Евангелие от Иуды
Часть серии о |
Апокрифы Нового Завета |
---|
![]() |
![]() |
![]() |
Евангелие от Иуды — неканоническое гностическое евангелие . Содержание состоит из бесед Иисуса и Иуды Искариота . Учитывая, что он включает теологию конца II века, широко распространено мнение, что он был составлен во II веке (до 180 года нашей эры) христианами -гностиками . [1] Единственная известная его копия — это на коптском языке текст , датированный углеродным методом 280 годом нашей эры , плюс-минус 60 лет. Было высказано предположение, что текст взят из более ранней рукописи на греческом языке . [2] Английский перевод был впервые опубликован в начале 2006 года Национальным географическим обществом .
Значение
[ редактировать ]По данным журнала Science Magazine , Евангелие от Иуды, в отличие от канонических евангелий , изображающих Иуду предателем, предавшим Иисуса властям для распятия в обмен на деньги , изображает действия Иуды как совершенные в соответствии с инструкциями, данными ему Иисусом. Евангелие утверждает, что другие ученики не усвоили истинного Евангелия, которому Иисус научил только Иуду, единственного последователя, принадлежащего (или выделенного из него) «святому поколению» среди учеников. [3]
Эйприл Деконик оспаривает эту интерпретацию, утверждая, что вместо этого текст был написан группой сифиан как пародия на «демона» Иуду. [4]
Фон
[ редактировать ]Папирус на коптском языке в кожаном переплете был обнаружен в 1970-х годах недалеко от -Мазара . в Египте Бени [5] назвала его Кодексом Чакос Его предпоследняя владелица, торговка антиквариатом Фрида Нуссбергер-Чакос , в честь ее отца Димаратоса Чакоса. Она обеспокоилась ухудшением состояния рукописи и в 2000 году передала ее Фонду древнего искусства «Меценат» в Базеле, Швейцария , для надзора за ее сохранением, переводом и возможной продажей. [6] [7] 6 апреля 2006 года « Национальное географическое общество США опубликовало первый перевод текста с коптского на английский… и впервые показало некоторые страницы папируса». [5]
Кодекс содержит текст, предположительно датируемый концом II века. [8] и включает в себя первую известную сохранившуюся копию одноименного «Евангелия от Иуды» ( Euangelion Ioudas ), [а] в котором рассказывается история смерти Иисуса с точки зрения Иуды. [9] Рукопись была датирована радиоуглеродом и описана журналом National Geographic как вероятная дата между 220–340 годами нашей эры. [10]
Рукопись распалась на более чем тысячу частей. Многие разделы отсутствуют из-за неправильного обращения и хранения. Некоторые отрывки представляют собой лишь разрозненные слова; другие содержат много строк. По словам коптского ученого Родольфа Кассера , первоначально кодекс содержал 31 лист, каждый из которых был написан с обеих сторон; к тому времени, когда кодекс появился на рынке в 1999 году, сохранилось только 13 листов. Отдельные листья могли быть удалены и проданы. Кодекс хранился в картонной коробке в течение двух десятилетий, пока его раздавали потенциальным покупателям. [11] и в разное время хранился в морозильной камере, сейфе на Лонг-Айленде, сложенный пополам. [6]
также было высказано предположение На основе текстуального анализа особенностей диалекта и греческих заимствованных слов , что коптский текст, содержащийся в кодексе, может быть переводом из более старой греческой рукописи, датируемой самое раннее ок . 130–170 гг . н.э. [12] В подтверждение этой датировки приводится ссылка на «Евангелие от Иуды» раннего христианского писателя Иринея Лионского , который, выступая против гностицизма, назвал этот текст «вымышленной историей». [13] и «кощунственные ереси». [7] Однако неясно, является ли текст, упомянутый Иринеем, на самом деле тем же текстом, что и коптское «Евангелие от Иуды», найденное в Кодексе Чакос. [14]
Содержание
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Евангелие от Иуды состоит из 16 глав, в которых документируется учение Иисуса о духовных вопросах и космологии. Согласно тексту, Иуда — единственный из учеников Иисуса, который точно понимает слова своего учителя. Это Евангелие содержит мало повествовательных элементов; по сути, в Евангелии записано, как Иисус научил Иуду истинному значению его послания.
Евангелие содержит идеи, противоречащие учению ранней Церкви . Автор говорит, что Бог – это, по сути, «сияющее облако света», существующее в нетленном царстве. [15] Адамас, духовный отец всего человечества, был создан по образу Божию и обитал в нетленном царстве.
В начале времен Бог создал группу ангелов и низших богов . Двенадцати ангелам было суждено «возродиться, [чтобы] править хаосом и [подземным миром]». [16] Ангелам творения было поручено создать физическое тело для Адамаса, которое стало известно как первый человек Адам . Постепенно человечество начало забывать свое божественное происхождение и некоторые потомки Адама ( Каин и Авель ) оказались втянуты в первое в мире убийство. Многие люди пришли к выводу, что несовершенная физическая вселенная представляет собой целостность творения, потеряв свои знания о Боге и нетленном царстве.
