Прекрасная Хелен

Прекрасная Элен ( Французское произношение: [la bɛl elɛn] , «Прекрасная Елена» ) — опера-буфф в трёх действиях на музыку Жака Оффенбаха и слова Анри Мейяка и Людовика Галеви . Произведение пародирует историю Елены Троянской побега с Парисом , положившего начало Троянской войне .
Премьера состоялась в Театре Варьете в Париже 17 декабря 1864 года. Работа прошла хорошо, и постановки последовали на трех континентах. «Прекрасная Элен» продолжала возрождаться на протяжении всего 20 века и оставалась репертуарной пьесой в 21 веке.
Предыстория и первое выступление
[ редактировать ]К 1864 году Оффенбах зарекомендовал себя как ведущий французский композитор оперетты . После успеха своих ранних произведений – коротких пьес для скромных сил – в 1858 году ему была предоставлена лицензия на постановку полнометражных опер с большим составом и хором. Первый из них, «Орфея в окружении» , добился известности и кассового успеха благодаря своей рискованной сатире на греческую мифологию, французские музыкальные традиции и Вторую империю . [ 1 ] В течение последующих шести лет композитор пытался, но тщетно, повторить этот успех. [ 2 ] В 1864 году он вернулся к классической мифологии для своей темы. Его частый соратник Людовик Галеви написал эскиз к опере, которая будет называться «Взятие Трои» (La Prize de Troie). Оффенбах предложил сотрудничество с Гектором Кремье , солибреттистом «Орфеи» , но Галеви предпочел нового партнера, Анри Мейяка , написавшего большую часть сюжета, к которому Галеви добавил юмористические детали и комические диалоги. [ 3 ] [ 4 ] Официальный цензор возражал против некоторых их слов из-за неуважения к Церкви и государству, но утвержденный текст был принят. [ 5 ]

В эссе Гроува об этом произведении Эндрю Лэмб пишет: «Как и в случае с большинством величайших произведений Оффенбаха, создание «Прекрасной Елены», похоже, прошло без проблем». [ 7 ] Хотя написание произведения прошло гладко, репетиций не было. Менеджер Театра Варьете Теодор Коньяр был скуп и не сочувствовал склонности Оффенбаха к роскошным постановкам и масштабным оркестровкам, а две ведущие дамы - Гортензия Шнайдер и Леа Силли - постоянно враждовали друг с другом. Вражда стала достоянием общественности и вызвала растущий интерес к пьесе среди парижских театралов. [ 8 ]
Опера открылась 17 декабря 1864 года. Публика в первый вечер была в восторге, но отзывы были неоднозначными. [ н 2 ] и кассовые сборы в течение нескольких последующих спектаклей были вялыми, пока благосклонные отзывы ведущих писателей, таких как Анри Рошфор и Жюль Валле, не произвели впечатление на публику, после чего пьеса привлекла широкую аудиторию, как среди представителей модной богемы, так и респектабельных граждан из богатых слоев населения. округа. [ 11 ] Он длился большую часть 1865 года (с летним перерывом в середине). [ 12 ] и был заменен в феврале 1866 года на «Барбе-блю» с теми же ведущими игроками в главных ролях, за исключением Силли, с которым Шнайдер отказался когда-либо снова выступать. [ 13 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 17 декабря 1864 г., (Дирижер: Жак Оффенбах ) |
---|---|---|
Агамемнон , царь царей | баритон | Анри Кудер |
Менелай, царь Спарты | тенор | Жан-Лоран Копп |
Парис, сын царя Трои Приама | тенор | Хосе Дюпюи |
Калхас, первосвященник Юпитера | бас | Пьер-Эжен Гренье |
Ахилл, царь Фтиотиды | тенор | Александр Гийон |
Орест, сын Агамемнона | сопрано или тенор | Леа Силли |
Аякс I, король Саламина | тенор | Эдвард Гамбургер |
Аякс II, король локров | баритон | М. Андоф |
Филокома, они посещают Калхаса | разговорный | М. Видейкс |
Евтикл, кузнец | разговорный | М. Ройер |
Елена, царица Спарты | меццо-сопрано | Гортензия Шнайдер |
Парфенис, куртизанка | сопрано | Мисс Элис |
Лена, куртизанка | меццо-сопрано | Мисс Габриэль |
Берчис, внимание Хелен | сопрано | Мисс К. Рено |
Дамы и господа, Принцы, Стражи, Люди, Рабы, Слуги Елены, Скорбящие Адониса |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место: Спарта и морское побережье.
