Миша Сполянский

Миша Сполянский (28 декабря 1898 - 28 июня 1985) был композитором русского происхождения, сделавшим себе имя на написании песен кабаре и ревю в Веймарской республике 1920-х - начала 1930-х годов. Он был вынужден эмигрировать в Лондон в 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, и остался в Британии до конца своей жизни, заново открывая себя как композитор музыки для фильмов. [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Сполянский родился в еврейской музыкальной семье в Белостоке , тогда входившем в состав Белостокской области Российской империи . Его отец был оперным певцом, сестра позже стала пианисткой, а брат Александр был виолончелистом. После рождения Миши семья переехала в Варшаву, а позже в Калиш. После ранней смерти матери семья переехала в Вену. [ 1 ]
Раннее музыкальное образование Сполянского по игре на фортепиано, скрипке и виолончели началось в возрасте пяти лет и было продолжено в Дрездене под руководством профессора Марка Генсберга. Дебютировал на публике в 10 лет. Вскоре после этого умер его отец, и Сполянский переехал в Кенигсберг (Пруссия), где у него были родственники. Однако в 1914 году из-за войны ему пришлось бежать в Берлин, где его брат работал виолончелистом, а его сестра Лиза, пианистка, начала учиться у Артура Шнабеля . [ 2 ]
Берлин, кабаре и ревю
[ редактировать ]Сполянский работал в кофейне пианистом, чтобы продолжить музыкальное образование в Консерватории Штерна . Первые сочинения Сполянского исполнил оркестр УФА -Кинотеатра на Фридрихштрассе . Кроме того, он работал композитором и пианистом в ямном оркестре (где Марлен Дитрих играла на вторых скрипках). [ 3 ] и в кабаре русской эмигрантки. Там его услышали Фридрих Холландер и Вернер Рихард Хейманн и предложили ему писать и играть для литературного кабаре Schall und Rauch в подвале Großes Schauspielhaus , который Макс Рейнхардт основал в 1919 году. Сполянский поставил тексты Курта Тухольского , Клабунд , Йоахим Рингельнац и аккомпанировали таким звездам, как Гасси Холл , Пол О'Монтис , Роза Валетти и Трюд Хестерберг .
В 1920 году под псевдонимом «Арно Биллинг» он сочинил мелодию для первого гомосексуального гимна под названием Das lila Lied ( «Лавандовая песня» ), который он посвятил Магнусу Хиршфельду привлек молодого Кристофера Ишервуда в Берлин. , сексологу, который десять лет спустя [ 4 ] Он был опубликован вместе с другими текстами, такими как «Будь моей женой двадцать четыре часа».
В 1922 году он познакомился с поэтом Марцеллом Шиффером и писательницей Марго Лайон . В том же году он женился на танцовщице Элсбет (Эдди) Рейнвальд. В 1927 году Сполянский сопровождал Рихарда Таубера в записи 12 песен из Шуберта » « Зимнего пути , записав в предыдущем году альбом из 12 немецких народных песен с тенором.
15 мая 1928 года в Берлине в Komödie am Kurfürstendamm открылось музыкальное ревю Es Liegt in der Luft с музыкой Сполянского и стихами Марцелла Шиффера. Виктор Ротталер охарактеризовал его как «первую попытку создать мюзикл на немецком языке. [ 5 ] Музыка основана на влияниях американского джаза и аргентинского танго, которые теперь характерны для музыки кабаре Берлина 1920-х годов. [ 6 ] В актерском составе была Марлен Дитрих. Год спустя Дитрих будет «обнаружен» в ревю Сполянского «Цвей Краваттен» (текст Георга Кайзера ) Йозефом фон Штернбергом , который искал главную актрису для «Голубого ангела» .
Далее последовал 1930 г. Как мне стать богатым и счастливым? , в 1931 году «Все головокружение» , в 1932 году «Вызов мистера Плима» и «Дом между» , а в 1933 году «100 метров счастья» .
Эмиграция в Лондон и работа в кино
[ редактировать ]Когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, Сполянскому, как и всем еврейским артистам в Германии, больше не разрешили работать в теперь уже «арийском» развлекательном бизнесе. Он был вынужден эмигрировать в Лондон , где начал вторую карьеру кинокомпозитора. Его взяли под опеку киносообщества экспатриантов, а также британских продюсеров и режиссеров, таких как Альфред Хичкок , который снимал фильмы в Берлине, который до правления Гитлера был международным центром кинопроизводства. Натурализация Сполянского как гражданина Великобритании увенчалась успехом во многом благодаря Шлагеру «Heute Nacht oder nie» из фильма Das Lied einer Nacht (1932), который принес Сполянскому мировую известность.
