Jump to content

Тиберий Юлий Абдес Пантера

Надгробие Тиберия Пантеры в Бад-Кройцнахе

Тиберий Юлий Абдес Пантера ( / p æ n ˈ t ɛr ə / ; ок. 22 г. до н. э. — 40 г. н. э.) был римско-финикийским солдатом, родившимся в Сидоне , чье надгробие было найдено в Бингербрюке , Германия , в 1859 году.

Надгробие

[ редактировать ]

Открытие

[ редактировать ]
Римские надгробия в Бингербрюке , Германия, на иллюстрациях после публикации. Тиберий Юлиус Абдес Пантера находится слева.

В октябре 1859 года при строительстве железной дороги в Бингербрюке в Германии случайно были обнаружены надгробия девяти римских солдат. [1] Одно из надгробий принадлежало Тиберию Юлиусу Абдесу Пантере и в настоящее время хранится в музее Рёмерхалле в Бад-Кройцнахе , Германия. [2]

Надпись ( CIL XIII 7514) на надгробии Абдеса Пантеры гласит: [1] [3] [4]

Тиб(эрий) Юл(ий) Абдес Пантера
Сидония в год(а) 62
стипендия(дни) XXXX солдат бывший(воспламенитель?)
coh(orte) I из лучников
h(ic) s(itus) e(st)
Тиберий Юлий Абдес Пантера
из Сидона, возраст 62 года
прослужил 40 лет, бывший знаменосец(?)
из первой когорты лучников
лежит здесь

Название Пантера греческое оно указано на латыни , хотя в надписи . Возможно, это была его фамилия, означающая «пантера» . [1] Имена Тиберий Юлий являются приобретенными именами и, вероятно, были даны ему в знак признания службы в римской армии , когда он получил римское гражданство после своего почетного увольнения из Легиона. [1]

Значение имени Абдес остается предметом догадок. « Абд » по-финикийски означает «слуга», а « эс », возможно, является сокращением от Эшмуна/ Эшмуна , финикийского бога исцеления и бога-покровителя Сидона . Однако также возможно, что Пантера был этническим (и/или религиозным) евреем, учитывая место его рождения. Цейхманн отмечает, что имя Абдес «обычно встречается среди евреев и других жителей Леванта» и имеет прямую адаптацию в греческом, иврите и некоторых других языках, многие из которых являются семитскими. [5]

Пантера был родом из Сидонии, которая отождествляется с Сидоном в Финикии , и присоединилась к Когорам I Стрельцов (первая лучников ) когорта . [1]

Изображение римского знаменосца с мехом хищной кошки на голове.

Название Pantera не является чем-то необычным, и его использование восходит как минимум ко II веку. [6] До конца XIX века, в разные периоды истории, ученые предполагали, что имя Пантера было необычным или даже вымышленным именем; однако в 1891 году французский археолог К.С. Клермон-Ганно показал, что это имя использовалось в Иудее другими народами, а Адольф Дайсман позже с уверенностью показал, что это было распространенное имя в то время и что оно было особенно распространено среди Римские солдаты, [1] [3] [7] что также соответствовало бы названию Pantera, потому что знаменосец римского подразделения в официальных случаях носил мех животного. В данном случае это была бы шерсть хищной кошки.

В то время призыв в римскую армию длился 25 лет, а Пантера прослужил в армии 40 лет до своей смерти в 62 года. [1] Пантера, скорее всего, был знаменосцем ( сигнифером ) своей когорты. [7]

Эфиопская церковная литература

[ редактировать ]

Солдат по имени Пантос/Пантера также дважды появляется в церковных документах Эфиопии. В Первой книге эфиопских Маккавеев он указан как один из трех братьев, сопротивляющихся вторжению Селевкидов в Иудею. [8] В самом тексте упоминается, что он получил свое имя в результате удушения пантер голыми руками. Это имя и персонаж фигурируют также в тексте Эфиопского Синаксария ( Тахиса 25 ), где он упоминается вместе с его братьями в каноне эфиопских святых.

