Эвелин Лэй
Эвелин Лэй | |
---|---|
Рожденный | Элси Эвелин Лэй 10 июля 1900 г. Блумсбери , Лондон, Англия |
Умер | 17 февраля 1996 г. Лондон, Англия | (95 лет)
Занятия |
|
Годы активности | 1915–1992 |
Супруги |
Эвелин Лэй CBE ( урожденная Элси Эвелин Лэй ; 10 июля 1900 — 17 февраля 1996) — английская актриса и певица.
Родившись в театральной семье, она дебютировала в профессиональной карьере в 1915 году в возрасте пятнадцати лет и быстро зарекомендовала себя в музыкальной комедии . К 1920 году она играла ведущие роли в Вест-Энде, в театрах Дейли и других театрах, став самой высокооплачиваемой звездой Лондона. Ее первый брак в 1926 году с исполнителем Сонни Хейлом был недолгим и закончился разводом после того, как он бросил ее ради певицы Джесси Мэтьюз .
Лэй дебютировала в Америке в 1929 году, снявшись в Ноэля Кауарда « мюзикле Bitter Sweet» . В 1930-х годах она делила свое время между Вест-Эндом и Бродвеем и снималась в американских и британских фильмах.
Она развлекала военно-морской персонал во время Второй мировой войны . Впоследствии, когда мода повернулась против романтических мюзиклов, в которых она заработала себе репутацию, Лэй часто можно было увидеть на немузыкальной сцене, появляясь как в классике, такой как «Школа скандалов» , так и в новых пьесах, часто вместе со своей второй половинкой. муж, актер Фрэнк Лоутон . Она снялась в нескольких продолжительных комедиях, в том числе «Любовная креветка» в 1950-х годах и «Пожалуйста, никакого секса, мы британцы» в 1970-х. Кроме того, она появлялась в послевоенных мюзиклах, как американских, так и британских.
Лэй все еще работала, когда ей было чуть за девяносто, и в 1991 году она появилась в Карнеги-холле в Нью-Йорке на концерте музыки Кауарда. Она умерла в Лондоне в 1996 году в возрасте 95 лет.
Ранние годы
[ редактировать ]Элси Эвелин Лэй (известная своей семье и друзьям как «Бу») родилась в Блумсбери , Лондон, 10 июля 1900 года и была единственным ребенком Гилберта Джеймса Лэя (1866–1926) и его жены Эвелин, урожденной Фруд. [ 1 ] Оба родителя были актерами, а Гилберт Лэй, чье сценическое имя было Гилберт Лэй, также был менеджером; в течение нескольких лет он управлял пирсом Брайтон Палас . [ 2 ] Его жена была хорошо известна тем, что играла главного мальчика в провинциальных пантомимах под своим сценическим псевдонимом Эвелин Стюарт. [ 1 ] Младшая Эвелин получила образование в Фолкстоне и Брайтоне . [ 3 ]
Лэй дебютировала на сцене в возрасте трех лет, продолжая работать в постановке в Фолкстоне, но свою театральную карьеру она относила к августу 1915 года, когда она появилась в Королевском театре Брайтона в мелодраме «Мистер Ву» . [ 3 ] Ее отец не хотел, чтобы она продолжала сценическую карьеру, но она настояла. [ 2 ]
После гастролей в фильме «Мистер Ву» в роли Хильды Грегори, [ 4 ] Лэй впервые появилась в Лондоне в Ист-Хэм Палас 24 апреля 1916 года в возрасте 15 лет в ревю Honi Soit , с которым она впоследствии гастролировала. [ 3 ] Вернувшись в Лондон, в « Гейети», она взяла на себя роль Леони Брэмбл в «Место красоты» (1918); позже в том же году в том же театре она сыграла Мадлен Мэннерс в « Going Up» , а в 1920 году у нее была главная женская роль Бесси Брент в возрождении шоу 1894 года «Продавщица» . [ 5 ] Первоначальная партитура была переработана для этой постановки, и Герман Даревски и Артур Вимперис добавили «Гвардейскую бригаду», оживленный марш-номер, в котором Лэй, одетый как барабанщик-мажоретка , возглавлял марширующий оркестр из 60 человек, состоявший из настоящих гвардейцев . [ 6 ]
