Jump to content

Любовь Данаи

Любовь Данаи
Опера Рихарда Штрауса
Композитор читает партитуру, 1945 год.
Либреттист Джозеф Грегор
Язык немецкий
На основе Эскиз Гуго фон Гофмансталя «Даная, или Брак по расчету» (1920)
Премьера

Die Liebe der Danae ( «Любовь к Данае ») — опера в трёх действиях Рихарда Штрауса на немецкое либретто Йозефа Грегора , написанное в феврале 1937 года и основанное на эскизе, написанном в 1920 году в стиле Жака Оффенбаха . сатирических произведений [ 1 ] «Даная, или Брак по расчету», Гуго фон Гофмансталь . [ 2 ] Штраус работал над партитурой в 1937, 1938 и 1939 годах, хотя он был занят завершением «Дафны» , разработкой идей с Грегором и, наконец, заменой его в качестве либреттиста «Каприччио» , а затем скончался от болезни, что привело к отсрочке на несколько месяцев до 1940 года. Окончательно опера была закончена 28 июня 1940 года. [ 3 ]

Однако по ряду причин, включая мнение Штрауса о том, что провал «Женщины без тени» , как он выразился, был вызван тем, что «была поставлена ​​в немецких театрах слишком рано после последней войны». [ 4 ] композитор отказался разрешить Клеменсу Крауссу , которому он гарантировал право дирижировать первыми спектаклями, поставить его раньше, чем через два года после войны. [ 4 ]

Опера представляет собой гениальную смесь комедии и греческой мифологии, а заключительный акт «содержит лучшую музыку оперы, и этот факт признал Штраус». [ 5 ]

История выступлений

[ редактировать ]

Вопреки его первоначальному отказу разрешить первое исполнение до окончания войны, похоже, что Штраус предоставил Клеменсу Крауссу еще в ноябре 1942 года разрешение исполнить оперу в рамках Зальцбургского фестиваля . В письме композитору Краусс заявляет: «Затем я представлю это произведение на его первое исполнение в честь вашего 80-летия», которое состоится 11 июня 1944 года. [ 6 ]

Были приняты меры для представлений в середине августа 1944 года, но после заговора 20 июля с целью убийства Гитлера объявил Йозеф Геббельс «тотальную войну» и закрыл все театры в Третьем рейхе, в результате чего спектакль не был разрешен к публичной постановке. Однако нацисты разрешили провести единственную генеральную репетицию в Зальцбурге, которую провел Клеменс Краусс 16 августа, чтобы Штраус и приглашенная публика могли услышать исполнение произведения. Во время оркестровой репетиции перед частным выступлением Штраус спустился к оркестровому поручню, чтобы внимательно послушать прекрасную финальную интермедию последнего акта. Рудольф Хартманн, оригинальный продюсер оперы, написал об инциденте:

К концу второй сцены (акт 3) Штраус встал и спустился в первый ряд партера. Его безошибочно узнаваемая голова выделялась одиноким силуэтом на фоне света, поднимающегося из ямы. Венцы играли чудесную интерлюдию перед последней сценой («Отречение Юпитера», как однажды назвал ее Штраус) с непревзойденно прекрасным звуком. Совершенно неподвижно, совершенно не обращая внимания на все остальное, он стоял и прислушивался. [ 7 ]

Далее Хартманн описал, как во время представления те, кто был свидетелем этой сцены, (были)

были глубоко тронуты и взволнованы до глубины души, ощутили почти физическое присутствие нашей божественности, искусства... Несколько мгновений глубокой тишины последовали после того, как затихли последние ноты... Краус произнес несколько предложений, обрисовывая значение этих последних дней в Зальцбурге . Штраус взглянул через перила ямы, поднял руки в знак благодарности и обратился к оркестру задыхающимся от слез голосом: «Возможно, мы встретимся снова в лучшем мире». Он не мог больше ничего сказать... Молчаливые и глубоко тронутые, все присутствующие оставались неподвижными, когда он вышел из зала. [ 7 ]

