Бэзил Дин
Бэзил Дин | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Бэзил Герберт Дин 27 сентября 1888 г. Кройдон , Англия |
Умер | 22 апреля 1978 г. (89 лет) Мэрилебон , Лондон, Англия |
Занятия |
|
Годы активности | 1906–1961 |
Бэзил Герберт Дин CBE (27 сентября 1888 - 22 апреля 1978) был английским актером, писателем, продюсером и режиссером театра и кино. Он основал Ливерпульскую репертуарную труппу в 1911 году, а во время Первой мировой войны , после организации неофициальных развлечений для своих армейских товарищей, он был назначен делать это официально. После войны он продюсировал и режиссировал в основном в Вест-Энде . Он поставил премьеры пьес таких писателей, как Дж. М. Барри , Ноэль Кауард , Джон Голсуорси , Харли Грэнвилл-Баркер и Сомерсет Моэм . Он продюсировал около 40 фильмов и снял 16, в основном в 1930-х годах, со звездами, включая Грейси Филдс .
Вместе с Лесли Хенсоном в 1939 году Дин основал и руководил Национальной ассоциацией служб развлечений , или ENSA, чтобы предоставлять широкий спектр развлечений для личного состава британских вооруженных сил во время Второй мировой войны . После войны он успешно возобновил свою карьеру в Вест-Энде, но так и не восстановил свое довоенное господство.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Дин родился 27 сентября 1888 года в Кройдоне , графство Суррей, младший сын и второй из четырех детей Хардинга Хюара Дина (1855–1942), производителя сигарет, и его жены Элизабет Мэри Винтон. Он получил образование в гимназии Уитгифта в Кройдоне. [ 1 ] Судя по его записи в «Кто есть кто в театре», изначально он намеревался сделать карьеру на дипломатической службе. [ 2 ] но он получил образование «ученого-аналитика», а затем два года проработал на Лондонской фондовой бирже . [ 3 ]
После появления в любительских спектаклях [ 4 ] Дин впервые профессионально появился на сцене Оперного театра Челтнема в сентябре 1906 года в роли Трипа в «Школе скандала» . Он гастролировал с Шекспиром и другими пьесами, а затем в 1907 году присоединился к новой репертуарной труппе Энни Хорниман в Манчестере, оставаясь в ней в течение четырех лет, играя в самых разных пьесах с 16 по 20 века. [ 2 ] В этот период он впервые выступил в Лондоне, когда труппа Хорнимана дала двухнедельный репертуарный сезон в театре Коронет в июне 1909 года. [ 2 ] [ 5 ]
В 1911 году Дин руководил сезоном экспериментального театра в Ливерпуле . В том же году он стал первым директором Ливерпульского репертуарного театра (позже Playhouse), где поставил пьесы Джона Голсуорси , Гарольда Бригхауса и Харли Грэнвилл-Баркер . В то же время он был техническим консультантом по строительству сцены в Бирмингемском репертуарном театре , открывшемся в 1913 году. [ 3 ] В 1913 году сэр Герберт Три назначил его помощником режиссера в Театре Его Величества в Лондоне. Три заметил: «Этот молодой человек намерен выжить всеми правдами и неправдами - на первого следует надеяться». [ 3 ]
1914-1939 гг.
[ редактировать ]В 1914 году Дин женился на Эстер Ван Груизен (1891–1983). В браке, продлившемся до 1925 года, когда он был расторгнут, родились трое сыновей, один из них — музыковед Уинтон Дин ; другой стал судьей. [ 1 ] [ 6 ] С началом Первой мировой войны в 1914 году Дин вступил в Чеширский полк . Находясь в лагере Каттерик, он принимал участие в представлениях, чтобы развлекать своих товарищей, и разработал схему, согласно которой каждый батальон в лагере вносил свой вклад в строительство и работу единого «гарнизонного театра» для всего лагеря на впечатляющем, почти профессиональный масштаб. [ 7 ]
В 1916 году он получил звание капитана, а в январе 1917 года его перевели в военное министерство в Лондоне, чтобы возглавить развлекательное отделение Совета военно-морских и армейских столовых (позже институты военно-морского флота, армии и военно-воздушных сил ). [ 2 ] с контролем пятнадцати театров и десяти гастрольных компаний. [ 3 ]
После войны Дин начал работать продюсером в Лондоне, сформировав синдикат Reandean с деловым партнером Алеком Лайонелом Ри. Они арендовали Театр Святого Мартина и после неудачного старта, при двух неудачах, добились сильного успеха с трагикомедией Голсуорси «Игра в кожу» . Реандин поставил серию постановок, в том числе пьесы Сомерсета Моэма , Дж. М. Барри и Клеманс Дейн .