Иисус был послан как Сын истинного Бога, а не одного из меньших богов. Его миссия заключалась в том, чтобы показать, что спасение состоит в соединении с Богом внутри человека . Приняв внутреннего Бога, человек может вернуться в нетленный мир.
Одиннадцать учеников, которых Иисус выбрал для распространения своего послания, неправильно поняли основные положения его учения. Они были одержимы физическим миром чувств. Автор говорит, что они продолжали практиковать религиозные жертвоприношения животных, что нравилось низшим богам, но не способствовало установлению связи с истинным Богом. Они ошибочно учили, что те, кто принял мученическую смерть во имя Христа, воскреснут телесно .
Напротив, Иисус способен научить Иуду истинному смыслу его жизни, служения и смерти. Человечество можно разделить на две расы или группы. Те, кто наделены бессмертной душой , как Иуда, могут познать Бога внутри и войти в нетленное царство, когда умрут. Те, кто принадлежит к той же группе, что и остальные одиннадцать учеников, не могут войти в царство Бога и умрут как духовно, так и физически в конце своей жизни. Жертвоприношение животных и церемония причастия, связанные с «каннибализмом» (поеданием плоти и крови Иисуса ), как практики, переплетающиеся с физическим миром, осуждаются как отвратительные. В других Евангелиях говорится, что Иисусу пришлось умереть, чтобы искупить грехи человечества. Автор Евангелия от Иуды высказывает мнение, что такого рода заместительная справедливость нравится только низшим богам и ангелам; что истинный Бог милостив и не требует никаких жертв.
Как гностический текст
[ редактировать ]Эми-Джилл Левин , профессор исследований Нового Завета в Школе богословия Университета Вандербильта , была в команде ученых, ответственных за обнародование этой работы. Она сказала, что Евангелие от Иуды не содержит никакой новой исторической информации об Иисусе или Иуде. [14]
Историки Элейн Пейджелс и Карен Ли Кинг утверждают, что более детальное, контекстуализированное понимание альтернативных интерпретаций христианской традиции должно служить основой для дискуссий о гностицизме. На протяжении столетий после смерти Иисуса существовало множество различных взглядов на смысл его жизни и смерти. Протоортодоксальное христианство (т.е. взгляды, которые стали доминирующими в четвертом веке нашей эры, подобно доктринам, содержащимся в Никейском символе веры ) существовало наряду с различными культами (один из которых назывался «гностицизмом») на протяжении веков, пока протоортодоксальное христианство не интерпретации стали восприниматься как «основное направление» христианства. [17]
Современное повторное открытие
[ редактировать ]Первоначальный перевод Евангелия от Иуды получил широкую огласку, но просто подтвердил рассказ, написанный у Иринея, и известные гностические верования, что побудило некоторых ученых просто резюмировать открытие как нечто новое. Также утверждается, что более внимательное прочтение существующего текста, представленного в октябре 2006 года, показывает христианство в новом свете. По словам Элейн Пейджелс, например, Иуда изображен с миссией передать Иисуса солдатам. Она говорит, что переводчики Библии неправильно перевели греческое слово, означающее «предательство», на «предательство». [18]
Как и многие гностические произведения, Евангелие от Иуды называет себя тайным рассказом, а именно: «Тайным рассказом об откровении, которое Иисус произнес в разговоре с Иудой Искариотом…». [16]
В Евангелии от Иуды говорится, что Иисус сказал Иуде: «Ты будешь проклят на многие поколения», а затем добавил: «Ты придешь править ими» и «Ты превзойдешь их всех, ибо ты принесешь в жертву человека, который одевает Меня». [19]
В отличие от четырех канонических евангелий, в которых используются повествования о последнем году жизни Иисуса (в случае Иоанна — трех годах) и его рождении (в случае Луки и Матфея), Евангелие Иуды принимает форму диалогов между Иисус и Иуда, Иисус и двенадцать учеников, не включённые в какое-либо повествование. Такие «диалогические евангелия» были популярны в первые десятилетия христианства, и апокрифы Нового Завета содержат несколько примеров, таких как Евангелие от Марии .
