Jump to content

Клерикальный фашизм

Клерикальный фашизм (также клерофашизм или клерикофашизм ) — идеология, сочетающая в себе политические и экономические доктрины фашизма с клерикализмом . Этот термин использовался для описания организаций и движений, которые сочетают религиозные элементы с фашизмом, получают поддержку от религиозных организаций, симпатизирующих фашизму, или фашистских режимов , в которых духовенство играет ведущую роль.

Термин клерикальный фашизм (клерофашизм или клерикофашизм) появился в начале 1920-х годов в Королевстве Италия , относясь к фракции римско-католической Popolare Italiano (PPI), которая поддерживала Бенито Муссолини и его режим. Предположительно, его придумал дон Луиджи Стурцо , священник и лидер христианских демократов, выступавший против Муссолини и ушедший в изгнание в 1924 году. [1] хотя этот термин также использовался до марша Муссолини на Рим в 1922 году для обозначения католиков Северной Италии, которые выступали за синтез католицизма и фашизма. [2]

Стурцо проводил различие между «филофашистами», вышедшими из католической ППИ в 1921 и 1922 годах, и «клерикальными фашистами», оставшимися в партии после Марша на Рим , выступая за сотрудничество с фашистским правительством. [3] В конце концов, последняя группа объединилась с Муссолини, отказавшись от PPI ​​в 1923 году и создав Итальянский центр. PPI была распущена фашистским режимом в 1926 году. [4]

С тех пор этот термин используется учеными, стремящимися противопоставить авторитарно- консервативный клерикальный фашизм более радикальным вариантам. [5] Христианские фашисты сосредотачивают внимание на внутренней религиозной политике, например, на принятии законов и постановлений, отражающих их взгляд на христианство . Радикальные формы христианского фашизма или клерикального фашизма (клерофашизм или клерикофашизм) возникли на крайне правых позициях политического спектра в некоторых европейских странах в межвоенный период в первой половине 20 века. [6]

Фашистская Италия

[ редактировать ]
Муссолини (крайний справа) подписывает Латеранский договор ( Ватикан , 11 февраля 1929 г.)

В 1870 году вновь образованное Королевство Италия аннексировало оставшиеся Папские области , лишив Папу его светской власти . Однако в Латеранском договоре 1929 года признал Муссолини Папу суверенным правителем государства Ватикан , а римский католицизм стал государственной религией фашистской Италии . [7] [8]

В марте 1929 года был проведен общенациональный плебисцит для публичного одобрения Латеранского договора. Оппоненты были запуганы фашистским режимом: организация «Католическое действие» ( Azione Cattolica ) и Муссолини утверждали, что «против» проголосовали те «немногие опрометчивые антиклерикалы , которые отказываются принять Латеранские пакты». [9] Проголосовали почти девять миллионов итальянцев, или 90 процентов зарегистрированного электората, и только 136 000 проголосовали «против». [10]

Почти сразу после подписания договора отношения между Муссолини и церковью снова испортились. Муссолини «относился к католицизму как к второстепенной секте, которая распространилась за пределы Палестины только потому, что была привита к организации Римской империи». [11] После конкордата «за следующие три месяца он конфисковал больше номеров католических газет, чем за предыдущие семь лет». [11] Сообщается, что примерно в это время Муссолини был близок к отлучению от католической церкви. [11]

В 1938 году итальянские расовые законы и расовый манифест фашистский режим обнародовал с целью преследования итальянских евреев. [12] а также протестантские христиане , [8] [13] [14] [15] особенно евангелисты и пятидесятники . [13] [14] [15] Тысячи итальянских евреев и небольшое количество протестантов погибли в нацистских концентрационных лагерях . [12] [15] В январе 1939 года « Еврейский национальный ежемесячник» сообщил, что «единственным светлым пятном в Италии был Ватикан, где регулярно публиковались прекрасные гуманитарные заявления Папы». [ нужна ссылка ] Папа Пий XI лично принял в состав Папской академии наук профессора Вито Вольтерра , известного итальянского еврейского математика, изгнанного режимом со своего поста. [16] [ нужен лучший источник ]

