Jump to content

Тора нации

Тора Умадда ( / tɔːrɑ umɑdɑ/ ; иврит : תּוֹרָה וּמַדָּע , «Тора и знание») — мировоззрение в ортодоксальном иудаизме, касающееся отношений между светским миром и иудаизмом , и в частности между светскими знаниями и еврейскими религиозными знаниями. Возникший в результате вариант ортодоксального иудаизма называется центристским православием .

История [ править ]

Тора Умадда тесно связана с Университетом Ешива . Фактическая философия, лежащая в основе сочетания Торы и светской мудрости в Университете Ешива, была сформулирована по-разному: сначала Бернардом Ревелем , его преемниками Сэмюэлем Белкиным и Джозефом Соловейчиком , а совсем недавно, формально, Норманом Ламмом . Хотя его корни уходят в 1886 год, только в 1946 году университет принял лозунг «Тора Умадда». (В 2005 году президент Университета Йешива Ричард Джоэл инициировал кампанию по добавлению фразы «Воплощение мудрости в жизнь» в качестве «слогана» к девизу университета.) [1] Сегодня Университет Ешива издает журнал Тора Умадда , который «исследует сложные взаимоотношения между Торой, гуманитарными, естественными и социальными науками», а также исследования по смежным темам в Библиотеке еврейского права и этики (совместно с издательством «Ктав»). .

Считается, что сама фраза принадлежит Джонатану Эйбешуцу , который упоминает «Тора у-Мадда» в своем «Яарот Деваш » как минимум в шестнадцати местах. [2] Однако такое использование «Мадды» как «светского знания» появилось недавно. В раввинистической литературе «светское знание» обычно [3] называется хохма חכמה ‎. Первая книга в Маймонида сборнике Галахи , Мишне Тора , называется «Мадда». מדע ‎ - здесь, однако, термин относится к знанию основ иудаизма. «В первую книгу я включу все заповеди , являющиеся принципами закона Моисея и которые человек должен знать прежде всего, такие как Единство Бога и запреты, связанные с идолопоклонством. И я назвал эту книгу Сефер ха Мадда, Книга Знания».

Тора и Мадда - это также учение Виленского Гаона, как указано в Сефер Кол Хатор, что Тора является неполной без знания семи мудростей. [4]

Философия [ править ]

и знания светские Тора

С точки зрения Торы Умадды , «еврейство и еврейская вера… а также универсальные проблемы и заботы человечества» не являются «фундаментально неуместными»; Иудаизм и культура «по сути являются частями одного континуума». Таким образом , еврейское знание и светское знание, Тора и Мадда , не требуют «существенного примирения»; [5] на самом деле, изучение Торы вместе с другими знаниями приводит к усилению и обогащению иудаизма. Как сказал раввин Норман Ламм :

«Тора, вера, религиозное знание, с одной стороны, и Мадда, наука, мирские знания, с другой, вместе предлагают нам более всеобъемлющее и истинное видение, чем любой из этих наборов по отдельности. Каждый набор дает один взгляд на Творца, а также на самого Творца. Его творение, а другая — другая точка зрения, которая может совершенно не согласовываться с первой… Каждая из них верна, но верна лишь частично; обе вместе представляют возможность большей истины». [6]

Синтез [ править ]

Хотя Тора Умадда рассматривает науку и религию как отдельные вещи, в которых «мудрость мира» сохраняет свое значение, она, тем не менее, предполагает синтез между двумя сферами. В этом понимании «синтез не относится к логическому единству теорий науки, демократии и иудаизма»; скорее, идея синтеза имеет психологическое и социологическое значение. Здесь «человек впитал в себя взгляды, характерные для науки, демократии и еврейской жизни, и соответствующим образом реагирует в различных отношениях и контекстах». [7]

Мы предпочитаем рассматривать науку и религию как отдельные области, которые не должны находиться в серьезном конфликте и, следовательно, не нуждаются в примирении. Если мы стремимся к слиянию науки и религии и к интеграции светских знаний со священной мудростью, то мы надеемся достичь синтеза не в предмете этих областей, а, скорее, в личности человека. [8]

Учитывая эту концепцию, реализация Торы Умадда может найти «разные законные выражения в каждом человеке». [9] В своей книге Ламм исследует шесть отдельных моделей Торы Умадда , в том числе представленные Маймонидом , Самсоном Рафаэлем Хиршем и Авраамом Исааком Куком . Философия признает вызов, который это может создать для ее приверженцев, и устанавливает структуру, в которой «конфронтация между иудаизмом и светской культурой приводит к усилению творческого потенциала внутри иудаизма». [10]

