Истинное Слово
«Истинное слово» (или «Рассуждение» , «Счет » или «Доктрина» ; греческий : Λόγος Ἀληθής , Logos Alēthēs ) — это утерянный трактат, в котором древнегреческий философ Цельс обратился ко многим основным положениям раннего христианства и опроверг или выступил против их обоснованности. В «Истинном слове » Цельс атаковал христианство тремя способами: опровергнув его философские утверждения, обозначив его как явление, связанное с необразованным и низшим классом, и предупредив свою аудиторию, что оно представляет опасность для Римской империи . Информация об этой работе существует только в обширных цитатах из нее в Contra Celsum («Против Цельса»), написанном примерно семьдесят лет спустя христианином Оригеном . Считается, что они точны, но могут не дать полного представления об оригинальной работе.
Критика христианства до Цельса
[ редактировать ]Цельс был лишь одним писателем в давней традиции римских писателей и философов, которые писали и высказывались против христианства, считая его доктрины либо непостижимыми, либо совершенно глупыми. Основной проблемой большинства римских граждан и имперского правительства в отношении христиан был их категорический отказ участвовать в необходимых жертвоприношениях , которые регулярно приносились императору и римскому государству, жертвоприношениях, которые были неотъемлемой частью римской политики, религии и культура. Римские писатели, которые часто заявляли, что являются лояльными членами Империи и римского общества, также были «обеспокоены кажущейся непоследовательностью христианской позиции по отношению к обществу и к признанной государственной религии». [1] Все эти факторы привели к тому, что христиан стали считать врагами общества. Среди других, написавших полемические произведения против христианства, были Кресенс , Фронто и Лукиан . [2]
Цельс и его работа
[ редактировать ]Цельс был греком или римлянином, писавшим во втором веке нашей эры. О его происхождении и жизни известно очень мало. Работа в своей первоначальной форме была утеряна, и « Истинное Слово» сохранилось только в виде выдержек из работы христианского ученого Оригена , который цитирует Цельса, чтобы опровергнуть его. [3]
Ориген утверждает, что Цельс родом из первой половины второго века, но его сведения о личности Цельса кажутся крайне недостоверными. Цельс было очень распространенным именем, и Ориген, возможно, в качестве намека, выражает неуверенность в том, является ли Цельс тем же человеком, что и Цельс Эпикуреец. Возможно, это была попытка дискредитировать Цельса, поскольку эпикурейство пользовалось дурной репутацией, и в любом случае философские сочинения Цельса являются платоническими и несовместимы с эпикурейством. Современные ученые считают более вероятным, что Цельс жил во второй половине века, и большинство пришло к общему мнению, что Цельс, вероятно, писал около 170–180 гг. [4] Аргументы в пользу даты зависят от таких факторов, как современное состояние гностицизма, возможные ссылки на Августов, призывы к защите от вторжения варваров и возможность отождествления преследований, описанных Цельсом, с историческими. [5]
Большинство современных ученых согласны с тем, что Цельс не полагался на « слухи и слухи ». [6] который использовали многие другие христианские недоброжелатели того периода, а скорее опирались на его собственные наблюдения и демонстрировали знание как еврейской Библии , так и Нового Завета христианской Библии, а также других еврейских и христианских писаний.
