Иисус в манихействе
Jesus (夷數Иисус | |
---|---|
| |
![]() Портрет царя Иисуса , 10 век. Найденный в Синьцзяне Гаочанге , это самый старый известный манихейский портрет Иисуса. | |
Другие имена |
|
Предшественник | Будда Шакьямуни ( Будда Шакьямуни ) |
Преемник | Будда Света Мани |
Обители | Света Мир Лунный Дворец , |
Символ | крест света, луна |
Этническая группа | иврит |
Родители | Отец величия |
Эквиваленты | |
христианский эквивалент | Иисус |
Исламский эквивалент | Иса ибн Марьям |
Часть серии о |
![]() |
В манихействе парфянского Иисус (латинизация и пехлеви : Yyšw '[Yišō] ) [1] считается одним из четырёх пророков веры, наряду с Зороастром , Гаутамой Буддой и Мани . [2] Он также является «руководящим божеством», приветствующим световые тела праведников после их освобождения. [3]
До появления манихейства в Средней Азии число признаваемых им пророков было неопределенным. После внедрения в Среднюю Азию их было определено пять, то есть вышеупомянутые четыре пророка плюс индуистский бог Нараяна , поскольку индуизм имел значительное влияние в древней Средней Азии. [4]
Мани, основатель церкви, вырос в христианской семье в III веке нашей эры. Его отец Патик был верующим в церкви. Они жили в южной Месопотамии под властью Сасанидской династии . Хотя Мани упоминает зороастризм и Шакьямуни в своих произведениях, ключевым моментом является Иисус. Например: «Иисус — спаситель Мани»; «Мани, апостол Иисуса Христа» ( хрустальная печать Мани и собственное имя в письме); «Мани есть Святой Дух Иисуса» (почетный титул, присвоенный ему учениками Мани). [5] католической Отец церкви Августин однажды написал об одержимости манихеев. [ нужны разъяснения ] с Иисусом, и в манихейских писаниях есть много гимнов на разных языках. [6]
Иисус и Мани
[ редактировать ]Мани познакомился с различными формами христианства на юге Месопотамии в третьем веке, и Иисус составлял важную часть его учения. Мани вырос в иудео-христианской общине элькесаитов и имел контакты с другими христианскими группами, такими как бардесанисты и маркионисты. В этом западном регионе империи Сасанидов зороастризм был значительно менее доминирующим, чем в центральных провинциях. Космополитическая и многоэтническая среда поздней древней Месопотамии позволила хорошо образованному Мани рассматривать учения других пророков по отношению к своему собственному. Хотя также комментировались Зороастр и исторический Будда, наибольшее внимание в трудах Мани уделялось Иисусу. Связь Мани с Иисусом разделена на три основные темы: «Иисус как личный спаситель Мани» (как видно из Кёльнского манихейского кодекса (en)), «Мани как Апостол Иисуса Христа» (как видно из хрустальной печати Мани и как самоназвание в его письмах) и «Мани как параклет Иисуса» (как видно из обозначений его учеников). В проповеди, сохранившейся в коптском переводе из Египта IV века, Мани резюмирует жизнь Иисуса. [6]
Различные источники подтверждают, что темы христианского происхождения, особенно фигура Иисуса, продолжают иметь значение на протяжении всей манихейской истории. Сочинения Августина документируют манихейскую преданность Иисусу. Манихейские гимны Иисусу сохранились на самых разных языках, особенно на коптском из Египта IV века и, в меньшей степени, на парфянском, согдийском, среднеперсидском и уйгурском, из Караходжи в VIII-XI веках и даже на среднекитайском, VIII веке. век Северного Китая. Это богатство тем Иисуса, особенно в западной части манихейского мира, привело к христианскому прочтению манихейства, которое доминировало в ранних исследованиях этой религии. Сегодня мнения о происхождении манихейства разделились на две противоположные интерпретации, согласно которым манихейство зародилось в зороастризме с сильным христианским влиянием или, наоборот, в христианстве с сильным зороастрийским влиянием. Независимо от того, какой из этих двух традиционных взглядов придерживается, нет никаких сомнений в том, что сюжеты Иисуса были неотъемлемой частью манихейства. [6]
В манихейской мысли
[ редактировать ]В первоначальном христианском использовании собственное имя Иисуса (традиционно интерпретируемое как « Яхве есть помощь») может сопровождаться или не сопровождаться эпитетом Христос или Мессия , но Христос также использовался отдельно, как если бы это было имя само по себе. Используя такие эпитеты, отцы ранней церкви выразили свою убежденность в том, что Иисус исполнил надежду эсхатологического Искупителя . [7]
