Отдать Цезарю

« Отдавайте кесарю » — это начало фразы, приписываемой Иисусу в синоптических евангелиях , которая полностью гласит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу » (Божье Богу ). . [1]
Эта фраза стала широко цитируемым изложением отношений между христианством, светским правительством и обществом. Первоначальное сообщение, пришедшее в ответ на вопрос о том, законно ли евреям платить налоги кесарю , порождает множество возможных интерпретаций обстоятельств, при которых христианам желательно подчиниться земной власти.
Повествование
[ редактировать ]Во всех трех синоптических евангелиях говорится, что враждебно настроенные вопрошающие пытались заманить Иисуса в ловушку, заставив его занять явную и опасную позицию по вопросу о том, должны или не должны евреи платить налоги римским властям . В Евангелии от Матфея 22:15–22 и Марка 12:13–17 говорится, что задававшими вопросы были фарисеи и иродиане , тогда как в Евангелии от Луки 20:20–26 говорится только, что они были «соглядатаями», посланными «учителями закона и начальниками священники».

Они ожидали, что Иисус будет выступать против налога, поскольку их целью было «передать Его во власть и власть правителя». [2] Правителем был Пилат , и он был человеком, ответственным за сбор налогов в римской Иудее . Сначала спрашивающие льстили Иисусу, восхваляя его честность, беспристрастность и преданность истине. Тогда они спросили его, правильно ли евреям платить налоги, требуемые Цезарем. В Евангелии от Марка [3] задается дополнительный провокационный вопрос: «Должны ли мы платить или не должны?»
Иисус сначала назвал их лицемерами , а затем попросил одного из них достать римскую монету, пригодную для уплаты налога Цезаря. Один из них показал ему римскую монету , и он спросил, чья голова и надпись на ней. Они ответили: «Кесарю», и он ответил: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Спрашивающие были впечатлены. В Матфея 22:22 говорится, что они «удивились» ( ἐθαύμασαν ); не сумев поймать его дальше, и, удовлетворившись ответом, они ушли.
Похожий эпизод встречается и в апокрифическом Евангелии от Фомы (стих 100), но там монета золотая. Важно отметить, что в этом неканоническом Евангелии Иисус добавляет: «и дай мне то, что мое». [4] Тот же эпизод встречается во фрагменте также апокрифического Евангелия Эгертона : Иисуса спрашивают, правильно ли платить налоги правителям (т. е. римлянам), на что он возмущается и критикует вопрошающих, цитируя Книгу Исайи ; фрагмент прерывается сразу после этого. [5]
Исторический контекст
[ редактировать ]Монета
[ редактировать ]
монета идентифицируется как денарий . В тексте [6] и обычно полагают, что монета представляла собой римский динарий с головой Тиберия . Монету еще называют «копейкой дани». Надпись гласит: «Ти[беривс] Цезарь Диви Авг[всти] Ф[иливс] Авгвствс» («Цезарь Август Тиберий, сын Божественного Августа»). На реверсе изображена сидящая женщина, обычно идентифицируемая как Ливия, изображенная как Пакс . [7]
Однако было высказано предположение, что денарии не были в обычном обращении в Иудее при жизни Иисуса и что вместо этого монета могла представлять собой антиохийскую тетрадрахму с головой Тиберия и Августом на реверсе. [8] Еще одно часто выдвигаемое предположение - это динарий Августа с Гаем и Луцием на реверсе, в то время как монеты Юлия Цезаря , Марка Антония и Германика считаются возможными. [9]
Налоговое сопротивление в Иудее
[ редактировать ]Налоги, введенные Римом в Иудее, привели к беспорядкам. [10] Исследователь Нового Завета Уиллард Свартли пишет:
Налог, обозначенный в тексте, был особым налогом... Это был подушный налог , налог, установленный в 6 г. н.э. Проведенная в то время перепись (ср. Лк. 2:2) для определения богатства иудеев вызвала гнев страна. Иуда Галилейский возглавил восстание ( Деяния 5:37), которое удалось подавить лишь с некоторым трудом. Многие ученые связывают возникновение партии и движения зелотов с этим инцидентом. [11]
Еврейская энциклопедия говорит о зелотах :
Когда в 5 году Иуда из Гамалы в Галилее начал организованное сопротивление Риму, к нему присоединился один из лидеров фарисеев Р. Садок , ученик Шаммая и один из пламенных патриотов и народных героев, живших в то время. стать свидетелем трагического конца Иерусалима … Проведение переписи населения Квирином, римским прокуратором , с целью налогообложения рассматривалось как признак римского порабощения; и призыв зелотов к упорному сопротивлению угнетателю был встречен с энтузиазмом.
