Рене Лейбовиц

Рене Лейбовиц (англ. Французский: [ʁəne lɛbɔwits] ; 17 февраля 1913 — 29 августа 1972) — польский и французский композитор, дирижёр, теоретик музыки и педагог. Он сыграл историческую роль в продвижении музыки Второй венской школы в Париже после Второй мировой войны и обучении нового поколения композиторов- сериалистов .
Лейбовиц оставался твердо приверженным музыкальной эстетике Арнольда Шенберга и был в некоторой степени отодвинут на второй план среди французского авангарда в 1950-х годах, когда под влиянием бывшего ученика Лейбовица Пьера Булеза и других появилась музыка ученика Шенберга Антона Веберна. был принят в качестве ортодоксальной модели молодыми композиторами.
Хотя его композиционные идеи оставались строго сериалистическими, Лейбовиц как дирижер пользовался широкими симпатиями, исполняя произведения таких разных композиторов, как Глюк , Бетховен , Брамс , Оффенбах и Равель , а его репертуар расширился за счет произведений Гершвина , Пуччини , Салливана и Иоганна Штрауса .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Факты о ранних годах Лейбовица проблематичны и осложняются его практикой переосмысления своей истории. [ 1 ] [ н 1 ] но известно, что он родился в Варшаве. [ 3 ] По словам его ученика и переводчика Яна Магуайра , написавшего о нем два исследования для журнала Tempo в конце 1970-х, Лейбовиц был выходцем из русских евреев; его отец был историком искусства. [ 4 ] Во время Первой мировой войны семье пришлось переехать из Варшавы в Берлин, где, как пишет Магуайр, Лейбовиц начал карьеру концертирующего скрипача в десятилетнем возрасте. [ 4 ] Эта карьера была прервана, когда через три года семья переехала в Париж. По словам Магуайра, Лейбовиц изучил «основы гармонии, контрапункта и чтения партитур» еще в старшей школе и получил степень бакалавра , когда ему было семнадцать. [ 4 ] На этом этапе его история становится неясной. По его собственным словам, предоставленным Магуайром и другими, он затем отправился в Вену, чтобы учиться у Антона Веберна . [ 4 ] По другим сведениям, он учился у Арнольда Шенберга . [ 5 ] Ни то, ни другое сейчас не считается правильным: Сабина Майне написала в Словаре музыки и музыкантов Grove в 2001 году: «Утверждения Лейбовица о том, что он встречался с Шенбергом и учился у Веберна в начале 1930-х годов, остаются необоснованными». [ 3 ] а в 2012 году Николь Ганье написала в « Историческом словаре современной и современной классической музыки »: «Несмотря на его утверждения об обратном, он никогда не учился у Арнольда Шенберга или Антона Веберна». [ 6 ] Другие утверждения об учителях Лейбовица - что он изучал композицию у Мориса Равеля и дирижирование у Пьера Монтё - были отвергнуты некоторыми авторами нашего столетия. [ 1 ] хотя совсем недавно, в 2010 году, в исследовании, в основном посвященном американским композиторам, Дебора Филлеруп Уигел повторила заявление о том, что Лейбовиц был учеником Веберна и Равеля. [ 7 ] Нет упоминания о Лейбовице в биографиях Равеля Арби Оренштейна (1991) и Роджера Николса (2011) или Монтё Джона Канарины (2003). [ 8 ]
Париж