С другой стороны, в гностических учениях существовала сильная тенденция отделять земного Иисуса , то есть человека Иисуса из Назарета, от небесного Христа, космического спасителя, различие, которое, возможно, уже было предвещено в иудео- Христианская община Элькесаитов , в которой Мани вырос с идеей космического Иисуса, страдающего на суше и в воде. Христианское представление об уникальной жертве Иисуса не встречается в манихействе, и поэтому кажется, что Иисус не был существенным для манихейского учения. В действительности, однако, он был одной из самых популярных фигур в манихейских писаниях, и можно выделить по крайней мере шесть различных аспектов, каждый из которых имел большое значение для манихейских верований и поклонения. [7] [8]
Шесть личностей Иисуса
[ редактировать ]Иешуа (по-гречески: «Iēsoûs»; по-латыни: «Иисус»; по-английски: «Иисус») изначально было распространенным именем в древней Палестине ; Христос — это титул греческого происхождения койне, означающий « помазанник », что является свободным переводом еврейского титула « Мессия » . использовали Отцы церкви комбинацию этих двух слов, Iēsoûs Christos , указывая на то, что христианство полностью подтверждает, что Иисус — Мессия , то есть спаситель, обещанный евреям в Библии. Напротив, гностицизм с его дуалистической теологией имеет тенденцию четко различать исторического Иисуса и Христа как Бога. В манихействе выделяются три отдельные личности Иисуса, которые историки иногда различают далее, перечисляя по крайней мере шесть различных аспектов Иисуса, каждый из которых имел большое значение для манихейской веры и поклонения. [7] [8] [9]
Иисус Светлый
[ редактировать ]
Слева направо:
- Богородица Света ( С уважением )
- Иисус Светлый
- Первый Энтимезис ( 先意 )
![]() | Этот раздел может потребовать очистки Википедии , чтобы соответствовать стандартам качества . Конкретная проблема: ошибки в переводе с китайского языка. ( Август 2021 г. ) |
Иисус Светлый ( Yišōʿ ziva ; также переводится как «Иисус Сияющий» , «Иисус Великолепие» и «Иисус Сияние» ) — это предсуществующий аспект Иисуса в манихействе , сравнимый с вечным Логосом в христианстве. [10] Он несет знания о тайнах прошлого, настоящего и пророчествах о будущем, с одной стороны, и способность различать добро и зло по отношению к человечеству, с другой. [11] Как Иисус Светоносный, его основная роль заключалась в том, чтобы открывать и вести; соответственно, именно Иисус Светоносный, пробудивший Адама, открыл ему божественное происхождение его души и ее мучительное пленение телом и смешение с материей. [9] Соответственно, именно Иисус освобождает Адама и советует ему вкусить от Древа познания, чтобы избежать тюрьмы Князя Тьмы . [12]
Этот аспект Иисуса — спаситель, который выкупает свет, заключенный в человеке; искупительный Разум, Великий Ум , является его эманацией. Иисус Светоносный — одно из искупительных божеств «третьего обращения» (серия божеств, вызванных Отцом Величия с целью спасения) и считается эманацией Третьего Посланника, первого члена третьего обращения. , но, в силу его большого значения и множественности функций, его положение в божественной иерархии иногда представляется иначе, например, как Сын Величия (т. е. Отца Величия ) или Сын первого человека (второго члена «первое обращение»). [7]
Он – Великая Мудрость, ответственная за спасение молекул света, заточенных в человеческом теле. Он третий посланник, призванный верховным божеством манихейства, чтобы спасти мир. Акт спасения Третьего Посланника заставил демонов беспокоиться и бояться потерять контроль над элементом света, поэтому они создали Адама и Еву, первоначальных предков человека, и заключили свет в человеческом теле как душу. Свет смог передать Адаму духовные знания спасения, чтобы пробудить затонувшие души людей. Но Ева искушала Адама родить Каина, Авеля и Сифа, что привело к неудаче в спасении. Поскольку человечество продолжает размножаться, душа подчиняется плоти, и элемент света не может вырваться из заключения Князя Тьмы . [13]
Иисус Младенец
[ редактировать ]Иисус-Младенец описывается как эманация Иисуса Светоносного, имеющая тесную связь со Страдающим Иисусом, отождествляемая с воплощением воли души к искуплению. [7]
Иисус Луна
[ редактировать ]Поскольку Иисус Светоносный занимает свое космическое место на Луне, по крайней мере, согласно распространенному мнению, сама луна отождествляется с Иисусом Светоносным. В согдийском тексте есть фраза «ночью, когда взошёл Иисус [луна]». [7]
Иисус Воскресший