Как и в канонических евангелиях, в Евангелии от Иуды книжники изображаются приближающимися к Иисусу с намерением арестовать его, а Иуда получает от них деньги после передачи им Иисуса. Однако в отличие от Иуды в канонических евангелиях, который изображается злодеем и подвергается резкой критике со стороны Иисуса («Горе тому человеку, которым предается Сын Человеческий. Было бы лучше для того человека, если бы он никогда не родился») Марка 14:21; Матфея 26:24); [20] Евангелие от Иуды изображает Иуду как назначенный Богом инструмент великой и предопределенной цели. «В последние дни проклянут восхождение твое к святому (роду)». [16]
В другом месте рукописи Иисус отдает предпочтение Иуде перед другими учениками, говоря: «Отойдите от остальных, и я расскажу вам тайны Царства» и «Смотрите, вам все сказано. Поднимите глаза и посмотрите на облако, и свет внутри него, и звезды, окружающие его. Звезда, указывающая путь, — это твоя звезда». [16]
повторное открытие
[ редактировать ]
Содержание Евангелия было неизвестно до тех пор, пока коптское Евангелие от Иуды не появилось на « сером рынке » древностей в Женеве в мае 1983 года, когда оно было найдено среди смешанной группы греческих и коптских рукописей, предложенных Стивену Эммелю , Йельскому ученому. доктор философии кандидат, уполномоченный Южным методистским университетом проверить рукописи. Как была найдена рукопись (названная « Кодекс Чакос »), возможно, в конце 1970-х годов, четко не задокументировано. Считается, что ныне покойный египетский «охотник за сокровищами» или старатель обнаружил кодекс недалеко от Эль-Минья в Египте , в окрестностях деревни Бени Масар, и продал его некоему Ханне, торговцу древностями, проживающему в Каире. [21]
В 1970-х годах рукопись и большинство других артефактов торговца были украдены греческим торговцем по имени Николас Кутулакис и переправлены контрабандой в Женеву. Ханна вместе со швейцарскими торговцами антиквариатом заплатила Кутулакису сумму, которая, по слухам, составляла от 3 до 10 миллионов долларов, вернула рукопись и представила ее экспертам, которые признали ее важность.
Продажа и изучение
[ редактировать ]В течение двух десятилетий после открытия кодекса рукопись спокойно предлагалась потенциальным покупателям, но ни Египет, ни какая-либо крупная библиотека не были готовы приобрести рукопись столь сомнительного происхождения . В 2003 году Мишель ван Рейн начал публиковать материалы об этих сомнительных переговорах, и в конечном итоге 62-страничный кодекс в кожаном переплете был передан в дар Фонду Мецената в Базеле . Предыдущие владельцы теперь сообщили, что он был обнаружен в Мухафазат аль-Минья в Египте в 1950-х или 1960-х годах, и что его значение не было оценено до недавнего времени. В ходе предыдущих переговоров предполагались различные другие места.
Существование текста было обнародовано бывшим профессором Женевского университета Родольфом Кассером на конференции коптских специалистов в Париже в июле 2004 года. В заявлении, опубликованном 30 марта 2005 года, представитель Фонда Меценат объявил о планах по отредактированию переводов. на английский , французский , немецкий и польский языки, как только хрупкий папирус будет консервирован группой специалистов по коптской истории под руководством Кассера, и что их работа будет опубликована примерно через год. Эй Джей Тим Джулл, директор лаборатории AMS Национального научного фонда Аризоны, и Грегори Ходжинс, помощник научного сотрудника, объявили, что процедура радиоуглеродного датирования датировала пять образцов рукописи папируса от 220 до 340 в январе 2005 года в Университете Аризоны . [22] Это относит коптскую рукопись к III или IV векам, то есть на столетие раньше, чем первоначально предполагалось на основе анализа письменности. В январе 2006 года Джин А. Уэр из Лаборатории папирологической визуализации Университета Бригама Янга провел процесс мультиспектральной визуализации текстов в Швейцарии и подтвердил их подлинность. [ нужна ссылка ] Джозеф Барабе представил закулисную историю роли анализа чернил в проверке подлинности книги на собрании Американского химического общества . [23]
На протяжении десятилетий к рукописи обращались не слишком сочувственно: некоторые отдельные страницы могли потеряться на рынке антиквариата (части двух страниц были обнаружены в январе 2006 года в Нью-Йорке ); [24] Сейчас текст состоит из более чем тысячи частей и фрагментов и считается завершенным менее чем на три четверти. "После завершения исследования все будет возвращено Египту. Работы принадлежат ему, и они будут сохранены наилучшим образом", - заявил Роберти. [7]
В апреле 2006 года адвокат по делам о банкротстве из Огайо заявил, что у него есть несколько фрагментов папируса из Евангелия от Иуды, но отказался подтвердить подлинность этих фрагментов. Его доклад был воспринят экспертами со скептицизмом. [25] [26] [ нужно обновить ] Фотографии фрагментов позже были предоставлены Марвину Мейеру и Грегору Вурсту. Мейер представил их предварительный перевод [27] на ежегодном собрании Общества библейской литературы в Новом Орлеане в ноябре 2009 года. [28]
В 2007 году Национальное географическое общество опубликовало «Критическое издание» рукописи. [29] который включает изображения всех фрагментов, реконструированный коптский текст, а также переводы на английский и французский языки. [30]
Ответы и реакции
[ редактировать ]В своем пасхальном обращении 2006 года Роуэн Уильямс , тогдашний архиепископ Кентерберийский , решительно опроверг историческую достоверность Евангелия, заявив:
Это явно поздний текст, который просто соответствует большому количеству довольно известных произведений из наиболее эксцентричных окраин Церкви начала века. [31]
Далее он предположил, что популярность книги возникла из-за стремления к теориям заговора. [31]
Научные дебаты
[ редактировать ]Кассер раскрыл некоторые подробности текста в 2004 году, как сообщила голландская газета Het Parool . [ нужна ссылка ] Его язык — тот же сахидский диалект коптского коптские тексты библиотеки Наг-Хаммади языка, на котором написаны . Кодекс состоит из четырех частей:
- Письмо Петра Филиппу , уже известное из библиотеки Наг-Хаммади.