- Время: До Троянской войны .
Акт 1
[ редактировать ]
Парис , сын Приама , прибывает с посланием богини Венеры к первосвященнику Калхасу , повелевающему ему обеспечить Парису любовь Елены , обещанную ему Венерой, когда он вручил ей приз красоты вместо Юноны и Минервы. .
Прибывает Парис, замаскированный под пастуха , и выигрывает три приза в «соревновании остроумия» (возмутительно глупых играх в слова) с греческими королями под руководством Агамемнона , после чего раскрывает свою личность. Хелен, которая пыталась остепениться после своего юношеского приключения и знает предысторию Пэрис, решает, что судьба запечатлела ее. Елена коронует троянского и принца победителем, к неудовольствию невежды Ахилла двух неуклюжих Аяксов. Париса приглашает на пир муж Елены Менелай , царь Спарты. Парис подкупил Калхаса, чтобы тот «предсказал», что Менелай должен немедленно отправиться на Крит , на что он неохотно соглашается под общим давлением.
Акт 2
[ редактировать ]Пока греческие короли веселятся во дворце Менелая в его отсутствие, а Калхас ловится на мошенничестве за настольной игрой, Парис приходит ночью к Елене. После того, как она провожает его первую откровенную попытку соблазнить ее, он возвращается, когда она заснула. Хелен молилась о каких-нибудь умиротворяющих снах и, похоже, верит, что это именно так, и поэтому больше не сопротивляется ему. Менелай неожиданно возвращается и находит их в объятиях друг друга. Хелен, восклицая «la Fatalité, la Fatalité», говорит ему, что это все его вина: хороший муж знает, когда прийти, а когда держаться подальше. Пэрис пытается отговорить его от скандала, но безуспешно. Когда все короли присоединяются к сцене, ругая Париса и приказывая ему вернуться туда, откуда он пришел, Парис уходит, поклявшись вернуться и закончить работу.
Акт 3
[ редактировать ]Короли и их свита переехали в Навплию на летний сезон, а Хелен дуется и заявляет о своей невиновности. Венера отомстила за обращение с ее протеже Парисом, сделав все население легкомысленным и влюбчивым, к отчаянию королей. На лодке прибывает первосвященник Венеры и объясняет, что ему нужно отвезти Елену на Киферу, где она должна принести в жертву 100 телят за свои преступления. Менелай умоляет ее пойти со священником, но она сначала отказывается, говоря, что это он, а не она оскорбила богиню. Однако, когда она понимает, что священник - это замаскированный Пэрис, она садится в воду, и они вместе уплывают.
Музыкальные номера
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]- Вступление и припев
- «Amours Divins» – «Божественная любовь» – Хор и Елена
- Хор и Орест «C'est Parthoenis et Léoena» – «Это Парфенис и Леоэна» – Хор и Орест
- Air de Paris «Au mont Ida» – Воздух: «Гора Ида» – Париж
- Марш королей Греции – Марш королей Греции
- Хор «Gloire au berger victorieux»; «Gloire! Gloire! Gloire au berger» – «Слава пастырю-победителю»; «Слава! слава! слава пастырю» – Хор и Елена
Акт 2
[ редактировать ]- Антракт
- Chœur «O Reine, en ce jour» – «О королева, в этот день» – Хор
- Обращение к Венере – «Скажи мне, Венера» – Елена
- Marche de l'oie – Гусиный марш
- Scène du jeu – Сцена игры «Гусь».
