Подражание Богу
Подражание Богу ( лат . imitatio Dei ) — религиозная заповедь , согласно которой Человек обретает спасение , пытаясь реализовать свою концепцию высшего существа . Оно встречается в древнегреческой философии и нескольких мировых религиях. Однако в некоторых ветвях христианства он играет ключевую роль. [ который ] .
Еврейская Библия
[ редактировать ]Некоторые ученые, такие как Сирил Родд, утверждают, что эта концепция не важна для этики еврейской Библии . [1] [2]
иудаизм
[ редактировать ]Концепция imitatio Dei , которую обычно считают мицвой , в иудаизме частично происходит от концепции imago Dei , созданного по образу Бога. не только Люди в Торе стремятся обрести божественные добродетели, им помогает изображение Бога как человека — антропоморфизм . Пожалуй, лучше всего эта концепция выражена в следующей цитате из Второзакония :
Господь сделает тебя Своим святым народом, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и ходить путями Его. [3]
Этот призыв подражать путям Бога позже стал частью основы раввинистического иудаизма; см. § Принципы Хашкафа . Евреев призывают совершать добрые дела, подобные тем, которые приписывают Богу. Примерами являются погребение мертвых (как Бог похоронил Моисея), посещение больных (как Бог посетил Авраама) и некоторые очень похожие заповеди . [4] В Талмуде говорится: «Как Он милостив, так и вы должны быть милостивы». [5]
Древнегреческая философия
[ редактировать ]Imitatio Dei появляется в той или иной форме у Платона , Аристотеля (где не только человек, но и все остальное «стремится» к неподвижному движителю ) и философов- стоиков .
христианство
[ редактировать ]Христианскому . ученику несколько раз предлагается подражать Богу В Евангелии от Матфея 5:48 говорится: «Итак будьте совершенны, как Отец совершен ваш Небесный». В Луки 6:36 говорится: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». В 5-й главе Послания к Ефесянам говорит им Павел : «Итак, будьте подражателями Богу, как возлюбленным детям». Верующему также рекомендуется следовать путями Иисуса , особенно в 1 Коринфянам 11:1: «Следуйте моему примеру, как я следую примеру Христа».
Католицизм и восточное христианство
[ редактировать ]Подражание Богу является одним из основных принципов католицизма и восточного православия , а также восточного православия ( сирийского православия , коптского православия , эфиопского православия и армянской апостольской веры ).Католическая церковь полностью поддерживает концепцию Imitatio Dei/Christi . В католицизме и православии это неразрывно связано с концепцией обожения/обожения .
Общее понимание состоит в том, что со временем человек может стать более похожим на Бога, этот процесс по-гречески называется теозисом . Это учение вытекает из библейского повеления быть святым, как свят Бог (Лев. 20:26). Его можно достичь очищением ( катарсис ) и просветлением ( теория ), высшая точка просветления — единение с Богом . Лучшее подражание Богу – это не только усилие человека, но оно достигается главным образом благодатью Божией . Тем не менее восточно-православное богословие обычно понимает это тройственное восхождение не как попытку стать подобным Богу, а как способ соединиться с единым Богом. Для большинства православных богословов imitatio Dei не является путем к спасению, если понимать его как индивидуальную, личную попытку стать богоподобным.
В римском католицизме одни и те же понятия трактовались под разными именами ( Via purgativa , via iluminativa и via unitiva ) св. Иоанном Креста и св. Терезой Авильской . Via purgativa — это римско-католический эквивалент катарсиса , а теория подразделяется на просветление и полный мистический союз. Эта трехступенчатая схема встречается и в восточных категориях молитвы; молитва обычная, молитва умом и сердцем и непрестанная молитва.
протестантизм
[ редактировать ]В протестантизме картина иная. В англосаксонской традиции Imitatio dei широко принято , тогда как лютеранская традиция предпочитает говорить о conformitas (по-немецки Nachfolge ) вместо Nachahmung (подражание), потому что Иисус был единственным, и ему нельзя и не нужно подражать, но ему следует следовать.
Деизм
[ редактировать ]Несмотря на отсутствие официального писания , практика деизма описана Томасом Пейном в «Веке разума» : «Истинный деист имеет только одно Божество, и его религия состоит в созерцании силы, мудрости и милосердия Божества в своих произведениях». и в стремлении подражать ему во всем моральном, научном и механическом». [6] Он также объясняет, что творения Божества находятся исключительно в «Творении, которое мы видим», где «Бог универсально говорит с человеком». Пейн приводит пример, осуждая доктрину любви к врагу, в которой он заявляет: «Мы подражаем моральному облику Создателя, снисходя друг к другу, ибо Он снисходителен ко всем».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Эйзен (2011). Мир и насилие иудаизма: от Библии до современного сионизма» . п. 59.
Родд был особенно непреклонен, утверждая, что подражание Богу не важно в этике Библии. По его мнению, в библейском тексте очень мало мест говорит о подражании Богу, поэтому утверждения о важности этой идеи в библейской этике преувеличены.
- ^ Кристофер Дж. Х. Райт (2011). Ветхозаветная этика для народа Божия .
Родд, несомненно, прав в своем анализе преимущественного употребления метафоры, но, мне кажется, он слишком жестко исключает из выражения понятие подражания Богу.
- ^ Второзаконие 28:9
- ^ трактат Сота 14а
- ^ трактат Шаббат 133b
- ^ Томас Пейн (10 января 2013 г.). Эпоха разума . ISBN 9781105497575 . Проверено 27 сентября 2015 г.