Торы Центральное место

Несмотря на признание как Торы, так и светских знаний и культуры, Тора Умадда отдает приоритет мировоззрению Торы и знанию Торы и в своей практике требует строгого соблюдения Галахи (еврейского закона). Тора Умадда требует «безоговорочной верности главенству Торы и того, чтобы понимание всех других интеллектуальных дисциплин было укоренено и рассматривалось через призму Торы». [9]

По словам раввина Ламма, « Тора Умадда не подразумевает… равенства. Тора остаётся неоспоримым и выдающимся центром». [11] [12] [13] Отмечается, что « Тора Умадда может быть жизнеспособной только в том случае, если она налагает строгие ограничения на свободу мысли в областях, которые могут бросить вызов фундаментальным еврейским верованиям ». [14] Однако что касается соблюдения еврейского закона: «Ни одна основа иудаизма нами не нарушена, мы придерживаемся одних иккарим ( принципов веры ), мы верны одной и той же Торе, мы стремимся к одному и тому же изучению Торы». и соблюдение заповедей , которые наши родители, бабушки и дедушки до нас лелеяли на протяжении поколений». [15]

Другие парадигмы [ править ]

Еще одна модель Торы Умадда , [16] [17] менее подчеркнутый в современной православной литературе, снижает интеллектуальную роль Мадды. Скорее, в некоторой степени «теории и методы светских дисциплин [могут] использоваться для достижения не интеллектуальных , а практических целей в [повседневной жизни]». Божье благословение Адаму и Еве « Наполните землю и покорите ее » ( Бытие 1:28) трактуется равом Соловейчиком (а также Самсоном Рафаэлем Хиршем и Исааком Брейером ) как положительная мицва , призывающая человека развивать и улучшать Божий мир; эта заповедь творческой деятельности выражает божественный образ во всех отраслях человеческой культуры. [18] Таким образом, светские знания позволяют религиозному еврею «выполнить библейский наказ « Наполните землю и завоевать ее »… выполнять свои обязанности перед другими и, кроме того, за счет расширения возможностей улучшения человеческого благосостояния, расширить диапазон этих обязанностей и, наконец, выполнить мандат imitatio Dei ». См. далее в разделе Джозеф Б. Соловейчик § Синтез Торы У'Хохма и Божественное провидение в иудаизме § Современный ортодоксальный иудаизм .

Центристское православие [ править ]

Центристское православие является доминирующей формой современного ортодоксального иудаизма в Соединенных Штатах и ​​​​западном мире ; он также имеет влияние в современном православном движении в Израиле .

Характеристики [ править ]

центристского православия Мировоззрение [19] ( Хашкафа ) характеризуется «образованностью, умеренностью и центральным положением народа Израиля». [19] В целом, различия между центристским ортодоксальным движением и другими ортодоксальными движениями (как харедим, так и современными – например, « Открытое православие» ) являются результатом особого внимания, уделяемого каждой из этих характеристик; см . дальнейшее обсуждение в разделе «Современный ортодоксальный иудаизм».

Образование [ править ]

Мадда предполагает «мирское участие» в дополнение к его интеллектуальному компоненту и придает большое значение вкладу в жизнь общества в целом. Таким образом, приверженцы центристского православия пропорционально широко представлены в профессиональных и академических кругах. [20] - и в некоторой степени в политике. Члены харедимских сообществ, напротив, обычно не получают никакого светского образования после окончания средней школы (за исключением конкретных исключений, связанных с получением средств к существованию) и, в целом, сводят к минимуму участие в светской жизни.

Модерация [ править ]

Для центристского православия умеренность «не является результатом ни лукавства, ни безразличия, ни благоразумия, это вопрос священного принципа… это не бездумное применение среднего арифметического … [скорее] это искренняя трезвость». и разумная оценка каждой ситуации... [Таким образом, умеренность исходит из широкого мировоззрения, а не из туннельного видения ». [21] Эта умеренность, «ищущая дозволенного, а не запрещенного», проявляется тремя способами. Во-первых, идеология, как и сообщество харедим, требует соблюдения галахи; однако не настаивается на том, что ограничения ( чумры ) являются нормативными , скорее, это вопрос личного выбора. [22] (см . 3.1 и 4.1 в разделе «Современный ортодоксальный иудаизм»). Во-вторых, по сравнению с сообществом харедим – но в меньшей степени, чем в неортодоксальных сообществах – женщины начинают играть общественную роль внутри сообщества. [23] [24] (в ролях, отличных от строго религиозных). [25] В-третьих, движение будет взаимодействовать с более широкой еврейской общиной, как обсуждается ниже, и со светским миром, в отличие от подхода харедим, сводящего к минимуму такие контакты.

