Jump to content

Джонатан Эйбешуц

Йонатан Эйбешуц (רבי יהונתן אייבשיץ) (также Эйбешуц или Эйбешиц ; 1690–1764) был талмудистом , галахистом , каббалистом , занимавшим должности Даяна Пражского , а затем раввина «Трех общин»: Альтоны , Гамбурга и В. андсбек . Он хорошо известен своим конфликтом с Джейкобом Эмденом в споре Эмдена-Эйбешуца .

Биография

[ редактировать ]

Отец Эйбешуца Носсон Нота [ 1 ] был раввином в Иванчицах ( нем . Eibenschütz , иногда Eibeschutz ), Габсбургской Моравии . родился в Кракове Эйбешуц и был вундеркиндом в Талмуде ; после смерти отца он учился в ешиве Меира Эйзенштадта в Простееве (Просниц), а затем в Голешове (Холлешау). Он также жил в Вене некоторое время . Он женился на Элькеле Спире, дочери раввина Исаака Спиры , и они жили в Гамбурге два года с Мордехаем ха-Коэном , дедушкой Элькеле по материнской линии.

В возрасте восемнадцати лет Эйбешуц был назначен раввином Болеславца , где он пробыл три года, после чего в 1711 году поселился в и стал главой ешивы Праге и известным проповедником. Жители Праги высоко ценили Эйбешуца, и он считался там вторым после главного раввина Давида Оппенгейма .

В Праге Эйбешуц получил разрешение напечатать Талмуд, но с опущением всех отрывков, противоречащих принципам христианства, по согласованию с главным раввином Давидом Оппенгеймом. Легенды и слухи, стремящиеся дискредитировать это событие, говорили, что он сделал это без консультации с раввинами Праги, и они отозвали лицензию на печать.

В 1724 году в Праге его заподозрили в саббатианстве . Несмотря на осуждение саббатианского движения в Йом Кипур, обвинения продолжались. [ 2 ] Таким образом, в 1736 году Эйбешуц был назначен всего лишь даяном Праги, а не главным раввином. Он стал раввином Меца в 1741 году, а в 1750 году был избран раввином «Трех общин»: Альтона , Гамбурга и Вандсбека .

В июле 1725 года ашкеназский бейт-дин Амстердама издал запрет на отлучение от церкви всей саббатианской секты (кат ха-мааминим). Писания саббатианского характера, найденные Бейт-Дином в то время, приписывались Эйбешуцу. [ 3 ] В начале сентября аналогичные прокламации об отлучении были изданы батей-дином Франкфурта и тройной общиной Альтона, Гамбурга и Вандсбека. Три запрета были напечатаны и распространены в других еврейских общинах по всей Европе. [ 4 ] Раввин Иезекииль Каценелленбоген, главный раввин Тройной общины [ 5 ] не пожелал публично нападать на Эйбешуца, отметив, что «более великие, чем он, пали и развалились» и что «мы ничего не можем с ним сделать» [ 5 ] Однако раввин Каценеленбоген заявил, что один из текстов, найденных амстердамским бейт-дином «Ва-Аво ха-Йом эль ха-Айин», был автором Джонатана Эйбешуца, и заявил, что все экземпляры произведения, находившиеся в обращении, должны быть немедленно сожжены. . [ 6 ] В результате того, что Эйбешуц и другие раввины в Праге сформулировали новый (и другой) запрет на саббатианство вскоре после того, как были опубликованы другие запреты, его репутация была восстановлена, и Эйбешуц считался полностью оправданным. [ 7 ] Этот вопрос должен был возникнуть снова, хотя и косвенно, в споре 1751 года между Эмденом и Эйбешуцем.

