Jump to content

Носсон Меир Вахтфогель

Раввин
Носсон Меир Вахтфогель
Носсон Меир Вахтфогель.
Заголовок Лейквуд Машгиах
Персональный
Рожденный
Носсон Меир Вахтфогель

18 февраля 1910 г.
Умер 21 ноября 1998 г. ( 1998-11-21 ) (88 лет)
Религия иудаизм
Супруг Хава Шломовиц
Дети Раввин Элайджа Бер Вахтфогель,
Ребецин Мириам Рубниц (жена раввина Иеошуа Рубница),
Ребецин Шейна Лия Бурштын (жена раввина Цви Йосефа Бурштына),
Маши.
Родитель Моше Йом Тов Вахтфогель
Альма-матер Кельм Талмуд Тора, Кельм Литва; Иешивы рабейну Ицхак Эльханан; Мирская иешива , Беларусь
Еврейский лидер
Преемник Раввин Матисьоу Саломон
Позиция Машгиач ручани
Yeshiva Бет Медраш Говоха
Началось 1941
Закончено 1998
Похороненный ХаМенухот
Семиха Раввин Борух Бер Лейбовиц ,
Раввин Шимон Шкоп ,
Раввин Элиэзер Иегуда Финкель

Носсон Меир Вахтфогель ( иврит : נתן מאיר וכטפוגל ) (18 февраля 1910 в Куляи , Литва — 21 ноября 1998 в Лейквуде , Нью-Джерси , США ), известный как Лейквуд Машгиах , был ортодоксальным раввином и давним машгиах ручани (духовным руководителем) ) Бет Медраш Говоха (лейквудская ешива) в Лейквуде, штат Нью-Джерси. Он был одним из первых, кто превратил эту ешиву в учреждение мирового класса. [ 1 ] воплощая в жизнь цели и направления, поставленные основателем рош-ешивы раввином Аароном Котлером . Он также помог основать «филиалы» ешивы Лейквуда в десятках городов и стал пионером концепции общинного колеля , открыв комбинированные центры изучения Торы и информационно-просветительские центры в Соединенных Штатах и ​​других странах. Почитаемый наставник и наставник тысяч студентов на протяжении более чем 50-летней карьеры, он был ярым сторонником и ярким примером изучения мусара и работы над духовным саморазвитием.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Носсон Меир Вахтфогель родился 9 Адара I 1910 года в небольшом литовском городке Куляй его отец, раввин Моше Йом Тов Вахтфогель , где был раввином . Его отец был учеником Алтера Слободки и одним из первых 14 учеников ешивы Эйц Хаим в Слуцке, возглавляемой раввином Иссером Залманом Мельцером . [ 2 ]

Носсон Меир изучал Кельм Талмуд Тору в юности . В начале 1920-х годов его отец принял должность раввина в Монреале , Квебек , Канада , и переехал туда вместе с матерью, в то время как Носсон Меир остался в Куле, чтобы завершить свою месивты . программу [ 3 ] В 15 лет он воссоединился со своими родителями в Канаде, а затем отправился учиться в ешивы при Университете иешиву Рабейну Ицхака Эльханана в Нью-Йорке. Среди его партнеров по учебе были будущие американские раввинские лидеры раввины Авигдор Миллер , Моше Бик и Иегуда Дэвис . [ 4 ]

Несколько лет спустя, когда ешива добавила в свою программу светское обучение, Носсон Меир устроил акцию протеста, призывая своих друзей покинуть ешиву и поехать учиться в великие ешивы Европы. [ 5 ] В 17 лет он сам поступил в иешиву «Мир» в городе Мир, Беларусь . [ 6 ] где он оставался семь лет. Акцент на мусаре и личный пример Мир машгиаха , раввина Йерухома Левовица , и его преемника, раввина Йечезкеля Левенштейна , оказали глубокое влияние на Вахтфогеля, который посвятил остаток своей жизни изучению и распространению мусара и работе над развитием личного характера. Он также учился у раввина Боруха Бера Лейбовица , рош-ешивы Каминец ешивы в Польше . [ 5 ]

