Ричард Таубер
Ричард Таубер | |
---|---|
![]() Ричард Таубер на сигаретной карточке | |
Рожденный | Ричард Денеми 16 мая 1891 г. |
Умер | 8 января 1948 г. Лондон , Англия | ( 56 лет
Род занятий | Оперный певец, актер |
Годы активности | 1912–1947 |
Супруги |
Ричард Таубер (16 мая 1891 - 8 января 1948) [ 1 ] австрийский лирический тенор и киноактёр. Он исполнял партии тенора в ряде опер, в том числе Дон Жуане» Моцарта в « и Лоренцо да Понте .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рихард Таубер родился в Линце , Австрия, в семье Элизабет Зайферт (урожденной Денеми), вдовы и актрисы, игравшей субреточные роли в местном театре, и Рихарда Антона Таубера, актера; его родители не были женаты, и его отец, как сообщается, не знал о рождении ребенка, поскольку в то время он гастролировал по Северной Америке. Ребенку дали имя Ричард Денеми ; иногда он был известен как [Карл] Рихард Таубер, а также использовал женскую фамилию своей матери, Зайферт; но утверждение Британской энциклопедии о том, что он когда-либо был известен как Эрнст Зейферт [ 2 ] не имеет никакой поддержки ни в одной из 12 опубликованных книг и монографий о нем, перечисленных в всеобъемлющей хронологии Ричарда Таубера Дэниела О'Хары. [ 3 ] После того, как в 1913 году его усыновил отец, его официальное имя стало Ричард Денеми-Таубер. [ 3 ]
Таубер сопровождал свою мать на гастролях в театрах, но ей было все труднее справляться, и она оставила его приемным родителям в Урфаре, ныне пригороде Линца . В 1897–98 его отдали в школу в Линце, а затем его воспитанием взял на себя отец, переехав в Грац , Прагу , Берлин , Зальцбург и, наконец, Висбаден . [ 4 ] Его отец, родившийся еврей , [ 5 ] но обратился в католицизм , [ 6 ] надеялся, что молодой Таубер станет священником. Мальчик скучал по театральному азарту и вместо этого присоединился к своему отцу в Праге, а затем в 1903 году в театре в Висбадене . Таубер надеялся стать певцом, но не смог произвести впечатление ни на одного из учителей, к которым он пробовался, вероятно, потому, что он решил петь Вагнера , для которого его голос не подходил. Отец отдал его в консерваторию Хоха во Франкфурте для изучения игры на фортепиано, композиции и дирижирования. Он добился быстрого прогресса, но все еще надеялся стать певцом. [ 7 ] [ 8 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]После интенсивного периода обучения вокалу под руководством Карла Бейнеса он дебютировал на публике на концерте во Фрайбурге 17 мая 1912 года. В том же году его отец был назначен интендантом муниципального театра в Хемнице и, следовательно, смог организовать для Таубера выступление появился в роли Тамино в «Волшебной флейте» 2 марта 1913 года. Несколько недель спустя, 16 апреля, он сыграл Макса в «Вольном стрелке» , спектакле, на котором присутствовал Николаус граф фон Зеебах из Дрезденской оперы , который уже предложил Тауберу Пятилетний контракт, начинающийся 1 августа. Граф посоветовал Тауберу выполнять небольшие роли в других компаниях, чтобы расширить свой опыт. За годы пребывания в Дрездене Таубер приобрел репутацию удивительно быстрого ученика: он выучил Гуно » « Фауста за 48 часов, Вакха из Рихарда Штрауса » «Ариадны на Наксосе за одну ночь, к изумлению композитора, дирижировавшего спектаклем (в Дрездене). Берлин). Люди стали называть его «Тенор SOS». [ 4 ] [ 7 ] [ 9 ] Пуччини Он спас немецкую премьеру «Турандот» в 1926 году в Государственной опере Дрездена, разучив роль Калафа за три дня, когда тенор Курт Таухер заболел. [ 10 ]
