Jump to content

Рене Лейбовиц

черно-белая фотография лысеющего мужчины средних лет
Лейбовиц, гр. середина 1960-х годов

Рене Лейбовиц (англ. Французский: [ʁəne lɛbɔwits] ; 17 февраля 1913 — 29 августа 1972) — польский и французский композитор, дирижёр, теоретик музыки и педагог. Он сыграл историческую роль в продвижении музыки Второй венской школы в Париже после Второй мировой войны и обучении нового поколения композиторов- сериалистов .

Лейбовиц оставался твердо приверженным музыкальной эстетике Арнольда Шенберга и был в некоторой степени отодвинут на второй план среди французского авангарда в 1950-х годах, когда под влиянием бывшего ученика Лейбовица Пьера Булеза и других появилась музыка ученика Шенберга Антона Веберна. был принят в качестве ортодоксальной модели молодыми композиторами.

Хотя его композиционные идеи оставались строго сериалистическими, Лейбовиц как дирижер пользовался широкими симпатиями, исполняя произведения таких разных композиторов, как Глюк , Бетховен , Брамс , Оффенбах и Равель , а его репертуар расширился за счет произведений Гершвина , Пуччини , Салливана и Иоганна Штрауса .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Факты о ранних годах Лейбовица проблематичны и осложняются его практикой переосмысления своей истории. [ 1 ] [ н 1 ] но известно, что он родился в Варшаве. [ 3 ] По словам его ученика и переводчика Яна Магуайра , написавшего о нем два исследования для журнала Tempo в конце 1970-х, Лейбовиц был выходцем из русских евреев; его отец был историком искусства. [ 4 ] Во время Первой мировой войны семье пришлось переехать из Варшавы в Берлин, где, как пишет Магуайр, Лейбовиц начал карьеру концертирующего скрипача в десятилетнем возрасте. [ 4 ] Эта карьера была прервана, когда через три года семья переехала в Париж. По словам Магуайра, Лейбовиц изучил «основы гармонии, контрапункта и чтения партитур» еще в старшей школе и получил степень бакалавра , когда ему было семнадцать. [ 4 ] На этом этапе его история становится неясной. По его собственным словам, предоставленным Магуайром и другими, он затем отправился в Вену, чтобы учиться у Антона Веберна . [ 4 ] По другим сведениям, он учился у Арнольда Шенберга . [ 5 ] Ни то, ни другое сейчас не считается правильным: Сабина Майне написала в Словаре музыки и музыкантов Grove в 2001 году: «Утверждения Лейбовица о том, что он встречался с Шенбергом и учился у Веберна в начале 1930-х годов, остаются необоснованными». [ 3 ] а в 2012 году Николь Ганье написала в « Историческом словаре современной и современной классической музыки »: «Несмотря на его утверждения об обратном, он никогда не учился у Арнольда Шенберга или Антона Веберна». [ 6 ] Другие утверждения об учителях Лейбовица - что он изучал композицию у Мориса Равеля и дирижирование у Пьера Монтё - были отвергнуты некоторыми авторами нашего столетия. [ 1 ] хотя совсем недавно, в 2010 году, в исследовании, в основном посвященном американским композиторам, Дебора Филлеруп Уигел повторила заявление о том, что Лейбовиц был учеником Веберна и Равеля. [ 7 ] Нет упоминания о Лейбовице в биографиях Равеля Арби Оренштейна (1991) и Роджера Николса (2011) или Монтё Джона Канарины (2003). [ 8 ]

В Париже, по словам Магуайра, Лейбовиц зарабатывал на жизнь джазовым пианистом и постоянно сочинял. Когда ему было чуть больше двадцати, он женился на художнице из знатной французской семьи и поселился в Париже, в конце концов приняв французское гражданство. [ 4 ] Шёнберга его познакомил В начале 1930-х годов с техникой двенадцати нот немецкий пианист и композитор Эрих Итор Кан . Магуайр пишет, что Лейбовиц легко вписался в «кипучий интеллектуальный и художественный климат Парижа в довоенные годы». Его эстетические интересы не ограничивались музыкой, и он подружился с ведущими деятелями мира современного искусства, особенно с Андре Массоном и Пабло Пикассо , а также с литературными деятелями, включая Жан-Поля Сартра , Симону де Бовуар и Альбера Камю . [ 9 ] Для Лейбовица, по словам Магуайра, сочинение было его самой регулярной деятельностью и той, которую он считал наиболее важной, хотя он был больше известен своими комментариями, критическими и аналитическими работами, дирижированием и преподаванием, - все из которых он считал второстепенными. . [ 9 ]