На суде Понтия Пилата Иисуса обвинили в содействии сопротивлению налогу Цезаря.
Тогда все они встали и привели Его к Пилату. И начали обвинять его, говоря: «Мы нашли этого человека, вводящего в заблуждение наш народ и запрещающего нам давать дань кесарю, и говорящего, что он сам — Христос, царь». ( Луки 23:1–4 )
Интерпретации
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2017 г. ) |

Этот отрывок много обсуждался в современном контексте христианства и политики , особеннопо вопросам отделения церкви от государства и налогового сопротивления .
Предзнаменование
[ редактировать ]Когда позже Иисус был распят, он в каком-то смысле отдал кесарю тело, принадлежавшее кесарю (человеческому, земному) царству, в то же время посвятив свою душу Богу. Августин Гиппонский Эту интерпретацию предложил в своей «Исповеди» , где он пишет:
Сам Он, Единородный, был создан, чтобы быть для нас мудростью и справедливостью и святостью, и он был причислен к нам, и он платил расплату, дань кесарю. [12]
Отделение церкви от государства
[ редактировать ]Иисус отвечает Понтию Пилату о природе его царства: «Царство Мое не от мира сего. Если бы Царство Мое было от мира сего, то рабы Мои воевали бы, чтобы Меня не отдали Иудеям. Но теперь ( или «как есть») Царство Мое не от мира» ( Иоанна 18:36 ); т. е. его религиозные учения были отделены от земной политической деятельности. Это отражает традиционное разделение христианской мысли, согласно которому государство и церковь имеют отдельные сферы влияния . [13] Это можно интерпретировать либо католическим, или томистским, путем ( учение Геласа ), либо протестантским, или локковским, путем ( разделение церкви и государства ).

Тертуллиан в «Идололатрии » истолковывает Иисуса как говорящего: «Образ Цезаря, который на монете, кесарю, а образ Божий, который на человеке, Богу; чтобы отдать кесарю действительно деньги, самому Богу. Иначе что же Божие, если все кесарю?» [14]
Теономический ответ
[ редактировать ]Х.Б. Кларк пишет: «Учение как Моисеева, так и христианского закона состоит в том, что правительства предопределены Богом и получают свою власть от Бога. В Ветхом Завете утверждается, что «власть принадлежит Богу» ( Псалмы 62:11 ), что Бог «нисмещает царей и ставит царей» ( Даниил 2:21 ) и что «Всевышний правит в царстве людей и дает его, кому пожелает» ( Даниил 4:32 ). сказано, что «...нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены» ( Римлянам 13:1 )». [15]
Р. Дж. Рашдуни расширяет: «В ранней Америке не было никаких сомнений, какой бы ни была форма гражданского правления, что вся законная власть исходит от Бога... Согласно библейской доктрине власти, потому что «действующие власти предопределены Богом ( Римлянам 13:1 ), всякая власть, будь то дома, в школе, государстве, церкви или в любой другой сфере, является подчиненной властью, находится под Богом и подчинена Его слову». Это означает, во-первых, что всякое послушание зависит от предварительного послушания Богу и Его Слову, ибо «мы должны повиноваться Богу, а не людям» ( Деяния 5:29 ; Деяния 4:19 ), хотя гражданское послушание и заповедано, оно означает. столь же очевидно, что первоочередное требование послушания Богу должно преобладать». [16]
Обоснование следования законам
[ редактировать ]Некоторые считают фразу «Отдайте кесарю кесарево» однозначной, по крайней мере, в той мере, в какой она предписывает людям уважать государственную власть и платить налоги, которые она требует от них. Апостол Павел также утверждает в 13-й главе Послания к Римлянам, что христиане обязаны подчиняться всем земным властям, утверждая, что, поскольку они были введены Богом, непослушание им приравнивается к непослушанию Богу.
