Деяния апостолов
Часть серии о |
Книги Новый Завет |
---|
Деяния апостолов [а] ( Койне греческий : Деяния апостолов , Práxeis Apostólōn ; [2] латынь : Actūs Apostolōrum ) — пятая книга Нового Завета ; в нем рассказывается об основании христианской церкви и распространении ее послания в Римской империи . [3]
Деяния и Евангелие от Луки составляют двухчастное произведение « Лука – Деяния » одного и того же анонимного автора. [4] Традиционно автором считается Лука Евангелист , врач, путешествовавший вместе с апостолом Павлом . Обычно его датируют примерно 80–90 годами нашей эры, хотя некоторые ученые предполагают, что это 110–120 годы нашей эры. [5] Первая часть, Евангелие от Луки, рассказывает о том, как Бог мира исполнил свой план спасения через жизнь, смерть и воскресение Иисуса из Назарета . Деяния продолжают историю христианства в I веке , начиная с вознесения Иисуса на Небеса . Первые главы, действие которых происходит в Иерусалиме , описывают День Пятидесятницы (пришествие Святого Духа ), изгнание христиан из Иерусалима и основание церкви в Антиохии . Последующие главы повествуют о продолжении послания апостола Павла и завершаются его заключением в Риме, где он ожидает суда .
Лука-Деяния — это попытка ответить на теологическую проблему, а именно, как у Мессии евреев появилась преимущественно нееврейская церковь; ответ, который он дает, заключается в том, что весть Христа была послана язычникам, потому что в целом евреи отвергли ее . [3] Лука-Деяния также можно рассматривать как защиту движения Иисуса, адресованную евреям: большая часть речей и проповедей в Деяниях адресована еврейской аудитории, а римляне выступают в качестве внешних арбитров в спорах, касающихся еврейских обычаев и закона. [6] С одной стороны, Лука изображает последователей Иисуса как секту иудеев , а потому имеющих право на юридическую защиту как признанную религию; с другой стороны, Лука кажется неясным относительно будущего, которое Бог предназначил для евреев и христиан, прославляя еврейство Иисуса и его непосредственных последователей, а также подчеркивая, как евреи отвергли Мессию. [7]
Состав и обстановка [ править ]
Титул, единство Луки – Деяния, авторство и дата [ править ]
Название «Деяния апостолов» впервые было использовано Иринеем в конце II века. Неизвестно, было ли это существующее название книги или изобретенное Иринеем; кажется очевидным, что оно было дано не автором, поскольку слово práxeis (дела, действия) встречается в тексте только один раз ( Деян. 19:18 ) и там относится не к апостолам, а к делам, исповеданным их последователями. [2]
Евангелие от Луки и Деяний составляют двухтомный труд, который ученые называют Лука-Деяния . [4] Вместе они составляют 27,5% Нового Завета , что является крупнейшим вкладом, приписываемым одному автору, обеспечивая основу как для церковного литургического календаря, так и для исторической схемы, в которую последующие поколения вписывали свое представление об истории Иисуса и ранней церкви. . [8] Имя автора ни в одном томе не указано. [9] По церковному преданию, датируемому II веком, автором был Лука , названный сподвижником апостола Павла в трех посланиях, приписываемых самому Павлу; эта точка зрения все еще иногда выдвигается, но «критический консенсус подчеркивает бесчисленные противоречия между повествованием в Деяниях и подлинными посланиями Павла». [10] (Пример можно увидеть, сравнив рассказы Деяний об обращении Павла (Деяния 9:1–31, 22:6–21 и 26:9–23) с собственным заявлением Павла о том, что после этого события он оставался неизвестным христианам в Иудее ( Галатам 1:17–24).) [11] Автор «является поклонником Павла, но не разделяет взгляд Павла на себя как на апостола; его собственное богословие значительно отличается от богословия Павла по ключевым моментам и не отражает точно взгляды Павла». [12] Он был образованным человеком со средствами, вероятно, городским, и уважал ручной труд, хотя сам не был рабочим; это важно, потому что более интеллектуальные писатели того времени смотрели свысока на ремесленников и людей из малого бизнеса, которые составляли раннюю церковь Павла и, предположительно, были аудиторией Луки. [13]
Самая ранняя возможная дата написания Деяний Луки — около 62 г. н.э., время заключения Павла в Риме. [14] но большинство ученых датируют эту работу 80–90 годами нашей эры на том основании, что она использует Марка в качестве источника, оглядывается на разрушение Иерусалима и не демонстрирует никакого понимания посланий Павла (которые начали распространяться в конце первого века). ); если это действительно свидетельствует об осведомленности о посланиях Павла, а также о работе еврейского историка Иосифа Флавия, как полагают некоторые, то возможна дата начала II века. [5] [15] [16]
Рукописи [ править ]
Существует два основных текстовых варианта Деяний: западный текстовый тип и александрийский . Самые старые полные александрийские рукописи датируются IV веком, а самые старые западные — VI веком, а фрагменты и цитаты относятся к III веку. Западные тексты Деяний на 6,2–8,4% длиннее александрийских текстов, причем дополнения имеют тенденцию усиливать неприятие евреями Мессии и роли Святого Духа, стилистически отличаясь от остальных текстов Деяний. [17] Большинство ученых предпочитают александрийский (более короткий) тип текста западному как более аутентичный, но этот же аргумент отдает предпочтение западному типу текста перед александрийским в Евангелии от Луки, поскольку в этом случае западная версия является более короткой. [17]
Жанр, источники и историчность Деяний [ править ]
Название «Деяния апостолов» ( Praxeis Apostolon ), казалось бы, отождествляло ее с жанром, повествующим о деяниях и достижениях великих людей ( praxeis ), но это не было названием, данным автором. [2] Анонимный автор сопоставил книгу Деяний Луки с «повествованиями» (διήγησις, diēgēsis ), написанными многими другими, и описал свою собственную работу как «упорядоченное повествование» (ἀκριβῶς καθεξῆς). Точных аналогий ему нет ни в эллинистической, ни в еврейской литературе. [18] Автор, возможно, взял за образец труды Дионисия Галикарнасского , написавшего известную историю Рима, или еврейского историка Иосифа Флавия , автора истории евреев . [19] Подобно им, он закрепляет свою историю, датируя рождение основателя (Ромул для Дионисия, Моисей для Иосифа, Иисус для Луки) и, как и они, он рассказывает, как основатель рождается от Бога, авторитетно учил и являлся свидетелям после смерти перед восхождение на небеса. [19] В целом об источниках Деяний можно только догадываться. [20] но у автора был бы доступ к Септуагинте (греческий перевод еврейских писаний), Евангелию от Марка и либо гипотетическому сборнику «изречений Иисуса», называемому источником Q , либо Евангелию от Матфея . [21] [22] Он перенес некоторые эпизоды из Евангелия от Марка во времена апостолов — например, материал о «чистой» и «нечистой» пище из Марка 7 используется в Деяниях 10, а рассказ Марка об обвинении Иисуса в нападении на Храм (Марка 14:58) используется в истории о Стефане (Деяния 6:14). [23] Есть также точки соприкосновения (имеются в виду наводящие на размышления параллели, но нечто меньшее, чем явное доказательство) с 1 Петром , Посланием к Евреям и 1 Климента. [24] [25] О других источниках можно судить только на основании внутренних свидетельств: например, традиционное объяснение трех отрывков со словом «мы» состоит в том, что они представляют собой свидетельства очевидцев. [26] Поиск таких предполагаемых источников был популярен в XIX веке, но к середине XX века от него практически отказались. [27]
Деяния читались как достоверная история ранней церкви даже в послереформационную эпоху, но к 17 веку исследователи Библии начали замечать, что она была неполной и тенденциозной - ее картина гармоничной церкви совершенно противоречит той, которую дает Послания Павла, и в нем не упоминаются важные события, такие как смерть Петра и Павла. Ученый середины XIX века Фердинанд Баур предположил, что автор переписал историю, чтобы представить единых Петра и Павла и выдвинуть единую ортодоксальность против маркионитов (Маркион был еретиком II века, который хотел полностью отрезать христианство от Маркионита). евреи); Баур продолжает иметь огромное влияние, но сегодня интерес к определению исторической достоверности Деяний меньше (хотя она никогда не угасала), чем к пониманию богословской программы автора. [28]
Аудитория и намерение автора [ править ]
Евангелие от Луки было написано для чтения вслух группе последователей Иисуса, собравшихся в доме, чтобы разделить Вечерю Господню. [19] Автор рассчитывает на образованную грекоязычную аудиторию, но обращает свое внимание на конкретно христианские проблемы, а не на греко-римский мир в целом. [29] Он начинает свое Евангелие с предисловия, адресованного Феофилу ( Лк. 1:3 ; ср. Деян. 1:1 ), сообщая ему о своем намерении предоставить «упорядоченный отчет» о событиях, который приведет его читателя к «уверенности». [13] Он писал не для того, чтобы дать Теофилу историческое оправдание — «неужели это произошло?» — а для того, чтобы укрепить веру — «что произошло и что все это значит?» [30]
Деяния (или Луки-Деяния) задуманы как произведение «назидания», что означает «эмпирическую демонстрацию того, что добродетель превосходит порок». [31] [32] Работа также затрагивает вопрос о надлежащих отношениях христианина с Римской империей, гражданской властью того времени: может ли христианин подчиняться Богу, а также кесарю? Ответ неоднозначный. [6] Римляне никогда не выступают против Иисуса или его последователей, если их не провоцируют евреи. В сценах суда с христианских миссионеров всегда снимают обвинения в нарушении римских законов, а Деяния заканчиваются тем, что Павел в Риме провозглашает христианское послание под защитой Рима; в то же время Лука ясно дает понять, что римляне, как и все земные правители, получают свою власть от сатаны, тогда как Христос является правителем Царства Божия . [33]
Структура и содержание [ править ]
Структура [ править ]
Деяния разделены на 28 глав . Работа имеет два ключевых структурных принципа. Первое — это географическое движение из Иерусалима, центра народа Божьего Завета, евреев, в Рим, центр языческого мира. Эта структура восходит к предыдущей работе автора, Евангелию от Луки , и обозначена параллельными сценами, такими как высказывание Павла в Деяниях 19:21, которое перекликается со словами Иисуса в Луки 9:51: Целью Павла является Рим, как и Иисус. имел Иерусалим. Второй ключевой элемент — это роли Петра и Павла: первый представляет иудейско-христианскую церковь, второй — миссию среди язычников. [34]
- Переход: повторение предисловия, обращенного к Феофилу, и заключительные события Евангелия (Деяния 1–1:26).
- Петровское христианство: еврейская церковь от Иерусалима до Антиохии (Деяния 2:1–12:25)
- 2:1–8:1 – начало в Иерусалиме
- 8:2–40 – церковь распространяется на Самарию и за ее пределы.
- 9:1–31 – обращение Павла
- 9:32–12:25 – обращение Корнилия и образование Антиохийской церкви.
- Павловое христианство: языческая миссия из Антиохии в Рим (Деяния 13:1–28:31)
- 13:1–14:28 – продвижение языческой миссии из Антиохии.
- 15:1–35 – утверждение языческой миссии в Иерусалиме.
- 15:36–28:31 – языческая миссия, достигающая кульминации в истории страстей Павла в Риме (21:17–28:31).
Схема [ править ]
- Посвящение Феофилу (1:1–2)
- Явления воскресения (1:3)
- Великое поручение (1:4–8)
- Вознесение (1:9)
- Пророчество о Втором пришествии (1:10–11)
- Матфий заменил Иуду (1:12–26).
- Горница ) (1:13
- Святой Дух сошел в Шавуот (Пятидесятницу) (2:1-47), см. также Параклет.
- Петр исцелил хромого нищего (3:1–10)
- Речь Петра в Храме (3:11–26)
- Петр и Иоанн перед Синедрионом (4:1–22)
- Воскресение мертвых (4:2)
- Молитва верующих (4:23–31)
- Все общее] (4:32–37)
- Анания и Сапфира (5:1–11)
- Знамения и чудеса (5:12–16)
- Апостолы перед Синедрионом (5:17–42)
- Назначены семь дьяконов (6:1–7)
- Стефан перед Синедрионом (6:8–7:60)
- « Пещера Патриархов » находилась в Сихеме (7:16).
- «Моисей был научен всей мудрости египтян» (7:22)
- Первое упоминание о Савле (Апостоле Павле) в Библии (7:58)
- Апостол Павел признает свое участие в мученической смерти Стефана (7:58–60).
- Савл преследовал Иерусалимскую церковь (8:1–3)
- Филипп Евангелист (8:4–40)
- Симон Волхв (8:9–24)
- Эфиопский евнух (8:26–39)
- Обращение апостола Павла (9:1–31, 22:1–22, 26:9–24)
- Апостол Павел исповедует свое активное участие в мученической смерти Стефана (22:20)
- Петр исцелил Энея и воскресил Тавифу из мертвых (9:32–43).
- Обращение Корнилия (10:1–8, 24–48)
- Видение Петру простыни с животными (10:9–23, 11:1–18)
- Основание Антиохийской церкви (11:19–30)
- термин « христианин » впервые использован (11:26)
- Казнь Иакова Великого (12:1–2)
- Спасение Петра из темницы (12:3–19)
- Смерть Ирода Агриппы I [в 44] (12:20–25)
- «голос бога» (12:22)
- Миссия Варнавы и Савла (13–14)
- «Савл, которого также называли Павлом» (13:9)
- называемые «богами... в человеческом облике» (14:11)
- Иерусалимский совет (15:1–35)
- Павел отделился от Варнавы (15:36–41)
- 2-я и 3-я миссии (16–20)
- Проповедь в ареопаге (17:16–34)
- «Бог ... назначил день» (17:30–31).
- Суд над Галлионом ок. 51–52 (18:12–17)
- Проповедь в ареопаге (17:16–34)
- Поездка в Иерусалим (21)
- Перед народом и Синедрионом (22–23)
- Перед Феликсом – Фестом – Иродом Агриппой II (24–26)
- Поездка в Рим (27–28)
- назван богом на Мальте (28:6)
Содержание [ править ]
Евангелие от Луки началось с пролога, обращенного к Феофилу; Деяния также начинаются обращением к Феофилу и ссылаются на «мою предыдущую книгу», почти наверняка на Евангелие.
Апостолы и другие последователи Иисуса встречаются и выбирают Матфия, чтобы заменить Иуду Искариота в качестве члена Двенадцати. В Пятидесятницу сходит Святой Дух и дарует им силу Божию, а Петр и Иоанн проповедуют многим в Иерусалиме и совершают исцеления, изгнание злых духов и воскрешение мертвых . Первые верующие делят все имущество вместе , едят в домах друг друга и вместе поклоняются. Сначала многие евреи следуют за Христом и крестятся, но последователей Иисуса начинают все чаще преследовать другие евреи. Стефана обвиняют в богохульстве и побивают камнями . Смерть Стефана знаменует собой важный поворотный момент: евреи отвергли эту весть, и отныне она будет передана язычникам. [35]
Смерть Стефана положила начало гонениям, и многие последователи Иисуса покинули Иерусалим. Весть донесена до самаритян, народа, отвергнутого евреями, и язычников . Савл из Тарса , один из иудеев, преследовавших последователей Иисуса, благодаря видению обратился и стал последователем Христа (событие, которое Лука считает настолько важным, что он рассказывает о нем трижды). Петр, направляемый рядом видений, проповедует Корнилию Сотнику , язычнику богобоязненному, который становится последователем Христа. Святой Дух сходит на Корнилия и его гостей, подтверждая тем самым, что весть вечной жизни во Христе предназначена для всего человечества. Языческая церковь основана в Антиохии (северо-запад Сирии, третий по величине город империи), и здесь последователи Христа впервые называются христианами. [36]
Миссия к язычникам продвигается из Антиохии и подтверждается на встрече в Иерусалиме между Павлом и руководством Иерусалимской церкви. Следующие несколько лет Павел проводит, путешествуя по западной части Малой Азии и Эгейскому морю, проповедуя, обращая и основывая новые церкви. Во время визита в Иерусалим на него нападает еврейская мафия. Спасенный римским полководцем, евреи обвиняют его в том, что он революционер , «главаря секты назареев», и заключают в тюрьму. Позже Павел отстаивает свое право как римского гражданина на суд в Риме и отправляется морем в Рим, где проводит еще два года под домашним арестом, провозглашая Царство Божие и свободно уча о «Господе Иисусе Христе». «Деяния» внезапно обрываются, не описывая исход проблем Павла с законом. [37]
Теология [ править ]
