Jump to content

Деяния апостолов

Деяния 26:7–8, 20 на Папирусе 29 ( ок. 250 г. н.э. )

Деяния апостолов [а] ( Койне греческий : Деяния апостолов , Práxeis Apostólōn ; [2] латынь : Actūs Apostolōrum ) — пятая книга Нового Завета ; в нем рассказывается об основании христианской церкви и распространении ее послания в Римской империи . [3]

Деяния и Евангелие от Луки составляют двухчастное произведение « Лука – Деяния » одного и того же анонимного автора. [4] Традиционно автором считается Лука Евангелист , врач, путешествовавший вместе с апостолом Павлом . Обычно его датируют примерно 80–90 годами нашей эры, хотя некоторые ученые предполагают, что это 110–120 годы нашей эры. [5] Первая часть, Евангелие от Луки, рассказывает о том, как Бог мира исполнил свой план спасения через жизнь, смерть и воскресение Иисуса из Назарета . Деяния продолжают историю христианства в I веке , начиная с вознесения Иисуса на Небеса . Первые главы, действие которых происходит в Иерусалиме , описывают День Пятидесятницы (пришествие Святого Духа ), изгнание христиан из Иерусалима и основание церкви в Антиохии . Последующие главы повествуют о продолжении послания апостола Павла и завершаются его заключением в Риме, где он ожидает суда .

Лука-Деяния — это попытка ответить на теологическую проблему, а именно, как у Мессии евреев появилась преимущественно нееврейская церковь; ответ, который он дает, заключается в том, что весть Христа была послана язычникам, потому что в целом евреи отвергли ее . [3] Лука-Деяния также можно рассматривать как защиту движения Иисуса, адресованную евреям: большая часть речей и проповедей в Деяниях адресована еврейской аудитории, а римляне выступают в качестве внешних арбитров в спорах, касающихся еврейских обычаев и закона. [6] С одной стороны, Лука изображает последователей Иисуса как секту иудеев , а потому имеющих право на юридическую защиту как признанную религию; с другой стороны, Лука кажется неясным относительно будущего, которое Бог предназначил для евреев и христиан, прославляя еврейство Иисуса и его непосредственных последователей, а также подчеркивая, как евреи отвергли Мессию. [7]

Состав и обстановка [ править ]

Служение апостолов : Русская икона работы Федора Зубова , 1660 г.

Титул, единство Луки – Деяния, авторство и дата [ править ]

Название «Деяния апостолов» впервые было использовано Иринеем в конце II века. Неизвестно, было ли это существующее название книги или изобретенное Иринеем; кажется очевидным, что оно было дано не автором, поскольку слово práxeis (дела, действия) встречается в тексте только один раз ( Деян. 19:18 ) и там относится не к апостолам, а к делам, исповеданным их последователями. [2]

Евангелие от Луки и Деяний составляют двухтомный труд, который ученые называют Лука-Деяния . [4] Вместе они составляют 27,5% Нового Завета , что является крупнейшим вкладом, приписываемым одному автору, обеспечивая основу как для церковного литургического календаря, так и для исторической схемы, в которую последующие поколения вписывали свое представление об истории Иисуса и ранней церкви. . [8] Имя автора ни в одном томе не указано. [9] По церковному преданию, датируемому II веком, автором был Лука , названный сподвижником апостола Павла в трех посланиях, приписываемых самому Павлу; эта точка зрения все еще иногда выдвигается, но «критический консенсус подчеркивает бесчисленные противоречия между повествованием в Деяниях и подлинными посланиями Павла». [10] (Пример можно увидеть, сравнив рассказы Деяний об обращении Павла (Деяния 9:1–31, 22:6–21 и 26:9–23) с собственным заявлением Павла о том, что после этого события он оставался неизвестным христианам в Иудее ( Галатам 1:17–24).) [11] Автор «является поклонником Павла, но не разделяет взгляд Павла на себя как на апостола; его собственное богословие значительно отличается от богословия Павла по ключевым моментам и не отражает точно взгляды Павла». [12] Он был образованным человеком со средствами, вероятно, городским, и уважал ручной труд, хотя сам не был рабочим; это важно, потому что более интеллектуальные писатели того времени смотрели свысока на ремесленников и людей из малого бизнеса, которые составляли раннюю церковь Павла и, предположительно, были аудиторией Луки. [13]

