Валторный концерт № 1 (Штраус)
В 1882–83 Рихард Штраус написал свой Валторный концерт № 1 ми-бемоль мажор , соч. 11, в двух версиях: для фортепиано и с оркестром. (Партия валторны та же.) Концерт для валторны стал наиболее часто исполняемым концертом для валторны, написанным в XIX веке. [ нужна ссылка ] Премьера в сопровождении фортепиано состоялась в 1883 году в Мюнхене , а с оркестровым сопровождением — в 1885 году в Майнингене .
Под конец жизни в 1942 году Штраус написал второй валторнский концерт .
- Вступительная тема

История композиции
[ редактировать ]В возрасте 18 лет, будучи студентом философии в Мюнхенском университете , недавно закончив свой Концерт для скрипки и Сонату для виолончели , Штраус написал свой первый концерт для валторны. Его отец Франц Штраус был одним из ведущих валторнистов своего времени, и тот факт, что Рихард вырос под звуки валторны в своем доме, привел его к исследованию огромного потенциала валторны как сольного, так и оркестрового инструмента. Хотя ранее он написал короткую пьесу для валторны соло (Два этюда для валторны TrV 15, 1873), концерт был первым оркестровым произведением, которое он решил написать для валторны.
Версия с оркестровым сопровождением называется «Waldhornkonzert», что указывает на то, что концерт должен был исполняться на натуральной безклапанной валторне (Waldhorn), на которой предпочитал играть его отец (хотя Франц также играл на валторне F с клапанами). Хотя технически можно сыграть концерт на натуральной валторне ми-бемоль. [ 1 ] на практике было бы невозможно добиться убедительного результата. Алан Джефферсон предполагает, что это название на самом деле могло быть шуткой отца и сына. [ 2 ] Сестра Штрауса Джоанна написала британскому валторнисту Деннису Брэйну , что она «ярко помнит, как ее отец боролся с сольной партией, которую он находил очень утомительной, даже используя высокую си-бемоль. В частности, он, кажется, нашел высокую си-бемоль. -квартиры слишком смелые и опасные для выступления в концертном зале». [ 3 ]
Ранние публичные выступления проводились с использованием одиночного валторны F с клапанами , который был указан в партитуре в более поздних изданиях (хотя оркестровые валторны по-прежнему обозначались как натуральные валторны ми-бемоль). На практике все современные исполнения и записи исполняются на клапанном двойном валторне F , разработанном в конце 19 века. Когда концерт был написан, использование натуральных валторн все еще было обычным явлением. Например, Брамс продолжал писать для натуральных валторн в своих симфониях ( Симфония № 3 является одновременной с Валторным концертом), потому что считал, что звучание лучше. Сам Штраус в полной мере использовал возможности валторны в своих тональных стихотворениях, начиная с « Дон Жуана» , написанных всего несколько лет спустя.
Концерт состоит из трех частей (Аллегро, Анданте, Аллегро), которые исполняются непрерывно (за исключением очень редких случаев) и продолжаются около 15–18 минут. Композиция типична для музыки Штрауса того времени, поскольку она имеет романтический стиль и демонстрирует влияние Мендельсона . В оркестровой версии используется классический оркестр: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные.