Гипотеза о связи с Иисусом

[ редактировать ]

Историческая связь этого солдата с Иисусом из Назарета уже давно выдвигается некоторыми учеными, основываясь на единственном утверждении всего лишь одного древнегреческого философа по имени Цельс , который, согласно христианскому писателю Оригену в его книге «Против Цельса» ( греч. Κατὰ Κέλσου, Ката Келсу ; лат. Contra Celsum ), был автором труда под названием « Истинное слово» ( греч. Λόγος Ἀληθής, Logos Alēthēs ).

Работа Цельса была утеряна, но, в описании Оригена, Иисус был изображен как результат связи (без согласия или по обоюдному согласию) между его матерью Марией и известным римским деятелем во время великих потрясений. Он сказал, что по этой причине ее «обвинили в супружеской измене, но она родила ребенка от вождя по имени Пантера». [9] Библеист Джеймс Тейбор утверждал, что Тиберий Пантера мог служить в этом регионе во время зачатия Иисуса. [7] но более поздние исследования показали, что это утверждение весьма сомнительно. Кристофер Цейхманн заходит так далеко, что говорит: «Где именно располагалось подразделение Пантеры в годы, предшествовавшие зачатию Иисуса, неясно, но нет сомнений, что это была не Иудея или Галилея». [5]

И древний Талмуд , и средневековые еврейские писания и поговорки подкрепляли это представление, ссылаясь на «Йешу бен Пантера», что переводится как «Иисус, сын Пантеры». Ведущие ученые считают гипотезу Табора крайне маловероятной, учитывая, что существует мало других доказательств, подтверждающих отцовство Пантеры, за исключением некоторых греческих и еврейских текстов. Некоторые ученые и религиозные деятели утверждают, что Пантера был римским предком Иисуса, но не его отцом. [1] [10]

Исторически имена Пантера и Йешу не были чем-то необычным в этом регионе и использовались среди евреев и язычников. [1] [6]

Использование Цельсом во 2 веке

[ редактировать ]

Во II веке Цельс , греческий философ , писал, что отцом Иисуса был римский солдат по имени Пантера. Взгляды Цельса вызвали отклик у Оригена , который посчитал это вымышленной историей. Заявление Цельса известно только из ответа Оригена. Ориген пишет:

Однако вернемся к словам, вложенным в уста еврея, где «мать Иисуса» описывается как «выброшенная обрученным с ней плотником, так как она была уличена в прелюбодеянии и была осуждена за прелюбодеяние». ребенок от некоего солдата по имени Пантера». [11] [12]

Маркус Дж. Борг и Джон Доминик Кроссан заявляют, что, учитывая антагонизм Цельса по отношению к христианству, его предположение о римском происхождении Иисуса могло быть основано на воспоминаниях о римских военных операциях по подавлению восстания в Сепфорисе недалеко от Назарета примерно во время рождения Иисуса. «Общее легионерское имя» Пантера могло возникнуть из сатирической связи между греческими словами panthēr, означающими «пантера, различные пятнистые кошачьи », и parthenos, означающими « девственница ». [13] [14]

Еврейское употребление в средние века

[ редактировать ]

История о том, что Иисус был сыном человека по имени Пантера, упоминается в Талмуде , в котором широко считается, что Иисус — это фигура, называемая «Бен Стада»:

Учат, что рабби Элиэзер сказал Мудрому: «Разве Бен Стада не принес заклинания из Египта в порезе на своем теле?» Ему сказали: «Он был дураком, а от дурака не приводят показаний». Бен Стада — это Бен Пантера. Рабби Хисда сказал: «Муж был Стада, любовником был Пантера». Мужем был «на самом деле» Паппос бен Иуда, матерью — Стада. Матерью была Мириам «Мэри», парикмахерша женских волос. Как мы говорим в «Пумбедите», «Она была неправа по отношению к «сатат да» своему мужу». (б. Шаббат 104б) [15]