Среди успехов Дина была сценическая версия Джеймса Элроя Флеккера повествовательной поэмы «Хасан» , соавтором которой Дин был для сцены как эффектная экзотическая драма с музыкой Фредерика Делиуса и хореографией Леонида Мясина . [ 1 ] Дин пытался заинтересовать Три в постановке пьесы, но затраты оказались непомерно высокими. Постановка, состоявшаяся в 1923 году, оставила свой след, и в последующие годы Дина пригласили ставить возрождения. [ 2 ]
Еще одним заметным успехом стала «Постоянная нимфа » (1926) Маргарет Кеннеди , но поведение Дина при подборе актеров было примером издевательств и безжалостности, которые нажили ему множество врагов в театральной профессии. [ 1 ] Отдав главную роль молодому Джону Гилгуду , но затем обнаружив, что Ноэль Кауард доступен, Дин понизил Гилгуда до дублера, несмотря на неоспоримое договорное право последнего играть эту роль. Решимость Дина идти по-своему сделала его, как The Times выразилась , «чем-то вроде притчи в Вест-Энде из-за его диктаторских методов на репетициях». [ 3 ] В биографиях исполнителей от Гилгуда, Кэтрин Корнелл и Вивьен Ли до Грейси Филдс , Алана Нэпьера и Барри Морса упоминаются издевательства и жестокость Дина, а также его нелестные прозвища: «Кровавый Бэзил», «Василиск» и «Ублюдок Бэзил». [ 8 ]
Биограф Гилгуда, Джонатан Кроалл , писал о Дине:
стал управляющим директором В 1924 году Дин вместе с Альфредом Баттом Королевского театра на Друри-Лейн с целью, над которой в то время много высмеивали, создать там национальный театр. [ 1 ] [ 3 ] Первая постановка « Лондонская жизнь » Арнольда Беннета и Эдварда Ноблока провалилась. Один критик написал, что пьеса недостойна ее авторов, а постановка недостойна Дина. [ 10 ] «Сон в летнюю ночь » имел успех, но, по мнению «Таймс» , «не принес никакой пользы его репутации как режиссера поэтической драмы». Настойчивое требование его коллег импортировать американский мюзикл спровоцировало его отставку через двенадцать месяцев. [ 3 ]
В 1925 году Дин женился на леди Мерси Гревилл (3 апреля 1904 — 21 ноября 1968; известная под своим действующим именем Нэнси Парсонс), дочери Фрэнсиса Гревилла, 5-го графа Уорика и его жены, бывшей Дейзи Мейнард . У Дина и Парсонса была дочь, Фрэнсис Элизабет Тесса, до того, как их брак был расторгнут в 1933 году. [ 1 ]
В 1929 году, после того как он поставил «Вихрь» на Бродвее Труса , представив Кауарда как актера американской публике, и три пьесы Труса в Лондоне – «Легкое поведение» , «Королева была в гостиной» и «Сирокко» , последняя из которых потерпела явный провал, – Дин и Ри расторгли свое партнерство. [ 1 ]
Дин стал председателем и совместным управляющим директором Associated Talking Pictures (позже Ealing Studios ) в 1929 году. В 1930-е годы его карьера чередовалась между кино и театром. Какое-то время его фильмы пользовались успехом, особенно с Грейси Филдс в главной роли, но его талант к театральной постановке не распространялся на кино, где его режиссерская работа была скучной: биограф Алан Страчан пишет: «Большинство его фильмов инертны по отношению к следующим фильмам». без ритма и комедийного чутья», [ 11 ] а биограф Филдса Дэвид Брет пишет, что Дин был «известен своим полным отсутствием чувства юмора». [ 12 ] В конце 1930-х годов Дин поссорился со студией Ealing Studios, где его коллеги считали, что он пренебрегает фильмами в пользу своей театральной работы; он был вынужден уйти в отставку. [ 1 ]
