Йешаягу Лейбовиц
Йешаягу Лейбовиц | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 18 августа 1994 г. | (91 год)
Гражданство | Израильский |
Образование | Берлинский университет Базельский университет |
Род занятий | Философ , химик |
Организация | Еврейский университет Иерусалима |
Известный | Еврейская философия Мораль Химия История науки Политика Этика |
Заметная работа | Энциклопедия гебраики |
Супруг | Грета |
Дети | 6 |
Родственники | Нехама Лейбовиц (сестра) Рене Лейбовиц (двоюродный брат) Йорам Йовелл (внук) Илай Офран (внук) |
Награды | Премия Израиля (1993 г.); отклоненный |
Йешаягу Лейбовиц ( иврит : ישעיהו ליבוביץ ; 29 января 1903 — 18 августа 1994) — израильский ортодоксальный еврейский общественный интеллектуал и эрудит . Он был профессором биохимии , органической химии и нейрофизиологии в Еврейском университете в Иерусалиме , а также плодовитым автором еврейской мысли и западной философии. Он был известен своими откровенными взглядами на этику, религию и политику. Лейбовиц предупредил, что государство Израиль и сионизм стали более священными, чем еврейские гуманистические ценности, и далее охарактеризовал поведение Израиля на оккупированных палестинских территориях как «иудео-нацистское» по своей природе, одновременно предупредив о дегуманизирующем воздействии оккупации на жертв и угнетатели. [1]
Биография
Иешаягу Лейбовиц родился в Риге , Российская империя (ныне Латвия ), в 1903 году в религиозной сионистской семье. Его отец был торговцем лесом, а двоюродным братом — будущим гроссмейстером по шахматам Ароном Нимцовичем . В 1919 году он изучал химию и философию в Берлинском университете . После получения докторской степени в 1924 году он продолжил изучать биохимию и медицину , получив степень доктора медицины в 1934 году в Базельском университете .
Он иммигрировал в подмандатную Палестину в 1935 году и поселился в Иерусалиме . Лейбовиц был женат на Грете, от которой у него было шестеро детей, двое из которых умерли в молодом возрасте. [2] [3] Его сын Элия был председателем астрофизического факультета Тель-Авивского университета и дольше всех проработал директором Обсерватории Мудрого . [4] Другой сын, Ури, был профессором медицины в Медицинском центре университета Хадасса . [2] Его дочь Йиска работала районным прокурором. [2]
Сестра Лейбовица, Нехама Лейбовиц , была всемирно известным библеистом . Лейбовиц был активен до своего последнего дня. Он умер во сне 18 августа 1994 года. [5] Шамай Лейбовиц — один из его внуков. [6]
Академическая и литературная карьера

Лейбовиц поступил на факультет математики и естествознания Еврейского университета в Иерусалиме в 1936 году. Он стал профессором биохимии в 1941 году, а в 1952 году был повышен до должности старшего профессора органической химии и неврологии . Он преподавал в Еврейском университете. в течение почти шести десятилетий читал лекции по биохимии, нейрофизиологии, философии и истории науки. [5]
Лейбовиц был редактором Энциклопедии Hebraica на ранних этапах ее создания. Помимо своих бесчисленных статей и эссе, Лейбовиц является автором широкого спектра книг по философии, человеческим ценностям, еврейской мысли, учению Маймонида и политике. Многие из его лекций и выступлений, в том числе прочитанные в рамках проекта «Университет радиовещания», проводимого Армейским радио Израиля , впоследствии были собраны и напечатаны в виде книги. Лейбовиц был плодовитым автором писем, и его советы и комментарии пользовались большим спросом. Первый сборник его писем (на иврите) был опубликован посмертно.