После нескольких выступлений в Венской народной опере в 1920 году он дебютировал в Венской государственной опере 16 июня в «Богеме» , заменив нездорового Альфреда Пиккавера . В 1922 году Таубер подписал пятилетний контракт с Венской государственной оперой , после чего последовали выступления в Берлинской государственной опере ; на протяжении многих лет он выступал с обеими труппами - по четыре месяца с каждой, оставляя четыре месяца на концерты и выступления в качестве гостя с другими труппами и гастроли за границу. Он исполнял партию тенора во многих операх, в том числе «Дон Жуан» , «Проданная невеста» , «Тоска» , «Миньон» , «Фауст» , «Кармен» и «Летучая мышь» , а также в более новых произведениях, таких как Эриха Корнгольда » «Die tote Stadt и Вильгельма Кинцля » «Евангелиман . В «Хронологии Таубера» Дэниела О'Хары перечислены 100 ролей в опере и оперетте, которые он исполнил на сцене. [ 3 ] В июне 1919 года он сделал первую из более чем семисот граммофонных пластинок. Все его вокальные записи были сделаны для лейбла Odeon Records , а после 1933 года для связанного с ним лейбла Parlophone . У Таубера был лирический, гибкий тенор, и он пел теплым, элегантным легато. Его превосходный контроль над дыханием давал ему прекрасный головной голос и мессу ди воке с превосходным пианиссимо . Он тоже был элегантен внешне – хотя и слегка косил на правый глаз; он замаскировал это, надев монокль, который в сочетании с цилиндром добавлял элегантности. [ нужна ссылка ]
Таубер впервые выступил в оперетте Франца Легара в Фольксбюне в Берлине в 1920 году. Это была «Цигеунерлибе» , в которой он также выступал в Линце и Зальцбурге в 1921 году. В 1922 году ему предложили роль Армана в «Фраските» в театре Театр ан дер Вин , и этот опыт имел оглушительный успех. [ 11 ] Некоторые отнеслись к этому экскурсу в оперетту свысока, но Тауберу никакого вреда не причинил. Это дало ему новую аудиторию. Это возродило затухшую карьеру Легара как композитора оперетты. В дальнейшем Легар сочинил ряд оперетт с ролями, написанными специально для Рихарда Таубера, в том числе «Паганини» (1925, хотя он не смог присутствовать на венской премьере, и впервые спел ее в Берлине в 1926 году), «Царевич» (1927), «Фридерик» ( 1928), «Страна улыбок» (1929) со знаменитой арией « Dein ist mein ganzes Herz », «Schön ist die Welt » (1930) и «Джудитта» (1934). [ 11 ] Хиты обычно появлялись во втором акте и неофициально назывались Tauberlieder . Таубер снялся в ряде фильмов как в Германии, так и позже в Англии. Он озвучил закадровый голос, исполнив заглавную песню в немом фильме « Я целую вашу руку, мадам» (1929).

Находясь в Вене, Таубер также дирижировал в Театре Ан дер Вин, и именно здесь в 1924 году он познакомился с сопрано Карлоттой Ванконти, которая вскоре развелась со своим итальянским мужем и вышла замуж за Таубера 18 марта 1926 года. Они расстались в 1928 году и позже развелись. год в Берлине. Развод был признан, однако, только в Германии. В 1929 году он встретил Мэри Лоссефф на смотре Рудольфа Нельсона в Берлине. Они прожили вместе около пяти лет. Лоссефф стал его музой; именно для нее он написал Der singende Traum . Карьера Лоссефф закончилась, когда она стала алкоголичкой , но Таубер оставался ее другом на всю жизнь и поддерживал ее до самой смерти. В 1931 году Таубер дебютировал в Лондоне в оперетте, и выступления в Лондоне стали регулярным явлением; в этом году он также совершил поездку по Соединенным Штатам. В 1933 году Таубер подвергся на улице нападению со стороны группы нацистских коричневорубашечников из-за своего еврейского происхождения, и он решил уехать из Германии в родную Австрию, где продолжал петь в Венской государственной опере вплоть до Аншлюс в марте 1938 года. В середине 1930-х годов он снял в Англии несколько музыкальных фильмов, а на премьере ее фильма «Мими» в апреле 1935 года познакомился с английской актрисой Дайаной Нэпьер (1905–1982); они поженились 20 июня 1936 года, только после длительных судебных разбирательств по разводу австрийца с Ванконти. Нэпьер появился в трех своих британских фильмах: «Желание сердца» (1935), «Земля без музыки» и «Паяцы» (оба 1936).
