Моррасизм в Аргентине
Моррасизм в Аргентине — крайне правое политическое движение, направленное на создание целостного националистического авторитарного государства в Аргентине, следуя идеологии французского мыслителя Шарля Морраса .
Моррасизм был, наряду с паниспанизмом , важнейшим идеологическим прецедентом развития национализма . [1] Признавая отсутствие монархических претензий на страну, большинство аргентинских мауррасистов поддерживали авторитарное и антилиберальное традиционалистское государство, подобное диктатуре Хуана Мануэля де Росаса XIX века в Аргентинской Конфедерации . [2]
За исключением крайне редких случаев, латиноамериканские моррасисты были непримиримыми защитниками католической церкви как официальной и единственной религии латиноамериканских народов. [2] После того, как Моррас был осужден Святым Престолом , многие важные деятели раннего аргентинского мауррасизма стали склоняться к католическому интегрализму , что было указано как свидетельство важности религии в движении. [3] Аргентинские мыслители отождествляли maurrasian pays réel с католической и милитаристской идентичностью нации, в отличие от вымышленных pays légal созданных светскими политиками, пропагандировавшими «марксистский атеизм». Взгляды аргентинского мауррасизма , возможно, повлияли на религиозную политику Хосе Феликса Урибуру . [4]
Школы
[ редактировать ]Помимо строго ортодоксальных маррасистов и тех, кого нельзя отнести к какой-либо конкретной традиции, аргентинский вариант движения можно грубо разделить на две основные школы или «генеалогии», которые адаптировали идеи Морраса к контексту страны, используя различные выборочные прочтения. [5]
Традиционалистская школа
[ редактировать ]Первым из них был «традиционалист» ( исп . Tradicionalista ), который основывался на наиболее интегралистических взглядах Морраса и был направлен на организацию всего общества по католическим стандартам. Считая католицизм «единственной и истинной религией», традиционалисты хотели построить теократическое государство, в котором все сферы общественной жизни были бы подчинены религии. Движение, особенно подчеркивающее маюррасистскую историографию, подчеркивало упадок западной цивилизации со времен Реформации, ситуацию, усугубленную приходом Французской и Русской революций. Убежденные защитники элитарности и иерархии, традиционалисты не допускали каких-либо форм народного участия в правительстве и считали католицизм совершенно несовместимым ни с одним из политических направлений либерализма. Начатое писателями Сезаром Пико и Томасом Дарио Касаресом , акцент движения в Моррасе усилился после того, как папский запрет на «Французское действие» был снят в 1939 году и обращение автора в католицизм было обнародовано. Второе поколение традиционализма было вдохновлено католическим священником. Марио Пинто , считавший Морраса «хранителем высших ценностей христианской цивилизации». [5]
Традиционалистское направление пыталось примирить мавразианство с неотомизмом . Пинто связал оба метода, описывая «классический дух порядка», который они разделяли, и апеллируя к Анри Массисом анализу Морраса, проведенному в «Maurras et notre temps» , в то время как наиболее осторожные католические деятели, такие как Хулио Мейнвьель, защищали мауррасианскую систему мысли, но подчиняли ее томистическому подходу. доктрину, считая первую неполной. Другие мыслители защищали Морраса как «союзника» католицизма в борьбе с либерализмом и социализмом и воспринимали его идею как «третью альтернативу» двум полюсам холодной войны . [6] Кордовское издание La Nueva Provincia , тесно связанное с Томасом Мольнаром , защищало такую идеологическую систему как «самый блестящий синтез традиционалистских идей за всю историю этого столетия». Пик популярности традиционалистского мауррасизма пришелся на десятилетия 1960-1970-х годов, поскольку папский запрет снизил его актуальность в межвоенный период. [7]
Популистская школа
[ редактировать ]Второй школой была «популистская» ( исп . Populista ), которая защищала крайне правый национализм Морраса и пыталась связать его с перонизмом . популистов Несмотря на то, что большинство моррасистов- были католиками, роль религии не была такой центральной, как роль нации, в результате чего их называли «лучшими моррасистами», чем традиционалистами. Однако их благоприятные взгляды на население и отсутствие идеализированного прошлого подверглись критике как значительный идеологический пересмотр первоначальной системы мышления. Одним из наиболее важных представителей популистского движения был Жак-Мари де Маье, послевоенный французский изгнанник в Аргентине, который, получив большую часть своей политической формации из «Французского движения» в юности, пытался распространить свои идеи в своей новой стране. во время работы профессором в Национальном университете Куйо . [н. 1] Де Маье был близок к национал-синдикалистскому националистическому движению Такуара , в котором у него сложились конфликтные отношения с традиционалистом Хулио Мейнвьелем, который считал его коммунистом. [9]
Де Маье написал пролог к « Монологу узника» , первой опубликованной работе Морраса в Аргентине, в которой восхвалял его как теоретика «национальных революций», который мог бы быть полезен для развития перонизма. популисты Моррасисты- охотно поддержали бы маюррасийский национал-синдикализм, тенденцию, главным образом связанную с Серком Прудоном , который пытался соединить реакционную критику Морраса современного капитализма с идеями марксиста Жоржа Сореля , чтобы создать третью позицию между «либеральным буржуазным индивидуализмом» и «государственный коллективизм материалистического социализма». Де Маье считал Сореля отличным дополнением к двусмысленному подходу Морраса к «пролетарской проблеме»: синтез крайне левой и крайне правой критики современного общества был представлен как легитимация третьего позиционизма Перона, который предположительно восходит к Экономические взгляды Рене де ла Тур дю Пена . В своей статье «Современная контрэнциклопедия: Моррас и Сорель» де Маье защищал моррасианскую экономику как путь к развитию «национал-социализма». [10]