[ редактировать ]В Париже, по словам Магуайра, Лейбовиц зарабатывал на жизнь джазовым пианистом и постоянно сочинял. Когда ему было чуть больше двадцати, он женился на художнице из знатной французской семьи и поселился в Париже, в конце концов приняв французское гражданство. [ 4 ] Шёнберга его познакомил В начале 1930-х годов с техникой двенадцати нот немецкий пианист и композитор Эрих Итор Кан . Магуайр пишет, что Лейбовиц легко вписался в «кипучий интеллектуальный и художественный климат Парижа в довоенные годы». Его эстетические интересы не ограничивались музыкой, и он подружился с ведущими деятелями мира современного искусства, особенно с Андре Массоном и Пабло Пикассо , а также с литературными деятелями, включая Жан-Поля Сартра , Симону де Бовуар и Альбера Камю . [ 9 ] Для Лейбовица, по словам Магуайра, сочинение было его самой регулярной деятельностью и той, которую он считал наиболее важной, хотя он был больше известен своими комментариями, критическими и аналитическими работами, дирижированием и преподаванием, - все из которых он считал второстепенными. . [ 9 ]
Когда немцы вторглись во Францию во время Второй мировой войны, Лейбовиц на время был интернирован как иностранец. Ему не удалось эмигрировать, но, как музыковед Рейнхард Капп выразился , «как-то удалось выжить, частично спрятавшись [Жоржем] Батаем в Париже, а иногда со своей семьей в незанятой зоне». [ 2 ] Находясь в военном Париже, он тайно преподавал студентам Парижской консерватории . [ 10 ] на Левом берегу прошла вечеринка, В 1944 году, незадолго до освобождения Парижа, в квартире швейцарского художника Бальтуса на которой присутствовали художественные противники нацистов, такие как Пикассо и другие; Лейбовиц предоставил музыку. [ 4 ]
Пост-был
[ редактировать ]После освобождения Лейбовиц возобновил свою прерванную карьеру, преподавая, дирижируя и писая, опираясь на обширный материал, который он создал во время вынужденного изоляции во время войны. [ 2 ] В 1947–48 и снова в 1950 году он посетил Лос-Анджелес, чтобы встретиться с Шенбергом, чью кантату «Выживший из Варшавы» он переписал на полную партитуру. [ 2 ] Многие произведения Второй венской школы впервые были услышаны во Франции на Международном фестивале камерной музыки, учрежденном Лейбовицем в Париже в 1947 году. Лейбовиц оказал большое влияние на продвижение репутации Школы, как через преподавание в Париже после войны, так и через через его книгу «Schoenberg et son école» , опубликованную в 1947 году и переведенную Дикой Ньюлин как «Шёнберг и его школа» (издания для США и Великобритании, 1949 год). Книга была одним из первых теоретических трактатов по двенадцатитоновому методу композиции Шенберга; Лейбовиц (как и Хамфри Сирл ) был одним из первых теоретиков, провозгласивших термин «сериализм». Книга вызвала враждебную критику со стороны композиторов по различным направлениям модернистского континуума. Аарон Копленд осудил его «догматический и фанатичный» тон, а Милтон Бэббит посчитал, что его музыкальные дискуссии были поверхностными, с вводящими в заблуждение аналогиями между тональной и додекафонической музыкой, но музыкальная публика была хорошо принята. [ 11 ]
Пропаганду Лейбовицем школы Шенберга продолжили двое его учеников, Пьер Булез и Жак-Луи Моно , каждый из которых пошел разными путями в продвижении музыки Шенберга, Веберна и развитии сериализма. Майне пишет в Grove , что в 1950-х годах сочинения Лейбовица подверглись нападкам со стороны некоторых представителей молодого поколения: Булез и другие обвиняли его в «догматической ортодоксальности и академизме». [ 3 ] По мнению другого ученика, Магуайра, Булез, научившись технике двенадцати тонов у Лейбовица, «приступил к применению ее без разбора к каждому музыкальному элементу, игнорируя самые фундаментальные качества, суть музыки». Лейбовиц предупредил своего бывшего ученика: «Но общественность еще не ассимилировала Шенберга» и безуспешно пытался избежать злобной ссоры. [ 4 ]