Когда летом 1936 года умер наставник Вахтфогеля, раввин Левовиц, [ 7 ] он решил вернуться в Канаду. Тогда же он получил семиху (раввинское рукоположение) от раввина Лейбовица и раввина Шкопа , рош-ешивы Гродненской Шимона ешивы. [ 8 ] Он также получил семичу от раввина Элиэзера Иегуда Финкеля , рош-ешивы Мира. [ 5 ]

Когда его корабль достиг Нью-Йорка, он услышал, что раввин Эльхонон Вассерман , рош-ешива Барановицкой ешивы, занимается сбором средств в этом городе, и пошел поговорить с ним о своих опасениях по поводу жизни в материалистической Америке. Раввин Вассерман посоветовал ему немедленно вернуться в Европу и изучить Кельм Талмуд Тору, которая была известна своим сильным упором на мусар и формирование характера. Хотя Вахтфогель не виделся со своими родителями и не разговаривал с ними семь лет, он получил от них благословение вернуться в Европу. [ 9 ] [ 8 ] [ 3 ] Он оставался в Кельме более трех лет, обучаясь в основном у раввина Даниэля Мовшовица . [ 9 ] Даже после того, как разразилась Вторая мировая война, он продолжал учиться в ешиве, поражая тех, кто узнавал, что он может уйти в любой момент со своим канадским паспортом. [ 8 ] Ближе к концу этого периода он обручился с Хавой Шломовиц, дочерью раввина Исраэля Залмана Шломовица (рава Гениендза ) и выпускницей Сары Шнирер учительской семинарии в Кракове . [ 9 ] [ 3 ]

В июне 1940 года русские вошли в Кельм в рамках российской оккупации стран Балтии и приступили к конфискации предприятий, обеспечению нормирования и установлению контроля над своими сочувствующими. Британское консульство в Ковно посоветовало британским гражданам в Кельме поехать в Ковно и оттуда эвакуироваться в Австралию . Вахтфогель и еще один канадский ученый в Кельме, раввин Шмуэль Шектер , вместе с невестой Вахтфогеля, Хавой Сломовиц, присоединились к группе британских граждан, застрявших в Кельме, включая жену и дочь раввина Элияху Элиэзера Десслера , и группу из Тельше-йешивы на их полет в Австралию. [ 10 ] Чтобы получить визу для своей невесты, Вахтфогелю пришлось доказать, что они женаты. Они сделали это, проведя первую половину своей еврейской церемонии бракосочетания , эрусин , в Ковно; их хупа состоялась после того, как они достигли Монреаля . [ 11 ] [ 3 ]

Группа отправилась в субботу , 26 октября 1940 года, поездом в Москву через Ригу . На следующий день они сели на Транссибирский экспресс до Владивостока , девятидневное путешествие, в течение которого религиозным евреям нечего было есть, кроме фруктов и чая. Из Владивостока они отправились на пароходе в Брисбен , путешествие длилось почти четыре с половиной недели (здесь их рацион ограничивался сардинами, яйцами и помидорами). В то время как британские граждане в группе провели более шести лет в Австралии в ожидании репатриации , Вахтфогель, Шехтер и невеста Вахтфогеля получили билеты первого класса до Нью-Йорка Советом управляющих австралийской еврейской общины, которая опасалась, что эти знатоки Торы будет способствовать религиозному возрождению в их сообществе. [ 10 ]

Весной 1942 года Р'Вахтфогель и 19 других аврехим (молодых женатых мужчин) основали первый колель в Америке под названием Бет Медраш Говоха в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк . [ 12 ] [ 11 ] В поисках великого знатока Торы, который возглавил бы их программу обучения, они предложили эту должность раввину Аарону Котлеру. Р'Котлер согласился, но попросил переместить колель в Лейквуд, штат Нью-Джерси, и принять бачурим (неженатых молодых людей), чтобы превратить его в полноценную ешиву европейского типа. Аврехимы . согласились и стали первыми учениками раввина Котлера, когда он основал Бет Медраш Говоха [ 11 ] [ 13 ] ешивы В 1943 году Котлер попросил Вахтфогеля стать машгиах ручани , и эту должность он занимал более 50 лет до своей смерти. [ 11 ] служил под руководством трех последовательных поколений рошей ешивы : раввинов Аарона Котлера, Шнеура Котлера и Малкиэля Котлера .

