Каиниты
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2014 г. ) |
Каиниты или каиняне ( греч . Καϊνοί , Kainoi и Καϊανοί , Kaianoi ) [1] были гностической и антиномической сектой, известной тем, что почитала Каина как первую жертву Демиурга , божества Ветхого Завета , которого многие группы гностиков считали злом . Секта была относительно небольшой. [ нечеткий ] Они упоминались Тертуллианом и Иринеем как существовавшие в Восточной Римской империи во II веке. Одним из предполагаемых религиозных текстов было Евангелие от Иуды .
История
[ редактировать ]Самый старый источник можно найти в книге Иринея « Против ересей» . я. 31 .
Каин и Авель
[ редактировать ]Ириней утверждает, что каиниты считали Каина производным от высшего Бога, а не Бога-Творца, которому поклонялись евреи и другие христиане. По словам Иринея, они претендовали на общение с Исавом , Кореем , жителями Содома и всеми подобными людьми и считали себя гонимыми Творцом. Но они избежали от него травм, потому что их защитила богиня София .
Епифаний Саламинский ( Haer . 38), который, судя по всему, располагает каким-то источником информации, независимым от Иринея, дает гораздо более подробное описание. Он описывает Авеля как производного от более слабого принципа.
Искупление
[ редактировать ]Как и другие гностики, каиниты различали Творца и Верховного Бога . Они отождествляли Создателя с Богом евреев , относились к нему и к тем, кому он благоволил, с враждебностью и верили, что целью искупления было прекращение его дела. Они заявляли о родстве с теми, к кому он проявлял антагонизм в Ветхом Завете, но считали, что он является более слабой силой и не может причинить им постоянного вреда, поскольку они пользовались защитой Софии .
Возможно, они разделяли с другими христианами-еретиками веру в разделение человечества на два класса: духовный и материальный. Материальные люди принадлежали царству Творца и произошли от него, но были обречены на уничтожение. Духовные люди были заключены в плотские тела, но черпали свое существо от высшей Силы. Им противостоял Творец и его приспешники, но им было суждено одержать победу над ними, как Каин победил Авеля.
Иуда
[ редактировать ]Они считали Иуду -предателя полностью осведомленным об истине. Поэтому он, а не другие ученики, смог совершить тайну предательства и таким образом осуществить разрушение всего сущего, как небесного, так и земного. У Каинитов была работа под названием «Евангелие от Иуды», и Ириней говорит, что он сам собрал их сочинения, в которых они выступали за прекращение работы Истеры. Под Истерой они подразумевали Создателя Неба и Земли.
Нет сомнения, что они приветствовали предательство Иуды, но власти [ нужна ссылка ] расходятся во мнениях относительно мотива, побудившего его. Мнение о том, что Иуда посредством своего более совершенного Гнозиса более успешно, чем другие, проник в желание Иисуса и осуществил его, приведя его на Крест, посредством которого он совершил искупление, является лишь одним из них.
Епифаний также говорит, что Иуда заставил Архонтов , или правителей, против их воли убить Христа, и тем самым помог нам спастись на Кресте. Филастер, с другой стороны, объясняет действия Иуды тем, что он знал, что Христос намеревался уничтожить истину — цель, которую он сорвал своим предательством.
Трансмиграция
[ редактировать ]Что касается морального характера и поведения каинитов, то нет сомнений в том, что Ириней намеревался представить их как людей, не уклоняющихся от всякой подлости, а, скорее, сознательно практикующих ее. Он утверждает, что они учили, как и Карпократ , что спасения можно достичь, только пройдя через весь опыт. Всякий раз, когда ими совершался какой-либо грех или гнусное действие, они утверждали, что присутствует ангел, которого они призывали, утверждая, что они совершают его действие. Совершенное знание заключалось в том, чтобы без трепета приступать к таким действиям, которые даже назвать непозволительно.