Несмотря на тесный союз Муссолини с гитлеровской Германией, Италия не полностью приняла идеологию геноцида нацизма по отношению к евреям. Нацисты были разочарованы отказом итальянских властей сотрудничать в облавах на евреев, и ни один еврей не был депортирован до образования Итальянской Социальной Республики после Кассибилского перемирия . [17] В оккупированном Италией Независимом государстве Хорватия немецкий посланник Зигфрид Каше сообщил Берлину, что итальянские войска «очевидно находились под влиянием» оппозиции Ватикана немецкому антисемитизму. [18] По мере того как в Италии росли антиосевые настроения, использование Ватиканского радио для передачи папским неодобрением расовых убийств и антисемитизма разозлило нацистов. [19] Когда Муссолини был свергнут в июле 1943 года, немцы оккупировали Италию и начали облавы на евреев.

Около 4% сил Сопротивления формально представляли собой католические организации, но католики доминировали в других «независимых группах», таких как партизаны Фьямме Верди и Осоппо были католические боевики , а также в бригадах Гарибальди , такие как Бениньо Закканьини , который позже служил видным видным деятелем. Христианско-демократический политик. [20] В Северной Италии напряженность между католиками и коммунистами в движении привела к тому, что католики сформировали « Фьямме Верди» как отдельную бригаду христианских демократов. [21] После войны идеологические разногласия между бывшими партизанами вновь возникли, став отличительной чертой послевоенной итальянской политики . [22] [23]

Примеры клерикального фашизма

[ редактировать ]
Римско-католический священник Йозеф Тисо (справа), который был президентом Словацкой Республики , государства-сателлита нацистской Германии.
Католические прелаты во главе с архиепископом Алоизием Степинацем на похоронах Марко Дошена , одного из старших лидеров усташей , в сентябре 1944 года.
Члены движения Лапуа молятся, Вихтори Косола . в центре

Примеры политических движений, которые включают в свою идеологию определенные элементы клерикального фашизма, включают:

Национальный союз Португалии , возглавляемый премьер-министрами Антониу де Оливейра Саласаром и Марсело Каэтано, не считается фашистским такими историками, как Стэнли Г. Пейн , Томас Джерард Галлахер , Хуан Хосе Линц , Антониу Коста Пинту , Роджер Гриффин , Роберт Пэкстон и Говард Дж. Виарда считают его фашистским . , хотя историки, такие как Мануэль де Лусена, Хорхе Паис де Соуза, Мануэль Лофф и Эрминио Мартинс, [27] [28] [29] [30] Одним из действий Салазара был запрет национальных синдикалистов/фашистов. Салазар дистанцировался от фашизма и нацизма, которые он критиковал как «языческий цезаризм », не признававший ни юридических, ни моральных ограничений. [31]

Точно так же Отечественный фронт в Австрии, возглавляемый австрийскими католическими канцлерами Энгельбертом Дольфусом и Куртом Шушнигом , часто не считается полностью фашистской партией. Его называли полуфашистским и даже имитационным фашистом. Дольфус был убит нацистами, застрелен в своем кабинете эсэсовцами и оставлен истекать кровью. Первоначально его режим получил поддержку со стороны фашистской Италии, которая сформировала Фронт Стрезы . вместе с Великобританией и Францией [ нужна ссылка ]

Использование термина

[ редактировать ]

Ученые, которые согласны с использованием термина «клерикальный фашизм», спорят о том, какой из перечисленных примеров следует назвать «клерикальным фашистом», при этом усташи являются наиболее широко используемым примером. В приведенных выше примерах степень официальной католической поддержки и степень влияния клерикала на законотворчество и правительство различаются. Более того, некоторые авторы отвергают концепцию клерикального фашистского режима , утверждая, что весь фашистский режим не становится «клерикальным», если его поддерживают элементы духовенства, в то время как другие не готовы использовать термин «клерикальный фашизм» вне контекста то, что они называют фашистской эпохой , между окончанием двух мировых войн (1918–1945). [32]

Некоторые ученые считают некоторые современные движения формами клерикального фашизма, такие как «Христианская идентичность» и «Христианский реконструкционизм» в Соединенных Штатах ; [33] «самая опасная форма» исламского фундаментализма , [34] исламизм ; [35] и воинствующий индуистский национализм в Индии . [33]

