Святой Дух в иудаизме
Часть серии о |
иудаизм |
---|
![]() ![]() ![]() |
В иудаизме Святой Дух ( иврит : רוח הקודש , руах ха-кодеш ) относится к божественной силе, качеству и влиянию Бога на вселенную или на Божьи творения в данном контексте. [1] [ нужна цитата для проверки ] [2] [ нужна цитата для проверки ]
Еврейская Библия
[ редактировать ]«Святой Дух»
[ редактировать ]трижды Термин «святой дух» встречается в еврейской Библии : в Псалме 51 говорится о «Твоем святом духе» ( руах кодшеха ). [3] и Исайя дважды упоминает «Его святой дух» ( руах кодшо ). [4]
Псалом 51 содержит тройной параллелизм между разными типами «духа»:
Сердце чистое сотвори мне, Боже; сотвори во мне стойкий дух( רוּחַ נָכֹון ). Не изгоняй меня от лица Твоего и не забирай дух Твой святой ( רוּחַ קָדְשְׁךָ ) подальше от меня. Позволь мне еще раз порадоваться Твоей помощи; пусть бодрый дух( Поддержите меня. [5]
«Дух Божий»
[ редактировать ]Вариации аналогичного термина «дух Божий» также встречаются в различных местах еврейской Библии. Еврейское существительное руах ( רוח ) может относиться к «дыханию», «ветру» или какой-то невидимой движущей силе (« духу »).
Ниже приведены некоторые примеры слова руах (относящегося к Божьему «духу») в еврейских писаниях: [6]
- Бытие 1:2 «ветер от Бога, носящийся по воде» [7]
- 1 Царств 16:13 «И с того дня дух Господень объял Давида».
- Псалом 143:10 «Пусть Твой благодатный дух выведет меня на ровную землю».
- Исайя 42:1 «Вот раб Мой, Я поддержу его, избранника Моего, которого желает душа Моя; Я возложил на него дух Мой, он возвестит справедливость народам».
- Исаия 44:3 «И изолью дух Мой на потомство твое, благословение Мое на потомство твое».
- Иоиль 2:28 «Излию дух Мой на всякую плоть; сыновья ваши и дочери будут пророчествовать».
Раввинистическая литература
[ редактировать ]Термин руах хакодеш часто встречается в талмудической и мидрашской литературе. В некоторых случаях оно означает пророческое вдохновение, а в других оно используется как ипостась или метоним Бога. [1] Раввинское понимание Святого Духа имеет определенную степень персонификации , но остается «качеством, принадлежащим Богу, одним из Его атрибутов». [8] Идея Бога как двойственности или троицы считается шитуфом (или «не чисто монотеистическим»). [ нужна ссылка ]
Природа
[ редактировать ]То, что Библия обычно называет «Духом Божьим», в Талмуде и Мидраше называется «Святым Духом» из-за нежелания использовать Тетраграмматон . [9] Вероятно, именно поэтому Шхину вместо Святого Духа часто упоминают . О первом сказано, как о Святом Духе, что он почиет на человеке. Разница между ними в таких случаях еще не определена.