В 1934 году Дин женился на уроженке Канады Виктории Хоппер (1909–2007). У них не было детей. Этот его третий и последний брак был расторгнут в 1948 году. [ 1 ]
Вторая мировая война и ENSA
[ редактировать ]Когда надвигалась Вторая мировая война, Дин опубликовал свои предложения о том, как индустрия развлечений может помочь поддержать моральный дух гражданского населения и военнослужащих, когда начнется война. [ 1 ] За это его высмеивали некоторые коллеги, такие как Джордж Блэк из лондонского «Палладиума» , которые были убеждены, что войны не будет. [ 13 ] Дин проигнорировал своих критиков и заключил союз с комиком и владельцем театра Лесли Хенсоном , который был ведущей фигурой в сфере развлечений для войск во время Первой мировой войны. [ 13 ]
Когда началась война, Дин, после лоббирования правительства, был назначен директором развлекательного отделения институтов ВМФ, армии и ВВС, которое получило название ENSA ( Национальная ассоциация обслуживания развлечений ). [ н 1 ] Друри-Лейн был реквизирован под штаб-квартиру организации. [ 15 ] Дин работал с Хенсоном и другими экспертами в их театральной или музыкальной сфере, включая Блэка (теперь твердо поддерживающего идеи Дина), Лену Эшвелл , Гарольда Холта , Джека Хилтона , сэра Гарри Лаудера и даму Сибил Торндайк , организуя развлечения в Британии и за рубежом для войск. и мирное население на протяжении всей войны. [ 16 ]
Биограф Дина Джеймс Руз-Эванс пишет: «В течение шести с половиной лет более 80 процентов индустрии развлечений предоставили [ENSA] услуги в бесчисленных постановках пьес, ревю и концертах». [ 1 ] The Times записала: «Более двух с половиной миллионов представлений состоялось перед более чем 300 миллионами мужчин и женщин, служащих в вооруженных силах и промышленности». [ 3 ] [ н 2 ] Ричард Ллевелин , тогдашний помощник Дина, писал о нем:
Спустя годы
[ редактировать ]После войны Дин возобновил свою деятельность в Вест-Энде и других местах, но так и не вернул себе того превосходства, которым он пользовался в 1930-е годы. [ 3 ] Среди его послевоенных постановок были Дж. Б. » « Инспектор вызывает труппу Олд Вик Пристли в ее временном доме в Новом театре в октябре 1946 года и «Волшебник страны Оз» для рождественского сезона 1946–47. Он организовал первый фестиваль британского репертуарного театра в театре Сент-Джеймс (1948), на котором были представлены репертуарные труппы Ливерпуля, Шеффилда , Бирмингема и Бристоля . [ 18 ] Его постановки за рубежом включали «Хасана» для Национальной театральной организации Южной Африки (1950) и Дублинского международного драматического фестиваля (1960) и Грэма Грина » «Суть дела в Бостоне (1950). [ 18 ]
Для Вест-Энда Дин адаптировал и поставил «Дневник никого » с Хенсоном в роли мистера Путера (1954); он поставил экранизацию Майкла Редгрейва « » Генри Джеймса ( Записки Асперна 1959). Его последней постановкой в Лондоне была Из этого мира» 1960 года. экранизация итальянской комедии « [ 18 ] Для своей последней постановки он вернулся в Ливерпульский театр в 1961 году, чтобы поставить «Как важно быть серьезным» к золотому юбилею основанной им труппы. [ 18 ]
В последние годы жизни Дин написал немало, в том числе официальную историю ENSA и два тома автобиографии. [ 3 ] Он умер в своей квартире в Мэрилебоне , Лондон, 22 апреля 1978 года в возрасте 89 лет. [ 1 ] Поминальная служба была проведена по нему в Сент-Джеймс, Пикадилли . [ 6 ]
Работа в кино
[ редактировать ]Продюсер
[ редактировать ]
|
|
Директор
[ редактировать ]
|
|