Премьера
[ редактировать ]Публичная премьера с фортепиано состоялась в 1883 году, вскоре после завершения сочинения с солистом одного из учеников Франца Штрауса Бруно Хойера. Премьера оркестровой версии состоялась в Майнингене под управлением Ганса фон Бюлова , а партию валторны исполнил главный валторн Густав Лейньос 4 марта 1885 года. Штраус написал отцу, что у солиста была «Kolossaler sicherheit» (колоссальная уверенность). [ 4 ] Позже Штраус руководил этой работой как минимум трижды: в Вене 7 мая 1921 года, в Мангейме 3 ноября 1929 года и в Ганновере 9 октября 1931 года. [ 5 ]
Записи
[ редактировать ]Было много записей этого произведения. Первая запись была сделана Деннисом Брэйном в 1947 году в Кингсуэй-холле в Лондоне 21 мая 1947 года под управлением Альсео Галлиеры, дирижирующего Филармоническим оркестром. В настоящее время доступны с оркестровым сопровождением:
Название компакт-диска и дата выпуска (если известно) | Валторнист | Оркестр и дирижер | Этикетка и ссылка |
---|---|---|---|
Рихард Штраус: Валторновые концерты № 1 и 2 (2006) | Дэвид Джолли | Исраэль Симфониетта Беэр-Шева , Ури Майер | Записи арабеск - Z6733 |
Валторновые концерты Штрауса и Хиндемита (2013) | Деннис Брэйн | Филармонический оркестр , Альчео Гальера | Король - RRC1407 |
Деннис Брэйн: Основная коллекция, том 5 (2014) | Деннис Брэйн | Филармонический оркестр, Вольфганг Заваллиш | Документы 299708 |
Зденек Тылшар: Рихард Штраус / Франц Штраус / Моцарт: Концерты для валторны (2006) | Зденек Тылшар | Чешский филармонический оркестр , Вацлав Нейман | Супрафон СУ 3892-2 |
Самые красивые валторнические концерты (2009) | Герман Бауманн | Симфонический оркестр WDR Кёльн , Гюнтер Ванд | Профиль Медиа PH08075 |
Штраус: Валторнские концерты № 1 и 2 (2013) | Мария Луиза Нойнекер | Бамбергский симфонический оркестр , Инго Мецмахер | ЭМИ 7235472 |
Рихард Штраус: Валторнские концерты 1 и 2 (1997) | Ларс-Майкл-Странский | Венский филармонический оркестр , Андре Превен | Дойче Граммофон E4534832 |
Штраус - Концерты (1999) | Барри Таквелл | Лондонский симфонический оркестр , Иштван Кертес | Декка E4602962 |
Штраус: Концерт для валторны № 1 ми-бемоль мажор, соч. 11 и т. д. | Барри Таквелл | Королевский филармонический оркестр , Владимир Ашкенази | Австралийское красноречие: ELQ4762699 |
Р. Штраус: Концерты для валторны 1 и 2, Концерт для гобоя (2006) | Герман Бауманн | Лейпцигский оркестр Gewandhaus , Курт Мазур | Филипс: 4769188 |
Р. Штраус: Оркестровые произведения и концерты (2014) | Майрон Блум | Кливлендский оркестр , Джордж Селл | Сони: 88883798632 |
Даниэль Баренбойм, дирижирует Р. Штраус (2010) | Дейл Клевенджер | Чикагский симфонический оркестр , Даниэль Баренбойм | Апекс 2564679408 |
Р. Штраус: Полное собрание сочинений для оркестра (2013) | Питер Дам | Государственная капелла Дрездена , Рудольф Кемпе | Уорнер Классикс: 4317802 |
Записи в сопровождении фортепиано включают:
Название компакт-диска и дата выпуска | Валторнист | Пианист | Ссылка |
---|---|---|---|
Р. Штраус: Полное собрание камерной музыки (2011) | Йоханнес Рицковски | Вольфганг Саваллиш | Блестящая классика 9231 |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Джонсон, Брюс. «Концерты для валторны Рихарда Штрауса: вехи карьеры», The Horn Call 12, вып. 3, (октябрь 1981 г.): 58-67.
- ^ Алан Джефферсон, Жизнь Рихарда Штрауса (Ньютон Эббот, Великобритания: Дэвид и Чарльз, 1973).
- ^ Норман Дель Мар , Рихард Штраус: Критический комментарий к его жизни и творчеству, Том 1, Фабер и Фабер, Лондон (1986). ISBN 978-0-571-25097-4, стр. 20 (письмо перефразировано Дель Маром).
- ^ Дель Мар, цит.
- ^ Сепаратор, Франц (2003) «Хроники Рихарда Штрауса», Verlag Dr Richard Strauss Gmbh, Вена, ISBN 3-901974-01-6 . Страницы 423, 503 и 520.
Источники
[ редактировать ]- Логан Бонатон, История и практика исполнения Концерта № 1 для валторны Рихарда Стаусса (опус 11.)
- Норман Дель Мар, Рихард Штраус: критический комментарий к его жизни и творчеству, Том 1. Фабер и Фабер, Лондон, второе издание 1985 (1961), ISBN 978-0-571-25096-7 .
- Оскар Франц и Рихард Штраус на валторне в конце девятнадцатого века, Джон Эриксон , Студия валторны Университета штата Аризона.
- Рихард Штраус: Два концерта для валторны с оркестром , Гэри А. Грин, диссертация, Университет Батлера , январь 1978 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для валторны № 1 (Штраус) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- живого выступления Видео Стефана Дора (валторна) с Оклендским филармоническим оркестром под управлением Тадааки Отака .