- Chœur en coulisses "En Couronnes Tressons les Roses" - "В венках плете розы" - Хор за сценой
- Дуэт Элен-Пари «Oui c’est un rêve» – «Да, это мечта» – Хелен и Пэрис
- «Мудрый муж» (Элен), вальс и финал: «A moi! Короли Греции, мои!» вальс и финал: «Мне! Короли Греции, мне!» – Хелен; Менелай
Акт 3
[ редактировать ]- Антракт
- Хор и тур Ореста «Venus au Fond de nos Souls» — «Венера в глубине наших душ» — Хор и Орест
- Стихи из Элен «Вот я не виновата» – Стихи: «Вот я не виновата» – Элен
- Патриотическое трио «Когда Греция — поле кровавой бойни» (Агамемнон, Калхас, Менелай) — Патриотическое трио — Агамемнон, Калхас, Менелай
- Хор «Галера Киферы», тирольский парижский «Будь геем» – «Корабль для Киферы»; Тирольская песня: «Будь геем» – Хор и Париж.
- Финал – Все
возрождения
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]«Прекрасная Элен» возрождалась в «Варьете» в 1876, 1886 и 1889 годах с Анной Жюдик в главной роли , в 1890 году с Жанной Гранье и в 1899 году с Жюльетт Симон-Жирар . [ 14 ]
Австрийская премьера состоялась в Театре ан дер Вин под названием « Die schöne Helena » в марте 1865 года. Именно по этому случаю Эдуард Хэнш сделал новую аранжировку увертюры, которая сегодня исполняется повсеместно; Краткую прелюдию Оффенбаха можно услышать очень редко. Работа была дана в Берлине в Театре Фридриха-Вильгельмштедтиша в мае того же года, в Брюсселе в следующем месяце. [ 15 ] и в Венгрии в марте 1866 г. на немецком языке и в апреле 1870 г. на венгерском языке. [ 14 ]
открылась адаптация Ф. К. Бернанда под названием « Хелен, или взято из греческого» В Лондоне в июне 1866 года в театре Адельфи . [ 16 ] Оригинальная французская версия была поставлена в двух театрах Сент-Джеймс ; в первом, в июле 1868 года, Шнайдер сыграл Хелен; [ 17 ] во втором, в июле 1873 года, участвовали Мария Деклауза, Марио Видмер и Полина Луиджини. [ 18 ] Другие английские адаптации (в том числе вторая Бернанда) были даны в Театре Гейти (1871 г.). [ 19 ] Театр Альгамбра (1873 г.) [ 19 ] и Королевский театр (1878 г.). [ 14 ]
Первая нью-йоркская постановка оперы была представлена на немецком языке в Штадт-театре в Нью-Йорке в декабре 1867 года; последовала оригинальная французская версия в Театре Франсэ (март 1868 г.) и английская адаптация Молинье Сент-Джона в роли Пэрис и Елены, или Греческий побег в Нью-Йоркском театре (апрель 1868 г.). Были и другие постановки в США в 1871 году (на французском языке) и 1899 году (на английском языке) с Лилиан Рассел в роли Хелен. [ 14 ] Австралийская премьера состоялась в Королевском театре Виктории в Сиднее в мае 1876 года. [ 14 ] С момента российской премьеры в сезоне 1868–69 в Санкт-Петербурге «Прекрасная Элен» стала и оставалась на протяжении десятилетия самым популярным сценическим произведением в России. В своем первом заезде он отыграл рекордные 42 выступления подряд. [ 20 ]
20 век
[ редактировать ]
Возрождения в Париже включали возрождения в Театре де ла Гэте-Лирик (1919), Театре Могадор (1960), Театре де Буфф-Парижан (1976), Национальном театре Комической оперы (1983 и 1985) и Театре Парижа (1986). [ 14 ] В 1999 году на фестивале в Экс-ан-Провансе была поставлена постановка Герберта Вернике, назвал которую Курт Генцль «печально безвкусной и бесполезной… демонстрирующей отсутствие понимания идиомы оперы-буфф». [ 15 ] [ 21 ]