Первые представители
[ редактировать ]Как и в других латиноамериканских странах, maurrassisme первоначально был завезен в Аргентину студентами из высшего среднего класса, которые находились под идеологическим влиянием политической элитарности движения во время учебы в Европе, особенно из-за широкой доступности работ Морраса во Франции. [11] Подобные идеи впервые появились в Аргентине в связи с делом Дрейфуса , но не получили бума до конца Первой мировой войны, когда весь континент переживал глубокие культурные изменения, связанные с отказом от либеральной экономической модели и появлением культурного национализма над элитарным космополитизмом. [12] Развитию движения также способствовал процесс рекатолизации латиноамериканских интеллектуальных элит после столетия доминирования антиклерикализма . [13]
Мавразианская мысль пришла в Аргентину сначала через фигуры Хуана Эмилиано Каруллы и Альфонсо де Лаферрера. Среди первых аргентинцев, соприкоснувшихся с работами Морраса, Карулла стал директором первого националистического журнала страны La Voz Nacional , а позже основал собственное СМИ Bandera Argentina . Позже он отказался от мауррасизма и национализма, приняв обычный аргентинский консерватизм и приняв проамериканскую позицию. [14] В отличие от большинства аргентинских последователей французского мыслителя, Карулла в десятилетие 1930-х годов благосклонно относился к монархизму. Де Лаферрер, считавший себя «ортодоксальным моррасистом », сыграл центральную роль в обращении в движение своего младшего брата Роберто , который сыграет важную роль в последние годы движения. [15]
Альфонсо активно поддерживал союзные державы во время Первой мировой войны , а свои первые шаги в журналистике он совершил как резкий критик Иполито Иригойена правительства радикального . После поездки в Европу в 1920 году он проявил активный интерес к мысли Морраса, которого считал «своим хозяином», и взял на себя обязательство пропагандировать свои идеи среди правых аргентинских националистов. [16] В 1923 году де Лаферр вместе с Хулио Ноэ основал журнал «Политика» , в котором, помимо попыток литературной критики, он защищал интегральный национализм Морраса за «его монархическую доктрину непревзойденной силы», «его критику романтизма, развитую с удивительной диалектической силой». и «его классическая концепция города и красоты». Молодой мыслитель также критиковал фигуру Джона Мейнарда Кейнса , в котором он видел «катастрофического апостола примата экономики и политики». [17] Альфонсо отказался от своей просоюзной позиции в межвоенный период и выступил против Вудро Вильсона , который, благодаря своему « евангелическому и кантианскому образованию», якобы планировал чрезмерно идеалистическое решение Первой мировой войны и подготовил почву для «повторения трагедии». ". Влияние Морраса заставило де Лаферра следовать позитивистскому подходу к политике вместо идеалистического, поддерживать презрение к экономическим интересам, несмотря на защиту частной собственности, осуждать иррациональный характер романтизма в пользу классицизма, защищать внешние англофобские и германофобские взгляды и критиковать Договор. Версаля . [18]
Двумя наиболее известными представителями мауррасизма в Аргентине были братья Родольфо и Хулио Ирасуста . После четырехлетнего путешествия по Европе, в ходе которого они жили в Испании, Италии и Франции, они познакомились с Моррасом и были очарованы его системой мышления. Ранее последователи радикализма и сторонники Радикального гражданского союза , влияние Морраса в их политическом формировании было обширным. Хулио написал множество статей, восхваляющих французского автора, в аргентинской прессе, считая его восстановителем «вечных политических истин» и «самым выдающимся журналистом всех возрастов и мест». Тем не менее, Ирасуста не следовал роялистским идеалам Морраса целиком, а стремился адаптировать их к Аргентине с помощью организационно-эмпирического метода анализа, разработанного философом. В 1952 году, после смерти Морраса, Хулио написал статью, в которой оправдывал свою фигуру как «первого из граждан своего времени», и организовал памятный вечер в память о нем. Мероприятие в 1972 году, на котором присутствовали известные интеллектуальные и политические деятели, такие как Хулио Мейнвьель или Марсело Санчес Сорондо . [19] Хулио Ирасуста был сторонником монархической формы правления, в то время как Родольфо поддерживал недемократический республиканизм, основанный на корпоративистских принципах. [20] Противопоставляя «республику» охлократической демократии (аналогично аристотелевскому взгляду на политику), Родольфо Ирасуста утверждал, что «аргентинское государство является католическим по своему происхождению и конституции. Демократия по своей природе антикатолична. Демократия несовместима с аргентинскими институтами». ". [21] Поздние аргентинские мауррасисты будут продвигать нелиберальную республику , предположительно основанную на классической политике, выраженной в « Цицерона De Re Publica» , используя в качестве девиза, что «демократии нет в конституции ». [22]
Десятилетия спустя Ирасуста перевел на испанский язык «Mes idees politiques» и «L'Avenir de l'intelligence» и опубликовал их в Аргентине в 1962 и 1965 годах. [23]
Ранние СМИ и мысль
[ редактировать ]Новая Республика
[ редактировать ]Вернувшись в Аргентину в 1927 году, братья Ирасуста основали газету La Nueva República ( букв. « Новая республика » ), в которую вошли известные деятели правого аргентинского национализма, такие как Эрнесто Паласио , Томас Дарио Касарес или Хуан Эмилиано Карулла. сам стал частым писателем. Явно антилиберальная публикация послужила для аргентинских крайне правых интеллектуалов средством войти в контакт с испанским католическим интеллектуалом и дипломатом Рамиро де Маэсту , который находился в стране во время своего пребывания в качестве посла в Буэнос-Айресе во время диктатуры Примо. де Ривера . La Nueva Republica завершила свою деятельность в 1931 году, после того как президент Иполито Иригойен был свергнут в результате военного переворота . [24]