Хотя Лейбовиц постоянно сочинял, он редко требовал исполнения своих произведений. Когда он умер, оставив после себя около ста произведений, журнал Esprit прокомментировал: «Скромный, возможно, слишком скромный, он никогда не говорил о своих произведениях, если только не был обязан это делать, и не делал ничего, чтобы их играли. Это, конечно, не преувеличение. сказать, что по крайней мере три четверти его результатов никогда не были услышаны». [ 12 ] После его смерти был записан репрезентативный образец его произведений. Набор компакт-дисков 2013 года от лейбла Divox содержит записи 22 произведений Лейбовица: 6 Mélodies, Op. 6; Соната для флейты, соч. 12б; Объяснение метафор , соч. 15; Дуэт для виолончели и фортепиано, соч. 23; 5 пьес для кларнета и фортепиано, соч. 29; Серенада, соч. 38; 3 стихотворения, соч. 46; Концерт для скрипки с оркестром, соч. 50; Вариации марихуаны несерьезные , соч. 54; Токката, соч. 62; 3 каприса, соч. 70; 2 Настройки, соч. 71; 3 стихотворения, соч. 73; Мотивы , соч. 74; Маленькая сюита, соч. 75; 2 стихотворения, соч. 76а; Шансон дада , соч. 76б; Сюита, соч. 81; 4 песни, соч. 86; 3 Интермецци, соч. 87; Центральная лаборатория , соч. 88; и 3 стихотворения, соч. 92. [ 13 ]
Хотя Лейбовиц был восприимчив к широкому спектру музыкальных стилей, он терпеть не мог музыку Сибелиуса и опубликовал о нем брошюру под названием «Сибелиус: худший композитор в мире» ; [ 14 ] он также резко критиковал Бартока за написание слишком доступной музыки: Лейбовиц чувствовал, что, не приняв додекафонию в своих более поздних работах, Барток потворствовал народному вкусу, а не помогал отодвинуть музыку от тональности в соответствии с представлениями Лейбовица об исторической неизбежности и композиторах. ' долг. [ 15 ] Для Лейбовица написание такого популярного произведения, как «Концерт для оркестра» Бартока, было предательством модернизма. [ 16 ]
У Гроува есть статьи о тридцати двух композиторах, которые учились у Лейбовица в Париже или посещали его сессии в Дармштадте или где-либо еще: помимо Булеза и Моно, в их число входят Винко Глобокар ; Ганс Вернер Хенце ; Диего Массон ; Серж Нигг ; и Бернд Алоис Циммерманн . [ н 2 ] Писательница Джоан Пейзер подвела итог карьеры Лейбовица:
один длинный великолепный момент в его жизни, простирающийся от Парижа в 1944 году до Дармштадта в 1948 году, был посвящен пропаганде идей Шёнберга. Когда в конце 40-х и начале 50-х годов Веберн сменил Шенберга в качестве почитаемого человека и композиторов, применивших идею серийности за пределами звука, время Лейбовица прошло. Он отказался идти по этому пути. [ 10 ]
Некролог Лейбовица в журнале Esprit назвал это упрощением:
Поднимемся над тем самым «парижским» (но неверным) клише о Рене Лейбовице, покинутом своими блестящими учениками и преданном забвению после 1950-х годов. Были перерывы, особенно с Булезом, но это не помешало опираться на него последующим поколениям: поколению Пуига , Глобокара и т. д. Верно также, что о нем ходило много мифов, как академиков, не простите его за то, что он внес вирус атонального, и за то, что авангардисты сочли его слишком конформистским. [ 12 ]
Лейбовиц внезапно скончался в Париже 29 августа 1972 года в возрасте 59 лет. [ 12 ]
Записи
[ редактировать ]В начале эры пластинок, в 1950-х годах, Лейбовиц провел полные записи семи опер, которые в целом были хорошо приняты и в основном переиздавались на компакт-дисках. Это были Бизе » «Искатели жемчуга ; Глюка « Альцеста » и «Иврогна» ; Моцарта » « Заида ; Оффенбаха « Прекрасная Елена» и «Орфея в окружении» ; и Равеля » «Испанский час . [ 18 ] Ряд оркестровых произведений Равеля получил менее хорошие отзывы: [ 19 ] Шенберга но Лейбовиц получил квалифицированную похвалу за свой набор «Гурре-Лидер» («Лейбовиц делает серьезную попытку создать убедительное исполнение; его медленный темп находит оправдание в обозначениях Шенберга, но его художники не могут убедить нас, что Гурре-Лидер - это что-то иное, чем историческое произведение». любопытство"). [ 20 ]