Самая ранняя возможная дата написания Деяний Луки — около 62 г. н.э., время заключения Павла в Риме. [14] но большинство ученых датируют эту работу 80–90 годами нашей эры на том основании, что она использует Марка в качестве источника, оглядывается на разрушение Иерусалима и не демонстрирует никакого понимания посланий Павла (которые начали распространяться в конце первого века). ); если это действительно свидетельствует об осведомленности о посланиях Павла, а также о работе еврейского историка Иосифа Флавия, как полагают некоторые, то возможна дата начала II века. [5] [15] [16]

Рукописи [ править ]

Существует два основных текстовых варианта Деяний: западный текстовый тип и александрийский . Самые старые полные александрийские рукописи датируются IV веком, а самые старые западные — VI веком, а фрагменты и цитаты относятся к III веку. Западные тексты Деяний на 6,2–8,4% длиннее александрийских текстов, причем дополнения имеют тенденцию усиливать неприятие евреями Мессии и роли Святого Духа, стилистически отличаясь от остальных текстов Деяний. [17] Большинство ученых предпочитают александрийский (более короткий) тип текста западному как более аутентичный, но этот же аргумент отдает предпочтение западному типу текста перед александрийским в Евангелии от Луки, поскольку в этом случае западная версия является более короткой. [17]

Жанр, источники и историчность Деяний [ править ]

Название «Деяния апостолов» ( Praxeis Apostolon ), казалось бы, отождествляло ее с жанром, повествующим о деяниях и достижениях великих людей ( praxeis ), но это не было названием, данным автором. [2] Анонимный автор сопоставил книгу Деяний Луки с «повествованиями» (διήγησις, diēgēsis ), написанными многими другими, и описал свою собственную работу как «упорядоченное повествование» (ἀκριβῶς καθεξῆς). Точных аналогий ему нет ни в эллинистической, ни в еврейской литературе. [18] Автор, возможно, взял за образец труды Дионисия Галикарнасского , написавшего известную историю Рима, или еврейского историка Иосифа Флавия , автора истории евреев . [19] Подобно им, он закрепляет свою историю, датируя рождение основателя (Ромул для Дионисия, Моисей для Иосифа, Иисус для Луки) и, как и они, он рассказывает, как основатель рождается от Бога, авторитетно учил и являлся свидетелям после смерти перед восхождение на небеса. [19] В целом об источниках Деяний можно только догадываться. [20] но у автора был бы доступ к Септуагинте (греческий перевод еврейских писаний), Евангелию от Марка и либо гипотетическому сборнику «изречений Иисуса», называемому источником Q , либо Евангелию от Матфея . [21] [22] Он перенес некоторые эпизоды из Евангелия от Марка во времена апостолов — например, материал о «чистой» и «нечистой» пище из Марка 7 используется в Деяниях 10, а рассказ Марка об обвинении Иисуса в нападении на Храм (Марка 14:58) используется в истории о Стефане (Деяния 6:14). [23] Есть также точки соприкосновения (имеются в виду наводящие на размышления параллели, но нечто меньшее, чем явное доказательство) с 1 Петром , Посланием к Евреям и 1 Климента. [24] [25] О других источниках можно судить только на основании внутренних свидетельств: например, традиционное объяснение трех отрывков со словом «мы» состоит в том, что они представляют собой свидетельства очевидцев. [26] Поиск таких предполагаемых источников был популярен в XIX веке, но к середине XX века от него практически отказались. [27]

Деяния читались как достоверная история ранней церкви даже в послереформационную эпоху, но к 17 веку исследователи Библии начали замечать, что она была неполной и тенденциозной - ее картина гармоничной церкви совершенно противоречит той, которую дает Послания Павла, и в нем не упоминаются важные события, такие как смерть Петра и Павла. Ученый середины XIX века Фердинанд Баур предположил, что автор переписал историю, чтобы представить единых Петра и Павла и выдвинуть единую ортодоксальность против маркионитов (Маркион был еретиком II века, который хотел полностью отрезать христианство от Маркионита). евреи); Баур продолжает иметь огромное влияние, но сегодня интерес к определению исторической достоверности Деяний меньше (хотя она никогда не угасала), чем к пониманию богословской программы автора. [28]

Аудитория и намерение автора [ править ]