Звезда Вест-Энда
[ редактировать ]В августе 1922 года Лэй появился в роли Пролога и Хелен в оперетте «Фи-Пхи» в лондонском павильоне ; ее коллегами по фильму были Стэнли Лупино , Артур Робертс и Клифтон Уэбб . [ 7 ] Затем она была приглашена в Театр Дейли , где укрепила свои позиции главной звезды, появившись в мае 1923 года в главной роли в возрожденной «Веселой вдове» с актерским составом, в который входили Карл Бриссон , Дерек Олдхэм и Джордж Грейвс . The Stage прокомментировала: «Мисс Эвелин Лэй наиболее очаровательна в роли Вдовы, как вокально, так и театрально, и ее роль в целом следует считать венцом ее карьеры на сегодняшний день». [ 8 ]
Оставшись у Дейли после показа «Веселой вдовы» , Лэй имел, что несколько лондонских газет назвали триумфом, в «Мадам Помпадур» , экранизации венской оперетты Лео Фаля . [ 9 ] Критик Дж. Т. Грейн писал: «Эвелин Лэй отбрасывает в тень всех своих современных соперников… Ее полный успех поднимает ее до лидера своего жанра». [ 10 ] Для своего времени пьеса продержалась необычайно долго: 469 представлений. [ 11 ]
Следующие две ее главные роли также были у Дейли: Алиса в новой постановке осеннего мюзикла 1909 года «Долларовая принцесса» ; [ 3 ] и заглавная роль в «Клеопатре» (музыка Оскара Штрауса , слова Гарри Грэма ). [ 12 ] Однажды во время показа последнего она надела драгоценности, одолженные парижским ювелиром, на сумму 30 000 фунтов стерлингов (почти 2 миллиона фунтов стерлингов в пересчете на 2022 год). [ 13 ] Ее карьера в Daly's сделала ее самой успешной звездой мюзиклов и оперетт – и самой высокооплачиваемой звездой любого жанра – в Вест-Энде. [ 1 ] [ 14 ] По мнению «Таймс» , она поступила одновременно осторожно и мудро, чтобы на данный момент остаться в этом районе – «нарядном мире венской элегантности и парящей мелодии… вместо того, чтобы войти в более многолюдный мир ревю , где Джесси Мэтьюз , Гертруда Лоуренс и Беатрис Лилли боролись за превосходство». [ 14 ]
В январе 1926 года Лэй сделала свои первые радиопередачи на канале 2LO , предшественнике BBC . [ 15 ] 10 апреля того же года она вышла замуж за Джона Роберта Хейла Монро, актера, чье сценическое имя было Сонни Хейл . Брак не удался; в течение года Лэй нашел любовные письма, написанные Хейлу Мэтьюзом, с которым он тогда играл одну из главных ролей в CB Cochran ревю «Этот год благодати » , в котором они спели романтический дуэт Ноэля Кауарда «Комната с видом». . [ 14 ] [ 16 ] Хейл съехал и ушел с Мэтьюзом. [ 14 ]
В апреле 1928 года Лэй снялся в первой постановке Пикадилли театра «Голубые глаза» , мюзикле на слова Гая Болтона и Грэма Джона и музыку Джерома Керна ; он прошел на Пикадилли, а затем в Дейли, в общей сложности дал 276 представлений. [ 17 ] После этого Лэй предложили главную роль Сари Линден в новом мюзикле Кауарда « Bitter Sweet» , но она была настолько обезумела из-за дезертирства Хейла, что отказалась от этой роли, поскольку продюсировать шоу должен был Кокран, который первым пригласил Хейла. и Мэтьюз вместе. Она сказала Кауарду: «Я лучше помою полы, чем снова буду работать на него ». [ 18 ] «Bitter Sweet » с Пегги Вуд во главе имела значительный успех в Лондоне, открывшись 12 июля 1929 года и продлившись до 9 мая 1931 года. [ 19 ] Осознав свою ошибку, отказавшись от роли, Лэй позаботилась о том, чтобы она могла сыграть главную роль в бродвейской постановке, которая открылась 5 ноября 1929 года, и это ее дебют в Нью-Йорке. [ 3 ]