- Первый Апокалипсис Иакова , также известный из библиотеки Наг-Хаммади.
- Первые несколько страниц работы, связанной с работой Наг-Хаммади « Аллоген», но не совпадающей с ней.
- Евангелие от Иуды
До трети кодекса в настоящее время неразборчиво.
Научная статья должна была быть опубликована в 2005 году, но была отложена. О завершении реставрации и перевода Национальное географическое общество объявило на пресс-конференции в Вашингтоне, округ Колумбия , 6 апреля 2006 года, а сама рукопись была представлена тогда же в штаб-квартире Национального географического общества в сопровождении телевизионного специального выпуска под названием «The». Евангелие от Иуды 9 апреля 2006 года, которое транслировалось на канале National Geographic . Терри Гарсиа, исполнительный вице-президент миссионерских программ Национального географического общества, заявил, что ученые и учёные считают этот кодекс самым значительным древним небиблейским текстом, найденным с 1940-х годов.
Мнения ученых о толковании текста разделились. В частности, нет единого мнения о том, как характеризуется Иуда в этом Евангелии. [32] Первая современная публикация Евангелия утверждала, что текст изображает Иуду в положительном свете. [16] в то время как другие ученые утверждали, что Иуда представлен отрицательно. [33]
Джеймс М. Робинсон , главный редактор библиотеки Наг-Хаммади, предсказал, что новая книга не даст никакого исторического понимания ученика, предавшего Иисуса. Поскольку документ третьего века основан на более раннем документе II века, Робинсон предположил, что текст даст представление о религиозной ситуации во II веке, а не об исторических событиях, изображенных в канонических евангелиях. [34]
Один ученый из проекта National Geographic, профессор Крейг А. Эванс , заявил, что, по его мнению, документ показывает, что Иуда был «обманут», заставив поверить, что он помогает Иисусу. [35] Другой ученый, Эйприл Д. Деконик , профессор библейских исследований в Университете Райса , в статье в The New York Times высказал мнение , что перевод National Geographic был критически ошибочным во многих существенных отношениях, и что это основано на исправленном переводе Иуды. на самом деле был демоном, который действительно предал Иисуса, а не следовал его приказам. [36] Деконик, после повторного перевода текста, опубликовал книгу «Тринадцатый апостол: что на самом деле говорит Евангелие от Иуды» , в которой утверждается, что Иуда не был даймоном в греческом смысле, но что «общепринятым словом для обозначения «духа» является «пневма» – в гностической литературе слово «даймон» всегда понимается как «демон». [36] Далее она заявила, что «Иуда не выделен «для» святого поколения, как говорится в переводе National Geographic, он отделен «от» него». [36] Далее Деконик спросил: «Были ли это настоящие ошибки или произошло что-то более преднамеренное?» [36] Национальное географическое общество ответило, что «практически все вопросы, которые поднимает Эйприл Д. Деконик относительно выбора перевода, рассматриваются в сносках как в популярных, так и в критических изданиях». [37]
Андре Ганье , профессор Университета Конкордия в Монреале, также задался вопросом, как эксперты Национального географического общества понимают роль Иуды Искариота в Евангелии от Иуды. [38] Его аргумент основан на переводе греко-коптского термина апофазис как «отрицание». По мнению Ганье, первые строки Евангелия от Иуды следует переводить не как «тайное слово заявления , которым Иисус говорил в разговоре с Иудой Искариотом», а скорее как «тайное слово отрицания, которым Иисус говорил в разговоре с Иудой Искариотом». Искариот» (Евангелие от Иуды 33:1). [39] Вывод Ганье состоит в том, что это Евангелие представляет собой историю отрицания истинного спасения Иуды.
