Сара Шенирер
Сара Шенирер | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 1 марта 1935 г. Краков, Польша | (51 год)
Место отдыха | Краков |
Род занятий | Основатель и руководитель движения Байс Яаков. |
Известный | Основатель сети школ Байс Яаков в Польше. |
Сара Шнирер ( польский : Сара Сенирер ; идиш : Сара Шнирер ; 15 июля 1883 г.) [ 1 ] - 1 марта 1935 ( yartzeit 26 Адара I 5695) был польско-еврейским школьным учителем, ставшим пионером еврейского образования. для девочек.
Шенирер наиболее известен тем, что положил начало изменению отношения к женщинам в ортодоксальном иудаизме . [ 2 ] В 1917 году она основала дневную школу в своей квартире, которая позже была использована в качестве модели Агудат Исраэль в сети школ Байс Яаков (букв. «Дом Иакова») в Польше , что имело долгосрочный эффект во всем мире. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сара Шенирер родилась в семье Бецалеля Шенирера (из Тарнова ) и Рейзеля в Кракове , Польша. [ 2 ] Оба ее родителя были потомками влиятельных раввинских семей. [ 1 ] Ее отец предоставил ей религиозные тексты, которые он перевел на идиш . В своих мемуарах она описывает себя как скромную и замкнутую дочь родителей -хасидов Бельзера . Она была умна, имела сильное желание учиться и завидовала возможности своих братьев изучать и интерпретировать Тору . [ 2 ]
Позже Шенирер напишет:
«И пока мы проходим дни перед Великими Святыми Днями... отцы и сыновья путешествуют, и, таким образом, их тянет к Геру , к Белзу, к Александру , к Бобову , ко всем тем местам, которые были сделаны цитаделями тщеславия религиозная жизнь, в которой доминирует фигура личности ребе. А мы остаемся дома, жены, дочери и дети. У нас пустой фестиваль, лишенный еврейского интеллектуального содержания. духовный смысл, сосредоточенный внутри еврейского праздника. Мать идет в синагогу, но службы слабо отдаются эхом в огороженных и заколоченных женских галереях. Пожилые женщины много плачут. Молодые девушки смотрят на них как на своих. в другой век. Молодость и желание жить полноценной жизнью бурно вспыхивают в волевых молодых личностях. тяжелые чувства. Они оставляют позади плач старшего поколения и следуют стремлению к свободе и самовыражению. Все дальше и дальше от синагоги идут они, все дальше, к пляшущему, соблазняющему свету мимолетной радости. [ 4 ]
Друзья в польской школе называли ее «хасидкой». [ 2 ] Она училась в начальной школе семь лет. [ 2 ] Затем она стала швеей. [ 5 ]
Вена
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны Шенирер и ее семья бежали из Польши в Вену . [ 6 ] Там на нее оказал влияние раввин Моше Флеш. [ 2 ] ученик Самсона Рафаэля Хирша и современный ортодоксальный иудаизм . [ 7 ] [ 8 ] В его проповедях подчеркивалась роль женщин на протяжении всей еврейской истории, что вдохновляло Шенирера. [ 2 ] [ 9 ] Позже Флеш принял приглашение Шенирера «посетить нашу школу». [ 9 ] : стр.27
После того, как ее первый брак закончился разводом, Шенирер время от времени посещала спектакли и публичные лекции для женщин; На одном пятничном вечернем собрании сионистской организации «Рут» ей было больно наблюдать, как они зажигают свечи в Шаббат (суббота), в нарушение галахи (еврейского закона). [ 4 ]
Школы Байс Яаков
[ редактировать ]Хотя основанная Самсоном Рафаэлем Хиршем в 1853 году, Realschule, давала девочкам «тщательное начальное и среднее образование», и «тысячи девочек в России посещали хедеры только для женщин в 1890-х годах», [ 3 ] не существовало формальной учебной программы, традиции или образца для обучения православных девочек.