нанял его В 1935 году Золтан Корда для написания музыки к фильму «Сандерс с реки» , съемки которого проходили в Нигерии . Сюда входили песни, которые должны были представлять собой «аутентичную» нигерийскую музыку в исполнении звезды Пола Робсона , а также местных нигерийских актеров и статистов, но они были написаны в Лондоне Сполянски. Много лет спустя Корда был рад обнаружить в отдаленной реке в Конго песню Сполянски к фильму, которую пели конголезские рыбаки, гребли на лодках вверх по реке. Сполянский никогда не был в Африке, но его работы были настолько аутентичны, что стали в каком-то смысле подлинными. [ 7 ]
Сандерс из реки начал сотрудничество с Робсоном. Среди его лучших песен были четыре, которые он написал для Робсона, и они были представлены в фильмах « Сандерс на реке» в 1935 году («Песня о каноэ», «Песня о любви», «Конголезская колыбельная» и «Убийственная песня») и « Копи царя Соломона » в 1937 году. («Хо, хо» и «Поднимаемся вверх!»). Еще одну его песню исполнила Элизабет Уэлч в 1937 году («Red Hot Annabelle»). Другие успехи в кино включали «Посвящение» (тема из « Парижского идола »), музыку к «Самым счастливым дням вашей жизни» и «Вальс Мельбы (Время снов)» из «Мельбы » . Он также продолжил писать для театра: мюзикл « Кто берет свободу?» В 1939 году дал 59 спектаклей в театре Уайтхолл . [ 8 ] В 1943 году Сполянский дал сольный концерт собственной музыки к фильмам в Лондоне. [ 9 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1950 году Хичкок вспомнил о Сполянском и нанял его для написания песни «Love Is Lyrical (Whisper Sweet Little Nothing to Me)», исполненной Марлен Дитрих в фильме « Страх сцены » . В последующие годы он написал музыку к таким фильмам, как «Проблемы в магазине » (1953), «Святая Жанна» (1957), «Вся правда» (1958), «Северо-западный рубеж» (1959), «Битва на вилле Фиорита» (1965), «Лучший дом». в Лондоне (1969) и «Гитлер: Последние десять дней» (1973), на которые у него явно была личная точка зрения.
Послевоенные ревю в Лондоне включают « Один, два, три» (1947) и « Четыре, пять, шесть» (1948), оба в Театре герцога Йоркского и оба с Бинни Хейл в главной роли . В 1950-х и 1960-х годах Сполянский пытался вновь познакомить немецкую публику с мюзиклом, сначала с Катариной Кни (1957) в Мюнхене, основанным на цирковой истории и затрагивающим темы бродячей жизни и оседлости, а затем с Вилернтом Либе . (1967), также в Мюнхене, в Театре Кювилье. Они не имели большого успеха, вероятно, из-за антиамериканских настроений в Германии того времени. [ 10 ] Сполянский вернулся в Берлин в 1977 году, чтобы выступить на гала-концерте в Театре «Ренессанс», и в течение следующих нескольких лет совершил несколько ответных визитов. [ 11 ]
Он также был композитором концертных произведений, таких как его «Симфония в пяти частях» , сочиненная в течение длительного периода между 1941 и 1969 годами. [ 12 ] Это произведение вместе с его оркестровой джазовой пьесой «Буги» (1958) и увертюрой к его последнему спектаклю «Мой муж и я» (также известному как Wie lernt man Liebe ) были записаны Лиепайским симфоническим оркестром под управлением Пола Манна в 2022 году. [ 13 ] Есть также несколько небольших фортепианных пьес. [ 1 ]
В 1976 году Сполянский дал интервью для американского документального фильма « Воспоминания о Берлине: Сумерки веймарской культуры» . Он оставался постоянным доверенным лицом Дитриха вплоть до своей смерти в Лондоне в 1985 году в возрасте 87 лет. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]После его смерти его произведения время от времени ставились в театрах. Например, опера-кабаре 1932 года « Руф Си Герр Плим» (в роли «Пошли за мистером Плином ») имела успешную постановку в Центре искусств Баттерси в 1999 году, а в следующем году была переведена в Ковент-Гарден. В сезоне 2004/2005 «Два галстука» были поставлены в Дортмунде , а «Руфен Зи Херрн Плим» — в Städtische Bühnen Münster (2002/2003), а затем в театре в Касселе . Все архивы Сполянского хранятся в Академии художеств в Берлине.
Работает
[ редактировать ]Театр
- Песни кабаре, в том числе Das lila Lied (1920-е).
