Jump to content

Мусарское движение

Движение Мусар (также Муссарское движение ) — еврейское этическое , образовательное и культурное движение, развившееся в Литве XIX века, особенно среди ортодоксальных литовских евреев . [1] [2] [3] Еврейский (1:2) и описывает моральное термин Мусар ( מוּסַר ) заимствован из Книги Притчей поведение, наставление или дисциплину, обучение тому, как следует действовать соответствующим образом. Этот термин использовался движением Мусар для передачи учений об этических и духовных путях. Движение Мусар внесло значительный вклад в мусарскую литературу и еврейскую этику . Движение возродилось в 21 веке среди евреев всех конфессий, особенно в Соединенных Штатах . [4]

Происхождение [ править ]

Движение Мусар возникло среди нехасидских ортодоксальных литовских евреев -миснагдим как ответ на социальные изменения, вызванные Просвещением , и соответствующее движение Хаскала среди многих европейских евреев. В этот период истории антисемитизм , ассимиляция и плохие условия жизни многих евреев в черте оседлости вызвали серьезное напряжение и разочарование. Многие институты литовского еврейства начали распадаться. Религиозные евреи опасались, что их образ жизни ускользает от них, соблюдение традиционных еврейских законов и обычаев приходит в упадок, и даже те, кто оставался верен традиции, теряли эмоциональную связь с ее внутренним смыслом и этическим ядром. [5]

Ранние лидеры

Основание этого движения приписывается раввину Исраэлю Липкину Салантеру (1810–1883), хотя корни движений лежат в идеях, ранее выраженных в классической раввинской литературе.

Раввин Исраэль Салантер [ править ]

Исраэль Липкин Салантер, многообещающий молодой раввин с исключительными знаниями еврейского закона, живущий в Салантае , Литва, изначально был вдохновлен посвятить свою жизнь делу распространения Мусара своим учителем раввином Йосефом Зунделом Салантом (1786–1866). Зундель Салант был учеником раввинов Хаима Воложина и Акивы Эйгера , чье глубоко добросердечное и скромное поведение и простой образ жизни привлекли интерес Исраэля Салантера. Сообщается, что Зундель Салант призывал Салантера сосредоточиться на Мусаре.

Широко признанный как исключительный талантливый раввин, Исраэль Салантер стал главой иешивы в Вильне , где он быстро стал известен в обществе благодаря своей учености. Вскоре он оставил этот пост, чтобы открыть свою собственную ешиву, в которой он делал упор на моральные учения, основанные на этике, преподаваемой в традиционных еврейских раввинских произведениях, особенно в литературе Мусара. Салантер назвал свой подход подходом Мусара , используя еврейское слово, обозначающее этическую дисциплину или исправление.

Стремясь поощрять изучение мусульманской литературы, Салантер переиздал в Вильне три произведения мусульманской литературы: «Месиллат Ешарим» Моше Хаима Луццатто , «Тиккун Миддот ха-Нефеш» Соломона ибн Габироля и «Хешбон ха-Нефеш» Менахема Менделя Лефина.

Он особенно сосредоточился на обучении еврейской деловой этике , заявив, что так же, как человек тщательно проверяет, является ли его еда кошерной , так же следует проверять, заработаны ли его деньги кошерным способом. [6]

Раввин Салантер подал пример литовской еврейской общине во время холеры эпидемии 1848 года, следя за тем, чтобы необходимые работы по оказанию помощи евреям в субботу выполнялись евреями (несмотря на обычный запрет на работу в субботу), и приказывал евреям, чья жизнь была в опасности лучше есть, чем поститься в день поста Йом Кипур . [7]

В 1848 году царское правительство создало Виленскую раввинскую школу и учительскую семинарию . Салантера выбрали кандидатом на должность преподавателя в училище, но он отказался от этой должности и уехал из Вильно. [8] Салантер переехал в Ковно , где основал ешиву, ориентированную на Мусара, в Невёзере Клоизе . [9]

В 1857 году он переехал в Германию. К этому времени его ученики из Ковно начали создавать свои иешивы в Кельме , Тельце и других местах. Позже Салантер помог основать еще одно учреждение — Ковенский колель .

