Четыре последние песни
Четыре последние песни | |
---|---|
Рихард Штраус | |
Родное имя | Четыре финальные песни |
Каталог |
|
Текст | |
Язык | немецкий |
Составленный | 1948 |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 22 мая 1950 г. |
Расположение | Королевский Альберт-Холл , Лондон |
Дирижер | Вильгельм Фуртвенглер |
Исполнители |
Четыре последние песни (нем. Vier letzte Lieder ), соч. posth., для сопрано и оркестра - за исключением песни «Malven» (Мальвы), написанной позже в том же году, - последние завершенные произведения Рихарда Штрауса . Они были написаны в 1948 году, когда композитору было 84 года.
Это песни «Frühling» (Весна), «Сентябрь», « Beim Schlafengehen » (Когда засыпает) и «Im Abendrot» (На закате). Название « Четыре последние песни» было предоставлено посмертно другом Штрауса Эрнстом Ротом , который опубликовал четыре песни как единое целое в 1950 году после смерти Штрауса.
Штраус умер в сентябре 1949 года. Премьера состоялась в Королевском Альберт-холле в Лондоне 22 мая 1950 года в исполнении сопрано Кирстен Флагстад и Филармонического оркестра под управлением Вильгельма Фуртвенглера .
Работа не имеет номера опуса и была опубликована в 1950 году после смерти Штрауса. Он указан как AV 150 в тематическом указателе Мюллера фон Асоу и как TrV 296 в указателе Франца и Флориана Треннера. [1] [2]
Фон
[ редактировать ]Штраус наткнулся на стихотворение Йозефа фон Эйхендорфа «Im Abendrot» , которое, по его мнению, имело для него особое значение. Он положил его текст на музыку в мае 1948 года. Штраусу также недавно подарили полное собрание стихов Германа Гессе , и он был ими сильно вдохновлен. Он поставил три из них – «Frühling», «Сентябрь» и «Beim Schlafengehen» – для сопрано и оркестра, а также подумывал поставить еще два, «Nacht» («Ночь») и «Höhe des Sommers» («Разгар лета») в таким же образом. Он также приступил к хоровой постановке «Besinnung» (Отражение) Гессе, но отложил ее после того, как запланированная фуга стала «слишком сложной». [3]
За исключением песни «Мальвен» ( «Мальвы» ), написанной позднее в том же году, [4] песни являются последними законченными произведениями Штрауса.
Общее название «Четыре последних песни» было предоставлено другом Штрауса Эрнстом Ротом , главным редактором Boosey & Hawkes , когда он опубликовал все четыре песни как единое целое в 1950 году, и в том порядке, в котором сейчас следует большинство выступлений: «Frühling», « Сентябрь», «Beim Schlafengehen», «Im Abendrot». [5] [6]
Последовательность песен
[ редактировать ]Опубликованная Ротом в 1950 году последовательность песен не соответствует ни порядку составления песен ( Im Abendrot : 6 мая 1948 года; Frühling : 20 июля 1948 года; Beim Schlafengehen : 4 августа 1948 года; сентябрь : 20 сентября 1948 года), ни порядку премьеры 1950 года. ( Кирстен Флагстад под управлением Вильгельма Фуртвенглера ). Хотя большинство записей придерживаются Рота, некоторые остаются с Флагстадом/Фуртвенглером – Beim Schlafengehen, сентябрь, Frühling, Im Abendrot . Последние включают в себя запись Сены Юринака 1951 года со Стокгольмским филармоническим оркестром под управлением Фрица Буша ; Запись Лизы Делла Каса 1953 года с Венским филармоническим оркестром под управлением Карла Бема ; и запись Фелисити Лотт 1986 года с Королевским Шотландским национальным оркестром под управлением Неэме Ярви . Авторитета нет, потому что Штраус не задумал цикл, но премьеру доверил Флагстаду.
Порядок композиции | Орден исполняется на премьере | Заказать в опубликованном издании |
---|---|---|
«В послесвечении» | «Перед сном» | "Фрюлинг" |
"Фрюлинг" | "Сентябрь" | "Сентябрь" |
«Перед сном» | "Фрюлинг" | «Перед сном» |
"Сентябрь" | «В послесвечении» | «В послесвечении» |
Тема сообщения
[ редактировать ]Все песни, кроме «Frühling», посвящены смерти, и все они были написаны незадолго до смерти самого Штрауса. Они наполнены чувством спокойствия, принятия и полноты.
Настройки рассчитаны на сольное сопрано с высокими мелодиями на фоне полного оркестра, и во всех четырех песнях есть заметные партии духовых инструментов . Сочетание красивой вокальной партии с поддерживающим духовым аккомпанементом отсылает к жизни самого Штрауса; его жена Полина де Ана была знаменитой сопрано, а его отец Франц Штраус - профессиональным валторнистом.
Ближе к концу «Im Abendrot», после интонации сопрано «Ist dies etwa der Tod?» («Разве это смерть?»), Штраус музыкально цитирует собственную тональную поэму «Смерть и преображение » , написанную 60 годами ранее. Как и в этом произведении, процитированная фраза из семи нот (известная как «тема преображения») рассматривается как осуществление души через смерть. [7]
Инструментарий
[ редактировать ]Песни озвучены для пикколо , 3-х флейт (3-е дублирование по 2-му пикколо ), 2-х гобоев , английского рожка , 2-х кларнетов си-бемоль и ля, бас-кларнета , 3-х фаготов (3-е дублирование по контрафаготу ), 4-х валторн фа (также Ми-бемоль и ре), 3 трубы до, ми-бемоль и фа, 3 тромбона , туба , литавры , арфа , челеста и струнные .
