизнес Таймс . Проверено 14 января 2015 г.
  72. ^ Перейти обратно: а б «Земельные реформы в Пакистане» . рассвет.com. 11 октября 2010 г. Проверено 2 января 2014 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Чарльз (1996). Исламизация законов и экономики, тематические исследования Пакистана . Институт политических исследований, Исламский фонд. п. 120.
  74. ^ Наср, Вали (2004). «Исламизация, государство и развитие» (PDF) . В Хэтэуэе, Роберт М.; Ли, Уилсон (ред.). ИСЛАМИЗАЦИЯ И ПАКИСТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА . Международный центр ученых Вудро Вильсона. п. 93 . Проверено 30 января 2015 г. На протяжении 1950-х годов земельная элита сопротивлялась попыткам земельной реформы, мобилизуя религиозную поддержку своей позиции. Исламистская партия Джамаат-и-Ислами помогла активизировать поддержку земельной элиты, подчеркнув неприкосновенность частной собственности в исламе. Альянсу удалось отменить планы правительства.
  75. ^ Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.122.
  76. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр. 109.
  77. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : с. 110.
  78. ^ Кеннеди, Чарльз (1996). Исламизация законов и экономики, тематические исследования Пакистана . Институт политических исследований, Исламский фонд. п. 121.
  79. ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр. 111.
  80. ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.114.
  81. ^ в Хафизе Мухаммаде Амине против Исламской Республики Пакистан PLD 1981, FSC 23.
  82. ^ Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.112.
  83. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр. 117.
  84. ^ Дело: Казалбаш Вакф и другие против главного земельного комиссара
  85. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр. 119.
  86. ^ Хан, Шахид Саид (22 сентября 2010 г.). «Земельные реформы – история, правовые проблемы и то, как шариатские суды их отменили» . светский Пакистан . Проверено 2 января 2014 г.
  87. ^ Кеннеди, Исламизация законов и экономики , 1996 : стр.120.
  88. ^ Салим, Арскал (2008). Вызов светскому государству: исламизация права в современной Индонезии . Издательство Гавайского университета. стр. 117–119 . ISBN  9780824832377 . Проверено 3 декабря 2014 г. закят Пакистан.
  89. ^ Хэтэуэй, Роберт М. (2004). Хэтэуэй, Роберт М; Ли, Уилсон (ред.). ИСЛАМИЗАЦИЯ И ПАКИСТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА (PDF) . Международный центр ученых Вудро Вильсона. п. 3 . Проверено 30 января 2015 г.

Научные ссылки

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6fb354d16f67f81f9f3390bb29775f78__1702769940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/78/6fb354d16f67f81f9f3390bb29775f78.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic economics in Pakistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)