Пятилетние планы Пакистана
![]() |
---|
![]() |
Пятилетние планы национальной экономики Пакистана ( урду : اقتصادی منصوبہ جاتِ پنج سالہ ، پاکستان ) (также известные как пятилетние экономические планы национальной экономики ) представляли собой серию общенациональных централизованных экономических планов и целей , часть инициатив экономического развития в Пакистане . [ 1 ] План был задуман Министерством финансов (МФ), изучен и разработан Экономическим координационным комитетом (ECC) на основе теории себестоимости производства , а также охватывал области системы «просачивания вниз» . Надзор и выполнение этой программы стали лозунгом гражданской бюрократии Пакистана с начала 1950-х годов. [ 2 ]
Вдохновленная пятилетними планами Советского Союза , программа была задумана и предложена министром финансов Маликом Гуламом. [ 3 ] Лиакату премьер-министру Али Хану , который первоначально поддержал программу в 1948 году. [ 4 ] Первые пятилетние планы были одобрены премьер-министром Али Ханом в 1950 г. на период 1950–55 гг.; он был принят с целью способствовать быстрой и усиленной индустриализации , расширению банковских и финансовых услуг с упором на тяжелую промышленность . [ 5 ] Хотя пятилетние планы не заняли весь отведенный им период времени, некоторые из них были провалены и заброшены, а некоторые были успешно завершены. Всего было восемь пятилетних планов (с 1950 по 1999 год). [ 1 ] и были заменены более эффективной программой - Среднесрочной программой развития (MTDF) под руководством премьер-министра Шауката Азиза (должность: 2004–2007 гг.). [ 1 ]
История
[ редактировать ]Первые пятилетки (1955-1960)
[ редактировать ]Хотя Пакистан официально не запустил первый пятилетний план, в этот период он предпринял различные инициативы в области развития. Ключевые области внимания включали сельское хозяйство, промышленность и развитие инфраструктуры. Во время раздела Британской Индии Соединенным Королевством Пакистан был относительно слаборазвитой страной. [ 6 ] страны Системы производства , транспорта , торговли и потребления привели к очень низкому уровню жизни, с небольшими возможностями для образования или экономического развития в стране. [ 6 ] В стране отсутствовали промышленность и финансовые услуги, а развитие сельского хозяйства было одним из самых низких в мире. [ 6 ] Подавляющее большинство населения по-прежнему проживало в деревнях и не было затронуто научно-техническим развитием последних двух столетий. [ 6 ] Раздел оказал серьезное влияние на существующую экономическую инфраструктуру страны, что нарушило массовое перемещение населения, торговлю и бизнес, каналы связи, промышленную и коммерческую организацию, а также острую необходимость создания новых временных правительств. [ 6 ] Экономическое планирование началось в 1948 году, когда премьер-министр Лиакат Али Хан представил первые пятилетние планы в парламенте Пакистана 8 июля 1948 года. Первый план был задуман Министерством финансов (МФ), а затем изучен и разработан Экономическим планированием. Координационный комитет (ECC) основан на теории себестоимости продукции , а также охватывает экономику просачивания вниз . [ 6 ] В рамках этой программы был создан Государственный банк Пакистана, чтобы дать толчок развитию банковских услуг в стране. [ 6 ] Основная экономическая инфраструктура была быстро расширена, и дефицит кадров был заполнен по мере того, как государственные доходы начали расти. [ 6 ] Валютная война с Индией, последовавшая за девальвацией британского фунта стерлингов и отказом Индии признать пакистанскую рупию в 1949 году, привела к тупику в индийско-пакистанской торговле . [ 6 ]