Когда немцы вторглись во Францию ​​во время Второй мировой войны, Лейбовиц на время был интернирован как иностранец. Ему не удалось эмигрировать, но, как музыковед Рейнхард Капп выразился , «как-то удалось выжить, частично спрятавшись [Жоржем] Батаем в Париже, а иногда со своей семьей в незанятой зоне». [ 2 ] Находясь в военном Париже, он тайно преподавал студентам Парижской консерватории . [ 10 ] на Левом берегу прошла вечеринка, В 1944 году, незадолго до освобождения Парижа, в квартире швейцарского художника Бальтуса на которой присутствовали художественные противники нацистов, такие как Пикассо и другие; Лейбовиц предоставил музыку. [ 4 ]

Пост-был

[ редактировать ]

После освобождения Лейбовиц возобновил свою прерванную карьеру, преподавая, дирижируя и писая, опираясь на обширный материал, который он создал во время вынужденного изоляции во время войны. [ 2 ] В 1947–48 и снова в 1950 году он посетил Лос-Анджелес, чтобы встретиться с Шенбергом, чью кантату «Выживший из Варшавы» он переписал на полную партитуру. [ 2 ] Многие произведения Второй венской школы впервые были услышаны во Франции на Международном фестивале камерной музыки, учрежденном Лейбовицем в Париже в 1947 году. Лейбовиц оказал большое влияние на продвижение репутации Школы, как через преподавание в Париже после войны, так и через через его книгу «Schoenberg et son école» , опубликованную в 1947 году и переведенную Дикой Ньюлин как «Шёнберг и его школа» (издания для США и Великобритании, 1949 год). Книга была одним из первых теоретических трактатов по двенадцатитоновому методу композиции Шенберга; Лейбовиц (как и Хамфри Сирл ) был одним из первых теоретиков, провозгласивших термин «сериализм». Книга вызвала враждебную критику со стороны композиторов по различным направлениям модернистского континуума. Аарон Копленд осудил его «догматический и фанатичный» тон, а Милтон Бэббит посчитал, что его музыкальные дискуссии были поверхностными, с вводящими в заблуждение аналогиями между тональной и додекафонической музыкой, но музыкальная публика была хорошо принята. [ 11 ]

Пропаганду Лейбовицем школы Шенберга продолжили двое его учеников, Пьер Булез и Жак-Луи Моно , каждый из которых пошел разными путями в продвижении музыки Шенберга, Веберна и развитии сериализма. Майне пишет в Grove , что в 1950-х годах сочинения Лейбовица подверглись нападкам со стороны некоторых представителей молодого поколения: Булез и другие обвиняли его в «догматической ортодоксальности и академизме». [ 3 ] По мнению другого ученика, Магуайра, Булез, научившись технике двенадцати тонов у Лейбовица, «приступил к применению ее без разбора к каждому музыкальному элементу, игнорируя самые фундаментальные качества, суть музыки». Лейбовиц предупредил своего бывшего ученика: «Но общественность еще не ассимилировала Шенберга» и безуспешно пытался избежать злобной ссоры. [ 4 ]

Хотя Лейбовиц постоянно сочинял, он редко требовал исполнения своих произведений. Когда он умер, оставив после себя около ста произведений, журнал Esprit прокомментировал: «Скромный, возможно, слишком скромный, он никогда не говорил о своих произведениях, если только не был обязан это делать, и не делал ничего, чтобы их играли. Это, конечно, не преувеличение. сказать, что по крайней мере три четверти его результатов никогда не были услышаны». [ 12 ] После его смерти был записан репрезентативный образец его произведений. Набор компакт-дисков 2013 года от лейбла Divox содержит записи 22 произведений Лейбовица: 6 Mélodies, Op. 6; Соната для флейты, соч. 12б; Объяснение метафор , соч. 15; Дуэт для виолончели и фортепиано, соч. 23; 5 пьес для кларнета и фортепиано, соч. 29; Серенада, соч. 38; 3 стихотворения, соч. 46; Концерт для скрипки с оркестром, соч. 50; Вариации марихуаны несерьезные , соч. 54; Токката, соч. 62; 3 каприса, соч. 70; 2 Настройки, соч. 71; 3 стихотворения, соч. 73; Мотивы , соч. 74; Маленькая сюита, ​​соч. 75; 2 стихотворения, соч. 76а; Шансон дада , соч. 76б; Сюита, ​​соч. 81; 4 песни, соч. 86; 3 Интермецци, соч. 87; Центральная лаборатория , соч. 88; и 3 стихотворения, соч. 92. [ 13 ]

