Носсон Меир Вахтфогель
Раввин Носсон Меир Вахтфогель | |
---|---|
![]() Носсон Меир Вахтфогель. | |
Заголовок | Лейквуд Машгиах |
Персональный | |
Рожденный | Носсон Меир Вахтфогель 18 февраля 1910 г. |
Умер | 21 ноября 1998 г. | (88 лет)
Религия | иудаизм |
Супруг | Хава Шломовиц |
Дети | Раввин Элайджа Бер Вахтфогель, Ребецин Мириам Рубниц (жена раввина Иеошуа Рубница), Ребецин Шейна Лия Бурштын (жена раввина Цви Йосефа Бурштына), Маши. |
Родитель | Моше Йом Тов Вахтфогель |
Альма-матер | Кельм Талмуд Тора, Кельм Литва; Иешивы рабейну Ицхак Эльханан; Мирская иешива , Беларусь |
Еврейский лидер | |
Преемник | Раввин Матисьоу Саломон |
Позиция | Машгиач ручани |
Yeshiva | Бет Медраш Говоха |
Началось | 1941 |
Закончено | 1998 |
Похороненный | ХаМенухот |
Семиха | Раввин Борух Бер Лейбовиц , Раввин Шимон Шкоп , Раввин Элиэзер Иегуда Финкель |
Носсон Меир Вахтфогель ( иврит : נתן מאיר וכטפוגל ) (18 февраля 1910 в Куляи , Литва — 21 ноября 1998 в Лейквуде , Нью-Джерси , США ), известный как Лейквуд Машгиах , был ортодоксальным раввином и давним машгиах ручани (духовным руководителем) ) Бет Медраш Говоха (лейквудская ешива) в Лейквуде, штат Нью-Джерси. Он был одним из первых, кто превратил эту ешиву в учреждение мирового класса. [ 1 ] воплощая в жизнь цели и направления, поставленные основателем рош-ешивы раввином Аароном Котлером . Он также помог основать «филиалы» ешивы Лейквуда в десятках городов и стал пионером концепции общинного колеля , открыв комбинированные центры изучения Торы и информационно-просветительские центры в Соединенных Штатах и других странах. Почитаемый наставник и наставник тысяч студентов на протяжении более чем 50-летней карьеры, он был ярым сторонником и ярким примером изучения мусара и работы над духовным саморазвитием.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Носсон Меир Вахтфогель родился 9 Адара I 1910 года в небольшом литовском городке Куляй его отец, раввин Моше Йом Тов Вахтфогель , где был раввином . Его отец был учеником Алтера Слободки и одним из первых 14 учеников ешивы Эйц Хаим в Слуцке, возглавляемой раввином Иссером Залманом Мельцером . [ 2 ]
Носсон Меир изучал Кельм Талмуд Тору в юности . В начале 1920-х годов его отец принял должность раввина в Монреале , Квебек , Канада , и переехал туда вместе с матерью, в то время как Носсон Меир остался в Куле, чтобы завершить свою месивты . программу [ 3 ] В 15 лет он воссоединился со своими родителями в Канаде, а затем отправился учиться в ешивы при Университете иешиву Рабейну Ицхака Эльханана в Нью-Йорке. Среди его партнеров по учебе были будущие американские раввинские лидеры раввины Авигдор Миллер , Моше Бик и Иегуда Дэвис . [ 4 ]
Несколько лет спустя, когда ешива добавила в свою программу светское обучение, Носсон Меир устроил акцию протеста, призывая своих друзей покинуть ешиву и поехать учиться в великие ешивы Европы. [ 5 ] В 17 лет он сам поступил в иешиву «Мир» в городе Мир, Беларусь . [ 6 ] где он оставался семь лет. Акцент на мусаре и личный пример Мир машгиаха , раввина Йерухома Левовица , и его преемника, раввина Йечезкеля Левенштейна , оказали глубокое влияние на Вахтфогеля, который посвятил остаток своей жизни изучению и распространению мусара и работе над развитием личного характера. Он также учился у раввина Боруха Бера Лейбовица , рош-ешивы Каминец ешивы в Польше . [ 5 ]
Когда летом 1936 года умер наставник Вахтфогеля, раввин Левовиц, [ 7 ] он решил вернуться в Канаду. Тогда же он получил семиху (раввинское рукоположение) от раввина Лейбовица и раввина Шкопа , рош-ешивы Гродненской Шимона ешивы. [ 8 ] Он также получил семичу от раввина Элиэзера Иегуда Финкеля , рош-ешивы Мира. [ 5 ]