Политический теоретик Роджер Гриффин предостерегает от «гиперинфляции клерикального фашизма». [36] По мнению Гриффина, использование термина «клерикальный фашизм» должно быть ограничено «своеобразными формами политики, которые возникают, когда религиозные священнослужители и профессиональные богословы втягиваются либо в сговор со светской идеологией фашизма (что особенно распространено в межвоенной Европе). ); или, что реже, удается смешать теологически незаконный коктейль из глубоко укоренившихся религиозных убеждений с фашистским стремлением спасти нацию или расу от упадка или краха». [37] Гриффин добавляет, что «клерикальный фашизм» «никогда не следует использовать для характеристики политического движения или режима в целом, поскольку он может быть, в лучшем случае, фракцией внутри фашизма», в то время как он определяет фашизм как «революционный, светский вариант ультранационализма, склонный к о тотальном возрождении общества посредством человеческой деятельности». [38]

В случае словацкого государства некоторые ученые отвергли использование термина «клерикальный фашизм» как ярлыка для режима, и они особенно отвергли использование термина «клерикальный фашист» как ярлыка для Йозефа Тисо . [39]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Итуэлл 2003 .
  2. ^ Лакер, Уолтер (25 октября 2006 г.). Истоки фашизма: исламский фашизм, исламофобия, антисемитизм . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 14 января 2008 года.
  3. ^ Сантулли, Карло (2001). Филофашисты и Народная партия (1923-1926) [ Филофашисты и Народная партия (1923-1926) ] (Диссертация) (на итальянском языке). Римский университет – Ла Сапиенца. п. 5.
  4. ^ Карло Сантулли, Там же.
  5. ^ Тревор-Ропер, HR (1981). «Феномен фашизма». В Вульф, С. (ред.). Фашизм в Европе . Лондон: Метуэн. п. 26. Цитируется по Eatwell (2003).
  6. ^ Фельдман, Турда и Джорджеску 2008 .
  7. ^

    В период после подписания Латеранского пакта 1929 года, провозгласившего католицизм государственной религией Италии в контексте всестороннего регулирования отношений Ватикана и итальянского правительства, католическая культурная поддержка Муссолини консолидируется.