Хотя Лейбовиц был восприимчив к широкому спектру музыкальных стилей, он терпеть не мог музыку Сибелиуса и опубликовал о нем брошюру под названием «Сибелиус: худший композитор в мире» ; [ 14 ] он также резко критиковал Бартока за написание слишком доступной музыки: Лейбовиц чувствовал, что, не приняв додекафонию в своих более поздних работах, Барток потворствовал народному вкусу, а не помогал отодвинуть музыку от тональности в соответствии с представлениями Лейбовица об исторической неизбежности и композиторах. ' долг. [ 15 ] Для Лейбовица написание такого популярного произведения, как «Концерт для оркестра» Бартока, было предательством модернизма. [ 16 ]

У Гроува есть статьи о тридцати двух композиторах, которые учились у Лейбовица в Париже или посещали его сессии в Дармштадте или где-либо еще: помимо Булеза и Моно, в их число входят Винко Глобокар ; Ганс Вернер Хенце ; Диего Массон ; Серж Нигг ; и Бернд Алоис Циммерманн . [ н 2 ] Писательница Джоан Пейзер подвела итог карьеры Лейбовица:

один длинный великолепный момент в его жизни, простирающийся от Парижа в 1944 году до Дармштадта в 1948 году, был посвящен пропаганде идей Шёнберга. Когда в конце 40-х и начале 50-х годов Веберн сменил Шенберга в качестве почитаемого человека и композиторов, применивших идею серийности за пределами звука, время Лейбовица прошло. Он отказался идти по этому пути. [ 10 ]

Некролог Лейбовица в журнале Esprit назвал это упрощением:

Поднимемся над тем самым «парижским» (но неверным) клише о Рене Лейбовице, покинутом своими блестящими учениками и преданном забвению после 1950-х годов. Были перерывы, особенно с Булезом, но это не помешало опираться на него последующим поколениям: поколению Пуига , Глобокара и т. д. Верно также, что о нем ходило много мифов, как академиков, не простите его за то, что он внес вирус атонального, и за то, что авангардисты сочли его слишком конформистским. [ 12 ]

Лейбовиц внезапно скончался в Париже 29 августа 1972 года в возрасте 59 лет. [ 12 ]

В начале эры пластинок, в 1950-х годах, Лейбовиц провел полные записи семи опер, которые в целом были хорошо приняты и в основном переиздавались на компакт-дисках. Это были Бизе » «Искатели жемчуга ; Глюка « Альцеста » и «Иврогна» ; Моцарта » « Заида ; Оффенбаха « Прекрасная Елена» и «Орфея в окружении» ; и Равеля » «Испанский час . [ 18 ] Ряд оркестровых произведений Равеля получил менее хорошие отзывы: [ 19 ] Шенберга но Лейбовиц получил квалифицированную похвалу за свой набор «Гурре-Лидер» («Лейбовиц делает серьезную попытку создать убедительное исполнение; его медленный темп находит оправдание в обозначениях Шенберга, но его художники не могут убедить нас, что Гурре-Лидер - это что-то иное, чем историческое произведение». любопытство"). [ 20 ]

В 1961 году Лейбовиц дирижировал Королевским филармоническим оркестром в наборе симфоний Бетховена, сделанном Decca для Reader's Digest ; [ 21 ] он был одним из первых, кто попытался следовать маркировке метронома Бетховена после новаторской установки, созданной в Вене тремя годами ранее под управлением Германа Шерхена . [ 22 ] Рецензенты заметили, что, хотя Шерхен добился темпа, более близкого к темпам композитора, Лейбовиц, на скорости не намного медленнее, добился лучшего ансамбля, чем предыдущий набор. [ 22 ] Первоначально набор был принят плохо. Stereo Record Guide назвал выступления «вялыми», «небрежными» и «бесчувственными»; [ 23 ] во время его переиздания в 1980-х годах рецензент Gramphone посчитал большую часть набора «легким» и «лишенным серьезности », хотя исполнение Седьмой симфонии он нашел «великолепным». [ 24 ] В 1995 году Ричард Тарускин , анализируя избранные записи Бетховена, пришел к выводу, что Лейбовиц, как и Шерхен, исполнял исполнения, которые в музыкальном и музыковом отношении превосходили более поздние попытки «аутентичных» дирижеров, таких как Кристофер Хогвуд . [ 22 ] К 21 веку представления стали казаться старомодными, по мнению критика из Fanfare , который нашел их более похожими на выступления Герберта фон Караяна, чем на выступления таких специалистов по аутентификации, как Роджер Норрингтон и Джон Элиот Гардинер . [ 25 ]