В середине 1950 года отношения были восстановлены, когда Индия и Пакистан возобновили торговлю, а в феврале 1951 года Индия официально признала валюту Пакистана после заключения нового торгового соглашения, но старые торговые отношения не были восстановлены. [ 6 ] Корейская война вызвала экономический бум, но после убийства Лиаката Али Хана в октябре 1951 года рост замедлился. Более того, попытки продолжить программу провалились, отчасти из-за нехватки штабных офицеров и отсутствия амбиций. [ 4 ] [ 6 ] В 1953 году программа рухнула, когда возникла нехватка одежды, лекарств и других товаров первой необходимости; существовала также серьезная нехватка продовольствия в результате муссонных наводнений после 1951 года. [ 6 ] Премьер-министр Хаваджа Назимуддин был вынужден прекратить программу после того, как запросил экономическую помощь у США и других дружественных стран. [ 6 ]
Переоценка и коллективизация
[ редактировать ]Новые исследования были проведены в 1955 году после провала первой программы. По данным переписи, более 90% населения проживало в сельской местности и только 10% - в городах. [ 6 ] В Восточном Пакистане доля городских жителей составляла всего 4,0% по сравнению с 18,1% в Западном Пакистане , хотя урбанизация росла ускоренными темпами. [ 6 ] В 1955 году премьер-министр Мухаммед Али Богра снова возобновил план и опубликовал его в 1956 году. [ 7 ] После переоценки программа была запущена снова, при этом развитие сельского хозяйства было высшим приоритетом, а сильный упор был сделан на быстрое наращивание усилий по развитию в Восточном Пакистане и в менее развитых районах Западного Пакистана. [ 7 ] Премьер-министр Гусейн Сухраварди из Авами Лиги уделял большое внимание развитию продовольствия, сельского хозяйства и социального развития в обоих государствах. Концепция коллективного хозяйства была введена Сухраварди в рамках его сельскохозяйственной политики, и на организацию сельского хозяйства в стране было потрачено около 27,0 миллионов рупий. [ 7 ] Однако эта программа была построена полностью из-за отсутствия важной информации и базовой статистики. [ 6 ]
На практике этот план не был реализован из-за его огромных размеров. Нехватка технических знаний также разрушила программу. [ 8 ] Правительство Авами Лиги также испытывало нехватку иностранной валюты для выполнения плана и не смогло найти внешнюю помощь для выполнения своих обязательств по первым пятилетним планам. [ 8 ]
Вторые пятилетки (1960–1965)
[ редактировать ]Несмотря на провал первых пятилетних планов, программы были возрождены и вновь сформулированы военным правительством президента Аюб Хана . [ 9 ] [ 10 ] Вторые пятилетние планы отдавали высший приоритет развитию тяжелой промышленности, развитию литературы и науки и имели единственную основную цель: «продвинуть страну, насколько это возможно, в течение следующих пяти лет по пути этих долгих лет». -диапазон целей.». [ 10 ] Дальнейшие улучшения были внесены в железные дороги , связь и транспорт. [ 10 ] Больше внимания уделялось промышленному развитию частного сектора и сельскому хозяйству; планы второй пятилетки предусматривали увеличение национального дохода на 20%. [ 10 ] Безработица была решена за счет индустриализации страны, и в целом крупное промышленное развитие было осуществлено в Западном Пакистане, тогда как на Востоке его было мало. [ 10 ] Вторая пятилетка превзошла свои основные цели, когда все отрасли продемонстрировали значительный рост, что также побудило частных предпринимателей участвовать в тех видах деятельности, в которых можно было получить большую прибыль, в то время как правительство действовало в тех секторах экономики, где частный бизнес не хотел действовать. [ 10 ]
Такое сочетание частного предпринимательства и социальной ответственности было воспринято как модель, которой могли бы следовать другие развивающиеся страны. Вторые пятилетние планы предусматривали развитие систем водоснабжения и электроснабжения в Восточном и Западном Пакистане, а также строительство энергетического сектора с помощью частного сектора. [ 11 ] Финансовые услуги во многом зависели от иностранных инвестиций и помощи Соединенных Штатов, которые поддерживали экономику. [ 12 ] Планы второй пятилетки имели довольно большой успех, но отчасти это произошло благодаря щедрым вливаниям иностранной помощи , особенно из Соединенных Штатов . предпочтение сельской агротехнической программы развития села с целью совершенствования агротехнических методов производства.