Шенирер вернулась в Краков в 1917 году, где вдохновение, полученное ею в Вене, побудило ее попытаться открыть школу для девочек. Сначала она обратилась к своему брату, который предположил, что эта идея спорна. [ 10 ] Однако он согласился отвезти ее к Бельзерскому Ребе в Мариенбаде , который дал ей свое благословение в двух словах: «Мазель уБроча». [ 4 ] В описании встречи Шенирер заявила, что хочет «направить еврейских девушек на путь иудаизма», не уточнив, что планирует открыть школу и преподавать Тору; [ 11 ] и фактически он отказался поощрять девушек из своих хасидов идти в Байс-Яаков. [ 12 ] Согласно дневнику студентки семинарии Брахи Левин, Шенирер рассказала бельзерскому ребе о своих намерениях обучать молодых девушек, на что он дал свое одобрение, при условии, что она не будет преподавать иврит. Это была гарантия, которую она могла дать, поскольку не говорила на этом языке. [ 13 ] А позже она консультировалась с ним по галахическому вопросу, касающемуся ее школы. [ 14 ]
«Люди такие перфекционисты, когда дело доходит до одежды. Неужели они настолько разборчивы, когда обращаются к семенам души?»
-Сара Шенирер [ 4 ]
Шенирер открыл детский сад на двадцать пять детей [ 2 ] в своей швейной мастерской, [ 6 ] где она подчеркнула любовь к Торе и заповедям . Шенирер начала организовывать лекции и библиотеку для еврейских женщин, но отказалась от этого плана. [ 7 ] Ее восхищали за ее чуткость и заботу о других. [ 5 ]
После работы Шенирер засиживался допоздна, чтобы изучить еженедельную главу Торы и Танах ( еврейскую Библию ) в переводе на идиш:
Мне это очень понравилось, - писала она, - поскольку оно обогатило мое понимание еврейского наследия, его красоты и глубины мысли. Но я также увлекался светскими знаниями: образованием, историей, литературой. Особенно меня восхищали классические произведения польских и немецких писателей. Мне нравилось их читать. [ 4 ]
Уроки в ее школах заключались в объяснении в простых терминах ученикам смысла Хумаша ( Пятикнижия ) и некоторых других разделов Танаха. Через песни, пьесы и танцы она прививала студентам гордость за то, что они православные. Шейнирер не встретила сопротивления со стороны православного руководства при открытии своей школы; напротив, ее краковской школе почти с самого начала помогала местная Агудат Исраэль и другие местные отделения Агуды, пока она не была включена в Керен ха-Тора Мирового Агудат Исраэль. В течение 5 лет Агуда скопировала модель Шенирера, превратившись в 7 школ с 1040 учениками. К 1933 году только в Польше было 265 школ, в которых обучалось почти 38 000 учеников. [ 4 ]
Основная цель школы заключалась в том, чтобы
воспитывайте еврейских дочерей так, чтобы они служили Господу изо всех сил и всем сердцем; так что они будут выполнять заповеди Торы с искренним энтузиазмом и будут знать, что они дети народа, существование которого не зависит от собственной территории, как и другие народы мира, чье существование основано на территории и схожего расового происхождения. [ 15 ]
В 1933 году Шенирер ушла со своей должности в этом учреждении, но продолжала активно участвовать в нем до своей смерти в 1935 году. [ 2 ]
Учительская семинария
[ редактировать ]В 1923 году Лео Дойчлендер вместе с Сарой Шенирер основал учительскую семинарию , чтобы готовить кадры для быстро расширяющейся сети школ. Дойчлендер, неоортодоксальный педагог из Германии и глава образовательного фонда Агудат Исраэль (Керен ха-Тора), увидел потребность в профессионально подготовленных учителях.
Личная жизнь
[ редактировать ]Сара Шенирер выросла в хасидской семье Бельзер. [ 16 ] Вышла замуж молодой, но развелась с первым мужем. Позже Шенирер снова женился. Хотя она оставалась бездетной, ее ученики говорили о себе как о ее детях. Их считают наследием фрау Шенирер. [ 4 ]
В обзоре Сары Шенирер и движения Байс Яаков утверждается, что Шейнирер была «плодовитым писателем: ее эссе, пьесы, мемуары и учебник по иудаизму сыграли важную роль в становлении культуры Байса Яакова с самого начала». [ 3 ] хотя нет никаких доказательств того, что какая-либо из ее работ была включена в учебную программу. В пятницу, 1 марта 1935 г. (26 Адара I 5695 г.), [ 17 ] Шенирер умер от рака в возрасте пятидесяти одного года.