Когда его корабль достиг Нью-Йорка, он услышал, что раввин Эльхонон Вассерман , рош-ешива Барановицкой ешивы, занимается сбором средств в этом городе, и пошел поговорить с ним о своих опасениях по поводу жизни в материалистической Америке. Раввин Вассерман посоветовал ему немедленно вернуться в Европу и изучить Кельм Талмуд Тору, которая была известна своим сильным упором на мусар и формирование характера. Хотя Вахтфогель не виделся со своими родителями и не разговаривал с ними семь лет, он получил от них благословение вернуться в Европу. [ 9 ] [ 8 ] [ 3 ] Он оставался в Кельме более трех лет, обучаясь в основном у раввина Даниэля Мовшовица . [ 9 ] Даже после того, как разразилась Вторая мировая война, он продолжал учиться в ешиве, поражая тех, кто узнавал, что он может уйти в любой момент со своим канадским паспортом. [ 8 ] Ближе к концу этого периода он обручился с Хавой Шломовиц, дочерью раввина Исраэля Залмана Шломовица (рава Гениендза ) и выпускницей Сары Шнирер учительской семинарии в Кракове . [ 9 ] [ 3 ]
В июне 1940 года русские вошли в Кельм в рамках российской оккупации стран Балтии и приступили к конфискации предприятий, обеспечению нормирования и установлению контроля над своими сочувствующими. Британское консульство в Ковно посоветовало британским гражданам в Кельме поехать в Ковно и оттуда эвакуироваться в Австралию . Вахтфогель и еще один канадский ученый в Кельме, раввин Шмуэль Шектер , вместе с невестой Вахтфогеля, Хавой Сломовиц, присоединились к группе британских граждан, застрявших в Кельме, включая жену и дочь раввина Элияху Элиэзера Десслера , и группу из Тельше-йешивы на их полет в Австралию. [ 10 ] Чтобы получить визу для своей невесты, Вахтфогелю пришлось доказать, что они женаты. Они сделали это, проведя первую половину своей еврейской церемонии бракосочетания , эрусин , в Ковно; их хупа состоялась после того, как они достигли Монреаля . [ 11 ] [ 3 ]
Группа отправилась в субботу , 26 октября 1940 года, поездом в Москву через Ригу . На следующий день они сели на Транссибирский экспресс до Владивостока , девятидневное путешествие, в течение которого религиозным евреям нечего было есть, кроме фруктов и чая. Из Владивостока они отправились на пароходе в Брисбен , путешествие длилось почти четыре с половиной недели (здесь их рацион ограничивался сардинами, яйцами и помидорами). В то время как британские граждане в группе провели более шести лет в Австралии в ожидании репатриации , Вахтфогель, Шехтер и невеста Вахтфогеля получили билеты первого класса до Нью-Йорка Советом управляющих австралийской еврейской общины, которая опасалась, что эти знатоки Торы будет способствовать религиозному возрождению в их сообществе. [ 10 ]
Машгиач
[ редактировать ]Весной 1942 года Р'Вахтфогель и 19 других аврехим (молодых женатых мужчин) основали первый колель в Америке под названием Бет Медраш Говоха в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк . [ 12 ] [ 11 ] В поисках великого знатока Торы, который возглавил бы их программу обучения, они предложили эту должность раввину Аарону Котлеру. Р'Котлер согласился, но попросил переместить колель в Лейквуд, штат Нью-Джерси, и принять бачурим (неженатых молодых людей), чтобы превратить его в полноценную ешиву европейского типа. Аврехимы . согласились и стали первыми учениками раввина Котлера, когда он основал Бет Медраш Говоха [ 11 ] [ 13 ] ешивы В 1943 году Котлер попросил Вахтфогеля стать машгиах ручани , и эту должность он занимал более 50 лет до своей смерти. [ 11 ] служил под руководством трех последовательных поколений рошей ешивы : раввинов Аарона Котлера, Шнеура Котлера и Малкиэля Котлера .