В 1961 году Лейбовиц дирижировал Королевским филармоническим оркестром в наборе симфоний Бетховена, сделанном Decca для Reader's Digest ; [ 21 ] он был одним из первых, кто попытался следовать маркировке метронома Бетховена после новаторской установки, созданной в Вене тремя годами ранее под управлением Германа Шерхена . [ 22 ] Рецензенты заметили, что, хотя Шерхен добился темпа, более близкого к темпам композитора, Лейбовиц, на скорости не намного медленнее, добился лучшего ансамбля, чем предыдущий набор. [ 22 ] Первоначально набор был принят плохо. Stereo Record Guide назвал выступления «вялыми», «небрежными» и «бесчувственными»; [ 23 ] во время его переиздания в 1980-х годах рецензент Gramphone посчитал большую часть набора «легким» и «лишенным серьезности », хотя исполнение Седьмой симфонии он нашел «великолепным». [ 24 ] В 1995 году Ричард Тарускин , анализируя избранные записи Бетховена, пришел к выводу, что Лейбовиц, как и Шерхен, исполнял исполнения, которые в музыкальном и музыковом отношении превосходили более поздние попытки «аутентичных» дирижеров, таких как Кристофер Хогвуд . [ 22 ] К 21 веку представления стали казаться старомодными, по мнению критика из Fanfare , который нашел их более похожими на выступления Герберта фон Караяна, чем на выступления таких специалистов по аутентификации, как Роджер Норрингтон и Джон Элиот Гардинер . [ 25 ]
С командой Decca Лейбовиц записал еще одиннадцать альбомов в период с 1959 по 1962 год. В их число вошли такие масштабные произведения, как «Весна священная» , симфонии Моцарта, Шуберта, Шумана, концерты Грига, Листа, Мендельсона, Прокофьева, а также короткие пьесы более тридцати композиторов: от Баха до Гершвина , от Вагнера до Салливана , Пуччини. и Иоганн Штраус . [ 21 ]
Работает
[ редактировать ]
|
|
Дискография (неполная)
[ редактировать ]Как дирижер
[ редактировать ]Моно записи
[ редактировать ]- Бизе : «Ловцы жемчуга» . Маттивильда Доббс , Энцо Сери, Жан Бортайр ; Хор и оркестр Парижской филармонии. Прейзер (CD)
- Глюк : Альцест - Семсер, Сери, Деминьи, Моллен, Хоффманн, Линденфельдер, хор и оркестр Фила де Пари, Жан-Пьер Рампал , Парижский филармонический оркестр (1950)
- Глюк: L'ivrogne corrigé : Жан-Кристоф Бенуа , Бернар Деминьи, Клодин Коллар, Фреда Бетти и Жан Хоффманн. (Никса, 1951)
- Массне и Пуччини : Портрет Манон – Анна Моффо , Джузеппе ди Стефано, Флавиано Лабо, Роберт Кернс – Хор и оркестр RCA Italiana Opera, Завет (CD)
- Оффенбах : Прекрасная Элен . Хор и оркестр Парижской филармонии. Реджис (CD)
- Оффенбах: Орфея в окружении – Хор и оркестр Парижской оперы. Реджис (CD), то есть Прайзер (CD)
- Равель: Испанский час - Жанин Линда, Андре Дран , Жан Моллиен, Жан Хоффманн, Люсьен Манс, Парижский оркестр Radio-Symph (Vox PL7880)
- Россини: увертюры к операм «Итальяна в Алжире» , «La gazza ladra» , Гийом Телль , Семирамида – Оркестр Пасделупа (Urania-USD-1014)
- Руссель: Сюита «Пир паука» (1912) и «Проходящий песчаный человек» - Парижский филармонический оркестр (Counterpoint-Esoteric LP 5511)
- Шёнберг: Гурре Лидер . Этель Семсер, Нелл Тангеман , Джон Райли, Ричард Льюис, Ферри Грубер , Моррис Гезелл, Хор и оркестр Новой симфонической ассоциации Парижа.