В Германии Салантер основал периодическое издание под названием «Тевуна» , частично посвященное Мусару. Многие статьи раввина Салантера из Тевуны были собраны и опубликованы в «Имрей Бина» (1878 г.). Его «Иггерет ха-Мусар » («Этическое письмо») было впервые опубликовано в 1858 году, а затем неоднократно. Многие из его писем были опубликованы в «Ор Исраэль» («Свет Израиля») в 1890 году (под редакцией раввина Ицхака Блейзера ). Многие из его выступлений были опубликованы в «Эвен Исраэль» (1883 г.).

Салантер также написал «Очерк на тему укрепления сил тех, кто изучает нашу Священную Тору », опубликованный его учениками в сборнике эссе под названием «Эц При». [10] Это эссе важно тем, что в нем исследуется концепция подсознания задолго до того, как эта концепция была популяризирована Зигмундом Фрейдом . В эссе Салантера развито понятие сознательных («внешнесть» [ chitzoniut ]) и подсознательных («внутренность» [ penimiut ]) процессов и той роли, которую они играют в психологическом, эмоциональном и нравственном функционировании человека. Салантер объясняет, что человеку крайне важно осознать, каковы его подсознательные мотивы [ negiot ], и работать над их пониманием. Он также учит, что человеку лучше всего работать над овладением подсознательными импульсами в периоды эмоционального спокойствия, когда человек больше контролирует свои мысли и чувства. Салантер подчеркивает, что когда человек находится в состоянии острой эмоциональной реакции на событие, он не обязательно контролирует свои мысли и способности и не имеет доступа к успокаивающим перспективам, необходимым для того, чтобы позволить своему сознательному разуму вмешаться.

Ученый Гилель Гольдберг и другие описали Салантера как «психолога», а также моралиста.

Второе поколение [ править ]

После смерти Салантера движение Мусар возглавили его ученики, которые развили это движение по-разному.

Старший ученик Салантера, раввин Симха Зиссель Зив , руководил иешивами в Кельме и Гробине . Эти ешивы по ряду причин порвали с устоявшимися моделями ешив, особенно в том, что они уделяли значительное время изучению мусара и преподавали общие, нееврейские науки. [11] Симха Зисель также написал беседы, которые глубоко затрагивали вопросы моральной добродетели и уделяли особое внимание важности любви к другим. [12]

Второй ученик Салантера, раввин Ицхак Блазер стал главным раввином Петербурга в 1861–62, а позже возглавил Ковенский колель . Блейзер также опубликовал многие произведения Салантера.

Третий ведущий ученик Салантера, раввин Нафтали Амстердам , стал главным раввином Хельсинки .

Третье поколение [ править ]

В следующем поколении лидерами движения Мусар были ученик Зисселя Носсон Цви Финкель из Слободки и раввин Йосеф Йозель Хорвиц из Новарадка . Школы, основанные этими двумя мужчинами, стали самыми крупными и влиятельными школами Мусара. Особое влияние приобрела Слободковская школа, основанная Финкелем, но значительное число последователей приобрела и новорадокская школа. Луи Джейкобс описал разницу между этими двумя школами следующим образом:

В Слободке учили: человек так велик, как он может грешить? В Наварадоке учили: человек так мал, как он смеет грешить? [13]

Споры [ править ]

общины возникла оппозиция движению Мусар В последующие годы в некоторых слоях православной . Многие выступали против новой образовательной системы, созданной Исраэлем Салантером, а другие утверждали, что отклонения от традиционных методов приведут к ассимиляции, как и ожидалось в классическом немецком реформистском иудаизме .