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Первоначально организация должна была называться Ассоциацией национальной службы актеров, но Хенсон отметил, что в этом случае его и Дина будут обвинять в знании всех ANSA, и в любом случае помимо актеров там были задействованы музыканты и другие исполнители. компанией ЭНСА. [ 14 ]
- ^ Предполагаемое количество людей, посещающих выступления ENSA, варьируется в широких пределах: от 3 миллионов ( Оксфордский национальный биографический словарь ) до 300 миллионов ( The Times ). [ 1 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Руз-Эванс, Джеймс. «Дин, Бэзил Герберт (1888–1978)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004. Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Паркер, стр. 515–516.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Мистер Бэзил Дин», The Times , 24 апреля 1978 г., стр. 16
- ^ «Популярные развлечения», Croydon Guardian , 9 декабря 1905 г., стр. 8; «Счастливый полупраздник», Croydon Guardian , 10 февраля 1906 г., стр. 3
- ^ «Театры», The Times , 10 июня 1909 г., стр. 10
- ^ Jump up to: а б «Поминальная служба», The Times , 23 июня 1978 г., стр. 16
- ^ Мерриман, с. 3
- ^ Кроалл, с. 85; Коллиер, с. 101; Страчан, с. 30; Брет, с. 52; Напье, с. 135; и Морс, с. 77
- ^ Кроалл, с. 85
- ^ «Правда о шоу», The People , 8 июня 1924 г., стр. 4
- ^ Страчан, с. 30
- ^ Брет, с. 37
- ^ Jump up to: а б Мерриман, с. 2
- ^ Мерриман, с. 5
- ^ Мерриман, с. 12
- ^ Мерриман, с. 13
- ^ Цитируется по Фоуксу, стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б с д Паркер, Гэй и Герберт, стр. 619–621.
Источники
[ редактировать ]- Брет, Дэвид (1996). Грейси Филдс: Официальная биография . Бат: Виндзор. ISBN 978-0-74-517982-7 .
- Кольер, Ричард (1986). Понарошку: магия международного театра . Нью-Йорк: Додд, Мид. ISBN 978-0-39-608645-1 .
- Кроалл, Джонатан (2011). Джон Гилгуд: кумир утренника кинозвезды . Лондон: Блумсбери. ISBN 978-1-40-816671-0 .
- Фоукс, Ричард (1978). Борьба за смех: развлечение британских и американских вооруженных сил, 1939–1946 гг . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-354-04201-7 .
- Мерриман, Энди (2014). Жирная краска и кордит: как ENSA развлекала войска во время Второй мировой войны . Лондон: Аурум. ISBN 978-1-78-131162-2 .
- Морс, Барри (2006). Помните о преимуществах . Джефферсон: МакФарланд. ISBN 978-0-78-642771-0 .
- Нэпьер, Алан (2015). Не просто дворецкий Бэтмена . Джефферсон: МакФарланд. ISBN 978-1-47-666287-9 .
- Паркер, Джон, изд. (1939). Кто есть кто в театре (девятое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 473894893 .
- Паркер, Джон; Фреда Гэй; Ян Герберт (1978). Кто был кем в театре . Детройт: Гейл Исследования. OCLC 310466458 .
- Страчан, Алан (2020). Темная звезда: Биография Вивьен Ли . Лондон: Блумсбери. ISBN 978-0-75-560057-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бэзил Дин на IMDb
- Бэзил на BFI Screenonline Дин
- Документы Бэзила Дина в библиотеке Джона Райлендса , Манчестер
- 1888 рождений
- 1978 смертей
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Английские киноактеры-мужчины
- английские кинорежиссеры
- английские кинопродюсеры
- Английские сценаристы-мужчины
- Английские актеры-мужчины
- Персонал Национальной ассоциации обслуживания развлечений
- Актеры из лондонского района Кройдон
- Английские актеры-мужчины 20-го века
- Люди, получившие образование в школе Уитгифт
- Английские сценаристы XX века
- Английские писатели-мужчины XX века
- Английские бизнесмены 20-го века
- Люди из Кройдона