В последние годы это произведение исполнялось лишь спорадически, в основном из-за значительных вокальных требований и сложности сценических постановок. Тем не менее ценители Штрауса склонны относиться к этому произведению с особым уважением. Выдающийся критик и биограф Штрауса Майкл Кеннеди писал:

Обработка многих тем и мотивов поразительно изобретательна, оркестровые краски сияют и сияют – греческим золотом и средиземноморским солнечным светом... «Любовь Даная» не заслуживает такого пренебрежения. Уже один третий акт возводит его в ранг Штрауса первого ранга. [ 8 ]

Первое публичное выступление, также под руководством Краусса, состоялось в Kleines Festspielhaus во время Зальцбургского фестиваля 14 августа 1952 года, после смерти Штрауса в 1949 году. Затем оно было дано в Королевском оперном театре в Лондоне 16 сентября 1953 года под руководством Рудольфа Кемпе . Первое американское выступление состоялось в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе 10 апреля 1964 года. Оно было дано в рамках летних фестивальных сезонов 1982 и 1985 годов Оперным театром Санта-Фе под управлением основателя компании и давнего энтузиаста Штрауса Джона Кросби . В марте 2009 года опера Земпера в Дрездене дала три исполнения оперы. [ 9 ] В 2006 году Рене Флеминг записала финальную интерлюдию и арию Данаи из третьего акта с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева для компакт-диска Decca под названием Homage: The Age of the Diva . В 2011 году на фестивале Bard SummerScape была поставлена ​​новая постановка оперы с Миган Миллер в главной роли, с Американским симфоническим оркестром под управлением Леона Ботштейна и под руководством Кевина Ньюбери; [ 10 ] он также был записан и выпущен коммерчески в цифровом формате.

Роли, типы голоса, премьерный состав
Роль Тип голоса Премьерный состав
16 августа 1944 г. (генеральная репетиция).
Дирижер: Клеменс Краусс
Актерский состав публичной премьеры
14 августа 1952 г.
Дирижер: Клеменс Краусс
Юпитер баритон Ганс Хоттер Пол Шеффлер
Merkur (Меркурий ) тенор Франц Кларвейн Джозеф Траксел
Поллукс , король Эоса тенор Карл Остертаг Ласло Семере
Даная , его дочь сопрано Виорика Урсуляк Аннелис Куппер
Ксанте, ее служанка сопрано Ирмгард Хэндлер Энни Фельбермайер
Мидас , царь Лидии тенор Хорст Таубманн Йозеф Гостич
Четыре королевы:
Семела
Европа
Алкмена
Вести

сопрано
сопрано
меццо-сопрано
контральто

Мод Куниц
Стефания Фратник
Мария Корнелиус
Анка Елачич

Доротея Зиберт
Эстер Рети
Джорджина фон Милинкович
Зиглинде Вагнер
Четыре короля, племянники Поллукса 2 тенора, 2 баса Йозеф Троян-Регар
Уолтер Карнат
Георг Вейтер
Франц Тео Рейтер
Август Яреш
Эрих Майкут
Харальд Прегльхоф
Франц Бирбах
Четыре охранника басы
Кредиторы, слуги и последователи Поллукса и Данаи, люди

Краткое содержание

[ редактировать ]