В 2006 году Геза Вермес прокомментировал, что Евангелие является «типичным продуктом греческих (платонических)-христианских спекуляций», изображая Иуду, «помогавшего еврейским властям арестовать Иисуса и добивавшегося его освобождения из тюрьмы его тела». [40] Эту точку зрения иллюстрирует отрывок, где Иисус говорит Иуде: «Ибо ты принесешь в жертву человека, который одевает Меня». (Евангелие от Иуды 56.1820) [16]
В сериале CNN под названием «В поисках Иисуса - вера, факт, подделка» Евангелие от Иуды было показано в третьем эпизоде, который вышел в эфир 15 марта 2015 года. [41] [42]
Уникальность кодекса
[ редактировать ]Президент Фонда Мецената Марио Роберти предположил, что Фонд Мецената приобрел не единственную сохранившуюся копию Евангелия, а, скорее, единственную известную копию. Далее Роберти предположил, что в Ватикане , вероятно, хранится еще одна копия, сказав:
В те времена Церковь по политическим причинам решила включить в Библию Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Остальные Евангелия были запрещены. Весьма логично, что католическая церковь хранила копии запрещенных Евангелий. К сожалению, Ватикан не желает вносить дальнейшие разъяснения. Их политика была одинаковой в течение многих лет; «Без дальнейших комментариев». [7]
Роберти не представил никаких доказательств того, что Ватикан действительно располагает какой-либо дополнительной копией. В то время как содержимое одной части библиотеки Ватикана каталогизировано и уже давно доступно исследователям и ученым, остальная часть библиотеки не имеет публичного каталога, и хотя исследователи могут просматривать любую работу в ней, они должны сначала назвать текст, который они требуют, это серьезная проблема для тех, кто не знает, что содержится в библиотеке. Папа ответил 13 апреля 2006 г.:
Ватикан, по словам Папы Бенедикта XVI, не признает недавно появившегося Евангелия Иуды в отношении его апокрифических утверждений о том, что Иуда предал Иисуса в соответствии с его собственными просьбами. По словам Папы, Иуда добровольно решил предать Иисуса: «открытый отказ от любви Бога». Иуда, по словам Папы Бенедикта XVI, «смотрел на Иисуса с точки зрения власти и успеха: его единственные реальные интересы заключались в его власти и успехе, здесь не было никакой любви. Он был жадным человеком: деньги были важнее, чем общение с Иисусом; деньги предстал перед Богом и Его любовью». По словам Папы, именно эти черты привели Иуду к тому, что он «стал лжецом, двуликим, равнодушным к истине», «потерял всякое чувство Бога», «стал жестоким, неспособным к обращению, стал блудным сыном и, следовательно, бросил прочь потраченное существование». [43]
Представители говорят, что Ватикан не желает скрывать Евангелие от Иуды; скорее, по словам монсеньора Вальтера Брандмюллера , президента Комитета исторических наук Ватикана, «мы приветствуем [рукопись] так же, как мы приветствуем критическое исследование любого текста древней литературы». [44]
Еще более откровенно отец Томас Д. Уильямс, декан богословия университета Регины Апостолорум в Риме, когда его спросили: «Правда ли, что католическая церковь пыталась скрыть этот текст и другие апокрифические тексты?» ответил: «Это мифы, распространяемые Дэном Брауном и многочисленными теоретиками заговора. Вы можете пойти в любой католический книжный магазин и купить копию гностических евангелий. Христиане могут не верить в их истинность, но нет никаких попыток их скрыть. " [45]
Работает с похожими темами
[ редактировать ]До современного открытия Евангелия от Иуды в ряде других работ независимо возникла идея о том, что Иисус предумышленно подверг себя распятию.
- « Tres versiones de Judas » (1944) — рассказ Хорхе Луиса Борхеса (из сборника Ficciones ), в котором вымышленный шведский богослов предполагает, что Иуда — настоящий спаситель человечества. [46]
- «Рассказы Вельзевула своему внуку» (1950), большой труд мистика Г. И. Гурджиева , охватывающий широкий круг тем, представляет Иуду в соответствии с его изображением в Евангелии от Иуды. [47]
- «Последнее искушение Христа» (1955) — роман Никоса Казандзакиса (и фильм Мартина Скорсезе 1988 года ) , в котором Иуда изображен в том же духе, что и Евангелие от Иуды.
- «Пасхальный сюжет» (1965), научно-популярная книга библеиста Хью Дж. Шонфилда , представляет теорию, согласно которой Иисус намеревался заранее обеспечить свою казнь, заручившись помощью своих апостолов, включая Иуду. [48]
- «Иисус Христос-суперзвезда» (1971) — рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера на слова Тима Райса . В песнях он документирует с точки зрения самого Иуды, рассказчика, жизнь и смерть Иуды и его причины предательства Иисуса - Иуда говорит, что Иисус сам хотел умереть, чтобы его движение продолжилось. В мюзикле Иисус изображен как человек, полный неуверенности в себе, но способный точно предсказать будущее, когда он говорит: «Один из вас отрекается от меня, один из вас предает меня».
- «Время Иуды» Роман Морли Каллагана (1983) имеет сюжет, похожий на сюжет Евангелия от Иуды. [49]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В течение 2-го и 3-го веков различные христианские секты составляли тексты, которые условно называют апокрифами Нового Завета ; эти тексты, как и тексты Нового Завета , обычно, но не всегда, являются «псевдопонимическими», т.е. ошибочно приписываются известной фигуре, такой как апостол, более ранней эпохи. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]английский перевод
[ редактировать ]- Кассер, Родольф; Мейер, Марвин; Вурст, Грегор; Франсуа Годар, ред. (2006). «Евангелие от Иуды» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2006 г. Проверено 7 апреля 2015 г.
Из [книги] Евангелие от Иуды... изданной... Национальным географическим обществом.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Скопелло, Мадлен, изд. (2006). Евангелие от Иуды в контексте . Hotei Publishing, IDC Publishers, Martinus Nijhoff Publishers и VSP. стр. 63–66. ISBN 9789004167216 .
- ^ Скопелло, Мадлен, изд. (2006). "Предисловие". Евангелие от Иуды в контексте . БРИЛЛ. ISBN 9789004167216 .
