Мусарское движение
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Покаяние в иудаизме Тешува "Возвращаться" |
---|
Покаяние, искупление и высшее восхождение в иудаизме |
В еврейской Библии |
Аспекты |
В еврейском календаре |
В современном иудаизме |
Часть серии о |
История евреев и Иудаизм в Литве |
---|
Историческая хронология • Список евреев |
Портал Литвы Портал иудаизма |
Движение Мусар (также Муссарское движение ) — еврейское этическое , образовательное и культурное движение, развившееся в Литве XIX века, особенно среди ортодоксальных литовских евреев . [1] [2] [3] Еврейский (1:2) и описывает моральное термин Мусар ( מוּסַר ) заимствован из Книги Притчей поведение, наставление или дисциплину, обучение тому, как следует действовать соответствующим образом. Этот термин использовался движением Мусар для передачи учений об этических и духовных путях. Движение Мусар внесло значительный вклад в мусарскую литературу и еврейскую этику . Движение возродилось в 21 веке среди евреев всех конфессий, особенно в Соединенных Штатах . [4]
Происхождение [ править ]
Движение Мусар возникло среди нехасидских ортодоксальных литовских евреев -миснагдим как ответ на социальные изменения, вызванные Просвещением , и соответствующее движение Хаскала среди многих европейских евреев. В этот период истории антисемитизм , ассимиляция и плохие условия жизни многих евреев в черте оседлости вызвали серьезное напряжение и разочарование. Многие институты литовского еврейства начали распадаться. Религиозные евреи опасались, что их образ жизни ускользает от них, соблюдение традиционных еврейских законов и обычаев приходит в упадок, и даже те, кто оставался верен традиции, теряли эмоциональную связь с ее внутренним смыслом и этическим ядром. [5]
Ранние лидеры
Основание этого движения приписывается раввину Исраэлю Липкину Салантеру (1810–1883), хотя корни движений лежат в идеях, ранее выраженных в классической раввинской литературе.
Раввин Исраэль Салантер [ править ]
Исраэль Липкин Салантер, многообещающий молодой раввин с исключительными знаниями еврейского закона, живущий в Салантае , Литва, изначально был вдохновлен посвятить свою жизнь делу распространения Мусара своим учителем раввином Йосефом Зунделом Салантом (1786–1866). Зундель Салант был учеником раввинов Хаима Воложина и Акивы Эйгера , чье глубоко добросердечное и скромное поведение и простой образ жизни привлекли интерес Исраэля Салантера. Сообщается, что Зундель Салант призывал Салантера сосредоточиться на Мусаре.
Широко признанный как исключительный талантливый раввин, Исраэль Салантер стал главой иешивы в Вильне , где он быстро стал известен в обществе благодаря своей учености. Вскоре он оставил этот пост, чтобы открыть свою собственную ешиву, в которой он делал упор на моральные учения, основанные на этике, преподаваемой в традиционных еврейских раввинских произведениях, особенно в литературе Мусара. Салантер назвал свой подход подходом Мусара , используя еврейское слово, обозначающее этическую дисциплину или исправление.
Стремясь поощрять изучение мусульманской литературы, Салантер переиздал в Вильне три произведения мусульманской литературы: «Месиллат Ешарим» Моше Хаима Луццатто , «Тиккун Миддот ха-Нефеш» Соломона ибн Габироля и «Хешбон ха-Нефеш» Менахема Менделя Лефина.
Он особенно сосредоточился на обучении еврейской деловой этике , заявив, что так же, как человек тщательно проверяет, является ли его еда кошерной , так же следует проверять, заработаны ли его деньги кошерным способом. [6]
Раввин Салантер подал пример литовской еврейской общине во время холеры эпидемии 1848 года, следя за тем, чтобы необходимые работы по оказанию помощи евреям в субботу выполнялись евреями (несмотря на обычный запрет на работу в субботу), и приказывал евреям, чья жизнь была в опасности лучше есть, чем поститься в день поста Йом Кипур . [7]
В 1848 году царское правительство создало Виленскую раввинскую школу и учительскую семинарию . Салантера выбрали кандидатом на должность преподавателя в училище, но он отказался от этой должности и уехал из Вильно. [8] Салантер переехал в Ковно , где основал ешиву, ориентированную на Мусара, в Невёзере Клоизе . [9]
В 1857 году он переехал в Германию. К этому времени его ученики из Ковно начали создавать свои иешивы в Кельме , Тельце и других местах. Позже Салантер помог основать еще одно учреждение — Ковенский колель .