Кауард, который был режиссером, в частном порядке записал, что Лэй «сбил с ног несчастную Пегги» в этой роли. [ 20 ] и похвалил ее «грацию, обаяние и уверенность», вызвав «один из самых продолжительных взрывов аплодисментов, которые я когда-либо слышал в театре». [ 21 ] Критик New York Times писал о «мягком по качеству и полном тоне голосе, актерском мастерстве и пении, равных сочинению г-на Кауарда». [ 1 ] Другой нью-йоркский критик написал, что Лэй была «самой прекрасной примадонной по эту сторону рая». [ 22 ] После закрытия постановки в Нью-Йорке Лэй играл Сари в Лондоне в последние недели выступления в Вест-Энде. [ 23 ]
1930-е годы
[ редактировать ]На протяжении 1930-х годов Лэй делила свое время между Великобританией и США. В 1931 году она поехала в Голливуд снимать фильм «Одна небесная ночь» . [ 24 ] Она играла в двух давних лондонских мюзиклах: «Хелен» (1932) и «Дай мне кольцо» (1933). [ 3 ] Среди ее британских фильмов того периода были «Время вальса» (1933), «Прекрасная принцесса» (1934) и «Вечерняя песня» (1934). В фильме MGM 1934 года «Ночь молода» она представила Зигмунда Ромберга «Когда я стану слишком старым, чтобы мечтать». песню [ 25 ]
В 1934 году, разведясь с Хейлом, Лэй вышла замуж за своего второго мужа, актёра Фрэнка Лоутона . [ 26 ] Брак продлился до его смерти в 1969 году; у них не было детей. [ 14 ]
В 1935 году Лэй вернулся в США, чтобы принять участие в возрождении « Bitter Sweet» в Лос-Анджелесе , а затем в Сан-Франциско появился на Бродвее в «Sweet Aloes» . , а в следующем году [ 3 ] К этому времени, по словам The Times , Лэй «был тостом двух континентов». [ 14 ] В Лондоне Лэй сыграла принцессу Анну в «Паганини» с Ричардом Таубером в главной роли (1937), а в Нью-Йорке она сыграла Натали Ривс в «Между дьяволом » вместе с Джеком Бьюкененом . [ 3 ] По возвращении в Англию она впервые выступила на эстраде в лондонском «Палладиуме» в 1938 году, и в том же году она дебютировала в пантомиме в роли принца Флоризеля в «Спящей красавице» . [ 3 ]
1940-е и 1950-е годы
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Лэй стал председателем военно-морской секции ENSA , занимавшейся организацией развлечений для военно-морского персонала. [ 14 ] Би-би-си тогда сообщила, что она «неутомима в своих обязанностях… она организовывала и выступала на концерте за концертом, чтобы развлечь военно-морской флот». [ 27 ] В своих выступлениях она изначально сосредоточилась на эстраде и ревю. Она достаточно примирилась с Кокреном, чтобы появиться в его ревю 1940 года «Lights Up » в отеле «Савой», в главных ролях с Мартином Грином и Клиффордом Моллисоном . [ 3 ] [ 28 ] Она вернулась в мюзиклы в 1942 году, сыграв Вайолет Грей в возрожденной версии «Красавицы Нью-Йорка» в лондонском Колизее . [ 29 ] Она появилась в пантомиме в роли Прекрасного Принца в «Золушке у Его Величества и Палладиуме». [ 3 ] Штрауса а в марте 1945 года она сыграла Кэтрин в «Трех вальсах» у принца , а затем на гастролях. [ 3 ]