Петер Шефер объясняет этот отрывок как комментарий, призванный прояснить множество имен, используемых для обозначения Иисуса, и завершает объяснение тем, что он был сыном любовника своей матери «Пантеры», но был известен как «сын Стады», потому что это имя был дан его матери, являясь «эпитетом, происходящим от еврейско-арамейского корня sat.ah/sete» («отклоняться от правильного пути, сбиваться с пути, быть неверным»). Другими словами, его мать Мириам ее также называли «Стада», потому что она была сотой, женщиной, подозреваемой или, скорее, осужденной за прелюбодеяние». [16] В некоторых источниках Иисус («Йешу») прямо назван «сыном Пандеры»: эти явные связи встречаются в Тосефте , Кохелет Рабба и Иерусалимском Талмуде , но не в Вавилонском Талмуде . [16]

« Толедот Йешу» восходит к средневековью и появился как на арамейском , так и на иврите как антихристианская сатирическая хроника об Иисусе. Это также относится к имени Пантера или Пандера. [17] [18] [19] Книга обвиняет Иисуса в незаконнорожденном рождении как сына Пандеры, а также в еретических, а иногда и жестоких действиях вместе со своими последователями во время его служения. [17] [19]

Научная оценка

[ редактировать ]

Раймонд Э. Браун утверждает, что история Пантеры представляет собой причудливое объяснение рождения Иисуса, которое включает в себя очень мало исторических свидетельств. [20] [21] [22] Джеймс Табор предполагает, что информация Цельса об отцовстве Иисуса верна, и утверждает, что карьера Тиберия Юлия Абдеса Пантеры помещает его в Иудею молодым человеком примерно во время зачатия Иисуса, поэтому он мог быть отцом Иисуса. [7] Это не получило широкого консенсуса. Библеист Морис Кейси отверг гипотезу Табора и заявил, что Табор не представил никаких доказательств присутствия Пантеры в регионе, и этот вывод подтвердил Кристофер Зейхманн. [10] [5]

Брюс Чилтон и Крейг А. Эванс заявляют, что Толедот Йешу состоит в основном из вымышленных антихристианских историй, основанных на продолжающихся попытках евреев дискредитировать Иисуса как своего долгожданного Мессию, и что он не представляет никакой ценности для исторических исследований Иисуса. [17] «Блэквеллский спутник Иисуса» утверждает, что Толедот Йешу не имеет исторических фактов и, возможно, был создан как инструмент для предотвращения обращения в христианство. [23]