Он был «признанным гением» по крайней мере в трех отдельных областях еврейского религиозного творчества: Талмуде и еврейском праве ( галахе ); гомилетика ( деруш ) и народная проповедь; и Каббала . «Он был человеком эрудиции, но своей известностью он обязан главным образом своей личности. Лишь немногие люди того периода оказали столь глубокое влияние на еврейскую жизнь». [ 8 ]

Саббатианский спор

[ редактировать ]

Эйбешуца снова обвинили в тайных саббатейских верованиях после подозрения, что он выпустил амулеты, признающие мессианские притязания Саббатая Цви . [ 8 ] Споры начались, когда Яаков Эмден обнаружил связи между каббалистическими и гомилетическими сочинениями Эйбешуца с сочинениями саббатейского Иуды Лейба Просница , которого Эйбешуц знал еще со времен своего пребывания в Проснице. [ 2 ] Раввин Якоб Эмден обвинил его в ереси . [ 8 ] Большинство раввинов Польши, Моравии и Богемии, а также лидеры Трех Общин поддержали Эйбешуца: обвинение было «совершенно невероятным» — в 1725 году Эйбешуц был в числе пражских раввинов, отлучивших саббатиан от церкви . Другие предполагают, что раввины издали это постановление, потому что опасались последствий, если их ведущая фигура, Эйбешуц, окажется саббатианцем. Джейкоб Эмден предполагает, что раввины решили не нападать на Эйбешуца из-за нежелания оскорбить его влиятельную семью и из страха перед богатыми сторонниками его жизни в их общинах. [ 9 ] Недавнее обнаружение нотариальных копий настоящих амулетов, найденных в Меце, и копирование амулетов, написанных Эйбешуцем, подтверждают точку зрения Эмдена о том, что это саббатейские писания. [ 10 ]

В 1752 году разгорелся спор между Эмденом и Эйбешуцем. Столкновения между сторонниками оппозиции произошли на улицах, привлекая внимание светских властей. [ 11 ] Эмден сбежал. Споры рассматривались как Сенатом Гамбурга, так и Королевским двором Дании. Сенат Гамбурга быстро принял решение в пользу Эйбешуца. [ 12 ] Король Дании попросил Эйбешуца ответить на ряд вопросов об амулетах. Были выдвинуты противоречивые показания, и дело осталось официально нерешенным. [ 13 ] хотя суд наложил штрафы на обе стороны за гражданские беспорядки и постановил разрешить Эмдену вернуться в Альтону. [ 14 ] В этот момент Эйбешуца защищал Карл Антон, обращенный в христианство, но бывший ученик Эйбешуца. [ 15 ] Эмден отказался признать результат и разослал злобные брошюры с нападками на Эйбешуца. [ 16 ] Эйбешуц был переизбран главным раввином. В декабре того же года Сенат Гамбурга отклонил как решение короля, так и результаты выборов. Сенат Гамбурга начал сложный процесс определения полномочий Эйбешуца, и многие члены этой общины потребовали, чтобы он передал свое дело на рассмотрение раввинских властей.

Этот спор стал важным событием в еврейской истории того периода, в нем участвовали как Ечезкель Ландау , так и Виленский Гаон . Эйбешуц подошел к молодому Гаону, чтобы тот осмотрел и оценил амулеты. Гаон ответил в письме, что, хотя он и симпатизирует Эйбешуцу, он не верит, что слова молодого человека помогут в споре. Через некоторое время после спора Ландау, который в то время был относительно неизвестным раввином из Ямполя, попытался разрешить спор, предложив обеим сторонам достойный выход. Его предложение было принято Эйбешуцем, но категорически отвергнуто Эмденом, который продолжал публиковать нападки на Эйбешуца. [ 16 ] Лишь после смерти Эмдена галахическое решение Ландау положило конец личному спору. Некоторые считают, что Эмдену можно приписать заслугу в том, что он разрушил давнюю веру в субботу, существующую даже в некоторых православных кругах. [ 8 ] Однако лишь недавно были заново открыты нотариально заверенные копии всех амулетов, явно саббатейского характера. [ 17 ] а дебаты 1725 года находятся в архивах. [ 18 ]

В 1760 году ссора вспыхнула еще раз, когда некоторые саббатейские Эйбешуца были обнаружены среди студентов ешивы элементы . В то же время его младший сын, Вольф Йонас Эйбешуц , представил себя саббатейским пророком и был близок к нескольким франкистам , в результате чего ешива была закрыта. [ 19 ]