В 1897 году Элиэзер Гордон из ешивы Тельше нанял нового начальника Мусара, раввина Лейба Часмана, который установил в ешиве очень строгий режим Мусара. Многие студенты выступили против такого подхода, что вызвало разногласия среди студентов. В то же время инакомыслие против Мусара вспыхнуло и в Слободской иешиве. Затем группа литовских раввинов опубликовала в еврейской газете «Ха-Мелиц» заявление , направленное против изучения Мусара. По данным Энциклопедии евреев Восточной Европы YIVO ,

они утверждали, что, хотя изучение моральных текстов было почтенным, хотя и явно ограниченным элементом изучения Торы, сам святой Салантер, конечно же, не имел намерения ниспровергать традиционные приоритеты и уж тем более не создавать новую секту, которая сама способствовала этому краху традиционных еврейских традиций. жизнь, с которой он утверждал, что борется. Это вызвало волну подобных заявлений, контрдеклараций и полемики за и против Мусара в еврейской прессе, которая отразилась во всех традиционных кругах. В конце концов возникло своего рода равновесие: Мусар оставался характерной чертой многих ешив, а его самые искренние сторонники и противники находили для себя отдельные, но близкие по духу места. [1]

После Второй мировой войны [ править ]

Многие евреи, участвовавшие в движении Мусар, погибли во время Холокоста . Гилель Гольдберг писал, что Мусар был «все еще живым сообществом» только перед Второй мировой войной. [14]

Однако некоторые студенты движения Мусар поселились на земле Израиля и основали там ешивы Мусар. [ нужна ссылка ]

Хотя многие бывшие студенты движения Мусар поселились в Соединенных Штатах и ​​работали в различных еврейских учреждениях, в 20 веке они основали несколько официальных учреждений, посвященных Мусару. [4]

Однако многие традиционные ешивы по всему миру продолжали уделять Мусару некоторое время в течение недели, и это продолжается и сегодня. [15] Это время часто посвящается изучению Мусарской литературы .

Возрождение 21 века

В начале 21 века в Северной Америке в различных секторах еврейского мира произошло значительное возрождение интереса к движению Мусар.

Институт Муссар, основанный Аланом Моринисом и впоследствии возглавляемый Ави Фертигом , достиг очень широкого охвата, насчитывая более 7000 членов и 400 чавейрим , преданной своему делу группы членов, постоянно занимающихся изучением мусара. [16] В ортодоксальном сообществе Общество АйшДас, основанное раввином Михой Бергером , и Фонд Салант, основанный раввином Цви Миллером , представляют собой организации, которые организуют группы Мусар, классы и другие обучающие мероприятия. Ортодоксальные раввины Йехиэль Ицхок Перр, Гилель Гольдберг , Эльяким Крумбейн, Ави Фертиг, Давид Яффе и Миша Бергер опубликовали английские книги о различных аспектах Мусара. Основатели Института Муссара и Общества АйшДас черпали вдохновение в английской работе раввина Гиллеля Гольдберга « Огонь внутри: живое наследие Мусара» (1987). Доктор Алан Моринис, основатель Института Муссара, пишет: «Это было знакомство с моей духовной линией… оно занимает особое место (для меня). [17] Миха Бергер отмечает, что именно эта книга «вдохновила меня на исследование мусара», темы, которая уже была центральной в его жизни как основателя Общества АйшДас . [18]

Хотя движение Мусар исторически было ортодоксальным еврейским движением, его подход получил значительную поддержку среди неортодоксальных евреев, которые возглавили большую часть его возрождения в 21 веке. [19] [4] [20] Институт Мусара и Центр современного Муссара, основанный раввином Ирой Ф. Стоуном , входят в число учреждений, стремящихся распространить практику Мусара в неортодоксальных рамках. Книга Мориниса «Повседневная святость» (2007 г.) и книга Стоуна «Ответственная жизнь» (2007 г.) были среди популярных книг, вызвавших современный интерес к движению Мусар. Мусар описывается как «новое и растущее явление» в реформистском иудаизме , и лидеры консервативного иудаизма спорят о том, должен ли Мусар стоять в центре его подхода. [4] Джеффри Клауссен из Университета Илона утверждает, что концепция еврейской практики движения Мусар может быть особенно ценной для консервативного иудаизма. [21] Грег Маркус из организации American Mussar сказал, что Musar может быть доступен для многих американских евреев, которые не говорят на иврите, и может быть адаптирован к духовным потребностям американских евреев. [19] [22]

Некоторые группы Мусара не имеют никакого отношения к синагогам, но ряд синагог начали программы по изучению Мусара. [23] [24] Существуют также онлайн-сообщества, посвященные изучению Мусара и развитию черт характера.

