Элизабет Ретберг
Элизабет Ретберг | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Лисбет Сэттлер 22 сентября 1894 г. Шварценберг , Германия |
Умер | 6 июня 1976 г. Йорктаун-Хайтс, Нью-Йорк , США | ( 81 год
Занятие | оперное сопрано |
Организации |
Элизабет Ретберг ( урожденная Лисбет Зеттлер; 22 сентября 1894 — 6 июня 1976) — немецкая оперная певица -спинто-сопрано , работавшая с периода Первой мировой войны до начала 1940-х годов. После того, как Рихард Штраус роль Императрицы в своей опере «Женщина без тени» поручил ей в Дрезденской опере в 1919 году, она продолжала выступать в партии Аиды Верди в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и Ла Скала в Милане, среди других. Она часто возвращалась в Дрезден, в том числе для того, чтобы сыграть главную роль в «Египетской Елене» на мировой премьере.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Лисбет Зеттлер родилась в Шварценберге . Ее отец был учителем и дал ей первое музыкальное образование. [ 1 ] С 16 лет она училась игре на фортепиано и вокалу в Дрезденской королевской консерватории у Отто Ватрина. [ 2 ] Она дебютировала в Дрездене вместе с Рихардом Таубером 16 июня 1915 года в партии Арсены в оперетте «Зигеунербарон» . Иоганна Штрауса [ 1 ] [ 3 ] графини Моцарта В 1916 году она исполнила такие ведущие партии, как «Фигаро» Вагнера , Ева в «Мейстерзингерах фон Нюрнберг» . В 1919 году Рихард Штраус доверил ей исполнить партию Императрицы в своей опере «Женщина без тени» ; она имела такой успех, что он захотел пригласить ее в Венскую государственную оперу . Затем она получила международное признание и выступала в крупнейших оперных театрах Европы. [ 2 ]
Метрополитен-опера
[ редактировать ]Ретберг пела в Дрезденской опере до 1922 года, когда она дебютировала в Метрополитен-опера (Мет) в партии Аиды Верди . [ 1 ] Она переехала в США и проработала в Метрополитен-опера 20 сезонов, исполнив 30 партий. [ 1 ] Далее она училась у Эстель Либлинг в Нью-Йорке. [ 4 ] Ее четыре премьеры в Метрополитене ( Валькирия Вагнера , Фигаро Моцарта и дважды Аида ) связывают ее с Лисией Альбанезе , поскольку сопрано получила наибольшее количество премьер на премьерах Метрополитена. Она также была приглашена в лондонский Королевский оперный театр , где пела в 1925 и 1934–1939 годах. [ 3 ]
Другие международные выступления
[ редактировать ]Она выступала на Зальцбургском фестивале в Австрии, перед публикой в Ла Скала в Милане , где снова выступала в партии Аиды под управлением Тосканини и в других местах Европы. [ 1 ]

Ретберг часто возвращался в Дрезден. В 1928 году она исполнила заглавную партию в опере Штрауса «Египетская Елена » под управлением Фрица Буша . [ 1 ] Во второй половине 1930-х годов голос Ретберг частично утратил свой блеск, что некоторые связывают с ее частым пением Аиды и других более тяжелых ролей. [ 5 ] Ушла со сцены в 1942 году.
Личная жизнь
[ редактировать ]Ретберг впервые была замужем за Эрнстом Альбертом Дорманном. родившегося в России - компримарио В 1956 году она вышла замуж за певца Met Джорджа Чехановского, . [ 3 ]
Ретберг умер в Йорктаун-Хайтс в возрасте 81 года. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]
Ретберг делал записи арий и ансамблевых пьес в Германии и США в период с 1921 года до начала Второй мировой войны . Многие из них доступны на пластинках и компакт-дисках .* [ 6 ]
Наиболее известные записи ее творчества включают живые записи ее роли в Метрополитен-опера во всех операх, в том числе «Женитьба Фигаро» Верди , «Симон Бокканегра» и «Отелло» » Вагнера , а также «Лоэнгрин . Что касается ее ведущей дискографии, она была включена в проект звукозаписи Общества Хьюго Вольфа 1930-х годов (например, "Müh'voll komm' ich und beladen"). [ 6 ]
У Ретберга был характерный лирический, но сосредоточенный голос, который казался одновременно чрезвычайно женственным и проницательным. Позже в ее карьере ее можно услышать в концертных записях «Лоэнгрина» с Лаурицем Мельхиором , «Отелло» с Джованни Мартинелли и Лоуренсом Тиббеттом и Саймона Бокканегры , снова с Мартинелли и Тиббеттом. Существует лишь несколько тактов ее Леоноры в «Трубадуре» Верди с Мартинелли и Ричардом Бонелли . Хотя полных записей ее самой известной роли, Аиды, не существует, многие отрывки из нее она записала в студии. Комбинация живых выступлений и студийных записей сохранилась от ее исполнения Амелии из оперы Верди «Бал-маскарад» , что, возможно, лучше всего иллюстрирует объединенный лирический и драматический потенциал ее голоса. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Элизабет Ретберг, саксонская примадонна» . ОРФ (на немецком языке). 8 апреля 2012 года . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Элизабет Ретберг» . Munzinger Archiv (на немецком языке). 1976 год . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ретберг, Элизабет (настоящее имя: Лисбет Сэттлер)» . Энциклопедия.com . The Gale Group, Inc. Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Дин Фаулер, Аландра (1994). Эстель Либлинг: исследование ее педагогических принципов как расширение и развитие метода Маркези, включая обзор ее музыки и редактирование для колоратурного сопрано и других голосов (доктор философии). Университет Аризоны .
- ^ Дж. Б. Стейн. Голоса: певцы и критики . Лондон: Дакворт, 1992, стр. 125–135.
- ^ Jump up to: а б с Ретберг, Элизабет cantabile-subito.de
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Элизабет Ретберг Дискография на Discogs
- Элизабет Ретберг (записи) adp.library.ucsb.edu