Иегуда Либес
Почетный профессор Иегуда Либес | |
---|---|
יהודה ליבסИегуда Лейбс | |
Рожденный | 1947 (возраст 76–77 лет) |
Национальность | Израильский |
Известный | Каббалы Стипендия |
Супруг | Эстер |
Дети | 3 |
Награды | Премия Израиля (2017) |
Академическое образование | |
Образование | Доктор философии, Еврейский университет в Иерусалиме , 1976 г. |
Диссертация | Перахим бе-милон сефер ха-Зоар (Главы словаря книги Зоар) (1976) |
Докторантура | Гершом Шолем |
Академическая работа | |
Учреждения | Еврейский университет Иерусалима |
Основные интересы | Каббала , Зоар , еврейский миф , саббатианство |
Веб-сайт | http://liebes.huji.ac.il/ |
Часть серии о |
Каббала |
---|
Иегуда Либес ( ивр . Yehuda Liebes ; родился в 1947 г.) [1] — израильский академик и учёный. Он является почетным профессором Каббалы Гершома Шолема в Еврейском университете в Иерусалиме . Считающийся ведущим ученым в области каббалы , его исследовательские интересы также включают еврейский миф , саббатианство и связи между иудаизмом и древнегреческой религией , христианством и исламом . Он является лауреатом премии Бялика 1997 года , премии Гершома Шолема 1999 года за исследования каббалы, премии EMET 2006 года в области искусства, науки и культуры и премии Израиля 2017 года в области еврейской мысли .
Биография
[ редактировать ]Иегуда Либес родился в Иерусалиме . [1] Его отец, Йозеф Герхард Либес (1910–1988), известный переводчик классической литературы с иврита, покинул родную Германию в возрасте 18 лет, чтобы учиться в Еврейском университете в Иерусалиме . Он вернулся на родину, чтобы продолжить образование, но был отчислен из университета из-за Нюрнбергских законов . Затем он прошел сельскохозяйственное обучение в Латвии в рамках сионистского движения. Там он женился на своей первой жене, с которой поселился в Пардес-Ханна в Подмандатной Палестине и имел двух дочерей, прежде чем они развелись. В 1941 году Либес женился на своей второй жене Мире, уроженке Риги , выросшей в Берлине . [2] У них было двое детей: дочь (Тамар, сегодня заведующая кафедрой коммуникаций Еврейского университета) и сын (Йегуда). [2] По материнской линии Либес приходился двоюродным братом израильскому интеллектуалу Йешаягу Лейбовицу . [2]
Либес был знаком с Гершомом Шолемом , отцом современной науки Каббалы, с раннего возраста, так как его родители были друзьями Шолема. Йехуды Шолем присутствовал на бар-мицве и подарил ему книгу Тишби « Йешаягу Мишнат ха-Зоар » («Мудрость Зоар »). [3]
Либес окончил среднюю школу Еврейского университета . [2] В 1965 году он был зачислен в парашютно-десантную бригаду для прохождения обязательной армейской службы , а в 1967 году участвовал в Шестидневной войне в звании унтер-офицера. [2] Во время службы в резерве в 1969 году он был ранен во время нападения палестинцев на его пост в долине реки Иордан , потерял несколько зубов и был госпитализирован на несколько месяцев. [2]
В 1967 году Либес начал обучение в Еврейском университете в Иерусалиме. [1] Получив степень бакалавра и магистра, он продолжил докторскую диссертацию под руководством Шолема. [4] [5] Шолем предоставил Либесу доступ к рукописным карточкам для заметок, которые он подготовил для словаря терминологии Зохара , который он никогда не писал: [5] и Либес представил диссертацию на тему «Пераким бе-милон сефер ха-Зоар» (Главы словаря книги Зоар) (1976). [2]
У Либеса и его жены доктора Эстер Либес трое детей. В 1977 году, после того как он защитил докторскую диссертацию, они присоединились к ядру нового израильского поселения Шило . на Западном Берегу , живя в караване недалеко от Офры , но покинули его через девять месяцев [3] Пара проживает в районе Кирьят-Моше в Иерусалиме. [2] Эстер, исследователь хасидизма , ранее работала директором коллекции Гершома Шолема по каббале и хасидизму в Национальной библиотеке Израиля . [3] Она редактировала некоторые произведения Гершома Шолема .
