Валторный концерт № 2 (Штраус)
Концерт для валторны № 2 | |
---|---|
Концерт Рихарда Штрауса | |
![]() Рог Денниса Брэйна | |
Английский | Второй концерт ми-бемоль мажор для валторны с оркестром. |
Родное имя | Второй концерт ми-бемоль мажор для валторны с оркестром |
Ключ | Ми-бемоль мажор |
Каталог | ТрВ 283 |
Составленный | Завершено 28 ноября 1942 г. |
Преданность | В память о моем отце |
Выполненный | 11 августа 1943 года, Готфрид фон Фрейберг (валторна), Карл Бём (дирижер) с Венским филармоническим оркестром на Зальцбургском фестивале. |
Подсчет очков |
|
Рихард Штраус сочинил свой Концерт для валторны № 2 ми-бемоль мажор ( TrV 283), живя в Вене в 1942 году. Премьера произведения состоялась в 1943 году на Зальцбургском фестивале , а запись была сделана в 1944 году, оба с соло валторны Готфрида фон Фрайберга . Партитура была опубликована лондонским издательством Boosey & Hawkes в 1950 году. Ее подхватил и популяризировал британский валторнист Деннис Брэйн . С тех пор он стал самым исполняемым и записываемым валторническим концертом ХХ века. [ нужна ссылка ]
История состава
[ редактировать ]Премьера оперы Штрауса «Каприччио» состоялась 28 октября 1942 года. Штраус писал: «Работа моей жизни завершилась Каприччио . Какие бы заметки я ни записывал сейчас, они не имеют никакого отношения к истории музыки». [ 1 ] Через пару дней он поехал в Вену, где должен был пробыть более шести месяцев. [ 2 ] Концерт для валторны, похоже, был написан очень быстро: в его записной книжке указано, что черновик был закончен 11 ноября, а окончательная партитура — две недели спустя, 28-го (в конце он добавил пометку «В прекрасном доме в Вене»). ). Партитура с автографом указывает, что она посвящена «Памяти моего отца», хотя в опубликованную версию это не вошло. Скорость сочинения может отражать то, что он уже давно об этом думал, когда ведущий валторнист Мюнхена профессор Йозеф Зуттнер много лет назад попросил его написать второй концерт. [ 3 ] Штраус также упомянул второй концерт в программном списке, написанном в 1941 году. [ 4 ] [ 5 ]
С момента завершения «Альпийской симфонии» в 1915 году до 1942 года Штраус почти полностью посвятил себя оперным произведениям, без каких-либо существенных оркестровых произведений. Немногочисленные оркестровые произведения этого периода включают балет «Шлагоберс» (1922), две сюиты Куперена ( Танцевальная сюита 1923 года и Дивертисмент 1941 года ) и «Японская фестивальная музыка» (1940). Второй концерт для валторны был первым в серии поздних произведений, часто называемых его « Бабьем летом» , которые включают «Метаморфозен» , его концерт для гобоя , дуэт-концертино для кларнета и фагота , заканчивающийся его «Четырьмя последними песнями», написанными незадолго до его смерти в 1949 году. он не дал номера опуса Ни одному из этих поздних произведений , и ни один из них не был опубликован при его жизни.
В конце 1942 года семья Штраусов жила не в лучшем положении. У его жены Полины возникли проблемы со зрением, а у Рихарда развился серьезный грипп. [ 6 ] Безопасность его еврейской невестки Алисы и внуков оставалась под угрозой: одной из причин пребывания в Вене была защита, оказываемая нацистским губернатором Вены Бальдуром фон Ширахом , который был большим поклонником Штрауса и его музыки. Массовые депортации евреев начались в 1941 году. Летом 1942 года Штраус был вовлечен в безуспешные попытки своего сына Франца и Алисы помочь ее родственникам эмигрировать в Швейцарию. Сам Штраус посетил концентрационный лагерь Терезиенштадт , где приветствовал охранников СС словами «Я — композитор Рихард Штраус» и был должным образом отослан, не имея возможности увидеться с родственниками Алисы, находившимися там в заключении (26 еврейских родственников Алисы должны были умереть до того, как конец войны). [ 7 ] Норман Дель Мар писал в 1972 году: «Действительно трудно поверить, что это работа депрессивного старика, живущего в страхе перед позором со стороны властей охваченной войной страны, настолько легкий и беззаботный стиль он уловил». [ 8 ] Ясно, что сочинение давало ему возможность уйти от неопределенности и ужасов, разворачивавшихся вокруг него. Это также отражало его эстетику, согласно которой искусство и культура были высшим достижением человечества, выходящим за рамки истории. В 1900 году он написал Des песню Уланда « Dichters Abendgang » («Вечерняя прогулка поэта»), в которой выражалась точка зрения: «Когда скатываются темные тучи… Ты несешь в себе благословение песни. Свет, который ты видел». там, Нежно светит тебе на темных путях».