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1938 году он дебютировал в лондонской опере в «Волшебной флейте» под управлением сэра Томаса Бичема . Ранее в том же году нацистское правительство Германии аннексировало Австрию, и Таубер уехал навсегда. В ответ нацисты отозвали у Тауберов паспорта и право на жительство ; Поскольку в результате пара формально осталась без гражданства , Таубер подал заявление на получение британского гражданства. Он совершал поездку по Южной Африке, когда разразилась Вторая мировая война, и вернулся в Швейцарию, пока не получил документы, позволяющие ему въехать в Великобританию в марте 1940 года. [ 12 ] [ 13 ] Германия запретила записи его музыки в 1937 году. [ 14 ]
Несмотря на получение выгодных предложений из США, он оставался в Великобритании на протяжении всей войны. В Британии во время войны оперу ставили мало, поэтому он зарабатывал на жизнь пением, дирижированием, созданием граммофонных пластинок и радиопередач. Он даже сочинял английские оперетты вместе с автором текстов Фредом С. Тишем, из одной из которых, Old Chelsea , песня «My Heart and I» стала одной из его самых популярных английских записей. Только эти английские пластинки приносили ему гонорары ; за его более ранние записи ему платили за каждое выступление, и он был вынужден оставить свои сбережения в Австрии. К этому моменту его настолько изуродовал артрит , что он больше не мог подходить к микрофону и отодвигаться от него, чтобы услышать более тихие и громкие ноты. Небольшая тележка была построена на резиновых колесах, чтобы инженеры могли бесшумно катать его вперед и назад во время записи.
В 1946 году Таубер появился в бродвейской адаптации « Страны улыбок» ( «Твое мое сердце »), которая провалилась, оставив его с огромными личными потерями и долгами перед спонсорами. Таким образом, он был вынужден совершить шестимесячное турне по Соединенным Штатам, Канаде, Центральной и Южной Америке, чтобы возместить убытки, с Арпадом Сандором и Джорджем Шиком в качестве его аккомпаниатора, а Нилом Чотемом - в качестве ассистента. [ 15 ] В апреле 1947 года Таубер вернулся в Лондон и обратился за медицинской помощью из-за непрекращающегося кашля. В конце концов ему поставили диагноз : рак легких : одно легкое уже было бесполезно, а другое почти бесполезно. [ 13 ]

Представители Венской государственной оперы были в Лондоне на короткий сезон в Королевском оперном театре (их первый визит после войны) и пригласили Таубера спеть один спектакль со своей старой труппой. 27 сентября 1947 года он спел партию Дона Оттавио в «Дон Жуане» — небольшую часть, но с двумя сложными ариями, которые требуют хорошего контроля над дыханием, чтобы добиться успеха. Присутствующие говорят, что он пел великолепно и под громкие аплодисменты. Живые отрывки этих двух арий из этого спектакля сохранились, и в них чувствуется неослабевающая сосредоточенность и уравновешенность, хорошая линия и несколько сокращенная фразировка.
Смерть
[ редактировать ]Через три дня после своего последнего выступления [ 11 ] Таубер поступил в больницу Гая 1 октября 1947 года. [ 11 ] удалить ему левое легкое для лечения рака. Тем не менее, он умер от осложнений 8 января 1948 года. [ 11 ] в лондонской клинике на Девоншир-Плейс. Его Реквиемная месса прошла в церкви Св. Иакова на Спэниш-Плейс . Он был похоронен на Бромптонском кладбище в Лондоне.