Хотя вместо Бога часто называют Святого Духа, [10] оно было задумано как нечто отдельное. Дух был среди десяти вещей, которые были сотворены в первый день. [11] Хотя природа Святого Духа на самом деле нигде не описана, название указывает на то, что он был задуман как своего рода ветер, проявляющийся через шум и свет. Уже в Иезекииля 3:12 сказано: «Дух взял меня, и я услышал позади себя громкий голос», выражение «за собой» характеризует необычный характер шума. Шехина зашумела перед Самсоном, как колокол. [12] Когда Святой Дух почил на нем, его волосы издавали звук, похожий на колокольный звон, который можно было услышать издалека. Это наполнило его такой силой, что он мог вырвать с корнем две горы и растереть их друг о друга, как гальку, и преодолеть за один шаг целые лиги. [13]
Хотя огни, сопровождавшие шум, прямо не упоминаются, часто повторяющаяся фраза «он увидел ( hetzitz be- ) Святого Духа» предполагает, что тот, на ком почил дух, увидел свет. Святой Дух сиял при дворе Сима, Самуила и царя Соломона. [14] Оно «мерцало» в Фамари (Бытие 38:18), в сыновьях Иакова (Бытие 42:11) и в Моисее (Исход 2:12), т. е. оно сосредоточивалось на этих людях. [15] Как и все, что приходит с небес, Святой Дух описан как состоящий из света и огня. Когда оно коснулось Пинхаса , его лицо пылало, как факел. [16]
С того дня, как был продан Иосиф , Дух Святой оставил Иакова, который видел и слышал лишь смутно. [17] Когда Храм был разрушен и Израиль отправился в изгнание, Святой Дух вернулся на небеса; на это указано в Экклезиасте 12:7: «дух возвратится к Богу». [18] Дух говорит иногда мужским, а иногда женским голосом, поскольку слово руах имеет одновременно мужское и женское происхождение, Святой Дух представлялся иногда мужчиной, а иногда женщиной.
Лица, обладающие Святым Духом
[ редактировать ]Святой Дух обитает только среди достойного поколения, и частота его проявлений соразмерна достоинству. Во времена Второго Храма этого не наблюдалось. [19] тогда как во времена Илии их было много . [20] Согласно Иову 28:25, Святой Дух почил на Пророках в разной степени: некоторые пророчествовали только в одной книге, а другие наполняли две книги. [21] И оно не покоилось на них постоянно, а только на время. Стадии развития, высшая из которых – Дух Святой, таковы: ревность, непорочность, чистота, святость, смирение, боязнь греха, Дух Святой. Святой Дух ведет Илию, который оживляет мертвых. [22] Благочестивые люди действуют через Святого Духа; [23] всякий, кто преподает Тору публично, приобщается Святого Духа. [24] Когда Пинхас согрешил, Святой Дух покинул его. [25] Авиафар был свергнут с должности Первосвященника, когда его покинул Святой Дух, без которого с Уримом и Туммимом . нельзя было консультироваться [26]
В библейские времена Святой Дух был широко распространен и почивал на тех, кто, согласно Библии, проявлял благоприятную деятельность; таким образом, оно покоилось на Евере и (согласно Иисусу Навину 2:16) даже на Раав . [27] Пришлось часто повторять, что Соломон написал три свои книги ( Притчи , Шир хаШирим и Экклезиаст ) под вдохновением Святого Духа. [28] потому что существовало постоянное противодействие не только лично мудрому королю, но и его писаниям. Учитель Закона говорит, что, вероятно, по этой причине Святой Дух почил на Соломоне только в старости. [29]
Святой Дух почил не только на детях Израиля, перешедших Красное море, [30] но к концу времен Второго Храма иногда и на простых людей; ибо «если они не пророки, то, по крайней мере, сыновья пророков». [31] Святой Дух иногда отождествляется с духом пророчества. [32] Сифре замечает: « Я вложу слова Мои в уста его» означает «Я вложу их в уста его, но не говорю с ним лицом к лицу»; поэтому знайте, что отныне Дух Святой вкладывается в уста Пророков». [33] «Познание Бога» — это Святой Дух. [34] Раздел страны по жребию между коленами также был произведен посредством Святого Духа. [35]
Дела, вдохновленные Святым Духом
