Евангелие от Мани
Часть серии о |
Апокрифы Нового Завета |
---|
Христианский портал |
( Живое Евангелие также Великое Евангелие , Евангелие живых III века, и варианты) — гностическое евангелие написанное манихейским пророком Мани . Первоначально он был написан на сирийском языке и назывался « » (классический сирийский: Евангелион ������������������������), от греческого εὐαγγέλιον (« хорошие новости »). [1] и был одним из семи оригинальных писаний манихейства . Ряд фрагментов сохранился в Кельнском Мани-Кодексе (обнаружен в 1969 г.) и на фрагментах рукописей, найденных в Турфане, начиная с 1904 г. [2] Некоторые фрагменты коптских рукописей, обнаруженные в Файюме, по-видимому, содержат своего рода комментарий или проповедь к Евангелию.
Иранский ученый Аль-Бируни (973–после 1050 г.), который на момент написания все еще имел доступ к полному тексту, отметил, что это «евангелие особого рода», не похожее ни на одно из евангелий христиан, и что манихеи настаивали на том, что их Евангелие было единственным истинным, и что различные христианские евангелия искажали истину о Мессии . [3]
В исторической науке существует тенденция путать «Живое Евангелие Мани» с другим его произведением, [4] известный как Эртенк или Ардханг /Аржанг ( древнеперсидское : artha-thanha , примерно «послание истины») или Книга с картинками . На самом деле « Ардханг» представлял собой книжку с картинками. [5] получил имя Эйкон на греческом и коптском языках . Это была книга, содержащая иллюстрации, которые сопровождали и облегчали понимание космологии Мани. Фотий (или псевдо-Фотий) комментирует текст, говоря, что он содержит фальсифицированное описание некоторых деяний Иисуса: [6] в то время как Петр Сицилийский настаивает на том, что такого материала там не было. [7]
Известно, что Евангелие состояло из 22 частей, каждая из которых обозначалась отдельной буквой арамейского алфавита . Объединение двух Турфанских фрагментов позволяет реконструировать текст первой части ( алафа ). В этом разделе рассматривается природа «Царя Мира Света», который пребывает в «Пупе Мира», но также присутствует на всей своей земле, как снаружи, так и изнутри, не имея никаких ограничений, кроме тех, где его земля граничит с это его враг, «Царство Тьмы». Шнеемельхер (1990) предварительно предполагает, что текст мог быть задуман как евангелие гностического типа, возможно, предназначенное для того, чтобы прокомментировать или заменить христианское евангелие .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Г. Халун и В.Б. Хеннинг, «Сборник доктрин и стилей учения Мани, Будды Света», Asia Major , NS 3 (1952), 182-212, стр. 205.
- ^ Вильгельм Шнеемельхер, Апокрифы Нового Завета: Евангелия и связанные с ними сочинения , Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2-е изд. 1990, 2003, ISBN 9780664227210 , 404-409.
- ^ Шнеемельхер, Вильгельм (редактор); Уилсон, Роберт Маклачан (английский перевод, 1991; 2003): Апокрифы Нового Завета: Евангелия и связанные с ними сочинения . Кембридж: Джеймс Кларк; Луисвилл, Кентукки: John Knox Press. Стр. 406-411. (Ссылка и веб-сайт проверены 30 апреля 2012 г.)
- ^ Шнеемельхер, Вильгельм (редактор); Уилсон, Роберт Маклачан (английский перевод, 1991; 2003): Апокрифы Нового Завета: Евангелия и связанные с ними сочинения . Кембридж: Джеймс Кларк; Луисвилл, Кентукки: John Knox Press. Стр. 409. (Ссылка и веб-сайт проверены 30 апреля 2012 г.)
- ^ Скьярво, Prods Oktor (2006): Введение в манихейство. Ранние иранские цивилизации 103 ', стр. 42. (Ссылка и веб-сайт проверены 30 апреля 2012 г.)
- ^ Ларднер, Натаниэль (1857): Работы Натаниэля Ларднера в пяти томах, Том II . Лондон: Томас Гамильтон, стр. 151–157 (ссылка и веб-сайт проверены 30 апреля 2012 г.).
- ^ Ларднер, Натаниэль (1857): Работы Натаниэля Ларднера в пяти томах, Том II . Лондон: Томас Гамильтон, стр. 151–157 (ссылка и веб-сайт проверены 30 апреля 2012 г.).