Jump to content

Тональные стихи (Штраус)

Рихард Штраус в 1888 году.

Тональные поэмы Рихарда Штрауса считаются высшим достижением программной музыки во второй половине XIX века, расширяя ее границы и поднимая концепцию реализма в музыке на беспрецедентный уровень. В этих произведениях он расширил выразительный диапазон музыки, изображая предметы, которые зачастую считались непригодными для музыкального изображения. Как отмечает Хью Макдональд в « Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув» : «В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, эти произведения считались авангардом модернизма ». [ 1 ]

Список (в порядке номера опуса)

[ редактировать ]

Обратите внимание, что «Макбет» на самом деле был написан до «Дон Жуана» и «Смерти и преображения» , но премьера состоялась после них обоих.

Покинув Мюнхенский университет в 1883 году, Штраус уехал в Дрезден, затем в Берлин, где услышал Ганса фон Бюлова в качестве пианиста и дирижера Майнингенского оркестра . Штрауса Бюлов исполнил «Серенаду» и заказал молодому композитору еще одно произведение. Это произведение, Сюита си-бемоль, стало дебютом Штрауса как дирижера в 1884 году, когда Бюлов сообщил ему, что он будет руководить в ней Майнингенским оркестром без репетиции. В следующем году Штраус стал помощником дирижера Майнингенского оркестра, посещая все репетиции Бюлова с карандашом и бумагой в руках. [ 2 ]

Бюлов познакомил Штрауса с «музыкой будущего» благодаря знакомству с Александром Риттером , композитором и скрипачом, который женился на племяннице Рихарда Вагнера и сам написал шесть симфонических стихотворений, подобных стихотворениям Ференца Листа . [ 1 ] Штраус, возможно, уже отвернулся от консервативного стиля музыки под влиянием музыки Иоганна Брамса , который он писал до этого момента. Тем не менее через Риттера он познакомился с симфоническими стихами Листа. Вскоре он начал выдвигать лозунг «Новые идеи должны искать новые формы» как центральный в симфонических произведениях Листа, и с этого момента он считал абстрактную сонатную форму не более чем «полой оболочкой». [ 3 ] Штраус покинул Майнинген в 1886 году и занял дирижерскую должность в Мюнхене , что позволяло ему регулярно проводить вечера «обмениваться благородными идеями и слушать учения Листиана Риттера», переехавшего в Мюнхен в сентябре 1886 года. [ 3 ]

Прежде чем занять свой пост в Мюнхене, Штраус провел несколько недель в туре по Италии, во время которого сделал свой «первый нерешительный шаг» в написании программной музыки, сочинив эскизы для Aus Italien . [ 3 ] Поскольку его обязанности в Мюнхене были легче, чем в Майнингене, у Штрауса также появилось больше времени для размышлений о музыке и эстетике, в то время как его дружба с Риттером углублялась. Он убедился, что в обязанность художника входит создание «новой формы для каждого нового предмета», и обратился к этой проблеме в «Макбете» , произведении, которое станет его первой полноценной тональной поэмой. Через восемь месяцев после завершения он напишет «Дон Жуана» . Его премьера принесла Штраусу репутацию модерниста. [ 3 ]

Продолжая делать себе имя как дирижер и композитор, Штраус продолжал стабильно писать тональные стихотворения на протяжении 1880-х годов. Он взял шестилетний перерыв в форме, пока работал над своей первой оперой «Гунтрам» , но провал оперы показал Штраусу, что еще многое предстоит освоить, когда дело доходит до повествования в чисто оркестровой форме. Большинство тональных стихотворений, написанных после этого перерыва, значительно длиннее и масштабнее по своим оркестровым требованиям, чем их предшественники. [ 4 ] К 1898 году он написал «Тиль Уленшпигель» , «И говорил Заратустра» , « Дон Кихот» и «Жизнь героя» . [ 5 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Штраус писал на самые разные темы, некоторые из которых ранее считались непригодными для положения на музыку, включая литературу, легенды, философию и автобиографии. При этом он поднял оркестровую технику на новый уровень сложности, доведя реализм оркестрового изображения до беспрецедентных размеров, расширив выразительные функции программной музыки, а также расширив ее границы. [ 1 ] Благодаря его виртуозному использованию оркестровки, описательная сила и яркость этих произведений чрезвычайно выражены. Обычно он использует большой оркестр, часто с дополнительными инструментами, и часто использует инструментальные эффекты для четкой характеристики, например, изображая блеяние овец с помощью медных духовых инструментов, а также трепещущие трости в «Дон Кихоте» . [ 1 ]

Также стоит отметить обращение Штрауса с формой, как в использовании им тематической трансформации , так и в его обращении с несколькими темами в замысловатом контрапункте . Использование вариационной формы в «Дон Кихоте» реализовано исключительно хорошо. [ 1 ] как и использование им формы рондо в «Тилле Уленшпигеле» . [ 1 ] Как отмечает Хью Макдональд в « Новой роще » (1980), «Штраус любил использовать простую, но описательную тему — например, трехнотный мотив в начале «Также говорит Заратустра » или шагающие, энергичные арпеджио , чтобы передать мужественные качества его герои - медовые, хроматические и, как правило, богатые, и ему часто нравятся теплота и безмятежность диатонической гармонии . бальзам после обильных хроматических текстур, особенно в конце « Дон Кихота» , где соло виолончели имеет чрезвычайно красивую ре-мажорную трансформацию главной темы». [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Макдональд, Нью-Гроув (2001) , 24:805.
  2. ^ Гиллам, Нью-Гроув (2001) , 24:498.
  3. ^ Jump up to: а б с д Гиллам, Нью-Гроув (2001) , 24:499.
  4. ^ Гиллам, Нью-Гроув (2001) , 24:506.
  5. ^ Гиллам, Нью-Гроув (2001) , 500.

Библиография

[ редактировать ]
  • Сэди, Стэнли; Тиррелл, Джон (2001). Новый словарь музыки и музыкантов Grove . ISBN  0-333-60800-3 .
    • Гиллам, Брайан, «Штраус, Ричард (Георг)».
    • Макдональд, Хью, «Симфоническая поэма».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e04d306338e7fdb86043fe708a486808__1707829740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/08/e04d306338e7fdb86043fe708a486808.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tone poems (Strauss) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)