- ^ «Открыто утраченное Евангелие от Иуды» . Наука . 6 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 17 февраля 2021 года . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Де Коник, Эйприл Д. (2009). Тринадцатый апостол: Что на самом деле говорит Евангелие от Иуды (Откр. ред.). Лондон: Континуум. ISBN 978-1-84706-568-1 . OCLC 276226174 .
- ^ Jump up to: а б BBC News (7 апреля 2006 г.). «Иуда 'помог Иисусу спасти человечество' » . Новости Би-би-си . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Роско, Уилл. «Другое предательство христианства: Евангелие от Иуды и истоки христианской гомофобии» . Архивировано из оригинала 6 марта 2022 года . Проверено 6 марта 2022 г.
В течение следующих двух десятилетий хрупкая рукопись пересекла континенты и океаны, и при этом с ней тщательно обращались: какое-то время хранили в морозильной камере, сложили пополам и засунули в сейф, где она томилась влажным летом Лонг-Айленда, а затем наконец, переплеты распались, страницы перетасованы и распроданы кусками.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Шуттен, Хенк. «Охота за Евангелием от Иуды» . Тертуллиан.орг . Роджер Пирс . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ «Хронология раннего христианства: утраченное Евангелие от Иуды» . NationalGeographic.com . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 8 апреля 2006 года . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Дженотт, Лэнс (2011). Евангелие от Иуды: коптский текст, перевод и историческая интерпретация «Евангелия предателя» . Мор Зибек. п. 23. ISBN 978-3161509780 . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ Фаворит, Толпа (6 апреля 2006 г.). «Древний текст под названием «Евангелие от Иуды» подтвержден и переведен» . Архивировано из оригинала 2 июля 2013 года . Проверено 26 мая 2018 года .
- ^ «Восстановленное и переведенное Евангелие от Иуды» . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 8 апреля 2006 года . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Шнеемельхер, Вильгельм; Уилсон, Роберт Маклахлан, ред. (2005). Новозаветные апокрифы . Том. 1. Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 387. ИСБН 978-0664227210 .
- ^ Ириней , Опровержение гностицизма , т. 1 .
- ^ Jump up to: а б Уизерингтон, Бен III (2006). Что они сделали с Иисусом?: Помимо странных теорий и плохой истории – почему мы можем доверять Библии . Сан-Франциско: Харпер Коллинз. стр. 7–8 . ISBN 978-0061120015 .
- ^ Пейджелс и Кинг (2007), с. 78.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кассер, Родольф; Мейер, Марвин Мейер; Вурст, Грегор, ред. (2006). Евангелие от Иуды . Комментарий Барта Д. Эрмана. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество. С. 1, 4–5, 7, 43 . ISBN 978-1426200427 .
- ^ Пейджелс и Кинг (2007).
- ^ Миллер, Дэвид Ян (2 апреля 2007 г.). «В поисках моей религии / Религиовед Элейн Пейджелс о том, как недавно открытое Евангелие от Иуды проливает новый свет на зарождение христианства» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Текст может быть скрыт «Евангелие от Иуды» » . CNN . 6 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2006 г.
- ^ Новая английская Библия , Марка 14:21 ; Матфея 26:24
- ^ Хандверк, Брайан (6 апреля 2006 г.). «Евангелие от Иуды Паж пережил долгое и странное путешествие» . Национальные географические новости . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 11 апреля 2006 года . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Аллен, Пол Л. (7 апреля 2006 г.). «Команда UA проверяет возраст Евангелия от Иуды» . Тусонский гражданин . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Паппас, Стефани (8 апреля 2013 г.). «Истина Евангелия от Иуды, раскрытая древними чернилами» . LiveScience.com . ЖиваяНаука . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Чертон, Тобиас (2008). Поцелуй смерти: правдивая история Евангелия от Иуды . Лондон: Уоткинс. ISBN 978-1905857517 .
- ^ Кропко М.Р. (20 апреля 2006 г.). «Отрывки папируса добавляют новый поворот в историю об Иуде» . NBCNews.com . Архивировано из оригинала 10 августа 2021 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Кросни, Х. 2009. Фрагмент Чакоса в суде. Документ, представленный на ежегодном собрании Общества библейской литературы. Новый Орлеан, ноябрь.
- ^ Мейер, Марвин; Вурст, Грегор (ноябрь 2009 г.). «Фрагменты Чакоса, Евангелие от Иуды, предварительный перевод» (PDF) . Чаман.edu . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Мейер, Марвин (ноябрь 2009 г.). «Чакосские фрагменты Евангелия от Иуды» . Чепмен.edu . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Кассер, Родольф; Мейер, Марвин Мейер; Вурст, Грегор; Франсуа Годар, ред. (2007). Евангелие от Иуды, критическое издание: вместе с письмом Петра Филиппу, Иакову и Книгой Аллогена из Кодекса Чакос (на коптском, английском и французском языках). Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic Books. ISBN 978-1-4262-0191-2 .