Евангелие от Луки было написано для чтения вслух группе последователей Иисуса, собравшихся в доме, чтобы разделить Вечерю Господню. [19] Автор рассчитывает на образованную грекоязычную аудиторию, но обращает свое внимание на конкретно христианские проблемы, а не на греко-римский мир в целом. [29] Он начинает свое Евангелие с предисловия, адресованного Феофилу ( Лк. 1:3 ; ср. Деян. 1:1 ), сообщая ему о своем намерении предоставить «упорядоченный отчет» о событиях, который приведет его читателя к «уверенности». [13] Он писал не для того, чтобы дать Теофилу историческое оправдание — «неужели это произошло?» — а для того, чтобы укрепить веру — «что произошло и что все это значит?» [30]

Деяния (или Луки-Деяния) задуманы как произведение «назидания», что означает «эмпирическую демонстрацию того, что добродетель превосходит порок». [31] [32] Работа также затрагивает вопрос о надлежащих отношениях христианина с Римской империей, гражданской властью того времени: может ли христианин подчиняться Богу, а также кесарю? Ответ неоднозначный. [6] Римляне никогда не выступают против Иисуса или его последователей, если их не провоцируют евреи. В сценах суда с христианских миссионеров всегда снимают обвинения в нарушении римских законов, а Деяния заканчиваются тем, что Павел в Риме провозглашает христианское послание под защитой Рима; в то же время Лука ясно дает понять, что римляне, как и все земные правители, получают свою власть от сатаны, тогда как Христос является правителем Царства Божия . [33]

Структура и содержание [ править ]

Деяния 1:1–2а из XIV века Минускул 223

Структура [ править ]

Деяния разделены на 28 глав . Работа имеет два ключевых структурных принципа. Первое — это географическое движение из Иерусалима, центра народа Божьего Завета, евреев, в Рим, центр языческого мира. Эта структура восходит к предыдущей работе автора, Евангелию от Луки , и обозначена параллельными сценами, такими как высказывание Павла в Деяниях 19:21, которое перекликается со словами Иисуса в Луки 9:51: Целью Павла является Рим, как и Иисус. имел Иерусалим. Второй ключевой элемент — это роли Петра и Павла: первый представляет иудейско-христианскую церковь, второй — миссию среди язычников. [34]

  • Переход: повторение предисловия, обращенного к Феофилу, и заключительные события Евангелия (Деяния 1–1:26).
  • Петровское христианство: еврейская церковь от Иерусалима до Антиохии (Деяния 2:1–12:25)
2:1–8:1 – начало в Иерусалиме
8:2–40 – церковь распространяется на Самарию и за ее пределы.
9:1–31 – обращение Павла
9:32–12:25 – обращение Корнилия и образование Антиохийской церкви.
  • Павловое христианство: языческая миссия из Антиохии в Рим (Деяния 13:1–28:31)
13:1–14:28 – продвижение языческой миссии из Антиохии.
15:1–35 – утверждение языческой миссии в Иерусалиме.
15:36–28:31 – языческая миссия, достигающая кульминации в истории страстей Павла в Риме (21:17–28:31).

Схема [ править ]

Содержание [ править ]

Евангелие от Луки началось с пролога, обращенного к Феофилу; Деяния также начинаются обращением к Феофилу и ссылаются на «мою предыдущую книгу», почти наверняка на Евангелие.

Апостолы и другие последователи Иисуса встречаются и выбирают Матфия, чтобы заменить Иуду Искариота в качестве члена Двенадцати. В Пятидесятницу сходит Святой Дух и дарует им силу Божию, а Петр и Иоанн проповедуют многим в Иерусалиме и совершают исцеления, изгнание злых духов и воскрешение мертвых . Первые верующие делят все имущество вместе , едят в домах друг друга и вместе поклоняются. Сначала многие евреи следуют за Христом и крестятся, но последователей Иисуса начинают все чаще преследовать другие евреи. Стефана обвиняют в богохульстве и побивают камнями . Смерть Стефана знаменует собой важный поворотный момент: евреи отвергли эту весть, и отныне она будет передана язычникам. [35]

Смерть Стефана положила начало гонениям, и многие последователи Иисуса покинули Иерусалим. Весть донесена до самаритян, народа, отвергнутого евреями, и язычников . Савл из Тарса , один из иудеев, преследовавших последователей Иисуса, благодаря видению обратился и стал последователем Христа (событие, которое Лука считает настолько важным, что он рассказывает о нем трижды). Петр, направляемый рядом видений, проповедует Корнилию Сотнику , язычнику богобоязненному, который становится последователем Христа. Святой Дух сходит на Корнилия и его гостей, подтверждая тем самым, что весть вечной жизни во Христе предназначена для всего человечества. Языческая церковь основана в Антиохии (северо-запад Сирии, третий по величине город империи), и здесь последователи Христа впервые называются христианами. [36]