Религиозная философия
Лейбовиц был ортодоксальным евреем, который придерживался противоречивых взглядов на галаху , или еврейский закон. Он писал, что единственной целью религиозных заповедей было подчинение Богу, а не получение какой-либо награды ни в этом мире, ни в мире грядущем . Он утверждал, что причины религиозных заповедей находятся за пределами человеческого понимания, а также не имеют значения, и любая попытка придать эмоциональное значение выполнению мицвот ошибочна и сродни идолопоклонству. Он считал, что евреи должны выполнять мицвот исключительно ради поклонения Богу и что, хотя они также могут принести побочную пользу тому, кто выполняет мицву, это будет религиозно достойным действием только до тех пор, пока мотивацией будет поклонение Богу. Он отрицал идею этических заповедей, полагая, что любые заповеди, устанавливающие обязанности по отношению к другим, являются обязанностями, основанными на положении человека перед Богом, а не на его положении перед ближним. [7]
Суть религиозного мировоззрения Лейбовица состоит в том, что вера человека — это его обязательство подчиняться Богу, то есть Божьим заповедям, и это не имеет ничего общего с представлением человека о Боге. Это должно быть так, потому что Лейбовиц думал, что Бога невозможно описать, что понимание Бога не является пониманием человека, и, таким образом, все вопросы, задаваемые Богу, неуместны. [8] Лейбовиц утверждал, что решение человека верить в Бога (другими словами: подчиняться ему) определяет или описывает этого человека, а не Бога.

Лейбовиц рассматривал Бога как превосходящего всю реальность, которую знают люди, полагая, что как сущность Бог несравним с любой другой формой реальности, с которой могут столкнуться люди, и полностью отделен от материального мира. Он рассматривал человеческую историю в мире природы как не имеющую божественного значения и отвергал идею о том, что Бог установил божественную цель в истории или распространил некую форму провидения на человечество. Он не рассматривал Тору как изложение исторических и научных истин, а скорее как источник мицвот или заповедей о том, как евреи должны служить Богу. Он считал, что истории, представленные в Торе как фактические, просто использовали литературные формы в сфере человеческого понимания, чтобы предъявлять требования о том, как поклоняться Богу, и писал, что «с точки зрения религиозной веры Тора и все Священное Писание должны быть понятым как требование, выходящее за рамки человеческого познания, требование познать Бога и служить Ему, требование, выраженное в различных формах человеческого выражения: предписаниях, видении, поэзии, молитве, мысли и повествовании». Он считал, что Тору не следует читать как чисто фактическое историческое повествование, что включение любой реальной исторической информации в Тору будет просто случайным и что все описания вмешательства Бога в природу и историю не следует рассматривать как фактические факты. а скорее интерпретируется с точки зрения посланий, которые они несут, поскольку его идеи о трансцендентности Бога отрицали возможность какого-либо такого контакта между святостью и миром профанов. [7] [9]
Одним из результатов такого подхода является то, что вера, которая представляет собой личное обязательство подчиняться Богу, не может быть оспорена обычной философской проблемой зла или историческими событиями, которые, казалось бы, противоречат божественному присутствию. Когда кто-то сказал Лейбовицу, что он перестал верить в Бога после Холокоста, Лейбовиц ответил: «Тогда вы никогда не верили в Бога». [10] Если человек перестает верить после ужасного события, это показывает, что он повиновался Богу только потому, что думал, что понял Божий план, или потому, что ожидал увидеть награду. Но «для Лейбовица религиозная вера — это не объяснение жизни, природы или истории или обещание будущего в этом или другом мире, а требование». [11] Он считал, что Холокост не имеет еврейского религиозного значения, поскольку такая вера противоречила бы его представлениям о том, что Бог не участвует в человеческих делах. [7]
Лейбовиц верил в разделение государства и религии и считал, что смешивание двух испорченных вероисповеданий. Он писал: «Для иудаизма только Бог свят, тогда как страна, нация и государство лишены этого статуса. Государство само по себе не является ценностью». [12] Он осудил почитание еврейских святынь, цинично назвав Стену Плача Дискотелем » и «Котель», транслитерированное еврейское слово, которое буквально означает «стена», но пишется (игра слов « дискотека с заглавной буквы и относится к Стене Плача). . [5]