Даже будучи машгиахом , он вел себя скорее как ученик раввина Котлера, посещая - шиурим ) рош (лекции Торы) и шмуэссим ( беседы мусар йешивы вместе с остальными учениками. Из уважения к своему раву он ни разу не пошутил в главном учебном зале, пока был жив Котлер. [ 13 ]

Помимо заботы о благополучии студентов, Вахтфогель был хранителем и реализатором духа и целей, которые Котлер определил для своей ешивы, включая упор на Торы и мусара . изучение [ 14 ] Он также работал над осуществлением мечты Котлера о создании «филиалов» лейквудской ешивы в других городах, убеждая общины, потенциальных учителей и студентов в жизнеспособности этого нового предприятия. Таким образом он помог основать колели в 30 городах. [ 12 ] включая Монреаль , Бостон , Лонг-Бич, Нью-Йорк , Скрэнтон, Пенсильванию , Майами-Бич , Денвер , Питтсбург , Дил, Нью-Джерси , Мексику и Мельбурн . [ 15 ] [ 16 ] Талмудическая ешива Филадельфии , основанная в 1953 году раввинами Шмуэлем Каменецким и Довом Шварцманом как росей ешива , была прямым результатом усилий Вахтфогеля. [ 17 ]

Баал Мусар

[ редактировать ]

Вахтфогель был живым примером баала-мусара , человека, который стремится посредством духовного саморазвития и молитвы усовершенствовать себя и свое служение Богу. [ 18 ] [ 8 ] Образец смирения и самоуничижения, [ 19 ] он избегал гнева и чести любой ценой и обходился самым необходимым, даже отказываясь просить о повышении жалованья. [ 20 ] Многие годы он жил в комнате общежития ешивы, возвращаясь домой только на Шаббат. (Его жена была одним из главных учителей в средней школе и семинарии Байс Яаков в Вильямсбурге, которую возглавляла Ребецин Вична Каплан .) Даже после того, как его семья присоединилась к нему, он никогда не владел собственным домом и называл свой дом станцией ( гостиница) и его мебель в качестве хельцера (пиломатериалов). [ 20 ] [ 21 ] Он также был известен своей твердой убежденностью в приходе Машиаха , заканчивая свой шмуэссен словами «Это последний шмуэсс в галусе (изгнании)». [ 22 ] Он держал в шкафу выглаженный костюм, чтобы ему было что надеть, чтобы поприветствовать Машиаха, как только он прибудет. [ 23 ]

Его дух ощущался во всем сообществе Лейквуда. Например, он и раввин Шнеур Котлер учредили ежегодную кампанию « Шаббат Хацола », которая обеспечивает большую часть текущего бюджета местной службы скорой помощи Хацола. [ 24 ]

Под руководством раввина Шнеура Котлера, когда набор студентов в ешиву увеличился с 200 до 800 студентов, и под руководством раввинов Малкиэля Котлера, Йерухама Ольшина , Довида Шусталя и Исроэля Ноймана , когда число студентов выросло до более чем 2300, Вахтфогелю помогал помощники машгихима раввины Иегуда Джейкобс , Элиэзер Стефанский и Яаков Поллак. В конце 1990-х годов Вахтфогель пригласил раввина Матисёху Саломона , машгиаха иешивы Гейтсхед , чтобы он служил вместе с ним и в конечном итоге стал его преемником. [ 15 ] [ 6 ]

Пионер сообщества колель

[ редактировать ]