[ редактировать ]Видимыми результатами деятельности Святого Духа являются книги Библии, которые, как полагают (в еврейской традиции), были составлены под его вдохновением. Все Пророки говорили «в Святом Духе»; и наиболее характерным признаком присутствия Святого Духа является дар пророчества, в том смысле, что человек, на котором он покоится, видит прошлое и будущее. Со смертью трех последних пророков (Аггея, Захарии и Малахии) Святой Дух перестал проявляться в Израиле, и только Бат Кол . мудрецам остался доступен [36] Хотя Святой Дух не присутствовал постоянно и не покоился на каком-либо человеке в течение какого-либо времени, тем не менее были случаи, когда Он являлся и делал возможным познание прошлого и будущего. [37]
Часто в раввинской литературе один библейский стих описывается как произнесенный Святым Духом (например, стихи, в которых Бог говорит от первого лица). [38]
Неевреи и Святой Дух
[ редактировать ]Противоположностью Святого Духа является нечистый дух ( ruach tum'ah ; букв. «дух нечистоты»). Святой Дух покоится на человеке, который ищет Шхину , а нечистый дух покоится на том, кто ищет нечистоту. [39] На основании 4 Царств 3:13 делается утверждение (возможно, в качестве полемики против Иисуса ), что Святой Дух покоится только на счастливой душе. [40] Среди язычников Валаам из простого толкователя снов превратился в волхва, а затем в обладателя Святого Духа. [41] Но Святой Дух являлся ему только ночью, поскольку все языческие пророки только тогда обладали своим даром. [42] Тора включает раздел о Валааме, чтобы показать, почему Святой Дух был взят от нееврея, то есть потому, что Валаам желал без всякой причины уничтожить целый народ. [43] Очень древний источник объясняет, основываясь на Второзаконии 18:15, что на Святой Земле дар пророчества не дается нееврею или в интересах нееврея, а за пределами Святой Земли он не дается даже Евреи. [44] Однако в мессианское время Святой Дух (согласно Иоиля 2:28–29 ) изольется на весь Израиль; т. е. все люди будут пророками. [45] По словам Танны Девей Элияху [46] Святой Дух будет излит одинаково на евреев и язычников, мужчин и женщин, свободных и рабов.
Связь с другими еврейскими концепциями
[ редактировать ]Шехина ( библейский иврит : שכינה šekīnah ; также романизированная Шекина(h) , Шехина(h) , Шехина(h) ) — это английская транслитерация еврейского слова, означающего «жилище» или «поселение», и обозначает жилище или поселение человека. божественное присутствие Бога . Этот термин не встречается в Библии и взят из раввинской литературы . [47] : 148 [48] [49]
Раши учил, что квази- Сфира Даат – это руах хаКодеш . [50]
См. также
[ редактировать ]- Библейское вдохновение
- Святой Дух , общая статья
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Левисон, Джон Р. (1997). Дух в иудаизме первого века . Работы по истории древнего иудаизма и раннего христианства, 29. Лейден: Brill.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Алан Унтерман и Ривка Горовиц, Руах ха-Кодеш, Энциклопедия иудаики (издание на компакт-диске, Иерусалим: Judaica Multimedia/Keter, 1997).
- ^ Маймонид, Моисей. Часть II, гл. 45: «Различные классы пророков». Путеводитель для недоумевающих. Пер. М. Фридлендер. 2-е изд. Нью-Йорк: Dover Publications, 1956. стр. 242–244. Распечатать.
- ^ Псалмы 51:11
- ^ Исаия 63: 10–11.
- ↑ Джон Р. Левисон «Дух в иудаизме первого века», 2002, стр. 65 «Только Псалом 51, который содержит не менее четырех употреблений слова im, позволяет отождествить святой дух с человеческим духом. 13 Три ссылки встречаются близко друг к другу. преемственность в этом псалме (51:10-12; МТ 51:12-14):"
- ^ Переводы с Сефарии
- ^ См.: Даршан, Гай, «Руах Элохим в Бытие 1:2 в свете финикийских космогоний: история традиции», Журнал северо-западных семитских языков 45,2 (2019), 51–78.
- ^ Джозеф Абельсон, Имманентность Бога в раввинской литературе (Лондон: Macmillan and Co., 1912).
- ^ См., например, Таргум Исаии 40:13.