Практика Мусара была включена в учебную программу еврейских дневных школ, таких как Академия Ганна. [25] и в раввинских школах, таких как Академия еврейской религии (Калифорния). [25] и Реконструктивистский раввинский колледж . [26]

Некоторые учителя рекомендовали практику Мусара не только евреям, но и неевреям. На сайте Института Муссара говорится:

Ортодоксальная еврейская община создала «Мусар», чтобы помочь людям преодолеть внутренние препятствия, которые мешают им жить в соответствии с законами и заповедями – мицвот – которые формируют кодекс жизни. Это сообщество склонно считать Мусара неотделимым от своих собственных убеждений и практик, но человеческая реальность, к которой обращается Мусар, на самом деле универсальна, и дары, которые он предлагает, могут быть использованы всеми людьми». [27]

Учеба и практика [ править ]

На сайте Института Мусара говорится:

Мусар — это путь созерцательных практик и упражнений, которые развивались за последние тысячи лет, чтобы помочь отдельной душе определить, а затем прорваться через барьеры, которые окружают и препятствуют потоку внутреннего света в нашей жизни. Мусар – это сокровищница техник и пониманий, предлагающая чрезвычайно ценные рекомендации на пути нашей жизни....Цель практики Мусар – высвободить свет святости, живущий в душе. Корни всех наших мыслей и действий можно проследить до глубин души, за пределами досягаемости света сознания, поэтому методы, которые предлагает Мусар, включают медитации, управляемые созерцания, упражнения и песнопения, которые предназначены для проникновения вглубь. во тьму подсознания, чтобы вызвать изменения в самой основе нашей природы. [28]

Практики Мусара включают изучение текстов, медитацию , молчание и уединение , дневниковые практики, пение ( нигуним ), созерцание , визуализацию , цдаку и совершение добрых дел от имени других. [29] [21]

Мусарская литература [ править ]

Одной из центральных практик движения Мусар было изучение и размышление над классической литературой Мусар, включая:

Медитация [ править ]

Движение Мусар поощряет ряд еврейских медитативных практик, использующих самоанализ и визуализацию, которые могут помочь улучшить моральный облик. Многие техники медитации были описаны в трудах раввина Симхи Зисселя Зива . [21] Алан Моринис , основатель Института Муссара, рекомендует утренние практики медитации, которые могут длиться всего четыре минуты. [30] Одна из медитаций, рекомендованных Моринисом, — это практика сосредоточения внимания на одном слове: еврейском слове «Шма», что означает «слушать». [21] : 270 

Нигуним и Чант [ править ]

Движение Мусар также поощряло пение нигуним , основываясь на осознании того, как музыка влияет на внутреннюю жизнь. В XIX веке движение Мусар разработало свои собственные традиции пения нигун. [31] В 21 веке нигуним можно будет использовать в начале и в конце занятий по изучению мусара. [32] и может помочь создать эмоциональный опыт мусара. [33]

Благотворительность [ править ]

В трудах Мусара благотворительность описывается как главная обязанность и основной способ развития щедрости. [34]

Давать мусар [ править ]

« Предоставление мусара » (дисциплины, наставления) относится к способу использования своей речи для исправления, увещевания или обличения других (Левит 19:17), что соответствует стиху из Притчей 1:8, также включенному в ежедневный молитвенник: « Слушай, дитя мое, наставление (мусар) твоего отца и не оставляй учения твоей матери». [35] Предоставление мусара посредством речи призвано помочь изменить жизнь. [36] Шимон Шваб учил, что, хотя «[иногда] нужно давать мусар», за повелением делать это (Лев. 19:17) следует возлюби ближнего своего, как самого себя. и что «если вы хотите… (кого-то…) измениться, (это должно быть) сделано через любовь » . [37]