Даная, чей отец, король Поллукс, обанкротился и окружен кредиторами, мечтает о богатом муже в виде дождя золотого дождя. Королевские послы возвращаются с новостями о том, что Мидас, способный превратить все в золото, согласился добиться расположения Данаи, и объявляется о его прибытии в гавань. Даная принимает незнакомца, который является Мидасом, замаскированным под его собственного слугу. Странно тянутся друг к другу, они направляются в гавань, где предполагаемый царь Мидас (на самом деле Юпитер, преследующий еще одно женское завоевание) приветствует Данаю. Юпитер готовится к свадьбе с Данаей, но, опасаясь, что его жена Юнона узнает об этом, вынуждает Мидаса заменить его на церемонии. Когда Даная и Мидас обнимаются, она превращается в золотую статую, и Юпитер объявляет ее своей божественной невестой. Однако ее голос призывает смертного Мидаса, она возвращается к жизни, а влюбленные исчезают во тьме. Юпитер объявляет, что она будет проклята бедностью. Мидас, вернувшийся к своей прежней жизни в качестве погонщика ослов, раскрывает Даная о своем нарушенном договоре с Юпитером, но Даная признает, что ее сердце завоевала любовь, а не его золотой плащ. Юпитер расплачивается с кредиторами Поллукса золотым дождем и, понимая, что Даная — нечто гораздо большее, чем мимолетная любовная фантазия, предпринимает последнюю отчаянную попытку вернуть ее. Однако она дарит ему заколку для волос, свое последнее золотое имущество, и бог трогательным прощанием принимает его потерю.

Год В ролях: Юпитер,
Меркурий,
Поллукс,
Даная
Дирижер,
Оперный театр и оркестр
Этикетка [ 11 ]
1952 Пол Шеффлер,
Джозеф Траксель,
Ласло Семере,
Аннелис Куппер
Клеменс Краусс ,
Венская филармония и
Хор Венской государственной оперы
(Запись выступления с Зальцбургского фестиваля , 14 августа)
Компакт-диск: Мелодрама
Кот: 37061;
Орфей
Кот: C 292 923
2000 Питер Коулман-Райт ,
Майкл Хендрик,
Уильям Льюис ,
Лорен Фланиган
Леон Ботштейн ,
Американский симфонический оркестр и Концертный хорал Нью-Йорка
(Запись концертного выступления в Эйвери Фишер Холл , Нью-Йорк, 16 января)
Компакт-диск: Теларк
Кот: CD 80570
2003 Франц Грундхебер ,
Роберт Чафин,
Пол Макнамара,
Мануэла Уль
Ульрих Виндфур ,
Кильский филармонический оркестр и Кильский оперный хор
(Запись двух концертных выступлений в Килерском замке , Киль, 2 и 11 апреля)
компакт-диск: cpo
Кот: 999967-2
2006 Норман Бэйли ,
Эмиль Белкорт,
Джон Добсон,
Арлин Сондерс
Чарльз Маккеррас ,
Симфонический оркестр BBC и Оперный хор BBC
(Записано 2 апреля 1980 г.)
Компакт-диск: Гала
Кот: GL 100.794
2011 Марк Делаван ,
Томас Блондель,
Буркхард Ульрих,
Мануэла Уль
Эндрю Литтон,
Оркестр и хор Немецкой оперы в Берлине ,
(Запись на спектакле в Берлине. Режиссер-постановщик Кирстен Хармс )
DVD: Артхаус Музыка,
Кот: 101 580
Blu-ray: Музыка Артхауса,
Кот: 108 032

Примечания

  1. ^ Конрад / Шмидт 2014
  2. ^ Бойден, с. 327
  3. ^ Бойден, стр. 327–339.
  4. ^ Перейти обратно: а б Бойден, с. 339
  5. ^ Бойден, с. 350
  6. ^ Бойден, с. 349
  7. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 1999, с. 354
  8. ^ Кеннеди 1999, с. 356
  9. ^ Operabase Данные о производительности [ нужна полная цитата ]
  10. ^ Дэвис 2011 .
  11. ^ «Записи Die Liebe der Danae » . www.operadis-opera-discography.org.uk . Проверено 13 марта 2022 г.

Цитируемые источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd37c83c9812d926aeca07c6953968c1__1715691540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/c1/bd37c83c9812d926aeca07c6953968c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Die Liebe der Danae - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)