Даже будучи машгиахом , он вел себя скорее как ученик раввина Котлера, посещая - шиурим ) рош (лекции Торы) и шмуэссим ( беседы мусар йешивы вместе с остальными учениками. Из уважения к своему раву он ни разу не пошутил в главном учебном зале, пока был жив Котлер. [ 13 ]
Помимо заботы о благополучии студентов, Вахтфогель был хранителем и реализатором духа и целей, которые Котлер определил для своей ешивы, включая упор на Торы и мусара . изучение [ 14 ] Он также работал над осуществлением мечты Котлера о создании «филиалов» лейквудской ешивы в других городах, убеждая общины, потенциальных учителей и студентов в жизнеспособности этого нового предприятия. Таким образом он помог основать колели в 30 городах. [ 12 ] включая Монреаль , Бостон , Лонг-Бич, Нью-Йорк , Скрэнтон, Пенсильванию , Майами-Бич , Денвер , Питтсбург , Дил, Нью-Джерси , Мексику и Мельбурн . [ 15 ] [ 16 ] Талмудическая ешива Филадельфии , основанная в 1953 году раввинами Шмуэлем Каменецким и Довом Шварцманом как росей ешива , была прямым результатом усилий Вахтфогеля. [ 17 ]
Баал Мусар
[ редактировать ]Вахтфогель был живым примером баала-мусара , человека, который стремится посредством духовного саморазвития и молитвы усовершенствовать себя и свое служение Богу. [ 18 ] [ 8 ] Образец смирения и самоуничижения, [ 19 ] он избегал гнева и чести любой ценой и обходился самым необходимым, даже отказываясь просить о повышении жалованья. [ 20 ] Многие годы он жил в комнате общежития ешивы, возвращаясь домой только на Шаббат. (Его жена была одним из главных учителей в средней школе и семинарии Байс Яаков в Вильямсбурге, которую возглавляла Ребецин Вична Каплан .) Даже после того, как его семья присоединилась к нему, он никогда не владел собственным домом и называл свой дом станцией ( гостиница) и его мебель в качестве хельцера (пиломатериалов). [ 20 ] [ 21 ] Он также был известен своей твердой убежденностью в приходе Машиаха , заканчивая свой шмуэссен словами «Это последний шмуэсс в галусе (изгнании)». [ 22 ] Он держал в шкафу выглаженный костюм, чтобы ему было что надеть, чтобы поприветствовать Машиаха, как только он прибудет. [ 23 ]
Его дух ощущался во всем сообществе Лейквуда. Например, он и раввин Шнеур Котлер учредили ежегодную кампанию « Шаббат Хацола », которая обеспечивает большую часть текущего бюджета местной службы скорой помощи Хацола. [ 24 ]
Под руководством раввина Шнеура Котлера, когда набор студентов в ешиву увеличился с 200 до 800 студентов, и под руководством раввинов Малкиэля Котлера, Йерухама Ольшина , Довида Шусталя и Исроэля Ноймана , когда число студентов выросло до более чем 2300, Вахтфогелю помогал помощники машгихима раввины Иегуда Джейкобс , Элиэзер Стефанский и Яаков Поллак. В конце 1990-х годов Вахтфогель пригласил раввина Матисёху Саломона , машгиаха иешивы Гейтсхед , чтобы он служил вместе с ним и в конечном итоге стал его преемником. [ 15 ] [ 6 ]
Пионер сообщества колель