    - Уайли Файнштейн, Цивилизация Холокоста в Италии: поэты, художники, святые, антисемиты (2003), с. 19, Лондон : Издательство Университета Фэрли Дикинсон , ISBN   0-8386-3988-7
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кертцер, Дэвид И. (2014). Папа и Муссолини: Тайная история Пия XI и подъема фашизма в Европе . Нью-Йорк : Рэндом Хаус . стр. 196–198. ISBN  978-0-8129-9346-2 .
  9. ^ Поллард 2014 , с. 49.
  10. ^ Поллард 2014 , с. 61.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Д.М. Смит 1982, с. 162–163
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордано, Альберто; Холиан, Анна (2018). «Холокост в Италии» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 15 августа 2018 г. В 1938 году итальянский фашистский режим Бенито Муссолини принял ряд расовых законов, которые наложили многочисленные ограничения на еврейское население страны. По оценкам, на момент принятия законов в Италии проживало около 46 000 евреев, из которых около 9 000 были рождены за границей и, таким образом, подвергались дальнейшим ограничениям, таким как требования к месту жительства. [...] По оценкам, с сентября 1943 года по март 1945 года было депортировано около 10 000 евреев. Подавляющее большинство погибло, главным образом в Освенциме .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поллард 2014 , стр. 109–111.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Занини, Паоло (2015). «Двадцать лет преследования пятидесятников в Италии: 1935-1955». Журнал современных итальянских исследований . 20 (5). Тейлор и Фрэнсис : 686–707. дои : 10.1080/1354571X.2015.1096522 . hdl : 2434/365385 . S2CID   146180634 . ; Занини, Паоло (2017). «Кульминация антипротестантского сотрудничества между фашистским государством и католической церковью: возникновение и применение циркуляра Буффарини Гвиди». Общество и история (на итальянском языке). 155 (155). ФранкоАнджели : 139–165. дои : 10.3280/SS2017-155006 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Пятидесятническая рисвеглио» (на итальянском языке). Ассамблеи Божии в Италии . Архивировано из оригинала 1 мая 2017 года . Проверено 15 августа 2018 г.
  16. См. «Ученые Ватикана», Содружество, 4 декабря 1942 г., стр. 187–188.)
  17. ^ Гилберт (2004) , стр. 307–308.
  18. ^ Гилберт (1986) , с. 466.
  19. ^ Гилберт (2004) , стр. 308, 311.
  20. ^ О'Рейли (2001) , с. 178.
  21. ^ О'Рейли (2001) , с. 218.
  22. ^ Кларк, Саймон (2018). «Послевоенная итальянская политика: застой и хаос» . Террор побеждён: итальянский подход к победе над терроризмом . Арлингтон, Вирджиния : Центр исследований политики безопасности при Школе политики и управления Шара ( Университет Джорджа Мейсона ). стр. 30–42. ISBN  978-1-7329478-0-1 . LCCN   2018955266 .
  23. ^ Фут, Джон (март 2012 г.). «Наследие итальянского Сопротивления» . История сегодня . 62 (3).
  24. ^ Биондич 2007b , с. 383-399.
  25. ^ Дияна Елача, Маша Коланович, Даниела Лугарич: Культурная жизнь капитализма в Югославии: (пост)социализм и его другое
  26. ^ Петрович, Предраг; Стакич, Исидора (29 мая 2018 г.). «Западные Балканы: форум по исследованию экстремизма» (PDF) . www.britishcouncil.rs . Британский Совет . стр. 9–10 . Проверено 24 октября 2018 г.
  27. ^ Мануэль де Лусена, Интерпретации салазаризма , 1984 г.
  28. ^ Хорхе Паис де Соуза, профессор Фашизма Салазара , University of Coimbra Press, 2012
  29. ^ Лофф, Мануэль (2008). Наш век фашистский! мир, увиденный Салазаром и Франко (1936-1945) [ Наш век фашистский! мир, увиденный Салазаром и Франко (1936-1945) ] (на португальском языке).
  30. ^ Мартинс, Эрминио; Вульф, С. (1968). Европейский фашизм .
  31. ^ Кей 1970 , с. 68.
  32. ^ Гриффин 2007 , с. 213-227.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берлет, Чип (2005). «Христианская идентичность: апокалиптический стиль, политическая религия, палингенезис и неофашизм» . В Гриффине, Роджер (ред.). Фашизм как тоталитарное движение . Нью-Йорк: Рутледж . п. 196. ИСБН  978-0-415-34793-8 . Проверено 23 ноября 2014 г. Мы с Лайонсом отнесли христианскую идентичность к категории клерикального фашизма, а также включили воинственное теократическое протестантское движение под названием «Христианский реконструктивизм». вырос из индуистского религиозного движения Раштрия Сваямсевак Сангх).
  34. ^ Берлет, Чип (2006). «Когда отчуждение поворачивает направо: популистский заговор, апокалиптический стиль и неофашистские движения» . В Лангмане, Лорен; Калекин-Фишман, Девора (ред.). Эволюция отчуждения: травма, обещание и тысячелетие . Роуман и Литтлфилд. п. 130. ИСБН  9780742518353 . В наиболее опасной форме теократический исламский фундаментализм может быть формой клерикального фашизма (теократического фашизма, построенного вокруг существующих институционализированных священнослужителей). Это спорная точка зрения...
  35. ^ Мозаффари, Мехди (март 2007 г.). «Что такое исламизм? История и определение понятия» (PDF) . Тоталитарные движения и политические религии . 8 (1): 17–33. дои : 10.1080/14690760601121622 . S2CID   9926518 . Проверено 23 ноября 2014 г. «Клерикальный фашизм», пожалуй, самое близкое к исламизму понятие.
  36. ^ Гриффин 2007 , с. 215.
  37. ^ Гриффин 2007 , с. 213.
  38. ^ Гриффин 2007 , с. 224.
  39. ^ Уорд 2013 , с. 267.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d84c96529b7129f15d50d7cbd1d825a__1720957920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/5a/0d84c96529b7129f15d50d7cbd1d825a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clerical fascism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)