После войны музыкальная карьера Лэя пострадала из-за изменения театральной моды. Романтические среднеевропейские мюзиклы, с которыми она была связана, были заменены на Бродвее и в Вест-Энде новым типом, преимущественно американскими мюзиклами. [ 1 ] Она начала появляться в немузыкальных пьесах, гастролируя с мужем в новой комедии « Неуловимая леди» (1946) и играя леди Тизл в Бэзила Дина постановке «Школа скандала» . [ 3 ] Ее первой немузыкальной ролью в Вест-Энде была роль Марины в Две дюжины красных роз итальянской комедии « » в адаптации Кеннета Хорна в Лирическом театре в мае 1949 года. Лэй и другие исполнители получили хорошие отзывы, но пьеса была признана слабой: The Stage отметила, что Лэй выглядела восхитительно и блестяще справилась со своей ролью, но «нам просто хотелось, чтобы она запела». [ 30 ] Производство закрылось через месяц. [ 31 ] Затем она сменила Гертруду Лоуренс в Дафны дю Морье « драме Сентябрьский прилив » , играя вместе с Лоутоном. [ 32 ] В 1951 году Лэй и Лоутон гастролировали по Австралии с «Сентябрьский прилив» и Джона Ван Друтена комедией «Колокол, книга и свеча» . [ 33 ]
Вернувшись в Англию, Лэю отказали в главной роли в британской премьере фильма «Король и я» в 1953 году. [ 1 ] но успешно вернулся на музыкальную сцену в следующем году в роли Марсель Тибо в «Свадьбе в Париже» Ганса Мэя и Веры Каспари в главной роли с Антоном Уолбруком . [ 34 ] Позже в том же десятилетии она снялась вместе с Лоутоном в «Серебряная свадьба », написанной для них Майклом Клейтоном Хаттоном. немузыкальной комедии [ 35 ] В 1958 году она опубликовала сборник мемуаров « Бу моим друзьям» . [ 14 ] Кауарда Она и Лоутон появились вместе в возрожденной версии «Маркизы» , которая гастролировала в 1959 году. [ 36 ] В лондонском отеле «Сэвилл» она сыграла леди Фицадам в комедии «Влюбленная креветка» , которая шла более двух лет, начиная с декабря 1959 года. [ 3 ]
1960-е и 1970-е годы
[ редактировать ]В январе 1964 года в Театре Принца Уэльского Лэй взяла на себя роль Эдит Ламберт в Самнера Артура Лонга комедии «Никогда не поздно» , а в 1965 году она и Лоутон появились в комедии Сомерсета Моэма 1921 года «Круг» , сначала в театре Эшкрофта. , а затем в Савойе. The Stage сообщила, что спектакль прошел хорошо, но:
В 1966 году сначала в театре Альгамбра , в Глазго а затем на Пикадилли Лэй вернулась к мюзиклам, сыграв Анни Безант в «Зажги свет» . [ 3 ] В октябре 1967 года в «Финиксе» она сыграла Мюриэл Уиллоуби в новой комедии « Давайте все спустимся по берегу в главной роли » с Глэдис Купер . The Stage прокомментировала: «Свет ярких развлечений неизменно приходит, когда Глэдис Купер и Эвелин Лэй предаются своим индивидуальным формам неистовства». [ 38 ]
В марте 1969 года в театре Адельфи Лэй взяла на себя роль леди Хэдвелл в мюзикле « Девочка Чарли» из оперы Анны Нигл . [ 3 ] а во Дворце в ноябре того же года она сыграла миссис Фитцмонс в Дэвида Хенекера мюзикле «Фил Флейтер» , в котором исполнила песню «Они больше не делают их такими», написанную композитором как дань уважения ее долголетию. на сцене. [ 14 ]
