Пневматический (гностицизм)
![]() |
Пневматики высшим классом людей , («духовные», от греческого πνεῦμα , «дух» ) были в гностицизме два других класса были экстрасенсами и гиликами («материей»). Пневматики считали себя спасающимися от обреченности материального мира посредством трансцендентного знания Софии Божественной Искры из внутреннего откровения, исходящего из высшей точки тонкого «нуса» в области головы или макушки.
Таким образом, они представляют себе три типа людей: духовных, материальных и животных. . . Материал, естественно, идет на коррупцию. Животное, выбрав лучшую часть, находит покой на промежуточном месте; а если хуже, то и оно перейдет в погибель. Но они утверждают, что духовные начала, посеянные Ахамот , воспитываемые и питаемые здесь с того времени и до сих пор в праведных душах (потому что, когда они были выданы ею, они были еще слабы), достигнув наконец совершенства, будут переданы как невесты ангелов Спасителя, в то время как их животные души по необходимости навсегда покоятся с Демиургом в промежуточном месте . И снова подразделяя сами животные души, они говорят, что одни по природе добрые, а другие по природе злые. Хорошие — это те, кто становится способным получить [духовное] семя [и стать пневматическим ]; злые по природе – это те, кто никогда не сможет получить это семя [и стать хиликом ].
В Новом Завете делается противопоставление [ нужна ссылка ] между психиками и пневматиками , у первых из которых преобладает простая животная душа, а у последних проявляется действие высшей духовной природы ( Иуды 19 ; 1 Кор. 2:14–15 ; ср. также 15:44–46 ). В валентинианской системе этот контраст обостряется и ставится в зависимость от изначального различия природы между двумя классами людей; при этом разрабатывается мифическая теория, которая якобы объясняет происхождение различных элементов человеческой природы; психический элемент есть нечто более высокое и лучшее, чем просто материальный элемент, но неизмеримо ниже пневматического. Вполне можно полагать, что на языке гностических сект «пневматики» — это «духовные люди, достигшие совершенного познания Бога и посвященные в эти мистерии самой Ахамот» ( Adv. Haer . I. 6). , 1 ), обычных христиан заклеймили как «экстрасенсов».
Так же использовал последнее слово Тертуллиан , который в своих последних произведениях, написанных после того, как его монтанизм привел его к полному отделению от церкви, обычно использует слово Psychici для обозначения тех, от кого он отделился.
Описательный термин в религиоведении
[ редактировать ]В академических исследованиях религии и мистицизма в целом пневматический использовался как классификационный термин для определения аналогичных тенденций в более широком контексте. Например, Джозеф Г. Вайс описывает «Кружок пневматики в дохасидизме » : [1] в контексте еврейского мистицизма . Здесь пневматическая группа обладает небольшими пророческими способностями ( «Руах Ха-Кодеш» или «Руах Ха-Кодеш» (и т. д.) на еврейском языке), например, раскрывать грехи своих собратьев. Однако они решают отказаться от этого, вероятно, в ответ на подозрительность общества, возникшую после саббатейской каббалистической ереси. Баал Шем Тов , основатель хасидизма, ищет признания в группе, но поначалу ему мешает его более низкий статус экзорциста Баал Шема .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Глава исследований восточноевропейского еврейского мистицизма и хасидизма , Джозеф Вайс, Библиотека Литтмана
- Атрибуция
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Салмон, Джордж (1887). «Психики» . В Смите, Уильям ; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. IV. Лондон: Джон Мюррей. стр. 514–15.