Миссия к язычникам продвигается из Антиохии и подтверждается на встрече в Иерусалиме между Павлом и руководством Иерусалимской церкви. Следующие несколько лет Павел проводит, путешествуя по западной части Малой Азии и Эгейскому морю, проповедуя, обращая и основывая новые церкви. Во время визита в Иерусалим на него нападает еврейская мафия. Спасенный римским полководцем, евреи обвиняют его в том, что он революционер , «главаря секты назареев», и заключают в тюрьму. Позже Павел отстаивает свое право как римского гражданина на суд в Риме и отправляется морем в Рим, где проводит еще два года под домашним арестом, провозглашая Царство Божие и свободно уча о «Господе Иисусе Христе». «Деяния» внезапно обрываются, не описывая исход проблем Павла с законом. [37]

Теология [ править ]

Обращение Поля из Часослова Этьена Шевалье (ок. 1450–1460) Жана Фуке в замке Шантильи.

До 1950-х годов «Лука – Деяния» рассматривались как исторический труд, написанный для защиты христианства перед римлянами или Павлом от его недоброжелателей; с тех пор возникла тенденция рассматривать эту работу в первую очередь как теологическую. [38] Богословие Луки выражается прежде всего через его всеобъемлющий сюжет, то, как сцены, темы и персонажи объединяются, чтобы построить его особое мировоззрение. [39] Его «история спасения» простирается от Сотворения мира до настоящего времени его читателей, в три века: во-первых, время «Закона и Пророков» (Лк. 16:16), период, начинающийся с Бытия и заканчивающийся появлением Иоанна Крестителя (Луки 1:5–3:1); во-вторых, эпоха Иисуса, в которой было проповедано Царство Божие (Лк. 3:2–24:51); и, наконец, период Церкви, начавшийся с взятия воскресшего Христа на Небеса и закончившийся Его вторым пришествием . [40]

Книга Луки-Деяния представляет собой попытку ответить на богословскую проблему, а именно: как Мессия, обещанный евреям, оказался в преимущественно нееврейской церкви; ответ, который он дает, и его центральная тема заключается в том, что послание Христа было послано язычникам, потому что евреи отвергли его. [3] Эта тема представлена ​​в 4-й главе Евангелия от Луки, когда Иисус, отвергнутый в Назарете, напоминает, что пророки были отвергнуты Израилем и приняты язычниками; в конце Евангелия он повелевает своим ученикам проповедовать его послание всем народам, «начиная с Иерусалима». Он повторяет повеление из Деяний, говоря им проповедовать «в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии и до края земли». Затем они приступают к этому в указанном порядке: сначала Иерусалим, затем Иудея и Самария, затем весь (римский) мир. [41]

Для Луки Святой Дух является движущей силой распространения христианской вести, и он уделяет этому больше внимания, чем любой другой евангелист. Дух «изливается» в Пятидесятницу на первых верующих самаритян и язычников, а также на учеников, которые были крещены только Иоанном Крестителем , каждый раз в знак одобрения Божьего. Святой Дух представляет Божью силу (во время своего вознесения Иисус говорит своим последователям: «Вы получите силу, когда Святой Дух сойдет на вас»): через него ученикам дается речь, чтобы обратить тысячи людей в Иерусалиме, образуя первую церковь ( этот термин впервые используется в Деяниях 5). [42]

Одним из вопросов, обсуждаемых учеными, является политическое видение Лукой отношений между ранней церковью и Римской империей. С одной стороны, Лука обычно не изображает это взаимодействие как прямой конфликт. Скорее, есть способы, при которых каждый мог считать отношения с другим весьма выгодными для своего собственного дела. Например, ранним христианам, возможно, было приятно услышать о защите, которую Павел получил от римских чиновников от бунтовщиков из язычников в Филиппах (Деяния 16:16–40) и Ефесе (Деяния 19:23–41), а также дважды от еврейских бунтовщиков (Деяния 17:1–17; Деяния 18:12–17). Между тем, римские читатели, возможно, одобряли порицание Павлом незаконной практики магии (Деяния 19:17–19), а также дружеские отношения с римскими чиновниками, такими как Сергий Павел (Деяния 13:6–12) и Фест (Деяния 13:6–12). Деяния 26:30–32). Более того, в Деяниях нет никаких описаний борьбы между христианами и римским правительством в результате имперского культа последнего. Таким образом, Павел изображается как сдерживающий фактор между церковью и Римской империей. [43]