Рамиро де Маэсту назвал Морраса среди своих интеллектуальных предшественников, наряду с другими значимыми националистическими фигурами, такими как Антониу Сардинья или Анри Массис, и католическими мыслителями, такими как Г. К. Честертон и Илер Беллок . После вступления в 1927 году в Патриотический союз , единственную партию испанской диктатуры, он был быстро направлен в посольство в Аргентине, что было указано Примо де Риверой как возможный стратегический маневр с целью выдворить его из страны, учитывая его крайне реакционные точки зрения. [25]
Католический интегралистский журнал Criterio приветствовал его прибытие как «лучший подарок, который Родина преподнесла нам за долгое время», в то время как левые СМИ, такие как El Día или Nosotros, раскритиковали его назначение. La Nueva Republica выразила большой энтузиазм по поводу его прибытия, заявив, что диктатура «не могла выбрать лучшую» фигуру для развития отношений между Испанией и латиноамериканской Америкой. [н. 2] В отличие практически от всех аргентинских мауррасистов , Маэсту развил благосклонные взгляды на Иполито Иригойена, с которым у него были теплые отношения. Испанский автор восхищался политическим стилем президента, сравнивая его со стилем Хуана Мануэля де Росаса. [26] Неореспубликанцы регулярно встречались с Маэсту в посольстве Испании, благодаря чему испанский автор оказал большое влияние на мышление молодых людей. Националистическая газета станет первой из большинства правых политических групп Аргентины, которая поддержит идеи баскского мыслителя. [27] Несмотря на то, что Маэсту придерживался не строго мавразианского национализма, а национально-католического взгляда на такую концепцию, в котором религия выступала в качестве преобладающей объединяющей силы, его идеологические позиции быстро были включены в аргентинскую мавразианскую мысль. Хулио Ирасуста сравнил свои паниспанистские взгляды с «контрреволюционной программой» « Enquête sur la монархия» , одного из самых известных произведений Морраса. Преобладание религиозного национализма Морраса Маэсту над этнонационализмом было центральным аспектом неореспубликанизма. [28] как выразился Иразуста в 1931 году:
Согласно латинскому и, следовательно, испанскому критерию, расовая близость проистекает не только из крови. Расы, образующие латинизм, представляют собой не что иное, как суперпозицию новых этнических слоев, которые сформировали свою идентичность посредством связи, гораздо более сильной, чем переливание крови: посредством духовного единства. [ Если для испанцев ] раса существовала не в крови, а в крещении, [ и ] то, что объединяет испанцев и американцев больше, чем кровь и язык, — это религия, [ следствием является то, что ] те, кто обязуется уничтожить религиозные чувства наших люди, смешанные со всеми патриотическими чувствами, берутся разрушить самую крепкую и благородную связь, объединяющую наше общество. [27]
Неореспубликанцы впоследствии отвергли обвинения в фашизме. Как заявил Федерико Ибаргурен в 1969 году
мы, молодые революционеры (антилиберальные, но с автономными базами) «фашистского» поколения 1930 года, имели очень мало, очень мало. С другой стороны, мы были « лугонианцами » до мозга костей в те далекие времена La Nueva Republica . Быть «лугонианцем» — это не то же самое, что быть «фашистом». Очевидно. Фашизм как теория был создан в лаборатории интеллектуалов с социалистической спермой – тоталитарной и светской – двадцатого века; вместо этого аргентинский национализм питается древним латиноамериканским культом личности, где католическая традиция прорастает, как хорошо политое семя под землей. [29]
Огромное влияние католического традиционализма на это движение привело к тому, что его назвали «умеренным мауррасизмом ». [30] Тем не менее, местный архиепископ Сантьяго Копелло назвал «Новую Республику» «Французским аргентинским действием ». [31]
Эрнесто Паласио, главный редактор La Nueva Republica , стал одним из главных выразителей маурразийской мысли в стране. После молодости воинствующего анархизма Паласио обратился в католицизм и стал энтузиастом контрреволюционной философии. Присутствующий на мероприятии 1972 года, организованном Иразустой, Паласио разработал свою собственную националистическую политическую теорию, основанную на классицизме и авторитаризме. Его взгляды были глубоко критическими по отношению к либеральной демократии , особенно в отношении тех, которые он называл «демагогическими крайностями» аргентинского радикализма . [24]
Паласио напал на политиков своего времени, мотивированных «систематическим очернением того, что принадлежит нам, национальному, в пользу того, что чужое». Автор, считая аргентинское общество глубоко девиантным , впоследствии предпринял попытку тщательного изучения истории, чтобы найти «происхождение и судьбу» страны, что привело бы к формулировке его реставрационной программы. [н. 3] Паласио обвинил в национальном упадке либеральное представление о прогрессе , которое якобы уничтожило «религиозную силу и рыцарский идеализм», присутствовавшие в традиционных обществах , и напал на независимую революцию как разрушившую традиционное социальное сосуществование с целью установления эгалитарного и светского государства в обществе. капитализм, называемый « Золотым тельцом », может процветать. [32] Как и французские мауррасисты , La Nueva Republica возлагала вину за внедрение демократии и капитализма на союз между протестантами, масонами и евреями. [33] Добавление иностранцев к этой триаде составляет маюррасскую доктрину АнтиФранции .