Наследие
[ редактировать ]К 1939 году было открыто около 250 школ, в школах Байс-Яакова обучалось более 40 000 учеников. [ 7 ] Одной из ее учениц была Ребецин Вична Каплан , основательница первой средней школы и учительской семинарии Байс Яаков в Америке.
В своем завещании Шенирер написала: «Дорогие мои девочки, вы выходите в большой мир. Ваша задача — посеять святое семя в души чистых детей. В каком-то смысле судьба древнего Израиля находится в ваших руках. ." [ 18 ] Восхищение было взаимным, и девушки из движения называли ее «Сара Имену», что переводится как «Наша Мать Сара», почетное обращение, напоминающее библейского матриарха Сару . У нее не было собственных детей; девушки движения заполнили для нее эту пустоту. [ 2 ]
К 70-летию со дня смерти Шенирера в 2005 году в Иерусалиме было установлено « архивное хранилище » в ее честь. В том же году некоторые из ее сторонников-женщин отправились с миссией по восстановлению ее надгробия. Ее оригинальное надгробие было разрушено при концлагеря Краков-Плашув строительстве . Ее надгробие было восстановлено в 2005 году. После реставрации директор Центрального Байс Яаков произнес панегирик Шениреру и завершил его словами: «Фрау Шенирер, мы не просто устанавливаем памятник на вашем месте могилы. Мы устанавливаем его. в наших сердцах: для нас и для всех поколений, которые придут после нас». [ 2 ]
Сегодня существует множество школ Байс Яаков, носящих имя Шенирера, в том числе начальные и средние школы, а также институт колледжа в Нью-Йорке , который обслуживает религиозных еврейских женщин и девочек, позволяя им завершить обучение на бакалавриате и аспирантуре в религиозной среде. .
Влиятельный педагог и издатель иврита двадцатого века Цви Шарфштейн представил Шенирера в своей работе 1964 года «Великие преподаватели иврита» (גדולי חינון בעמנו, Rubin Mass Publishers, Иерусалим, 1964). [ 19 ]
Литературные ссылки
[ редактировать ]В своем романе «Пеле Лайла» израильская писательница Эстер Эттингер, которая в детстве училась в школе Байс Яаков, вплетает отрывки из произведений Сары Шенирер. [ 20 ]
Ее ученица Перл Бениш написала книгу о Саре Шенирер под названием « Неси меня в своем сердце» . [ 21 ]
Выдержки из дневника Брахи Левин, написанного, когда она была студенткой краковской семинарии Байс Яаков, и которые раскрывают новые подробности взаимодействия Сары Шенирер со студентами, недавно были опубликованы Рэйчел Манекин. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Гендер и иудаизм
- Харедим иудаизм
- История евреев в Польше
- Ребецин
- Роль женщин в иудаизме
- Цниут
- Образование в Израиле
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Государственный архив Кракова : «Еврейский реестр актов гражданского состояния Кракова», Город: Краков, Дата (по юлианскому календарю ): 3 июля (15 июля по григорианскому календарю ), 1883 г., Акта (запись) №: 403, Тип записи: рождение, Фамилия: Шенирер, Имя: Сара, Отец: Залель, Мать: Роза Лак (дочь Авраама и Хаджи)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Сара Шенирер | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Девора Голдман, рецензия (лето 2020 г.). «Сара Шенирер и движение Байса Яакова: революция во имя традиции, Наоми Зейдман». Еврейское Действие (ОУ) . стр. 96–97.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чижик-Гольдшмидт, Авиталь (22 октября 2013 г.) «Ультраортодоксальная швея, определившая судьбу еврейских женщин» , «Гаарец»
- ^ Jump up to: а б «Энциклопедия Йиво: Сара Шенирер» . yivoencyclepedia.org . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Зейдман, Наоми. «Легитимизация революции: Сара Шенирер и образование православных девочек» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с «Школы Байса Яакова | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ М. Шеврони (2005). «Непризнанное наследие: вклад немецких харедим в новый ишув» , Дейя веДиббур
- ^ Jump up to: а б Раввин Нахман Зельцер (2015). Классовые акты 2 . Шаар Пресс. стр. 21–28. ISBN 978-1-4226-1663-5 .