Он критиковал реформистский иудаизм , называя его «историческим искажением еврейской религии», а также каббалу , рассматривая ее как поощрение людей не выполнять мицвот ради них самих, но приписывая им заявленную цель. Реформистский иудаизм учит концепции «этического монотеизма» и миссии иудаизма как «света народам», а каббала стремится к всеобщему искуплению посредством выполнения мицвот. Это противоречило идее Лейбовица о том, что мицвот следует выполнять исключительно для служения Богу, а не для какой-либо другой явной цели. Он осудил концепцию Тиккун олам , каббалистическую идею, которая остается популярной в реформистском иудаизме как основа поддержки социальной справедливости. [13] Кроме того, он также утверждал, что ставить Государство Израиль, еврейскую историю и еврейскую культуру выше Бога означает совершать Авода Зара , или идолопоклонство. [14]
Лейбовиц не верил в Мессианский век в его традиционном понимании: «Глубокий религиозный смысл мессианской идеи состоит в представлении цели и задачи, к которой нужно стремиться вечно. Мессия — это, по существу, тот, кто всегда придет , он есть вечный Грядущий Мессия, Мессия настоящего, неизбежно является ложным Мессией». Он рассматривал ожидания буквального мессианского века как стирание границы между «религиозной верой, направленной на служение Богу, и психологическим стремлением к удовлетворению человеческих устремлений». [15]
По его мнению, молитва по личным причинам, совершенная для нужд молящегося, была религиозно бессмысленной и даже кощунственной, поскольку она стремится повлиять на Бога и рассматривает Бога как средство удовлетворения человеческих потребностей. По его мнению, единственной законной формой молитвы было совершение молитвы во исполнение заповедей без какой-либо связи с нуждами молящегося. [16]
В отличие от своих строгих взглядов по одним вопросам, он был либерален по другим. Что касается гомосексуализма , например, Лейбовиц считал, что, несмотря на запрет гомосексуальных отношений в иудаизме, гомосексуалисты должны делать все возможное, чтобы оставаться соблюдающими евреями. [17] Лейбовиц также был сторонником усиления гендерного эгалитаризма в еврейской практике, написав, что: «Галахические решения в иудаизме, запрещающие женщинам занимать государственные должности, говорят нам больше о том, что на самом деле имело место, чем о том , что должно быть», и утверждая, что мужчины и женщины должны вместе изучайте Тору . [18]
Взгляды и мнения
Хотя Лейбовиц был сионистом и израильским патриотом, в последние годы своей жизни он поддерживал сионизм не по религиозным причинам, а скорее как «стремление освободить евреев от власти язычников». По его мнению, Государство Израиль не имело религиозного значения и просто служило благородной политической цели, удовлетворяя человеческие потребности. Несмотря на то, что он был ортодоксальным евреем, версия сионизма, которую он поддерживал, носила совершенно светский характер. В соответствии со своим мнением о том, что святость полностью отделена от материального мира, Лейбовиц отрицал, что Земля Израиля была святой и что евреи имели на нее особое право, написав, что «идея о том, что конкретная страна или место имеет внутреннюю святость» — это, несомненно, идолопоклонническая идея», и что «разговоры о правах — это чистая чепуха». [7]
Первоначально он был связан с религиозным сионизмом и благосклонно относился к системе права, основанной на Галахе . В 1930-х годах, еще находясь в Германии, он присоединился к религиозному сионистскому движению Мизрахи . О сионизме он писал, что «нам предоставлена возможность и задача реализовать на территории Израиля и внутри страны скрытую силу Торы». Он призвал к созданию «конкретного и подробного галахического кодекса для управления всем набором государственных функций», чтобы продемонстрировать, как религиозные партии будут управлять будущим еврейским государством. Он предложил форму демократического галахического иудаизма. На выборах в Кнессет 1949 года Лейбовиц возглавил «Объединенный список религиозных деятелей», которому не удалось получить ни одного места. После обретения Израилем независимости Лейбовиц отошел от религиозного сионизма. Он был разочарован тем, как религиозные партии пошли на компромисс со светским правительством. По его мнению, они проституировали себя перед правительством, чтобы защитить свою собственную разновидность религиозного сектантства, подчиняя религию правительству. Он считал раввинское руководство морально коррумпированным. В результате он разочаровался в религиозном сионизме. Его разочарование еще больше усилилось Резня в Кибе , из-за которой он стал все более критически относиться к политике правительства. В своей более поздней философии он стал откровенным защитником полного разделения между религией и государством, к которому он призывал к 1959 году. Он пришел к выводу, что участие в политической жизни оказывает развращающее влияние на иудаизм, и выступал за разделение религии и государства. ради иудаизма. Он считал политизированную религию не по-настоящему религиозной, полагая, что она меньше фокусируется на требованиях, которые предъявляет своим приверженцам. [19] [7] [16] [20] Он был одним из первых израильских интеллектуалов, заявивших сразу после Шестидневной войны 1967 года , что, если оккупация продолжится, это приведет к падению морального статуса.