В Германии Салантер основал периодическое издание под названием «Тевуна» , частично посвященное Мусару. Многие статьи раввина Салантера из Тевуны были собраны и опубликованы в «Имрей Бина» (1878 г.). Его «Иггерет ха-Мусар » («Этическое письмо») было впервые опубликовано в 1858 году, а затем неоднократно. Многие из его писем были опубликованы в «Ор Исраэль» («Свет Израиля») в 1890 году (под редакцией раввина Ицхака Блейзера ). Многие из его выступлений были опубликованы в «Эвен Исраэль» (1883 г.).
Салантер также написал «Очерк на тему укрепления сил тех, кто изучает нашу Священную Тору », опубликованный его учениками в сборнике эссе под названием «Эц При». [10] Это эссе важно тем, что в нем исследуется концепция подсознания задолго до того, как эта концепция была популяризирована Зигмундом Фрейдом . В эссе Салантера развито понятие сознательных («внешнесть» [ chitzoniut ]) и подсознательных («внутренность» [ penimiut ]) процессов и той роли, которую они играют в психологическом, эмоциональном и нравственном функционировании человека. Салантер объясняет, что человеку крайне важно осознать, каковы его подсознательные мотивы [ negiot ], и работать над их пониманием. Он также учит, что человеку лучше всего работать над овладением подсознательными импульсами в периоды эмоционального спокойствия, когда человек больше контролирует свои мысли и чувства. Салантер подчеркивает, что когда человек находится в состоянии острой эмоциональной реакции на событие, он не обязательно контролирует свои мысли и способности и не имеет доступа к успокаивающим перспективам, необходимым для того, чтобы позволить своему сознательному разуму вмешаться.
Ученый Гилель Гольдберг и другие описали Салантера как «психолога», а также моралиста.
Второе поколение [ править ]
После смерти Салантера движение Мусар возглавили его ученики, которые развили это движение по-разному.
Старший ученик Салантера, раввин Симха Зиссель Зив , руководил иешивами в Кельме и Гробине . Эти ешивы по ряду причин порвали с устоявшимися моделями ешив, особенно в том, что они уделяли значительное время изучению мусара и преподавали общие, нееврейские науки. [11] Симха Зисель также написал беседы, которые глубоко затрагивали вопросы моральной добродетели и уделяли особое внимание важности любви к другим. [12]
Второй ученик Салантера, раввин Ицхак Блазер стал главным раввином Петербурга в 1861–62, а позже возглавил Ковенский колель . Блейзер также опубликовал многие произведения Салантера.
Третий ведущий ученик Салантера, раввин Нафтали Амстердам , стал главным раввином Хельсинки .
Третье поколение [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2010 г. ) |
В следующем поколении лидерами движения Мусар были ученик Зисселя Носсон Цви Финкель из Слободки и раввин Йосеф Йозель Хорвиц из Новарадка . Школы, основанные этими двумя мужчинами, стали самыми крупными и влиятельными школами Мусара. Особое влияние приобрела Слободковская школа, основанная Финкелем, но значительное число последователей приобрела и новорадокская школа. Луи Джейкобс описал разницу между этими двумя школами следующим образом:
В Слободке учили: человек так велик, как он может грешить? В Наварадоке учили: человек так мал, как он смеет грешить? [13]
Споры [ править ]
общины возникла оппозиция движению Мусар В последующие годы в некоторых слоях православной . Многие выступали против новой образовательной системы, созданной Исраэлем Салантером, а другие утверждали, что отклонения от традиционных методов приведут к ассимиляции, как и ожидалось в классическом немецком реформистском иудаизме .