- ^ Гутта: Воспоминания об исчезнувшем мире: Пронзительный рассказ учителя Байс Яакова о годах войны с историческим обзором, Гутта Стернбух и Дэвид Кранцлер
- ^ Финкельман, доктор Йоэль. «Что мы знаем об основании Бейт-Яакова?» . Проверено 11 октября 2017 г.
Понимая, что ей вряд ли удастся добиться успеха без некоторой поддержки раввинов и под руководством своего брата, белзерского хасида, она очень рано обратилась к белзерскому ребе за поддержкой, и его слова «берахах вехацлах» («благословение и успех») ) были воодушевляющими и помогали ей заручиться поддержкой. Однако, как отмечает Манекин, в описании встречи Шенирером она заслужила благословение раввина, объяснив, что хочет «наставить еврейских девушек на путь иудаизма», не уточнив при этом, что планирует открыть школу и преподавать Тору.
- ^ Кранцлер, Дэвид. «Православная революция: создание и развитие женской семинарии Бет Иаков» (PDF) . yadvashem.org . Проверено 11 октября 2017 г.
Ей удалось заручиться поддержкой двух выдающихся православных лидеров: раввина Авраама Мордехая Альтера (1866-1948), адмора Гура, крупнейшей хасидской группы в Польше; и раввин Исраэль Меир Ха Коэн [Каган] (1838-1933) (более известный в еврейском мире по названию одного из своих произведений «Хафец Хаим»), выдающийся нехасидский духовный лидер. Собственный ребе Шенирера, раввин Иссахар Дов Рокич (1854-1927), адмор Белза, поддерживал ее лично, но не поощрял членов своей общины идти в Бет-Джакоб.
- ^ Jump up to: а б «Краковская учительская семинария Байса Яакова и Сара Шенирер: взгляд из дневника семинариста». Jewish Quarterly Review (лето 2022 г.) 112: 546–588.
- ^ Рэйчел Манекин, Восстание дочерей: беглецы еврейских женщин в Габсбургской Галиции (Принстон: Princeton University Press, 2020), стр. 204
- ^ «Хронология Бет Джейкоб» (PDF) . www1.yadvashem.org . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ Зейдман 2018 , стр. 359.
- ^ Франкфуртер, Ицхок (2 декабря 2015 г.). «Ищу рава Шамшона Рафаэля Хирша в Любавичах». Ами . № 245. с. 84.
- ^ Мартин Гилберт, Евреи в двадцатом веке (Нью-Йорк: Schocken Books, 2001), 118-19.
- ^ Рин, Сви (апрель 1966 г.). «Рецензия на книгу «Великие Хиноха». Еврейские социальные исследования . 28 : 127–128.
- ^ Журнал Лето 06
- ^ Бениш, П. (2003). Неси меня в своем сердце: жизнь и наследие Сары Шенирер, основательницы и провидицы движения Байс Яаков . Издательство Фельдхайм. ISBN 9781583305768 . Проверено 18 октября 2014 г.
- Зейдман, Наоми (2018), «Легитимизация революции: Сара Шенирер и риторика изучения Торы для девочек», в Полонский, Энтони; Жбиковский, Анджей (ред.), Новые направления в истории евреев на польских землях , Брайтон: Academic Studies Press, стр. 356–365, doi : 10.2307/j.ctv7xbrh4.36 , ISBN 9788394426293 , JSTOR j.ctv7xbrh4.36
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Сара Шейнирер: Мать поколений», статья в «Jewish Observer».
- Вклад немецких харедим в новый ишув. Архивировано 26 апреля 2007 г., в Wayback Machine. статья Ятеда Неемана
- Вспоминая Соро Шенирер - Ее семидесятый ярцайт. Архивировано 4 июля 2007 г. в статье Wayback Machine от Ятеда Неемана.
- Что мы знаем об основании Бейт-Яакова? Доктор Йоэль Финкельман
- Сара Шенирер: Революция в женском образовании , видеолекция доктора Генри Абрамсона