В эссе 1968 года под названием «Территории» Лейбовиц постулировал адское будущее:
Арабы будут трудящимися, а евреи — администраторами, инспекторами, чиновниками и полицией — главным образом тайной полицией. Государство, управляющее враждебным населением от 1,5 до 2 миллионов иностранцев, обязательно станет государством тайной полиции со всеми вытекающими отсюда последствиями для образования, свободы слова и демократических институтов. Коррупция, характерная для любого колониального режима, будет преобладать и в Государстве Израиль. Администрация будет подавлять арабское восстание, с одной стороны, и приобретать арабских Квислингов , с другой. Есть также веские основания опасаться, что Армия обороны Израиля, бывшая до сих пор народной армией, в результате преобразования в оккупационную армию деградирует, а ее командиры, ставшие военными губернаторами, будут напоминать их коллеги в других странах. [21]
В интервью Haaretz газете Карло Стренгер , лично знавший Лейбовица, заявил:
Из-за его провокационности легко не заметить глубокую моральную серьёзность Лейбовица и большую актуальность его мыслей сегодня. Его часто относят к крайне левым, что является ошибкой. Лейбовиц, никогда не желавший поддаваться коллективному давлению, представлял собой самое маловероятное сочетание: с одной стороны, он был либертарианцем, крайней формой классического либерализма, и считал, что люди должны быть свободны определять свой образ жизни без какого-либо государства. вмешательство. С другой стороны, он был ультраортодоксальным евреем, который настаивал на том, что государство и религия должны быть полностью разделены, чтобы избежать развращения друг друга. [22]
Моссадом Во время убийств палестинских и арабских деятелей после убийства израильских олимпийских спортсменов в сентябре 1972 года Лейбовиц заявил в публичной речи в Университете Беэр-Шева следующую точку зрения: «Тот, кто осуждает терроризм палестинских организаций, должен в то же время осуждать терроризм, связанный с израильской оккупацией Западного берега и сектора Газа». [23] Для него палестинские террористические нападения за рубежом против израильтян были актами «терроризма против терроризма». [23]
Лейбовиц стал более резко критиковать политику Израиля после ливанской войны 1982 года . [7] Он неоднократно призывал израильтян отказаться служить на оккупированных территориях и предупреждал, что Израиль превращает своих солдат в «иудео-нацистов», написав, что если «закон... может разрешить использование пыток как способа получения признаний». из заключенных, то это свидетельствует о нацистском менталитете». [24] [25] [26] Он поддержал односторонний уход Израиля с оккупированных территорий. [16]
Награды и признание
В 1993 году Лейбовиц был номинирован на Премию Израиля за выдающиеся достижения. [24] Перед церемонией награждения Лейбовица пригласили выступить перед Израильским советом за мир между Израилем и Палестиной, где его противоречивые высказывания, призывающие израильских солдат отказаться от приказов, вызвали возмущение (а Ицхак Рабин пригрозил бойкотировать церемонию). Жюри собралось для обсуждения возможности отзыва премии, но сам Лейбовиц заявил, что откажется принять ее, так как не хочет создавать антагонизм при получении премии. [24]
Ссылки
- ^ «Ноам Хомский предупреждает о росте «иудео-нацистских тенденций» в Израиле» . Ближневосточный монитор . 12 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Исповедь судебного коммандос – Гаарец – Новости Израиля» .