Паласио считал, что упадку способствует разрушение старой аристократии и замена ее буржуазией, естественно непригодной для власти и командования из-за ее одержимости богатством. Индивидуализм и экономический либерализм, воплощенные в ценностях романтизма и Французской революции, изображались как центральные факторы морального кризиса и как вредные для иерархии, естественного порядка и католической церкви. После десятилетий «культурного варварства», вызванного отказом от латинской и христианской цивилизации и продвижением вульгарного и беспорядочного мировоззрения, «духовная контрреволюция» должна была быть осуществлена аристократической националистической элитой, обладающей достаточной политической волей для поиска для общего блага. Модельное государство Паласио будет основано на «естественном политическом порядке, предшествующем любому политическому контракту » и состоять из лидера -персоналиста и аристократического правящего класса, который будет управлять страной авторитарно, сохраняя при этом «республиканские добродетели и мораль». [34]
Специфическая функция правящего класса — управлять, функция народа — подчиняться. Это предполагает определенную нравственную идентификацию народа с правящим классом... когда правящий класс перестает представлять общество, потому что закрывается перед его желаниями, потому что он не обновляется в темпах социального прогресса, естественных изменений в обществе. идеи и обычаи, поскольку оно отвергает новые ценности и ставит под угрозу общую судьбу, община перестает сознавать себя в ней и в ее принципах, которые уже ничего не значат, и стремится выразить себя другими средствами. [35]
Паласио считал, что действительно «демократического» руководства можно достичь только через каудильо , который, как подлинный «представитель народа», «внушает доверие, уважение и любовь». Политический порядок не будет основан на законнических принципах, а естественным образом возникнет из естественно упорядоченного общества. Правящий класс должен был быть образованным политическим классом, а не экономическим, и представлять сообщество посредством его идентификации с традиционными ценностями, культурой и обычаями, а также «реагируя на преобладающие моральные и интеллектуальные притоки в сообществе». Паласио рассматривал аргентинский национализм не как современную идеологию, а как восстановление классических канонов католической латиноамериканской политической традиции , которые были преданы в пользу «англосаксонского либерализма». Оживление системы, основанной на общем благе, на «порядке, власти и иерархии» и на элитизме, восстановит традиционные принципы, от которых либеральная демократия отказалась ради установления промышленного капитализма. [36] Паласио похвалил Жозефом де Местром анализ Французской революции, проведенный , и поддержал интегралистскую концепцию законотворчества, заявив, что «люди не могут диктовать свои собственные законы, потому что их автономное сознание угрожает христианскому порядку». Назвав демократию «материальной гибелью и духовной смертью» страны, Паласио призвал всех католиков «искать пришествия временного царствования Христа ». [37] Он отрицал свои мавразианские убеждения в период осуждения Католической церковью, заявляя, что «как католики, мы не могли придерживаться и не придерживались фигуры, учение которой было осуждено непогрешимым главой Церкви». [38] и вернуться в движение, как только запрет будет снят.
Фронда
[ редактировать ]«Ла Фронда » ( букв. « Фронд » ) была консервативной газетой, которую возглавлял Франсиско Урибуру, политик- антиригойенист , который поддерживал Антиперсоналистский радикальный гражданский союз и стремился создать «республиканскую систему», свободную «от искажений», внесенных автор Иригойен. [н. 4] После поражения антиперсонализма на всеобщих выборах в Аргентине 1928 года и возвращения к власти Иполито Иригойена Урибуру решил принять значительно более воинственный и боевой стиль и решил предоставить место в своей газете другим молодым журналистам-иригойенистам. Эти новые сотрудники были набраны из маврасийской La Nueva República и католического интегралиста Criterio , некоторые из которых уже вступили в контакт с изданием после того, как Хусто Палларес Асебаль стал его главным редактором в 1926 году. [39]
Неореспубликанцы Родольфо Ирасуста, Эрнесто Паласио, Хуан Карулла и Лисардо Зия были частью первой группы, в то время как другие мауррасисты, такие как Роберто де Лаферрер, уже долгое время сотрудничали с Урибуру. Несмотря на то, что политические взгляды Урибуру сильно отличались от взглядов его новых партнеров, его стойкая ненависть к иригойенизму вынудила его допустить радикализацию своей газеты. После 1929 года, из-за его длительного отсутствия во время длительных поездок по Европе, молодые моррасисты взяли на себя редакционное руководство « Ла Фрондой » и превратили ее в явно антидемократическое и моррасистское издание, которое окажет большое влияние на будущие события в стране. . [40]
Государственный переворот 1930 года
[ редактировать ]В сентябре 1929 года неореспубликанцы, возглавлявшие Ла Фронду, основали Республиканскую лигу ( исп .: Liga Republicana ), жестокую организацию, напоминающую « Камелоты дю Руа» . [15] с целью проведения антииригойенистской активности на улицах. почти все сотрудники « Ла Фронды» В движение были вовлечены . Финансируемая лично Урибуру (несмотря на то, что она не придерживалась маррасизма ), Лига была привержена борьбе «своими методами» против Радикального Клана ( исп . Klan Radical ), жестокой городской боевой группы на службе Радикального Гражданского Союза. Несмотря на то, что Урибуру считал, что Лига должна была работать как дополнительная сила для партийной и парламентской оппозиции, члены лиги придерживались явно антидемократической риторики и стремились к насильственным боевым действиям как к способу преодоления «устаревшей» парламентской политики. Эти экстремистские точки зрения подорвут возможности Лиги по набору персонала. [40] Движение открыто заявляло, что следует модели Французской лиги действий 1905 года . [38]