Центральное положение народа Израиля [ править ]

Все православные идеологии придают большое значение ахават исраэль (любви к своим собратьям-евреям) и все считают Землю Израиля святой, а проживание там - мицвой . Однако для центристского православия «народ Израиля» кроме того играет центральную роль. Возникающее в результате различие по сравнению с другими философиями проявляется двояко. Во-первых, участие в работе с неортодоксальными людьми выйдет за рамки « просветительской деятельности » (в которой участвуют многие харедимские организации) и будет продолжать институциональные отношения и сотрудничество (несмотря на «девиационистские нарушения Торы и Галахи» неортодоксальными). высокое национальное , а также религиозное значение Во-вторых, центристское православие придает Государству Израиль . Таким образом, центристские ортодоксальные учреждения и отдельные лица имеют сионистскую ориентацию, и уровень алии (иммиграции в Израиль) из этой общины высок по сравнению с другими; [26] Обучение в израильской Хесдер Ешивот также распространено. Таким образом, хотя центристское православие и религиозный сионизм не тождественны, они разделяют многие из одних и тех же ценностей и многих из одних и тех же приверженцев. [27]

Учреждения [ править ]

Институты американского центристского православия включают: [28]

  • Университет Ешива и Теологическая семинария раввина Исаака Эльханана («RIETS»), главное учреждение по обучению и рукоположению ортодоксальных общинных раввинов в Америке. См. также ешива § США .
  • Раввинский совет Америки — центральный орган центристских раввинов. Его « Бет Дин Америки », долгое время возглавляемое раввином Соловейчиком, является уважаемым источником еврейских юридических решений . [29]
  • Ортодоксальный союз («OU»; Союз ортодоксальных еврейских общин Америки), основанный в 1898 году, является крупнейшим союзом американских православных общин. Его деятельность включает управление и сертификацию кашрута ; поддержка широкого спектра религиозных образовательных учреждений и проектов; лоббирование американского правительства по различным вопросам, важным для религиозных евреев (а иногда и по вопросам, связанным с Израилем). [30] В его состав также входит NCSY ( Национальная конференция синагогальной молодежи ), которая предлагает социальные, образовательные и информационно-просветительские программы в сотнях сообществ. [31]
  • Молодой Израиль (Национальный совет молодого Израиля), основанный в 1912 году, служит национальным координирующим агентством для почти 150 православных общин; цель NCYI - «расширить привлекательность традиционной общинной синагоги как центрального адреса еврейской общинной жизни путем предоставления образовательных, религиозных, социальных, духовных и общинных программ». [32]

Отношения с Дерех им Торой Эрец

См. также раздел «Азриэль Хильдесхаймер» , «Современный ортодоксальный иудаизм» и ниже .

Тора им Дерех Эрец — «Тора с мирским участием» — это философия ортодоксального иудаизма , касающаяся отношений между иудаизмом Торы и современным миром, впервые сформулированная Самсоном Рафаэлем Хиршем в ок. 1840. В некотором смысле Тора Умадда и Тора им Дерех Эрец похожи. Оба ценят приобретение светских знаний в сочетании с соблюдением Галахи ; оба, кроме того, подчеркивают мирскую вовлеченность . Фактически, Тора им Дерех Эрец иногда выдвигается как парадигма, на которой Тора Умадда современное православие основана в целом).

В то же время, однако, эти два понятия различаются с точки зрения акцентов. В то время как Тора Умадда поддерживает две отдельные сферы — религиозную и светскую — и подчеркивает идею (психологического и социологического) синтеза, «борьба раввина Хирша велась не за баланс и не за примирение, не за синтез и, конечно, не за параллельную власть, а за доминирование». — за истинное и абсолютное господство божественного завета над новыми тенденциями» (Исаак Брейер, внук Хирша).