Философские и теологические аргументы
[ редактировать ]Первой главной мыслью Цельса в его «Истинном слове» было опровержение действительности христианства. По его мнению, христианское богословие было основано на слиянии ложных восточных философских идей из Индии и Ирана, наспех связанных между собой. Он заявил, что христиане «соплетают ошибочные мнения, почерпнутые из древних источников, и трубят о них вслух». [7]
Цельс дал детальную критику христианского учения и объяснил, почему никому не следовало верить в него. Он отрицал непорочное зачатие Иисуса и обвинял Марию в прелюбодеянии, изгнанной ее мужем. Его теория не была новой, поскольку даже евреи в то время говорили то же самое . [ нужна ссылка ] Оставшуюся часть христианских историй – то, что сейчас составляет христианскую Библию – Цельс нашел очень пресными и непривлекательными по сравнению с греческими и римскими легендами о могущественных и красочных богах. Цельс также обнаружил, что христианской философии недостает по сравнению со светской философией, и заявил, что «у греков дела обстоят гораздо лучше». [8] Цельс использовал Платона как представителя греческих философов, и, по его словам, при сравнении двух философских традиций христианство выглядело намного хуже, поскольку «Платон не виновен в хвастовстве и лжи». [9] преступление, которое, очевидно, считает Цельс, является визитной карточкой христианских богословов. Единственная связь, которую Цельс установил между греческой философией и христианством, заключалась в том, что он утверждал, что «Иисус извратил слова философа» (т.е. Платона). [10]
По сравнению с богами римской и греческой мифологии Цельс обнаружил, что христианского Бога, к сожалению, не хватает, и заявил, что он не может быть богом, поскольку не является ни всезнающим , ни всемогущим . Цельс не мог найти никакого объяснения действиям христианского Бога, таким как наводнения , стихийные бедствия и появление зла в мире, за исключением того, что Бог хотел привлечь внимание к своему величию, потому что он чувствовал, что человечество дает ему «меньше, чем его заслуга». [11] Цельс пришел к выводу, что христиане использовали объяснение того, что Бог «испытывает» их, чтобы скрыть тот факт, что их Бог не был достаточно силен, чтобы успешно бороться с сатаной , а вместо этого был «беспомощен». [12] Цельс писал, что сатана был либо изобретением смертных, используемым христианами, чтобы запугать других, заставить их поверить в их философию и присоединиться к ней, либо, если он действительно существовал, то он был доказательством того, что Бог не всемогущ, а скорее слабый, меньший бог и плохой во-первых, потому что только мстительное и неуверенное в себе существо способно наказать человечество за то, что его обмануло зло, которое оно было слишком слабо, чтобы остановить. [13]
Очевидная «слепая вера» христиан сбила Цельса с толку, и он использовал ее для дальнейшего подтверждения своего утверждения о том, что христианство — ложная религия. По его мнению, главными принципами христианства были «Не задавай вопросов, просто верь» и «Вера твоя спасет тебя». [14]
Статус и привлекательность христианства
[ редактировать ]Цельс жаловался, что христианство — явление, ограниченное прежде всего низшим классом. Он утверждал, что христиане активно искали и обращали невежественных, необразованных представителей низшего класса, поскольку они были единственными людьми, которые верили в такое нелепое богословие и слепо следовали его доктринам. [15] Если человек принадлежал к высшему классу и, следовательно, был хорошо образован и, естественно, имел хороший характер, он не обратился бы, потому что он не мог поверить в абсурдные предположения, которые нужно было сделать, чтобы считаться «христианином». Цельс показал себя представителем высшего класса, когда делал свои заявления об Иисусе, который, по его мнению, очевидно, не мог быть сыном Божьим, поскольку он родился крестьянином. В « Истинном слове» говорилось, что Мария была бы недостойна внимания Бога, «потому что она не была ни богата, ни царского звания». [16] Цельс также утверждал, что христианство против личного совершенствования, поскольку это может заставить их последователей обнаружить заблуждения в их религии. Цельс заявил, что христиане обращаются, «возглавляя нечестивцев пустыми надеждами и убеждая их презирать лучшие вещи, говоря, что, если они воздержатся от них, будет лучше». [17] [18]
Христианство как опасность для Рима
[ редактировать ]Главный аргумент Цельса против христианства и причина, по которой он нападал на него с такой энергией, заключались в том, что он считал его вызывающей разногласия и разрушительной силой, которая могла бы нанести вред как Римской империи, так и обществу. Приверженность поддерживаемой государством римской религии было обязательным, и римские власти считали это необходимым для эффективного управления политической системой. Одной из наиболее неотъемлемых частей римской государственной религии было почитание и периодические жертвоприношения императору, действие, в котором христиане постоянно отказывались участвовать, поскольку, по их мнению, это было слишком близко к идолопоклонству и поклонению чужому Богу. .