Раздача мусара также может происходить во время формальной лекции, известной как мусар шмуз. [38] или Мусар Шиур, [39] которые часто являются частью учебной программы ешивы . [40] Эля Лопиан преподавала эту практику как «обучение сердца тому, что разум уже понимает». [41]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мирский, Иегуда. «Мусарское движение» . YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . YIVO Институт еврейских исследований . Проверено 18 июня 2023 г.
  2. ^ Карз, Дов (1977). Движение Мусар: его история, ведущие личности и доктрины . Том. 1. Перевод Леонарда Ошри. Тель-Авив: Орли Пресс.
  3. ^ Джейкобс, Луи (2003). «Мусарское движение» . Краткий справочник по еврейской религии (онлайн-версия) . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191726446 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джеффри Клауссен, «Американское еврейское возрождение Мусара» , Hedgehog Review 12, вып. 2 (2010): 63-72
  5. ^ ЧЕСАРАНИ, ДЭВИД (01 декабря 2001 г.). «Забытые портовые евреи Лондона: придворные евреи, которые также были портовыми евреями». Еврейская культура и история . 4 (2): 111–124. дои : 10.1080/1462169X.2001.10512233 . ISSN   1462-169Х . S2CID   162276028 .
  6. ^ Хофец, Хаим. Сфат Тамим, глава 5
  7. ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 170-172.
  8. ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 177
  9. ^ Иммануэль Эткес, раввин Исраэль Салантер и движение Мусар (Еврейское издательское общество, 1993), 213-215, 229-238
  10. ^ «Эц При - раввин Исраэль Салантер, Вильно, 1881 г. Первое издание» . 21 февраля 2018 года . Проверено 20 мая 2019 г. 40 страниц, картонный переплет. [ постоянная мертвая ссылка ]
  11. ^ Джеффри Клауссен, Разделяем бремя: раввин Симха Зиссель Зив и путь Мусара (Олбани: SUNY Press, 2015), стр. 7
  12. ^ Джеффри Клауссен, Разделение бремени: раввин Симха Зиссель Зив и путь Мусара (Олбани: SUNY Press, 2015), стр. 8
  13. ^ Луи Джейкобс, «Движение Мусар» , «Мое еврейское образование».
  14. ^ Гилель Гольдберг, Израиль Салантер: текст, структура, идея , стр. 324
  15. ^ Элленсон, Рут Эндрю (23 марта 2002 г.). «Связь ассимилированного еврея со старой традицией» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 января 2011 г.
  16. ^ "О" . mussarinstitute.org .
  17. ^ «Введение Раба Гольдберга» . mailchi.mp .
  18. ^ «Авода V37 #90» . www.aishdas.org .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кестенбаум, Сэм. «Может ли еврейское кредо Муссара XIX века о самопомощи помочь вам справиться с Дональдом Трампом?» Форвард . 13 ноября 2016 г.
  20. Джей Майклсон, «Путь справедливости: Муссар — это «новая каббала»?» , Форвард
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Клауссен, Джеффри. «Практика Мусара» . Консервативный иудаизм 63, вып. 2 (2012): 3–26. Проверено 24 апреля 2012 г.
  22. ^ Маркус, Грег. Духовная практика добрых поступков: обретение баланса через душевные качества Муссара . Ллевеллин по всему миру. 2016.
  23. Леонард Фелсон, «Возрождение Муссара». Архивировано 22 декабря 2010 г. в Wayback Machine , реформистский иудаизм , осень 2008 г.
  24. ^ Институт Муссара, «Местные группы Муссара». Архивировано 17 января 2011 г. в Wayback Machine.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алан Моринис, Через призму Муссара: движение вперед после 10 Калл, архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  26. ^ «Мусар» . rrc.edu . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 г. Проверено 2 декабря 2012 г.
  27. Институт Муссара, «Путь Муссара». Архивировано 20 июля 2012 г. в Wayback Machine.
  28. ^ Институт Муссара, Путь Муссара. Архивировано 20 июля 2012 г. в Wayback Machine.
  29. ^ Алан Моринис, Повседневная святость , гл. 5
  30. ^ Моринис, Алан (2011). Повседневная святость: еврейский духовный путь Муссара . Трубач. п. 269. ИСБН  9780834822214 . OCLC   853448587 .
  31. ^ Мьюир, С. «Хасидизм и митнагдизм в Российской империи: (неправильное) использование еврейской музыки в польско-литовской России» (PDF) .
  32. ^ «Послеполудни Муссара» . mussarinstitute.org . Архивировано из оригинала 29 мая 2019 г. Проверено 20 мая 2019 г.
  33. ^ Стоун, Ира (14 мая 2013 г.). Ответственная жизнь: духовный путь Муссара . Wipf и Stock Publishers. ISBN  9781620328750 .
  34. ^ Моринис, Алан. «Глава 17». Ежедневная святость .
  35. ^ Раввин доктор Ицхак Брейтовиц (21 ноября 2018 г.). «Как давать муссар (Мишлей 12:14 и 12:18)» . OU.org Православный союз .
  36. ^ «Мусар» . Britannica.com . к формированию жизни ..
  37. ^ Пайсач Дж. Крон (2013). Маггид на подиуме . стр. 115–117. ISBN  978-1-4226-1453-2 .
  38. ^ «Харав Исроэль Ечезкель Плутчок, Zt"l" . hamodia.com . Хамодия . Проверено 5 августа 2021 г. .
  39. ^ «Рав Авигдор Миллер по четвергам вечером» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2022 г. Проверено 31 декабря 2020 г. Когда реб Авигдор Миллер завершил свой еженедельный вечер четверга муссар шиур
  40. ^ «Авода V13 #11» . www.aishdas.org .
  41. ^ «Что такое Муссар?» .