В 1897 году Элиэзер Гордон из ешивы Тельше нанял нового начальника Мусара, раввина Лейба Часмана, который установил в ешиве очень строгий режим Мусара. Многие студенты выступили против такого подхода, что вызвало разногласия среди студентов. В то же время инакомыслие против Мусара вспыхнуло и в Слободской иешиве. Затем группа литовских раввинов опубликовала в еврейской газете «Ха-Мелиц» заявление , направленное против изучения Мусара. По данным Энциклопедии евреев Восточной Европы YIVO ,
они утверждали, что, хотя изучение моральных текстов было почтенным, хотя и явно ограниченным элементом изучения Торы, сам святой Салантер, конечно же, не имел намерения ниспровергать традиционные приоритеты и уж тем более не создавать новую секту, которая сама способствовала этому краху традиционных еврейских традиций. жизнь, с которой он утверждал, что борется. Это вызвало волну подобных заявлений, контрдеклараций и полемики за и против Мусара в еврейской прессе, которая отразилась во всех традиционных кругах. В конце концов возникло своего рода равновесие: Мусар оставался характерной чертой многих ешив, а его самые искренние сторонники и противники находили для себя отдельные, но близкие по духу места. [1]
После Второй мировой войны [ править ]
Многие евреи, участвовавшие в движении Мусар, погибли во время Холокоста . Гилель Гольдберг писал, что Мусар был «все еще живым сообществом» только перед Второй мировой войной. [14]
Однако некоторые студенты движения Мусар поселились на земле Израиля и основали там ешивы Мусар. [ нужна ссылка ]
Хотя многие бывшие студенты движения Мусар поселились в Соединенных Штатах и работали в различных еврейских учреждениях, в 20 веке они основали несколько официальных учреждений, посвященных Мусару. [4]
Однако многие традиционные ешивы по всему миру продолжали уделять Мусару некоторое время в течение недели, и это продолжается и сегодня. [15] Это время часто посвящается изучению Мусарской литературы .
Возрождение 21 века
В начале 21 века в Северной Америке в различных секторах еврейского мира произошло значительное возрождение интереса к движению Мусар.
Институт Муссар, основанный Аланом Моринисом и впоследствии возглавляемый Ави Фертигом , достиг очень широкого охвата, насчитывая более 7000 членов и 400 чавейрим , преданной своему делу группы членов, постоянно занимающихся изучением мусара. [16] В ортодоксальном сообществе Общество АйшДас, основанное раввином Михой Бергером , и Фонд Салант, основанный раввином Цви Миллером , представляют собой организации, которые организуют группы Мусар, классы и другие обучающие мероприятия. Ортодоксальные раввины Йехиэль Ицхок Перр, Гилель Гольдберг , Эльяким Крумбейн, Ави Фертиг, Давид Яффе и Миша Бергер опубликовали английские книги о различных аспектах Мусара. Основатели Института Муссара и Общества АйшДас черпали вдохновение в английской работе раввина Гиллеля Гольдберга « Огонь внутри: живое наследие Мусара» (1987). Доктор Алан Моринис, основатель Института Муссара, пишет: «Это было знакомство с моей духовной линией… оно занимает особое место (для меня). [17] Миха Бергер отмечает, что именно эта книга «вдохновила меня на исследование мусара», темы, которая уже была центральной в его жизни как основателя Общества АйшДас . [18]
Хотя движение Мусар исторически было ортодоксальным еврейским движением, его подход получил значительную поддержку среди неортодоксальных евреев, которые возглавили большую часть его возрождения в 21 веке. [19] [4] [20] Институт Мусара и Центр современного Муссара, основанный раввином Ирой Ф. Стоуном , входят в число учреждений, стремящихся распространить практику Мусара в неортодоксальных рамках. Книга Мориниса «Повседневная святость» (2007 г.) и книга Стоуна «Ответственная жизнь» (2007 г.) были среди популярных книг, вызвавших современный интерес к движению Мусар. Мусар описывается как «новое и растущее явление» в реформистском иудаизме , и лидеры консервативного иудаизма спорят о том, должен ли Мусар стоять в центре его подхода. [4] Джеффри Клауссен из Университета Илона утверждает, что концепция еврейской практики движения Мусар может быть особенно ценной для консервативного иудаизма. [21] Грег Маркус из организации American Mussar сказал, что Musar может быть доступен для многих американских евреев, которые не говорят на иврите, и может быть адаптирован к духовным потребностям американских евреев. [19] [22]
Некоторые группы Мусара не имеют никакого отношения к синагогам, но ряд синагог начали программы по изучению Мусара. [23] [24] Существуют также онлайн-сообщества, посвященные изучению Мусара и развитию черт характера.