Либес политически отождествляет себя с правым крылом израильской политики, а религиозно — с религиозным сионизмом . [2]
Академическая карьера
[ редактировать ]Либес начал читать лекции на факультете еврейской мысли Еврейского университета в 1971 году. В 1993 году он стал профессором. [2] Темы его курса включают каббалу, еврейский миф и Зоар. [1] Он также преподавал Зоар в Чикагском университете . [1]
Мне не очень нравится термин «еврейская мистика». Порядок слов неправильный. Вы должны сказать «мистический иудаизм», потому что Каббала – это, прежде всего, интерпретация одного из аспектов еврейской религии. … Включение всех мистических явлений под заголовок «мистицизм» является ошибкой, поскольку заставляет людей думать, что все одно и то же — христианский мистицизм, еврейский мистицизм, мусульманский мистицизм. Каббала – это интерпретация еврейской религии, Торы и заповедей , народа и земли Израиля».
–Йегуда Либес, 2017 г. [3]
Либес считается ведущим исследователем Каббалы. [4] [3] Его работа считается представителем «новой волны каббалистических исследований Еврейского университета». [4] Либес исследует мифические и мессианские аспекты иудаизма и каббалы, а также христианское и саббатейское влияние на каббалу. [4] Он много писал о «Зоаре, лурианской каббале , саббатианстве, бресловском хасидизме и Виленском Гаоне и его учениках». [1] Он изучает связи между иудаизмом и древнегреческой религией , христианством и исламом . [1] [2] Его работы часто цитируются учеными. [6] [7] [8] [9] [10]
Либес также перевел греческую, латинскую и арабскую религиозную поэзию на иврит. [1] [2]
Взгляды и мнения
[ редактировать ]Оспаривая традиционное приписывание «Зогара» ученикам Шимона бар Йохая II века в Израиле , Либес утверждает, что группа испанских каббалистов XIII века, в которую входил Моисей де Леон , написала работу, каждый из которых отражает свой собственный подход к Каббале. [4] Либес утверждает, что « Кетем Паз» из «Зоара» и каббалистический гимн «Бар Йохай» были написаны двумя разными авторами со схожими именами, а не тем Шимоном Лави , которому традиционно приписывают авторство обоих произведений. [11] Либес также находит христианское и саббатейское вдохновение в идеях Ребе Нахмана из Бреслова. [4] и в то же время саббатианское влияние на учеников Виленского Гаона, выступавших против хасидизма . [2]
Либес разозлил национальных религиозных евреев в Израиле, когда заявил, что нашел христианский намек на Амиду , центральную молитву еврейской литургии . Либес утверждал, что заключение 14-го благословения « керен иешуа » («рог спасения») относится не к Давиду , а к Иисусу ( Иешуа на иврите). [2]
Либес публикуется на иврите и выражает несогласие с изучением еврейской мысли на английском языке. Он разрешил перевести на английский язык лишь несколько своих работ, учитывая его ученую степень и срок пребывания в должности. [2]
Награды и признание
[ редактировать ]Либес получил премию Бялика в 1997 году за свою книгу «Тайна саббатейской веры» (1995). [2] В 1999 году получил Премию мира за изучение Каббалы. [1] и премия Гершома Шолема за исследования каббалы. [12] В 2006 году он был награжден премией EMET в области искусства, науки и культуры в категории гуманитарных наук за свою работу по саббатианству. [2] [13] В 2017 году он получил Премию Израиля за работы по каббале и еврейскому мистицизму. [1] [14]
- И это Йехуде: Сборник статей, посвященный нашему другу профессору Йехуде Либесу по случаю его шестьдесят пятого дня рождения [ И это Йехуде: Сборник статей, посвященный нашему другу профессору Йехуде Либесу по случаю его шестьдесят пятого дня рождения день рождения ] (на иврите). Мосад Бялик. 2012.
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Грех Елисея: четверо вошли в сад и природа талмудического мистицизма [ Грех Елисея: четверо вошли в сад и природа талмудического мистицизма ] (на иврите). Еврейский университет Иерусалима . 1986.