С другой стороны, такие события, как заключение Павла в тюрьму руками империи (Деяния 22–28), а также несколько встреч, которые негативно отражаются на римских чиновниках (например, желание Феликса получить взятку от Павла в Деяниях 24: 26) служат конкретными точками конфликта между Римом и ранней церковью. [44] Возможно, самая значительная точка противоречия между римской имперской идеологией и политическим видением Луки отражена в речи Петра, обращенной к римскому центуриону Корнилию (Деяния 10:36). Петр утверждает, что «этот» [οὗτος], то есть Иисус, «есть господин [κύριος] всего». Титул κύριος в древности часто приписывался римскому императору, что делало его использование Лукой в ​​качестве наименования Иисуса грубым вызовом власти императора. [45]

Сравнение с другими произведениями [ править ]

Святой Павел пишет свои послания , приписываемые Валентину Булонскому , 17 век.

Евангелие от Луки [ править ]

Будучи второй частью двухчастного труда «Лука – Деяния», «Деяния» имеют важные связи с Евангелием от Луки . Основные поворотные моменты в структуре Деяний, например, находят параллели у Луки: появление ребенка Иисуса в храме соответствует началу Деяний в храме, сорок дней испытаний Иисуса в пустыне перед его миссией соответствуют сорока дням испытаний Иисуса в пустыне перед его миссией. за несколько дней до своего Вознесения в Деяниях миссия Иисуса в Самарии и Десятиградии (землях самаритян и язычников) параллельна миссиям Апостолов в Самарии и языческих землях и так далее (см. Евангелие от Луки ). Эти параллели продолжаются в обеих книгах. Существуют также различия между Лукой и Деяниями, порой доходящие до прямого противоречия. Например, в Евангелии Вознесение , по-видимому, происходит в пасхальное воскресенье , вскоре после Воскресения , тогда как в Деяниях 1 оно помещается на сорок дней позже. [46] Существуют аналогичные конфликты по поводу богословия, и хотя эти различия не подвергают серьезному сомнению единое авторство Луки – Деяний, они все же предполагают необходимость проявлять осторожность в стремлении к слишком большей последовательности в книгах, написанных, по сути, как популярная литература. [47]

Послания Павла [ править ]