Практика Мусара была включена в учебную программу еврейских дневных школ, таких как Академия Ганна. [25] и в раввинских школах, таких как Академия еврейской религии (Калифорния). [25] и Реконструктивистский раввинский колледж . [26]
Некоторые учителя рекомендовали практику Мусара не только евреям, но и неевреям. На сайте Института Муссара говорится:
Ортодоксальная еврейская община создала «Мусар», чтобы помочь людям преодолеть внутренние препятствия, которые мешают им жить в соответствии с законами и заповедями – мицвот – которые формируют кодекс жизни. Это сообщество склонно считать Мусара неотделимым от своих собственных убеждений и практик, но человеческая реальность, к которой обращается Мусар, на самом деле универсальна, и дары, которые он предлагает, могут быть использованы всеми людьми». [27]
Учеба и практика [ править ]
На сайте Института Мусара говорится:
Мусар — это путь созерцательных практик и упражнений, которые развивались за последние тысячи лет, чтобы помочь отдельной душе определить, а затем прорваться через барьеры, которые окружают и препятствуют потоку внутреннего света в нашей жизни. Мусар – это сокровищница техник и пониманий, предлагающая чрезвычайно ценные рекомендации на пути нашей жизни....Цель практики Мусар – высвободить свет святости, живущий в душе. Корни всех наших мыслей и действий можно проследить до глубин души, за пределами досягаемости света сознания, поэтому методы, которые предлагает Мусар, включают медитации, управляемые созерцания, упражнения и песнопения, которые предназначены для проникновения вглубь. во тьму подсознания, чтобы вызвать изменения в самой основе нашей природы. [28]
Практики Мусара включают изучение текстов, медитацию , молчание и уединение , дневниковые практики, пение ( нигуним ), созерцание , визуализацию , цдаку и совершение добрых дел от имени других. [29] [21]
Мусарская литература [ править ]
Одной из центральных практик движения Мусар было изучение и размышление над классической литературой Мусар, включая:
- Човот ха-Левавот , автор Бахья ибн Пакуда (11 век)
- Маалот а-Миддот , автор Йехиэль бен Йекутиэль Анав из Рима
- Месиллат Йешарим , Моше Хаим Луццатто
- Орхот Цаддиким ( «Пути праведников ») анонимного автора
- Томер Девора ( Пальма Деворы ) Моисей бен Яаков Кордоверо
- Шаарей Тшува (Врата покаяния) Йоны Геронди
- Мадрейгат ха-Адам, Йосеф Йозель Хорвиц
- Нефеш (Отчет о душе) Менахема Менделя Лефина Сатанова Хешбон ха -
- «Мусарское письмо» Виленского Гаона
Медитация [ править ]
Движение Мусар поощряет ряд еврейских медитативных практик, использующих самоанализ и визуализацию, которые могут помочь улучшить моральный облик. Многие техники медитации были описаны в трудах раввина Симхи Зисселя Зива . [21] Алан Моринис , основатель Института Муссара, рекомендует утренние практики медитации, которые могут длиться всего четыре минуты. [30] Одна из медитаций, рекомендованных Моринисом, — это практика сосредоточения внимания на одном слове: еврейском слове «Шма», что означает «слушать». [21] : 270
Нигуним и Чант [ править ]
Движение Мусар также поощряло пение нигуним , основываясь на осознании того, как музыка влияет на внутреннюю жизнь. В XIX веке движение Мусар разработало свои собственные традиции пения нигун. [31] В 21 веке нигуним можно будет использовать в начале и в конце занятий по изучению мусара. [32] и может помочь создать эмоциональный опыт мусара. [33]
Благотворительность [ править ]
В трудах Мусара благотворительность описывается как главная обязанность и основной способ развития щедрости. [34]
Давать мусар [ править ]
« Предоставление мусара » (дисциплины, наставления) относится к способу использования своей речи для исправления, увещевания или обличения других (Левит 19:17), что соответствует стиху из Притчей 1:8, также включенному в ежедневный молитвенник: « Слушай, дитя мое, наставление (мусар) твоего отца и не оставляй учения твоей матери». [35] Предоставление мусара посредством речи призвано помочь изменить жизнь. [36] Шимон Шваб учил, что, хотя «[иногда] нужно давать мусар», за повелением делать это (Лев. 19:17) следует возлюби ближнего своего, как самого себя. и что «если вы хотите… (кого-то…) измениться, (это должно быть) сделано через любовь » . [37]
Раздача мусара также может происходить во время формальной лекции, известной как мусар шмуз. [38] или Мусар Шиур, [39] которые часто являются частью учебной программы ешивы . [40] Эля Лопиан преподавала эту практику как «обучение сердца тому, что разум уже понимает». [41]
См. также [ править ]
- Этика
- Еврейская этика
- Еврейская медитация
- Мусар литературы
- Раввинистическая литература § Мусарская литература
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мирский, Иегуда. «Мусарское движение» . YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . YIVO Институт еврейских исследований . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ Карз, Дов (1977). Движение Мусар: его история, ведущие личности и доктрины . Том. 1. Перевод Леонарда Ошри. Тель-Авив: Орли Пресс.