Англоязычная библиография [ править ]

Исследования Мусарского движения XIX–XX веков.
  • Бэкон, Гершон К. (2005). «Мусарское движение» . В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии: набор из 15 томов (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник Макмиллана, США – через Encyclepedia.com .
  • Карз, Дов (1977). Движение Мусар: его история, ведущие личности и доктрины . Том. 1. Перевод Леонарда Ошри. Тель-Авив: Орли Пресс.
  • Раввин Исраэль Салантер и движение Мусар , Иммануэль Эткес (Еврейское издательское общество, 1993).
  • Раввин Исраэль Салантер: религиозно-этический мыслитель , Менахем Г. Гленн (Колледж Дропси, 1953).
  • Исраэль Салантер, Текст, структура, идея: этика и теология раннего психолога бессознательного , Гиллеля Гольдберга (KTAV, 1982).
  • Разделяем бремя: раввин Симха Зиссель Зив и путь Мусара , Джеффри Клауссен (SUNY Press, 2015).
Современные работы, адаптирующие учение движения Мусар.
  • Книга еврейских ценностей , Иосиф Телушкин (Колокольня, 2000).
  • Внутренний огонь: живое наследие движения Мусар , Гилель Гольдберг (Месора, 1987).
  • Ответственная жизнь: духовный путь Мусара , Ира Ф. Стоун (Aviv Press, 2006).
  • Восхождение по лестнице Иакова: повторное открытие еврейской духовной традиции одним человеком , Алан Моринис (Broadway Books, 2002).
  • Повседневная святость: еврейский духовный путь Мусара , Алан Моринис (Trumpeter Books, 2007).
  • Каждый день, святой день: 365 дней учений и практик из еврейской традиции Мусара , Алан Моринис (Trumpeter Books, 2010).
  • «Справочник еврейского духовного обновления: путь муссарской трансформации для современного еврея» , раввин Артур Сигал (Amazon Books, 2009).
  • Комментарий к Муссар Торе: духовный путь к осмысленной и этичной жизни , изд. Барри Блока. (CCAR Press, 2020).

Внешние ссылки [ править ]

О движении Мусар XIX века.
Современные усилия по возрождению движения Мусар
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7ff8c0e61a12f387fa2c2ddda944c87__1711151160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/87/e7ff8c0e61a12f387fa2c2ddda944c87.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Musar movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)