Макса Рейнхардта Эффектная адаптация произведения была поставлена в Театре на Курфюрстендамме в Берлине в 1931 году с Ярмилой Новотной в главной роли . Партитура была сильно адаптирована Эрихом Корнгольдом . [ 15 ] Рейнхард поставил свою версию в Англии в декабре 1931 года по тексту А.П. Герберта под названием «Хелен» в главной роли с Эвелин Лэй . [ 22 ] Английская версия, более точная к оригиналу Мейяка и Галеви, была представлена оперой Сэдлера Уэллса в 1963 году и возрождена в лондонском Колизее в 1975 году. Шотландская опера гастролировала по этому произведению в 1990-х годах в переводе Джона Уэллса . [ 23 ] и Английская национальная опера (ENO) представила партитуру Оффенбаха с полностью переписанным либретто Майкла Фрейна под названием «Прекрасная Виветта», которое ненадолго прозвучало в Колизее в 1995 году. [ 24 ] и Хью Каннинг из The Sunday Times назвал постановку Вернике в Эксе «незабытыми ужасами». [ 25 ]
Американские постановки включали постановки Нью-Йоркской городской оперы (1976) с Караном Армстронгом , [ 14 ] Легкая опера Огайо (1994), [ 26 ] и Лирическая опера Кливленда (1996). [ 27 ]
21 век
[ редактировать ]Среди возрождений во Франции были постановки в Театре Шатле в Париже (2000 и 2015 годы), в Авиньонской опере и Опера Тулона (оба в 2014 г.), Большой театр Тура (2015 г.) и Национальная опера Лотарингии (2018 г.). [ 28 ] Спектакль «Шатле» 2000 года Лорана Пелли был представлен ENO в Колизее в 2006 году с Фелисити Лотт в роли Хелен. [ 29 ] В американские постановки вошли постановки Портлендской оперы (2001), [ 30 ] и Опера Санта-Фе в главной роли со Сьюзен Грэм (2003). [ 31 ]
Критический прием
[ редактировать ]Рецензент в Le Journal amusant считал, что в произведении есть все ожидаемые качества Оффенбаха: «изящество, мелодичность, самозабвенность, эксцентричность, веселость и дух... Любите ли вы хорошую музыку веселого духа? Вот! Хотите смеяться и Вы будете смеяться, вам будет весело! Вам нравится видеть батальон красивых женщин? По этим и многим другим причинам La belle Hélène найдет свое место ! 100 спектаклей Лучше вечеринки в театре нет». Рецензент заметил, что либреттисты проявили в этом произведении не самую тонкую игру и «нарисовали широкой кистью шутовства». [ 32 ] Британский журнал The Musical World посчитал музыку «очень ненадежной и по сути второсортной» и объяснил большой успех оперы популярностью Шнайдера. [ 33 ] В Атенеуме это произведение сочли крайне неприличным. [ н 3 ]
В своей биографии Оффенбаха 1980 года Питер Гаммонд пишет, что музыка «Прекрасной Елены» «утонченна и очаровательна и демонстрирует наибольшее венское влияние». Он добавляет, что, хотя в нем нет «хитовых» мелодий, это целостная и сбалансированная композиция с отличными песнями для Хелен. [ 35 ] Однако Александр Фарис (1981) пишет: «Было бы трудно назвать оперетту с более хорошими мелодиями, чем «Прекрасная Елена» (хотя «Летучая мышь» была бы сильным соперником)». [ 36 ] Он отмечает, что в этой партитуре гармония Оффенбаха стала более хроматической, чем в более ранних произведениях, и предвосхитила некоторые . гармонические эффекты Чайковского Оба автора ценят музыку выше, чем Невилл Кардус , который писал по поводу этой партитуры, что Оффенбах не годится для компании с Иоганном Штраусом , Обером и Салливаном . [ 37 ] [ н 4 ] Совсем недавно Родни Милнс , рецензируя постановку Шатле 2000 года, написал: «Весь спектакль настолько невинно грязен, на что способны только французы. И в музыкальном плане он великолепен». [ 38 ] В своей «Истории оперетты» (2003) Рихард Траубнер пишет: « Прекрасная Елена — это нечто большее, чем тщательно продуманная копия «Орфеи в окружении» . Она превосходит первую и достигает еще более высоких олимпийских высот в каноне оперетты. Ее финалы смешнее, более тщательно продуманы, и предполагают еще большее использование припева, оркестровки богаче, мелодий больше, и есть вальс; великая грация и красота во втором акте». [ 39 ]
Записи
[ редактировать ]- Фелисити Лотт , Ян Бёрон , Мишель Сенешаль , Лоран Наури , Франсуа ле Ру , Мари-Анж Тодорович . Мюзикл в постановке Марка Минковского (версия представлена в Театре Шатле в 2000 году).