- ^ Джейкобс, Луи (2003). «Мусарское движение» . Краткий справочник по еврейской религии (онлайн-версия) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191726446 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джеффри Клауссен, «Американское еврейское возрождение Мусара» , Hedgehog Review 12, вып. 2 (2010): 63-72
- ^ ЧЕСАРАНИ, ДЭВИД (01 декабря 2001 г.). «Забытые портовые евреи Лондона: придворные евреи, которые также были портовыми евреями». Еврейская культура и история . 4 (2): 111–124. дои : 10.1080/1462169X.2001.10512233 . ISSN 1462-169Х . S2CID 162276028 .
- ^ Хофец, Хаим. Сфат Тамим, глава 5
- ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 170-172.
- ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 177
- ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 213-215, 229-238
- ^ «Эц При - раввин Исраэль Салантер, Вильно, 1881 г. Первое издание» . 21 февраля 2018 года . Проверено 20 мая 2019 г.
40 страниц, картонный переплет.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Джеффри Клауссен, Разделяем бремя: раввин Симха Зиссель Зив и путь Мусара (Олбани: SUNY Press, 2015), стр. 7
- ^ Джеффри Клауссен, Разделение бремени: раввин Симха Зиссель Зив и путь Мусара (Олбани: SUNY Press, 2015), стр. 8
- ^ Луи Джейкобс, «Движение Мусар» , «Мое еврейское образование».
- ^ Гилель Гольдберг, Израиль Салантер: текст, структура, идея , стр. 324
- ^ Элленсон, Рут Эндрю (23 марта 2002 г.). «Связь ассимилированного еврея со старой традицией» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ "О" . mussarinstitute.org .
- ^ «Введение Раба Гольдберга» . mailchi.mp .
- ^ «Авода V37 #90» . www.aishdas.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кестенбаум, Сэм. «Может ли еврейское кредо Муссара XIX века о самопомощи помочь вам справиться с Дональдом Трампом?» Форвард . 13 ноября 2016 г.
- ↑ Джей Майклсон, «Путь справедливости: Муссар — это «новая каббала»?» , Форвард
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Клауссен, Джеффри. «Практика Мусара» . Консервативный иудаизм 63, вып. 2 (2012): 3–26. Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ Маркус, Грег. Духовная практика добрых поступков: обретение баланса через душевные качества Муссара . Ллевеллин по всему миру. 2016.
- ↑ Леонард Фелсон, «Возрождение Муссара». Архивировано 22 декабря 2010 г. в Wayback Machine , реформистский иудаизм , осень 2008 г.
- ^ Институт Муссара, «Местные группы Муссара». Архивировано 17 января 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алан Моринис, Через призму Муссара: движение вперед после 10 Калл, архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ «Мусар» . rrc.edu . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 г. Проверено 2 декабря 2012 г.
- ↑ Институт Муссара, «Путь Муссара». Архивировано 20 июля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Институт Муссара, Путь Муссара. Архивировано 20 июля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Алан Моринис, Повседневная святость , гл. 5
- ^ Моринис, Алан (2011). Повседневная святость: еврейский духовный путь Муссара . Трубач. п. 269. ИСБН 9780834822214 . OCLC 853448587 .