- ^ «Пресс-релиз: Евангелие от Иуды, критическое издание» . Национальное географическое общество. 4 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2017 г. Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Архиепископ Кентерберийский (16 апреля 2006 г.). «Проповедь архиепископа Кентерберийского» . Новости Би-би-си . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Деконик, AD, изд. 2009. Документы Кодекса Иуды: материалы Международного конгресса по Кодексу Чакос, состоявшегося в Университете Райса, Хьюстон, Техас, 13–16 марта 2008 г. Лейден: Брилл [NHMS 71], стр. xxvii; Скопелло, М., изд. 2008. Евангелие от Иуды в контексте: материалы Первой международной конференции по Евангелию от Иуды. Париж, Сорбонна, 27–28 октября Лейден: Brill [NHMS 62] 2008, стр. хiii)
- ^ Деконик, н. э. 2009. Тринадцатый апостол: что на самом деле говорит Евангелие от Иуды. Пересмотренное издание. Нью-Йорк: Континуум; Пеншо, Л. 2008. Полемические аспекты Евангелия от Иуды. стр. 171–86 в Скопелло (редактор), «Евангелие от Иуды в контексте»; Пирсон, Пенсильвания, 2009. Иуда Искариот в Евангелии от Иуды. стр. 137–152 в Деконике (редактор), The Codex Judas Papers; Рубио, Ф.Б. Смеясь над Иудой: противоречивые интеграции нового гностического Евангелия. стр. 153–80 в Деконике (редактор), The Codex Judas Papers; Салливан, К. 2009. «Ты станешь тринадцатым»: Личность Иуды в Евангелии от Иуды. стр. 181–99 в Деконике (редактор), The Codex Judas Papers.
- ^ Робинсон (2006), с. 183.
- ^ Новости CBC (4 декабря 2006 г.). «Иуда не герой, говорят ученые» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 5 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Деконик, Эйприл Д. (1 декабря 2007 г.). «Евангельская истина» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Заявление National Geographic в ответ на апрельскую Деконика в New York Times статью «Евангельская истина» (1 декабря 2007 г.)» . NationalGeographic.com . Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 г. Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Бельков, Тамара (11 мая 2006 г.). «Профессор религии оспаривает перевод Евангелия Иуды» . Северная жизнь . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Ганье, Андре (июнь 2007 г.). «Критическое замечание о значении АПОФАСИСА в Евангелии от Иуды 33:1» . Лаваль Богословско-философский . 63 (2): 377–83. дои : 10.7202/016791ар .
- ^ Вермес, Геза (6 мая 2006 г.), «Великое отвлечение кода да Винчи », The Times , переиздано в Вермес, Геза (2009). В поисках настоящего Иисуса: Иисус, свитки Мертвого моря и другие религиозные темы . СКМ Пресс. ISBN 978-0-334-04358-4 . . Аналогичную точку зрения см. в статье Джеймса Мартина «Почему Иуда сделал это?» Америка: The National Catholic Review 194.19 (29 мая 2006 г.) < http://americamagazine.org/issue/574/article/why-did-judas-do-it >
- ^ «Доктор Тим Грей участвовал в программе CNN «В поисках Иисуса»» . Архивировано из оригинала 3 мая 2015 г. Проверено 5 мая 2015 г.
- ^ «В поисках Иисуса: вера, факт и подделка» . CNN .
- ^ «Ватикан: Папа Римский изгоняет Евангелие Иуды» . Агентство Giornalistica Italia . 13 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2006 г. Проверено 21 апреля 2006 г.
- ^ Мейхтри, Стейси (25 февраля 2006 г.). «Другой взгляд на евангельскую истину об Иуде» . Вашингтон Пост . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Интервью «Евангелия от Иуды» с отцом Томасом Уильямсом, деканом богословия» . Информационное агентство «Зенит» . Innovative Media Inc., 5 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2006 г. . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Хорхе Луис Борхес» , Латиноамериканские исследования , Oxford University Press, 23 августа 2022 г., doi : 10.1093/obo/9780199766581-0274 , ISBN 978-0-19-976658-1 , получено 29 ноября 2022 г.
- ^ И., Гурджиев, Г. (2014). Рассказы Вельзевула внуку: всё и вся . Книги о пингвинах. ISBN 978-1-101-15343-7 . OCLC 883328529 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Шонфилд, Хью Дж. (2005). Пасхальный сюжет . компании дезинформации ISBN 978-1-932857-09-2 . OCLC 646811569 .
- ^ Каллаган, Морли (2005). Время Иуды . Торонто: Издания для изгнанников. ISBN 1-55096-637-5 . OCLC 62181454 .
Цитированные источники
[ редактировать ]- Ириней (2007). «Против ересей» . Робертс, Александр (ред.). Доникейские отцы . Том. I. Козимо Классика. ISBN 978-1602064690 . Проверено 7 апреля 2015 г.
- Пейджелс, Элейн ; Кинг, Карен Л. (2007). Чтение Иуды: Евангелие от Иуды и формирование христианства . Нью-Йорк: Взрослый викинг. ISBN 978-0670038459 .