Премьера и первая запись
[ редактировать ]
Одним из последних пожеланий Рихарда Штрауса было, чтобы Кирстен Флагстад была сопрано, которая представит четыре песни. «Я хотел бы сделать возможным, — писал он ей, — чтобы [песни] оказались в вашем распоряжении для мировой премьеры в ходе концерта с первоклассным дирижером и оркестром». [8]
Премьера состоялась посмертно в Королевском Альберт-Холле в Лондоне 22 мая 1950 года в исполнении Флагстада в сопровождении Филармонического оркестра под управлением Вильгельма Фуртвенглера . Выступление стало возможным благодаря великодушному предложению махараджи Майсура Бахудара Джаячамараджендры Вадияра . Хотя он не смог присутствовать, любящий музыку махараджа дал гарантию на выступление в размере 4800 долларов, чтобы « Четыре последних песни» могли быть записаны для его большой личной коллекции, которая тогда оценивалась примерно в 20 000 пластинок, а затем запись была отправлена ему. в Майсуре. [8]
Выступление было записано на ацетатные диски. Они сильно изношены перед первой передачей пластинки, которую обычно считали очень плохой. Последующие реставрации с использованием современных цифровых технологий были осуществлены в 2007 году Роджером Бердсли для «Testament Records» . [9] а в 2014 году Эндрю Роуз для Pristine Audio . [10]
Похожие песни
[ редактировать ]Тимоти Л. Джексон отметил, что Штраус сочинил песню « Ruhe, meine Seele! » для фортепиано и голоса в 1894 году на стихотворение Карла Фридриха Хенкеля , но оркестровал ее только в 1948 году, сразу после того, как он закончил «Im Abendrot». и до того, как он сочинил остальные три из своих «Четырех последних песен» . Джексон предлагает добавить «Ruhe, meine Seele!» к Четырем последним песням образует единый песенный цикл из пяти песен, если «Ruhe, meine Seele!» исполняется как прелюдия к «Im Abendrot», с которой он имеет мотивное сходство. [11]
Тексты
[ редактировать ]Примечание: тексты трех песен Германа Гессе защищены авторским правом до 2032 года и поэтому не могут быть воспроизведены в Википедии. Однако их можно найти в Интернете на сайте Lieder.net.
4. «В послесвечении»
[ редактировать ](«На закате»)(Текст: Йозеф фон Эйхендорф )
Мы переживаем трудности и радости
пошли рука об руку;
Мы оба отдыхаем от походов
теперь над тихой землей.
Вокруг склона долины,
воздух уже темный.
Два жаворонка просто поднимаются
ночные грезы в аромате.
Иди сюда и позволь им жужжать,
скоро пора спать.
Чтобы мы не заблудились
в этом одиночестве.
О, продолжай, тихий мир!
Так глубоко в послесвечении.
Как мы устали от походов –
Это смерть?
Сквозь горе и радость
мы шли рука об руку;
мы оба отдыхаем от наших скитаний
теперь над тихой землей.
Вокруг нас склоняются долины,
воздух уже темнеет.
Лишь два жаворонка взлетают
задумчиво в дымку.
Подойдите ближе, и пусть они порхают,
скоро пора будет спать
чтобы мы не заблудились
в этом одиночестве.
О огромный, спокойный мир,
так глубоко в послесвечении!
Как мы устали от скитаний –
Возможно, это смерть?
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мюллер из Азова 1950–1974 .
- ^ Сепаратор и сепаратор 1999 .
- ^ Джексон 1992 , стр. 90–91.
- ^ Кисслер 1993 .
- ^ Джексон (1992)
- ↑ В «Словаре музыки и музыкантов Гроува» 1954 года три песни Гессена были указаны как отдельная группа, отдельная от «Im Abendrot», которая была написана за два месяца до этих трех.
- ^ Ван Амбург, Джек (19 апреля 2012 г.). «Более пристальный взгляд на финал Преображения Штрауса» . Джек Музыковед . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Эпитафия Рихарда Штрауса» . Время . 5 июня 1950 года . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Лебрехт, Норман (3 сентября 2008 г.), «Ричард Штраус: Четыре последние песни и т. д. Рене Флеминг, Мюнхенский филармонический оркестр, Кристиан Тилеманн (Декка) ***» , компакт-диски недели , La Scena Musicale , получено 20 октября 2016 г.
- ^ «Фуртвенглер дирижирует Рихардом Штраусом – PASC407» . Первозданная классика . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Джексон 1992 , стр. 90–137 .
Источники
[ редактировать ]- Джексон, Тимоти Л. (1992). « Рухе, моя Зеле! и Letzte Orchesterlieder "". В Гиллиаме, Брайан Рэндольф (ред.). Рихард Штраус и его мир . Издательство Принстонского университета.
- Кисслер, Джон М. (июнь 1993 г.). « Мальвен»: «Letzte Rose!» Рихарда Штрауса! ". Темп . Новая серия (185): 18–25. JSTOR 945709 .
- Мюллер Азовский, Эрих Херрманн (1950–1974). Рихард Штраус: Тематический справочник (3 тома). Вена: Л. Доблингер. OCLC 4006988 .
- Сепаратор, Франц; Сепаратор, Флориан (1999). Резонне каталога Рихарда Штрауса (2-е изд.). Вена: Рихард Штраус Верлаг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 4 Letzte Lieder : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Текст "Фрюлинг"
- Текст «Сентябрь»
- «Beim Schlafengehen», текст и чтение
- Рихард Георг Штраус (1864–1949). Vier Заключительные песни [ мертвая ссылка ]
- Обзоры записей
- Живое выступление 2004 г. на YouTube , Рене Флеминг , Оркестр Люцернского фестиваля , Клаудио Аббадо