- ^ Мьюир, С. «Хасидизм и митнагдизм в Российской империи: (неправильное) использование еврейской музыки в польско-литовской России» (PDF) .
- ^ «Послеполудни Муссара» . mussarinstitute.org . Архивировано из оригинала 29 мая 2019 г. Проверено 20 мая 2019 г.
- ^ Стоун, Ира (14 мая 2013 г.). Ответственная жизнь: духовный путь Муссара . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781620328750 .
- ^ Моринис, Алан. «Глава 17». Ежедневная святость .
- ^ Раввин доктор Ицхак Брейтовиц (21 ноября 2018 г.). «Как давать муссар (Мишлей 12:14 и 12:18)» . OU.org Православный союз .
- ^ «Мусар» . Britannica.com .
к формированию жизни ..
- ^ Пайсач Дж. Крон (2013). Маггид на подиуме . стр. 115–117. ISBN 978-1-4226-1453-2 .
- ^ «Харав Исроэль Ечезкель Плутчок, Zt"l" . hamodia.com . Хамодия . Проверено 5 августа 2021 г. .
- ^ «Рав Авигдор Миллер по четвергам вечером» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2022 г. Проверено 31 декабря 2020 г.
Когда реб Авигдор Миллер завершил свой еженедельный вечер четверга муссар шиур
- ^ «Авода V13 #11» . www.aishdas.org .
- ^ «Что такое Муссар?» .
Англоязычная библиография [ править ]
- Исследования Мусарского движения XIX–XX веков.
- Бэкон, Гершон К. (2005). «Мусарское движение» . В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии: набор из 15 томов (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник Макмиллана, США – через Encyclepedia.com .
- Карз, Дов (1977). Движение Мусар: его история, ведущие личности и доктрины . Том. 1. Перевод Леонарда Ошри. Тель-Авив: Орли Пресс.
- Раввин Исраэль Салантер и движение Мусар , Иммануэль Эткес (Еврейское издательское общество, 1993).
- Раввин Исраэль Салантер: религиозно-этический мыслитель , Менахем Г. Гленн (Колледж Дропси, 1953).
- Исраэль Салантер, Текст, структура, идея: этика и теология раннего психолога бессознательного , Гиллеля Гольдберга (KTAV, 1982).
- Разделяем бремя: раввин Симха Зиссель Зив и путь Мусара , Джеффри Клауссен (SUNY Press, 2015).
- Современные работы, адаптирующие учение движения Мусар.
- Книга еврейских ценностей , Иосиф Телушкин (Колокольня, 2000).
- Внутренний огонь: живое наследие движения Мусар , Гилель Гольдберг (Месора, 1987).
- Ответственная жизнь: духовный путь Мусара , Ира Ф. Стоун (Aviv Press, 2006).
- Восхождение по лестнице Иакова: повторное открытие еврейской духовной традиции одним человеком , Алан Моринис (Broadway Books, 2002).
- Повседневная святость: еврейский духовный путь Мусара , Алан Моринис (Trumpeter Books, 2007).
- Каждый день, святой день: 365 дней учений и практик из еврейской традиции Мусара , Алан Моринис (Trumpeter Books, 2010).
- «Справочник еврейского духовного обновления: путь муссарской трансформации для современного еврея» , раввин Артур Сигал (Amazon Books, 2009).
- Комментарий к Муссар Торе: духовный путь к осмысленной и этичной жизни , изд. Барри Блока. (CCAR Press, 2020).
Внешние ссылки [ править ]
- О движении Мусар XIX века.
- Луи Джейкобс о движении Мусар
- Православный союз о раввине Исраэле Салантере
- YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы: Муссарское движение
- Современные усилия по возрождению движения Мусар
- Общество АйшДас ( страница ресурсов Муссара )
- Алан Моринис об открытии Муссара. Архивировано 6 января 2018 г. в Wayback Machine.
- Центр современного Муссара (раввин Ира Стоун)
- Чай-мицва
- Джеффри Клауссен об американском еврейском возрождении Мусара
- Фонд Саланта (раввин Цви Миллер)
- Мусар Шиурим, автор: рав Ниссан Каплан из Мирской иешивы, Иерусалим.
- Институт Муссара (Алан Моринис)