В 1971 году Лэй снялась вместе с молодым Майклом Кроуфордом в фарсе « Пожалуйста , без секса, мы британцы» , в котором она сыграла его мать, Элеонору Хантер. Она осталась в актерском составе после ухода Кроуфорда; после почти 800 выступлений в этой роли она покинула сцену в марте 1973 года. [ 39 ] Она была назначена CBE в 1973 году. [ 1 ] В 1975 году она появилась в возрожденной Доди Смит комедии «Дорогой осьминог» в матриархальной роли, созданной в 1938 году Мари Темпест . [ 40 ] В 1978 году она отправилась в 16-недельное британское турне в роли миссис Хиггинс в «Пигмалионе » с Полом Дейнманом в роли Хиггинса и Дженнифер Уилсон в роли Элизы. [ 14 ] [ 41 ] перед гастролями в роли мадам Армфельд в Стивена Сондхейма фильме «Маленькая ночная музыка» . [ 14 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В более поздние годы Лэй часто появлялась на радио и телевидении. В 1960 году она представила еженедельную серию « На сцене, все в программе BBC Light» ; в течение следующих 30 лет она появлялась в многочисленных документальных фильмах о своих современниках, а в 1990 году сыграла Кору в « Ожидании труса на крыльях» . [ 42 ] Другие ее передачи включали характерные роли в таких постановках, как «Сказки о нежданном» (1983) и «Дом — моряк» (1985) для ITV , а для BBC она сыграла графиню Оубридж в «Веселом лорде Кэксе» (1983) и миссис Кралефски в Джеральд Даррелл « Моя семья и другие животные» (1987). [ 1 ] [ 14 ]
В апреле 1991 года, в возрасте девяноста лет, Лэй вернулась в Нью-Йорк, чтобы выступить в Карнеги-холле в рамках празднования столетия зала на концерте музыки Кауарда, на котором она пела, через 60 лет после того, как она впервые представила ее на Бродвее». Увидимся снова» из «Горько-сладкой» . В 1992 году она предприняла семинедельный тур с антологией Glamorous Nights at Drury Lane , которую Morley Records играла в переполненных залах по всей Великобритании, и в ней были представлены некоторые из ее самых известных рендерингов. Морли добавляет, что к тому времени она была старейшей работающей звездой Британии. Ее последнее появление на сцене было на этом спектакле в Players Theater в Лондоне 28 октября 1992 года. [ 1 ]
Лэй умер от сердечной недостаточности в доме престарелых в Вестминстере 17 февраля 1996 года. После частной кремации в соборе Святого Павла в Ковент-Гардене была проведена поминальная служба. 2 июля 1996 года [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Морли, Шеридан . «Лэй, Эвелин (настоящее имя Элси Эвелин Лэй)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004 подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Перейти обратно: а б «Гиберт Лей мертв», Weekly Dispatch , 29 августа 1926 г., стр. 3
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Герберт, с. 841
- ^ «Провинции», The Stage , 25 ноября 1915 г., с. 9; и «Кройдонский ипподром», рекламодатель Dorking and Leatherhead , 18 декабря 1915 г., стр. 7
- ^ «Веселье», The Stage , 1 апреля 1920 г., с. 18
- ^ Грин, с. 165
- ^ «Лондонский павильон», The Stage , 24 августа 1922 г., стр. 14
- ^ "Дэйли", The Stage , 24 мая 1923 г., стр. 16
- ^ «Триумф мисс Эвелин Лэй», Daily News , 21 декабря 1923 г., стр. 5; «Сегодняшние сплетни», The Daily Mirror , 22 декабря 1923 г., стр. 7; и «Триумф Эвелин Лэй», Weekly Dispatch , 23 декабря 1923 г., стр. 5
- ^ Грейн, Дж. Т. «Критика в камео», «Эскиз» , 9 января 1924 г., стр. 30
- ^ Гэй, с. 1534 г.
- ^ «Клеопатра», Сцена , 4 июня 1925 г., с. 16
- ^ «Драгоценности Клеопатры», Daily News , 31 июля 1925 г., стр. 5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Эвелин Лэй», The Times , 19 февраля 1996 г., стр. 19
- ^ «В театре» , BBC Genome. Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Мандер и Митченсон (2000), с. 174
- ^ Мандер и Митченсон (1975), с. 172
- ^ Хоар, стр. 202.