Еще одно отличие состоит в том, что Тора Умадда не отрицает общинного партнерства с неортодоксальной еврейской общиной, тогда как для раввина Хирша « Аустритт » (галахическое требование не иметь официальных связей с неортодоксальными общинными учреждениями) был определяющей характеристикой его общины. и главная тема его произведений.

Хотя эти различия могут показаться тонкими (особенно первое), они проявились в заметном расхождении религиозных взглядов и взглядов. Фактически, Шимон Шваб , лидер общины «Бройеры» в Вашингтон-Хайтс, был описан как «духовно очень далекий» от Торы Умадда. [33]

Далее обратите внимание, что, учитывая оба вышеизложенных, некоторые предполагают, что сегодня последователи Торы Умадды фактически занимают «нехиршианскую позицию», более напоминающую позицию раввина Азриэля Хильдесхаймера . [34]

Критика [ править ]

иудаизм Харедимский

Критики Торы Умадда , особенно в рамках харедимского иудаизма , видят взаимодополняемость Торы и светских знаний, предлагаемую философией, как предполагающую, что Тора сама по себе не является целостной или завершенной. По их мнению, Тора Умадда, таким образом, основана на ошибочном понимании Торы. Более того, они считают, что Тора Умадда проблематична тем, что ее синтез допускает «посягательство» научного мировоззрения на еврейское богословие . Таким образом, Тора Умадда представляет собой разбавление «чистой святости» ( тахарат хакодеш ) Торы. [35]

Хасидский иудаизм [ править ]

Критика со стороны хасидских групп включает в себя дополнительное каббалистическое измерение. Здесь, поскольку доктрина Цимцума понимается как подразумевающая, что, поскольку физический мир фактически скрывает существование и природу творца , изучение мира природы вряд ли углубит понимание Бога или понимание Торы. (см. Цимцум § Неотъемлемый парадокс ; также Иуда Лев бен Бецалель § Еврейская философия ).Дальнейшее соображение – общее с точкой зрения харедим – связано с тем, что роль еврея в этом мире понимается, прежде всего, как забота о выполнении Закона и изучении Торы: «[Человек должен] жить в свете эти три вещи: любовь к Богу, любовь к Израилю и любовь к Торе» ( Баал Шем Тов ). [36] Таким образом, изучение светских идей и посвящение времени светской деятельности не непосредственно ради Торы - или ради поддержания себя - может представлять собой «духовно вредное поведение». Проблемными считаются, в частности, науки:

«Занятие науками… входит… в категорию занятий несущественными делами, поскольку речь идет о грехе пренебрежения Торой… Более того, нечистота науки больше, чем нечистота праздной речи… Таким образом, это запрещено, если только человек не использует [эти знания] как полезный инструмент, а именно, как средство [заработка средств к существованию], с помощью которого он сможет служить Богу… или если он не знает, как применить их в служении Богу или для лучшего понимания Его Тора [т. е. на манер] Маймонида и Нахманида…» ( Таня : Ликутей Амарим, 8 [37] )

«Основной причиной ослабления веры наших мудрецов является приписывание [ценности] светскому знанию... тогда как, будучи основано на философии или на изучении природы, в отличие от того, что истинно и вечно, это знание на самом деле духовно бесполезно... кроме того, стремление к этим знаниям часто мотивировано физическими причинами...» ( Эцот Йешарот: Моадим ) «...Это [таким образом] главный запрет на изучение «исследовательских» работ – особенно поскольку некоторые трудности, связанные с [Его сущностью], невозможно решить естественным путем (см. «Цимцум » выше)… [Таким образом] учёные-естествоиспытатели (т.е. учёные), желающие продемонстрировать, что всё можно объяснить через природу… на самом деле «добыча». на многих из нас… и поэтому запрещено рецензировать их книги…» ( Ликутей Эцот: Хакирот )

Неоортодоксия [ править ]

Как указано выше , критики неоортодоксии , движения, непосредственно произошедшего от общины Хирша франкфуртской , утверждают, что равенство между Торой и светским миром, установленное Торой Умаддой, на самом деле приводит к снижению статуса Торы – и искажению учения раввина. Хирш: «Даже предполагать, что что-либо может быть параллельно Торе, — это кощунство высшего порядка». [38] Различие между двумя подходами, хотя и тонкое, проявляется в заметно расходящихся религиозных взглядах и взглядах; как указано выше, Шимон Шваб , второй раввин этой общины в Соединенных Штатах , описывается как «духовно очень далекий» человек. [34] из Университета Ешива.См. также раздел «Тора им Дерех Эрец» § Интерпретация комментарий Хирша к Второзаконию 6:7 , где цитируется ; здесь, повторяя приведенную выше хасидскую критику, он прямо предупреждает, что «мы не должны изучать Тору с точки зрения другой науки или ради этой науки».