В 1960-е годы и позже Вахтфогель был ключевой силой в создании общественных колелей в США и других странах. В отличие от колеля , который представляет собой программу обучения на полный рабочий день, « коллель сообщества » — это программа обучения на неполный рабочий день, программа информационно-просветительской деятельности на неполный рабочий день . Его ученые Торы учатся вместе утром и днем, а затем взаимодействуют с мирянами, предлагая вечерние лекции и индивидуальное обучение. Выступая в качестве центра деятельности Торы, общинные колели оказывают значительное влияние на рост осведомленности о Торе в отдаленных еврейских районах. [ 12 ] Под руководством раввина Шнеура Котлера Вахтфогель курировал открытие общинных колелей во многих городах, включая Пассаик, штат Нью-Джерси (этот колель превратился в ешиву Гедола Пассаика ), [ 25 ] Чикаго , Питтсбург , Детройт , Лос-Анджелес , Торонто и Мельбурн, Австралия . [ 26 ] [ 27 ] Набирая студентов из Лейквудской ешивы для работы в этих новых местах, он благословил многих, кто не хотел переезжать в небольшие общины, где не было еврейской инфраструктуры (еврейского образования, кошерной еды, возможностей трудоустройства), доступной в крупных городах и даже занимался «выкручиванием рук», чтобы убедить студентов в том, что они добьются успеха. [ 26 ]

В последние годы своей жизни он основал и возглавил новую организацию под названием Kollel International, занимающуюся сбором средств и созданием колелей в небольших общинах. Два таких колеля были основаны недалеко от Лейквуда, в Маналапан-Тауншип и Хауэлл-Тауншип, штат Нью-Джерси , перед его смертью. Менее чем за неделю до своей смерти он все еще участвовал в создании еще одного колеля на Лонг-Айленде . [ 22 ]

Последние годы

[ редактировать ]
Могилы раввина Носсона Меира Вахтфогеля (слева) и его жены Хавы (справа) на кладбище Хар-ха-Менухот в Иерусалиме. Имена ее родителей, братьев и сестер, погибших во время Холокоста , выгравированы на краю ее могилы.

В 1997 году Вахтфогель и раввин Шломо Вольбе возглавили делегацию старших раввинов, росей ешивы и машгихимов, чтобы попытаться спасти еврейское кладбище от разрушения в городе Калининграде . [ 28 ] Мэр рассказал, что вид этих почтенных старцев, предпринявших поездку в Россию в знак протеста против осквернения могилы, побудил его подписать разрешение на ее охрану. [ 29 ]

Вахтфогель умер 21 ноября 1998 года. По еврейскому календарю его ярцайт , 2 кислева , совпадает с ярцетом раввина Аарона Котлера. [ 30 ] [ 13 ] Он был похоронен в новом Челкас а-Раббоним (раввинистском отделении) кладбища Хар-ха-Менухот в Иерусалиме , Израиль . [ 31 ]