- ^ например, в Sifre Deuteronomy 31 [изд. Фридман, с. 72]
- ^ Хагига 12а, б
- ^ Сота 9б
- ^ Второзаконие 17б; Левит 8:2
- ^ Бытие Раба 85:12
- ^ См . Бытие Раба 85:9, 91:7; Левит Раба 32:4, «ницоца» и «хециц»; сравните также Левит Раба 8:2, «хитхил ле-гашгеш»
- ^ Левит Раба 21, конец
- ^ Бытие Раба 91:6
- ^ Экклезиаст Раба 12:7
- ^ Йома 21б
- ^ Тосефта Сота 12:5
- ^ Левит Раба 15:2
- ^ Йерушалми Шаббат 3c, выше и параллельный отрывок.
- ^ Танхума , Ваечи, 14 лет.
- ^ Шир хаШирим Раба 1:9, конец; сравните Левит Раба 35:7.
- ^ Бытие Раба 60:3; Левит Раба 37:4; сравните Бытие Раба 19:6; Песикта 9а
- ^
Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Авиафар» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Седер Олам, 1; Сифре, Второзаконие 22.
- ^ Шир хаШирим Раба 1:6-10.
- ^ Шир хаШирим Раба 1:10, конец
- ^ Тосефта Сота 6:2
- ^ Тосефта Песахим 4:2
- ^ Сравните Седер Олам, 1, начало; Таргум Йерушалми — Бытие 41:38, 43:14; 4 Царств 9:26; Исаия 32:15, 40:13, 44:3; Шир хаШирим Раба 1:2
- ^ Сифре 170 (к Второзаконию 18:18)
- ^ Шир хаШирим Раба 1:9
- ^ Числа Сифре 132, с. 49а
- ^ Тосефта Сота 13: 2-4 и параллели.
- ^ там же; также со ссылкой на рабби Акиву , Левит Раба 21:8; Гамалиилу II , Левит Раба 37:3 и Тосефта Песахим 1:27; рабби Меиру , Левит Раба 9:9; и т. д.
- ^ Номера Сифре 86; Тосефта Сота 9:5; Сифре Второзаконие 355 (шесть раз); Бытие Раба 75:8, 84:12; Левит Раба 4:1 [выражение «и Дух Святой восклицает» встречается пять раз], 14:2, 27:2; Числа Раба 15:21; 17:2, конец; Второзаконие Раба 11, конец
- ^ Сифре Второзаконие 173 и параллельный отрывок
- ^ Йерушалми Сукка 55а и другие места.
- ^ Числа Раба 20:7
- ^ Числа Раба 20:12
- ^ Числа Раба 20:1
- ↑ Сифре, Второзаконие 175.
- ^ Числа Раба 15, конец
- ^ Танна Девей Элияху, раздел 4
- ^ Макнамара, Мартин (2010). Макнамара, Мартин (ред.). Возвращение к Таргуму и Завету: арамейские парафразы еврейской Библии: свет на Новый Завет (2-е изд.). Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-80286275-4 .
Хотя глагол шакан и термины от корня škn встречаются в Еврейских Писаниях, а термин шехина/шехинта чрезвычайно распространен в раввинской литературе и таргумах, в дораввинской литературе он не встречается.
- ^ SGF Брэндон , изд., Словарь сравнительного религиоведения (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1970), стр. 573: «Шехина».
- ^ Дэн, Джозеф (2006). Каббала: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 46 . ISBN 978-0-19530034-5 .
Термин « шехина » не встречается в Библии, а в талмудической литературе он был сформулирован от библейского глагола, обозначающего местопребывание ( шкн ) Бога в храме в Иерусалиме и среди еврейского народа. « Шхина » используется в раввинистической литературе как одно из многих абстрактных названий или упоминаний Бога.
- ^ Хаим Крамер. Анатомия души. Ребе Нахман из Бреслова . Иерусалим / Нью-Йорк , Бресловский научно-исследовательский институт , 1998 г. ISBN 0-930213-51-3
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Святой Дух» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.