- исследования Саббатианские ( на иврите) Ам Овед. 1991. (совместно с Гершомом Шолемом )
- статей Тайна саббатейской веры : Сборник (на иврите) Мосад Бьялик. 1995.
- Творческая теория Творения ( Книги на иврите) Тель-Авив. 2000.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - еврейский миф, очерки и исследования ( Слова Бога: на иврите). Кармель. 2008.
- Культ Зари: ( отношение Зоара к идолопоклонству на иврите) Кармель. 2011.
- Исследования еврейского мифа и мессианства . СУНИ Пресс. 2012. ISBN 978-1438410852 .
- Исследования Зоара . СУНИ Пресс. 2012. ISBN 978-1438410845 .
- до Гаона Виленского: Сборник исследований ( Цви и Гаону: От Шабтая Цви на иврите). Гидра. 2017.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Премия Израиля профессору Еврейского университета Иехуде Либесу» . Еврейский университет Иерусалима . 5 февраля 2017 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Карпал, Далия (13 марта 2009 г.). «Профессор Иегуда Либес: спорный ученый-каббала и религиозный сионист» [Профессор Иегуда Либес: противоречивый ученый-каббала и религиозный сионист]. «Гаарец» (на иврите) . Проверено 5 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Горовиц, Ариэль (17 февраля 2017 г.). «לאהוב מבלי להיבלע» [Любить, не будучи поглощенным]. Макор Ришон (на иврите) . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Унтерман, Алан (2018). «Переосмысление мистицизма и мессианства» . myjewishlearning.com . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Либес, Иегуда. «Картотека Милона Ха-Зохара Гершома Шолема» . Национальная библиотека Израиля . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Гошен-Готштейн, Алон; Бади, Бертран (2000). Грешник и страдающий амнезией: раввинистическое изобретение Элиши Бен Абуи и Элеазара Бен Араха . Издательство Стэнфордского университета. стр. 31–32. ISBN 0804733872 .
- ^ Аниджар, Гил (2002). «Наше место в Аль-Андалусе»: Каббала, философия, литература в арабских еврейских письмах . Издательство Стэнфордского университета. стр. 77 и далее. ISBN 0804741212 .
- ^ Хундерт, Гершон Дэвид (2006). Евреи в Польше-Литве в восемнадцатом веке: генеалогия современности . Издательство Калифорнийского университета. стр. 183–5. ISBN 0520249941 .
- ^ Лейман, Сид З. (2011), «Раввин Джонатан Эйбешуец и предполагаемая еврейско-христианская секта в Амстердаме восемнадцатого века» , в Карлебахе, Элишева; Шактер, Джейкоб Дж. (ред.), «Новые перспективы еврейско-христианских отношений» , BRILL, стр. 194, ISBN 978-9004221185
- ^ Марк, Цви (2015). Явленные и сокрытые писания раввина Нахмана из Брацлава: его миры откровения и исправления . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 204–205. ISBN 978-3110407778 .
- ^ «ר' שמעון לביא» [раввин Шимон Лави] (на иврите). Национальная библиотека Израиля . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ «Премия Гершома Шолема за исследования каббалы» . Израильская академия наук и гуманитарных наук . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Лауреаты премии «Эмет» . Премия Эмета в области науки, искусства и культуры . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Премия Израиля по каббале профессору Иехуде Либесу» . Национальные новости Израиля . 5 февраля 2017 года . Проверено 21 января 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Персональный сайт (иврит)
- 1947 рождений
- Живые люди
- Иудаистские ученые
- Еврейские историки
- Израильские историки
- Израильские поселенцы
- Ученые-религиоведы
- Еврейский мистицизм
- Каббала
- Философы иудаизма
- Академический состав Еврейского университета в Иерусалиме
- Лауреаты премии Израиля в области еврейской мысли
- Лауреаты Премии Израиля в области иудаики, которые были философами
- Лауреаты премии Израиля в области иудаики, историки
- Лауреаты премии EMET в области гуманитарных наук
- Израильские евреи
- Люди из Иерусалима
- Выпускники Еврейского университета в Иерусалиме
- Израильтяне немецко-еврейского происхождения
- Израильтяне латышско-еврейского происхождения
- сионисты