С командой Decca Лейбовиц записал еще одиннадцать альбомов в период с 1959 по 1962 год. В их число вошли такие масштабные произведения, как «Весна священная» , симфонии Моцарта, Шуберта, Шумана, концерты Грига, Листа, Мендельсона, Прокофьева, а также короткие пьесы более тридцати композиторов: от Баха до Гершвина , от Вагнера до Салливана , Пуччини. и Иоганн Штраус . [ 21 ]

Работает

[ редактировать ]

Дискография (неполная)

[ редактировать ]

Как дирижер

[ редактировать ]

Моно записи

[ редактировать ]

Стерео записи

[ редактировать ]

Публикации Лейбовица

[ редактировать ]
  • 1947 Шенберг и сын école: l'étape contemporaine du langage music . [Париж]: Ж. Б. Жанен. (Английское издание под названием « Шенберг и его школа: современная сцена на языке музыки» . Перевод Дики Ньюлин. Нью-Йорк: Философская библиотека, 1949).
  • 1948. Что такое двенадцатитоновая музыка? Концерт для девяти инструментов, соч. 24, Антон Веберн . Льеж: Издания Dynamo.
  • 1949. Знакомство с музыкой двенадцати звуков. Вариации для оркестра op. 31, Арнольд Шенберг . Париж: L'Arche.
  • 1950. Художник и его сознание: очерк диалектики художественного сознания . Предв. Жан -Поль Сартр . Париж: L'Arche.
  • 1950. Сцены из американской музыкальной жизни . Льеж: Издания Dynamo.
  • 1950. Арнольд Шёнберг или Сизиф в современной музыке . Льеж: Издания Dynamo.
  • 1951. Эволюция музыки от Баха до Шенберга . Париж: Издания Corrêa.
  • 1957. История оперы . Париж: Бюше Шастель.
  • 1969. Шенберг . Париж: Éditions du Seuil.
  • 1971. Композитор и его двойник: очерки музыкальной интерпретации . Париж: Галлимар. (Ред. августа, окончательная версия. Париж: Gallimard, 1986.)
  • 1972. Призраки оперы: Очерки лирического театра . Париж: Галлимар.

