Египетская Елена
Египетская Елена | |
---|---|
Опера Рихарда Штрауса | |
![]() Композитор в 1922 году (Фотограф: Фердинанд Дирт ) | |
Либреттист | Хьюго фон Хофмансталь |
Язык | немецкий |
На основе | Елена от Еврипида |
Премьера | 6 июня 1928 г. Опера Земпера , Дрезден |
Die ägyptische Helena ( Египетская Елена ), соч. 75) — опера в двух действиях Рихарда Штрауса на немецкое либретто Гуго фон Гофмансталя . Премьера спектакля состоялась 6 июня 1928 года в дрезденской опере Земпера. Штраус написал главную партию, имея в виду Марию Йерицу , но, вызвав в то время настоящую сенсацию, руководство дрезденской оперы отказалось платить крупный гонорар Йерице и вместо этого выбрало Элизабет Ретберг на роль Елены Трой. [ 1 ] В конечном итоге Джерица создала партию в Вене и Нью-Йорке.
В качестве вдохновения для рассказа Гофмансталь использовал источники из Еврипида ( «Елены» ). Штраус внес изменения в оперу в 1933 году, через пять лет после премьеры, работая с режиссёром Лотаром Валленштейном и дирижером Клеменсом Крауссом . [ 2 ] [ 3 ]
История выступлений и прием
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2017 г. ) |
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 6 июня 1928 г. Дирижер: Фриц Буш |
---|---|---|
Елена, жена Менелая | сопрано | Элизабет Ретберг |
Менелай | тенор | Курт Таучер |
Гермиона, их ребенок | сопрано | Аннелиз Петрич |
Аитра, дочь египетского царя: волшебница | сопрано | Мария Райдл |
Альтаир | баритон | Фридрих Плашке |
Да-Уд, чувствующий сын | тенор | Гульельмо Фаццини |
Два слуги Аитры | сопрано, меццо-сопрано |
Эрна Бергер , Сигрид Ротермель |
Четыре эльфа | два сопрано, два контральто |
Анджела Колняк, Ева Джонн, Эльфрида Хаберкорн, Сигрид Ротермель |
Всезнающая морская ракушка | контральто | Хелен Юнг |
Это единственная крупная опера в репертуаре с ролью всеведущей морской ракушки. [ 4 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Мифологическое прошлое
В своем островном дворце волшебница Аитра тщетно ждет возвращения Посейдона. Похожая на оракула Всеведущая Мидия говорит ей, что, хотя Посейдон далеко, он остается стойким в своей любви к ней. Затем «Мидия» рассказывает о корабле, на котором самая красивая женщина в мире, Елена (Елена Троянская), собирается быть убитой ее мужем Менеласом (Менелай). Чтобы спасти женщину, Аитра вызывает внезапный шторм, который терпит кораблекрушение и пассажиры вскоре выходят на берег и появляются во дворце. Елена пытается спасти свой брак, но Менелас не может простить ей измену Парису в начале Троянской войны. К сожалению, он помешал их дочери Гермионе узнать свою мать. На суше Менелас вновь планирует зарезать жену, но вид ее красоты при лунном свете заставляет его колебаться. Чтобы гарантировать, что он не убьет ее, Аитра призывает эльфов мучить его; они заставляют его поверить, что его соперник, Парис, присутствует, и он бросается противостоять призраку. Магия Аитры помогает Елене вернуть себе первоначальную юношескую красоту, а напиток из лотоса избавляет ее от беспокойства. Девочки-служанки уводят ее в другую комнату.
Когда Менелас, спотыкаясь, возвращается обратно, бредя тем, что застал врасплох и убил Елену и Париса, Аитра также дает ему успокаивающий напиток. Услышав о его противоречивых чувствах по отношению к жене, волшебница пытается сказать ему, что девять лет назад, когда он потерял Елену из-за Парижа, боги фактически подменили призрака, чтобы обмануть Париса; настоящая Елена была спрятана в замке отца Аитры на склонах Атласских гор . Там она остается, спит, ожидая, пока муж ее разбудит; женщина в соседней комнате — призрак. Аитра клянется перевезти Менеласа с помощью магии в замок. Сбитый с толку и нерешительный, он постепенно уступает мысли, что ему будет возвращена первоначальная Елена. В павильоне у подножия горы они могут воссоединиться. Аитра предлагает ему использовать зелье лотоса, чтобы избавиться от тревожных воспоминаний.
Акт 2
[ редактировать ]В павильоне Хелена просыпается и приветствует вторую брачную ночь пары («Zweite Brautnacht»). Менелас, тоже пробуждающийся, все еще не доверяет своим чувствам. Его жена пытается успокоить его еще большим количеством сока лотоса, но он замечает свой меч, который оживляет неприятные воспоминания. Эта женщина реальна или иллюзия? Появляются всадники пустыни, и Альтаир, князь гор, склоняется перед Еленой, предлагая дары; его сын Дауд присоединяется к восхвалению ее красоты. Сцена напоминает Менеласу троянский праздник в честь Елены, но он пытается скрыть свою ревность, когда Альтаир и Дауд приглашают его присоединиться к охотничьему отряду. Прощаясь с Хеленой и все еще не зная ее личности, он отправляется на охоту. Аитра появляется как одна из служанок и предупреждает Елену, что в одном из флаконов, которые она упаковала, содержится зелье забвения, а в другом - зелье воспоминаний. Вопреки настойчивому совету Аитры, Елена заявляет, что воспоминания будут необходимы, чтобы спасти ее брак; фантазия о возвращении к незапятнанному прошлому не является подлинным решением.