Цельс перечислил множество причин, по которым его римские читатели могли легко прийти к выводу, что христианство ставит под угрозу их единство и стабильность Империи. По его мнению, христианство произошло от иудаизма, приверженцы которого, хотя и жили в пределах Империи, уже несколько раз восставали против римского владычества . Затем христианское сообщество еще больше разделилось между собой, и Цельс жаловался, что «различные секты решают вопросы по-разному». [19] Эти разногласия между различными фракциями внутри христианства доказали римлянам, что христиане, которые не могли даже объединиться под общими убеждениями, по своей природе вызывали разногласия и не только вызывали разногласия внутри своей собственной философии, но и могли разрушить единство Империи. Наконец, Цельс и другие римские писатели считали, что «христиане опасны именно потому, что ставят развитие своих убеждений выше общего блага и благосостояния государства». [20]
Тайна, в которой христиане встречались и практиковали, была еще одной проблемой для Цельса. Он отметил, что они «вступили друг с другом в тайные союзы, противоречащие закону». [21] Цельс заявил, что нет ничего плохого в присяге королю или императору, поскольку он обеспечивал стабильную среду, в которой все граждане могли свободно жить, а взамен обязанностью каждого римского гражданина было помогать императору и «работать вместе с ним». в обеспечении справедливости». [22]
Цельс предложил только одно решение проблем, которые, по его мнению, христианство неизбежно создаст внутри Империи. Он повелел христианам не только уважать императора, но и совершать ритуалы в честь богов римского государства. Если они не могут или не хотят участвовать в имперской религии, они не должны «принимать какое-либо участие в жизненных делах; но [...] уйти отсюда со всей скоростью и не оставить после себя никакого потомства». [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Цельс 1987 , с. 20
- ^ Холмс, Дж. Д. и Бикерс, Б. (1983), Краткая история католической церкви , стр. 19
- ^ Прибалты
- ^ Цельс 1987 , стр. 30–32
- ^ Чедвик, Х., Ориген: Contra Celsus , CUP (1965), с. xxviii.
- ^ Бенко, Стивен. «Языческий Рим и ранние христиане». Издательство Индианского университета, Блумингтон, 1984. 148.
- ^ Цельс 2001 , Бк. 3, гл. 16
- ^ Цельс 2001 , Невежество, иррациональность и суеверия, Bk. VI, гл. 1
- ^ Цельс 2001 , Невежество, иррациональность и суеверия, Bk. VI, гл. 10
- ^ Цельс 2001 , Невежество, иррациональность и суеверия, Bk. VI, гл. 16
- ^ Цельс 2001 , Иудаизм и христианство , Кн. VI, гл. 6
- ^ Цельс 2001 , Невежество, иррациональность и суеверия, Bk. VI, гл. 42
- ^ Ошибка Celsus
- ^ Цельс 2001 , Невежество, иррациональность и суеверия, Bk. Я, гл. 9
- ^ Цельс 2001 , Невежество, иррациональность и суеверия, Bk. III, гл. 44
- ^ Цельс 2001 , Иисус и еврейские критики , Кн. Я, гл. 39
- ^ Цельс 2001 , Невежество, иррациональность и суеверия - Кн. III, гл. 78
- ^ «Цельс, Ориген и Гофман» .
- ^ Цельс 2001 , Невежество, иррациональность и суеверия - Кн. III, гл. 10
- ^ Цельс 1987 , с. 44
- ^ Цельс 2001 , Христиане и общество Bk. Я, гл.1
- ^ Цельс 2001 , Христиане и общество Bk. VIII, гл. 73
- ^ Цельс 2001 , Христиане и общество Bk. VIII, гл. 55
Ссылки
[ редактировать ]- Цельс (1987), Об истинной доктрине: беседа против христиан , перевод Хоффмана, Р. Джозефа, Oxford University Press: Нью-Йорк
- Цельс (2001), Фрагменты из утраченного истинного дискурса Цельса , заархивировано из оригинала 27 апреля 2006 г.
- Балтес, Матиас (Мюнстер), «Цельс, [I]» в Хуберте Канчике; Хельмут Шнайдер (ред.), Новый Поли Брилла . Древние тома , CDL Калифорнийского университета в Санта-Барбаре , получено 18 июля 2009 г.