[ редактировать ]В 1960-е годы и позже Вахтфогель был ключевой силой в создании общественных колелей в США и других странах. В отличие от колеля , который представляет собой программу обучения на полный рабочий день, « коллель сообщества » — это программа обучения на неполный рабочий день, программа информационно-просветительской деятельности на неполный рабочий день . Его ученые Торы учатся вместе утром и днем, а затем взаимодействуют с мирянами, предлагая вечерние лекции и индивидуальное обучение. Выступая в качестве центра деятельности Торы, общинные колели оказывают значительное влияние на рост осведомленности о Торе в отдаленных еврейских районах. [ 12 ] Под руководством раввина Шнеура Котлера Вахтфогель курировал открытие общинных колелей во многих городах, включая Пассаик, штат Нью-Джерси (этот колель превратился в ешиву Гедола Пассаика ), [ 25 ] Чикаго , Питтсбург , Детройт , Лос-Анджелес , Торонто и Мельбурн, Австралия . [ 26 ] [ 27 ] Набирая студентов из Лейквудской ешивы для работы в этих новых местах, он благословил многих, кто не хотел переезжать в небольшие общины, где не было еврейской инфраструктуры (еврейского образования, кошерной еды, возможностей трудоустройства), доступной в крупных городах и даже занимался «выкручиванием рук», чтобы убедить студентов в том, что они добьются успеха. [ 26 ]
В последние годы своей жизни он основал и возглавил новую организацию под названием Kollel International, занимающуюся сбором средств и созданием колелей в небольших общинах. Два таких колеля были основаны недалеко от Лейквуда, в Маналапан-Тауншип и Хауэлл-Тауншип, штат Нью-Джерси , перед его смертью. Менее чем за неделю до своей смерти он все еще участвовал в создании еще одного колеля на Лонг-Айленде . [ 22 ]
Последние годы
[ редактировать ]
В 1997 году Вахтфогель и раввин Шломо Вольбе возглавили делегацию старших раввинов, росей ешивы и машгихимов, чтобы попытаться спасти еврейское кладбище от разрушения в городе Калининграде . [ 28 ] Мэр рассказал, что вид этих почтенных старцев, предпринявших поездку в Россию в знак протеста против осквернения могилы, побудил его подписать разрешение на ее охрану. [ 29 ]
Вахтфогель умер 21 ноября 1998 года. По еврейскому календарю его ярцайт , 2 кислева , совпадает с ярцетом раввина Аарона Котлера. [ 30 ] [ 13 ] Он был похоронен в новом Челкас а-Раббоним (раввинистском отделении) кладбища Хар-ха-Менухот в Иерусалиме , Израиль . [ 31 ]
Его сын, раввин Элия Бер Вахтфогель , является рош-ешивой иешивы Южного Фоллсбурга , Нью-Йорк. [ 6 ] После смерти отца раввин Эля Бер взял на себя руководство Kollel International вместе с раввином Малкиэлем Котлером. [ 32 ] [ 19 ]
Библиография
[ редактировать ]- Ковец Сичос Том 1-8
- Лекет Решимос Дети Бейс Хамикдаш [ 33 ]
- Ожерелье Решимос Куклы Ханукки [ 34 ]
- Leket Reshimos B'inyanei Elul v'Yamim Nora'im [ 35 ]
- Leket Reshimos B'inyanei Tefillah [ 36 ]
- Ноам Хамусар [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дершовиц 2006 , с. 299.
- ^ Арем 2002 , стр. 232–247.
- ^ Jump up to: а б с д Флоранс, Эсти. «Готовность к Мошиаху: госпожа Мириам Рубниц вспоминает своего уважаемого отца Харава Носсона Меира Вахтфогеля, zt"l . Бина , 24 декабря 2012 г., стр. 30–38.
- ^ Арем 2002 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б с Арем 2002 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с «Кем был Р'Носсон Меир Вахтфогель?» . Тора.орг. 2007 . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Палтиэль, Мэнни (2011). "Гедолимские новости: Сиван " Chinuch.org . Получено 9 мая.
- ^ Jump up to: а б с д Серебро 2003 , стр. 136–140.
- ^ Jump up to: а б с Арем 2002 , с. 235.