Религиозный сионизм [ править ]

Философия Торы Умадда и религиозного сионизма не находятся в каком-либо прямом конфликте и обычно сосуществуют. [27] разделяющие как ценности, так и приверженцев. Однако более консервативные религиозные сионисты расходятся с Торой Умадда в своем подходе к светским знаниям. [39] С этой точки зрения участие в светских идеях и ситуациях допустимо и поощряется, но только в той мере, в какой это приносит пользу государству Израиль. Таким образом, здесь светское знание рассматривается как ценное для практических целей, хотя и не само по себе. Так, например, в отличие от Торы Умадда , здесь не рекомендуется изучение литературы и гуманитарных наук, тогда как изучение инженерного дела или медицины (и с последующей практикой в ​​Израиле) считается ценным.

Современное православие [ править ]

В Тора Умадда самом лагере [2] есть те, кто сомневается в том, что «литература о Торе у-Мадда с ее интеллектуально элитарным уклоном не обращается непосредственно к большинству ее практиков»; далее, есть предположения, что «сама логика практики далека от идеологии» («Община работает с идеологией Торы в сочетании с пригородной логикой практики»). Здесь утверждается, что « житель пригорода Тора у-Мадда » на самом деле не занимается светскими исследованиями для достижения описанного выше интеллектуального синтеза, а скорее «рассматривает высшее образование как путь к профессиональному росту». Таким образом, хотя Тора Умадда может позволить студентам Университета Ешива «ориентироваться в использовании своих студенческих лет», она не может обеспечить непосредственно применимое богословие для современной современной ортодоксальной семьи. См. также Современный ортодоксальный иудаизм § Социологические и философские дилеммы .

В книге «Кризис сионизма » Питер Бейнарт пишет, что, хотя девизом Университета ешивы является «Тора Умадда», многие современные ортодоксальные лидеры отказались от этой интеллектуальной открытости «в пользу изолированности, которая свидетельствует одновременно о страхе и изолированности: страхе, что ортодоксальный иудаизм не сможет пережить диалог». с внешним миром и высокомерием, что внешний мир не может добавить ничего ценного к миру Торы». [40]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания

  1. ^ «Новый слоган YU» . 30 сентября 2005 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Эда.орг» (PDF) .
  3. ^ «Azure.org» (PDF) .
  4. ^ Коль Хатор шаар Беэр-Шева, часть 2
  5. ^ Норман Ламм, Тора Умада, стр. 142–43
  6. ^ (Норман Ламм, Тора Умада , стр. 236)
  7. ^ «Ютора.орг» (PDF) .
  8. Сэмюэл Белкин , инаугурационная речь, 1943 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Yuweb.addr.com. Архивировано 8 марта 2007 г. на Wayback Machine.
  10. ^ Раввин Шломо Рискин. «Вопросы и ответы – С РАВВИНОМ РИСКИНОМ» . Камень Ор Тора. Архивировано из оригинала 25 марта 2004 года. Рав Соловейчик [...] глубоко верил, что конфронтация между иудаизмом и светской культурой приводит к усилению творческого потенциала внутри иудаизма.
  11. ^ Ламм, Норман (1995). «64» (PDF) . В Айзексе, Рональд Х.; Олицки, Керри М. (ред.). Критические документы еврейской истории: справочник . п. 304. ИСБН  1568213921 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
  12. ^ Ламм, Норман (1986). «НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ ПО ЦЕНТРИСТСКОЙ ПРАВОСЛАВНОСТИ» (PDF) . Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли . 22 :5 . Проверено 4 октября 2017 г. Для тех из нас, кто принадлежит к центристскому лагерю, Тора Умадда не подразумевает равенства двух полюсов. Тора остается бесспорным и выдающимся центром нашей жизни, нашего сообщества, нашей системы ценностей. Но центральность — это не то же самое, что исключительность…
  13. ^ Ламм, Норман (2002). Семьдесят лиц: Символы веры, Том 1 . Издательство "КТАВ", ООО с. 46. ​​ИСБН  9780881257687 . Проверено 4 октября 2017 г. Для тех из нас, кто принадлежит к центристскому лагерю, Тора Умадда не подразумевает равенства двух полюсов. Тора остается бесспорным и выдающимся центром нашей жизни, нашего сообщества, нашей системы ценностей. Но центральность — это не то же самое, что исключительность…
  14. ^ «Ютора.орг» .
  15. ^ Норман Ламм, Некоторые комментарии к центристскому православию .
  16. ^ Раввин Ронни Зиглер: Введение в философию рава Соловейчика: необходимость действий
  17. ^ Доктор Дэвид Шац: Практические усилия и дебаты о Торе у-Мадда
  18. ^ «Пардес.орг» . Архивировано из оригинала 13 марта 2005 г. Проверено 20 апреля 2005 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Вот ваш документ: Некоторые комментарии к центристскому православию» . www.edah.org .
  20. ^ «Эда.орг» (PDF) .
  21. ^ Ламм, Н. (1986). «Некоторые комментарии о центристском православии». Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли . 22 (3): 1–12.
  22. ^ «Страница поиска» . www.edah.org .
  23. ^ Jewishsf.com
  24. ^ «ШМА.com» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2005 г. Проверено 23 сентября 2005 г.
  25. ^ Myjewishlearning.com. Архивировано 20 ноября 2005 г. в Wayback Machine.
  26. ^ «Гаарец.com» .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Findarticles.com
  28. ^ «Американское «центристское» православие» . People.ucalgary.ca .
  29. ^ «Рабби.орг» .
  30. ^ «OU.org» . Архивировано из оригинала 3 августа 2005 г. Проверено 1 августа 2005 г.
  31. ^ «OU.org» .
  32. ^ «Национальный совет молодого Израиля – Добро пожаловать в Национальный совет молодого Израиля» . Национальный совет молодого Израиля .
  33. ^ Findarticles.com
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Findarticles.com
  35. ^ / Проф. Иегуда Леви » www.daat.ac.il. «Хашар Хирш как учитель пути для нашего поколения
  36. ^ «Religionfacts.com» .
  37. ^ «Хабад.орг» .
  38. ^ Tzemachdovid.org. Архивировано 9 ноября 2005 г. в Wayback Machine.
  39. ^ «Религиозный сионизм вновь посещает Израиль - сионизм и Израиль» . сионизм-израиль.com .
  40. ^ Бейнарт, Питер (2012). Кризис сионизма . ISBN  9780522861761 .

Источники

Ресурсы [ править ]

Журнал Тора у'Мадда

Библиотека еврейского права и этики

  • Галаха и политика: еврейская идея государства , ISBN   0-88125-129-1
  • Экономика и еврейское право , ISBN   0-88125-106-2
  • Экономическая государственная политика и еврейское право , ISBN   0-88125-437-1
  • Еврейская женщина в еврейском законе , ISBN   0-87068-329-2
  • Деловая этика: еврейский взгляд , ISBN   0-88125-582-3
  • Тематические исследования по еврейской деловой этике , ISBN   0-88125-664-1
  • Свободное предпринимательство и еврейское право: аспекты еврейской деловой этики , ISBN   0-87068-702-6
  • Справедливость в еврейском праве: галахические перспективы в праве: формализм и гибкость еврейского гражданского права , ISBN   0-88125-131-3
  • Справедливость в еврейском праве: За пределами справедливости: Галахический аспирантизм в еврейском гражданском праве , ISBN   0-88125-326-X
  • Мораль, Галаха и еврейская традиция , ISBN   0-87068-727-1
  • Еврейская этика и Галаха в наше время: источники и комментарии , ISBN   0-88125-044-9
  • Современные галахические проблемы (5 томов), ISBN   0-87068-450-7 , ISBN   0-88125-474-6 , ISBN   0-88125-315-4 , ISBN   0-87068-275-X , ISBN   1-56871-353-3
  • Иудаизм и психология: галахические перспективы , ISBN   0-87068-703-4
  • Холокост и Галаха , ISBN   0-87068-296-2
  • Медицина в Библии и Талмуде , ISBN   0-88125-506-8
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5588e56da664c2c37500bd3bbec1e1a__1710987060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/1a/c5588e56da664c2c37500bd3bbec1e1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Torah Umadda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)