В этой интерпретации Иисус попросил своих следователей предъявить монету, чтобы продемонстрировать им, что, используя его монеты, они уже признали фактическое правление императора и, следовательно, должны подчиниться этому правилу. [17]
Соблюдение обязательств при использовании преимуществ
[ редактировать ]Некоторые рассматривают притчу как послание Иисуса людям о том, что, если они пользуются преимуществами такого государства, как государство кесаря, в отличие от власти Бога (например, используя его законное платежное средство), они не могут впоследствии игнорировать законы такого государства. государство. Генри Дэвид Торо пишет в книге «Гражданское неповиновение» :
Христос ответил иродианам по их состоянию. «Покажите мне деньги дани», сказал он; – и один вынул из кармана копейку; — Если вы используете деньги, на которых изображено изображение Цезаря и которые он сделал ходовыми и ценными, то есть если вы — люди государства и с радостью пользуетесь преимуществами правления Цезаря, то верните ему часть его владеть, когда он этого требует; «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», – не оставляя их мудрее, чем раньше, относительно того, что есть что; ибо они не желали знать.
Меннонит Дейл Гласс-Хесс писал:
Для меня непостижимо, что Иисус мог учить, что некоторые сферы человеческой деятельности находятся вне власти Бога. Должны ли мы прислушиваться к Цезарю, когда он говорит идти на войну, или поддерживать войну, когда Иисус говорит в других местах, что мы не будем убивать? Нет! Мое восприятие этого инцидента таково, что Иисус не отвечает на вопрос о моральности уплаты налогов кесарю, а дает право принятия решения людям. Когда евреи предъявляют динарий по просьбе Иисуса, они демонстрируют, что уже ведут дела с кесарем на его условиях. Я прочитал слова Иисуса «Отдайте кесарю…» как означающие: «У вас есть долг перед кесарем! Тогда вам лучше его погасить». Евреи уже скомпрометировали себя. То же и для нас: мы можем отказаться служить Цезарю в качестве солдат и даже попытаться не платить за армию Цезаря. Но дело в том, что своим образом жизни мы влезли в долги перед Цезарем, который чувствовал себя обязанным защищать интересы, поддерживающие наш образ жизни. Теперь он хочет вернуть деньги, и уже поздно говорить, что мы ничего не должны. Мы уже скомпрометировали себя. Если мы собираемся играть в игры Цезаря, то нам следует ожидать, что за удовольствие от их наслаждения придется платить. Но если мы полны решимости избегать этих игр, тогда мы сможем избежать платы за них. [18]
Мохандас К. Ганди разделял эту точку зрения. Он написал:
Иисус уклонился от заданного ему прямого вопроса, потому что это была ловушка. Он никоим образом не был обязан на него отвечать. Поэтому он попросил показать монету для уплаты налогов. А затем сказал с испепеляющим презрением: «Как можете вы, торговцы монетами Цезаря и таким образом получать то, что для вас является выгодой от правления Цезаря, отказываться платить налоги?» Вся проповедь и практика Иисуса безошибочно указывают на отказ от сотрудничества, что обязательно включает в себя неуплату налогов. [19]
Римско-католический
[ редактировать ]Немецкий теолог Юстус Кнехт дает типичную проправительственную, римско-католическую интерпретацию:
Подчинение светской власти. Нам не только разрешено, но и приказано подчиняться власти государства и платить такие налоги и т. д. как и причитающиеся; ибо власть государства установлена Богом для защиты жизни и имущества подданных. Если бы не было светской власти, беспорядков, грабежей, убийств и т.д. будет безудержным; и, следовательно, поскольку власть государства существует ради блага подданных, обязанностью последних является уплата этих налогов и т. д. без чего его невозможно поддерживать. [20]
Налоговое сопротивление