- Джесси Норман , Джон Алер , Шарль Берлес, Габриэль Бакье , Жан-Филипп Лафон. Музыкальное руководство Мишель Плассон .
- Джейн Роудс , Реми Корацца, Жак Мартен, Жюль Бастен , Мишель Тремпон , со Страсбургским филармоническим оркестром под управлением Алена Ломбарда и хором Национальной оперы Рейна под управлением Гюнтера Вагнера (1978).
См. также
[ редактировать ]- Груша прекрасная Элен
- Прекрасная Елена — шведский фильм 1951 года.
- Либретто в WikiSource (на французском языке)
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Морковь — отсылка к песне Поля-Леонса Блакьера «Vénus aux carottes», с которой ассоциировался Силли. [ 6 ]
- ↑ Яростная враждебность критика Жюля Жанена из Journal des débats пробудила интерес публики к «Орфее» в 1858 году и увеличила посещаемость; [ 9 ] в этот раз он старался не попасть в ту же ловушку, но не смог удержаться от своих оскорблений в адрес «вероломного» Мейяка, «предателя» Галеви и «несчастного» Оффенбаха. [ 10 ]
- ↑ В статье журнала объемом 680 слов, осуждающей оперу, ни разу не упоминалось имя композитора. [ 34 ]
- ↑ Кардус, очевидно, исключил «Сказки Гофмана» из своей критики: «В мизинце Салливана было больше музыки, чем Оффенбах мечтал за всю свою жизнь, пока на пороге смерти его необъяснимым образом тронула поэзия». [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лэмб, Эндрю. "Orphée aux enfers" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2002. Проверено 14 апреля 2019 г. (требуется подписка)
- ^ Фарис, стр. 71, 77, 92 и 110; и Кракауэр, с. 242.
- ^ Фарис, с. 112.
- ^ Кракауэр, с. 244.
- ^ Кракауэр, стр. 244–245.
- ^ Брекбилл, Анита. «Андре Жиль и музыканты в Париже в 1860-х и 1870-х годах: карикатуры в «Луне» и «Затмении» , Музыка в искусстве 34, вып. 1/2 (2009), стр. 218 и 228.
- ^ Лэмб, Эндрю. "Belle Hélène, La" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2002. Проверено 14 апреля 2019 г. (требуется подписка)
- ^ Кракауэр, стр. 243–244; и Фарис, с. 125
- ^ Мартине, с. 50.
- ^ Кракауэр, с. 246.
- ^ Кракауэр, с. 249.
- ^ Фарис, с. 134
- ^ Фарис, стр. 138–139.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Генцль и Ламб, стр. 286–287.
- ^ Jump up to: а б с Генцль, Курт. "Прекрасная Элен" , Исследовательский центр оперетты, 2001 г. Дата обращения 15 апреля 2019 г.
- ^ «Театр Адельфи», The Morning Post , 2 июля 1866 г., стр. 2.