Нам говорят, что Карпократ защищал эту практику теорией переселения людей. Необходимо было пройти через все переживания, и, следовательно, душа должна была переходить из тела в тело, пока не будет пройдена вся гамма опыта. Однако если бы все это можно было уместить в одну жизнь, то переселение стало бы ненужным. Артур С. Пик не видит оснований предполагать, что каиниты придерживались такой точки зрения, но, по его мнению, они, похоже, исповедовали веру в то, что эта полнота опыта необходима для спасения. У нас нет существенных оснований утверждать или сомневаться в истинности рассказа Иринея, хотя обвинения в безнравственности, выдвигаемые против еретиков, всегда следует воспринимать с осторожностью. Г. Р. С. Мид ( « Фрагменты забытой веры» , 1900, стр. 229) думает, что первоначально они были аскетами, тогда как Н. Ларднер ( «История еретиков» , кн. II. гл. XIV. [= Сочинения, 1829, viii. 560]) задается вопросом, существовала ли когда-либо секта, виновная в таких чудовищах. Артур С. Пик, с другой стороны, считает, что нет веской причины отрицать общепринятое мнение о том, что гностическое отношение к материи действительно привело к совершенно противоположным результатам. По его мнению, некоторые гностики сделали бы из такого подхода вывод об обязанности сокрушить плоть под духом с помощью жесточайшей аскезы, но эта предпосылка могла бы привести как к распутнику, так и к аскетическому заключению.
Исходные тексты о каинитах
[ редактировать ]- Ириней , Против ересей 1.31.1–2
- Епифаний Саламинский , Панарий 38.
- Ипполит , Против ересей 8
- Псевдо-Тертуллиан , Против всех ересей 2
- Тертуллиан , О крещении 1.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Книга «Демиан » Германа Гессе во многом опирается на верования секты каинитов . Одноименный персонаж Макс Демиан даже убеждает главного героя Эмиля Синклера, что христианство неверно истолковало достоинство Каина по сравнению с добродетелью Авеля.
- Секта упоминается Люцифером в «Песочном человеке № 22», когда он разговаривает с Каином оказался не больший процент из них, в аду, отмечая, что « здесь чем представители любой другой религии».
- Секта включена как дуалистическая ересь в компьютерную игру Crusader Kings 3 .
- Каиниты показаны как антагонисты в испанском HBO « сериале 30 монет» .
- В Vampire: the Masquerade каиниты представлены как еретическая секта вампиров, тайно существовавшая до средневековья.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Имя пишется по-разному; Καϊνοί (Hippol. Ref . viii. 20; Феодорит, Haer. Fab . i. 15); Каини (Praedest. Cod .); Καϊανισταί (Клем. Алекс. Стром . VII. 17), Καϊανοί (Епифаний, Хаер . 38; Ориген, contra Celsum , III. 13, но его переводчик Гелений дает Каинаний); Кайани (Philast. 2; Augustin. Haer . 18, Praedest. 18, codd .); Gaiana haeresis (Tertulian de Praescrip . 33 и de Bapt. 1), но Иероним, писавший с явной ссылкой на последний отрывок Тертуллиана, имеет Caina ( Ep . 83, ad Oceanum и contra Vigilantium ). В другом месте у него, кажется, есть Каиней ( Dial. adv. Lucifer . 33); но много MSS. здесь есть Халдей. Так же Каинаи (Псевдо-Тертуллиан, 7), Каинианы (Предест. Кодд .). Ириней (I: 31) описывает учения секты, но не дает им названия.
Библиография
[ редактировать ]Атрибуция
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Пик, Артур С. (1919). «Каиниты» . В Гастингсе, Джеймс ; Селби, Джон Александр; Ламберт, Джон Чисхолм (ред.). Словарь Апостольской Церкви . Том. I. Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. стр. 165–6.
- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1877). «Каиниты» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. Я. Лондон: Джон Мюррей. стр. 380–2.