[ редактировать ]меннонитов Пастор Джон К. Стоунер высказался от имени тех, кто интерпретирует эту притчу как разрешающую или даже поощряющую сопротивление налогообложению : «Мы сопротивляемся военному налогу, потому что обнаружили некоторые сомнения относительно того, что принадлежит кесарю, а что — Богу, и решили отдать преимущество сомнения перед Богом». [21]
Сопротивление американских квакеров военному налогу
[ редактировать ]По мере того, как в 17-19 веках развивалось сопротивление американских квакеров военным налогам, сопротивляющимся пришлось найти способ примирить свое сопротивление налогам со стихом «Отдать кесарю» и другими стихами из Нового Завета, которые поощряют подчинение правительству. Вот несколько примеров:
Примерно в 1715 году автор под псевдонимом «Филалет» опубликовал брошюру под названием « Дань Цезарю, как платят лучшие христиане…» , в которой он утверждал, что, хотя христиане должны платить «общие» налоги, налог, который явно предназначен для военных целей. эквивалентно приношению на алтаре языческому богу, и это запрещено. [22]
В 1761 году Джошуа Эванс выразил это так:
Другие назвали бы это упрямством во мне или противоречием учению Христа о воздаче должного кесарю. Но поскольку я старался сохранять свой ум в состоянии смиренного спокойствия, мне удавалось видеть сквозь такие беспочвенные аргументы; в этом тексте нет ничего, касающегося войны или благоприятного для нее. Хотя я был готов платить свои деньги за использование гражданского правительства, когда это требуется по закону; однако сознательные мотивы удерживали меня от оплаты расходов на убийство мужчин, женщин и детей или опустошение городов и стран. [23]
В 1780 году Сэмюэл Аллинсон распространил письмо по поводу налогового сопротивления, в котором он настаивал на том, что Цезарю принадлежало только то, что Цезарь не будет использовать в антихристианских целях:
… вопрос, заданный нашему Спасителю по этому поводу, заключался в злом умысле заманить его в ловушку и сделать виновным перед одной из великих партий или сект, существовавших тогда, которые расходились во мнениях по поводу уплаты налогов, его ответ, хотя и убедительный, был настолько мудро сформулирован, что Таким образом, он избегал оскорбления кого-либо из них, что он неизбежно должен был сделать, определив, что дань должна быть на неопределенный срок Цезарю. Наше первое и главное послушание принадлежит Всевышнему, даже вопреки человеку: «Надо повиноваться Богу, а не человекам» (Деяния 5:29). Следовательно, если дань требуется для антихристианского использования, то каждому христианину кажется правильным отрицать ее, поскольку Цезарь не может иметь права на то, что противоречит повелению Господа. [24]
В 1862 году Джошуа Мауле писал, что, по его мнению, инструкция «Отдать кесарю» совместима с сопротивлением военному налогу, поскольку не было оснований полагать наверняка, что налог, упомянутый в этом эпизоде, имел какое-либо отношение к войне:
Слова Христа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» часто приводились как доказательство того, что Он одобрял уплату всех налогов; в связи с этим говорят, что Цезарь тогда был занят войной. Однако различие достаточно ясное: то, что принадлежало Цезарю, несомненно, принадлежало гражданскому управлению; то, что принадлежит Богу, несомненно, представляет собой ясное и полное послушание Его заповедям и Его законам. Мы знаем, что все повеления и повеления Христа, которые могут быть применены к этому предмету, имеют одну тенденцию: они предписывают «мир на земле и благоволение людям». Однако мы не знаем, какова была точная природа и назначение дани, собираемой в те дни, а также какова была ситуация и обстоятельства, в которых тогда находились христиане или другие люди в отношении таких вещей. [25]
Христианский анархист
[ редактировать ]
Чем меньше у тебя есть кесаря, тем меньше ты должен отдать кесарю.