- Шенберг: Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 42. Клод Хельффер (фортепиано), Симфонический оркестр Парижского радио. Контрапункт (LP)
- Шенберг: Лунный Пьеро . Этель Семсер, Виртуозный камерный ансамбль. Арго/Вестминстер (LP)
Стерео записи
[ редактировать ]
|
|
Публикации Лейбовица
[ редактировать ]- 1947 Шенберг и сын école: l'étape contemporaine du langage music . [Париж]: Ж. Б. Жанен. (Английское издание под названием « Шенберг и его школа: современная сцена на языке музыки» . Перевод Дики Ньюлин. Нью-Йорк: Философская библиотека, 1949).
- 1948. Что такое двенадцатитоновая музыка? Концерт для девяти инструментов, соч. 24, Антон Веберн . Льеж: Издания Dynamo.
- 1949. Знакомство с музыкой двенадцати звуков. Вариации для оркестра op. 31, Арнольд Шенберг . Париж: L'Arche.
- 1950. Художник и его сознание: очерк диалектики художественного сознания . Предв. Жан -Поль Сартр . Париж: L'Arche.
- 1950. Сцены из американской музыкальной жизни . Льеж: Издания Dynamo.
- 1950. Арнольд Шёнберг или Сизиф в современной музыке . Льеж: Издания Dynamo.
- 1951. Эволюция музыки от Баха до Шенберга . Париж: Издания Corrêa.
- 1957. История оперы . Париж: Бюше Шастель.
- 1969. Шенберг . Париж: Éditions du Seuil.
- 1971. Композитор и его двойник: очерки музыкальной интерпретации . Париж: Галлимар. (Ред. августа, окончательная версия. Париж: Gallimard, 1986.)
- 1972. Призраки оперы: Очерки лирического театра . Париж: Галлимар.
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Музыковед Рейнхард Капп в 1988 году заметил: «Достоверные биографические данные найти практически невозможно; вместо этого существует мешанина противоречий, предположений, мифов и необдуманных догадок». [ 2 ]
- ^ Остальные — Лени Александр ; Андре Казанова ; Франко Донатони ; Антуан Дюамель ; Ганс Ульрих Энгельманн ; Джузеппе Джорджио Энглерт; Вернер Хэнтьес; Клод Хелффер ; Станко Хорват ; Кейт Хамбл; Карлос Хименес Мабарак ; Дитер Кауфманн ; Морис Ле Ру ; Вольфганг Людвиг; Жан-Луи Мартине ; Норберт Море ; Дитер из Мотта ; Толя Никипровецкий ; Уилл Огдон ; Яннис Андреу Папайоанну ; Рон Пеллегрино; Аллан Петтерссон ; Мишель Поль Филиппо ; Жан Продромидес ; Рубен Радика ; и Армин Шиблер . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рэдклифф, Дэвид. Американский справочник по рекордам , том. 68, выпуск 4, июль/август 2005 г., с. 264
- ^ Jump up to: а б с д Капп, Рейнхард . «Оттенки оригинала двойника: спор Рене Лейбовица с Булезом», Tempo , июнь 1988 г., стр. 4 JSTOR 945132
- ^ Jump up to: а б с Майне, Сабина. «Лейбовиц, Рене» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 г., получено 4 мая 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Магуайр, январь. «Рене Лейбовиц (1913–1972)», Tempo , декабрь 1979 г., стр. 6–10 JSTOR 944986 (требуется подписка)
- ↑ Хопкинс, Г.В. и Пол Гриффитс , «Булез, Пьер» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001, получено 4 мая. 2018 (требуется подписка)
- ^ Ганье 2012 , с. 158.