На выборах в законодательные органы Аргентины 1930 года большинство представителей лиги решили поддержать основных антииригойенистских кандидатов в своих округах, не пытаясь создать общий фронт. Провал проекта Родольфо Ирасусты по формированию коалиции с Аргентинской патриотической лигой и некоторыми независимыми социалистами под руководством Мануэля Карлеса и Леопольдо Лугонеса привел к его окончательному выходу из Республиканской лиги. [40] [н. 5] Несмотря на то, что выборы показали определенный спад иригойенизма, этого оказалось недостаточно, чтобы вызвать ожидаемые изменения в политическом сценарии страны, что заставило аргентинских националистов искать иной путь отстранения радикализма от власти. Еще находясь в Европе, Урибуру начал изучать три политических заговора, которые различные сектора развивали с целью свержения президента. Его двоюродный брат Хосе Феликс Урибуру, армейский генерал, хотел свергнуть Иригойена в результате революционного националистического государственного переворота и захватить власть силой. Вице-президент Энрике Мартинес рассматривал возможность отставки Иригойена и прихода к власти путем конституционного правопреемства, в то время как генерал Агустин Педро Хусто разработал план прихода к власти при поддержке антииригойенистских политических партий. Франсиско был ближе к последней инициативе, но неореспубликанцы Ла Фронды поддержали Хосе Феликса, который наконец стал диктатором 6 сентября, после государственного переворота в Аргентине 1930 года . [41] Хосе Феликс Урибуру был подписчиком La Nueva Republica. [42]
Ла Фронда сыграла решающую роль в перевороте, как путем активного призыва гражданского населения к восстанию, так и посредством насильственных действий Республиканской лиги и Майского легиона ( испанский : Legión de Mayo ), еще одного гражданского ополчения, в котором неореспубликанцы, такие как Карулла, де Лаферрер, Эдуардо Муньис или Эктор Бустаманте приняли участие. В отличие от Республиканской лиги, связь Легиона с Ла Фрондой не была столь очевидной. По инициативе самого Урибуру и формально основанного депутатом-консерватором Альберто Виньясом, Легион начал свою деятельность в 1930 году в контексте заговора генерала, которому он был подчинен. [41]
Ла Фронда отпраздновала переворот и похвалила Лигу за сотрудничество. После того как Иригойен был окончательно свергнут, газета стала ревностным защитником эфемерной диктатуры и окончательно отказалась от любых либерально-консервативных остатков своей идеологии. Открыто одобряя и оправдывая подавление Урибуру конституционных прав, неореспубликанцы поддержали желание диктатора отменить всеобщее избирательное право в Аргентине . Ла Фронда не пропагандировала корпоративный этатизм до переворота, поэтому новости о его реализации недавно установленным режимом были восприняты с осторожностью. Газета уже предложила реформировать избирательные права путем введения ограничения избирательного права «образованием и моралью» и отмены тайного голосования . Однако после поражения национализма в Буэнос-Айресе на региональных выборах 1931 года Ла Фронда стала ярым сторонником корпоративизма и попросила правительство игнорировать все результаты выборов до тех пор, пока не будет внедрена новая система. После публикации первых результатов выборов газета призвала [43]
[...] сформировать союз вооруженных патриотов, святое братство порядочных людей, готовых сдержать любыми подходящими средствами подавляющее наступление орды преступников [...] да дубинкам , нет голосам! [44]
Несколько дней спустя правительство создало Аргентинский гражданский легион как воинственную организацию, находящуюся на службе правительства. Легион попытался поглотить другие националистические объединения, что вызвало раскол в Республиканской лиге: в то время как Карулла согласился на слияние с правительственной группой, де Лаферрер хотел остаться независимым. Ла Фронда институционально поддержала создание двух новых боевых организаций, направленных на поддержку администрации Урибуру и препятствование диктатуре «отклониться от первоначального курса». [44] Первой из них была Национальная реакция ( букв. « Национальная реакция » ), к которой быстро присоединились Эрнесто Паласио, Хусто Палларес Асебаль, Лисардо Зия и другие соответствующие деятели. Вторым было «Республиканское действие» ( букв. « Республиканское действие » ), основанное на манифесте, написанном Леопольдо Лугонесом и подписанном братьями Ирасуста, Сезаром Пико, Марио Лассагой и всеми вышеперечисленными. [45]
Несмотря на усилия националистов, диктатор проигнорировал их предложения и призвал к новым выборам. После того как Франсиско Урибуру вернулся из Европы, он реорганизовал Ла Фронду , чтобы поддержать либерально-консервативную кандидатуру Агустина Хусто и Хулио Аргентино П. Рока . Франсиско Урибуру не считал, что революция провалилась, и активно сотрудничал с режимом «Печально известного десятилетия» , даже став депутатом от консерваторов. Его соратники-националисты, с другой стороны, посчитали, что Хосе Феликсу Урибуру не удалось разрушить либерально-демократические институты, и отказались от поддержки правительства. [46]
Интерперонистские годы
[ редактировать ]После свержения Хуана Перона Освободительной революцией , maurrassisme нашел свое место среди националистических секторов переворота, которые поддержали Эдуардо Лонарди , генерала, который впоследствии пришел к власти на несколько месяцев вплоть до ноября 1955 года, когда его вытеснили либералы. -консерватор Педро Эухенио Арамбуру . Одним из основных националистических средств массовой информации, включивших в себя мауррасийский стиль и терминологию, был Azul y Blanco под руководством Марсело Санчеса Сорондо, который неоднократно отрицал свой мауррасистский характер из-за большой дискредитации, перенесенной движением, и предпочитал отождествлять себя с идеями Мориса Барреса . Azul y Blanco восстановил юридическую дихотомию «платит - платит» по религиозным мотивам и учитывает вклад Жана-Анри Аземы , старого члена Action Française, сосланного в Буэнос-Айрес из-за своего нацистского коллаборационизма. Влияние Морраса было очевидно в идеологических заявлениях газеты. [47] Azul y Blanco была закрыта правительством во время пика своей популярности из-за агрессивной критики президента Артуро Фрондизи , которого оно назвало коммунистом. [48] Самая непримиримая фракция Асуль-и-Бланко возобновила публикацию в 1966 году, когда генерал Хуан Карлос Онгания начал Аргентинскую революцию и свергнул президента Умберто Илью . Журналисты поначалу приветствовали переворот и с энтузиазмом защищали его, несмотря на то, что их постепенное разочарование стало очевидным к 1967 году, когда критика правительства стала основной темой СМИ. Фракция, возглавляемая Санчесом Сорондо, членами которой были Хуан Мануэль Абал Медина и сын Эрнесто Паласио, создала Движение национальной революции , чтобы обсуждать свою повестку дня с видными политиками, в то время как наиболее радикальные члены штаба покинули Azul y. Бланко и основал Координационную хунту Националиста , принявшую традиционалистскую идеологию. После возвращения Перона в Аргентину отношения между обеими группами стали особенно враждебными, особенно после того, как умеренные решили присоединиться к ФРЕХУЛИ . [48]