История выступлений
[ редактировать ]
Премьера состоялась на Зальцбургском фестивале 11 августа 1943 года с валторнистом Готфридом фон Фрейбергом в качестве солиста и Карлом Бёмом, дирижирующим Венским филармоническим оркестром . [ 9 ] Та же самая комбинация зафиксировала это вскоре после этого. Сам Рихард Штраус на премьере не присутствовал, но был на фестивале ранее и уехал 9 августа, проведя несколько полностью моцартовских концертов, и вернулся домой в Гармиш . Однако во время своего пребывания он работал с Бёмом и Готфридом: подписанная рукопись с автографом, использованная для премьеры, датирована 8 августа. Концерт был сыгран во второй раз 26 мая 1944 года, на валторне играли Макс Зимолонг и Карл Эльмендорф, дирижировали. Государственная капелла Дрездена . [ 10 ] Британский валторнист Деннис Брэйн исполнил ее с Венским филармоническим оркестром в 1948 году, позже записав ее с Филармоническим оркестром под управлением Вольфганга Заваллиша . Премьера в США состоялась 8 октября 1948 года с солистом Энтони Мирандой и Маленьким оркестром Нью-Йорка под управлением Томаса Шермана, а год спустя в Тэнглвуде с валторной Джеймсом Стальяно и Бостонским симфоническим оркестром под управлением Элеазара де Карвалью . Концерт стал самым исполняемым из духовых концертов 20-го века (он дважды исполнялся в финале конкурса молодых музыкантов BBC : в 1988 году победителем Дэвидом Пайеттом и в 2016 году Беном Гольдшайдером, занявшим второе место).
Структура
[ редактировать ]Концерт написан в консервативном стиле, который обращается к музыкальному миру его подростковых лет, представленному его первым валторным концертом , завершенным в 1883 году. Штраус следует типичной структуре классических концертов «быстро-медленно-быстро», с тремя части ми-бемоль мажор, ля-бемоль мажор и ми-бемоль мажор.
- Аллегро
- Едем на мотоцикле
- Рондо : Аллегро танто
Юрген Мэй пишет:
Тем не менее, существуют «штраусовские» мелодические формы, гармонические последовательности и ритмические характеристики, раскрывающие личность их создателя. Композитор оглядывается на эстетику прошлого с точки зрения человека, пережившего смену парадигм девятнадцатого и двадцатого веков. В этом отношении произведение можно назвать постмодернистским. [ 11 ]
Норман Дель Мар писал, что «... пьеса имела исключительный успех от начала до конца. Именно свобода и оригинальность формы, особенно во вступительном аллегро, раскрывают опытного мастера по сравнению с первым концертом». В то время как внешние части виртуозны, средняя часть представляет собой «миниатюру с прекрасными пропорциями и особенно хорошо задумана как отдых для солиста между требовательными внешними частями». [ 12 ]
Записи
[ редактировать ]Было много записей этого произведения. Первая общедоступная запись была сделана Деннисом Брэйном в 1957 году с Филармоническим оркестром под управлением Вольфганга Саваллиша. Однако недавно стала доступна запись мировой премьеры 1944 года. В настоящее время доступны с оркестровым сопровождением:
Название компакт-диска и дата выпуска (если известно) | Валторнист | Оркестр и дирижер | Этикетка и ссылка |
---|---|---|---|
Моцарт: Серенада No. 13 соль мажор, К525 «Маленькая ночная музыка» и др. | Готфрид фон Фрайберг | Венская филармония , Карл Бём | Орфей - C376941B |
Деннис Брэйн: Основная коллекция, том 5 (2014) | Деннис Брэйн | Филармонический оркестр , Вольфганг Заваллиш | Документы 299708 |
Зденек Тылшар: Рихард Штраус / Франц Штраус / Моцарт: Концерты для валторны (2006) | Зденек Тылшар | Чешская филармония , Вацлав Нейман | Супрафон СУ 3892-2 |