- ^ "Театр Сент-Джеймс", The Standard , 13 июля 1868 г., стр. 3.
- ^ «Театр Сент-Джеймс», The Morning Post , 12 июля 1873 г., стр. 4.
- ^ Jump up to: а б Гайе, с. 1359.
- ^ Сенелик, Лоуренс. «Оффенбах и Чехов; Или Прекрасная Елена» , Театральный журнал 42, вып. 4 (1990), стр. 455–467. (требуется подписка)
- ^ Каннинг, Хью. «Я люблю Париж... Опера» , The Sunday Times , 5 ноября 2000 г., стр. 18 (раздел культуры).
- ^ «Троя без слез», The Manchester Guardian , 28 декабря 1931 г., стр. 11; и «Барочная трактовка классической темы: Хелен! В Адельфи», Illustrated London News , 6 февраля 1932 г., стр. 1932. 212.
- ^ Хойл, Мартин. «Искусство: «Прекрасная Елена» , The Financial Times , 3 ноября 1995 г., стр. 13.
- ^ Траубнер, ненумерованная вводная страница.
- ^ Портер, Эндрю. «Хелен уничтожена: Фрейн сводит классические фигуры Оффенбаха к Чиппендейлу, а Пэрис к штукатурке», The Observer , 17 декабря 1995 г., стр. 61.
- ^ Гурегян, Элейн. «Обновление «Хелен»» , Akron Beacon Journal , 25 июня 1994 г., стр. С6.
- ^ Розенберг, Дональд. « La Belle Helene : Сумасшедшее начало сезона» , The Plain Dealer , 28 июня 1996 г., стр. 1Е.
- ^ «Прекрасная Элен» , Opera Online. Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Пикард, Анна. «Тысяча кораблей? Эта Хелен не сможет спустить на воду дюжину» , The Independent в воскресенье , 9 апреля 2006 г., стр. 19.
- ^ Маккуиллен, Джеймс. « Прекрасная Елена» - смешно, абсурдно, сатирично» , The Oregonian , 11 мая 2001 г., стр. 62.
- ^ Кантрелл, Скотт. «Юность мешает «Элен»: постановка представляет собой смесь сомнительных шуток и противоречивых тем» , The Dallas Morning News, 31 июля 2003 г., стр. 9б.
- ^ Вольф, Альберт. «Chronique Théatrale», Le Journal amusant , 24 декабря 1864 г., стр. 6–7.
- ^ "Мадле Шнайдер", Музыкальный мир , 8 августа 1868 г., стр. 549.
- ^ «Музыка и драма», Атенеум , 18 июля 1868 г., стр. 90.
- ^ Гаммонд, с. 81.
- ^ Фарис, стр. 121–122.
- ^ Jump up to: а б Кардус, Невилл. « Хелен!» в Оперном театре», Manchester Guardian , 28 декабря 1931 г., стр. 11.
- ^ Милнс, Родни. «Прекрасная Елена» , «Таймс» , 3 октября 2000 г., стр. Т2.22.
- ^ Траубнер, стр. 43.
Источники
[ редактировать ]- Фарис, Александр (1980). Жак Оффенбах . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-11147-3 .
- Гаммонд, Питер (1980). Оффенбах . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-0257-2 .
- Генцль, Курт ; Эндрю Лэмб (1988). Книга Генцля о музыкальном театре . Лондон: Голова Бодли. OCLC 966051934 .
- Гэй, Фреда, изд. (1967). Кто есть кто в театре (четырнадцатое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 5997224 .
- Кракауэр, Зигфрид (1938). Орфей в Париже: Оффенбах и Париж его времени . Нью-Йорк: Кнопф. OCLC 639465598 .
- Мартине, Андре (1887). Оффенбах: его жизнь и творчество . Пэрис: Зуб. ОСЛК 3574954 .
- Траубнер, Ричард (2016) [2003]. Оперетта: История театра (второе изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-138-13892-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с «Прекрасной Элен», на Викискладе?