Несмотря на политические разногласия, наиболее влиятельные аргентинские деятели Морраса собрались в 1972 году в «Аргентинской комиссии чествованию по Шарля Морраса в двадцатую годовщину его смерти » . Возглавляемая Хулио Ирасустой и Альберто Фальчионелли , комиссия состояла из крайне разнородных фигур и в ее состав входили Энрике Сулета Альварес , Эрнесто Паласио и его сын Хуан Мануэль, Жан-Анри Азема, Хулио Мейнвиль, Марсело Санчес Сорондо, Альберто Эскурра Медрано и другие известные мыслители [н. 6] из всех трех школ аргентинского мауррасизма , но особенно из традиционалистской. [5] В рамках празднования с 13 по 17 ноября состоялась серия конференций известных маюррасских авторов и католическая месса. [49]
Другие поздние мавразийские мыслители
[ редактировать ]Альберто Фальсионелли
[ редактировать ]Альберто Фальсионелли (1910–1995) был французским легитимистом -монархистом и католиком-традиционалистом , который, получив большую часть своего политического образования в межвоенной Европе, отправился в Аргентину после окончания Второй мировой войны и с 1947 года до начала войны работал профессором в Университете Куйо. 1970-е годы. [50] Влиятельный деятель католического интегрализма в Аргентине , Фальсионелли преподавал современную историю и французскую литературу, а главным академическим интересом его был Советский Союз. В отличие от других мыслителей-антикоммунистов, которые критиковали марксизм, защищая капитализм, критика коммунизма Фальчионелли была сосредоточена на его неприятии рационализма и ценностей эпохи Просвещения. [51]
Сын одного из секретарей Морраса и членов-основателей «Французского действия» присоединился как к политическому движению, так и к « Камелотам дю Руа» , Фальсионелли в молодости . Альберто считал Морраса современным эквивалентом Фомы Аквинского и поддерживал тесные отношения с восточно-православной общиной собора Александра Невского , в основном состоящей из изгнанников из Белой армии, где он начал развивать свой интерес к России. Альберто считал Морраса своим maître à penser с 17 лет и никогда не отказывался от своих идей, вплоть до того, что во время папского запрета на «Французское действие» и он, и его отец посещали церковные службы вместе с ортодоксальной общиной. [52] Фальсионелли сначала бежал в Испанию, опасаясь репрессий против тех, кто симпатизировал режиму Виши , и, наконец, добрался до Аргентины во время правления Хуана Перона, которая из-за его позиционистских взглядов стала популярным местом для французских коллаборационистов времен Второй мировой войны. [53]
Описанный как член «реакционных французских крайне правых», Фальчионелли занимал царские позиции и желал восстановления династии Романовых к власти в России. Несмотря на заявление Перона о «поистине впечатляющем куче ошибок», он похвалил президента за то, что он «знал, как уберечь пролетариат от коммунистических ловушек», признав актуальность, приобретенную марксизмом в аргентинской интеллигенции после переворота 1955 года. [54]
Энрике Сулета Альварес
[ редактировать ]Описанный как «последний из маррасианцев», Энрике Сулета Альварес родился в 1923 году и умер в 2015 году. Последователь Морраса, он также вступал в контакт с деятелями карлистов и неофашистов во время своих частых поездок по миру. [55]
Его отец, Энрике Мануэль, был радикальным политиком-иригойенистом. Сулета стала мауррасисткой еще будучи ученицей средней школы благодаря произведениям братьев Ирасуста. Он был моложе обоих, знакомился с ними и вместе с одним из своих одноклассников посещал их дом, где они получали первые уроки политической философии. [56] Из-за проблем с астмой примерно в 1943 году он переехал из Буэнос-Айреса в Мендосу, где стал студентом, а затем профессором Национального университета Куйо. В годы учебы он стал активным пропагандистом мауррасизма среди своих одноклассников, добившись обращения в движение многих из них. Среди них был будущий католический философ Рубен Кальдерон Буше , с которым у него завязалась близкая дружба, которая позже была разорвана. [57]
Моррасистские убеждения Зулеты были поддержаны прибытием в университет Фальсионелли и Де Мье, недавно изгнанных из послевоенной Франции, которые оба во многом помогли популяризировать мауррасизм в стране. Первый оказал бы особенное влияние на историографическую мысль Сулеты, в то время как значимость второго в Мендосе была умеренной, особенно с учетом его конфликтных отношений с Фальчионелли и его последнего академического позора после антиперонистской революции 1955 года. [57]
После того, как его отец присоединился к перонистскому движению, антиперонизм Зулеты стал мотивом конфликта в его семье. Несмотря на то, что Мануэль пытался убедить своего сына поддержать новое правительство, Энрике был тверд в своих иразустианских взглядах и отвергал режим. Тем не менее, он не смог принять участие в революции 1955 года из-за долгой поездки во франкистскую Испанию, которую он предпринял в прошлом году. Во время своего пребывания в Европе он соприкоснулся как с франкизмом, так и с его растущими идеологическими противниками. Вернувшись в Аргентину, он поддержал мавразийское политическое объединение «Республиканский союз», созданное братьями Ирасустой, о чем позже пожалел. [58]