По словам Йозефа Франца Молитора , был внуком раввина Эйбешуца барона Томаса фон Шенфельда , еврея-отступника, унаследовавшего от деда собрание саббатейских каббалистических трудов. В конце концов он покинул саббатианское движение и основал масонскую ложу под названием « Азиатские братья» [ де ] , одну из четырех лож иллюминатов в Вене. [ нужна ссылка ] После смерти его дяди 10 августа 1791 года ему предложили руководство франкистским движением, от чего он отказался. Однако Кац оспаривает это утверждение, заявляя, что Шенфельд был членом семьи Добрушка из Брно и никоим образом не был связан ни по крови, ни по браку с Эйбешуцем. По мнению Гершома Шолема , идеология Азиатских Братьев смешала каббалистические и саббатейские идеи с христианскими теософскими доктринами. [ 20 ]

Некоторые из потомков Эйбешуца - идишский писатель, переживший Холокост , а также плодовитый писатель Исроэль Иеошуа Эйбешиц, переживший Холокост и известный исследователь 1916–2019 годов. Хава Розенфарб (1923–2011), [ 21 ] Хаим Крайсвирт (1918–2001) из Антверпена, Бельгия, и Шмуэль Вознер (1913–2015), известный раввин-харедим и посек («решитель еврейского закона»), живший в Бней-Браке , Израиль. [ нужна ссылка ] Его внучкой была бреславская поэтесса и интеллектуалка Люси Домейер [ де ] , урожденная Эстер Гад.

Работает

[ редактировать ]

тридцать его работ в области Галахи Опубликовано (еврейского закона). Кроме того, в настоящее время издаются несколько его работ по гомилетике, методике преподавания и каббале. При его жизни была опубликована только одна из его работ. Посмертное издание многих его работ является свидетельством его влияния на современников через устные учения и личность.

Эйбешуц также написал «Лучот Эдут» («Скрижали свидетельских показаний»), в которых описывает весь спор и пытается опровергнуть выдвинутые против него обвинения. Сюда также входят рекомендательные письма, которые он получил от ведущих раввинов, выступивших на его защиту. В январе 2014 года Maggid Books, подразделение Koren Publishers в Иерусалиме, опубликовало книгу раввина Шалома Хаммера «Дераш Ионатан: Круглый год с Ионатаном Эйбешицем». Эта работа является одним из первых английских переводов произведений Эйбешуца. В 2023 году книгу «Три шага вперед» опубликовал раввин Менахем Тененбаум, потомок Эйбешуца. Книга представляет собой английский комментарий к Яаросу Девашу.

Книга, по общему мнению современных ученых (П. Мацейко, Ю. Либес), приписываемая раввину Эйбешуцу, - это «Ва-аво ха-Йом эль ха-Айин», «И я пришел в этот день к источнику», обе из которых связаны с каббале и субботе.

См.: Иегуда Либес «Сод ха-Эмуна ха-Шаббетаит», Иерусалим, 1995, с. 344 н. 85. Моше Арье Перлмутер «Рабби Йохонатан Айбешиц ве-Яхасо эль ха-Шаббетаут», Иерусалим, 1947, стр. 131-146. Павел Мацейко «Прерванный половой акт в «И пришел я сегодня к фонтану», с. xvii [в:] Введение в: Джонатан Эйбешюц, И я пришел в этот день к фонтану, ואבוא היום אל העין, критически отредактированный и представленный Павлом Мацейко, с дополнительными исследованиями Ноама Лефлера, Йона Бергсона, Германия 4 (Источники и исследования в области Литература еврейского мистицизма 42), 360 стр., ISBN 1-933379-45-6.

