Рабочий человек
Рабочий человек | |
---|---|
Ложь Рихарда Штрауса | |
![]() Разрушитель, Поль Синьяк (1898). | |
Английский | Рабочий |
Каталог | ТрВ 189 |
Опус | 39, № 3 |
Текст | Поэма Рихарда Демела |
Язык | немецкий |
Составленный | 12 июня 1898 года. |
Преданность | Фриц Зигер |
Подсчет очков | Голос и фортепиано |
« Der Arbeitsmann » (англ. The Workman ) — авторская песня для голоса и фортепиано, написанная Рихардом Штраусом в 1889 году на стихи немецкого поэта Рихарда Дехмеля . Песня входит в сборник Fünf Lieder für hohe Singstimme mit Pianofortebegleitung (англ.: Пять песен для высокого голоса в сопровождении фортепиано ). Штраус оркестровал песню в 1918 году.
История состава
[ редактировать ]Штраус включил 11 стихотворений немецкого поэта Рихарда Дехмеля за период 1895-1901 годов, четыре из них в его сборник Opus 39 ( Leises Lied , Befreit и Lied am meinem Sohn - другие настройки Opus 39 Dehmel), а еще одно - оркестровую песню 1899 года Notturno. . Демель был противоречивой фигурой в Германии при кайзере Вильгельме II , социалисте, осужденном за богохульство в Берлине в 1897 году. [ 1 ] Он был ровесником Штрауса, и «Демель работал непосредственно на эстетической территории, занятой Штраусом». [ 2 ] Хотя Штраус мало интересовался политикой Демеля, он разделял ницшеанскую точку зрения, согласно которой человеческие жизни проживаются среди физических сил и контролируются ими. Хотя они переписывались в течение нескольких лет, они впервые встретились 23 марта 1899 года ( Гюго фон Хофмансталь сопровождал Демеля и также впервые встретился со Штраусом). [ 3 ]
По словам Нормана Дель Мара , «Штраус был последним, кто участвовал в социальных реформах, но когда дело касалось его искусства, он был столь же бесстрашен в использовании подстрекательских сюжетов. Поэтому, когда во время изучения Дехмеля его взгляд упал на Это волнующее стихотворение протеста, он не больше думал о неодобрении, которое оно могло вызвать, чем несколько лет спустя, по поводу сексуальных излишеств « Уайльда Саломеи» . Для него это было великолепное средство для этого. музыку, и из нее он написал одну из своих величайших песен, полную драматизма и пафоса». [ 4 ] Алан Джефферсон писал:
Der Arbeitsmann ... представляет собой жесткую и безжалостную среду для столь же грубых и резких слов, выражающих крайнюю горечь, в то время как персонаж стихотворения, который их произносит, кажется, хотя и вынужден выполнять самую жалкую и унизительную работу, но обладает некоторым образованием. Почти военный траурный марш фа минор, которым пронизана песня, имеет устрашающий... аккомпанемент для пианиста, чрезвычайно трудный в том виде, в котором он написан. Только последние два такта песни свободны от случайностей; и печальные и пессимистические гармонии, постоянно меняющиеся, олицетворяют тотальное несчастье и безнадежность рабочего. Лишь упоминание о прогулках в поле по воскресеньям приводит к мажорному вступлению - фа мажор - и нисходящим терциям с трелями, обозначающим совершенно свободных птиц. Но вскоре это снова превращается в отчаянные толчки фортепиано вниз, по мере того как оно становится все более яростным и интенсивным. Железо в душе певца, ибо время против него, время - за него - вышло из строя. [ 5 ]
Вслед за Штраусом несколько композиторов написали песни на стихи Демеля, в том числе Регер , Шёнберг , Сибелиус и Шимановский . Ганс Эрих Пфицнер также включил стихотворение Der Arbeitsmann в свой оп. 30 (4 песни) нет. 4 в 1922 году.
Тексты песен
[ редактировать ]
Стихотворение «Der Arbeitsmann» взято из сборника стихов Демеля под названием «Weib und Welt» («Женщина и мир»), который немецкий суд осудил как непристойный и кощунственный и приказал сжечь все его экземпляры. [ 6 ]
Рабочий человек | Рабочий [ 7 ] |
---|---|
У нас есть кровать, у нас есть ребенок, |
У нас есть кровать, у нас есть ребенок, |
Оркестровая аранжировка
[ редактировать ]В 1918 году Штраус оркестровал песню (завершена 19 декабря). Оркестровая песня впервые была исполнена на обеденном концерте в Берлине 20 апреля 1919 года в исполнении тенора Эрнста Крауса под управлением композитора, дирижирующего Берлинской филармонией . [ 8 ] Оркестровка великолепна: это одна из крупнейших сил, задействованных в его оркестровых песнях.
- Пикколо , Две флейты , два гобоя , английский рожок , э-флат -кларнет , два кларнета, два бассет-валторны , бас-кларнет , три фагота , контрабаст .
- Шесть валторн , две трубы , три тромбона , две тубы.
- Большой барабан , малый барабан
- Струны
Оркестровая версия песни была утеряна на значительный период времени. Во времена нацизма это было бы политически неприемлемо. Когда Норман Дель Мар писал свою биографию Штрауса в 1972 году, он наткнулся на письмо 1941 года бас-баритону Хансу Хоттеру , в котором упоминалась оркестровая версия песни, которая была у него в Вене, которая соответствовала бы голосу Хоттера. Дель Мар датирует оркестровку 1940 годом (предполагая, что Штраус написал ее совсем недавно, до письма Хоттера). Он написал: «... мучительно то, что на момент написания не было найдено никаких следов партитуры или частей или даже доказательств того, что оркестровая версия когда-либо была исполнена». [ 9 ] С тех пор партитура была найдена, песня исполнена и записана.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Старк Г. Запрещен в Берлине: литературная цензура в императорской Германии , 1871-1918, Berghahn Books, 2009, Нью-Йорк. ISBN 978-1-84545-570-5
- ^ Юманс, К. Развитие мировоззрения Рихарда Штрауса, глава 8 в книге Марка-Дэниела Шмида, Richard Strauss Companion , Praeger Publishers, Westfield CT, 2003, ISBN 0-313-27901-2 .page 88.
- ^ Обувь, страница 442.
- ^ Дель Мар, страница 314.
- ^ Джефферсон, страница 53.
- ^ Старк, страницы 250-251.
- ^ Джефферсон, страница 99.
- ^ Страницы-разделители 403 и 406.
- ^ Дель Мар, страницы 315-6.
Источники
- Норман Дель Мар , Рихард Штраус. Критический комментарий к его жизни и творчеству , Том 3, Лондон: Фабер и Фабер (2009) [1968] (второе издание), ISBN 978-0-571-25098-1 .
- Джефферсон, Алан. (1971) Песня Рихарда Штрауса , Кассель и компания, Лондон. ISBN 0-304-93735-5
- Шу, В. Рихард Штраус: Хроника первых лет 1864–1898 годов (перевод Мэри Виттал), Cambridge University Press, 1982. ISBN 0-521-24104-9 .
- Сепаратор, Франц (2003) Хроники Рихарда Штрауса , Verlag Dr Richard Strauss Gmbh, Вена, ISBN 3-901974-01-6 .