- Дороти Дэй , Католический рабочий
Христианские анархисты интерпретируют Евангелие от Матфея 22:21 не как призыв к поддержке налогов, а как дальнейший совет по освобождению от материальных привязанностей . Жак Эллюль считает, что этот отрывок показывает, что Цезарь может иметь права на деньги, которые он производит, но не на вещи, созданные Богом, как он объясняет: [26]
Воздайте кесарю...» никоим образом не делит осуществление власти на две сферы... Они были сказаны в ответ на другой вопрос: уплата налогов и монета. Знак на монете — знак Цезаря; это знак его собственности. Поэтому отдайте Цезарю эти деньги, это его. Речь не идет о легитимизации налогов! для Иисуса – это владения Маммоны , сатанинские владения!
Аммон Хеннаси истолковал Матфея 22:21 несколько иначе. Его судили за гражданское неповиновение , и судья попросил его согласовать свое сопротивление уплате налогов с указаниями Иисуса. «Я сказал ему, что Цезарь здесь слишком много дел, и кто-то должен встать на защиту Бога». В другом месте он интерпретировал эту историю следующим образом:
[Иисуса] спросили, верил ли Он в уплату налогов кесарю. В те дни в разных округах были разные деньги, и евреям приходилось менять свои деньги на римские, поэтому Иисус просил не еврейскую монету, а монету, которой платили дань, говоря: «Зачем искушать Меня?» Глядя на монету, Он спросил, чье изображение и надпись на ней начертаны, и ему ответили, что это Цезаря. Те, кто пытался обмануть Его, знали, что если Он скажет, что налоги должны быть уплачены кесарю, на Него нападут толпы, ненавидящие кесаря, а если Он откажется платить налоги, всегда найдется какой-нибудь предатель, который выдаст Его. Его миссия Он не должен был сражаться с кесарем, как это сделал Варавва, а должен был изгнать менял из Храма и основать Свою собственную Церковь. Никто не знает, подмигнул ли Он, чтобы сказать, что любой хороший еврей знал, что кесаря ничего не заслуживает, как Он сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», или нет, никто не знает.…Несмотря на то, что кто-то говорит, каждый из нас должен решить для себя, делать ли акцент на том, чтобы угодить кесарю или угодить Богу. У нас могут быть разные причины проводить здесь или там черту относительно того, сколько мы отдаем кесарю. Я принимаю решение, когда вспоминаю, что Христос сказал женщине, пойманной в грехе: «Пусть он без греха сначала бросит в нее камень». Я помню Его «Прости семьдесят раз по семь», что означает вообще отсутствие кесаря с его судами, тюрьмами и войной. [27]
Версии
[ редактировать ]У внеканонического Евангелия от Фомы также есть версия, которая гласит в версии 100 Стивена Паттерсона и Марвина Мейера: [28]
Они показали Иисусу золотую монету и сказали ему: «Люди римского императора требуют от нас налогов». Он сказал им: «Отдайте императору то, что принадлежит императору, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и дайте мне то, что принадлежит мне».
Фрагментарное Евангелие Эгертона в переводе «Версии ученого» (находится в «Полных Евангелиях ») 3:1–6 гласит: [29]
Они приходят к нему и допрашивают, чтобы подвергнуть его испытанию. Они спрашивают: «Учитель Иисус, мы знаем, что ты [от Бога], поскольку дела твои ставят тебя выше всех пророков. Скажи нам, можно ли платить правителям то, что им причитается? Должны ли мы платить они или нет?" Иисус знал, что они задумали, и возмутился. Затем он сказал им: «Почему вы оказываете мне услугу на словах как учителю, но не [делаете] то, что я говорю? Насколько точно пророчествовал о вас Исаия, когда говорил: «Этот народ чтит меня устами, но сердце их остается» далеко от меня; их поклонение мне пусто, [потому что они настаивают на учениях, которые являются человеческими] заповедями […]'
Современные ссылки
[ редактировать ]В Верховного суда США деле Тайлер против округа Хеннепин (2023 г.) главный судья Джон Робертс сослался на фразу в заключении суда относительно пункта о сборах и налогах на имущество штата. Главный судья объяснил решение суда, заявив, что «налогоплательщик должен отдать кесарю то, что принадлежит кесарю, но не более того». [30]
См. также
[ редактировать ]- Цезаропапизм
- Христианство и политика
- Монета во рту рыбы
- Доктрина двух королевств
- Налоговый иудаизм
- Притчи Иисуса
- Король Канут и прилив
- Римлянам 13 , еще одно библейское обсуждение того, как христианам следует взаимодействовать со светскими властями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэтью 22:21
- ^ Луки 20:20
- ^ 12:15
- ^ «Евангелие от Фомы» (PDF) . Перевод Ламбдина, Томаса О.
- ^ Дьюи, Артур Дж.; Миллер, Роберт Джозеф (2012). Полные евангельские параллели . Полбридж Пресс. ISBN 978-1-59815-035-3 .
- ^ Лексикон Тайера : динарион
- ^ «Тиберий, дань пенни» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Льюис, Питер Э.; Болден, Рон (2002). Карманный путеводитель по святому Павлу: монеты, встреченные апостолом во время его путешествий . Уэйкфилд Пресс. п. 19. ISBN 1-86254-562-6 .
- ^ Майкл Э. Маротта (2001). «Шесть Цезарей Дань Пенни» . Архивировано из оригинала 12 октября 2011 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Маршалл, IH Евангелие от Луки: комментарий к греческому тексту . п. 735.
- Гросс, Дэвид М. (ред.). Мы не будем платить!: Читатель налогового сопротивления . стр. 1–7. ISBN 1-4348-9825-3 .
- ^ Свартли, Уиллард М. (1980). «Христианин и уплата налогов, используемых для войны» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2006 года . Проверено 22 апреля 2006 г.
- ^ Augustine . Confessions . Translated by Ruden, Sarah . V.5.
- ^ Спайви, Джим (лето 1994 г.). «Разлука — не миф» . Юго-западный богословский журнал . 36 (5) . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Тертуллиан (1869). Робертс, Александр; Дональдсон, Джеймс (ред.). Сочинения Тертуллиана . Том. Я. Эдинбург: Т.&Т. Кларк. п. 164 .
- ^ Кларк, HB (1944). Библейский закон . Портленд, Орегон: Бинфордс и Морт. п. 51 .
- ^ Рашдуни, Р.Дж. (1973). Институты библейского права . Крейг Пресс. п. 214.
- ^ Браун, Джон (1839). Закон Христов о гражданском послушании, особенно при уплате дани (3-е изд.). Лондон: Уильям Болл. п. 183.
Это как если бы наш Господь сказал: «Обычное обращение монеты Цезаря среди вас показывает, что вы находитесь в определенном отношении к нему как к своему правителю». Выполнять все обязанности, возложенные на него в этом отношении».
- ^ Пичи, Титус (август 1993 г.). «Молчание и мужество: подоходные налоги, война и меннониты 1940–1993». Периодические статьи MCC (18): 29.
- ^ Ганди, Махатма (27 марта 1930 г.), «Отдать Цезарю» , «Молодая Индия» , заархивировано из оригинала 5 января 2016 г.