Рихард Штраус: Концерт для гобоя; Второй концерт для валторны | Жорж Барботеу | Бамбергский симфонический оркестр , Теодор Гушльбауэр | Эрато: STU 70390 |
Самые красивые валторнические концерты (2009) | Герман Бауманн | Симфонический оркестр WDR Кёльн , Гюнтер Ванд | Профиль Медиа PH08075 |
Штраус: Валторнские концерты № 1 и 2 (2013) | Мари-Луиза Нойнекер | Бамбергский симфонический оркестр , Инго Мецмахер | ЭМИ 7235472 |
Рихард Штраус: Валторнские концерты 1 и 2 (1997) | Рональд Янезич | Венский филармонический оркестр , Андре Превен | Дойче Граммофон E4534832 |
Штраус - Концерты (1999) | Барри Таквелл | Лондонский симфонический оркестр , Иштван Кертес | Декка E4602962 |
Штраус: Концерт для валторны № 1 ми-бемоль мажор, соч. 11 и т. д. | Барри Таквелл | Королевский филармонический оркестр , Владимир Ашкенази. | Австралийское красноречие: ELQ4762699 |
Р. Штраус: Концерты для валторны 1 и 2, Концерт для гобоя (2006) | Герман Бауманн | Лейпцигский оркестр Gewandhaus , Курт Мазур | Филипс: 4769188 |
Р. Штраус: Оркестровые произведения и концерты (2014) | Майрон Блум | Кливлендский оркестр , Джордж Селл | Сони: 88883798632 |
Даниэль Баренбойм, дирижирует Р. Штраус (2010) | Дейл Клевенджер | Чикагский симфонический оркестр , Даниэль Баренбойм | Апекс 2564679408 |
Р. Штраус: Полное собрание сочинений для оркестра (2013) | Питер Дам | Государственная капелла Дрездена , Рудольф Кемпе | Уорнер Классикс: 4317802 |
Рихард Штраус: Оркестровые произведения (2011) | Норберт Гауптманн | Берлинский филармонический оркестр , Герберт фон Караян | Дойче Граммофон DG 4779814 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Май 2010 г. , с. 179.
- ^ Сепаратор 2003 , с. 617.
- ^ Пицка 2000 .
- ^ Штраус 1953 , с. 110.
- ^ Грин 1978 , с. 32.
- ^ Дель Мар, с. 412. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Kater 2000 , p. 255.
- ^ Дель Мар, с. 407. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Сепаратор 2003 , с. 622.
- ^ Сепаратор 2003 , с. 625.
- ^ Май 2010 г. , с. 181.
- ^ Дель Мар, стр. 407–408. [ неполная короткая цитата ]
Источники
- Мэй, Юрген (2010). «Последние работы». В Чарльзе Юмансе (ред.). Кембриджский компаньон Рихарда Штрауса . Кембриджские спутники музыки. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 195–212. ISBN 978-0-521-72815-7 .
- Грин, Гэри (1978). Двухвалторные концерты Рихарда Штрауса (кандидатская диссертация). Индиана: Университет Батлера .
- Катер, Майкл (2000). Композиторы нацистской эпохи: восемь портретов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195152869 .
- Пицка, Ганс (2000): «Рихард Штраус: Валторновые концерты – некоторые мысли и факты»
- Штраус, Рихард (1953). Вилли Шу (ред.). Воспоминания и размышления . Перевод Э. Дж. Джоуренса. Лондон: Бузи и Хоукс .
- Сепаратор, Франц . Хроники Рихарда Штрауса , Verlag Dr Richard Strauss Gmbh, Вена, 2003. ISBN 3-901974-01-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гурвиц, Дэвид (2014). Рихард Штраус: Руководство пользователя . Милуоки: Амадеус Пресс, ISBN 978-1-57467-442-2 .
- Уорфилд, Скотт (2003). «От« слишком большого количества произведений »к« упражнениям для запястий »: абстрактные инструментальные композиции Рихарда Штрауса», глава 6 в книге Марка-Дэниела Шмида (редактор) «The Richard Strauss Companion» , Прегер, Вестпорт, Коннектикут, Лондон. ISBN 0-313-27901-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Валторный концерт № 2, TrV 283 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур