Jump to content

Прощальный разговор

Иисус прощается со своими одиннадцатью оставшимися учениками, картина «Маэста» Дуччо . , 1308–1311 гг

В Завете Новом главы 14–17 Евангелия от Иоанна известны как Прощальная речь, произнес которую Иисус одиннадцати своим ученикам сразу после завершения Тайной вечери в Иерусалиме , в ночь перед его распятием . [1]

Дискурс обычно рассматривается как состоящий из отдельных компонентов. [2] Сначала Иисус говорит ученикам, что он пойдет к Отцу и пошлет Святого Духа , чтобы вести учеников. [2] Иисус дарует ученикам мир и повелевает им любить друг друга . Выражение единства любви между Иисусом и Его Отцом в Духе, применительно к Его ученикам в любви Христовой , является ключевой темой дискурса, проявляющейся в нескольких повторениях Новой Заповеди : «любите друг друга». как я любил тебя». [3]

Следующая часть беседы содержит аллегорию Истинной Лозы , которая позиционирует Иисуса как лозу (источник жизни для мира), а учеников как ветви, опираясь на образец ученичества в Евангелиях. [4] [5] Лоза снова подчеркивает любовь среди учеников, но затем Иисус предупреждает учеников о предстоящих гонениях: «Если мир ненавидит вас, помните, что они ненавидели Меня до вас». [1] «Я сказал вам это, чтобы вы имели во Мне мир. В этом мире у вас будут проблемы. Но мужайтесь! Я победил мир». Иоанна 16:33

В заключительной части речи ( Иоанна 17:1-26 ) Иисус молится за своих последователей. Это самая длинная молитва Иисуса в любом из Евангелий, известная как Прощальная молитва или Первосвященническая молитва . [6] [7] Ключевые темы молитвы – прославление Отца и прошения о единении учеников через любовь. [2] Иисус молится Отцу, чтобы его последователи «все были едины, как и мы» и чтобы «любовь, которой Ты любишь Меня, была в них, и Я в них». [2] [6]

Структура и обзор

[ редактировать ]
Папирус 108 (второй или третий век), содержащий Иоанна 17:23–24 из конца прощальной речи.

Хотя главы с 13 по 17 Евангелия от Иоанна можно рассматривать как более крупную единицу, большую часть главы 13 можно рассматривать как подготовку к прощанию, а прощальную молитву в главе 17 — как ее заключение. [8] [9]

Беседе предшествует 13:31–38 (сразу после того, как Иуда уходит с тайной вечери), в которой Иисус дает оставшимся одиннадцати ученикам Новую заповедь «любить друг друга» и предсказывает, что Петр откажется знать его во время предстоящего распятия.

Дискурс можно разделить на четыре компонента: [6] [10]

  • Первая беседа: 14:1–31 . Тема этой части — уход и возвращение; мир и радость и подобен третьей беседе. Иисус заявляет, что пойдет к Отцу, но пошлет «Утешителя» для учеников.
  • Вторая беседа: 15:1–17 . Эта часть также называется «Лоза» и рассказывает о любви Иисуса и о том, что Иисус является источником жизни для общества. В конце это приводит к обсуждению мировой ненависти в следующем разделе.
  • Третья беседа: 15:18–16:33 . В этом разделе снова говорится об уходе Иисуса и Утешителе, который придет к ученикам; и противопоставляет любовь Иисуса ненависти мира.
  • «Прощальная молитва»: 17:1–26 . Здесь Иисус обращается к Отцу с пятью конкретными прошениями, молясь за своих учеников и сообщество последователей. [6]

Однако эта четырехчастная структура не подлежит всеобщему согласию среди ученых, и иногда предполагается, что третья часть начинается в начале 16-й главы Иоанна. [2] Некоторые ученые используют трехчастную структуру, в которой главы 15 и 16 образуют одно целое. [4]

Фраза «это Я сказал вам» встречается несколько раз на протяжении всей беседы и подчеркивает, что слова прощания, сказанные Иисусом, нельзя забывать. [11] Заявление «пока я еще с вами» также подчеркивает важность данных последних указаний. [11]

Этот дискурс богат христологическим содержанием, например, он повторяет предсуществование Христа в Иоанна 17:5 , когда Иисус говорит о славе, которую Он имел у Отца «прежде бытия мира». [12]

Четыре элемента дискурса

[ редактировать ]

Часть 1: Мир Мой даю тебе

[ редактировать ]
Статуя Иисуса, дающего свое благословение, Богоматери собор Парижской

Вот три компонента: [2]

  • Иисус говорит, что пойдет к Отцу, и подтверждает свои божественные отношения с ним ( 14:1–14 ).
  • Заповедь любви и сошествие Святого Духа ( 14:15–24 )
  • Иисус дарует мир и убеждает учеников не бояться ( 14:25–31 ).

В начале этой части Иисус говорит ученикам, что пойдет к Отцу, заставляя их нервничать по поводу его ухода. Однако он уверяет их, что пойдет «приготовить место» им в доме Отца Своего и что они знают, что путь туда лежит через Него. [13] «Я есмь путь и истина и жизнь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (14:6) определяет Иисуса как единственный путь к Отцу, который тогда составлял часть учений раннего периода. Христианская община (см. Деяния 4:12 ) [13] Затем Иисус утверждает свое единство с Отцом в Евангелии от Иоанна 14:7-9: [14]

«Если вы знаете Меня, то узнаете и Отца Моего» и «Видевший Меня видел Отца».

Утверждение Иоанна 14:11 «Я в Отце, и Отец во Мне» далее утверждает особые отношения Иисуса и Отца. [13]

Утверждение в Иоанна 14:26: «Дух Святой, которого Отец пошлет во имя Мое» находится в рамках «посылающих отношений» в Евангелии от Иоанна. [15] В Иоанна 9:4 (а также 14:24 ) Иисус называет отца «пославшим Меня», а в Иоанна 20:21 утверждает: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», куда Он посылает ученики. В Евангелии от Иоанна 15:26 Иисус также посылает Духа: «Кого Я пошлю к вам от Отца, [даже] Дух истины... будет свидетельствовать о Мне» [15] В Евангелии от Иоанна Отец никогда не посылается; он «посланник» и Иисуса, и Святого Духа. Дух никогда не является отправителем, он послан Отцом и Иисусом (однако см. полемику о Филиокве ). [15]

Дарование мира Иисусом в 14:27 конкретно противопоставляет его «мирскому миру», заявляя: [15]

«Мир оставляю вам; мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам».

Кестенбергер утверждает, что это, вероятно, противопоставляло «Небесный мир» Иисуса попыткам установления мира во всем мире в то время, таким как Pax Romana , установленный императором Августом . [15] Слово мир ( по-гречески eirene ) редко встречается в Евангелии от Иоанна, и, за исключением еще одного случая в Прощальной речи ( 16:33 ), оно используется только воскресшим Иисусом в Иоанна 20:19–26 . [16]

Часть 2: Я лоза, вы ветви

[ редактировать ]
Христос Истинная Лоза , греческая икона XVI века.

Эта часть представляет собой размышление об Иисусе как об источнике жизни общества и построена на образце ученичества, описанном в Евангелиях. [4] [5]

Вначале Иисус заявляет: «Я есть истинная лоза», что приводит к использованию термина «Лоза» для обозначения этого учения. [4] Учеников тогда называют ветвями, зависящими от лозы:

«Я — виноградная лоза, вы — ветви; Пребывающий во Мне, и Я в Нём, тот приносит много плода, ибо без Меня вы не можете делать ничего». - Иоанна 15:5

Далее в отрывках Иоанна 15:9–10 проводятся параллели между отношениями между Иисусом и учениками и отношениями Отца и Иисуса: [5]

«как Отец возлюбил Меня, так и Я возлюбил вас»
«соблюди заповеди Мои... как Я соблюдаю заповеди Отца Моего».

Далее в беседе этот образец повторяется в Иоанна 17:18 , где Иисус «посылает учеников в мир», точно так же, как Отец послал Его в мир. [13]

Этот образец ученичества еще раз подчеркивает учение Доброго Пастыря в Иоанна 10: 1–21 , в котором человек «отдает жизнь свою» в послушании. [5] [17]

И теперь Иисус называет своих учеников друзьями:

«Вы мои друзья, если будете делать то, что я вам повелеваю». - Иоанна 15:14

Этот компонент речи снова заканчивается в 15:17 повторением важности любви: «Сие заповедую вам, чтобы вы любили друг друга». [4]

Часть 3: Если мир тебя ненавидит

[ редактировать ]
Витраж с цитатой из Прощальной речи: «В мире будет вам скорбь».

В Евангелии от Иоанна 15:18–16:33 Иисус готовит своих учеников к конфликтам и ненависти со стороны мира, напоминая им, что он также сталкивался с невзгодами: [1]

«Если мир ненавидит тебя, ты знаешь, что он ненавидел меня до того, как [он возненавидел] тебя». ... «Они ненавидели меня без причины».

