Агапий (манихей)
Агапий (или Агапий ) был философом, связанным с манихейством . Считается, что он жил в четвертом или пятом веке. [1]
Личность
[ редактировать ]Он главным образом известен тем, что упоминается в «Библиотеке» , работе Фотия девятого века , Константинопольского Патриарха . Он указан Фотием, а также Петром Сицилийским, как один из двенадцати учеников Мани . [2] Однако в более ранних работах шестого века, таких как формула отречения Захарии Митиленского и руководство по отречению от ересей пресвитера Тимофея Константинопольского , он указан не как манихей, а просто как автор работы, озаглавленной « Гепталог» (Гепталог ). Гепталог ). [3]
Фотий также описывает Агапия как бросающего вызов учению Евномия, которого, по мнению Самуила Н.К. Лиу, можно идентифицировать как Евномия Кизика , арианского епископа Кизика в Мисии . [3] Агапий, однако, не мог одновременно быть учеником Мани, умершего в 276 году, и прожить достаточно долго, чтобы выступить против Евномия Кизика , который стал епископом в 360 году. [4]
Сочинения
[ редактировать ]Фотий описал чтение неопознанного произведения Агапия, возможно , Гепталога , которое содержало «23 басни и 102 других раздела», где Агапий симулирует свое христианство, но раскрывает себя как «врага» Христа. [3] Агапий посвятил свой труд из двадцати трех глав своей коллеге-философу Урании.
Фотий резюмирует очевидно манихейское учение Агапия следующим образом:
«Он навеки противопоставляет Богу злой, самодостаточный принцип, который он иногда называет природой, иногда материей, а иногда Сатаной и Дьяволом, и правителем мира, и Богом века сего, и бесчисленным множеством других имен. Он утверждает, что люди претыкаются по необходимости и против своей воли, и что тело принадлежит злой части, а душа - божественной и (увы, какое безумие!) единосущна Богу. И он насмехается над Ветхим Заветом (О, нечестие!) Рассказывая фантастические истории, он также говорит, что дерево в раю — это Христос, которого он устами исповедует, чтобы почитать, но которого своими делами и верованиями он богохульствует больше, чем могут выразить слова. " [3]
Агапий, однако, похоже, также поддерживал идеи, не связанные с манихейством, такие как православные христианские концепции, такие как «Троица, Воплощение, Крещение, Распятие и Воскресение Христа, Воскресение мертвых и Страшный суд». [1] Фотий утверждает, что Агапию удалось сделать это, «изменив и переведя почти все термины благочестия и христианской религии в другие значения...» [1]
Фотий упоминает, что Агапий в своих рассуждениях использовал апокрифическую христианскую литературу , особенно Деяния Андрея , и языческую философию:
«Он приводит аргументы, опираясь на так называемые Деяния двенадцати апостолов, особенно на Деяния Андрея, утверждая, что мысль его возвышается от них. Он придерживается также мемпсихоза. Он отсылает к Богу тех, кто достиг зенита добродетели. Он предает огню и тьме тех, кто достиг надира зла, и вновь низводит в тела тех, кто вел свою жизнь где-то между этими двумя крайностями. Он бесстыдно нанимает мучеников и любителей греческой религии, особенно Платона, для поддержки своей борьбы. с Богом». [5]
Агапий также описывается как автор гимнов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Оболенский, Дмитрий. Богомилы: исследование балканского неоманихеизма . Страницы 25-26. Энтони К. Холл, 1972 (перепечатка)
- ^ Шнеемельчер, Вильгельм и Роберт Маклахлан Уилсон. Апокрифы Нового Завета: сочинения, относящиеся к апостольским апокалипсисам и связанным с ними темам. Страница 91. Джон Нокс Пресс, 2003.
- ^ Jump up to: а б с д Лью, Сэмюэл Н.К. Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор . Страницы 106-107. Издательство Манчестерского университета, 1985.
- ^ Смит, Генри и Генри Уэйс. Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин , Vol. I. Страница 58. Джон Мюррей, 1877 г.
- ^ Макдональд, Деннис Рональд . Христианизация Гомера: Одиссея, Платон и Деяния Андрея. Страница 94. Издательство Оксфордского университета, 1994.