Отвергая любую партийную политическую деятельность на основании своих мавразианских убеждений, Сулета как независимый политик сотрудничал с Министерством образования во время правления Артуро Фрондизи. Несмотря на то, что его решение считалось по сути прагматичным, большая враждебность к Фрондизи со стороны крайне правых аргентинских националистов привела к столкновениям с другими интеллектуальными деятелями. В эти годы у него сложились дружеские отношения с писателем Хорхе Луисом Борхесом , а познакомился с другими мауррасистами Мануэлем Вега (чилийцем) и Луисом Альберто Кабралесом (никарагуанцем). во время своих путешествий по миру он [59]
Сулета сблизился с французскими крайне правыми во время написания в 1965 году книги «Введение в Морраса», в которой он продолжил исследование текстов и философов роялистской традиции с помощью братьев Ирасуста. Аргентинский мыслитель познакомился с Cahiers Шарлем Моррасом и с коллегой- моррасистом и деканом университета Франсуа Наттером . Его запросы привели его к восстановленному «Action Française» , в основном через его издательства. Сулета уже принял участие в крайне правом конгрессе в Европе, на котором он участвовал в конфликтах с представителями карлистов и встречался с соответствующими французскими деятелями, такими как Ролан Гоше . Закончив путешествие по Европе, Сулета в 1981 году стал ректором Университета Куйо. [60]
Сулета постоянно восхвалял Морраса, называя его своим интеллектуальным «отцом», «самым важным политическим мыслителем, появившимся во Франции за последние два столетия, и одним из величайших деятелей западной литературы и мысли всех времен». Аргентинский автор аплодировал ему за то, что он сыграл «почти пророческую» роль, идеализировал свои взгляды и особенно подчеркивал принцип Морраса « notreforce est d'avoir raison » («наша сила в том, чтобы быть правыми»). Как и другие аргентинские мауррасисты , Сулета считал авторитарный республиканский режим наиболее подходящим для контекста страны посредством организационно-эмпирического метода и называл себя «республиканским националистом», чтобы отличить свои идеи от довольно непримиримых фигур, таких как Хулио Мейнвиль. Сулета также попытался придать своим идеям латиноамериканскую основу в качестве ответа на распространённую критику со стороны братьев Ирасуста, которые изображали их как франкесадо и лицемерных националистов. Защита испанидада и римско-католической религии как объединяющего фактора аргентинского общества стала центральным аспектом его мысли. [61]
В интервью 2010 года, незадолго до своей смерти, Зулета похвалил французского мыслителя, заявив, что [62]
...Я читал «Аспекты Франции» , я читал Морраса; Моррас информировал меня о мире до самой своей смерти. В тот день, когда он умер, для меня это было как если бы умер отец, дедушка; В тот день я был опустошен, потому что он был моим великим интеллектуальным наставником. [62]
Что касается отношений Морраса с Орлеанским домом , в соответствии со своими республиканскими симпатиями Зулета затем сказал: [62]
... такова была трагедия Морраса, потому что Моррас, в конце концов, пришел к выводу, что он работал над возвращением Претендента на трон, а мы очень хорошо знаем, что Самозванец был бедным человеком, которого почти не существовало. Итак, вся эта огромная суета [ была предпринята ] для того, чтобы этот несчастный человек стал править троном Капетингов. [62]
См. также
[ редактировать ]- Испанский экшн
- Аргентинская патриотическая лига
- Фашизм в Уругвае
- Французское вмешательство в Мексику
- Лузитано интегрализм
- Интегральное государство
- Монархизм в Бразилии
- Монархизм в Мексике
- Монархизм в Уругвае
- Нацизм в Чили
- Православный перонизм
- Панлатинизм
- Патрианизм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Национальный университет Куйо, основанный в конце 1930-х годов, стал идеологическим центром католического национализма и традиционалистского мауррасизма после государственного переворота в Аргентине в 1943 году . [8]
- ^ Маэзту был автором книги «Defensa de la Hispanidad» , считающейся одним из основополагающих текстов паниспанизма . Он во многом помог популяризировать концепцию Испанидада и оказал значительное влияние на латиноамериканских крайне правых.
- ↑ Тщательный анализ истории с целью определения наиболее удобных политических действий и разработки идеологии, соответствующей национальной идентичности, является столпом маюррасистской позитивистской мысли. Этот процесс также упоминался ранее в отношении взглядов Иразусты.
- ^ Не путать с Франсиско Урибуру , умершим в 1906 году.
- ↑ Следует отметить, что, несмотря на свое название и риторику, Независимая социалистическая партия была идеологически довольно либерально-консервативной.
- ^ Серсосимо перечисляет Хулио Ирасусту, Альберто Фальсионелли, Федерико и Висенте.Массо, Хулио Мейнвьель, Эрве Ле Лей, Марио Пинто, Рауль Санчес Абеленда, Хуан Карлос Гойенече, Жан Азема, Марио Амадео, Карлос Ф. Ибаргурен, Федерико Ибаргурен, Энрике Сулета Пусейро, Энрике Сулета Альварес, Марсело Санчес Сорондо, Эрнесто Паласио, Хуан Мануэль Паласио, Фермин Чавес, Нимио де Анкин, Карлос М. Дардан, Фернандо де Эстрада, Игнасио Ансоатеги, Роке Рауль Арагон, Луис Альберто Барнада, Франсиско Босх, Эктор Бернардо, Рубен Кальдерон Буше, Альберто Эскурра Медрано, Родольфо Фоллари, Сезар Аугусто Фальсиола Морис Ларивьер, Бонифачо Ластра, Андре Лаксаг, Бернардино Монтехано, Роберто Мурга, Эктор Облигадо, Игнасио Пировано, Альберт Пайяр, Хуан Мануэль Медрано, Жан дю Мазо, Аугусто Падилья, Антонио Рего, Алехандро Саес Жермен, Белисарио Телло, Хуан Карлос Вильягра, Гильермо Сорракин, Рауль Торрес де Толоса, Франсиско Беллуард Эскурра, Клодомиро Ледесма и Хуан Антонио Уррестарасу Писарро в качестве всех известных участников, признавая неисчерпывающий характер исследования. [5] Примечательно наличие французских имен и фамилий.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диас Ньева 2010 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Диас Ньева 2010 , с. 98.
- ^ Лагуадо Дука 2006 , с. 243.
- ^ Тато 2005 , стр. 128.
- ^ Jump up to: а б с д Серсосимо 2017 , с. 103.
- ^ Серсосимо 2017 , с. 104.
- ^ Серсосимо 2017 , с. 105.
- ^ Серсосимо 2017 , с. 106.
- ^ Cersósimo 2017 , стр. 105–106.
- ^ Серсосимо 2017 , с. 107.
- ^ Товарищ 2009 , с. 283.
- ^ Товарищ 2009 , с. 286.
- ^ Товарищ 2009 , с. 287.
- ^ Диас Ньева 2010 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Серсосимо 2017 , с. 98.
