Евангелие от Василида
Часть серии о |
Апокрифы Нового Завета |
---|
![]() |
![]() |
Евангелие от Василида — это название известного текста в апокрифах Нового Завета , который, как сообщается, в середине III века циркулировал среди последователей Василида ( Βασιλείδης ), ведущего богослова гностических тенденций, который учил в Александрии во второй четверти II в. Учение Василида было осуждено как еретическое Иринеем Лионским ( ок. 130 – ок. 200 ), [1] и Ипполит Римский ( ок. 170 – ок. 236 ), [2] хотя более положительно их оценил Климент Александрийский ( ок. 150 – ок. 215 ). [3] Однако среди Иринея, Ипполита и Климента нет согласия относительно конкретных богословских взглядов Василида; [4] в то время как ни один из троих не сообщает о Евангелии от имени Василида. [5]
История
[ редактировать ]Первое прямое упоминание Евангелия от Василида встречается у Оригена ( ок. 185 – ок. 254 ), который сообщает:
В Церкви есть четыре Евангелия. Еретиков много. Один из них называется «По мнению египтян» . Другой – «Согласно Двенадцати Апостолам» . Василид тоже осмелился написать «Евангелие от Василида» . [6] [7]
Сообщение Оригена является источником ссылок на Евангелие от Василида у Иеронима . [8] Амвросий , [9] Филипп Сиде , [10] и Достопочтенный Беда . [11] Но ни один из этих авторов не приводит никаких цитат из предполагаемого Евангелия и не может дать указания на его содержание или характер. [12] [13] [14]
Гораздо больше известно об основных трудах Василида в двадцати четырех книгах; [15] для которого Климент Александрийский записывает название Exegetica (или «Трактаты»). [16] [17] и приводит цитаты из двадцать третьей книги, тогда как другие цитаты сохранились в трудах Гегемония . [18] [19] Евсевий Кесарийский сообщает, что Агриппа Кастор (середина II века) описал Экзегетику как «двадцать четыре книги Евангелия». [20] [21] и это примечание было истолковано как характеризующее полную Экзегетику как расширенный комментарий, основной текст которого можно предположить как утраченное Евангелие Василида. На основании этого предположения и сохранившихся цитат из Экзегетики был разработан ряд теорий относительно природы Евангелия Василида: [22] что это была редакция Евангелия от Луки; что оно объединило Евангелия от Луки и Матфея; что это был диатессарон , или гармония всех четырех Евангелий; что это был независимый рассказ о жизни Иисуса; и даже то, что это был абстрактный трактат или проповедь о религиозном значении Иисуса, не имеющий никакого конкретного отношения к его учению или событиям его земного служения, подобный в этом отношении Евангелию Истины , [23] еще один гностический труд. [24] Некоторые ученые утверждают, что упоминание Оригеном Евангелия от Василида относилось к самой Экзегетике ; и поэтому эти два названия должны быть идентифицированы. [25] В противном случае Евангелие от Василида могло бы обозначать гностический текст II или III века (утерянный или сохранившийся под другим названием), не имеющий никакой связи с самим Василидом, за исключением того, что он сохранялся внутри секты, носившей его имя. [26] Вильгельм Шнеемельхер заявляет: «Короче говоря, следует сказать, что все предположения относительно Евангелия Василида остаются неопределенными». [27]
Рассказ о распятии
[ редактировать ]Сообщается, что Василид преподавал докетическое Христовых учение о страстях . Хотя Ириней не упоминает о том, что Василид написал Евангелие, он записывает, что он учил, что Христос в Иисусе, как полностью божественное существо, не мог терпеть телесную боль и не умер на кресте; но что распятым на самом деле был Симон Киринеянин . [28] [29]
Он появился на земле как человек и творил чудеса. При этом он сам не пострадал. Вместо этого некий Симон Киринеянин был вынужден нести за него свой крест. Именно он был по неведению и ошибочно распят, будучи им преображённым, чтобы его можно было принять за Иисуса. Более того, Иисус принял образ Симона и стоял рядом, смеясь над ними. [30] [31] Ириней, Против ересей [32]
Епифаний Саламинский сообщает о том же эпизоде, о котором учил Василид: [33] хотя, возможно, он в этом полагается исключительно на Иринея. [34] Сообщения о том, как живого Христа видели смеющимся рядом с распятием или над ним, также можно найти в двух гностических текстах второго и третьего веков в библиотеке Наг-Хаммади ; Апокалипсис Петра [35] [36] и Второй Трактат Великого Сифа ; [37] [38] и в последнем тексте Симон Киринеянин также идентифицируется как один из череды телесных заменителей духовного Христа. Винрих Лёр делает вывод, что общая евангельская традиция середины II века (в которой он, тем не менее, сомневается, что она возникла от самого Василида) должна лежать в основе как заметки Иринея, так и двух текстов Наг-Хаммади . [39]
Библиография
[ редактировать ]- Кросс, Флорида и Ливингстон, Е.А., ред. (1997). статья «Василид». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 019211655X .
- Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. ISBN 9783161526367
- Лёр, Винрих А. (1995). Василид и его школа . Мор Зибек. ISBN 9783161463006
- Шнеемельхер, Вильгельм (1991). Апокрифы Нового Завета ; Английский перевод Р. МакЛ. Уилсон. Джеймс Кларк. ISBN 0227679156 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаер. 1.24.4
- ^ Ссылка. VII 20.1
- ^ Электричество. IV 12,81; Электричество. III 1.1
- ^ Фрэнк Лесли Кросс, Элизабет А. Ливингстон (1997). «Василид». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 168 . ISBN 019211655X .
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 87. ИСБН 9783161526367 .
- ^ в Люке. Хом. I.2
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 85. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Как. в Мэтт. для
- ^ Эксп. Эв. Люк. я.2
- ^ Хист. для 4.4
- ^ В Люке. Эв. Эксп. Я прол
- ^ Шнеемельхер, Вильгельм (1991). Апокрифы Нового Завета; Английский перевод Р. МакЛ. Уилсон . Джеймс Кларк. п. 397. ИСБН 0227679156 .
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 85. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 94. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 82. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Электричество. IV 12.81
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 90. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Акта Архелай 67 5, 7-11
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 84. ИСБН 9783161526367 .
- ^ HE IV 7.7
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 89. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 78. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 94. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Шнеемельчер, Уильям (1991). Апокрифы Нового Завета; Английский перевод Р. МакЛ. Уилсон . Джеймс Кларк. п. 398. ИСБН 0227679156 .
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 78. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 94. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Шнеемельхер, Вильгельм (1991). Апокрифы Нового Завета; Английский перевод Р. МакЛ. Уилсон . Джеймс Кларк. п. 399. ИСБН 0227679156 .
- ^ Фрэнк Лесли Кросс, Элизабет А. Ливингстон (1997). «Василид». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 168 . ISBN 019211655X .
- ^ Эрман, Барт (2005). Утерянное христианство . ОУП. п. 188. ИСБН 0195182499 .
- ^ Хаер. 1.24.4
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 80. ИСБН 9783161526367 .
- ↑ Книга 1, глава 19.
- ^ Пан. 24.3.2,4
- ^ Кельхоффер, Джеймс А. (2014). Концепции «Евангелия» и легитимности в раннем христианстве . Мор Зибек. п. 87. ИСБН 9783161526367 .
- ^ Брашлер, Джеймс А. (1984). Введение в Апокалипсис Петра в Библиотеке Наг-Хаммади на английском языке ; Джеймс М. Робинсон изд . Брилл. п. 339. ИСБН 9004071857 .
- ^ Эрман, Барт (2005). Утерянное христианство . ОУП. стр. 185–187. ISBN 0195182499 .
- ^ Гиббонс, Джозеф А. (1984). Введение ко Второму трактату Великого Сифа; в Библиотеке Наг-Хаммади на английском языке ; Джеймс М. Робинсон изд . Брилл. п. 329. ИСБН 9004071857 .
- ^ Эрман, Барт (2005). Утерянное христианство . ОУП. стр. 187–188. ISBN 0195182499 .
- ^ Лёр, Винрих А. (1995). Василид и его школа . Мор Зибек. стр. 255–273. ISBN 9783161463006 .