- ^ Уигел 2011 , с. 35.
- ^ Оренштейн 1991 , указатель, с. 286; Николс 2011 , индекс, стр. 420; и Канарина 2003 , указатель, стр. 349
- ^ Jump up to: а б Магуайр, январь. «Рене Лейбовиц», Перспективы новой музыки , том. 21, нет. 1/2 (осень 1982 г. - лето 1983 г.), стр. 241–256 JSTOR 832875 (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Пейзер, Джоан . «Рене Лейбовиц (1913–1972)», The New York Times , 10 сентября 1972 г., стр. Д26
- ^ Шоу и Аунер 2011 , стр. 252–253.
- ^ Jump up to: а б с Ж.-ММ «Рене Лейбовиц», Эсприт (1940–), вып. 419 (12) (декабрь 1972 г.), стр. 943–944 JSTOR 24264155 (требуется подписка)
- ^ Набор компакт-дисков Divox CDX-21103-04
- ^ Лейбовиц 1955 , титульный лист.
- ^ Фослер-Люсье 2007 , стр. 201–204.
- ^ Фослер-Люсье 2007 , с. 192.
- ^ « Результаты поиска: Лейбовиц» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001, получено 5 мая 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор 1955 , стр. 126–127, 305, 512, 556–558, 615.
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор 1955 , с. 612.
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор 1955 , с. 652.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Филип. Decca Classical 1929–2009 , по состоянию на 5 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Тарускин 1995 , стр. 227–229.
- ^ Гринфилд, Марч и Стивенс 1963 , с. 688.
- ^ Сандерс, Алан. «Обзор компакт-дисков», Gramphone , август 1988 г., стр. 343
- ^ Бэйли, Линн Рене. «Симфонии Бетховена №№ 1–9. Увертюра «Эгмонт». Увертюра «Леонора» № 3», «Фанфары» ; Сентябрь/октябрь 2014 г.), стр. 125–127.
Источники
[ редактировать ]- Канарина, Джон (2003). Пьер Монтё, магистр . Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Amadeus Press. ISBN 978-1-57467-082-0 .
- Фослер-Люсье, Даниэль (2007). «Барток: прием в Европе времен холодной войны». Кембриджский компаньон Бартока . Аманда Бэйли (редактор). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66958-0 .
- Ганье, Николь (2012). Исторический словарь современной и современной классической музыки . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7962-1 .
- Гринфилд, Эдвард ; Марш, Иван ; Стивенс, Денис (1963). Руководство по стереозаписям, том III . Лондон: Библиотека долгоиграющих пластинок. ОСЛК 23222066 .
- Лейбовиц, Рене (1955). Сибелиус, худший композитор в мире . Льеж: Издания Dynamo. ОСЛК 28594116 .
- Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10882-8 .
- Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола, США: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6 .
- Саквилл-Уэст, Эдвард ; Шоу-Тейлор, Десмонд (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 500373060 .
- Шоу, Дженнифер Робин; Аунер, Джозеф Генри (2011). Кембриджский компаньон Шёнберга . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-511-78091-2 .
- Тарускин, Ричард (1995). Текст и действие: Очерки музыки и исполнения . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-509458-9 .
- Уигел, Дебора Филлерап (2011). Слова и музыка: Камю, Беккет, Кейдж, Гулд . Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 978-1-4331-0836-5 .
- 1913 рождений
- 1972 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Французские дирижеры ХХ века (музыка)
- Французские музыковеды ХХ века
- Французские мужчины-дирижеры (музыка)
- Французские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Еврейские композиторы-классики
- Вторая венская школа
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Французские композиторы XX века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Ученые Берга
- Ученые Шенберга
- Ученые Веберна