Предупреждая учеников о грядущих гонениях, он говорит: [1]

«Если меня гнали, будут гнать и вас»

Это снова проводит параллели между Иисусом и его учениками, как было показано ранее в беседе. [4] В Первом послании Иоанна ( 3:13 ) братьям снова напоминают об этом: «Не удивляйтесь, братия, если мир ненавидит вас». [4] Снова проводя параллели, Иисус утверждает в Иоанна 15:23 :

«Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего»

Но Иисус утешает учеников, уверяя их, что пошлет «Духа Истины», чтобы он свидетельствовал: [1]

«Но когда приидет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, [даже] Дух истины, исходящий от Отца, он засвидетельствует обо Мне»

И Иисус добавляет, что, если он не уйдет, Святой Дух не придет, и указывает, что продолжение его работы в мире будет осуществляться Святым Духом. [18]

Иисус также уверяет учеников в любви Отца к ним, снова проводя параллели: [4]

«Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Отца».
«В мире у вас скорбь, но мужайтесь: Я победил мир».

После этих заявлений Иисус начинает серию молитв за учеников.

Часть 4: Прощальная молитва

[ редактировать ]
Иисус изображен в «Тайной вечере » Леонардо да Винчи.

Иоанна 17:1–26 широко известен как « Прощальная молитва» или «Первосвященническая молитва» . [6] [19] Это, безусловно, самая длинная молитва Иисуса в любом из Евангелий. [7] В то время как первые части речи обращены к ученикам, последняя часть обращена к Отцу, когда Иисус обращает свой взор к небу и молится. [6]

Молитва происходит в уникальный момент служения Иисуса , в конце его последних наставлений своим последователям и в начале его Страстей. [7] После окончания молитвы события Страстей Иисуса разворачиваются довольно быстро. [7] В молитве Иисус в последний раз дает отчет о своем земном служении Отцу и, молясь Ему, подтверждает свою полную зависимость от Отца. [7]

Молитва начинается с прошения Иисуса о прославлении Его Отцом, учитывая завершение Его дела, и продолжается ходатайством об успехе дел Его учеников и сообщества Его последователей. [6]

Ключевая тема молитвы – прославление Отца. В первой частиИисус разговаривает с Отцом об их отношениях, тем самым косвенно подтверждаяэто ученикам. [2]

Затем, отражая природу их отношений, Иисус просит Отца прославитьему, как он прославлял Отца, как он это делал в своем земном служении – имея в видутема вечной жизни , сформулированная в Иоанна 17:3 : [2]

«И это жизнь вечная, чтобы они знали Тебя, единственного истинного Бога»

Прощальная молитва состоит из следующих пяти прошений: [6]

  • 17:1–5: Прошение о прославлении по завершении его дела.
  • 17:6–10: Прошения за своих учеников
  • 17:11–19: Прошение о сохранении и освящении «своего» в мире.
  • 17:20–23: Прошение о единстве «своих».
  • 17:24–26: Прошение о соединении «своих» с самим собой.

Последние два прошения направлены за единство и характеризуются:

«Я дал им славу, которую Ты дал Мне, чтобы они были едины, как мы». - Иоанна 17:22
«Я открыл им имя Твое и открою его, чтобы любовь, которой Ты любишь Меня, была в них, и я в них». - Иоанна 17:26

с последней просьбой о вечном единстве Иисуса с его последователями. [2]

Иисус (справа) обвиняется фарисеями , на следующий день после Тайной вечери, картина Дуччо.

Ссылки на «имя Твое» в Иоанна 17:6 и Иоанна 17:26 подчеркивают важность имени Божьего в христианстве , которое в христианских учениях (например, Кирилла Александрийского ) рассматривалось как представление всей системы «Божественная истина» открывается верующим, «верующим во имя Его», как в Иоанна 1:12 . [20] [21]

Историчность

[ редактировать ]

Семинар Иисуса утверждает, что стихи Иоанна 14:30–31 представляет собой заключение, и следующие три главы были добавлены в текст позже. Этот аргумент считает Прощальную речь недостоверной и утверждает, что она была создана после смерти Иисуса. [22] Точно так же Стивен Харрис поставил под сомнение подлинность этого дискурса, поскольку он появляется только в Евангелии от Иоанна, а не в синоптических евангелиях . [23] Однако такие ученые, как Герман Риддербос, рассматривают Иоанна 14:30–31 как «временное окончание» только этой части дискурса, а не как окончание всего дискурса. [11]