На протяжении веков как христианские, так и еврейские ученые, как правило, уделяли Толедоту Йешу лишь незначительное внимание. Роберт Э. Ван Вурст утверждает, что литературное происхождение «Толедота Йешу» невозможно проследить с какой-либо уверенностью, и, учитывая, что оно вряд ли было написано до IV века, слишком поздно включать в него подлинные воспоминания об Иисусе. [15] Природа Толедотского Йешу как пародии на христианские евангелия проявляется в утверждении, что апостол Петр притворялся христианином, чтобы отделить их от евреев, и в изображении Иуды Искариота как героя, выдававшего себя за ученика Иисуса. чтобы остановить христиан. [24] [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уайтхед, Джеймс; Бернс, Майкл (2008). Пантера: Посмертные стихи . Спрингфилд, Миссури: Moon City Press. стр. 15–17. ISBN  978-0-913785-12-6 .
  2. ^ Руссо, Джон Дж.; Арав, Рами (1995). Иисус и его мир: археологический и культурный словарь . Миннеаполис: Фортресс Пресс. п. 225. ИСБН  978-0-8006-2903-8 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Дайссманн, Адольф ; Страчан, Лайонел Р.М. (2003). Свет с Древнего Востока: Новый Завет, иллюстрированный недавно обнаруженными текстами греко-римского мира . Уайтфиш, Монте: Паб Кессинджер. стр. 73–74. ISBN  0-7661-7406-9 .
  4. ^ Кэмпбелл, Дж. Б. (1994). Римская армия, 31 г. до н. э. — 337 г. н. э.: Справочник . Рутледж. п. 37. ИСБН  0-415-07173-9 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Зейхманн, Кристофер (2020). «Иисус Бен Пантера: Эпиграфическая и военно-историческая справка» . Журнал изучения исторического Иисуса . 18 (2): 141–155. дои : 10.1163/17455197-01802001 . S2CID   219649698 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Эванс, Крейг А. (2003). Комментарий к библейским знаниям: Матфей-Лука . Том. 1. Колорадо-Спрингс, Колорадо: Victor Books. п. 146. ИСБН  0-7814-3868-3 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Табор, Джеймс Д. (2006). Династия Иисуса: новое историческое исследование Иисуса, его королевской семьи и зарождения христианства . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN  0-7432-8723-1 .
  8. ^ Первая книга эфиопских Маккавеев: С дополнительными комментариями . Перевод Кертина, DP Barnes & Noble Press. 2018. ISBN  9781987019636 .
  9. ^ «Ориген, против Цельса 1,32» .
  10. ^ Перейти обратно: а б Кейси, Морис (2011). Иисус из Назарета: отчет независимого историка о его жизни и учении . Лондон: Т&Т Кларк. стр. 153-154 . ISBN  978-0-567-64517-3 .
  11. ^ Ориген (1980). Чедвик, Генри (ред.). Контра Цельсум . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 32 . ISBN  0-521-29576-9 .
  12. ^ Патрик, Джон Апология Оригена в ответ Цельсу 2009 г. ISBN   1-110-13388-X , страницы 22–24.
  13. ^ Борг, Маркус ; Кроссан, Джон Доминик (2007). Первое Рождество: что на самом деле говорят Евангелия о рождении Иисуса . Нью-Йорк: HarperOne. п. 104 . ISBN  978-0-06-143070-1 .
  14. ^ пантера , девственница . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
  15. ^ Перейти обратно: а б Ван Вурст, Роберт Э. (2000). Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. ISBN  0-8028-4368-9 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Шафер, Питер (2009). Иисус в Талмуде . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 15–24. ISBN  9781400827619 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с Чилтон, Брюс; Эванс, Крейг А., ред. (1998). Изучение исторического Иисуса: оценки состояния текущих исследований . Инструменты и исследования Нового Завета. Лейден: Брилл. п. 450. ИСБН  90-04-11142-5 .
  18. ^ «Толедот Иешу» . Принстонская программа по иудаике . Проверено 3 мая 2020 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Хорбери, Уильям (2003). «Изображение иудео-христиан в Толедот Йешу». В Томсоне, Питер Дж. (ред.). Образ иудео-христиан в древнееврейской и христианской литературе . Научные исследования Нового Завета. Тюбинген: Мор Зибек. стр. 280–285. ISBN  3-16-148094-5 .
  20. ^ Браун, Раймонд Э .; Донфрид, Карл П.; Фицмайер, Джозеф А.; Ройманн, Джон, ред. (1978). Мария в Новом Завете: совместная оценка протестантских и римско-католических ученых . Филадельфия: Фортресс Пресс. п. 262. ИСБН  0800613457 .
  21. ^ Ориген (2013). «Контра Цельсум». В Стивенсоне, Дж.; Френд, WHC (ред.). Новый Евсевий: документы, иллюстрирующие историю церкви до 337 года нашей эры . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. п. 133. ИСБН  978-0-281-04268-5 .
  22. ^ Также цитируется [1] и [2]
  23. ^ Кук, Майкл Дж. (2011). «Еврейские взгляды на Иисуса». В Беркетте, Делберт Ройс (ред.). Спутник Иисуса из Блэквелла . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-4443-2794-6 .
  24. ^ Фридлендер, Саул; и др. (1994). Бек, Вольфганг (ред.). Евреи в европейской истории: семь лекций . Цинциннати: Издательство Еврейского союзного колледжа. п. 31. ISBN  0-87820-212-9 .
  25. ^ Кинер, Крейг С. (2009). Исторический Иисус Евангелий . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. п. 417. ИСБН  978-0-8028-6292-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb24d90cd1349bea855c65a698191155__1720220700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/55/bb24d90cd1349bea855c65a698191155.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiberius Julius Abdes Pantera - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)