- ^ Jump up to: а б Розенблюм 2000 , стр. 178–182.
- ^ Jump up to: а б с д Арем 2002 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б с Фейтман, Яаков (зима 2002 г.). «Это требует коллеля: как высшее образование меняет американское еврейство» (PDF) . Еврейское действие . ОУ . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Дершовиц 2006 , с. 271.
- ^ Дершовиц 2006 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б Арем 2002 , с. 240.
- ^ Дершовиц 2006 , с. 20.
- ^ Арем 2002 , с. 238.
- ^ Дершовиц 2006 , стр. 276–277.
- ^ Jump up to: а б Дершовиц 2006 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б Арем 2002 , с. 244.
- ^ Дершовиц 2006 , с. 282.
- ^ Jump up to: а б Арем 2002 , с. 246.
- ^ Гевирц, Моше (4 февраля 2010 г.). «Перспективы главы» . Партнеры в Торе . Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ «Шаббат Хацола В наступающий Шаббат: ежегодный взнос в размере 104 долларов помогает Хацоле отвечать на более чем 3000 звонков ежегодно» . Лейквудский покупатель . 28 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ «История» . Баис Медраш Л'Тора . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Арем 2002 , с. 239.
- ^ «Краткий обзор поездки рава Малкиэля Котлера в Австралию» . Мировые новости ешивы . 25 декабря 2007 года . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Коэн, А. (30 мая 2001 г.). «Новости: наконец-то обнаружена могила рава Исроэля Салантера» . Дейа Ведибур . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Эпштейн, Зейдель. «Их аура прекрасна» . Дейа Ведибур . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Палтиэль, Мэнни (2011). «Гедолим Яртцайтс: Числев » Chinuch.org . Получено 10 мая.
- ^ Самсоновиц, М. (30 октября 2002 г.). «Похороны в Иерусалиме: кладбище Хар-Менухос, часть III» . Дейа Ведибур . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Арем 2002 , с. 247.
- ^ Вахтфогель, Носсон Меир. «Сборник заметок о трех неделях». Израильский книжный магазин.
- ^ Вахтфогель, Носсон Меир. «Сборник заметок о Хануке». Израильский книжный магазин.
- ^ Вахтфогель, Носсон Меир. «Сборник заметок об Элуле и Ямиме Нораиме». Израильский книжный магазин.
- ^ Вахтфогель, Носсон Меир. «Сборник молитвенных записок». Израильский книжный магазин.
- ^ Вахтфогель, Носсон Меир. « Приятность упрека». Израильский книжный магазин.
Источники
[ редактировать ]- Дершовиц, раввин Ицхок (2006). Наследие Марана Рав Аарон Котлер . Издательство Фельдхайм . ISBN 1-58330-875-Х .
- Розенблюм, Йоносон (2000). Рав Десслер: Жизнь и влияние раввина Элияху Элиэзера Десслера, Михтава М'Элиягу . Mesorah Publications, Ltd. ISBN 1-57819-506-3 .
- Зильбер, Довид (2003). Благородные жизни, благородные дела II: Увлекательные истории и биографические очерки духовных гигантов . Публикации Месоры. ISBN 1-57819-794-5 .
- Арем, Хеши (2002), «Машгиах из предыдущего поколения: раввин Носсон Меир Вахтфогель», в Вольпине, раввин Ниссон (ред.), Лидеры Торы: сокровищница биографических очерков , Mesorah Publications, ISBN 1-57819-773-2
- 1910 рождений
- 1998 смертей
- Люди из самоуправления Плунгенского района
- Жители Тельшевского уезда.
- Литовские раввины-харедим
- Бет Медраш Говоха
- Машгиач ручани
- Мусарское движение
- Американские раввины-харедим
- Литовские эмигранты в США
- Американский народ литовско-еврейского происхождения
- Жители городка Лейквуд, штат Нью-Джерси.
- Похороны в Хар ха-Менухот
- Раввины из Нью-Джерси
- Выпускники Мирской ешивы
- Американские раввины 20-го века