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Музыковед Рейнхард Капп в 1988 году заметил: «Достоверные биографические данные найти практически невозможно; вместо этого существует мешанина противоречий, предположений, мифов и необдуманных догадок». [ 2 ]
  2. ^ Остальные — Лени Александр ; Андре Казанова ; Франко Донатони ; Антуан Дюамель ; Ганс Ульрих Энгельманн ; Джузеппе Джорджио Энглерт; Вернер Хэнтьес; Клод Хелффер ; Станко Хорват ; Кейт Хамбл; Карлос Хименес Мабарак ; Дитер Кауфманн ; Морис Ле Ру ; Вольфганг Людвиг; Жан-Луи Мартине ; Норберт Море ; Дитер из Мотта ; Толя Никипровецкий ; Уилл Огдон ; Яннис Андреу Папайоанну ; Рон Пеллегрино; Аллан Петтерссон ; Мишель Поль Филиппо ; Жан Продромидес ; Рубен Радика ; и Армин Шиблер . [ 17 ]
  1. ^ Jump up to: а б Рэдклифф, Дэвид. Американский справочник по рекордам , том. 68, выпуск 4, июль/август 2005 г., с. 264
  2. ^ Jump up to: а б с д Капп, Рейнхард . «Оттенки оригинала двойника: спор Рене Лейбовица с Булезом», Tempo , июнь 1988 г., стр. 4 JSTOR   945132
  3. ^ Jump up to: а б с Майне, Сабина. «Лейбовиц, Рене» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 г., получено 4 мая 2018 г. (требуется подписка)
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Магуайр, январь. «Рене Лейбовиц (1913–1972)», Tempo , декабрь 1979 г., стр. 6–10 JSTOR   944986 (требуется подписка)
  5. Хопкинс, Г.В. и Пол Гриффитс , «Булез, Пьер» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001, получено 4 мая. 2018 (требуется подписка)
  6. ^ Ганье 2012 , с. 158.
  7. ^ Уигел 2011 , с. 35.
  8. ^ Оренштейн 1991 , указатель, с. 286; Николс 2011 , индекс, стр. 420; и Канарина 2003 , указатель, стр. 349
  9. ^ Jump up to: а б Магуайр, январь. «Рене Лейбовиц», Перспективы новой музыки , том. 21, нет. 1/2 (осень 1982 г. - лето 1983 г.), стр. 241–256 JSTOR   832875 (требуется подписка)
  10. ^ Jump up to: а б Пейзер, Джоан . «Рене Лейбовиц (1913–1972)», The New York Times , 10 сентября 1972 г., стр. Д26
  11. ^ Шоу и Аунер 2011 , стр. 252–253.
  12. ^ Jump up to: а б с Ж.-ММ «Рене Лейбовиц», Эсприт (1940–), вып. 419 (12) (декабрь 1972 г.), стр. 943–944 JSTOR   24264155 (требуется подписка)
  13. ^ Набор компакт-дисков Divox CDX-21103-04
  14. ^ Лейбовиц 1955 , титульный лист.
  15. ^ Фослер-Люсье 2007 , стр. 201–204.
  16. ^ Фослер-Люсье 2007 , с. 192.
  17. ^ « Результаты поиска: Лейбовиц» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001, получено 5 мая 2018 г. (требуется подписка)
  18. ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор 1955 , стр. 126–127, 305, 512, 556–558, 615.
  19. ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор 1955 , с. 612.
  20. ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор 1955 , с. 652.
  21. ^ Jump up to: а б Стюарт, Филип. Decca Classical 1929–2009 , по состоянию на 5 мая 2018 г.
  22. ^ Jump up to: а б с Тарускин 1995 , стр. 227–229.
  23. ^ Гринфилд, Марч и Стивенс 1963 , с. 688.
  24. ^ Сандерс, Алан. «Обзор компакт-дисков», Gramphone , август 1988 г., стр. 343
  25. ^ Бэйли, Линн Рене. «Симфонии Бетховена №№ 1–9. Увертюра «Эгмонт». Увертюра «Леонора» № 3», «Фанфары» ; Сентябрь/октябрь 2014 г.), стр. 125–127.

Источники

[ редактировать ]
  • Канарина, Джон (2003). Пьер Монтё, магистр . Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Amadeus Press. ISBN  978-1-57467-082-0 .
  • Фослер-Люсье, Даниэль (2007). «Барток: прием в Европе времен холодной войны». Кембриджский компаньон Бартока . Аманда Бэйли (редактор). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-66958-0 .
  • Ганье, Николь (2012). Исторический словарь современной и современной классической музыки . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN  978-0-8108-7962-1 .
  • Гринфилд, Эдвард ; Марш, Иван ; Стивенс, Денис (1963). Руководство по стереозаписям, том III . Лондон: Библиотека долгоиграющих пластинок. ОСЛК   23222066 .
  • Лейбовиц, Рене (1955). Сибелиус, худший композитор в мире . Льеж: Издания Dynamo. ОСЛК   28594116 .
  • Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-10882-8 .
  • Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола, США: Дувр. ISBN  978-0-486-26633-6 .
  • Саквилл-Уэст, Эдвард ; Шоу-Тейлор, Десмонд (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC   500373060 .
  • Шоу, Дженнифер Робин; Аунер, Джозеф Генри (2011). Кембриджский компаньон Шёнберга . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-511-78091-2 .
  • Тарускин, Ричард (1995). Текст и действие: Очерки музыки и исполнения . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-509458-9 .
  • Уигел, Дебора Филлерап (2011). Слова и музыка: Камю, Беккет, Кейдж, Гулд . Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN  978-1-4331-0836-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 359d2579bdf476121bb4c11b7de0875a__1724228640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/5a/359d2579bdf476121bb4c11b7de0875a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
René Leibowitz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)