[ редактировать ]Согласно пророчествам, Воскресший Иисус, или эсхатологический Иисус, будет править человечеством в течение 120 лет после своего окончательного суда и до того, как великий пожар очистит оставшийся искупительный свет. Из коптской проповеди о Великой войне , в которой Иисус Светоносный изображен совершающим Страшный Суд , становится ясно, что облик Воскресшего Иисуса был тесно связан с обликом Иисуса Светоносного. [7]
Иисус Мессия
[ редактировать ]Иисус Мессия был историческим Иисусом из Назарета , которого считали еврейским пророком и предшественником Мани, который провозглашал истину и совершал чудеса. Манихеи отстаивали монофизитскую , докетическую христологию , полагая, что он был только всецело божествен, имел только духовное тело, а не материальное, хотя и являлся на земле апостолом света с человеческим обликом. Следовательно, он никогда не пережил человеческого рождения, а по-настоящему родился только при крещении, так как именно в этом случае Отец открыто признал его сыновство. [9] Христа Меняющаяся форма и внешний вид были определены как « тайна », напоминая описание Августином Христа mystica passio . [7] Страдания, смерть и воскресение Иисуса Мессии были лишь внешним видом, образцом страданий и окончательного освобождения человеческой души, но не имели никакой спасительной ценности сами по себе, хотя и были прообразом мученичества Мани . [9]
Иисус Страдающий
[ редактировать ]
Страдающий Иисус ( Jesus patibilis ) тождествен Мировой Душе и Живому Я , которое есть свет, заключённый в материи; как и исторический Иисус , он изображен распятым в мире. [14] Боль, причиняемая плененным светом, считалась реальной и неизбежной, а не просто метафорической. Это постоянное и всеобщее страдание плененной души выражается в распятии Страдающего Иисуса, который был «жизнью и спасением Человека», на кресте света, на котором Он был подвешен. Эта mystica cruxificio присутствовала не только в каждом дереве, траве, фрукте и овоще, но даже в камнях и почве Земли, как описано в коптских манихейских псалмах. [9]
Краткое содержание
[ редактировать ]Все аспекты Иисуса в манихействе можно суммировать единой концепцией космической, страдающей и спасающей мир фигуры «искупленного искупителя». Благодаря этим аспектам Иисус стал вездесущей и повсеместной фигурой в космологии манихейства . Однако в каждом из своих аспектов Иисус может быть представлен более точными мифологическими сущностями: Иисус Светоносный - Великим Умом , Страдающий Иисус - Мировой Душой , Иисус-Младенец - Энтимезисом Жизни, Иисус-Луна - сиянием луны . , и так далее. [7]
В кефалайской литературе
[ редактировать ]Кефалайя Учителя
[ редактировать ]Хотя в других манихейских писаниях Иисуса лишь изредка называют Иисусом Великолепным его обычно называют именно так , в Кефалайе Учителя . [15] В Кефалайе Иисус является эманацией Отца Величия и, очевидно, тождествен Третьему Посланнику и живому слову , призванному возместить ущерб, нанесенный восстанием Архонтов . [16] Когда Иисус Великолепие спускается на землю, он позже принимает облик плоти, чтобы проявить себя в материальном мире. [17]
В тексте «Хвалите Иисуса»
[ редактировать ]После того как в Китай проникло манихейство, поскольку образ Иисуса был совершенно незнаком китайской культуре, миссионеры объединили его с буддийской культурой, назвав Иисуса Буддой, и дали ему образец великого милосердия и облегчения. Буддийский образ. [18] Поэтому верующие написали следующий отрывок из гимна «Слава Иисусу, текст», который подобен буддийскому писанию в китайском манихейском свитке гимна :
Будда-Иисус, самый могущественный и сострадательный человек в мире, прощает мои грехи.
Услышь мои болезненные слова и выведи меня из моря ядовитого огня. Я хочу подарить ароматную воду освобождения, двенадцать украшенных драгоценными камнями корон и портьеры. Чтобы очистить меня от праха моей чудесной природы и украсить мое чистое тело, чтобы сделать его прямым. Да избавлюсь я от трех зим и трех ядовитых узлов , и от шести воров и шести ядовитых ветров. Пусть великая весна Дхармы прославит мою природу, и пусть деревья природы и цветы процветают. Да угаснут великие волны огня, темные тучи и туманы. Пусть великий день Дхармы сияет ярко, чтобы мой ум всегда был чист. Да избавлюсь я от болезни немоты и слепоты, а также от чудовищ и бесов. Ниспошли великое лекарство Дхармы для быстрого исцеления и заставь замолчать божественное заклинание, чтобы прогнать духов. Я столкнулся со многими препятствиями и бесчисленным множеством других трудностей. Ввиду этого великий мудрец должен простить меня и уберечь от всех бедствий.