- Оно в воздухе , ревю (1928)
- Два галстука , ревю (1929)
- Как мне стать богатым и счастливым? , обзор (1930)
- Аллес Суиндел , ревю (1931)
- Позвоните мистеру Плиму , ревю (1932)
- Дом между , ревю (1932)
- 100 метров счастья , рецензия (1933)
- Кто берет свободу? мюзикл (1939)
- Раз, два, три , ревю (1947)
- Четыре пять, шесть , ревю (1948)
- Катарина Кни , мюзикл (1957)
- Как научиться любви , мюзикл (1957)
Оценка фильмов
- Нет больше любви (1931)
- Кале-Дувр (1931)
- Песня ночи (1932)
- Счастливое число (1932)
- Песня одной ночи (1933)
- Любовь со второго взгляда (1934)
- Моя песня для тебя (1934)
- Сандерс из реки (1935)
- Призрак идет на запад (1935)
- Человек, который мог творить чудеса (1936)
- Не забывай меня (1936)
- Копи царя Соломона (1937)
- Рай для двоих (1937)
- Джинни (1941)
- Г-н Эммануэль (1944)
- Не принимайте это близко к сердцу (1944)
- Идол Парижа (1948)
- Это была женщина (1948)
- Под замерзшим водопадом (1948)
- Золотая стрела (1949)
- Самые счастливые дни вашей жизни (1950)
- В синеву (1950)
- Счастлива, любимая (1951)
- Проблемы в магазине (1953)
- Святая Жанна (1957)
- Вся правда (1958)
- Северо-Западная граница (1959)
- Битва на вилле Фиорита (1965)
- Лучший дом Лондона (1969)
- Гитлер: Последние десять дней (1973)
Концерт
- Чарльстон Каприс , оркестр (1930)
- Буги , оркестр (1958)
- Симфония в пяти частях (1941–1969)
- Увертюра «Мой муж и я» (1958) (из «Как научиться любви »)
- Копи царя Соломона , сюита (три части, аранж. Филипа Лейна )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дэвид Кершоу. «Сполянский, Миша» в Grove Music Online (2001)
- ^ Шнабель, Артур. Моя жизнь в музыке (переиздано в 1988 г.), с. 205
- ^ Филип Скотт (6 июня 2022 г.). «Миша Сполянский: Оркестровая музыка (Лиепайский симфонический оркестр, Пауль Манн)» . В центре внимания (обзор) . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Фарина, Уильям . Наследие немецкого кабаре в американской популярной музыке (2013), с. 66
- ^ Ротталер, Виктор. Сегодня вечером или никогда. Дневники, рассказы, стихи, рисунки. Вейдле , Бонн (2003), ISBN 3-931135-69-1 , с. 33
- ^ Лэмб, Эндрю . «Ревю» в Grove Music Online (2001)
- ^ Корда, Майкл . Очарованные жизни (Random House, 1979), с. 209 ISBN 0394419545
- ^ Хиршфельд, Г. и другие. Второй шанс: два столетия немецкоязычных евреев в Соединенном Королевстве (Мор Зибек, 1991), с. 283 ISBN 9783161457418
- ^ Хантли, Джон . Британская киномузыка (1947), с. 223
- ^ Королевский музыкальный колледж . Пение песни на чужбине , с. 10, Программа симпозиума, февраль 2014 г.
- ^ Корнфорт, Питер. Миша Сполянский: краткая история
- ^ Андерсон, Мартин. «Миша Сполянский: Биографический очерк» , Toccata Classics
- ^ Классика Токката TOCC0626 (2022)
- ^ Хаас, Майкл. Запрещенная музыка: еврейские композиторы, запрещенные нацистами (2013)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Миша Сполянский на IMDb
- Дым и шум (2011), альбом песен Сполянского Мелинды Хьюз
- "Tonight or Never" (аудио) на YouTube , записано Максом Раабе и оркестром Паласта.
- Барри Хамфриса Веймарское кабаре
- Сюита из "Копи царя Соломона" (аудио) на YouTube, Chandos Records
- 1898 рождений
- 1985 смертей
- Еврейские композиторы
- Польские композиторы
- Немецкие композиторы
- Немецкие композиторы-мужчины
- Английские композиторы
- Английские композиторы-мужчины
- Польские композиторы музыки к фильмам
- Немецкие композиторы музыки к фильмам
- Английские композиторы музыки к фильмам
- Английские композиторы-музыканты к фильмам
- Британские композиторы-мужчины к фильмам
- Немецкий народ польско-еврейского происхождения
- Англичане польско-еврейского происхождения
- Музыканты из Белостока
- Немецкие композиторы XX века
- Английские композиторы XX века
- Эмигранты из Российской империи в Германию