Тональные стихи (Штраус)
Тональные поэмы Рихарда Штрауса считаются высшим достижением программной музыки во второй половине XIX века, расширяя ее границы и поднимая концепцию реализма в музыке на беспрецедентный уровень. В этих произведениях он расширил выразительный диапазон музыки, изображая предметы, которые зачастую считались непригодными для музыкального изображения. Как отмечает Хью Макдональд в « Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув» : «В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, эти произведения считались авангардом модернизма ». [ 1 ]
Список (в порядке номера опуса)
[ редактировать ]- Из Италии , соч . 16 (1886)
- Дон Жуан , соч. 20 (1888)
- Макбет , соч. 23 (1888)
- , соч Смерть и Преображение . 24 (1889)
- Тиля Уленшпигеля » « Веселые шалости , соч. 28 (1895)
- Так говорил Заратустра ( Так говорил Заратустра ), соч. 30 (1896)
- Дон Кихот , соч. 35 (1897)
- , соч Жизнь героя . 40 (1898)
- Домашняя симфония , соч. 53 (1903)
- Альпийская . симфония , соч 64 (1915)
Обратите внимание, что «Макбет» на самом деле был написан до «Дон Жуана» и «Смерти и преображения» , но премьера состоялась после них обоих.
История
[ редактировать ]Покинув Мюнхенский университет в 1883 году, Штраус уехал в Дрезден, затем в Берлин, где услышал Ганса фон Бюлова в качестве пианиста и дирижера Майнингенского оркестра . Штрауса Бюлов исполнил «Серенаду» и заказал молодому композитору еще одно произведение. Это произведение, Сюита си-бемоль, стало дебютом Штрауса как дирижера в 1884 году, когда Бюлов сообщил ему, что он будет руководить в ней Майнингенским оркестром без репетиции. В следующем году Штраус стал помощником дирижера Майнингенского оркестра, посещая все репетиции Бюлова с карандашом и бумагой в руках. [ 2 ]
Бюлов познакомил Штрауса с «музыкой будущего» благодаря знакомству с Александром Риттером , композитором и скрипачом, который женился на племяннице Рихарда Вагнера и сам написал шесть симфонических стихотворений, подобных стихотворениям Ференца Листа . [ 1 ] Штраус, возможно, уже отвернулся от консервативного стиля музыки под влиянием музыки Иоганна Брамса , который он писал до этого момента. Тем не менее через Риттера он познакомился с симфоническими стихами Листа. Вскоре он начал выдвигать лозунг «Новые идеи должны искать новые формы» как центральный в симфонических произведениях Листа, и с этого момента он считал абстрактную сонатную форму не более чем «полой оболочкой». [ 3 ] Штраус покинул Майнинген в 1886 году и занял дирижерскую должность в Мюнхене , что позволяло ему регулярно проводить вечера «обмениваться благородными идеями и слушать учения Листиана Риттера», переехавшего в Мюнхен в сентябре 1886 года. [ 3 ]
Прежде чем занять свой пост в Мюнхене, Штраус провел несколько недель в туре по Италии, во время которого сделал свой «первый нерешительный шаг» в написании программной музыки, сочинив эскизы для Aus Italien . [ 3 ] Поскольку его обязанности в Мюнхене были легче, чем в Майнингене, у Штрауса также появилось больше времени для размышлений о музыке и эстетике, в то время как его дружба с Риттером углублялась. Он убедился, что в обязанность художника входит создание «новой формы для каждого нового предмета», и обратился к этой проблеме в «Макбете» , произведении, которое станет его первой полноценной тональной поэмой. Через восемь месяцев после завершения он напишет «Дон Жуана» . Его премьера принесла Штраусу репутацию модерниста. [ 3 ]
Продолжая делать себе имя как дирижер и композитор, Штраус продолжал стабильно писать тональные стихотворения на протяжении 1880-х годов. Он взял шестилетний перерыв в форме, пока работал над своей первой оперой «Гунтрам» , но провал оперы показал Штраусу, что еще многое предстоит освоить, когда дело доходит до повествования в чисто оркестровой форме. Большинство тональных стихотворений, написанных после этого перерыва, значительно длиннее и масштабнее по своим оркестровым требованиям, чем их предшественники. [ 4 ] К 1898 году он написал «Тиль Уленшпигель» , «И говорил Заратустра» , « Дон Кихот» и «Жизнь героя» . [ 5 ]
Характеристики
[ редактировать ]Штраус писал на самые разные темы, некоторые из которых ранее считались непригодными для положения на музыку, включая литературу, легенды, философию и автобиографии. При этом он поднял оркестровую технику на новый уровень сложности, доведя реализм оркестрового изображения до беспрецедентных размеров, расширив выразительные функции программной музыки, а также расширив ее границы. [ 1 ] Благодаря его виртуозному использованию оркестровки, описательная сила и яркость этих произведений чрезвычайно выражены. Обычно он использует большой оркестр, часто с дополнительными инструментами, и часто использует инструментальные эффекты для четкой характеристики, например, изображая блеяние овец с помощью медных духовых инструментов, а также трепещущие трости в «Дон Кихоте» . [ 1 ]
Также стоит отметить обращение Штрауса с формой, как в использовании им тематической трансформации , так и в его обращении с несколькими темами в замысловатом контрапункте . Использование вариационной формы в «Дон Кихоте» реализовано исключительно хорошо. [ 1 ] как и использование им формы рондо в «Тилле Уленшпигеле» . [ 1 ] Как отмечает Хью Макдональд в « Новой роще » (1980), «Штраус любил использовать простую, но описательную тему — например, трехнотный мотив в начале «Также говорит Заратустра » или шагающие, энергичные арпеджио , чтобы передать мужественные качества его герои - медовые, хроматические и, как правило, богатые, и ему часто нравятся теплота и безмятежность диатонической гармонии . бальзам после обильных хроматических текстур, особенно в конце « Дон Кихота» , где соло виолончели имеет чрезвычайно красивую ре-мажорную трансформацию главной темы». [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Сэди, Стэнли; Тиррелл, Джон (2001). Новый словарь музыки и музыкантов Grove . ISBN 0-333-60800-3 .
- Гиллам, Брайан, «Штраус, Ричард (Георг)».
- Макдональд, Хью, «Симфоническая поэма».