Его сын, раввин Элия Бер Вахтфогель , является рош-ешивой иешивы Южного Фоллсбурга , Нью-Йорк. [ 6 ] После смерти отца раввин Эля Бер взял на себя руководство Kollel International вместе с раввином Малкиэлем Котлером. [ 32 ] [ 19 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Ковец Сичос Том 1-8
  • Лекет Решимос Дети Бейс Хамикдаш [ 33 ]
  • Ожерелье Решимос Куклы Ханукки [ 34 ]
  • Leket Reshimos B'inyanei Elul v'Yamim Nora'im [ 35 ]
  • Leket Reshimos B'inyanei Tefillah [ 36 ]
  • Ноам Хамусар [ 37 ]
  1. ^ Дершовиц 2006 , с. 299.
  2. ^ Арем 2002 , стр. 232–247.
  3. ^ Jump up to: а б с д Флоранс, Эсти. «Готовность к Мошиаху: госпожа Мириам Рубниц вспоминает своего уважаемого отца Харава Носсона Меира Вахтфогеля, zt"l . Бина , 24 декабря 2012 г., стр. 30–38.
  4. ^ Арем 2002 , с. 233.
  5. ^ Jump up to: а б с Арем 2002 , с. 234.
  6. ^ Jump up to: а б с «Кем был Р'Носсон Меир Вахтфогель?» . Тора.орг. 2007 . Проверено 10 мая 2011 г.
  7. ^ Палтиэль, Мэнни (2011). "Гедолимские новости: Сиван " Chinuch.org . Получено 9 мая.
  8. ^ Jump up to: а б с д Серебро 2003 , стр. 136–140.
  9. ^ Jump up to: а б с Арем 2002 , с. 235.
  10. ^ Jump up to: а б Розенблюм 2000 , стр. 178–182.
  11. ^ Jump up to: а б с д Арем 2002 , с. 236.
  12. ^ Jump up to: а б с Фейтман, Яаков (зима 2002 г.). «Это требует коллеля: как высшее образование меняет американское еврейство» (PDF) . Еврейское действие . ОУ . Проверено 10 мая 2011 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Дершовиц 2006 , с. 271.
  14. ^ Дершовиц 2006 , с. 272.
  15. ^ Jump up to: а б Арем 2002 , с. 240.
  16. ^ Дершовиц 2006 , с. 20.
  17. ^ Арем 2002 , с. 238.
  18. ^ Дершовиц 2006 , стр. 276–277.
  19. ^ Jump up to: а б Дершовиц 2006 , с. 279.
  20. ^ Jump up to: а б Арем 2002 , с. 244.
  21. ^ Дершовиц 2006 , с. 282.
  22. ^ Jump up to: а б Арем 2002 , с. 246.
  23. ^ Гевирц, Моше (4 февраля 2010 г.). «Перспективы главы» . Партнеры в Торе . Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 10 мая 2011 г.
  24. ^ «Шаббат Хацола В наступающий Шаббат: ежегодный взнос в размере 104 долларов помогает Хацоле отвечать на более чем 3000 звонков ежегодно» . Лейквудский покупатель . 28 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 10 мая 2011 г.
  25. ^ «История» . Баис Медраш Л'Тора . Проверено 10 мая 2011 г.
  26. ^ Jump up to: а б Арем 2002 , с. 239.
  27. ^ «Краткий обзор поездки рава Малкиэля Котлера в Австралию» . Мировые новости ешивы . 25 декабря 2007 года . Проверено 10 мая 2011 г.
  28. ^ Коэн, А. (30 мая 2001 г.). «Новости: наконец-то обнаружена могила рава Исроэля Салантера» . Дейа Ведибур . Проверено 10 мая 2011 г.
  29. ^ Эпштейн, Зейдель. «Их аура прекрасна» . Дейа Ведибур . Проверено 10 мая 2011 г.
  30. ^ Палтиэль, Мэнни (2011). «Гедолим Яртцайтс: Числев » Chinuch.org . Получено 10 мая.
  31. ^ Самсоновиц, М. (30 октября 2002 г.). «Похороны в Иерусалиме: кладбище Хар-Менухос, часть III» . Дейа Ведибур . Проверено 10 мая 2011 г.
  32. ^ Арем 2002 , с. 247.
  33. ^ Вахтфогель, Носсон Меир. «Сборник заметок о трех неделях». Израильский книжный магазин.
  34. ^ Вахтфогель, Носсон Меир. «Сборник заметок о Хануке». Израильский книжный магазин.
  35. ^ Вахтфогель, Носсон Меир. «Сборник заметок об Элуле и Ямиме Нораиме». Израильский книжный магазин.
  36. ^ Вахтфогель, Носсон Меир. «Сборник молитвенных записок». Израильский книжный магазин.
  37. ^ Вахтфогель, Носсон Меир. « Приятность упрека». Израильский книжный магазин.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 902af40d2790e49cd42c0beedf1d2321__1704684420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/21/902af40d2790e49cd42c0beedf1d2321.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nosson Meir Wachtfogel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)