До 1950-х годов «Лука – Деяния» рассматривались как исторический труд, написанный для защиты христианства перед римлянами или Павлом от его недоброжелателей; с тех пор возникла тенденция рассматривать эту работу в первую очередь как теологическую. [38] Богословие Луки выражается прежде всего через его всеобъемлющий сюжет, то, как сцены, темы и персонажи объединяются, чтобы построить его особое мировоззрение. [39] Его «история спасения» простирается от Сотворения мира до настоящего времени его читателей, в три века: во-первых, время «Закона и Пророков» (Лк. 16:16), период, начинающийся с Бытия и заканчивающийся появлением Иоанна Крестителя (Луки 1:5–3:1); во-вторых, эпоха Иисуса, в которой было проповедано Царство Божие (Лк. 3:2–24:51); и, наконец, период Церкви, начавшийся с взятия воскресшего Христа на Небеса и закончившийся Его вторым пришествием . [40]
Книга Луки-Деяния представляет собой попытку ответить на богословскую проблему, а именно: как Мессия, обещанный евреям, оказался в преимущественно нееврейской церкви; ответ, который он дает, и его центральная тема заключается в том, что послание Христа было послано язычникам, потому что евреи отвергли его. [3] Эта тема представлена в 4-й главе Евангелия от Луки, когда Иисус, отвергнутый в Назарете, напоминает, что пророки были отвергнуты Израилем и приняты язычниками; в конце Евангелия он повелевает своим ученикам проповедовать его послание всем народам, «начиная с Иерусалима». Он повторяет повеление из Деяний, говоря им проповедовать «в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии и до края земли». Затем они приступают к этому в указанном порядке: сначала Иерусалим, затем Иудея и Самария, затем весь (римский) мир. [41]
Для Луки Святой Дух является движущей силой распространения христианской вести, и он уделяет этому больше внимания, чем любой другой евангелист. Дух «изливается» в Пятидесятницу на первых верующих самаритян и язычников, а также на учеников, которые были крещены только Иоанном Крестителем , каждый раз в знак одобрения Божьего. Святой Дух представляет Божью силу (во время своего вознесения Иисус говорит своим последователям: «Вы получите силу, когда Святой Дух сойдет на вас»): через него ученикам дается речь, чтобы обратить тысячи людей в Иерусалиме, образуя первую церковь ( этот термин впервые используется в Деяниях 5). [42]
Одним из вопросов, обсуждаемых учеными, является политическое видение Лукой отношений между ранней церковью и Римской империей. С одной стороны, Лука обычно не изображает это взаимодействие как прямой конфликт. Скорее, есть способы, при которых каждый мог считать отношения с другим весьма выгодными для своего собственного дела. Например, ранним христианам, возможно, было приятно услышать о защите, которую Павел получил от римских чиновников от бунтовщиков из язычников в Филиппах (Деяния 16:16–40) и Ефесе (Деяния 19:23–41), а также дважды от еврейских бунтовщиков (Деяния 17:1–17; Деяния 18:12–17). Между тем, римские читатели, возможно, одобряли порицание Павлом незаконной практики магии (Деяния 19:17–19), а также дружеские отношения с римскими чиновниками, такими как Сергий Павел (Деяния 13:6–12) и Фест (Деяния 13:6–12). Деяния 26:30–32). Более того, в Деяниях нет никаких описаний борьбы между христианами и римским правительством в результате имперского культа последнего. Таким образом, Павел изображается как сдерживающий фактор между церковью и Римской империей. [43]
С другой стороны, такие события, как заключение Павла в тюрьму руками империи (Деяния 22–28), а также несколько встреч, которые негативно отражаются на римских чиновниках (например, желание Феликса получить взятку от Павла в Деяниях 24: 26) служат конкретными точками конфликта между Римом и ранней церковью. [44] Возможно, самая значительная точка противоречия между римской имперской идеологией и политическим видением Луки отражена в речи Петра, обращенной к римскому центуриону Корнилию (Деяния 10:36). Петр утверждает, что «этот» [οὗτος], то есть Иисус, «есть господин [κύριος] всего». Титул κύριος в древности часто приписывался римскому императору, что делало его использование Лукой в качестве наименования Иисуса грубым вызовом власти императора. [45]
Сравнение с другими произведениями [ править ]
Евангелие от Луки [ править ]