- ^ Йешаягу Лейбовиц, философ-иконоборец, и «Сейчас - фильм»
- ^ «Исследовательские лекции Темплтона о конструктивном взаимодействии науки и религии :: Биографии докладчиков» . Архивировано из оригинала 26 мая 2008 года . Проверено 8 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Гринберг, Джоэл (19 августа 1994 г.). «Йешаягу Лейбовиц, 91 год, израильский мыслитель-иконоборец» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Внук Йешаягу Лейбовица получил 20 месяцев за утечку информации из ФБР.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Иешаягу Лейбовиц - Стэнфордская энциклопедия философии
- ^ Зев Голан, «Бог, человек и Ницше: поразительный диалог между иудаизмом и современными философами» (Нью-Йорк: iUniverse, 2008), стр. 43
- ^ Лейбовиц, Йешаягу: иудаизм, человеческие ценности и еврейское государство , с. 140
- ↑ Зев Голан, Громовой Лейбовиц. Архивировано 2 апреля 2012 г. в Wayback Machine , The Jerusalem Post, 15 сентября 1997 г.
- ^ Голаны, Бог, Человек и Ницше, с. 89
- ^ «Йешаягу Лейбовиц» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ «Иудаизм, человеческие ценности и еврейское государство, Ишаягу Лейбовиц» . Комментаторский журнал . 1 ноября 1992 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Йешаягу Лейбовиц: Разрушитель идолов или создатель идолов?
- ^ Лейбовиц, Йешаягу: иудаизм, человеческие ценности и еврейское государство , стр. 70-72.
- ^ Jump up to: а б с Сможет ли иудаизм выжить в государстве Израиль?
- ^ Журнал гомосексуализма , том 52, выпуск 3/4, Гей, ортодоксальный и трепетный: рост еврейского ортодоксального гей-сознания, 1970–2000-е годы , Яаков Ариэль
- ^ «Йешаягу Лейбовиц - Статус женщин: Галаха и Мета-Галаха» . www.leibowitz.co.il . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Йешаягу Лейбовиц (1995) Иудаизм, человеческие ценности и еврейское государство . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Объединенный список религиозных деятелей Израильского института демократии
- ^ Лейбовиц, Йешаягу (1 января 1992 г.). Иудаизм, человеческие ценности и еврейское государство . Издательство Гарвардского университета. стр. 225, 226.
- ^ «Йешаягу Лейбовиц: Пророк гнева, Предвестник будущего» . Гаарец . 13 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Капелюк, Амнон (осень 1986 г.). «Израиль, терроризм и ООП». Журнал палестинских исследований . 16 (1): 189. дои : 10.2307/2537044 . JSTOR 2537044 .
- ^ Jump up to: а б с «Израильский профессор-индивидуалист отказывается от государственной премии из-за провала» . Вашингтон Пост . 25 января 1993 года . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ Гринберг, Джоэл (19 августа 1994 г.). «Йешаягу Лейбовиц, 91 год, израильский мыслитель-иконоборец» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ «Йешаягу Лейбовиц; израильский философ-иконоборец» . Лос-Анджелес Таймс . 19 августа 1994 года . Проверено 4 января 2019 г.
Внешние ссылки


- Йешаягу Лейбовиц (иврит). Архивировано 14 апреля 2005 г. в Wayback Machine.
- Йешаягу Лейбовиц (на английском языке). Архивировано 23 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
- 1903 рождения
- 1994 смертей
- Ученые из Риги
- Люди из Крайса Риги
- Латвийские евреи
- Израильские евреи 20-го века
- Евреи из Российской Империи
- Латвийские эмигранты в Подмандатную Палестину
- Израильские ортодоксальные евреи
- Израильтяне латышско-еврейского происхождения
- Израильские учёные
- Израильские философы
- Еврейские химики
- Еврейские философы
- Еврейские учёные
- Философы иудаизма
- Израильские философы XX века
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Академический состав Еврейского университета в Иерусалиме
- Премия Израиля за особый вклад в жизнь общества и государства-получатели
- Антисионистские евреи