Деяния согласуются с письмами Павла в отношении основного направления карьеры Павла: он обращается и становится христианским миссионером и апостолом, основывая новые церкви в Малой Азии и Эгейском море и борясь за освобождение христиан из язычников от иудейского закона . Есть также соглашения по многим инцидентам, таким как побег Павла из Дамаска, где его спускают по стене в корзине. Но детали этих же происшествий часто противоречивы: например, по мнению Павла, в Дамаске его пытался арестовать царь-язычник, а по Луке – иудеи (2 Коринфянам 11:33 и Деяния 9:24). . В Деяниях говорится о «христианах» и «учениках», но Павел никогда не использует ни один из этих терминов, и поразительно то, что Деяния никогда не приводят Павла в конфликт с Иерусалимской церковью и не помещают Павла под власть Иерусалимской церкви и ее лидеров, особенно Иакова и Петр (Деяния 15 против Галатам 2). [48] В Деяниях многое упущено из посланий, в частности, проблемы Павла с его общинами (вместо этого говорится, что во внутренних трудностях виноваты иудеи) и его очевидное окончательное неприятие со стороны церковных лидеров в Иерусалиме (Деяния заставляют Павла и Варнаву принести жертву, которая принято, поездка, о которой в письмах не упоминается). Существуют также серьезные различия между Деяниями и Павлом в отношении христологии (понимания природы Христа), эсхатологии (понимания «последних дел») и апостольства . [49]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Книгу иногда называют просто Деяния (что также является ее наиболее распространенной формой сокращения). [1]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Сокращения библейских книг» . Программное обеспечение Logos Bible . Архивировано из оригинала 21 апреля 2022 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэтьюз 2011 , с. 12.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Беркетт 2002 , с. 263.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беркетт 2002 , с. 195.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тайсон, Джозеф Б. (апрель 2011 г.). «Когда и почему были написаны Деяния апостолов?» , в: Библия и толкование: «...Все большее число ученых предпочитают более позднюю дату составления Деяний, т.е. около 110-120 гг. н. э. Три фактора подтверждают такую ​​​​дату. Во-первых, Деяния, кажется, неизвестны. до второй половины второго века.Во-вторых, можно привести убедительные аргументы в пользу того, что автор Деяний был знаком с некоторыми материалами, написанными Иосифом Флавием, который завершил свои «Иудейские древности» в 93-94 гг. н.э.... В-третьих, недавние исследования пересмотрел решение о том, что автор Деяний не знал о письмах Павла».
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пикетт 2011 , стр. 6–7.
  7. ^ Скучно 2012 , с. 563.
  8. ^ Скучно 2012 , с. 556.
  9. ^ Беркетт 2002 , с. 196.
  10. ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 32.
  11. ^ Перкинс 1998 , с. 253.
  12. ^ Скучно 2012 , с. 590.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грин 1997 , с. 35.
  14. ^ Армстронг, Карл Л. (2021). Датирование актов в еврейском и греко-римском контекстах . Издательство Блумсбери. п. 7. ISBN  978-0-567-69647-2 .
  15. ^ Скучно 2012 , с. 587.
  16. ^ Гнусе, Р. (2002). Vita Apologetica: Жития Иосифа Флавия и Павла в апологетической историографии. Журнал изучения псевдоэпиграфов, 13 (2), 151–169. https://doi.org/10.1177/095182070201300203 , Аннотация: «Эта статья предполагает, что автор Деяний, возможно, вдохновлялся текстами Иосифа при создании биографических повествований о Павле».
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томпсон 2010 , стр. 332.
  18. ^ Аун 1988 , с. 77.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Балч 2003 , с. 1104.
  20. ^ Брюс 1990 , с. 40.
  21. ^ Скучно 2012 , с. 577.
  22. ^ Пауэлл 2018 , с. 113.
  23. ^ Уизерингтон 1998 , с. 8.
  24. ^ Скучно 2012 , с. 578.
  25. ^ Пирсон Паркер. (1965). «Прежний трактат» и дата Деяний. Журнал библейской литературы Vol. 84, № 1 (март 1965 г.), стр. 52-58 (7 страниц). «Более того, относительное спокойствие обеих книг Луки и скудность апокалиптики по сравнению с Матфеем и Марком позволяют предположить, что церковь была вне давления, когда Лука писал. Это в первую очередь верно в отношении Деяний. Некоторые ученые помещали Деяния во вторую века, но немногие в наши дни сделали бы это. Действительно, если бы Климент Римский знал эту книгу, как он, по-видимому, знал, то это должно было быть до 96 г. по Р. Х.». и «1 Клем 2 1 с Деяниями 20 35; 1 Клем 5 4 с Деяниями 12 17; 1 Клем 18 1 с 13 22; 1 Клем 41 1 с Деяниями 23 1; 1 Клем 42 1–4, 44 2 с Деяниями 1– 8; Клем с Деян. 26 7; Клем 59 2».
  26. ^ Брюс 1990 , стр. 40–41.
  27. ^ Скучно 2012 , с. 579.
  28. ^ Холладей 2011 , с. без страниц.
  29. ^ Грин 1995 , стр. 16–17.
  30. ^ Грин 1997 , с. 36.
  31. ^ Фитцмайер 1998 , стр. 55–65.
  32. ^ Аун 1988 , с. 80.
  33. ^ Скучно 2012 , с. 562.
  34. ^ Скучно 2012 , стр. 569–70.
  35. ^ Беркетт 2002 , с. 265.
  36. ^ Беркетт 2002 , с. 266.
  37. ^ Фридман, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С.; Бек, Астрид Б., ред. (2000). Библейский словарь Эрдмана . Гранд-Рапидс, Мичиган: WB Eerdmans. ISBN  978-0-8028-2400-4 . OCLC   44454699 .
  38. ^ Баквальтер 1996 , с. 6.
  39. ^ Аллен 2009 , с. 326.
  40. ^ Эванс 2011 , с. нет номеров страниц.
  41. ^ Беркетт 2002 , с. 264.
  42. ^ Беркетт 2002 , стр. 268–70.
  43. ^ Филлипс 2009 , с. 119.
  44. ^ Филлипс 2009 , стр. 119–21.
  45. ^ Роу 2005 , стр. 291–98.
  46. ^ Цвип 2010 , с. 39.
  47. ^ Парсонс и Перво 1993 , стр. 17–18.
  48. ^ Филлипс 2009 , с. 196.
  49. ^ Скучно 2012 , стр. 581, 588–90.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Деяния апостолов
Предшественник Новый Завет
Книги Библии
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e42234974fdcdbdef23d251bc398da50__1716433560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/50/e42234974fdcdbdef23d251bc398da50.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Acts of the Apostles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)