Будучи второй частью двухчастного труда «Лука – Деяния», «Деяния» имеют важные связи с Евангелием от Луки . Основные поворотные моменты в структуре Деяний, например, находят параллели у Луки: появление ребенка Иисуса в храме соответствует началу Деяний в храме, сорок дней испытаний Иисуса в пустыне перед его миссией соответствуют сорока дням испытаний Иисуса в пустыне перед его миссией. за несколько дней до своего Вознесения в Деяниях миссия Иисуса в Самарии и Десятиградии (землях самаритян и язычников) параллельна миссиям Апостолов в Самарии и языческих землях и так далее (см. Евангелие от Луки ). Эти параллели продолжаются в обеих книгах. Существуют также различия между Лукой и Деяниями, порой доходящие до прямого противоречия. Например, в Евангелии Вознесение , по-видимому, происходит в пасхальное воскресенье , вскоре после Воскресения , тогда как в Деяниях 1 оно помещается на сорок дней позже. [46] Существуют аналогичные конфликты по поводу богословия, и хотя эти различия не подвергают серьезному сомнению единое авторство Луки – Деяний, они все же предполагают необходимость проявлять осторожность в стремлении к слишком большей последовательности в книгах, написанных, по сути, как популярная литература. [47]
Послания Павла [ править ]
Деяния согласуются с письмами Павла в отношении основного направления карьеры Павла: он обращается и становится христианским миссионером и апостолом, основывая новые церкви в Малой Азии и Эгейском море и борясь за освобождение христиан из язычников от иудейского закона . Есть также соглашения по многим инцидентам, таким как побег Павла из Дамаска, где его спускают по стене в корзине. Но детали этих же происшествий часто противоречивы: например, по мнению Павла, в Дамаске его пытался арестовать царь-язычник, а по Луке – иудеи (2 Коринфянам 11:33 и Деяния 9:24). . В Деяниях говорится о «христианах» и «учениках», но Павел никогда не использует ни один из этих терминов, и поразительно то, что Деяния никогда не приводят Павла в конфликт с Иерусалимской церковью и не помещают Павла под власть Иерусалимской церкви и ее лидеров, особенно Иакова и Петр (Деяния 15 против Галатам 2). [48] В Деяниях многое упущено из посланий, в частности, проблемы Павла с его общинами (вместо этого говорится, что во внутренних трудностях виноваты иудеи) и его очевидное окончательное неприятие со стороны церковных лидеров в Иерусалиме (Деяния заставляют Павла и Варнаву принести жертву, которая принято, поездка, о которой в письмах не упоминается). Существуют также серьезные различия между Деяниями и Павлом в отношении христологии (понимания природы Христа), эсхатологии (понимания «последних дел») и апостольства . [49]
См. также [ править ]
- Деяния апостолов
- Деяния апостолов (жанр)
- Историческая достоверность Деяний апостолов
- Святой Дух в Деяниях апостолов
- Список Евангелий
- Список стихов Нового Завета, не включенных в современные английские переводы
- Утерянная глава Деяний апостолов , также известная как Рукопись Соннини.
- Текстовые варианты в Деяниях апостолов
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Сокращения библейских книг» . Программное обеспечение Logos Bible . Архивировано из оригинала 21 апреля 2022 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэтьюз 2011 , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Беркетт 2002 , с. 263.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беркетт 2002 , с. 195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тайсон, Джозеф Б. (апрель 2011 г.). «Когда и почему были написаны Деяния апостолов?» , в: Библия и толкование: «...Все большее число ученых предпочитают более позднюю дату составления Деяний, т.е. около 110-120 гг. н. э. Три фактора подтверждают такую дату. Во-первых, Деяния, кажется, неизвестны. до второй половины второго века.Во-вторых, можно привести убедительные аргументы в пользу того, что автор Деяний был знаком с некоторыми материалами, написанными Иосифом Флавием, который завершил свои «Иудейские древности» в 93-94 гг. н.э.... В-третьих, недавние исследования пересмотрел решение о том, что автор Деяний не знал о письмах Павла».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пикетт 2011 , стр. 6–7.
- ^ Скучно 2012 , с. 563.