Пусть Иисус помилует меня и освободит меня от всех демонических уз.
См. также
[ редактировать ]- христология
- Логос (христианство)
- иезуизм
- Иисус в Исламе
- Докетизм
- Манихейские рукописи Сяпу
- Иессей Мазарей Еседекей в сифианстве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ма, Сяохэ (28 мая 2015 г.). «О дате Ритуального руководства по празднованию дня рождения Предка Содействия Благополучию из Сяпу» . www.researchgate.net . Проверено 28 мая 2020 г.
Ишу 夷數 MC. i-ṣi̭u для Pth./MP. yyšw' [yišō], который также сохранился в текстах Дуньхуана.
- ^ Jump up to: а б Гулачи, Жужанна (2015). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Центральной Азии и Тан-Минского Китая (PDF) . Наг-Хаммади и манихейские исследования. Том. 90. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-30894-7 .
- ^ Гулачи, Жужанна (2018). «Манихейские корни знамени чистой земли из Кочо (III 4524 г.) в Музее азиатского искусства, Берлин» . academia.edu . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Ма, Сяохэ (2016). «Новое текстуальное исследование Сулужи в манихействе» (PDF) . Журнал Национального колледжа Джао Цунг-и .
- ^ Гулачи, Жужсанна "" Манихейская картина Будды Иисуса [Манихейская картина Будды Иисуса] = Ифу Сонгдай Моницзяо Ишуфоженг]". Журнал по изучению истории искусств [Исследование истории искусства = Ишуши Яньцзю] 2008. :139-189 [на китайском языке]» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Гулачи, Жужанна (январь 2009 г.). « Манихейский портрет Будды Иисуса: идентификация китайской живописи двенадцатого-тринадцатого веков из коллекции храма Дзэн Сэйун-дзи». Artibus Asiae 69/1 (2009): 91-145» . Артибус Азия
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «ХРИСТИАНСТВО против Христа в манихействе» .
- ^ Jump up to: а б Блумсбери.com. «Иисус в манихейских писаниях» . Издательство Блумсбери . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (1 января 1992 г.). Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае . JCB Мор. ISBN 9783161458200 .
- ^ Факт о File Publishing, Inc. Энциклопедия всемирной истории, Акерман-Шредер-Терри-Хва Ло, 2008: Энциклопедия всемирной истории Bukupedia 2008 стр. 79
- ^ Манфред Хойзер, Исследования Х. Дж. Климкейта в манихейской литературе и искусстве BRILL, 1998 ISBN 9789004107168 с. 60
- ^ Манфред Хойзер, Исследования Х. Дж. Климкейта в манихейской литературе и искусстве BRILL, 1998 ISBN 9789004107168 с. 60
- ^ «Ван Юаньюань: «Король Дхармы» в китайских манихейских материалах династии Тан - Официальный сайт Профессионального комитета археологии Шелкового пути Китайского археологического общества - Официальный сайт Института культурных реликвий и археологии Нинся-Хуэйского автономного района» www.nxkg.org.cn 2021 Получено 20 июня г.
- ^ «БУДДА И ОБРАЗ БУДДЫ» , Становление Будды , Princeton University Press, стр. 9–30, 21 июля 2020 г., doi : 10.2307/j.ctv131bwmg.7 , ISBN 978-0-691-21602-7 , S2CID 243194275 , получено 19 июня 2021 г.
- ^ Пол Ван Линдт Имена манихейских мифологических персонажей: сравнительное исследование терминологии в коптских источниках Отто Харрасовиц Verlag 1992 ISBN 9783447033121 с. 144-145
- ^ Манфред Хойзер, Исследования Х. Дж. Климкейта в манихейской литературе и искусстве BRILL, 1998 ISBN 9789004107168 с. 60
- ^ Маджелла Францманн Иисус в манихейских писаниях Bloomsbury Publishing, 2003 г. ISBN 9780567504142 с. 101
- ^ Гун, Фанчжэнь (01 августа 2012 г.). Интеграция мудрости четырех культур Xinchaoshe Culture Publishing). (на китайском языке, ISBN 978-986-316-114-1 .