- ^ Гринчпун 2014 , с. 118.
- ^ Grinchpun 2014 , стр. 131–132.
- ^ Гринчпун 2014 , с. 133.
- ^ Диас Ньева 2010 , стр. 84–85.
- ^ Ботти и Львович 2020 , с. 43.
- ^ Codera Sources 2023 , стр. 64–65.
- ^ Свердлов 2019 , стр. 52–53.
- ^ Серсосимо 2017 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Диас Ньева 2010 , с. 85.
- ^ Ботти и Львович 2020 , с. 38.
- ^ Ботти и Львович 2020 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Ботти и Львович 2020 , с. 46.
- ^ Ботти и Львович 2020 , стр. 48–49.
- ^ Ботти и Львович 2020 , с. 50.
- ^ Серсосимо 2017 , с. 99.
- ^ Товарищ 2009 , с. 292.
- ^ Орландо 2022 , с. 81.
- ^ Ботти и Львович 2020 , с. 42.
- ^ Орландо, 2022 , стр. 84–85.
- ^ Орландо, 2022 , стр. 85–86.
- ^ Орландо 2022 , с. 86.
- ^ Орландо 2022 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Компаньон 2009 , с. 293.
- ^ Тато 2005 , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б с Тато 2005 , стр. 121.
- ^ Jump up to: а б Тато 2005 , стр. 122.
- ^ Ботти и Львович 2020 , с. 41.
- ^ Тато 2005 , стр. 122–123.
- ^ Jump up to: а б Тато 2005 , стр. 123.
- ^ Тато 2005 , стр. 123–124.
- ^ Тато 2005 , стр. 124.
- ^ Серсосимо 2017 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Серсосимо 2017 , с. 102.
- ^ Серсосимо 2017 , с. 96.
- ^ Чезана и Фантино 2016 , с. 87.
- ^ Чезана и Фантино 2016 , с. 89.
- ^ Чезана и Фантино 2016 , с. 90.
- ^ Чезана и Фантино 2016 , с. 94.
- ^ Чезана и Фантино 2016 , с. 99.
- ^ Кукетти 2019 , с. 237.
- ^ Кукетти 2019 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б Кукетти 2019 , с. 241.
- ^ Кукетти 2019 , с. 242.
- ^ Кукетти 2019 , с. 243.
- ^ Кукетти 2019 , стр. 244–245.
- ^ Кукетти 2019 , стр. 246–248.
- ^ Jump up to: а б с д Кукетти 2019 , с. 248.
Библиография
[ редактировать ]- Ботти, Альфонсо; Львович, Даниил (2020). «Рамиро де Маэсту между испанским и аргентинским национализмом» (PDF) . В Галими, Валерия; Гори, Аннарита (ред.). Интеллектуалы на латинском пространстве в эпоху фашизма: пересекая границы . Рутледж изучает современную историю. Лондон: Рутледж. стр. 35–56. ISBN 978-1-138-48266-1 .
- Серсосимо, Факундо (2017). «Шарль Моррас и аргентинские националисты: прием и «использование» в постперонистские годы» (PDF) . Призмы (на испанском языке) (21): 95–113.
- Чезана, Мария Евгения; Фантино, Хуан Франциско (2016). «Мавразианский взгляд из Аргентины: интерпретации Альберто Фальчионелли китайской революции 1949 года, третьего мира и процессов деколонизации» . Эпохи (на испанском языке) (14): 87–138. ISSN 2250-6292 .
- Компаньон, Оливье (2009). «Моррасизм в Латинской Америке: сравнительное исследование аргентинских и бразильских случаев» . В Дарде, Оливье; Грюневальд, Мишель (ред.). Шарль Моррас и незнакомец - Незнакомец и Шарль Моррас (на французском языке). Питер Лэнг. стр. 283–305. ISBN 978-3-0343-0039-1 .
- Кукетти, Умберто (17 декабря 2019 г.). «Недостающие звенья во вселенной аргентинских правых: Энрике Сулета Альварес, последний из моррасианцев» . Ежегодник IEHS (на испанском языке). 34 (2): 237–253. ISSN 2524-9339 .
- Диас Ньева, Хосе (2010). «Заметки к изучению влияния Морраса в Латинской Америке» (PDF) . Анналы Фонда Франсиско Элиаса де Техада (на испанском языке) (16): 81–98.
- Фуэнтес Кодера, Максимилиано (07 сентября 2023 г.). «Латинизм и латиноизм среди латиноамериканских правых в межвоенной Испании и Аргентине» . Фашизм . 12 (1): 55–80. дои : 10.1163/22116257-bja10053 . hdl : 10256/23433 . ISSN 2211-6249 .
- Гринчпун, Борис Матиас (2014). «Против «поклонников деспотизма»: Альфонсо де Лаферрер перед Первой мировой войной» . ПолХис (на испанском языке). 7 (14): 117–137. ISSN 1853-7723 .
- Лагуадо Дука, Артуро Клаудио (2006). «Онгания и военный национализм в Аргентине» (PDF) . Гуманистические университеты (на испанском языке) (65): 239–260.
- Орландо, Диего А. (2022). «Духовная аристократия, республиканский элитизм и национализм: Эрнесто Паласио в книге «Новая республика, число и новый порядок» . Латиноамериканская и Карибская обсерватория (на испанском языке). 6 (2): 79–94. ISSN 1853-2713 .
- Свердлов, Мариано (07.11.2019). «Периферийные антимодерны: перевод, импорт и классическая традиция в Новой Республике» . Исследования по теории литературы - Цифровой журнал: искусство, литература и гуманитарные науки (на испанском языке). 8 (17): 47–63. ISSN 2313-9676 .
- Тато, Мария Инес (2005). «Стратегические союзы или идеологические слияния?: консерваторы и националисты в Аргентине в 1930-е годы» . Блокноты Claeh (на испанском языке). 28 (91): 119–135. ISSN 2393-5979 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Часть серии о |
Интегрализм |
---|