- Робинсон, Джеймс М. (2006). Тайны Иуды: история непонятого ученика и его утраченного Евангелия . Сан-Франциско: Харпер. ISBN 978-0061170638 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баерт, Патрик (30 марта 2005 г.). «Евангелие от Иуды снова в центре внимания спустя 20 веков» . Ближний Восток онлайн . Архивировано из оригинала 8 марта 2017 г. Проверено 7 апреля 2015 г.
- Бартлетт, Томас (30 мая 2008 г.). «Предательство Иуды: «команда мечты» библеистов ввела в заблуждение миллионы?» . Обзор Хроники . 54 (38): Б6 . Проверено 7 апреля 2015 г.
- Бракке, Дэвид (2022). Евангелие от Иуды: новый перевод с введением и комментариями . Ведущие библейские комментарии Йельского университета. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-17326-0 .
- Брэнд, Артур (2006). Иуды и сокровища Кархемиша ( Запретное Евангелие от на голландском языке). Состерберг: Аспект. ISBN 9789059112445 .
- Бранкаер, Джоанна; Гебхард-Бетге, Ганс (2007). Кодекс Чакос: тексты и анализы (на немецком языке). Берлин: де Грюйтер. ISBN 978-3110195705 .
- Чедвик, Алекс (ведущий) (6 апреля 2006 г.). «Утерянное Евангелие от Иуды Искариота?» . Новости НПР . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 7 апреля 2015 г.
- Кокберн, Эндрю (май 2006 г.). «Евангелие от Иуды». Нэшнл Географик . Национальное географическое общество: 78–95.
- Деконик, Эйприл Д. (2009) [2007]. Тринадцатый апостол: что на самом деле говорит Евангелие от Иуды (2-е изд.). Лондон: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1847065681 .
- Дуин, Юлия (7 апреля 2006 г.). «Иуда играет роль антигероя в Евангелии» . Вашингтон Таймс . Проверено 7 апреля 2015 г.
- Эрман, Барт Д. (2006). Утерянное Евангелие Иуды Искариота: новый взгляд на предателя и преданных . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0739483992 .
- Эванс, Крейг А. (2006). Вымышление Иисуса: как современные ученые искажают Евангелия . Даунерс-Гроув: Книги IVP. ISBN 0-8308-3318-8 .
- Гатеркоул, Саймон Дж. (февраль 2007 г.). «Евангелие от Иуды». Разъяснительные времена . 118 (5): 209–15. дои : 10.1177/0014524606075050 . S2CID 170108798 .
- Гатеркол, Саймон (2007). Евангелие от Иуды: переписывание раннего христианства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199225842 .
- Руководитель, Питер М. (2007). «Евангелие от Иуды и Карарские кодексы: некоторые предварительные наблюдения» . Бюллетень Тиндейла . 58 : 1–23. дои : 10.53751/001c.29226 . S2CID 239935851 .
- Иричинский, Эдуард; Дженотт, Лэнс; Таунсенд, Филиппа (8 июня 2006 г.). «Евангелие предателя» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 7 апреля 2015 г.
- Кассер, Родольф; Вурст, Грегор, ред. (2007). Евангелие от Иуды, критическое издание: вместе с письмом Петра Филиппу, Иакову и Книгой Аллогена из Кодекса Чакос . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество. ISBN 978-1426201912 .
- Кросни, Герберт (2006). Утерянное Евангелие: В поисках Евангелия от Иуды Искариота . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество. ISBN 978-1426200410 .
- Мейер, Марвин, изд. (2007). Священные Писания Наг-Хаммади: международное издание . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0060523787 .
- Пейдж, Грегори А. (1942) [1912]. Дневник Иуды Искариота Евангелия от Иуды (Переиздание под ред.). Издательство Кессинджер. ISBN 978-0766100503 .
- Перрен, Николас (2006). Евангелие Иуды . Буклеты ИВП. Даунерс-Гроув: Книги IVP. ISBN 978-0877840398 .
- Рейнер, Уильям (1969). Человек-нож: Последний дневник Иуды Искариота . Майкл Джозеф. ISBN 9780718105556 .
- Портер, Стэнли Э.; Хит, Гордон Л. (2007). Утерянное Евангелие от Иуды: отделение фактов от вымысла . Гранд-Рапидс: Wm. B. Eerdmans Publishing Co. ISBN издательства 978-0802824561 .
- Скопелло, Маддалена (2008). Евангелие от Иуды в контексте: материалы Первой Международной конференции по Евангелию от Иуды, Париж, Сорбонна, 27-28 октября 2006 г. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-474-4285-1 . OCLC 647871732 .
- Слеман, Авраам Д. «Опровержение Евангелия от Иуды» (PDF) . CopticChurch.net . Джерси-Сити, Нью-Джерси: Коптская православная церковь Св. Марка. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2014 г. Проверено 7 апреля 2015 г.
- Томкинс, Стивен (7 апреля 2006 г.). «Не такие уж и тайные Евангелия» . Новости Би-би-си . Проверено 7 апреля 2015 г.
- Райт, Северная Каролина (2006). Иуда и Евангелие Иисуса: упустили ли мы правду о христианстве? . Гранд-Рапидс: Baker Books. ISBN 978-0801012945 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Евангелие Иуды - полный текст на английском языке