По знаку Елены служанки удаляются, когда Альтаир возвращается, смело ухаживая за ней и приглашая на банкет в ее честь. Даже когда приходит известие, что Менелас убил Дауда во время охоты, Альтаир продолжает свое дело. Однако он отходит, когда вносят тело юноши, за ним следует Менелас, который остается в замешательстве, думая, что он убил Париса. Снова игнорируя совет Аитры, Хелена заказывает зелье воспоминаний, приготовленное к приближению праздника. Менелас теперь воображает, что настоящая Елена умерла, и решает присоединиться к ней в смерти; Елена перед ним, несомненно, является призраком. Однако когда он принимает то, что, по его мнению, является зельем смерти, он видит мертвую Елену живой: оба они едины. Альтаир и его соратники хватают и разлучают пару, но Аитра обнаруживает фалангу солдат Посейдона, сопровождающих девочку Гермиону. Узнав Аитру волшебницей, Альтаир склоняется перед ее силой. Гермиона, наконец воссоединившаяся со своими родителями, отправится с ними домой, чтобы начать совместную жизнь.
Инструментарий
[ редактировать ]
Хоть и не такая плотная, как оркестровка и «Электры» « Саломеи» , она все равно впечатляет:
- Деревянные духовые инструменты : 4 флейты (3-й и 4-й дубль на пикколо ), 2 гобоя , английский рожок , 3 кларнета , бас-кларнет , 3 фагота (3-й дубль на контрафаготе )
- Духовые : 6 валторн , 6 труб , 3 тромбона , туба.
- Перкуссия : литавры , большой барабан , тамтам , малый барабан , тарелки ,
- Другие инструменты: глокеншпиль , челеста , 2 арфы , орган , струнные ( 16.14.12.10.8 )
- Сценический оркестр : 6 гобоев , 6 кларнетов , 4 валторны , 2 трубы , 4 тромбона , литавры , 4 треугольника , 2 бубна , духовая машина.
Записи
[ редактировать ]Есть запись нескольких отрывков, сделанных в 1928 году, когда Фриц Буш дирижировал оркестром Берлинской государственной оперы, а Роуз Поли пела Хелену. Два из них («Bei jener Nacht» и «Zweite Brautnacht») включены в Preiser Records сборник «Оперные сцены Рихарда Штрауса - исторические записи 1928–43», выпущенный в 2000 году. Записи всей оперы включают:
Год | Бросать (Елена, Менелай, Покаяние, Альтаир) |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 5 ] |
---|---|---|---|
1956 | Леони Рысанек , Бернд Альденхофф , Аннелис Куппер , Герман Уде |
Джозеф Кейлберт , Баварской государственной оперы Оркестр и хор |
Компакт-диск: Золотая Опера Кот: OPD 1381 |
1970 | Гвинет Джонс , Джесс Томас , Мими Коертсе , |
Йозеф Крипс Венская филармония и Венской государственной оперы Хор (Запись спектакля в Венской государственной опере, 5 декабря) |
компакт-диск: RCA Кот: 74321 69429-2 |
1979 | Гвинет Джонс , Матти Касту, Барбара Хендрикс , Уиллард Уайт |
Дорати Антал , Детройтский симфонический оркестр и хорал Кеннета Джуэлла |
Компакт-диск: Decca (Лондон) Кот: 430 381-2 |
2001 | Виталия Блинструбайте, Стивен О'Мара, Джулия Маттана, Иоанн Дуйсбургский |
Жерар Корстен , Оркестр и хор Лирического театра Кальяри |
Компакт-диск: Динамический Кот: CDS 374/1-2 |
2002 | Дебора Войт , Карл Таннер , Celena Shafer, Кристофер Робертсон |
Леон Ботштейн , Американский симфонический оркестр и Нью-Йоркский концертный хорал (Запись концертного выступления в Эйвери Фишер Холле , 6 октября) |
Компакт-диск: Теларк Кот: CD 80605 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Бакстер, « Die ägyptische Helena . Рихард Штраус» , (обзор записи) в The Opera Quarterly , 18 (4) , 643–647 (2002)
- ^ Роджер Пайнс, « Die ägyptische Helena . Ричард Штраус» , (обзор записи), The Opera Quarterly , 7 (4) , 195–197 (1990)
- ^ Роланд Грэм, « Египетская Елена : Оригинальная версия (1928)» , The Opera Quarterly , 15 , 540–544 (1999)
- ^ Уильям Аллан (2008). «Хелен преобразилась». Еврипид: Елена . Кембриджская греческая и латинская классика. Издательство Кембриджского университета. п. 79. ИСБН 978-0-521-83690-6 . , сноска 353
- ^ Записи Елены Египтянки на Operadis-opera-discography.org.uk.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ласселлес, Дэвид ; Питти, Энтони , ред. (2000). « Die ägptische Helena » . Новая оперная книга Коббе (11-е, с поправками, ред.). Эбери Пресс. стр. 777–779. ISBN 978-0-09-181410-6 .
- Кеннеди, Майкл , в Холдене, Аманда (редактор), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Египетская Елена (Штраус) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Оперный гид BBC
- Акт 1 , Акт 2 , Принцрегентентеатр , Мюнхен, 1956, Йозеф Кейлберт ; Елена: Леони Рысанек , Менелай: Бернд Альденхофф , Аитра: Аннелис Куппер , Альтаир: Герман Уде , Да-уд: Ричард Холм , Всеведущая морская ракушка: Ира Маланюк