- ^ Мандер и Митченсон (2000), 183; и «Театры», The Times , 9 мая 1931 г., стр. 10
- ^ День, с. 162
- ^ Трус, с. 285
- ^ Лесли, с. 128
- ^ Мандер и Митченсон (2000), с. 190
- ^ «Одна небесная ночь» , Британский институт кино. Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ «Лэй, Эвелин» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 (требуется подписка)
- ^ «Болтовня», The Stage , 13 декабря 1934 г., с. 8
- ^ «Эвелин Лэй» , Radio Times , 7 мая 1941 г., стр. 7
- ^ Фарджон, Герберт. «Театр», «Прохожий» , 21 февраля 1940 г., с. 15
- ^ «Лондонский Колизей», The Stage , 24 сентября 1942 г., стр. 5
- ^ «Лирика», The Stage , 2 июня 1949 г., с. 7
- ^ «Театры», The Times , 24 июня 1949 г., стр. 10
- ^ «Лицей», Сцена , 13 апреля 1950 г., с. 13
- ^ Тилдесли, Беатрис. «Пятьдесят лет театра в Австралии» , The Australian Quarterly , Vol. 23, № 4 (декабрь 1951 г.), стр. 67–74 (требуется подписка)
- ^ «Ипподром», Сцена , 8 апреля 1954 г., с. 9
- ^ «Возвращение Эвелин Лэй», The Stage , 18 апреля 1957 г., стр. 10
- ^ «Эвелин Лэй восхитительна в возрождении труса», The Stage , 26 февраля 1959 г., стр. 18
- ^ «Эвелин Лэй идеально подходит для роли в «Круге»», The Stage , 22 апреля 1965 г., стр. 18
- ^ Marriott, RB «Глэдис Купер и Эвелин Лэй в поясе биржевого маклера», The Stage , 12 октября 1967, стр. 7
- ^ "Болтовня", The Stage , 29 марта 1973 г., стр. 10
- ^ «На этой неделе», The Stage , 18 сентября 1975 г., стр. 22
- ^ «Обзоры пьесы: Пигмалион», The Stage , 23 марта 1978 г., стр. 21
- ^ «В ожидании своего часа» , BBC Genome. Проверено 2 июля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Трус, Ноэль (2004) [1932]. Настоящее ориентировочное время – Автобиография до 1931 года . Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-413-77413-2 .
- Дэй, Барри, изд. (2007). Письма Ноэля Кауарда . Лондон: Метуэн. ISBN 978-1-4081-0675-4 .
- Гэй, Фреда, изд. (1967). Кто есть кто в театре (четырнадцатое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 5997224 .
- Грин, Стэнли (1980). Энциклопедия музыкального театра . Нью-Йорк: Да Капо. ISBN 978-0-30-680113-6 .
- Герберт, Ян, изд. (1977). Кто есть кто в театре (шестнадцатое изд.). Лондон и Детройт: Pitman Publishing и Gale Research. ISBN 978-0-273-00163-8 .
- Хоар, Филип (1995). Ноэль Кауард, Биография . Лондон: Синклер-Стивенсон. ISBN 978-1-4081-0675-4 .
- Лесли, Коул (1976). Жизнь Ноэля Кауарда . Лондон: Кейп. ISBN 978-0-224-01288-1 .
- Мандер, Раймонд ; Джо Митченсон (1975). Театры Лондона (второе изд.). Лондон: Новая английская библиотека. ISBN 978-0-45-002123-7 .
- Мандер, Раймонд; Джо Митченсон (2000) [1957]. Барри Дэй; Шеридан Морли (ред.). Театральный товарищ труса (второе изд.). Лондон: Оберон. ISBN 978-1-84002-054-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1900 рождений
- 1996 смертей
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Смертность от дыхательной недостаточности
- Английские киноактрисы
- Актрисы английского музыкального театра
- Английские актрисы театра
- Актеры из лондонского района Камден
- Английские актрисы 20 века
- Английские певцы 20-го века
- Английские певицы XX века
- Актрисы из Лондона
- Люди из Блумсбери