  1. ^ «Раввин Йонатан Эйбешуц — (5450–5524); 1690–1764» .
  2. ^ Jump up to: а б Моше Арье Перлмуттер, Р.Йонатан Айбешитс ве-яхасо эль-ха-Шабтаут: хакирот хашадет 'аль йесод кетав ха-йад шел с.ва-аво ха-йом эль ха-айин
  3. ^ Эмден, Бейт Йонатан ха-Софер, л. 4.
  4. Выдержки из показаний были напечатаны Эмденом в его «Бейт Йехонатан ха-Софер», Альтона, 1762 г., л. 4В; полный текст показаний, писем и заявлений, касающихся расследования, можно найти в [Йозефе Прагере], Гахалей Эш, Оксфорд, Бодлианская библиотека. Мисс 2186, Том. Я, ребята. 70р -129
  5. ^ Jump up to: а б Гахалей Эш, Том. Я, фол. 54
  6. ^ Prager, Gahalei Esh, Vol. I, fol. 54v.
  7. ^ [Прагер], Гахалей Эш, л.112р.
  8. ^ Jump up to: а б с д  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Абрахамс, Израиль (1911). « Эйбешуц, Джонатан ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 90.
  9. ^ Эмден, Сефер Хитаббкут, fos. 1в-2р
  10. ^ Сид Лейман / Саймон Шварцфукс, Новые доказательства спора Эмден-Эйбешуц. Амулеты из Меца, в: Revue des Etudes Juives 165 (2006). Табличка с амулетами представлена ​​на странице 248.
  11. Курьер Польский, 16 июня 1751 г.
  12. ^ Грюнвальдские евреи Гамбурга 103-105
  13. ^ Немецкие евреи Грюнвальда в Гамбурге 107
  14. ^ Emden Edut be Ya'akov 10r 63r
  15. ^ «Краткое послание лжемессии Саббатая Зебхи» и др. (Вольфенбюттель, 1752 г.)
  16. ^ Jump up to: а б Emden Sefer Shimush Amsterdam 1759 4r-v
  17. ^ Сид Лейман / Саймон Шварцфукс, Новые доказательства спора Эмден-Эйбешуц. Амулеты из Меца, в: Revue des Etudes Juives 165 (2006).
  18. ^ Павел Мацейко Прерванный половой акт в книге «И я пришел в этот день к фонтану»
  19. ^ Кармилли-Вайнбергер, Моше. Вольф Йонас Эйбешуц — «Просвещенный» саббатианец из Трансильвании. В: Студия Иудаика, 6 (1997) 7-26.
  20. ^ Кац, Джейкоб (1970). Евреи и масоны в Европе 1723–1939 гг . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-47480-5 .
  21. ^ «Сефер Лухот Эдут» . Еврейская публичная библиотека . Проверено 21 февраля 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Моше Перлмуттер , Р. Йехонатан Айбешиц ве-яхасо эль-ха-Шабтаут: хакирот хашадет 'аль йесод кетав ха-йад шел с.ва-аво ха-йом эль ха-'айин (Тель-Авив: 1947)
  • Карл Антон , Документы периода, касающиеся спора Эмдена и Эйбешуца. (Перепечатка 1992 г.)
  • Элишева Карлебах , Преследование ереси: раввин Моисей Хагиз и саббатианские споры (Колумбия, 1990)
  • Гершом Шолем , Мехере Шабтаут (1991)
  • Сид Лейман / Саймон Шварцфукс , Новые доказательства спора Эмден-Эйбешиц. Амулеты из Меца, Revue des Etudes Juives 165 (2006),
  • Сид З. Лейман, «Когда раввина обвиняют в ереси: отношение Р. Иезекииля Ландау к Р. Джонатану Эйбешуцу в споре Эмден-Эйбешуец в книге «ОТ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ ДО СОВРЕМЕННОГО ИУДАИЗМА» под редакцией Джейкоба Нойснера
  • Лейман, Сид (Шнайер) З. Когда раввина обвиняют в ереси: позиция Виленского Гаона в споре Эмдена-Эйбешуца в Меа Шеарим (2001) 251-263
  • Лейман, Сид (Шнайер) З. Когда раввина обвиняют в ереси: позиция Якоба Джошуа Фалька в споре Эмден-Эйбешуец. Раввинистическая культура и ее критики (2008) 435-456
  • Моше Кармилли-Вайнбергер , Вольф Йонас Эйбешуц - «просвещенный» саббатианец в Трансильвании Studia Judaica, 6 (1997) 7-26
  • Иегуда Либес «Мессианский трактат Р. Вольфа, сына Р. Йонатана Эйбешуца». Кирьят Сефер 57 (1982/2) 148-178.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61cff2ce960ee8f5f1b7adfce5f3b531__1721821080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/31/61cff2ce960ee8f5f1b7adfce5f3b531.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jonathan Eybeschutz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)