- ^ Скучно 2012 , с. 556.
- ^ Беркетт 2002 , с. 196.
- ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 32.
- ^ Перкинс 1998 , с. 253.
- ^ Скучно 2012 , с. 590.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грин 1997 , с. 35.
- ^ Армстронг, Карл Л. (2021). Датирование актов в еврейском и греко-римском контекстах . Издательство Блумсбери. п. 7. ISBN 978-0-567-69647-2 .
- ^ Скучно 2012 , с. 587.
- ^ Гнусе, Р. (2002). Vita Apologetica: Жития Иосифа Флавия и Павла в апологетической историографии. Журнал изучения псевдоэпиграфов, 13 (2), 151–169. https://doi.org/10.1177/095182070201300203 , Аннотация: «Эта статья предполагает, что автор Деяний, возможно, вдохновлялся текстами Иосифа при создании биографических повествований о Павле».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томпсон 2010 , стр. 332.
- ^ Аун 1988 , с. 77.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Балч 2003 , с. 1104.
- ^ Брюс 1990 , с. 40.
- ^ Скучно 2012 , с. 577.
- ^ Пауэлл 2018 , с. 113.
- ^ Уизерингтон 1998 , с. 8.
- ^ Скучно 2012 , с. 578.
- ^ Пирсон Паркер. (1965). «Прежний трактат» и дата Деяний. Журнал библейской литературы Vol. 84, № 1 (март 1965 г.), стр. 52-58 (7 страниц). «Более того, относительное спокойствие обеих книг Луки и скудность апокалиптики по сравнению с Матфеем и Марком позволяют предположить, что церковь была вне давления, когда Лука писал. Это в первую очередь верно в отношении Деяний. Некоторые ученые помещали Деяния во вторую века, но немногие в наши дни сделали бы это. Действительно, если бы Климент Римский знал эту книгу, как он, по-видимому, знал, то это должно было быть до 96 г. по Р. Х.». и «1 Клем 2 1 с Деяниями 20 35; 1 Клем 5 4 с Деяниями 12 17; 1 Клем 18 1 с 13 22; 1 Клем 41 1 с Деяниями 23 1; 1 Клем 42 1–4, 44 2 с Деяниями 1– 8; Клем с Деян. 26 7; Клем 59 2».
- ^ Брюс 1990 , стр. 40–41.
- ^ Скучно 2012 , с. 579.
- ^ Холладей 2011 , с. без страниц.
- ^ Грин 1995 , стр. 16–17.
- ^ Грин 1997 , с. 36.
- ^ Фитцмайер 1998 , стр. 55–65.
- ^ Аун 1988 , с. 80.
- ^ Скучно 2012 , с. 562.
- ^ Скучно 2012 , стр. 569–70.
- ^ Беркетт 2002 , с. 265.
- ^ Беркетт 2002 , с. 266.
- ^ Фридман, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С.; Бек, Астрид Б., ред. (2000). Библейский словарь Эрдмана . Гранд-Рапидс, Мичиган: WB Eerdmans. ISBN 978-0-8028-2400-4 . OCLC 44454699 .
- ^ Баквальтер 1996 , с. 6.
- ^ Аллен 2009 , с. 326.
- ^ Эванс 2011 , с. нет номеров страниц.
- ^ Беркетт 2002 , с. 264.
- ^ Беркетт 2002 , стр. 268–70.
- ^ Филлипс 2009 , с. 119.
- ^ Филлипс 2009 , стр. 119–21.
- ^ Роу 2005 , стр. 291–98.
- ^ Цвип 2010 , с. 39.
- ^ Парсонс и Перво 1993 , стр. 17–18.
- ^ Филлипс 2009 , с. 196.
- ^ Скучно 2012 , стр. 581, 588–90.
Библиография [ править ]
- Аллен, О. Уэсли младший (2009). «Люк» . В Петерсене, Дэвид Л.; О'Дей, Гейл Р. (ред.). Богословский комментарий к Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-1-61164-030-4 .
- Ауне, Дэвид Э. (1988). Новый Завет в его литературной среде . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-227-67910-4 .
- Балч, Дэвид Л. (2003). «Люк» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Скучно, М. Юджин (2012). Введение в Новый Завет: история, литература, теология . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25592-3 .
- Брюс, Ф.Ф. (1990). Деяния апостолов: греческий текст с введением и комментариями . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0966-7 .
- Баквальтер, Дуглас (1996). Характер и цель христологии Луки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-56180-8 .
- Беркетт, Делберт (2002). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00720-7 .
- Чарльзуорт, Джеймс Х. (2008). Исторический Иисус: важное руководство . Абингдон Пресс. ISBN 978-1-4267-2475-6 .
- Эванс, Крейг А. (2011). Люк . Книги Бейкера. ISBN 978-1-4412-3652-4 .
- Фитцмайер, Джозеф А. (1998). Якорная Библия: Деяния апостолов — новый перевод с введением и комментариями . Даблдэй. ISBN 978-0-385-49020-7 .
- Гудинг, Дэвид (2013). Верные: Деяния апостолов: определение и защита Евангелия . Миртлфилд Хаус. ISBN 978-1-874584-31-5 .
- Грин, Джоэл (1995). Богословие Евангелия от Луки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521469326 .
- Грин, Джоэл (1997). Евангелие от Луки . Эрдманс. ISBN 9780802823151 .
- Холладей, Карл Р. (2011). Критическое введение в Новый Завет: толкование послания и значения Иисуса Христа . Абингдон Пресс. ISBN 9781426748288 .
- Кинер, Крейг С. (2012). Деяния: Экзегетический комментарий . Том. I: Введение и 1:1–2:47. Бейкер Академик. ISBN 978-1-4412-3621-0 .
- Маршалл, И. Ховард (2014). Комментарий Тиндейла к Новому Завету: Деяния . Межвузовская пресса. ISBN 9780830898312 .
- Мэтьюз, Кристофер Р. (2011). «Деяния апостолов» . В Кугане, Майкл Д. (ред.). Оксфордская энциклопедия книг Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195377378 .
- Парсонс, Майкал К.; Перво, Ричард И. (1993). Переосмысление единства Луки и Деяний . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1701-2 .
- Перкинс, Фем (1998). «Синоптические евангелия и Деяния апостолов: рассказ христианской истории» . В Бартоне, Джон (ред.). Кембриджский справочник по библейской интерпретации . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-521-48593-7 .
- Филлипс, Томас Э. (2009). Павел, его послания и деяния . Бейкер Академик. ISBN 978-1-4412-4194-8 .
- Пикетт, Рэймонд (2011). «Люк и Империя: Введение» . В Роудсе, Дэвид; Эстерлайн, Дэвид; Ли, Джэ Вон (ред.). Лука – Деяния и Империя: Очерки в честь Роберта Л. Броули . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781608990986 .
- Пауэлл, Марк Аллан (2018). Знакомство с Новым Заветом: исторический, литературный и теологический обзор (2-е изд.). Бейкер Академик. ISBN 978-1-4934-1313-3 .
- Роу, К. Кавин (2005). «Люк – Деяния и Имперский культ: путь через загадку?» . Журнал по изучению Нового Завета . 27 (3): 279–300. дои : 10.1177/0142064X05052507 . S2CID 162896700 .
- Тайссен, Герд; Мерц, Аннет (1998). Исторический Иисус: подробное руководство . Эрдманс.
- Томпсон, Ричард П. (2010). «Лука-Деяния: Евангелие от Луки и Деяния апостолов». В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4443-1894-4 .
- Уизерингтон, Бен (1998). Деяния апостолов: социально-риторический комментарий . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4501-6 .
- Цвип, Ари В. (2010). Христос, Дух и община Божия: Очерки деяний апостолов . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-150675-8 .
Внешние ссылки [ править ]
- Книга Деяний в Bible Gateway (NIV и KJV)
- Tertullian.org: Западный текст Деяний апостолов (1923) Дж. М. УИЛСОН, Д. Д.
- Тексты в Wikisource:
- Брин, Эндрю Эдвард (1913). « Деяния апостолов ». Католическая энциклопедия .
- Ахерен, К. (1913). « Евангелие от Луки ». Католическая энциклопедия . См. Раздел VI: Точность Святого Луки.
- « Деяния апостолов ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Деяния апостолов ». Американская Циклопедия . 1879.
- Библия: Аудиокнига, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox Различные версии