Избранная дискография
[ редактировать ]Таубер сделал более 720 вокальных записей для компаний Odeon / Parlophone , а также несколько в качестве оркестрового дирижера, в основном своих собственных произведений, а также музыки Грига и Иоганна Штрауса-младшего. Из 120 акустических записей наиболее важными являются арии. Моцарта Чайковского , , а также и Кинцля песни Шумана , Рихарда Штрауса и Грига. Есть также пять дуэтов с Элизабет Ретберг , арии Верди , Пуччини и т. д., а также отрывки из , Корнгольда «Die tote Stadt» включая дуэт с Лотте Леманн . [ 16 ] Среди электрозаписей есть альбомы немецких народных песен, 12 песен из в » Шуберта «Зимнего пути сопровождении Миши Сполянского , а также альбом народных песен Франца Габриэля и Германа Лёнса . Пожалуй, наиболее ценными являются четыре арии Моцарта, записанные в 1938 и 1939 годах, и ария из «Вольного стрелка», сделанная в 1946 году. Среди его последних записей — две песни Рихарда Штрауса в сопровождении фортепиано Перси Кана . При жизни его многочисленные записи музыки Франца Легара , большая часть которых была написана для него, и его собственные песни из оперетты « Старая Челси» (1942) были бестселлерами, а также огромный выбор легкой и популярной музыки на немецком и английском языках. . Сохранился ряд его передач, в том числе серия концертов General Motors из Америки в 1937 году, концерт Radio Hilversum 1939 года и отрывки из трех серий его еженедельных программ для BBC (1945–47). [ 16 ] [ 17 ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Путешествие-приключение (1925) [короткое молчание]
- Опасность! Запись! (1927) [короткое молчание]
- Я целую вашу руку, мадам (1929)
- не доверяй женщине (1930 Никогда )
- Конец радуги (1930, Заманчивая мишень )
- Страна улыбок (1930)
- Большой аттракцион 1931 ( )
- Мелодия любви (1932, Мелодия любви )
- Время цветения (1934)
- Желание сердца (1935)
- Земля без музыки (1936)
- Клоуны (1936)
- Время вальса (1945)
- Лиссабонская история (1946)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слонимский, Николас ; Бейкер, Теодор (1992). Биографический словарь музыкантов Бейкера . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Книги Ширмера . ISBN 0-02-872415-1 .
- ^ «Ричард Таубер» . Британская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б с О'Хара, Дэниел (16 мая 2017 г.). «Хронология Ричарда Таубера» (PDF) . richard-tauber.de . Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2020 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Корб, Вилли (1966). Рихард Таубер - биография незабываемого певца (на немецком языке). Вена: Европейское издательство. OCLC 5761217 .
- ^ Фрей, Стефан (2009). «Ричард Таубер» . Гамбургский университет (на немецком языке).
- ^ Деннис, Джеймс (1969). «Ричард Таубер». Коллекционер пластинок . XVIII (247).
- ^ Jump up to: а б Напье Таубер, Диана (1949). Ричард Таубер . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Людвиг, Хайнц (1928). Ричард Таубер . Берлин. п. 27.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шнайдерайт, Отто (1981). Ричард Таубер . Берлин: ВЭБ Песня времени.
- ^ «Таубер, Ричард» , Большой лексикон певца , Вальтер де Грюйтер (2004), стр. 4658, ISBN 9783598440885
- ^ Jump up to: а б с д и Брамбург, Гэри. «Биоданные Ричарда Таубера» . IMDB . Проверено 31 марта 2012 г. [ нужен лучший источник ]
- ^ Напье Таубер, Диана (1959). Моё Сердце и я . Лондон: Братья Эванс. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Касл, Чарльз (1971). Это был Ричард Таубер . Лондон: WH Аллен. ISBN 978-0-49100-117-5 .
- ^ «Германия подвергнет цензуре музыку. Стандарт Манавату» . paperspast.natlib.govt.nz . 28 декабря 1937 года . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Пот, Кор (1988). Ричард Таубер: Певец без границ (на голландском языке). Гаага: CIP. п. 57. ИСБН 978-9-07180-207-2 .
- ^ Jump up to: а б Семь, Гансфрид (1986). Рихард Таубер: дискография великого певца (на немецком языке). Дюссельдорф.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Записи Ричарда Таубера» (PDF) . Архив немецкого радиовещания . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 года . Проверено 6 августа 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ричард Таубер на IMDb
- Ричард Таубер в базе данных Internet Broadway
- Работы Ричарда Таубера в Открытой библиотеке
- Das Richard Tauber Archiv (на немецком языке) На этом сайте также размещена регулярно обновляемая хронология. Архивировано 6 августа 2020 года в Wayback Machine на английском языке Дэниелом О'Хара.
- Величайший певец?
- Ричард Таубер: краткая признательность
- Ричард Таубер в Австралии
- Фотографии Рихарда Таубера
- Таубер поет "You Are My Heart's Delight" на YouTube
- «История тенора»: Ричард Таубер , аудиоклипы и повествование, Сидней Р. Баркер
- 1891 рождений
- 1948 смертей
- Музыканты из Линца
- Еврейские эмигранты из Австрии после аншлюса в Соединенное Королевство
- Австрийские оперные теноры
- Еврейские оперные певцы
- Похороны на Бромптонском кладбище
- Выпускники консерватории Хоха
- Исполнители Fonotipia Records
- Австрийские католики
- Смертность от рака легких в Англии
- Австрийские оперные певцы ХХ века