Фернандо Сеговия утверждал, что первоначально дискурс состоял только из главы 14, а остальные главы были добавлены позже, но Гэри М. Бердж возражает против этого аргумента, учитывая общее богословское и литературное единство произведения и что дискурс имеет много общего с Евангелие в целом, например, темы смерти и воскресения Иисуса и его заботы о себе. [24]

В 2004 году Скотт Келлум опубликовал подробный анализ литературного единства всей «Прощальной речи» и заявил, что это показывает, что она была написана одним автором и что ее структура и расположение в Евангелии от Иоанна согласуются с остальной частью этого текста. Евангелие. [9] [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Джон , Гейл Р. О'Дэй , Сьюзен Хайлен, 2006 г. ISBN   978-0-664-25260-1 , Глава 15: Прощальная беседа, стр. 142–168.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Евангелие от Иоанна: вопрос за вопросом , Джудит Шуберт, 2009 г. ISBN   0809145499, стр. 112–127.
  3. ^ Подражая Иисусу Ричарда А. Берриджа, 2007 г. ISBN   0802844588 с. 301
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чтение Иоанна: литературный и богословский комментарий к Четвертому Евангелию Чарльза Х. Талберта, 1999 г. ISBN   1573122785, стр. 219–229.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Образцы ученичества в Новом Завете , Ричард Н. Лонгенекер, 1996 г. ISBN   0802841694, стр. 85–87.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Евангелие от Иоанна Германа Риддербоса, 1997 г. ISBN   978-0-8028-0453-2 Прощальная молитва : стр. 546–564.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Джон Андреаса Дж. Кёстенбергера, 2004 г. ISBN   080102644X с. 482
  8. ^ Джон Андреаса Дж. Кестенбергера, 2004 г. ISBN   080102644X с. 419
  9. ^ Перейти обратно: а б Единство прощального дискурса Л. Скотта Келлума, 2004 г. ISBN   0567080765 стр. 1–6.
  10. ^ Йоханнес Бойтлер, 2001 «Обзорная традиция Иисуса в прощальном дискурсе Иоанна» в книге «Иисус в традиции Иоанна» , Роберт Томсон Фортна, Том Тэтчер, Луисвилл, 2001 г. ISBN   978-0-664-22219-2 стр. 165–174
  11. ^ Перейти обратно: а б с Евангелие от Иоанна Германа Риддербоса, 1997 г. ISBN   978-0-8028-0453-2 стр. 510–512
  12. ^ Сотворение и христология Масанобу Эндо, 2002 г. ISBN   3-16-147789-8 стр. 233
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Джон Андреаса Дж. Костенбергера, 2004 г. ISBN   080102644X, стр. 424–441.
  14. ^ Кто, по вашему мнению, я?: очерки по христологии Джека Дина Дина Кингсбери, Марка Аллана Пауэлла, Дэвида Р. Бауэра, 1999 г. ISBN   0-664-25752-6 стр. 246–251.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Джон Андреаса Дж. Кёстенбергера, 2004 г. ISBN   080102644X с. 442
  16. ^ 1, 2 и 3 Иоанна Роберта Ярбро, 2008 г. ISBN   0801026873 с. 336
  17. Слово жизни: теология Евангелия от Иоанна , Крейг Р. Кестер, 2008 г. ISBN   0802829384 с. 196
  18. ^ Джон Андреаса Дж. Костенбергера, 2004 г. ISBN   080102644X с. 470
  19. Иисус и его собственные: комментарий Дэниела Б. Стевика к Иоанна 13–17 (2011). ISBN   0802848656 с. 217
  20. ^ Десять заповедей Артура Пинка (2007) ISBN   1589603753 стр. 23–24.
  21. ^ Иоанна 11–21 (Древнехристианский комментарий к Священному Писанию) Джоэла К. Еловски (2007). ISBN   0830810994 с. 237
  22. ^ Фанк, Роберт В. , Рой В. Гувер и семинар Иисуса . Пять Евангелий. ХарперСанФранциско. 1993. «Введение», стр. 1–30.
  23. ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. «Джон», стр. 302–310.
  24. ^ Интерпретация Евангелия от Иоанна Гэри М. Берджа, 1998 г. ISBN   0801010217, стр. 67–71.
  25. ^ Джон, Иисус и история, Том 2 Пола Н. Андерсона, Феликса Джаста, Тома Тэтчера, 2007 г. ISBN   1589832930 с. 273
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea1f381070634f3987b6be058a97b8e7__1721164980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/e7/ea1f381070634f3987b6be058a97b8e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Farewell Discourse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)