Третьи пятилетки (1965–1970)
[ редактировать ]После индо-пакистанской войны 1965 года из-за Кашмира уровень иностранной помощи снизился, и на Пакистан были наложены экономические ограничения. Третья пятилетка была разработана по образцу своего непосредственного предшественника и обеспечила лишь скромный рост. [ 13 ] К 1970 году страна стала урбанизированной, и по сравнению с 1950 годом только 10% населения проживало в сельской местности. [ 14 ] Третьи пятилетние планы способствовали инвестиционной деятельности частного сектора и имели тенденцию к увеличению прямых продуктивных инвестиций для стабильного развития финансового сектора . [ 15 ]
Третья программа была сосредоточена на росте валового национального продукта (ВНП) , который был увеличен на 122%, и была сосредоточена на расширении возможностей частного сектора для работы в стране. [ 16 ] Размер третьей программы был определен в свете тщательной оценки недавнего опыта реализации второй программы. [ 17 ] Хотя третья программа успешно выполнялась первые три года третьей пятилетки, но в итоге третья программа оказалась еще большим разочарованием с точки зрения провозглашенных производственных целей. [ 17 ] Выполнение третьей программы было неоспоримым, что привело к экономической катастрофе в стране. [ 17 ] Резко замедлился рост сельского хозяйства, что привело к отчаянному опустошению фермерского класса страны. [ 17 ]
Четвертые пятилетки (1970–1975)
[ редактировать ]От планов четвертой пятилетки отказались после падения Восточно-Пакистанской Дакки. Практически все четвертые пятилетние планы были обойдены правительством премьер-министра Зульфикара Али Бхутто . При Бхутто готовились только годовые планы, но они по большей части игнорировались.
Четвертая пятилетка была заменена программой национализации , которая предусматривала интенсивный уровень управления государственной собственностью на частные предприятия. Только научные аспекты четвертых пятилетних планов были приняты с целью превратить Пакистан в крупную «научную сверхдержаву» в мире. [ 18 ]
Пятые пятилетки (1978–1983 гг.)
[ редактировать ]Правительство Зия придавало большее значение планированию. Пятая пятилетка (1978–83) была попыткой стабилизировать экономику и повысить уровень жизни беднейших слоев населения. Увеличение расходов на оборону и поток беженцев в Пакистан после советского вторжения в Афганистан в декабре 1979 года, а также резкий рост мировых цен на нефть в 1979–1980 годах отвлекли ресурсы от запланированных инвестиций (см. «Пакистан становится прифронтовым государством», гл. . 5). Тем не менее, некоторые цели плана были достигнуты. Многие меры контроля над промышленностью были либерализованы или отменены, дефицит платежного баланса оставался под контролем, и Пакистан стал самодостаточным во всех основных продуктах питания, за исключением пищевых масел. Однако плану не удалось стимулировать значительные частные промышленные инвестиции и значительно увеличить расходы на развитие сельской инфраструктуры.
Шестая пятилетка (1983–88)
[ редактировать ]Шестые пятилетние планы представляли собой значительный сдвиг в сторону частного сектора. Он был разработан для решения некоторых основных проблем экономики: низкий уровень инвестиций и сбережений; низкая продуктивность сельского хозяйства; сильная зависимость от импортируемых энергоносителей; и низкие расходы на здравоохранение и образование. Экономика росла на целевом среднем уровне 6,5% в течение планового периода и превысила бы целевой показатель, если бы не сильные засухи в 1986 и 1987 годах.
Седьмая пятилетка (1988–93)
[ редактировать ]Семилетний план будет представлен правительством Беназир. Седьмой план предусматривал общие расходы государственного сектора в размере 350 миллиардов рупий. Из этой суммы 36,5% было выделено на энергетику, 18% на транспорт и связь, 9% на воду, 8% на физическую инфраструктуру и жилищное строительство, 7% на образование, 5% на промышленность и полезные ископаемые, 4% на здравоохранение и 11%. % для других секторов. В плане гораздо больший упор, чем раньше, уделялось частным инвестициям во всех секторах экономики. Общий объем запланированных частных инвестиций составил 292 миллиарда рупий, и ожидалось, что соотношение частных и государственных инвестиций вырастет с 42:58 в 1988 финансовом году до 48:52 в 1993 финансовом году. Предполагалось также, что корпорации государственного сектора будут финансировать большую часть своих инвестиций. собственные инвестиционные программы за счет прибыли и заимствований.
В августе 1991 года правительство создало рабочую группу по частным инвестициям для восьмой пятилетки (1993–98).
Восьмая пятилетка (1993–98)
[ редактировать ]Эта группа, в которую входили ведущие промышленники, президенты торговых палат и высокопоставленные государственные служащие, представила свой отчет в конце 1992 года. Однако в начале 1994 года восьмой план еще не был объявлен, главным образом из-за последовательных смен правительства в 1993 году. заставили министров сосредоточиться на краткосрочных вопросах. Вместо этого экономическая политика на 1994 финансовый год определялась годовым планом.
С июня 2004 года Комиссия по планированию дала пятилетнему плану новое название – Среднесрочные рамки развития (MTDF). Затем тридцать две рабочие группы подготовили MTDF на 2005–2010 годы.
Источники
[ редактировать ] В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
- « Планирование развития » (апрель 1994 г.) Страновое исследование: Пакистан . Библиотека Конгресса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Правительство Пакистана. «Список пятилетних планов народного хозяйства Пакистана» . Комиссия по планированию (Правительство Пакистана . Комиссия по планированию . Проверено 25 июня 2012 г.) .
- ^ Правительство «Очерк первой пятилетки» (PDF) . План первой пятилетки. Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Скрибд. «Раздел 3: Экономическая история» . Скрибд . Скрибд . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б FRD, Федеральный исследовательский отдел (апрель 1994 г.). «Планирование развития» (гугл книги) . В Питере Р. Бладе (ред.). Пакистан: страновое исследование . Соединенные Штаты Америки: Библиотека Конгресса. стр. 158–200. ISBN 0-7881-3631-3 .
- ^ МФ, Министерство финансов. «Первая пятилетка Пакистана» (PDF) . Министерство финансов . Правительство Пакистана. Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п МФ. «История первых пятилетних планов национальной экономики Пакистана» (PDF) . Первые пятилетние планы Пакистана . Правительство Пакистана (МФ). стр. 1–4, 6. Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 г. Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Правительство Пакистана. «План первой пятилетки» (PDF) . План первой пятилетки. Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Правительство Пакистана. «Проблема экономического развития и планирования» (PDF) . Проблема экономического развития и планирования. Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ «2-я пятилетка 1960–65» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Плановая комиссия. «Вторые пятилетки» (PDF) . Правительство Пакистана . Планы вторых пятилеток (часть I). Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ ПК. «Вода и энергия» (PDF) . Планы второй пятилетки (глава 8). Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ «Ресурсы и финансирование» (PDF) . Правительство Пакистана . Планы второй пятилетки (глава 2). Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ «Третья программа» . Третья программа.
- ^ «Обзор планируемого развития». Правительство Пакистана . Планы третьей пятилетки (глава I).
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Правительство Пакистан. «Частные инвестиции» (PDF) . Правительство Пакистан . Третья пятилетка (глава 7). Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Правительство Пакистан. «Два десятилетия развития» (PDF) . Планы третьих пятилеток (глава IА) . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Правительство Пакистан. «Ресурсы и финансы» (PDF) . Планы третьих пятилеток (глава 5). Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Правительство Пакистан. «Наука и технологический прогресс в Пакистане» (PDF) . Планы четвертой пятилетки . Проверено 26 июня 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пятилетние планы Комиссия по планированию Пакистана.