- Собрание сочинений Махатмы Ганди (PDF) . Том. 48. 1998 [1930]. п. 483.
- Гросс, Дэвид М. (2008). Мы не будем платить!: Читатель налогового сопротивления . Пресса пикетной линии. п. 373. ИСБН 978-1-4348-9825-8 .
- ^ Кнехт, Фридрих Юстус (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- ^ Налогоплательщики, не подавшие федеральные декларации о подоходном налоге: слушания в подкомитете по надзору за Бюджетным комитетом Палаты представителей, сто третий Конгресс, первая сессия, 26 октября 1993 г. . Типография правительства США . 1994. с. 154. ИСБН 0160440769 . Архивировано из оригинала 28 августа 2012 года.
- ^ Рэйкстроу, Уильям; (Филалет) (ок. 1715 г.). «Дань Цезарю, как платят лучшие христиане и с какой целью; с некоторыми замечаниями о недавнем энергичном походе против Канады. О гражданском правительстве, насколько оно несовместимо с правительством Христа в Его церкви. По сравнению с древним справедливым и Праведные принципы квакеров, их современная практика и доктрина с некоторыми заметками о дисциплине их церкви в этой провинции, особенно в Филадельфии». В Гроссе, Дэвид М. (ред.). Американское квакерское военное налоговое сопротивление . стр. 23–42. ISBN 978-1-4382-6015-0 .
- ^ Эванс, Джошуа (1761). "Капля в море". В Гроссе, Дэвид М. (ред.). Американское квакерское военное налоговое сопротивление . стр. 90–91. ISBN 978-1-4382-6015-0 .
- ^ Аллинсон, Сэмюэл (1780). «Причины против войны и уплата налогов за ее поддержку». В Гроссе, Дэвид М. (ред.). Американское квакерское военное налоговое сопротивление . стр. 154–171. ISBN 978-1-4382-6015-0 .
- ^ Мауле, Джошуа (1862). «У него не могло быть денег для этой цели». В Гроссе, Дэвид М. (ред.). Американское квакерское военное налоговое сопротивление . стр. 369–378. ISBN 978-1-4382-6015-0 .
- ^ Эллюль, Жак (осень 1980 г.). «Анархизм и христианство» (PDF) . Каталлагете . п. 20. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2012 года . Проверено 7 мая 2012 г.
- ^ Хеннаси, Аммон (февраль 1970 г.). Книга Аммона (5-е изд.). стр. 393–394.
- ^ «Сборник Евангелия от Фомы — Переводы и ресурсы» . gnosis.org .
- ^ Миллер, Роберт Джозеф, изд. (1992). Полные Евангелия . стр. 409–410. ISBN 0-944344-30-5 .
- ^ «Тайлер против округа Хеннепин, Миннесота и др.» (PDF) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Как политики и мессии избегают прямых ответов – точка зрения налогового инспектора
- Воздайте всем то, что им причитается: что должен знать каждый христианин о почитании гражданской власти и уплате налогов, часть 2 Дэвида Г. Хагопиана - продвигая аргумент о том, что Иисус повелел людям платить налоги своим фактическим правителям
- Неттервилл, Нед (17 марта 2008 г.). «Иисус из Назарета, протестующий против незаконных налогов» (PDF) (34-е изд.). Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2011 года. – Всесторонний анализ всего, что Иисус говорил или делал в отношении налогов и сборщиков налогов, как записано в канонических и неканонических Евангелиях.
- Кромарти, Майкл, изд. (1996). Еще раз о монете Цезаря: христиане и пределы правления . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс.
- «Отдать Цезарю» , Р. Дж. Рашдуни – взгляд христианского реконструктивиста.
- МакГлоун, Мэри М. (21 октября 2017 г.). «То, что мы должны Богу, — это карт-бланш» . Национальный католический репортер .